THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Для работы по новым ФГОС каждое образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, направленную на достижение обучающимися результатов освоения образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными стандартом. Частью образовательной программы является программа формирования универсальных учебных действий (УУД).

В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования бы-ли положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изученные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Л. Кольберга, Э. Эриксона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, Я. А. Пономарёва, А. Л. Венгера, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др.

Д. Б. Эльконин (1971) выделяет в подростковом возрасте два периода: младший подростковый возраст (12—14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личност-ное общение со сверстниками, и старший подростковый воз-раст, или раннюю юность (15—17 лет), где ведущей является учебно-профессиональная деятельность.

В подростковом возрасте в связи со становлением субъектности учебной деятельности регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество саморегуляции.

В подростковом возрасте формируется произвольная само-регуляция — осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия.

Развитие саморегуляции предполагает формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, инициа-тивность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды.

В программе формирования УУД значительное место занимают типовые задачи формирования всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В широком смысле термин универсальные учебные действия обозначает умение учиться, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного присвоения социального опыта. Регулятивные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К регулятивным УУД относятся следующие действия:

  1. Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать).
  2. Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий).
  3. Прогнозирование (предположение о том, какой результат получится в конце работы).
  4. Контроль (сравнение действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).
  5. Коррекция (внесение изменений, в результат своей деятельности исходя из оценки этого результата самим учеником, учителем, товарищами)
  6. Оценка (осознание того, что уже усвоено и того, что еще нужно усвоить: осознание качества и уровня усвоения).
  7. Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению пре-пятствий).

Развитие способности к регуляции своей деятельности применительно к подростковому возрасту должно быть рас-смотрено в трёх аспектах:

—формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект представляется особенно важным, поскольку имеет прямое отношение к процессу порождения личностно-го смысла и мотивации учения;

—развитие регуляции учебной деятельности;

саморегуляция эмоциональных и функциональных со-стояний.

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий через «развитие двигательной активности обучающихся, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях», а также «знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; предвидеть возникновение опасных ситуаций».

Общение является необходимым условием развития спо-собности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции.

Психологические условия формирования саморегуляции обеспечиваются особой организацией учебного сотрудничест-ва ученика с учителем. Для осознания учащимися стратегий организации учебной деятельности необходима совместная деятельность с учителем и сверстниками.

Наилучший метод организации учебной работы школьников — совместное пла-нирование, осуществление, обсуждение и оценивание само-стоятельной работы.

Учитель должен планировать своё взаимодействие с уче-ником, ориентируясь на необходимость:

1) инициации внут-ренних мотивов учения школьника;

2) поощрения действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохране-нии учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости;

3) исполь-зования групповых коллективных форм работы.

Значимыми ориентирами в формировании действия оце- нивания являются:

—акцент на достижениях ученика;

—выделение универсальных учебных действий как объек-та оценки;

—сопровождение формирования самооценки учащегося как основы постановки целей;

—формирование рефлексивности оценки и самооценки.

—с самого начала обучения учитель должен ставить перед учащимся задачу оценивания своей деятельности;

—необходимо объективировать для учащегося функции оценивания — объективировать его изменения в учебной де-ятельности; развивать самооценку, мотивацию саморазвития;

—предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы учеб-ного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка)

—необходимо формировать у учащегося установку на улучшение результатов деятельности;

—оценка должна основываться на содержательных, объ-ективированных и осознанных критериях, которые могут быть даны учителем в готовом виде, выработаны совместно с учащимися или выработаны учащимся самостоятельно;

—необходимо формировать у учащихся умение анализи-ровать причины неудач в выполнении деятельности и ставить задачи на освоение тех звеньев действия (способов действия), которые обеспечат его правильное выполнение;

—способствовать развитию умения учащихся самостоя-тельно вырабатывать и применять критерии и способы диф-ференцированной оценки в учебной деятельности;

—необходимо чётко различать объективные и субъективные критерии оценки; оценка учащегося соотносится с оценкой учителя только по объективным критериям, причём оценоч-ное суждение учащегося предваряет оценку учителя;

—организовывать учебное сотрудничество на основе со-блюдения принципов уважения личности учащегося, приня-тия, доверия, эмпатии и признания индивидуальности каждого ребёнка.

Формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии само-стоятельности и автономии личности, принятии ответствен-ности за свой личностный выбор, обеспечивает основу само-определения и самореализации.

На мой взгляд, формирование регулятивных УУД наиболее успешно проходит во внеурочной деятельности. Для этого можно использовать различные формы работы: кружки, экскурсии, круглые столы, олимпиады, соревнования и т.д. Учащиеся охотно принимают участие в таких формах работы, потому что занятия проходят в неформальной дружеской обстановке, ребята легко идут на контакт, им очень интересно и увлекательно. Любая неудача переживается гораздо легче и быстро забывается.

Одним из способов развития регулятивных УУД является использование проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Проектный метод в школьном образовании, являясь одной из форм современных образовательных технологий, входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и общественности.

Усовершенствование методической работы по формированию УУД в соответствии требованиям ФГОС ООО заключается в следующем:

· включение учащихся в проектную деятельность, типичную для их возрастных особенностей (на среднем этапе это творческие и информационно-исследовательские проекты);

· разработка критериев с целью создания условий для формирования УУД через развитие коммуникативной активности учащихся.

Критерии при работе над проектом:

· Ученик (или группа, по желанию) выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

· Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.

· Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию УУД во взаимосвязи всех видов речевой деятельности, развитию психических и физиологических функций ученика.

Первый этап. Определение темы и конечного результата, распределение ролей в группе.

Начальный этап работы над проектом - введение и обсуждение темы предлагается на уроке.

Ребята сначала подумали как они хотят работать: в группе или индивидуально.

Тему выбирали самостоятельно, в рамках изучаемого материала на уроках ОБЖ в 7 классе.

В группах они обсуждали содержание и характер проекта, его цели, наметили конечную цель и распределили роли.

Регулятивные УУД - определение и формулирование цели своей деятельности.

Второй этап. Выполнение проекта.

Практическая работа над проектом - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы. Учащиеся, работая в группах или индивидуально составляют план работы над проектом, обмениваются найденной информацией.

Регулятивные УУД - составление плана и планирование последовательности действий, принятие и сохранение цели работы, прогнозирование своей деятельности, проведение коррекции - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Третий этап. Оформление проекта.

На третьем этапе учащиеся работали над техническим выполнением проекта. Форму оформления проекта (в виде плаката, доклада, коллажа или компьютерной презентации) каждая группа определяла индивидуально.

Регулятивные УУД - умение принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность.

Четвертый этап. Представление проекта.

Регулятивные УУД - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, оценка (выделение и осознание) учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, самооценивание качества и уровня усвоения материала.

Для оценивания проекта учащимся предлагаются следующие критерии.

1. Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):

· Наличие картинки (рисунка)

· Аккуратность

2. Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):

· Соответствие теме проекта

· Наличие оригинальных находок

· Полнота

3. Критерии оценки представления проекта (6 баллов):

· Умение вступать в диалог, отстаивать свою позицию, аргументировать свою точку зрения

· Фонетическая правильность речи

· Грамматическая правильность речи

· Лексическая правильность речи

· Степень владения материалом

· Эмоциональность в представлении

4. Итого:

· 12 - 15 баллов - “5”

· 9 - 11 баллов - “4”

· 6 - 8 баллов - “3”

Итоговая оценка:

Критерии оценки мультимедийных проектов

1. Критерии оценки презентации (5 баллов):

· Объем презентации

· Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы)

· Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт)

· Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)

· Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов)

2. Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):

· Соответствие между темой и содержанием

· Актуальность, новизна

· Информативная насыщенность проекта

· Наличие оригинальных находок, собственных суждений

· Логичное изложение материала

3. Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):

· Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая)

· Степень владения материалом (свободное - без опоры, несвободное - с опорой)

· Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка)

· Самостоятельное управление слайдами презентации

4. Итого:

· 13 - 15 баллов - “5”

· 10 - 12 баллов - “4”

· 7 - 9 баллов-“3”

Итоговая оценка:

Пример задания на развитие регулятивных УУД «Планирование учебной работы»

Задание «Планирование учебной работы»

Цель: формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу.

Возраст: 13—14 лет.

Учебная дисциплина: ОБЖ.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа

Описание задания : составление хронокарты работы над докладом. Проверка корректности планирования времени.

Инструкция: учащимся поручено подготовить небольшой доклад (до 10 минут выступления). Им предлагается заполнить хронокарту таким образом, чтобы распланировать необходимое для подготовки время (60 минут — 1 час) для осуществления последовательности учебных действий.

Хронокарта

Действие

Минуты

Всего минут

Определение темы и цели

Чтение литературы

Отбор и систематизация содержания доклада

Написание тезисов доклада

Проверка

После заполнения хронокарты учащиеся приступают к подготовке доклада. Во время подготовки они отмечают в хронокарте фактически затраченное время (цветным каранда-шом). Затем сравнивают планируемый расход времени с фак-тическим и отвечают на вопросы:

Есть ли различия?

В чём они состоят?

Какое действие вы недооценили по временным затра-там? Какое переоценили?

Как бы вы теперь заполнили хронокарту?

Используемая литература

  1. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
  2. Проектная деятельность в основной и старшей школе / Под ред.

А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2008. — 192 с.

3.Формирование универсальных учебных действий в основной школе.

Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. — М.:

Просвещение, 2010. — 160 с.

Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

  • Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
  • Формируют психологические способности обучающихся
  • Они находятся в основе любой деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

  • самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
  • смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей .

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

  • Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
  • Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.
  • Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
  • Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

  • Целеполагание : определение цели и учебной задачи;
  • Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
  • Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
  • Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
  • Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

  • Составление плана
  • Обсуждение плана решения учебной задачи
  • Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:

  • Самостоятельную постановку познавательной цели
  • Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
  • Смысловое чтение
  • Моделирование

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий . Это:

  • Создание гипотез и их проверка
  • Установление причинно-следственных связей
  • Определение логических рассуждений
  • Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

  • Поиск благополучного выхода из конфликтов
  • Умение правильно формулировать вопросы
  • Способность полно и точно выражать свои мысли
  • Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

  • Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
  • Высказывание суждений
  • Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
  • Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

  • Соответствие нормативным требованиям
  • Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
  • Осознанность, полнота и разумность действий
  • Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

Школа – это прежде всего обучение, жизнь убедительно доказывает, что воспитание современных школьников не только труднее, но и важнее, чем обучение. Воспитать такого человека нелегко. Н.И. Лобачевский говорил: «Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и все совершенствовать ».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

К человеку обществом в определенную историческую эпоху приписывали набор ценностных характеристик, которые отвечали представлением об идеальном типе личности. Характеристики идеального типа личности своё выражение находят в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, которые направляет на формирование соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, тем самым обеспечивают формирование личности как идеального представителя гражданского общества. В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представления об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С.Выготского. В системно – деятельностном подходе выделяются: основные задачи образования как института социализации; набор ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества.

Процессы информатизации, глобализации, ускорения внедрения новых научных открытий, появлениям новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержание общего образования конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. .

Одно из перечисленных требований Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется через формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Следовательно, если Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на следующий «портрет выпускника начальной школы»: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Для достижения поставленных требований к личностным результатам младшего школьника можно сформировать посредствам развития регулятивные универсальные учебные действия.

Рассмотрим регулятивные универсальные учебные действия. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями: уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В образовательной системе США программы направлены на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, где выделяют управленческие, т.е. регулятивные, универсальные умения – способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; принимать решения и вести переговоры, контролировать своё время и управлять им; решать задачи. Наиболее важными умениями, связанными с построения жизненной стратегии, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения.

Развитие способности к регуляции своей деятельности должно быть рассмотрено в трёх аспектах: Формирование к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект является важным, так как имеет прямое отношение к процессу порождения личностного смысла и мотивация учения; развития регуляции учебной деятельности; саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Необходимо создавать психологические условия для развития регулятивных универсальных учебных действий, которые включают в себя:

Ориентирование регулирующих высказываний на партнёра (с учётом его особенностей) и представление их в форме контекстной речи;

Адекватное отражение в речи цели усвоения (учебной задачи), исходных данных и вопросов задания, учебных действий, полученный результат;

Организация форм совместной учебной деятельности для обеспечения осмысленности регулирующей речи учащихся на начальном этапе её становления и трансформации из речи коммуникативной в речь регулирующую;

Формирование произвольной и осознанной речи, отраженной в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания;

Выполнение в речи всех частных функций регуляции совместной деятельности: внешнеречевое планирование действия партнёра по решению учебной задачи; стимуляция действий партнера, контроль за качеством выполняемых партнерам действий, оценка этого качества и полученного результата; коррекция допущенных партнером в процессе деятельности ошибок.

Структурными компонентами саморегуляции личности являются ценности, цели, идеалы, образ «Я», уровень притязаний, самооценка. Самооценка выполняет регулятивную функцию посредством уровня притязаний, задающих систему требований, которые сам человек предъявляет к себе.

Функция регулятивных универсальных учебных действий - организация учащимся своей учебной деятельности.

К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

В начальной школе выделяют следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущий деятельности младшего школьника:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

Способность принимать и сохранять цели, следовать им в деятельности;

Умение планировать деятельность и действовать по плану;

Преодоление импульсивности, непроизвольности;

Умение контролировать процесс и результаты деятельности, включая осуществления предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в деятельности.

2.Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

Формирование основ оптимистического восприятия мира;

Целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

Готовность к преодолению трудностей, поиск способов разрешения трудностей.

Таким образом, по средствам развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся может научиться самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. На основе данных умений развиваются социальные компетенции младшего школьника создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.

Регулятивные

универсальные учебные действия

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Роль учителя сегодня изменилась - теперь он организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями! Поэтому учителю начальной школы следует перейти к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий, одними из которых являются регулятивные УУД.

Цель работы – формирование системы универсальных учебных действий у младших школьников для повышения качества образования.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив (в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

    оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Проанализировав деятельность обучающихся на каждом этапе урока я выделила те регулятивные универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации формируются у обучающихся:

Отдельные этапы урока

Деятельность учащихся

Объявление темы урока

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность обучающихся

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует)

Осуществление контроля

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные (коррекции)

Оценивание обучающихся

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики было при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяла мне уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности обучающихся.

Овладение учащимися регулятивными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Математика учит ребят планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. умение строить алгоритм поиска необходимой информации.

Русский язык даёт умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Окружающий мир формирует способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.

Чтение учит ребятумению строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Развитие регулятивных действий связано формированием произвольности поведения . Формированию РУУД способствуют технологии деятельностного типа, представленные в используемых в школе УМК: «Перспективная начальная школа» и «Перспектива», «Ритм». В данных УМК представлены технологии:

1.Проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении.

2.Организация учебного сотрудничества.

3. .

4.Проектно-исследовательская деятельность.

5.Использование интерактивных возможностей ИКТ.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивны е универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. В методическом аппарате учебников предусмотрено знакомство учащихся с этой технологией (общая для всех учебников вступительная статья «Как мы будем учиться»). Этапы технологии обозначены в учебниках плашками оранжевого цвета («Определяем проблему урока», «Решаем проблему, открываем новые знания», «Сравниваем свой вывод с авторским» и т.п.).

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена прежде всего на формирование универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации

Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду, позволит сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.

Планируемые результаты по формированию РУУД на конец 1 класса:

    принимает и сохраняет учебную задачу

    учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

    планирует свои действия совместно с учителем

    овладевает способами самооценки, адекватно воспринимает предложения

Проанализировав первый год работы по формированию УУД, выделила следующее:

    надо учить детей планировать и прогнозировать свою работу;

    на каждом уроке нужно привлекать детей к открытию новых знаний; вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;

    учить детей ставить цели и искать пути их достижения ;

    для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем должны разрабатывать алгоритм оценивания задания;

    на уроке уделять большое внимание самопроверке детей;

    учитель должен помогать ребенку найти самого себя, создавая ситуацию успеха.

Применение указанных особенностей организации учебно-воспитательного процесса будет способствовать эффективномуформированию регулятивных универсальных учебных действий, их свойств и качеств, что в целом будет определять результативность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся.

Литература:

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).

    Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528с.

    Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под.ред.А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.-152с.

Разделы: Начальная школа

В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают “развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий” . В широком значении термин “универсальные учебные действия” и означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т.е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий.

Иными словами, универсальные учебные действия (далее – УУД) должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность.

Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

    формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;

    формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;

    УУД могут быть сформированы на основании использования технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.

Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания, т.е компетенцию “научить учиться”. Отбор содержания учебных предметов, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания имеет определенные возможности для формирования УУД. Рассмотрим приоритеты предметного содержания в формировании УУД.

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Технология

Личностные.

жизненное
самоопределение

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

творческая самореализация

Регулятивные.

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
(математика, русский язык, окружающий мир, технология, физическая культура и др.)

Познавательные
общеучебные.

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, формирование общего приема решения задач, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

Моделирование и отображение объекта преобразования
в форме моделей

Познавательные логические.

Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий

Коммуникативные.

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие
в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге; самовыражение:
монологические высказывания разного типа.

Итак, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

    УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
    – коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
    – познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
    – регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности,
    – личностные – определяющие мотивационную ориентацию.

    Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

    Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

    Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

    Способы учета уровня их сформированности – в требованиях к результатам освоения учебного плана по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

    Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

    Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

В каждой школе, каждым педагогом содержание УУД должно варьироваться в зависимости от различных условий: от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, от класса, от педагогического стиля и приоритетных педагогических подходов учителя, предметной специфики и др.

Рассмотрим деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те УУД, которые могут быть сформированы при правильной организации процесса обучении .

1. Целеполагание.

Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на данном этапе границы своего знания и незнания. Данная деятельность способствует формированию познавательных, регулятивных (целеполагание), коммуникативных (предметное общение) и личностных (мотивация) УУД.

2. Планирование.

Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует. При этом у обучающихся формируются регулятивные УУД (планирование).

3. Практическая деятельность обучающихся.

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Здесь возможно использование групповой работы или индивидуальной. Учитель консультирует обучающихся. При этом развиваются познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.

4. Контроль.

Обучающиеся осуществляют контроль сами (это может быть самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель также выполняет роль консультанта.

Формируются УУД: регулятивные (контроля, самоконтроля), коммуникативные.

5. Коррекция деятельности.

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют самостоятельно коррекцию. Задача учителя – оказать необходимую помощь.

Формируются УУД: регулятивные, коммуникативные.

6. Оценивание обучающихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, взаимооценка). Учитель консультирует.

Формируются УУД: регулятивные (оценивания, самооценивания), коммуникативные.

7. Итог урока.

Проводится рефлексия. В этой деятельности формируются УУД: регулятивные (саморегуляции), коммуникативные, личностные.

8. Домашнее задание.

Полезно предлагать обучающимся задания на выбор (с учетом индивидуальных возможностей). При этом формируются познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

Конечно, здесь представлены УУД в обобщенной форме. Но именно такая работа помогает увидеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты можно сформировать, если правильно организовать деятельность обучающихся.

А сейчас рассмотрим более конкретно, какие методы, приемы, средства обучения, формы организации деятельности обучающихся можно использовать при проведении урока, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов .

1. Целеполагание. Ведение проблемного диалога.
2. Планирование. Работа с картой урока.
3. Практическая деятельность обучающихся.

а) Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности обучающихся.
б) Работа по решению проектных задач.
в) Проведение ролевых игр.
г) Работа с учебником. Необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника, ведь все учебники прошли экспертизу на соответствие требований ФГОС НОО и позволяют достигать необходимых результатов.
д) Применение словарей, справочников, энциклопедий, ИКТ – технологий.

4. Контроль.

а) Применение методики безотметочного обучения (“волшебные линеечки” – автор Г.А. Цукерман).
б) Самоконтроль и взаимоконтроль по заранее определенным критериям.

5. Коррекция деятельности.

а) Организация взаимопомощи;
б) использование различных памяток.

6. Оценивание обучающихся.

а) Применение методики безотметочного обучения – автор Г.А. Цукерман;
б) самоконтроль и взаимоконтроль устных и письменных ответов по критериям, определенным заранее.

7. Итог урока. Проведение рефлексии с использованием:

а) Прием “ладошка” (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша на ладошке);
б) смайлики;
в) цветные кружки в листах обратной связи и др.

8. Домашнее задание.

а) Применение творческих заданий, практико-значимых заданий;
б) использование дифференцированных заданий.

Безусловно, это не единственные возможности построения урока, направленного на формирование УУД. Новый стандарт, определив требования к образовательным результатам, требует от учителя строить урок по – новому. Однако, если методы работы, которыми пользовался учитель раньше, могут работать на новые результаты, им, безусловно, необходимо найти применение в новой образовательной среде.

Итак, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет несложно учиться в основном звене школы.

Для контроля овладения обучающимися УУД, их важно диагностировать (дважды в год). Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий должны учитывать две составляющие:

    соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

    соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формируются для каждого вида УУД с учетом определенной стадии их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень выполнения действия, полноту, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность.

Остановимся на тех позициях, которые мы диагностируем при изучении уровня сформированности УУД младших школьников через выполнение заданий .

Для изучении сформированности познавательных УУД диагностируются умения:

    определять необходимость и достаточность информации для решения задачи;

    отбирать источники информации, необходимые для решения задачи;

    извлекать информацию их текстов, таблиц, схем, иллюстраций;

    сравнивать и группировать факты и явления;

    определять причины явлений и событий;

    делать выводы на основе обобщения знаний;

    представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.

Для изучении сформированности регулятивных УУД диагностируются умения:

    самостоятельно формулировать цель деятельности;

    составлять план действий;

    действовать по плану;

    сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;

    проверять и оценивать результаты работы.

Для изучении сформированности коммуникативных УУД диагностируются умения:

    вычитывать информацию, данную в явном виде;

    объяснять смысл слов и словосочетаний;

    вычитывать информацию, данную в неявном виде;

    понимать смысл текста в целом (главную мысль);

    истолковывать текст (через творческий пересказ).

Для изучении сформированности личностных УУД диагностируются умения:

    оценивать поступки с позиции нравственных ценностей;

    объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей;

    определять важные для себя и окружающих правила поведения;

    выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;

    отделять оценку поступка от оценки самого человека;

    определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой).

Нужно помнить, что личностно-ориентирванный подход к диагностике УУД не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его одноклассников, а личностные результаты не оцениваются индивидуально, а только в целом по классу.

Результаты диагностики дают возможность учителю определять эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее развитие.

В заключении необходимо отметить, что если формированию УУД не уделять должного внимания, это приведет к острым проблемам школьного обучения: несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности значительной части обучающихся, трудностям произвольной регуляции учебной деятельности, низкому уровню общепознавательных и логических действий, трудностям школьной адаптации, росту отклоняющегося поведения . Именно целенаправленная планомерная работа по формированию УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых условиях развития общества.

Список литературы:

    Асмолов А.Г . Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

    Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В.Горячев, Д.Д. Данилов. – М.. 2011

    Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М., 1985

    Завьялова О.А. Метапредметные виды деятельности в обучении: с чего начать учителю? / О.А.Завьялова. – М., 2012

    Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л. Мельникова Е.Л. – М. , 2006

    Михеева Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС НОО: (статья)// Науч.– практ. жур. “Академический вестник”/ Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – с. 46–54.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.

    Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – Академкнига, 2010

    Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск, 1993.

    Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А Цукерман, К.Н. Поливанова. – М., 1999.

    Цукерман Г.А. Оценка без отметки: / Г.А Цукерман http:// exsperiment.lv/rus/ biblio/cukerm_ocenka.htm

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама