THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Инсульт — самая распространенная причина смертности среди людей пожилого возраста.

Инсульт делится на 2 типа: ишемический и геморрагический. При ишемическом инсульте происходит закупорка сосудов. Способствуют этому тромбы, сужения или спазмы сосудов, атеросклероз. Геморрагический инсульт характеризуется кровоизлиянием в мозг.

Как ишемический инсульт, так и геморрагический, таят в себе много опасностей. Атака может повлиять на работу всего организма и дать дополнительную нагрузку на сердце.

Наиболее распространенные причины появления инсульта:

Для того, чтобы быстрее прийти в норму, необходимо как можно раньше начать восстановительный процесс, включающий в себя тренировку физического и психического состояния. Одной из самых трудных проблем считается потеря речи. Она может быть частичной, но довольно часто наблюдается и полное отсутствие речи.

Восстановление речи после инсульта – долгий и тяжелый процесс, который нужно пройти вместе с больным. Очень важно не упустить время и начать лечение с первой недели после инсульта.

Логопедическая помощь обязательна, так как только опытный врач сможет грамотно организовать программу занятий и подобрать упражнения, конкретно под каждого пациента.

Какие речевые нарушения бывают?

Прежде чем начать лечение, необходимо определить вид речевого нарушения. Чаще всего у больных наблюдается афазия — отсутствие речи, вследствие нарушения функции определенной зоны коры головного мозга. Такое состояние проявляется в первые дни у каждого больного.

Показателем улучшения состояния можно считать следующую стадию – моторную афазию, которая приходит на смену тотальной афазии. Признаками ее проявления считаются: произношение отдельных звуков, попытки выразить желания эмоционально, понимание речи окружающих.

Такой вид афазии говорит о нарушении в речевом и двигательном центре Брока, который находится в нижнем отделе третьей лобной извилины левого полушария (у правшей). При работе профессионального логопеда на данном этапе, могут наблюдаться улучшения в виде произношения отдельных слов и звуков. Отлично подойдут занятия с применением скороговорок. Упражнения должны быть акцентированы на произношение коротких слов.

Нарушения могут быть в виде следующих афазий:


Иногда к амнестической афазии могут добавиться отклонения в речи следующего характера:

Так как больному сложно выбрать правильное название предмета из существующего у него запаса слов, то логопеду необходимо проводить лечение с использованием картинок-подсказок. Начинать можно с самых простых, бытовых слов. Скороговорки тоже можно применять, но не сложные по смыслу.

Проведение работы логопеда

К занятиям с логопедом необходимо приступать, только после тщательного обследования пациента, а также консультации с лечащим врачом. Как показала практика, 30% всех больных, выполнявших артикуляционные упражнения, практически полностью восстанавливают речь. В некоторых случаях больные, постоянно наблюдающиеся и пользующиеся рекомендациями опытных врачей, могут быстрее справиться с нарушениями речи.

Если по каким-либо причинам не была оказана своевременная помощь больному, то следует обратиться к логопеду-афазиологу. Данный специалист знает ряд упражнений для восстановления именно на поздних этапах.

Также на этом этапе хорошо помогают скороговорки. Упражнения с логопедом в первую очередь нацелены на улучшение воспроизведения звуков, букв, путем разработки речевого центра.

Для восстановления речи, применяются следующие методы:


Методы восстановления в домашних условиях

Для начала проверяют, насколько пациент восприимчив к речи, понимает стандартные жизненные ситуации и фразы. Ведется наблюдение за реакцией на раздражители, например: музыка, звуки, голос.

Правильно организовывать план лечения – это крайне важно, так как работу нужно начинать с легких упражнений и постепенно усложнять задания. И помните, что для каждого человека нагрузка должна быть разной.

Каждый обладает рядом особенностей, и что подходит одному пациенту, может не подойти другому.


Анализируя успехи в работе с больными уже через пару месяцев можно прогнозировать этапы выздоровления и если необходимо, то увеличивать время занятий и их частоту.

Некоторые считают, что человеку, перенесшему инсульт, для быстрого восстановления необходимо постоянно слушать человеческую речь: телевизор, радо и т.д. Лучше всего ориентироваться на желания самого больного. Если это пожилой человек, то посторонний шум может его утомлять и раздражать.

Специальные упражнения и лечебная гимнастика

Для того, чтобы не навредить больному, лучше всего посоветоваться с логопедом и детально обговорить все аспекты лечения. Главное – не перегрузить болеющего, и как можно чаще на занятиях делать мини-перерывы. Гимнастика должна проходить в плавном темпе, без резких движений.

Лучше всего сгибать и разгибать колени, локти, поднимать и опускать ноги. Делать простые движения, но с повторениями. Лучше избегать сложных упражнений, чтобы не навредить пациенту. В домашних условиях делать гимнастику проще и интереснее, если включить ритмичную музыку и делать все упражнения вместе с больным.

Оптимистический настрой – главный аспект, который поможет Вам и болеющему пережить сложный момент в Вашей жизни. Внимательно следите за своей речью, потому как сказанное ненароком слово, может обидеть больного и навредить его психологическому состоянию.

Самое важное – это Ваша забота, любовь и терпение. Ишемический инсульт пережить трудно, но постарайтесь приложить максимальное количество усилий, чтобы родной для Вас человек снова почувствовал радость к жизни!

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Среди инсульта врачи особо выделяют нарушения речи, вплоть до полной ее потери, которые могут быть временными или хроническими. Пациент, лишенный возможности нормального общения, часто замыкается в себе, погружается в негативные мысли, становится подвержен .

Потеря интереса к жизни значительно усложняет и без того непростой процесс реабилитации. Поэтому восстановление речи – одна из первостепенных задач.

Почему страдает речь

Причина, по которой перенесший инсульт человек полностью или частично теряет способность говорить, кроется в , вызванной нарушением кровообращения в мозге. Такие осложнения неизбежны, если патологический процесс затрагивает речевые зоны, носящие имена ученых Брока и Вернике. Они отвечают также за восприятие и распознавание внешней информации.

Результатом их поражения является афазия. Так называется комплекс речевых расстройств, возникающих после инсульта:

  • при моторной афазии, когда страдает центр Брока, пациент совсем не может говорить, но при этом понимает речь окружающих;
  • акустико-гностическая афазия проявляется в неспособности к анализу и синтезу, нарушении фонематического слуха. Невозможность распознать звуки в словах приводит к тому, что пациент не понимает, что ему говорят. Родной язык воспринимается им как иностранный, никогда ранее не слышанный. Его высказывания лишаются смысла, представляя собой набор случайных понятий, но сам он не осознает этого. Такие осложнения вызывает поражение области Вернике;
  • признак афферентной моторной афазии – расстройства артикуляции. Пациенту тяжело говорить, потому что поиск позиции, которую должны принять органы речи для произнесения отдельного звука, затруднен;
  • при амнестико-семантической афазии страдает еще и . Больной забывает слова, обозначающие предметы и явления, часто не понимает простейших грамматических конструкций;
  • динамическая афазия характеризуется трудностями в мысленном построении высказывания и его дальнейшем произнесении.

Продолжительность реабилитационного периода

У перенесшего инсульт человека афазия проходит несколько стадий. В первое время после приступа она носит тотальный характер. Пациент забывает все, что с ним было, не узнает близких, не понимает, когда к нему обращаются. Речь на этой стадии пропадает полностью. При условии своевременного лечения тотальная афазия после инсульта может смениться моторной дисфункцией.

Атрофические и некротические изменения в тканях мозга необратимы. Поэтому быстрой реабилитация после приступа не бывает. Здоровые участки мозга должны научиться выполнять несвойственные им ранее функции. Чтобы способность к общению у больного восстановилась, придется потратить немало сил. Наибольший эффект реабилитационные мероприятия приносят в первые 6 месяцев после приступа, поэтому начинать их врачи рекомендуют как можно раньше.

К факторам, определяющим, сколько продлится восстановительный период и удастся ли заново научить пациента говорить, относятся:

  • вид афазии;
  • локализация патологического процесса;
  • объем поражения;
  • скорость и правильность оказания первой помощи.

Лечение афазии после инсульта должно быть согласовано с врачом. Невролог и логопед подберут индивидуальный курс, основываясь на типе нарушений. Хотя даже точное выполнение их рекомендаций не гарантирует, что речь пациента будет восстанавливаться, бездействовать в этой ситуации нельзя.

При небольшом поражении реабилитационный период может занять около месяца. Для устранения афазии пациенту достаточно будет нескольких сеансов с логопедом и приема лекарственных препаратов. Их сочетают с лечебной физкультурой, которая призвана восстановить другие функции организма, пострадавшие от инсульта.

При поражении на реабилитацию может уйти от 4 месяцев до 2 лет. На протяжении всего этого времени пациенту придется упорно работать над восстановлением речи.

Основные мероприятия

Для решения такой сложной задачи, как восстановить речь после инсульта, используется комплексный подход, который задействует 3 стороны: врачей, пациента и его родственников. Он включает:

  • прием медикаментов;
  • посещение логопеда;
  • выполнение ;
  • правильный .

Ускорить реабилитацию помогут дополнительные тренировки с больным после инсульта в домашних условиях. Чтобы выполнять рекомендованные врачом упражнения правильно, родственникам стоит посетить несколько сеансов вместе с пациентом.

Как работает логопед

Нарушение речи при инсульте корректирует логопед. Выбирая методы работы, он учитывает данные предварительного обследования. Пациенты, у которых после инсульта парализовало левую сторону, восстанавливаются легче и быстрее, чем больные, у которых пострадала правая часть тела.

Упражнения для каждого больного логопед подбирает индивидуально, чтобы нагрузка была ему по силам и соответствовала типу и степени афазии. Наращивают ее постепенно начиная с самых легких тренировок и усложняя их от занятия к занятию. На первом сеансе специалист ведет работу с пациентом, у которого пропала речь, на основе важного для него в эмоциональном или смысловом отношении материала, чтобы заинтересовать его.

Хороший результат дает музыкотерапия. Если перенесший инсульт больной, целью которого является восстановление речи, затрудняется составить собственное высказывание или закончить произнесенное логопедом предложение, можно использовать его любимые песни. После прослушивания пациенту предлагается спеть их.

Даже если в первый раз слова песни невозможно будет понять, при многократном повторении их произношение улучшится. Музыкотерапия приносит больным положительные эмоции и помогает развивать утраченные функции с удовольствием.

Длительность логопедических сеансов и перерывов между ними определяются индивидуально. Но есть и общие правила. На первые занятия отводят не больше 7-15 мин. Через 1,5-2 месяца продолжительность тренировок можно будет довести до 30-40 мин. Доказано, что способность к общению восстанавливается быстрее при раннем начале занятий (в течение 1-3 недель после приступа).

Массаж

Результатом кровоизлияния может стать атрофия мышц. Часто после инсульта у пациентов немеет язык. В этом случае логопед регулярно проводит сеансы специального . Стимуляция речевых зон позволяет вернуть язык в анатомически правильное положение. Если этого не сделать, больной просто не сможет выговаривать звуки.

Что можно делать дома

Родственники пациентов, перенесших инсульт, часто задаются вопросами, могут ли они помочь больному быстрее восстановить речь, и что делать для этого. Домашние занятия – важный элемент реабилитации. Но их нужно обязательно согласовывать с лечащим врачом.

Придется быть терпеливым и тщательно контролировать эмоции. Если больной почувствует разочарование близких, он может потерять веру в успех и отказаться от тренировок. Выполнять их лучше перед зеркалом несколько раз в день. Можно делать это в любой последовательности.

Восстановление речи после перенесенного инсульта в привычной для пациента обстановке предполагает регулярное выполнение комплекса, упражнения которого направлены на улучшение артикуляции:

  1. Сложить губы в трубочку. Через 5 сек принять исходное положение, отдохнуть 5 сек и повторить сначала. Всего 5-10 раз.
  2. С напряжением прихватить верхними зубами нижнюю губу. Удерживать позу 5 сек. Отдохнув 5 сек, повторить упражнение. Затем проделать то же самое с нижними зубами и верхней губой. Каждой челюстью нужно поработать 5-10 раз.
  3. Одновременно высунуть язык максимально далеко и вытянуть шею вперед. Задержавшись в таком положении на 3 сек, вернуться в исходное. Отдохнуть 3 сек и повторить. Выполнить 5-10 раз.
  4. Облизывать губы. Сначала верхнюю, двигаясь в направлении справа налево и в обратную сторону, затем нижнюю. Повторить 5-10 раз.
  5. Проводить языком по губам по кругу слева направо и справа налево.
  6. Высунув язык, пытаться прикоснуться им к носу, а затем к подбородку.
  7. Свернуть язык трубочкой и высунуть его. Продержавшись в таком положении 3 сек, отдохнуть столько же.
  8. Поднимать кончик языка и тянуться им к небу. Рот при этом закрыт.
  9. Закрыв рот и разомкнув зубы, проводить по ним языком со стороны губ по кругу.
  10. Цокать языком о небо, подражая звуку копыт бегущей лошади.
  11. Максимально далеко высунув язык, шипеть, как змея.
  12. Широко улыбнуться, показав все зубы. Повторить, не размыкая губ.
  13. Изображать воздушный поцелуй, громко чмокая при этом.
  14. Быстро проводить языком по верхней губе, проговаривая «бл-бл-бл…»
  15. С закрытым ртом упираться напряженным языком то в правую, то в левую щеку.
  16. Улыбнувшись и открыв рот, просунуть язык между зубами и поочередно тянуть его кончик за верхние и опускать за нижние.
  17. Исходное положение – такое же, как в предыдущем упражнении. Кончик языка перемещается между уголками губ.
  18. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот, поместить на нижнюю губу широкий язык.

В домашних условиях желательно повторять упражнения, которые используются логопедами для восстановления речи у пациентов после инсульта. К ним относится проговаривание:

  • скороговорок;
  • сложных слогов;
  • отрывков текста (с целью заучивания).

Но назначать их должен врач. Неправильно рассчитав нагрузку или выбрав слишком сложные логопедические упражнения, можно навредить больному, отбив у него желание продолжать тренироваться.

Львиная доля ответственности за выздоровление пациента после инсульта лежит на его родственниках. Им нужно постараться максимально вовлекать больного в общение, не оставляя его наедине с собой и не допуская его речевой изоляции. Желательно читать ему вслух. Эффективно использование речевых рядов, когда больному предлагается продолжить перечень предметов, объединенных общим признаком (одежда, животные и т. д.) или перечислить по порядку дни недели.

Народные рецепты

Сторонники нетрадиционной медицины высоко оценивают народные методы, применение которых в домашних условиях помогает вылечить нарушение речи после инсульта. Среди наиболее эффективных:

  • мумие. Принимают состав в дозировке 1,5-2 мг перед сном в течение 2 недель. Отдохнув 5 дней, курс начинают заново. Повторить его нужно 2-3 раза;
  • ножные ванны с хвоей. Они помогают избавиться от психоэмоциональных проблем, мешающих восстановлению речевой функции. Входящие в состав хвои эфирные масла обладают расслабляющим действием;
  • (ели, сосны, кедра). Из них можно приготовить отвар, спиртовую настойку или варенье. Шишки оказывают общеукрепляющий эффект.

Прибегать к народным рецептам в лечении последствий инсульта можно, но только в составе комплекса восстановительных мероприятий. Используемые в них вещества способны вызвать аллергию и имеют немало противопоказаний, поэтому применять их рекомендуется по согласованию с врачом.

Лекарственные препараты

Занятия с логопедом и дома должны дополняться медикаментозными методами лечения. Называться препараты могут по-разному, но обычно врачи назначают:

  • нейропротекторы;
  • антикоагулянты;
  • антидепрессанты;
  • снотворные.

Прием лекарств из первых двух групп способствует восстановлению нарушенных функций мозга и растормаживанию речи. В реабилитационном периоде после инсульта больным необходима и психологическая помощь. Потеря речи зачастую кажется им необратимой, а лечение – бесперспективным. Роль антидепрессантов и препаратов, улучшающих сон, в выздоровлении пациента ясна по их названию.

Врач может также настаивать на личных беседах с больным и его родственниками. Их цель ­– настроить пациента на положительный результат, убедить в том, что инвалидности по речи можно избежать, если приложить усилия.

После выписки больного продолжает контролировать логопед. Без тщательного наблюдения на этапе восстановления не обойтись, ведь оно помогает своевременно выявить признаки . Если речь больного внезапно замедлилась, проводится его госпитализация с дополнительным обследованием.

Инновационные методики

Устранить последствия инсульта помогает использование стволовых клеток. Их применение позволяет обновить и восстановить функции пострадавших от нарушенного кровообращения тканей. Суть методики – в замене погибших нейронов здоровыми нервными клетками.

Процедура включает 3 этапа:

  • выделение стволовых клеток из биоматериала больного;
  • их доведение до нужного объема;
  • введение готового материала. Проводят его внутривенно в 2 приема, интервал между которыми составляет 2 месяца.

Использование стволовых клеток связано с определенными сложностями, главная из них – высокая стоимость процедуры. Но в решении такой проблемы, как вернуть пациенту после инсульта способность нормально разговаривать, она позволяет добиться значительных результатов. Среди них:

  • восстановление целостности тканей головного мозга, его работоспособности в полном объеме,
  • улучшение защитных функций организма,
  • нормализация самочувствия,
  • повышение жизненного тонуса.

Дополнительные способы

В лечении афазии применяются также:

  • физиотерапевтические процедуры. Их предназначение – стимулировать речевую мускулатуру с помощью электрического тока. Помогают они при моторной афазии, но популярностью у врачей этот метод не пользуется;
  • иглорефлексотерапия. Она позволяет улучшить артикуляцию, если афазия моторная;
  • функциональное биоуправление. В его основе лежит визуальный контроль над работой речевой мускулатуры. Не подходит этот метод пациентам с нарушениями понимания;
  • хирургическое вмешательство. К нему прибегают в крайних случаях, когда остальные методы не дают результата. Операция возможна только при . Во время нее нейрохирург соединяет здоровый и речевую зону, избегая поврежденного участка. В результате ее кровообращение улучшается, но выраженный эффект операция приносит редко.

Залог успеха в лечении афазии – оптимистичный настрой больного, помощь близких и строгое следование врачебным рекомендациям. Выполнение этих условий позволяет надеяться на полное восстановление речи. Быстрого результата здесь не получить, важно не забывать об этом. К большой цели идут постепенно, набравшись терпения, и радуясь каждому маленькому достижению.

Инсульт – очень сложная болезнь. Расстройство речи – одно из самых распространенных нарушений психических процессов, которые наблюдаются при инсульте. Случится болезнь может практически в любом возрасте. Различают ишемический и геморрагический виды инсульта. И тот, и другой требует длительного восстановления физических и психических функций организма. Медиками разработаны специальные упражнения для восстановления речи после инсульта, которыми можно заниматься и самостоятельно дома.

Расстройство речи

Для нормального восприятия происходящего вокруг человек нуждается в понимании речи и способности самому воспроизводить слова и строить из них предложения. Правильное произношение и понимание сказанного – жизненнонеобходимо для полноценной жизни.

На сколько затянется процесс восстановления, зависит от многих факторов, в том числе и упорства медиков, родственников и самого больного. У одних он составляет от нескольких недель до пары месяцев, для других может растянуться и на дольше. К сожалению, есть и такие, которым так и не удается заговорить.

Афазия (нарушение способности говорить) развивается из-за повреждения речевой зоны головного мозга.

Для того чтобы правильно выбрать метод лечения, следует разобраться с видом нарушения.

Различают следующие виды афазии:

  1. Тотальная - больной не способен сам ничего сказать и понять, что пытаются ему сказать. Он ничего не помнит и никого не узнает.
  2. Моторная - зачастую этот вид сменяет тотальную спустя несколько дней после перенесенного инсульта. Больной узнает родных и близких, понимает, что говорят ему, но сам сказать ничего не может. Со временем может пытаться воспроизводить звуки, используя интонацию для лучшего понимания.


В этом случае наблюдаются нарушения центра Брока (речедвигательного), который отвечает за моторную функцию. Больной все понимает, но сам воспроизвести речь не может. Человек часто воспроизводит звуки, но правильно объединить их не может, путает похожие по артикуляции звуки.

  1. Афазия Вернике (сенсорная). При этом виде нарушения больной не понимает родной речи. Воспринимает ее как набор звуков и не улавливает смысл сказанного. В этом случае довольно сложно определить масштабы нарушения.
  2. Семантическая. Больной понимает только простые предложения. Сложные речевые обороты не поддаются его пониманию.
  3. Амнестическая. Больной может вести диалог, но часто забывает названия предметов.


Наиболее опасной считается сенсорная афазия. Речь очень тяжело восстанавливается.

Лечение после инсульта

Лечение следует проводить в первые 6 месяцев после инсульта, только тогда результаты будут максимально эффективными. Занятия можно начинать, как только стабилизируется состояние больного. Ни один врач не даст 100% гарантии, что больной заговорит. Но систематическое выполнение различных упражнений поможет максимально наладить речевую функцию.

На первых занятиях желательно присутствие родственников, тогда и больному спокойнее, и родные знают, как правильно проводить тренировки. Для лечения разработан целый комплекс мероприятий:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Артикуляционная гимнастика с логопедом.
  3. Систематическое выполнение упражнений.
  4. Комфортная атмосфера.


Только если человек будет иметь желание выздороветь, его окружат любовью и заботой, результат будет заметен быстрее. Родные не должны избегать речевых контактов с больным, как бы сложно это ни происходило. Говорить нужно спокойно, не кричать и внятно произносить каждый звук. Постоянно нужно спрашивать названия тех или иных предметов, которыми пользуется человек: чашка, ложка, полотенце, телевизор. Хорошо, когда ему часто читают, а он пересказывает смысл прочитанного.

Важно! Никогда не стоит обсуждать проблемы пациента, связанные с нарушением его речевых функций при нем.


Всегда нужно подбадривать и хвалить даже за самые незначительные победы. Люди после инсульта плохо различают слова похожие по звучанию. Поэтому можно изобразить на рисунке и тренироваться их произносить и различать на слух. Больные не различают слов, когда разговаривает сразу несколько человек, следует учитывать это. Как только человек начнет выговаривать слова, ему можно давать дополнительные самостоятельные задания, например, вставить пропущенное слово в предложение. Просмотр телевизора лучше ограничить до 2 часов в день. Нужно включать позитивные передачи по интересам, которые будут побуждать комментировать.

Близким нужно запастись неимоверным терпением. Инсульт – очень серьезная и сложная болезнь, последствия которой не так-то просто устранить.


Человек, чувствующий себя обузой, очень редко добивается хороших результатов. Пациент, который все понимает, но ничего не может сказать, ощущает себя беспомощным.

Поэтому следует придерживаться простых правил:

  1. Не стоит говорить с человеком как с обреченным. С ним нужно вести разговор спокойно, внимательно наблюдать за реакцией и всеми изменениями.
  2. Больному не стоит общаться с агрессивными или безразличными особами. Его должны окружать близкие и любящие люди.
  3. Рекомендуется включать любимую музыку, побуждая больного подпевать.
  4. Говорите и слушайте. Только если человек будет чувствовать важность сказанного для окружающих, он будет пытаться говорить.
  5. Не стоит слишком утомлять: «Тише едешь – дальше будешь».


Работа с логопедом

Если в больнице, где лежит больной, есть логопед, то он начнет заниматься с пациентом, как только это будет возможно. Нельзя терять время зря. Работа может продолжаться и после выписки, а затем и самостоятельно дома.

Работа со специалистом:

  1. Логопед осторожно прощупывает масштабы повреждения, он проверяет реакцию больного на тихий голос, затем на шепот.
  2. Постепенно усложняет задания.
  3. Специалист не учит произносить отдельные слова и звуки, ему важно слышать их в контексте, пациент должен научиться пользоваться ими в речи.
  4. Упражнения подбираются индивидуально, исходя из вида афазии.
  5. Специалист начинает предложение, пациент его заканчивает.
  6. Если у больного есть любимые песни, специалист обязательно их использует в своей работе.
  7. Если состояние больного улучшилось, врач может предложить срисовать предложенные картинки.

Поначалу уроки логопеда длятся не более 15 минут, постепенно увеличивая время.


Важно! Разочарование родных читается у них же на лице, а это негативно отображается на стремлениях больного. Следует внимательнее следить за мимикой и радоваться даже самым незначительным продвижениям.

Упражнения для самостоятельного выполнения

Огромную роль в быстрейшем улучшении речевой функции имеют самостоятельные занятия. После выписки больной периодически посещает логопеда, который оценивает наличие улучшений и рекомендует, какие занятия следует выполнять.

Каждое упражнение следует повторять по 10 раз:

  1. Вытянуть губы в трубочку и зафиксировать их в этом положении на несколько секунд.
  2. Нижними зубами прикусить легонько верхнюю губу.
  3. Верхней челюстью тянуться к подбородку.

Задания для языка:

  1. Вытянуть язык трубочкой.
  2. Максимально вытянуть шею вперед, при этом рот открыт, а язык максимально высунут.
  3. Выполнить предыдущее упражнение, озвучив его шипением.
  4. Шею вытянуть вперед, а губы сложить трубочкой.
  5. Облизать губы по кругу сначала в одном направлении, затем в другом.
  6. Издавать «цокающие» звуки.
  7. Тянуть язык в сторону носа, затем подбородка.


Закончить урок следует позитивными упражнениями: раздать воздушные поцелуи, улыбнуться обнажив зубы, а затем улыбнуться, прикрыв их губами.Отличные результаты наблюдаются у пациентов на групповых занятиях, на которых они могут поддерживать друг друга.

Важно! Больному, перенесшему инсульт, следует проговаривать скороговорки, зачитывать вслух логопедические тексты, напевать песенки и выстраивать логические цепочки.

Лечение лекарственными препаратами

Человечество еще не изобрело такой таблетки, которая помогла бы восстановить речь. Медикаменты, назначенные врачом, направлены на улучшение кровообращения в мозге и питание нервных клеток. Они улучшают умственную деятельность и память, повышают внимание, что в комплексе положительно сказывается на общем состоянии организма.


Хирургическое вмешательство

В случаях ишемического инсульта, когда перепробованы все способы, остается еще один - формирование экстра-интракраниального микроанастомоза. Это операция, во время которой нейрохирурги создают дополнительное соединение между участками мозга: неповрежденным сосудом и речевой областью. Кровообращение возобновляется, и состояние больного быстро улучшается.

Лечебная физкультура

Нарушения речи наблюдаются не только при нарушениях соответствующей области мозга, но и при параличе мимических мышц. Они не могут выполнять свою работу, поэтому человек утрачивает речевую функцию. ЛФК помогает восстановить возможность говорить.


Лечение стволовыми клетками

Современная медицина не перестает удивлять. Сейчас есть возможность восстановить речь с помощью стволовых клеток. Такая терапия помогает не только восстановить речь, но и запустить защитные функции организма, пробудить желание выздороветь и как можно быстрее заговорить. Пересадку стволовых клеток проводят амбулаторно дважды. Второй раз спустя 3 месяца после первого. Сосуды восстанавливаются, ликвидируются бляшки и тромбы. В пораженных местах начинают строиться новые клетки.

Максимальное восстановление речевой функции должно проводиться на первом году после инсульта, продолжаться реабилитация может до 5 лет. После этого нарушения, которые имеются у больного, остаются навсегда. Все упражнения, которые проводятся для восстановления речи после инсульта, нужно выполнять регулярно и систематически. Только тогда они принесут реальную пользу.

Восстановление речи после инсульта – одна из важнейших задач при реабилитации больного. Важно не откладывать этот процесс на потом: чем позже начать, тем меньше шансов на успех. И лучше, если к восстановлению речи у больного сразу подойти грамотно.

В этой статье мы рассмотрим необходимые этапы реабилитации и все способы как восстановить речь после инсульта, которые при этом возможны.

­­­­Если вдруг случился инсульт

Что происходит при инсульте? Повреждается кровообращение в различных участках головного мозга в той или иной степени, страдает нервная система, повреждается связь с мозгом. Человек лишается многих возможностей своего организма, о которых он раньше и не задумывался.

Инсульт безжалостно делит жизнь человека на «до» и «после». В лучшем случае, это незначительные изменения в памяти, в речи, в движении. И если вовремя и правильно провести лечение и реабилитацию, человек быстро восстановится и вернется к обычной жизни.

Но случается и полная потеря всех этих и некоторых других функций организма. И тогда человек никогда не станет прежним. Это трагедия как для него самого, так и для его близких.

В этой ситуации нельзя допускать паники. Нужно запастись терпением и предпринять все возможные способы для максимальной помощи больному. Ведь ему предстоит научиться жить заново.

Что необходимо для успешного восстановления больного после инсульта:

  • Конечно же медикаментозное лечение, назначенное врачом. Оно стимулирует нарушенное мозговое кровообращение. Его важно проводить постоянно.
  • Восстановление двигательных функций. Здесь требуются занятия лечебной физкультурой, физиотерапия, возможно использование специальных тренажеров для возвращения чувствительности парализованных конечностей.
  • Работа по восстановлению речи, памяти, способности читать и писать, восприятию действительности. Без помощи логопеда и правильно выстроенной системы занятий тут не обойтись.
  • Комфортный климат в семье, психологический настрой самого пациента, а также его родственников, море терпения и оптимизма.

Нарушение речи при инсульте

Инсульт бывает геморрагический или ишемический. При геморрагическом инсульте к мозгу приливает слишком много крови, могут быть разрывы артерий, а при ишемическом наоборот, крови к мозгу поступает недостаточно.

Геморрагический инсульт встречается реже, но вызывает более серьезные последствия у больного. Но и в том и в другом случае у человека могут быть нарушены участки мозга, отвечающие за речь.

Если отказывает речь, значит нарушения произошли в левом полушарии головного мозга. При таком инсульте правая сторона парализована и речь отсутствует.

Инсульты с парализацией правой стороны происходят чаще, чем с левой. И это лучше для больного, так как в этом случае легче поставить диагноз, поскольку всегда проявлены нарушения речи.

Такие нарушения называют афазией. При этом нарушения могут произойти в разных участках мозга. В зависимости от этого и последствия могут быть разные. Как же восстановить речь после ишемического или геморрагического инсульта?

Разберемся с видами афазии и их последствиями:

  • Амнестическая . Человек может общаться, но периодически забывает названия предметов, о которых он говорит.
  • Семантическая . В этом случае с больным нужно разговаривать исключительно простыми предложениями, сложные он просто не поймет.
  • Сенсорная . Сложный вид афазии, при котором пациент не понимает речь вообще. Она сводится для него к набору звуков. При этом смысл сказанного он практически не может понять.
  • Моторная . Человек все понимает, но не может связно ничего сказать, путает звуки и слова или зависает на каком-то одном звукосочетании.
  • Тотальная . Больной ничего не понимает, никого не узнает, сказать ничего не может. Чаще всего такая фаза бывает сразу после инсульта. Через некоторое время она может перейти в моторную.

Может ли восстановиться речь после инсульта
и как быстро это произойдет?

Никто не может дать 100%-ой гарантии, что больной вообще сможет говорить. Но если действовать быстро, правильно, выполнять все рекомендации специалистов, создать обстановку терпения, любви и заботы вокруг больного родственника, поддержать его максимально в его желании выздороветь, то у него есть гораздо больше шансов быстро восстановить речевую потерю.

Несложные проблемы с речью решаются за 2–6 месяцев при выполнении специальных регулярных тренировок и занятий. Если степень нарушения больше, то и времени потребуется больше.

Иногда это может растягиваться до нескольких лет. Прогноз 5-10 лет считается сроком, после которого изменения к лучшему вряд ли возможны. Однако случаются чудеса выздоровления, но они чаще всего лежат в области нематериальной действительности.

В народе говорят «Дома и родные стены лечат». Это к вопросу о том, как должны вести себя родственники больного инсультом. Первые вопросы, который они задают врачу, звучат так: «Восстанавливается ли речь после инсульта? Можно ли вообще восстановить речь после инсульта? Через сколько времени восстанавливается речь после инсульта?» Родственников можно понять. Но именно от их поведения, от их действий очень многое зависит.

  • Больной должен чувствовать, что он нужен своей семье, что он ценен для нее, что родные верят в него, любят его, искренне желают его выздоровления и нисколько в этом не сомневаются. В таком случае у него появится дополнительная мотивация встать на ноги как можно быстрее. А значит, будет и энергия для этого.
  • С больным и в его присутствии нужно постоянно разговаривать. Тогда он будет ощущать свою причастность к семье. Но самое главное: если тема будет для него важна, он будет пытаться говорить.
  • Хорошо если в доме будут звучать его любимая музыка, песни, которые он раньше пел. Внутреннее желание подпеть может хорошо стимулировать к пробуждению его речевые импульсы.
  • Но лишний шум, многообразие и громкость звуков лучше убрать, чтобы не перегружать больного. Разговаривать с ним нужно тихо, спокойно, без взрывных эмоций. Окружите его своей добротой. При этом не нужно подчеркивать каждый раз, что он неизлечимо болен.
  • Родственникам нужно набраться максимум терпения, поскольку именно они должны стать постоянными помощниками для больного при выполнении упражнений, которые покажет логопед. И ни в коем случае не реагировать раздражением, если упражнение сделать никак не получается.

Что делать, если при инсульте происходит потеря речи

Как же вернуть речь после инсульта? Сразу же после первой необходимой помощи больному, важно обратиться к логопеду.

Только этот специалист сможет правильно оценить степень повреждения речи и составить эффективный комплекс мер для ее восстановления. Главная задача такого комплекса: восстановить речевое дыхание, голос, артикуляцию, интонацию, тембр.

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Не стоит заниматься самолечением в этом случае. Только после показанных логопедом упражнений и массажей, можно будет регулярно выполнять их самостоятельно в домашних условиях при помощи родных.

Логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Рассмотрим теперь, какие же методы может предложить специалист для восстановления речи больного, и каким образом их следует применять.

Артикуляционно-дыхательные упражнения

Сначала человеку предлагается просто подышать, потом на выдохе произносить определенные согласные звуки, один звук на выдох. После этого на выдохе произносятся все эти звуки подряд. Их не больше четырех. Звуки могут произноситься на выдохе также при поднятом подбородке.

Артикуляционная гимнастика после инсульта

Она включает в себя упражнения для языка, губ, голоса, мимических мышц лица.

Упражнения для языка и мягкого неба

  1. Язык высунуть изо рта вниз и так подержать несколько секунд.
  2. Снова вытянуть вниз и загнуть вверх, так немного подержать.
  3. Вытянуть вниз и направить его сначала к правому уголку рта, затем к левому.
  4. Кончиком языка водить по небу назад-вперед.
  5. Направить язык в правую и левую щёку.
  6. Поцокать языком, сначала один раз, потом два, потом три.
  7. Язык расслабить и, двигая им вперед-назад, слегка покусать зубами.
  8. Облизать губы сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнения для губ

  1. Губы подать трубочкой вперед.
  2. Сложить в улыбку с закрытым ртом.
  3. Обнажить зубы и поднять верхнюю губу, так подержать пару секунд.
  4. Надуть щеки и покачать воздухом из стороны в сторону, покатать воздух по рту.
  5. Расслабить губы и подуть через щель в них.

Выполняется речевая гимнастика при ишемическом или геморрагическом инсульте.

  1. Произносим по отдельности все гласные звуки сначала долгие, потом короткие, на выдохе. После этого на выдохе произносим все звуки подряд.
  2. Говорим звук Ы только артикуляционно, без звука, и чувствуем напряжение под подбородком.
  3. Произносим подряд все гласные звуки с перетеканием один в другой, попеременно делая ударение на разных звуках.
  4. Произносим согласные звуки, сначала глухие, по отдельности, потом один за другим на одном выдохе. После этого произносим звонкие звуки таким же образом. Складываем согласные звуки с гласными в определенные слоги, при этом чередуем парные глухие и звонкие согласные.

Все комбинации звуков, их перестановки и сочетания определяет логопед.

Упражнения на скороговорки после инсульта

Сначала просим больного договорить известную ему скороговорку, постепенно увеличивая количество сказанных им слов. Если это возможно, доводим упражнение до совершенства.

Упражнения для мимических мышц лица

  1. Брови поднять, опустить, нахмурить, расслабить.
  2. Широко открыть рот, попытаться его растянуть, потом расслабить.
  3. Улыбнуться, не открывая рта.
  4. Надуть и сдуть щеки.
  5. Губы вытянуть как для поцелуя.
  6. Язык вытягивать максимально в разные стороны от рта.
  7. Подвигать нижней челюстью аккуратно то влево, то вправо, потом по кругу.

Логопедический массаж после инсульта

После выполненного комплекса упражнений необходимо применить лицевой массаж каждого участка лица.

Важно, чтобы массажные движения подбирал только специалист. Какие-то участки лица нужно будет расслаблять, а какие-то тонизировать. Если подойти к этому самостоятельно, можно нанести непоправимый вред.

Кроме массажа непосредственно мышц лица, делают массаж языка, губ, внутренней поверхности щек, ушей, кожи головы, кистей. Всё это снимает скованность мышц и таким образом раскрепощает речь.

Особенности работы доктора с больным


Другие методы восстановления речи после инсульта

Музыкотерапия

Часто бывает так, что человеку, перенесшему инсульт, сложно говорить, но он может петь. Тогда все логопедические упражнения со звуками, слогами, словами выполняются как песня.

Лицевая рефлексотерапия.

На биологически активные точки на лице производятся определенным образом воздействия.

Лечение стволовыми клетками.

При введении таких клеток в пораженные ткани можно добиться восстановления их целостности.

Иглорефлексотерапия.

Такой способ используют в основном при моторной афазии. Таким образом, корректируют речевую деятельность у человека.

Заключение и выводы

И в заключение хочется подчеркнуть наиболее важные моменты, о которых нельзя забывать при восстановлении речи у больного после инсульта:

  • Это быстрое реагирование на проблему и не откладывание мероприятий по реабилитации на потом,
  • умеренность во всем,
  • постепенное увеличение нагрузок при занятиях,
  • обязательное обращение к логопеду, а возможно и к дефектологу,
  • строгое выполнение всех их предписаний,
  • огромное терпение и создание максимально доброжелательной атмосферы в доме.

Инсульт – серьезное заболевание, но при таком подходе его гораздо легче одолеть.

08.09.2017

Инсульт – тяжелое состояние, при котором нарушены значимые функции мозга. Какие именно – зависит от локализации пораженных тканей. У пациента могут нарушиться двигательные и зрительные функции, а чаще всего встречается нарушение речи после инсульта (афазия). Такое состояние может носить временный или хронический характер. Оптимальный срок, когда желательно начать лечить патологию – несколько дней от приступа. Как именно проводится восстановление речи после инсульта, невролог и логопед решают с учетом типа афазии, тяжести проявления.

Многие не понимают, почему случается афазия после инсульта. На самом деле суть патологического процесса кроется в знании работы организма. В мозге есть отделы, отвечающие за восприятие информации и речь. Если в эти участки мозга кровь не поступает, ткани атрофируются. Этот процесс необратимый, и чтобы вернуть способность произносить слова нужно научить не затронутые участки мозга этой функции. Под термином «афазия» врачи подразумевают не только проблемы с речью, но и способность понимать свой язык.

Как долго восстанавливается речь

Как упоминалось выше, лечение подбирается индивидуально с учетом типа афазии и характера течения болезни, возраста пациента и сопутствующих патологий. Начинать лечение афазии после инсульта важно как можно раньше. Известны следующие основные типы афазии:

  • тотальная. Проявляется в первые дни от инсульта, когда пациент ничего и никого не помнит;
  • моторная. Проявляется после тотальной, если состояние улучшается. Пациент начинает понимать обращенные к нему слова, но не может ответить или говорит спутанно;
  • сенсорная. Пациент не может понять смысл некоторых слов, не распознает слоги и звуки, а родной язык звучит в его ушах, как иностранный, который он никогда не изучал.

Как вернуть речь

Логопед в тандеме с неврологом подбирают схему коррекции речевых функций. Врач ориентируется на проведенные обследования, характер повреждений. К примеру, если паралич затронул левую часть тела, то прогнозы благоприятные. Это связано с тем, что после приступа парализуется зеркальная сторона тела по отношению к поврежденному участку мозга. Значит, расположенные в левом полушарии речевые отделы не пострадали.

Другая ситуация с теми, у кого парализовало правую часть тела – врач сразу может судить о том, что повреждения коснулись речевых отделов мозга. Следовательно, прогнозы не очень хорошие. Тем не менее, терапию нужно начинать сразу, как пациент вернулся в сознание.

Основное лечение – это логопедические упражнения со специалистом

Логопед показывает пациенту упражнения для восстановления речи после инсульта, а невролог назначает лекарства. Необходимо комплексно подходить к решению задачи, опираясь на следующие лечебные приемы:

  • раннее выявление нарушения речи. Чем точнее будет определен масштаб поражения и его локализация в мозгу, тем быстрее можно начать терапию. Согласно статистическим данным, примерно 30% потерявших речь после инсульта уже к моменту выписки из больницы начинают говорить;
  • психологическая поддержка. Некоторые механизмы нарушений базируются на уверенности пациента в том, что изменения необратимы. Как бы это не звучало невероятно, но терять оптимизм ни в коем случае нельзя. По необходимости врач назначит антидепрессанты, проведет беседу с пациентом и его близкими. Важно понять, что тяжелые состояния после перенесенного инсульта в современной медицине уже считаются редкостью, а не обычным явлением. Как только пациент поймет, что он может выздороветь, здоровье начнет улучшаться;
  • занятия с логопедом. Специалист тесно сотрудничает с невропатологом, знает все о назначенных пациенту медикаментах и их действии на мозг. Это препараты, улучшающие мозговые функции, восстанавливающие их (антикоагулянты, нейропротекторы).

Медикаменты, назначенные человеку, помогают избавиться от трудностей произносительной области речевой функции, но основное лечение – это логопедические упражнения со специалистом. Периодически врач контролирует динамику изменений с помощью специального теста – он определяет прогресс и по необходимости корректирует тактику терапии.

Хорошие результаты дают ноотропные протекторы и музыкотерапия в сочетании с логопедическими упражнениями. Если в процессе реабилитации внезапно пропала речь, это может говорить о повторном инсульте – в таком случае нужно срочно обследоваться у специалиста.

Народные средства

Необходимо четко следовать указаниям врача и продолжать курс терапии после инсульта в домашних условиях. Иногда в родных стенах пациент быстрее восстанавливается и идет на поправку по всем показателям, включая речь. В народной медицине есть проверенные рецепты, которые помогут ускорить выздоровление:

  • ванны с хвоей. Если речь долго не восстанавливается без видимых на то причин, возможно, проблема – в психоэмоциональной сфере. Чтобы улучшить работу нервной системе, расслабиться и получить позитивный настрой, можно использовать ножные ванны с хвойными иголками. Эфирные масла хвои расслабляют, стабилизируют эмоциональный фон;
  • мумие. Уникальное вещество от многих заболеваний. Принимается на ночь по 2 мг. Курс длится 14 дней. Нужно провести 3 курса, между которыми делается перерыв на 5 дней;
  • шишки хвойных пород. Хорошо стимулирует развитие речевых центров после инсульта отвар из шишек сосны, ели, кедра.

Ванны с хвоей очень хорошо помогают восстановить нервную систему

Учитывая, что растения могут вызывать побочные реакции, перед тем, как восстановить речь после инсульта с помощью отваров, нужно проконсультироваться со своим врачом.

Логопед проводит не только занятия, нацеленные на восстановление речи, но и учитывает патогенез болезни – возможно, мышцы языка будут онемевшими. Все речевые зоны нужно регулярно стимулировать, корректировать правильное расположение языка с анатомической точки зрения. Логопедический массаж быстрее восстановит речевой аппарат.

Как научить говорить

После выписки пациента домой реабилитация должна активно продолжаться. Делать упражнения можно и дома, запомнив правила их выполнения. Ниже перечислены основные логопедические упражнения, которые назначают людям с нарушениями речи:

  • комплекс упражнений, нацеленных на развитие речи. Нужно произносить сложные слоги, скороговорки, заучивать фрагменты текстов. Конкретные упражнения врач подбирает пациенту в индивидуальном порядке;
  • артикуляционная гимнастика. Это упражнения, благодаря которым мышцы языка приобретут необходимый тонус. Выполнять их не сложно. К примеру, нужно облизать языком губы по кругу и в обратную сторону, попробовать достать кончиком языка до подбородка или носа, а также учиться скручивать язык в трубочку;
  • вытянуть губы вперед, будто нужно задуть свечу, затем расслабиться. Здоровому человеку это сделать легко, а когда мышцы не слушаются – задача будет не из легких;
  • нижнюю губу нужно захватить верхними зубами, потом отпустить. Повторить то же самое, но для верхней губы;
  • высунуть язык максимально далеко, одновременно с этим втягивая шею.

Артикуляционная гимнастика

После того, как случился инсульт восстановление речи будет зависеть, в том числе, и от желания, усердия самого пациента. Обязательно нужно проговаривать скороговорки. Детский логопед использует их для развития речи у малышей, но не меньше пользы они принесут взрослому с проблемами речевого аппарата. Не все скороговорки оказывают одинаковое воздействие, поэтому врач сам должен выбрать те из них, которые эффективно восстановят подвижность языка и дикцию с учетом присутствующих нарушений.

Как помочь близкому человеку после инсульта

Человек после инсульта легче будет ориентироваться в бытовых предметах, если вызывать у него ассоциацию, для чего они предназначены. К примеру, можно рассматривать картинки со стульями, столом, качелями, книгами и спрашивать спокойно у человека – на чем из изображенных предметов сидят, из чего пьют и др.

Пациенты с сенсорной афазией испытывают трудности в отличие слов с одинаковым звучанием. Поэтому для занятий нужно нарисовать рисунки, чтобы человек мог показывать, о чем он пытается сказать. Примеры такого созвучия: бочка — почка, том – дом. Желательно общаться с пациентом по очереди, если в помещении находится несколько человек, поскольку после инсульта слова и звуки сложно различить.

После инсульта пациенту нельзя долго смотреть телевизор, максимум – 2 часа в сутки

Пациентам с моторной афазией можно помочь, поощряя их на разговор. Чем раньше человек начнет вслух произносить слоги и слова, тем быстрее к нему вернется понимание речи окружающих. Как только слова начнут выговариваться, нужно заинтересовать человека так, чтобы он с удовольствием занимался самостоятельно. К примеру, подготовить для него простые предложения с пропущенными словами, чтобы он мог восполнить пробелы. К примеру: кот … мышку, птица… песни.

После инсульта пациенту нельзя долго смотреть телевизор, максимум – 2 часа в сутки. При такой болезни, как инсульт афазия – не единственное нарушение, и нужно внимательно относиться к здоровью, соблюдая врачебные рекомендации. Из всех телевизионных передач желательно выбирать те, которые интересны пациенту и могут стимулировать его на комментарии.

Одним из новых направлений в лечении инсульта считают использование стволовых клеток. С помощью такой терапии организм получает энергию, повышается желание выздороветь и говорить четко. Желательно начинать любое лечение с первых дней от инсульта. Трансплантация клеток проводится за 2 процедуры, между которыми делается перерыв в 3 месяца. Уже после первой процедуры устраняется ишемия, сосуды работают лучше, рассасываются атеросклеротические отложения.

Инсульт – непростое состояние, поэтому и пациенту, и его близким людям нужно набраться терпения и целенаправленно двигаться к выздоровлению. Прогнозы для каждого человека определяются в индивидуальном порядке с учетом обширности участка повреждения. Наилучших успехов удается достичь в первый год после инсульта. В последующее время улучшения будут малозаметными. Бывает и так, что некоторые дефекты речи остаются, и окружающим придется приспособиться к такому звучанию слов, ни в коем случае не делая замечаний. Изолировать человека от общения нельзя, наоборот – нужно всячески поощрять его к беседе, заинтересовывать и показывать, что он важен и нужен. Говорить об инсульте и его опасности при человеке, который перенес это состояние, строго запрещено.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама