THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Мельницы

Ветряные мельницы

Ветряные мельницы видны из далека и часто являются на ряду с церковью или часовней доминантой деревни. Ставили их на виду у всех, на высоком открытом месте, чуть на отшибе. У небольших сел стояли одна или две мельницы, у крупных до трех десятков (село Азополье, деревня Щелково).

Мельницы у деревни Щелково в окрестностях Ферапонова. Вологодская область

Ветряные мельницы используя даровую силу ветра, за сутки размалывали на жерновах от 100 до 400 пудов зерна. В них имелись также ступы (крупорушки) для получения крупы. Для того чтобы мельницы работали, их крылья надо было поворачивать под менявший направление ветер — это обусловило сочетание в каждой мельнице неподвижной и подвижной частей.

Несмотря на большую разновидность ветряных мельниц, по общности устойчивых признаков их можно объединить в несколько типологических подразделений.

Самая крупная градация, это деление мельниц на «столбовки» и «шатровки». Различаются они принципом своего конструктивного устройства.

Столбовки характеризуются наличием центрального неподвижного столба, вкопанного в землю, вокруг которого на специальной опоре из пирамидальной клетки («ряжа») бревен вращался четырехугольный амбарчик с мельничным оборудованием.

Мельницы-столбовки на стойках и ряжах

Шатровки не имели стержневой оси, мельничный амбар был прочно поставлен на грунт, ветер ловили поворотом верхней части с валом и крыльями - воробиной.

Фасад и разрез мельницы-шатровки

Название «шатровка» произошло не от формы кровли, она могла быть любой, а от наклона стен от основания к вершине, напоминавшее шатер. Шатровки значительно крупнее и выше столбовок их силуэт более спокоен и статичен.

Мельницы-столбовки

Мельницы-столбовки имеют оригинальную, самобытную архитектурную форму. Они состоят из нижней части опорного ряжа выполненного тем или иным способом, который сужается в верхней части, и нависающего над ним мельничного амбара с крыльями. Подобный фантастический образ очень живописен, такие мельницы подчас напоминают сказочную избушку Бабы Яги, они тоже могут вращаться в разные стороны.

Мельницы столбовки делятся на три основных подтипа: мельницы на стойках, на ряжах, на рамах.

1. Мельницы на стойках строились в селениях расположенных в бассейне реки Онеги, от Каргаполья до Беломорского побережья, а также в селах Вологодской и Костромской области.

Мельничный амбар стоит на наклонных столбах-стойках. В верхней части стоек устроен небольшой сужающийся сруб в 3-4 венца. С боковой стороны амбара, на выпусках нижних бревен, устроен балкон с длинной висячей лестницей. Для подъема мешков с зерном, на балконе сделано специальное приспособление в виде горизонтального барабана со штырями для ручного вращения. Небольшой четырехугольный сруб мельницы имел двухскатную кровлю состоящею из слег с укрепленными на них курицами, потоками, поддерживающими тес, и охлупня который прикрывал верхний стык крыши.

Мельница-столбовка на стойках. Солигалический район. Костомская область. Начало ХХ в.

Перевезена в архитектурно-этнографический музей в городе Костроме

Как разновидность таких мельниц можно выделить вологодские мельницы с увеличенным бревенчатым ряжом, который опирается на опорные стойки в 50-100 см от земли.

Ряж мельницы в селе Булкино. Вологодская область

2. Мельница на ряже (костре). Ряж представляет собой пирамиду из бревен рубленную в «в реж», в которой закреплена стержневая ось. Распространены такие мельницы были в бассейне реки Мезень и в Вологодской области.

Мельница-столбовка на ряже из села Азополья. Мезенский район. Архангельская область.

Конец ХIХ в.

Форма бревенчатого ряжа в разных районах отличалась друг от друга. В Архангельской области ряж имел обычно прямоугольную форму и начинался сужаться только в верхней части сруба. В Вологодской области ряж имел пирамидальную форму, сужения сруба шло сразу от земли.

Мельница-столбовка из деревни Щелково. Вологодская область

Оборудование мельниц столбовок на стойках и ряжах состояло обычно из одного жернова для размола зерен в муку или из толчеи специального устройства с подвижными пестами для получения круп. В мельницах толчеях на всем протяжении вала сделаны массивные зубья, поднимающие и сбрасывающие в заданном порядке тяжелые песты толчеи. Осью крыльев служит огромное толстое бревно, закрепленное в стенах и вращающие в врубленных в них березовых капах. На валу крепится и ведущая зубчатая шестерня с которой вращение передается на зубчатый барабан и вертикальный шкворень, а от него к верхнему жернову.

Разрез мельницы-столбовки с жерновом из деревни Юксозеро. Архангельская область

Разрезы мельницы - толчеи в селе Булкино. Вологодская область

3. Мельница на раме, основанием такой мельницы служит невысокий сруб высотой около метра. Мельничные амбары у них значительно выше и крупнее, чем у предыдущих мельниц.

Мельницы на «раме»

Это несколько обедняет их художественный образ, но позволяет добавить к одному поставу крупорушку с пестами или толчею, а то и второй постав.

Разрез мельницы толчеи с жерновами из деревни Волкостров. Карелия

Мельница-столбовка на раме из деревни Калгачиха. Онежский район. Архангельская область. Начало ХIХ в.

Перевезена в архитектурно-этнографический музей «Малые Карелы»

Подобный тип мельницы имел широкое распространение на Русском Севере, в центральных районах и на юге России.

Мельницы шатровки.

Мельницы - шатровки, называемые также «голландками» на Русском Севере встречаются достаточно редко, они вошли в жизнь крестьян с развитием капитализма, и уже не являются атрибутом натурального хозяйства, высокопроизводительным, промысловым предприятием.

Архитектура шатровой мельницы представляет собой переход от крестьянской постройки в фабричную по форме, облику и художественному образу. По характеру своей архитектуры шатровые мельницы походят на пожарные каланчи или водонапорные башни у железнодорожных станций. Но несмотря на это их облик также завораживает неискушенный взгляд. Шатровые мельницы играют важную градостроительную роль в пространственной организации сельских пейзажей.

Центральный стержень здания в этих мельницах вращается по всей длине. Он принимает движение от горизонтального вала в верхней части и передает его жерновам, расположенным в нижних этажах мельницы. Первоначально мельницы шатровки представляли собой сужающийся восьмерик, в последствии для увеличения вместительности нижний этаж стали расширять.

Мельницы-шатровки

Появился новый тип мельниц восьмерик на четверике. Кровля, а иногда и вся башня шатровой мельницы покрывалась дранкой (тонкими рейками) или тесом.

Рис. 7. Мельницы-шатровки

Распространены мельницы шатровки были в центральной России и на Урале.

Основание шатровок может быть по форме и конструкциям различным. Например, пирамида может начаться с уровня земли, а конструкция быть не срубной, а каркасной. Пирамида может опираться на срубный четверик, а к нему могут быть пристроены подсобные помещения, тамбур, помещение для мельника и т.д.

Разрез мельницы - шатровки. Село Веснино. Котельнический район. Кировская область

Главное в мельницах их механизмы. В шатровках внутреннее пространство разделено перекрытиями на несколько ярусов. Сообщение с ними идет по крутым лестницам чердачного типа через люки, оставленные в перекрытиях. Части механизма могут располагаться на всех ярусах. А их может быть от четырех до пяти. Стержнем шатровки служит могучий вертикальный вал, пронизывающий мельницу насквозь до "шапки". Он опирается через металлический подпятник, закрепленный в балке, которая лежит на брусчатой раме. Балка с помощью клиньев может перемещаться в разные стороны. Это позволяет придать валу строго вертикальное положение. Тоже самое можно проделать и при помощи верхнего бруса, где штырь вала заделан в металлическую петлю.

В нижнем ярусе на вал надета большая шестерня с кулачками-зубьями, закрепленными по наружному контуру круглой основы шестерни. При работе движение большой шестерни, умноженное в несколько раз, передается на малую шестерню или цевку другого вертикального, уже металлического обычно вала. Этот вал прошивает неподвижный нижний жернов и упирается в металлическую планку, на которой через вал подвешен верхний подвижный (вращающийся) жернов. Оба жернова одеты деревянным кожухом с боков и сверху. Жернова устанавливаются на втором ярусе мельницы. Балка в первом ярусе, на которую опирается малый вертикальный вал с малой шестерней, подвешена на металлическом нарезном штыре и с помощью нарезной же шайбы с рукоятками может быть слегка поднята или опущена. С нею поднимается или опускается верхний жернов. Так регулируется тонкость помола зерна.

От кожуха жерновов вниз наклонно пропущен глухой дощатый желоб с доской задвижкой на конце и двумя металлическими крючками, на которые подвешивается мешок, наполняемый мукой.

Рядом с блоком жерновов устанавливается кран-укосина с металлическими дугами-захватами. С его помощью жернова могут сниматься со своих мест для отковки.

Над кожухом жерновов с третьего яруса спускается жестко закрепленный к перекрытию подающий зерно бункер. Он имеет задвижку, с помощью которой можно перекрыть подачу зерна. Он имеет форму опрокинутой усеченной пирамиды. Снизу к нему подвешен качающийся лоток. Он для пружинистости имеет можжевеловую планку и штырь, опущенный в отверстие верхнего жернова. В отверстии эксцентрично устанавливается металлическое кольцо. Кольцо может быть и с двумя-тремя косыми перьями. Тогда устанавливается симметрично. Штырь с кольцом называются обечайкой. Пробегая по внутренней поверхности кольца, штырь все время меняет положение и раскачивает косо подвешенный лоток. Это движение ссыпает зерно в зевло жернова. Оттуда оно попадает в зазор между камнями, размалывается в муку, та поступает в кожух, из него в закрытый лоток и мешок.

Зерно засыпается в бункер, врезанный в пол третьего яруса. Мешки с зерном подаются сюда с помощью ворота и веревки с крюком. Ворот может подключаться и отключаться от шкива, насаженного на вертикальный вал. Делается это снизу с помощью веревки и рычага. В досках перекрытия прорезан люк, перекрытый наклонно поставленными двухпольными створками. Мешки, проходя через люк, открывают створки, которые потом произвольно захлопываются. Мельник отключает ворот, и мешок оказывается на крышках люка. Операция повторяется.

В последнем ярусе, находящемся в "шапке", на вертикальном валу установлена и закреплена другая, малая шестерня со скошенными кулачками-зубьями. Она заставляет вращаться вертикальный вал и запускает весь механизм. Но ее заставляет работать большая шестерня на "горизонтальном" валу. Слово в кавычки заключено потому, что фактически вал лежит с некоторым уклоном внутреннего конца вниз. Штырем этого конца он заключен в металлическом башмаке деревянной рамы, основы шапки. Приподнятый конец вала, выходящий наружу, спокойно лежит на камне-"подшипнике", слегка скругленном сверху. На валу в этом месте врезаны металлические пластины, предохраняющие вал от быстрого стирания.

В наружную головку вала врезаются два взаимно перпендикулярных бруса-кронштейна, к которым крепятся хомутами и болтами другие балки - основа решетчатых крыльев. Крылья могут принимать ветер и вращать вал лишь тогда, когда на них будет расправлена парусина, обычно свернутая в жгуты в покойное, не рабочее время. Поверхность крыльев будет зависеть от силы и скорости ветра.

Шестерня "горизонтального" вала снабжена зубьями, врезанными в боковую сторону круга. Сверху ее обнимает тормозная деревянная колодка, которая с помощью рычага может быть освобождена или сильно затянута. Резкое торможение при сильном и порывистом ветре вызовет высокую температуру при трении дерева о дерево, и даже тление. Этого лучше избегать.

Макет мельницы из села Мошок. Владимирская область.

До работы крылья мельницы следует повернуть навстречу ветру. Для этого имеется рычаг с подкосами - "водило".

Вокруг мельницы вкапывали небольшие столбики количеством не менее 8 штук. К ним "водило" и крепилось цепью или толстой веревкой. Силою 4-5 человек, даже если верхнее кольцо шатра и части рамы хорошо смазаны солидолом или чем-то подобным (ранее смазывали свиным салом), провернуть "шапку" мельницы очень трудно, почти невозможно. "Лошадиная сила" тут тоже не годится. Поэтому пользовались небольшим переносным воротом, который попеременно одевали на столбики его трапециевидной рамой, служившей основанием всей конструкции.

Блок жерновов с кожухом со всеми частями и деталями, расположенными выше и ниже его, назывался одним словом - постав. Обычно небольшой и средней величины ветряки делались "об одном поставе". Большие ветряки могли строиться с двумя поставами. Были ветряные мельницы и с "толчеями", на которых отжималось льняное или конопляное семя для получения соответственного масла. Отходы - жмых, - тоже использовали в домашнем хозяйстве.

Самая существенная часть мукомольной мельницы — мельничный постав или снасть - состоит из двух жерновов: верхнего, или бегуна, и - нижнего, или нижняка. Жернова представляют каменные круги значительной толщины, имеющие в средине сквозное отверстие, называемое очком, а на мелющей поверхности насечку (см. ниже). Нижний жернов лежит неподвижно; его очко плотно закрыто деревянною втулкою, кружловиною, сквозь отверстие в центре которой проходит веретено связанное с верхним жерновом и вращающееся шестеренкой.

Поверхность жёрнова разделена глубокими желобами, называемыми бороздами, на отдельные плоские участки, называемые мелющими поверхностями. От борозд, расширяясь, отходят более мелкие желобки, называемые оперением. Борозды и плоские поверхности распределяются в виде повторяющегося рисунка, называемого гармошкой. У типичного мукомольного жёрнова имеется шесть, восемь или десять таких гармошек. Система желобов и желобков, во-первых, образует режущую кромку, а во-вторых, обеспечивает постепенное ссыпание готовой муки из-под жерновов. При постоянном использовании жернова́ требуют своевременного подтачивания, то есть подравнивание краев всех желобов для поддерживания остроты режущей кромки.

Жернова используются парно. Нижний жёрнов устанавливается стационарно. Верхний жёрнов, он же бегун, — подвижный, и именно он производит непосредственное перемалывание. Подвижный жернов приводится в движение крестообразным металлическим «штифтом», установленным на головке главного стержня или ведущего вала, вращающегося под действием основного механизма мельницы (использующего энергию ветра или воды). Рельефный рисунок повторяется на каждом из двух жерновов, таким образом обеспечивая эффект «ножниц» при размалывании зерен.

Жернова должны быть одинаково сбалансированными. Правильное взаимное расположение камней критически важно для обеспечения помола муки высокого качества.

Лучшим материалом для жерновов служит особенная каменная порода - вязкий, твердый и неспособный полироваться песчаник, называемый жерновым камнем. Так как каменные породы, в которых все эти свойства развиты достаточно и при том равномерно, встречаются редко, то хорошие жернова весьма дороги.

«Плохой камень разорит, хороший обогатит», - говорили в народе. Поэтому для изготовления жерновов искали твердые кварцевые породы. Жернова могли быть естественные и искусственные. Их размеры характеризовались диаметром и до сих пор измеряются четвертями аршина. Их называют трехчетвертными, четвериками, шестериками. Например, шестерик в диаметре составляет один метр, ширина верхнего жернова - бегуна -40 см, нижнего - лежняка -25 см, вес от 600 до800 кг. Для большей прочности жернова оковывались железными обручами, рабочую поверхность время от времени наращивали. Скорость вращения жернова зависела от силы ветра и составляла 10-12 метровв секунду. Благодаря центробежной силе зерно через горловину, глаз верхнего жернова поступало на рабочую поверхность лежняка, разбрасывалось, размалывалось и в виде муки ссыпалось по деревянному желобу в ларь или прямо в мешки. Качество помола зависело от расстояния между жерновами, которое регулировалось болтами.

На трущихся поверхностях жернов делают насечку, т. е. пробивают ряд углубленных бороздок, и промежутки между этими бороздками приводят в грубо-шероховатое состояние. Зерно попадает во время размола между бороздками верхнего и нижнего жернов и разрывается и разрезывается острыми режущими краями бороздок насечки на более или менее крупные частицы, которые размалываются окончательно по выходе из бороздок.

Расположение бороздок в процессе размола зерен

Бороздки насечки служат также как бы путями, по которым размалываемое зерно подвигается от очка к окружности и сходить с жернова. Так как жернова, даже из лучшего материала, стираются, то насечка должна быть возобновляема время от времени.

Водяные мельницы

Кроме силы ветра для размола зерна очень часто использовали водяные мельницы. Ставили их на берегу реки или ручья, в укромном, приветливом месте, рядом с тенистыми зарослями и темными омутами. Водяные мельницы по сравнению с ветряными имеют весьма скромную архитектуру, но и их образ овеян легендами и тайнами.

Водяная мельница в селе Старая Минуса. Иркутская область

Они представляют собой двухэтажную клеть крытую двухскатной или четырехскатной кровлей, одна сторона мельницы стоит на берегу другая в воде на сваях. Вращение жерновов происходит от падающей воды на водяное колесо, для дозирования поступающей на колесо воды рядом с мельницами делали плотину.

В зависимости от особенностей местности и возможностей организовать запруду мельницы делались с нижним боем, т.е. с подачей воды на колесо снизу или сверху.

Наиболее ответственный элемент водяной мельницы — колесо, достигавшее в диаметре 4 м. К мощному горизонтальному валу спицами прикрепляли два деревянных обода, расстояние между которыми примерно 50 см. Внутри их обшивали досками, а снаружи между ободьями вставляли перегородки ("лопатки”). Получались своеобразные ковши, расположенные один за другим вдоль колеса. Когда вода попадала в ковш, она приводила в движение колесо, а вместе с ним и горизонтальный вал.

Схема водяной мельницы

Внутри мельницы на валу крепили колесо, которое специальными зубьями соединялось с горизонтальной шестерней. Вертикальная ось от шестерни проходила через отверстие в центре нижнего камня и наглухо крепилась к верхнему (верхний камень вращался, а нижний оставался неподвижным).

Колесо и шестерня водяной мельнице на Левусозере

Зазор между камнями определял тонкость помола муки. Важной для качества помола была и равномерная подача зерна на жернова: снизу к бункеру с зерном подвешивали качающийся ящичек — дозатор. Причем расположение этого ящичка позволяло отделить муку одного хозяина от следующего, который уже засыпал свое зерно в бункер и приготовился молоть. Четкость взаимодействия механизмов определялась мастерством мельника.

Падая сверху на колесо, вода придавала ему больший крутящий момент, однако такие мельницы требовали затопления значительных территорий. Напор воды регулировался специальными заслонками на запруде. При подаче воды снизу (кстати, колесо имело в этом случае иную конструкцию — вместо ковшей на оси укрепляли лопасти) запруды могло и не быть. Плотина перегораживала только часть реки, благодаря чему поток воды получал большую скорость. Колесо тогда вращалось быстрее.

Кроме жерновов водяные мельницы могли оборудоваться толчеями, для этого добавлялся еще один водоток с колесом который приводил в движение вал с зубьями поднимающий песты толчеи.

Постав толчеи водяной мельнице на Левусозере

Владельцам мельниц ОПМ-06 «ФЕРМЕР» или ОПМ-1,2 «ФЕРМЕР» ЧП «Маррус» предлагает комплексную модернизацию Вашей мельницы. Если Вы заинтересованы в существенном увеличении выхода и качества пшеничной муки высшего сорта и планируете вернуть затраты в реально короткие сроки — обратите внимание:

Результаты комплексной модернизации мельничного оборудования

  1. Улучшение показателя белизны пшеничной муки до 58-62 у.е., в зависимости от качественных и физических характеристик зерна в соответствии с требованиями Госстандарта Украины путем уменьшения засоренности муки частицами оболочек, пыли и др.
  2. Увеличение показателя выхода пшеничной муки высшего сорта при выше оговоренных показателях белизны до 65-72% от количества переработанного зерна в зависимости от качественных и физических характеристик зерна.
  3. Внедрение технологической возможности получения, в случае необходимости, пшеничной муки высшего сорта более грубого помола (для дополнительного улучшения хлебопекарных характеристик муки).
  4. Увеличение, в случае необходимости, скорости переработки зерна пшеницы до паспортных характеристик и выше (до 800 кг/час).
  5. Внедрение возможности дополнительного увеличения белизны высшего сорта (более 62 у.е. на мягкой пшенице третьего класса и более 59-60 у.е. на полустекловидной пшенице третьего класса путем переналадки валковых систем непосредственно в процессе помола, но за счет некоторого снижения выхода муки высшего сорта и соответственного увеличения выхода муки второго сорта и отрубей.
  6. Внедрение возможности получения в случае необходимости 5-10% манной крупы .
  7. Уменьшение риска падения качества переработки продукта и непредвиденной поломки оборудования за счет человеческого фактора (обучение основным практическим знаниям обслуживающего персонала).

Вышеуказанные результаты модернизации приведены для переработки зерна пшеницы третьего класса соответственно Госстандарта Украины со стекловидностью не более 50%. Зерно пшеницы с высокой стекловидностью уменьшит белизну пшеницы высшего сорта, но не ниже показателя, обусловленного Госстандартом. Уменьшение белизны в случае переработки такого зерна обусловлено кремовым оттенком клейковины, но никак не увеличением засоренности муки частицами оболочек и др.

В случае необходимости значительного увеличения белизны муки высшего сорта зерна пшеницы высокой стекловидности (до 60-62 у.е.) произойдет некоторое уменьшение выхода муки.

Фермерам и владельцам сельхозпредприятий — мы заставим работать Вашу мельницу со 100% эффективностью!

Частное предприятие «МАРРУС» предлагает услуги по разработке, изготовлению и внедрению систем пневмотранспорта любой сложности на производства, работающие с сыпучими продуктами.

Вернуться на главную

Повысить показатели белизны муки удалось путем модернизации существующего мельничного комплекса

Владельцам мельниц ОПМ 06-Фермер

Гарантируем двукратное увеличение производительности мельницы ОПМ 06-Фермер в результате переоборудования с заменой рассева.

ЧП „Маррус”

Для создания универсальной мельницы, разработчики оборудования смотрели на процесс переработки зерна глазами переработчика, поставленного в максимально некомфортные рыночные условия.

— это технологически улучшенный аналог обоечных машин с более высокой степенью очистки поверхности зерна.

Мельница МАРРУС-20П

Мельничный комплекс МАРРУС-20П — новейшее мукомольное оборудование которое обеспечивает максимальный выход муки высшего сорта.

Мельничный комплекс

Мельничные комплексы производительностью 25-50 т зерна в сутки. Технология помола позволяет получать более 65% пшеничной муки высшего сорта, соответствующей ГОСТам белизны и содержания влаги при сухой очистке зерна и холодном кондиционировании.

Размольно-просеивающий агрегат для мельничных комплексов

ЧП «Маррус» предлагает размольно-просеивающий агрегат для мельничных комплексов, производительностью 10 — 18 тонн переработки зерна пшеницы в сутки.

Елена Лопарева
Перспективный план работы кружка «Путешествие в страну опытов и экспериментов» на II полугодие (старшая группа)

Январь 1. Свет. Свет и тень

Цель: Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

Материалы: Электрический фонарик, три ярких плоскостных изображения медведя, зайца и лисы и в другом порядке три этих же изображения, но черного цвета.

Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?

Педагог помещает свою руку перед фонариком

Что видим на стене? (тень)

Почему образуется тень? (рука мешает свету и не дает дойти ему до стены)

Вывод: Предмет, находящийся между источником света и стеной, бросает на нее тень.

2. Вода. Куда исчезает вода?

Цель: Показать, что вода имеет свойство впитываться и испаряться, определить, какие материалы впитывают воду.

Материалы: губка, ткань, пластилин, тарелка, дерево, газета, полиэтилен, вата, стакан воды

Возьмем разные предметы: губку, ткань, пластилин, тарелку, дерево, газету, полиэтилен. Аккуратно ложкой будем лить понемногу воды на предметы. Какие предметы не впитывают воду? Если воду плеснуть на часть предмета, весь ли предмет намокнет или только то место, куда попала вода? Нальем воды в блюдце, оно не впитывает воду. Отметим границу воды и оставим на день-два. Куда же делась вода?

Вывод: вода может впитываться и испаряться

3. Вода. Водяная мельница.

Цель: Дать представление о том, что вода, может приводить в движение другие предметы

Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей

Может ли вода заставить работать другие предметы? Педагог показывает детям водяную мельницу. Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой и льют воду на лопасти мельницы. Мельница движется?

Если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее. Вода приводит ее в движение.

Вывод: вода может заставить работать мельницу.

Февраль 1. Можно ли склеить бумагу водой?

Цель: Показать, что вода обладает склеивающим действием, развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями, познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды.

Материалы: два листа бумаги, вода

Берем два листа бумаги, зажимаем их между ладонями и двигаем их: один в одну сторону, другой- в другую. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы. Они не двигаются.

Вывод: Вода обладает склеивающим действием.

2. Вода. Звенящая вода

Цель: Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Материалы: поднос, на котором стоят стаканы, вода, ковшик, палочка с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

Перед детьми стоят два стакана, наполненные водой. Как заставить стаканы звучать? Проверяются все варианты (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче?

Предлагается палочка с шариком на конце, Все слушают, как звенят стаканы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем педагог отливает и добавляет воду в стаканы. Что влияет на звон?

Вывод: На силу звучания влияет количество воды, звуки получаются разные.

3. Вода-растворитель

Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями, познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды, показать, что вода имеет свойство растворять некоторые вещества Материалы: сахар, соль, аскорбиновая кислота, растительное масло, мука, емкости для воды, ложка.

1. Предложить одному ребенку размешать в оде сахар, другому соль, третьему-аскорбиновую кислоту и попробовать воду на вкус. У воды появился вкус. Вода стала сладкой, соленой, кислой. А вещества, которые мы положили в воду, растворились, и изменили вкус воды.

2. А теперь растворим в воде муку и растительное масло. Мука не растворилась полн в одеостью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворяется масло – оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

4. Вода. Прозрачность воды.

Цель: Подвести детей к тому, что «чистая вода-прозрачная», «грязная-непрозрачная»

Материалы:

Две банки с водой, пуговицы, камешки, металлические предметы, кусочек земли

Выяснить как усвоено понятие «прозрачный»: предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан, аквариум)

Показать, что вода в банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны)

Затем в баночку с водой опустить кусочек глины и размешать. Вода стала мутной. Опустить в такую воду предметы и убедиться, что они не видны.

Прозрачна ли вода в реке, озере, море, луже?

Вывод: чистая вода – прозрачная, через нее видны предметы, мутная вода – непрозрачная.

Март 1. Фильтрование воды

Цель: Сформировать представление о разных способах очистки воды

Материалы: бумажные фильтры, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости, стакан с водой, алгоритмы устройства различных фильтров

Размешать в воде крахмал, а затем очистить ее разными способами. Дети рассматривают алгоритмы устройства различных фильтров – из песка, ткани, бумаги. Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие. Выясняют, какой фильтр лучше очищает воду.

Вывод: воду лучше всего очищать с помощью бумажного фильтра, ее можно очищать от различных загрязнений

2. Окрашивание воды.

Цель: Сформировать представление о некоторых свойствах воды. Материалы: емкости с водой (теплой и холодной, краска, палочки для размешивания, пластиковые стаканчики

Дети рассматривают лежащие в емкости с водой 2-3 предмета. Выясняют, почему предметы хорошо видны. Далее выясняют, как можно окрасить воду (с помощью краски). Воспитатель предлагает окрасить воду в пластиковых стаканчиках с теплой водой, а затем с холодной водой и выяснить, в каком стаканчике краска быстрее растворится, как окрасится вода, если красителя будет больше.

Вывод: Вода может быть теплой и холодной. Некоторые красящие вещества растворяются в воде, чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет, и чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

3. Куда делась вода?

Цель: Выявить процесс испарения воды. Зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды)

Материалы: две одинаковые емкости, пластиковые стаканчики.

Дети с помощью пластиковых стаканчиков наливают равное количество воды в две емкости. Вместе со взрослым делают отметку уровня воды в емкости. Одну банку закрывают плотно крышкой, другую оставляют открытой. Обе банки ставят на подоконник. В течение недели наблюдают процесс испарения воды, делая отметки на стенках емкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки, куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда емкость закрыта, испарение происходит медленнее (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Вывод: вода обладает свойством испаряться.

4. Откуда берется вода?

Цель: Сформировать представление о конденсации.

Материалы: емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка

Воспитатель накрывает емкость с водой охлажденной металлической крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать ее рукой. Выясняют, откуда появилась вода на крышке (это частицы воды поднялись с поверхности, не смогли испариться из банки в воздух и осели на крышке). Воспитатель предлагает повторить опыт с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет.

Вывод: Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара

Апрель 1. Вода. Животворное свойство воды.

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в оду (они оживают, дают корни)

Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой.

Наблюдение за проращиванием луковицы в пустой банке и в банке с водой

2. Вода. Разноцветные растения

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения

Материалы:

Баночка из под детского питания, вода, синий пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки)

Развести пищевой краситель в баночке с водой. Поставить стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

3. Природный материал. Угадайка.

Цель: Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Материалы: Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы

Перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются. (Похожи по размеру, отличаются по весу) Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе. Детям предлагают с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый.

Вывод: одинаковые по форме и величине предметы могут иметь разный вес.

4. Природный материал. Бумажный вихрь.

Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги (плотность, воспитывать наблюдательность

Материалы: Кусочки тонкой цветной бумаги и цветного картона.

Детям дают кусочки цветной бумаги и картона. Ребята сдувают их при помощи ветра», создаваемого дыханием, наблюдают за полетом. Кусочки какой бумаги летят лучше. Почему?

Вывод: Кусочки тонкой бумаги легче, поэтому они лучше летят. Кусочки картона тяжелее, поэтому они летят хуже.

Май 1. Вода. Фонтанчики

Цель: Развивать любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение

Материалы: пластиковые бутылки, спички, вода, таз

Воспитатель показывает детям картинки с изображениями разных фонтанов. Можно ли фонтанчик изготовить самим? Из чего его можно смастерить? Воспитатель обращает внимание детей на принесенные бутылки, спички и предлагает с помощью этих материалов изготовить фонтан. Воспитатель заранее проделывает дырочки в бутылках, а дети затыкают их спичками, наполняют бутылки водой, выдергивают спички и получается фонтанчик. Почему вода не выливается, когда в отверстиях стоят спички?

Вывод: вода не выливается из бутылок, так как отверстия в них заткнуты спичками

2. Природный материал. Волшебное сито.

Цель: Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита. Развивать самостоятельность

Материалы: Совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная, рис, песок, мелкие камешки.

У хозяйки случилось несчастье. Она нечаянно уронила банки с крупой и она вся перемешалась. Посмотрите, нет ли у нас каких-нибудь предметов, которые могут помочь нам?

Найдем вещества, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков. Как отделить песок от камешков? Почему крупные предметы остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито?

Вывод: при просеивании через сито мелкие вещества ссыпаются вниз, а крупные предметы остаются в сите.

3.4. Диагностика

Весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Ликбез: Как устроена мельница

Вы никогда не думали как из зерна получается мука? Мне вот всегда было интересно как работали древние мельницы. В Суздале нам подробно все разъяснили.

Понятно, что ветер вращает эти лопасти. Каркас у них деревянный, а обтянуты они были материей, парусиной.

А знаете для чего вот эти палки сзаду мельницы? Думаете, чтобы она не попадала? ;)

А вот и фигушки. С их помощью всю мельницу ПОВОРАЧИВАЛИ, чтобы ловчей поймать ветер, ну не прикол? :-))

Механику работы мельницы нам объяснили на вот этой модели, которая находилась внутри мельницы настоящей и, в отличие от последней, была в рабочем состоянии;-))

Ну, в общем ветер вращает лопасти, лопасти вращают вот это горизонтальное полено:

Горизонтальное полено, с помощью древних шестерёнок вращает уже полено вертикальное:

Вертикальное полено, в свою очередь, с помощью таких же шестеренок вращает эдакие каменные блины – жернова, вон там внизу, видите?:

А сверху в дырки жерновов сыпалось зерно из вот этих ящичков, похожих на перевёрнутые пирамидки. Готовая мука через дырки в деревяхе передней стенки валилась в специальный ящик, обзываемый «сусеком».

Помните сказку про колобка? ;) «Бабка по амбару помела, по сусекам поскребла…» Я в детстве все время недоумевала, что за сусеки такие в которых можно муки намести на целый колобок? В нашей-то квартире мука по ящикам просто так не валялась. ;-)) Ну и вот, не прошло и сорока лет, как загадка была разгадана! 8-)))

Мельница - ветряная и водяная

Самые древние приспособления для перемалывания зерна в муку и обдирания его в крупу сохранялись как семейные мельницы до начала ХХ в. и представляли собой ручные жернова из двух круглых в сечении камней из твердого кварцевого песчаника диаметром 40-60 см. Древнейшим типом мельниц считаются сооружения, где жернова вращались с помощью домашних животных. Последняя мельница такого типа прекратила свое существование в России в середине ХIХ в.

Энергию падающей на колесо с лопастями воды россияне научились использовать в начале второго тысячелетия. Водяные мельницы всегда были окружены ореолом таинственности, овеяны поэтическими легендами, сказаниями и суевериями. Мельницы-колесухи с омутом и водоворотом сами по себе небезопасные конструкции, что отражено в русской пословице: «Со всякой новой мельницы водяной подать возьмет».

Письменные и графические источники свидетельствуют о широком распространении в средней полосе и на Севере ветряных мельниц. Нередко крупные села были окружены кольцом в 20-30 мельниц, стоявших на высоких, открытых ветрам местах. Ветряные мельницы за сутки размалывали на жерновах от 100 до 400 пудов зерна. В них имелись также ступы (крупорушки) для получения крупы. Для того чтобы мельницы работали, их крылья надо было поворачивать под менявший направление ветер - это обусловило сочетание в каждой мельнице неподвижной и подвижной частей.

Русскими плотниками создано много разнообразных и остроумных вариантов мельниц. Уже в наше время зафиксировано более двадцати разновидностей их конструктивных решений.

Из них можно выделить два принципиальных типа мельниц: «столбовки»


Мельницы столбовки:
а - на столбах; б - на клети; в - на раме.
и «шатровки ».

Первые были распространены на Севере, вторые - в средней полосе и Поволжье. Оба названия отражают также принцип их устройства.
В первом типе мельничный амбар вращался на врытом в землю столбе. Опорой служили либо дополнительные столбы, либо пирамидальная бревенчатая клеть, рубленная «в реж», либо рама.

Принцип мельниц-шатровок был иной

Мельницы шатровки:
а - на усечённом восьмирике; б - на прямом восьмерике; в - восьмерик на амбаре.
- нижняя их часть в виде усеченного восьмигранного сруба была неподвижной, а меньшая по размеру верхняя часть вращалась под ветер. И этот тип в разных районах имел немало вариантов, в том числе мельницы-башни - четвериковые, шестериковые и восьмериковые.

Все типы и варианты мельниц поражают точным конструктивным расчетом и логикой врубок, выдерживавших ветры большой силы. Народные зодчие уделяли также внимание внешнему облику этих единственных вертикальных хозяйственных сооружений, силуэт которых играл немалую роль в ансамбле селений. Это выражалось и в совершенстве пропорций, и в изяществе плотницких работ, и в резьбе на столбах и балконах.

Водяные мельницы




Схема ветряной мельницы



Мельница на ослиной тяге

Мельничный постав


Самая существенная часть мукомольной мельницы -мельничный постав или снасть - состоит из двух жерновов: верхнего, или бегуна, А и - нижнего, или нижняка, В .

Жернова представляют каменные круги значительной толщины, имеющие в средине сквозное отверстие, называемое очком, а на мелющей поверхности т. н. насечку (см. ниже). Нижний жернов лежит неподвижно; его очко плотно закрыто деревянною втулкою, кружловиною g , сквозь отверстие в центре которой проходитъ веретено С ; на вершине последнего насажен бегун посредством железного стержня CC , укрепленного концами в горизонтальном положении в очке бегуна и называемаго параплицею, или порхлицею.

В средине параплицы (и, следовательно, в центре жернова) с нижней ее стороны проделано пирамидальное или коническое углубление, в которое и входитъ соответственно заостренный верхний конец веретена С .

При таком соединении бегуна с веретеном, первый вращается при вращении последнего и, в случае надобности, легко снимается с веретена. Нижний конец веретена вставлен шипом в подшипник, укрепленный на балке D . Последнюю можно поднимать и опускать и таким образом увеличивать и уменьшать раcстояние между жерновами. Веретено С вращается помощью т. н. цевочной шестерни Е ; это - два диска, надетые на веретено в небольшом расстоянии друг от друга и скрепленные между собою, по окружности, вертикальными палочками.

Цевочная шестерня вращается помощью лобового колеса F , имеющего на правой стороне своего обода зубья, захватывающие за палочки цевочной шестерни и таким образом вращающие ее вместе с веретеном.

На ось Z надето крыло, которое и приводится в движение ветром; или, в водяной мельнице, - водяное колесо, приводимое в движение водою. Зерно вводится через ковш а и очко бегуна в промежуток между жерновами. Ковш состоит из воронки а и корытца b , подвешенного под очком бегуна.

Размол зерна происходит в промежутке между верхнею поверхностью нижняка и нижнею бегуна. Оба жернова одеты кожухомъ N , который препятствует разбрасыванию зерен. По мере размола, зерна подвигаются действием центробежной силы и напором вновь прибывающихъ зерен) от центра нижняка к окружности, падают с нижняка и идут по наклонному желобу, в пеклевальный рукав R - для просеивания. Рукав Е сделан из шерстяной или шелковой ситяной ткани и помещен в закрытом ящике Q , из которого выставляется его нижележащий конец.

Сначала просеивается тонкая мука и падает в задней части ящика; более грубая высевается в конце рукава; отруби задерживаются на ситке S , а самая грубая мука собирается в ящик T .

Жернова

Поверхность жёрнова разделена глубокими желобами, называемыми бороздами , на отдельные плоские участки, называемые мелющими поверхностями . От борозд, расширяясь, отходят более мелкие желобки, называемые оперением . Борозды и плоские поверхности распределяются в виде повторяющегося рисунка, называемого гармошкой .

У типичного мукомольного жёрнова имеется шесть, восемь или десять таких гармошек. Система желобов и желобков, во-первых, образует режущую кромку, а во-вторых, обеспечивает постепенное ссыпание готовой муки из-под жерновов. При постоянном использовании жернова? требуют своевременного подтачивания , то есть подравнивание краев всех желобов для поддерживания остроты режущей кромки.

Жернова используются парно. Нижний жёрнов устанавливается стационарно. Верхний жёрнов, он же бегун, - подвижный, и именно он производит непосредственное перемалывание. Подвижный жернов приводится в движение крестообразным металлическим «штифтом», установленным на головке главного стержня или ведущего вала, вращающегося под действием основного механизма мельницы (использующего энергию ветра или воды). Рельефный рисунок повторяется на каждом из двух жерновов, таким образом обеспечивая эффект «ножниц» при размалывании зерен.

Жернова должны быть одинаково сбалансированными. Правильное взаимное расположение камней критически важно для обеспечения помола муки высокого качества.

Лучшим материалом для жерновов служит особенная каменная порода - вязкий, твердый и неспособный полироваться песчаник, называемый жерновым камнем. Так как каменные породы, в которых все эти свойства развиты достаточно и при том равномерно, встречаются редко, то хорошие жернова весьма дороги.

На трущихся поверхностяхъ жернов делают насечку, т. е. пробивают ряд углубленных бороздок, и промежутки между этими бороздками приводят в грубо-шероховатое состояние. Зерно попадает во время размола между бороздками верхнего и нижнего жернов и разрывается и разрезывается острыми режущими краями бороздок насечки на более или менее крупные частицы, которые размалываются окончательно по выходе из бороздок.

Бороздки насечки служат также какъ бы путями, по которым размалываемое зерно подвигается от очка к окружности и сходить с жернова. Так как жернова, даже из лучшего материала, стираются, то насечка должна быть возобновляема время от времени.

Описание конструкций и принципа действия мельниц

Столбовками мельницы названы за то, что их амбар покоится на столбе, вкопанном в землю и обложенном снаружи срубом-ряжем. В нем заделаны балки, удерживающие столб от смещения по вертикали. Конечно, амбар покоится не только на столбе, но на срубе-ряже (от слова режь, бревна, врубленные не плотно, а с прозорами). Поверх такого ряжа делается ровное круглое кольцо из пластин или досок. На него и опирается нижняя рама собственно мельницы.

Ряжи у столбовок могут быть разной формы и высоты, но не выше 4 метров. Они с земли могут подниматься сразу в виде четырехгранной пирамиды или сначала вертикально, а с какой-то высоты переходить в усеченную пирамиду. Встречались, правда очень редко, мельницы на невысокой раме.

Основание шатровок тоже может быть по форме и конструкциям различным. Например, пирамида может начаться с уровня земли, а конструкция быть не срубной, а каркасной. Пирамида может опираться на срубный четверик, а к нему могут быть пристроены подсобные помещения, тамбур, помещение для мельника и т.д.

Главное в мельницах их механизмы.

В шатровках внутреннее пространство разделено перекрытиями на несколько ярусов. Сообщение с ними идет по крутым лестницам чердачного типа через люки, оставленные в перекрытиях. Части механизма могут располагаться на всех ярусах. А их может быть от четырех до пяти. Стержнем шатровки служит могучий вертикальный вал, пронизывающий мельницу насквозь до "шапки". Он опирается через металлический подпятник, закрепленный в балке, которая лежит на брусчатой раме. Балка с помощью клиньев может перемещаться в разные стороны. Это позволяет придать валу строго вертикальное положение. Тоже самое можно проделать и при помощи верхнего бруса, где штырь вала заделан в металлическую петлю.

В нижнем ярусе на вал надета большая шестерня с кулачками-зубьями, закрепленными по наружному контуру круглой основы шестерни. При работе движение большой шестерни, умноженное в несколько раз, передается на малую шестерню или цевку другого вертикального, уже металлического обычно вала. Этот вал прошивает неподвижный нижний жернов и упирается в металлическую планку, на которой через вал подвешен верхний подвижный (вращающийся) жернов. Оба жернова одеты деревянным кожухом с боков и сверху. Жернова устанавливаются на втором ярусе мельницы. Балка в первом ярусе, на которую опирается малый вертикальный вал с малой шестерней, подвешена на металлическом нарезном штыре и с помощью нарезной же шайбы с рукоятками может быть слегка поднята или опущена. С нею поднимается или опускается верхний жернов. Так регулируется тонкость помола зерна.

От кожуха жерновов вниз наклонно пропущен глухой дощатый желоб с доской задвижкой на конце и двумя металлическими крючками, на которые подвешивается мешок, наполняемый мукой.

Рядом с блоком жерновов устанавливается кран-укосина с металлическими дугами-захватами. С его помощью жернова могут сниматься со своих мест для отковки.

Над кожухом жерновов с третьего яруса спускается жестко закрепленный к перекрытию подающий зерно бункер. Он имеет задвижку, с помощью которой можно перекрыть подачу зерна. Он имеет форму опрокинутой усеченной пирамиды. Снизу к нему подвешен качающийся лоток. Он для пружинистости имеет можжевеловую планку и штырь, опущенный в отверстие верхнего жернова. В отверстии эксцентрично устанавливается металлическое кольцо. Кольцо может быть и с двумя-тремя косыми перьями. Тогда устанавливается симметрично. Штырь с кольцом называются обечайкой. Пробегая по внутренней поверхности кольца, штырь все время меняет положение и раскачивает косо подвешенный лоток. Это движение ссыпает зерно в зевло жернова. Оттуда оно попадает в зазор между камнями, размалывается в муку, та поступает в кожух, из него в закрытый лоток и мешок.

Зерно засыпается в бункер, врезанный в пол третьего яруса. Мешки с зерном подаются сюда с помощью во"рота и веревки с крюком. Ворот может подключаться и отключаться от шкива, насаженного на вертикальный вал. Делается это снизу с помощью веревки и рычага. В досках перекрытия прорезан люк, перекрытый наклонно поставленными двухпольными створками. Мешки, проходя через люк, открывают створки, которые потом произвольно захлопываются. Мельник отключает ворот, и мешок оказывается на крышках люка. Операция повторяется.

В последнем ярусе, находящемся в "шапке", на вертикальном валу установлена и закреплена другая, малая шестерня со скошенными кулачками-зубьями. Она заставляет вращаться вертикальный вал и запускает весь механизм. Но ее заставляет работать большая шестерня на "горизонтальном" валу. Слово в кавычки заключено потому, что фактически вал лежит с некоторым уклоном внутреннего конца вниз. Штырем этого конца он заключен в металлическом башмаке деревянной рамы, основы шапки. Приподнятый конец вала, выходящий наружу, спокойно лежит на камне-"подшипнике", слегка скругленном сверху. На валу в этом месте врезаны металлические пластины, предохраняющие вал от быстрого стирания.

В наружную головку вала врезаются два взаимно перпендикулярных бруса-кронштейна, к которым крепятся хомутами и болтами другие балки - основа решетчатых крыльев. Крылья могут принимать ветер и вращать вал лишь тогда, когда на них будет расправлена парусина, обычно свернутая в жгуты в покойное, не рабочее время. Поверхность крыльев будет зависеть от силы и скорости ветра.

Шестерня "горизонтального" вала снабжена зубьями, врезанными в боковую сторону круга. Сверху ее обнимает тормозная деревянная колодка, которая с помощью рычага может быть освобождена или сильно затянута. Резкое торможение при сильном и порывистом ветре вызовет высокую температуру при трении дерева о дерево, и даже тление. Этого лучше избегать.

До работы крылья мельницы следует повернуть навстречу ветру. Для этого имеется рычаг с подкосами - "водило".

Вокруг мельницы вкапывали небольшие столбики количеством не менее 8 штук. К ним "водило" и крепилось цепью или толстой веревкой. Силою 4-5 человек, даже если верхнее кольцо шатра и части рамы хорошо смазаны солидолом или чем-то подобным (ранее смазывали свиным салом), провернуть "шапку" мельницы очень трудно, почти невозможно. "Лошадиная сила" тут тоже не годится. Поэтому пользовались небольшим переносным воротом, который попеременно одевали на столбики его трапециевидной рамой, служившей основанием всей конструкции.

Блок жерновов с кожухом со всеми частями и деталями, расположенными выше и ниже его, назывался одним словом - постав. Обычно небольшой и средней величины ветряки делались "об одном поставе". Большие ветряки могли строиться с двумя поставами. Были ветряные мельницы и с "толчеями", на которых отжималось льняное или конопляное семя для получения соответственного масла. Отходы - жмых, - тоже использовали в домашнем хозяйстве. "Пильные" ветряки как будто не встречались.


Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад №17 комбинированного вида « Земляничка»

КОНСТРУКТ

непосредственно-образовательной деятельности

образовательная область

« Познавательное развитие »

с использованием технологии ТРИЗ (системный оператор)

Коменки 2016г.

Тема : «Где прячется энергия?» или «В поисках энергии»

Вид группы: общеобразовательная

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Длительность: 25 - 30 минут

Форма НОД: технологии ТРИЗ

Форма организации: подгрупповая

Учебно-методический комплект : Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания. – Мозаика - Синтез, 2014 г. ; Л. Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.; СаНПиН 2.4.1.3049-13;

Средства:

зрительный ряд: презентация «системный оператор», видеоролики «Ветряные мельницы. Ветряки»; видеоролики «Водяная мельница», «Гидроэлектростанция»; видеоролик «Фиксики»

литературный ряд: художественное слово

музыкальный ряд: минусовка для физминутки

Раздаточный материал: «карты-схемы» (лист А4) с комплектом карточек-символов раздаточный на каждую пару детей;

Машинки одну на двоих; стакан с водой на каждого ребёнка;

Оборудование: столы 5 шт., таз, водяная мельница, лампочка накаливания, провод, выключатель; ноутбук; мультимедиа

Планируемый результат: Участвует в элементарной совместной деятельности с взрослым и сверстниками. С удовольствием вступает в общение с взрослым, речь ребенка активная, эмоциональна. Проявляет желание участвовать в играх, подражает взрослому. Совершает самостоятельные действия, эмоционален, раскрепощён.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Цель

познакомить с понятием "энергия" и её формами.

Задачи

Обучающие :

Дать представление о том, где вырабатывается электричество, как приходит в дом?

Создание условий для формирования представления у детей об энергии, ее формах и источниках, используя технологию ТРИЗ

Развивающие:

Развитие умений у детей обращаться с элементарными электроприборами;

Развитие мыслительной и речевой активности детей;

Развитие умений выдвигать гипотезы, делать выводы. .

Воспитательные :

Воспитание умений договариваться, учитывать мнение партнера.

Этап совместной деятельности

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

(методы, приемы)

Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I. Мотивация к деятельности

Ребята, вы любите играть? Какие игры вы знаете?

Как много игр вы знаете, а хотите поиграть в игру: «Замри – отомри» ? Что сложнее было выполнять: двигаться или стоять неподвижно?

Всё на свете движется: текут реки, дуют ветры, даже Земля вращается вокруг себя.

Без движения нет жизни.

Почему так происходит? Что нужно для движения?

Энергия!

Положительный эмоциональный настрой.

Вовлекает в совместную игровую деятельность

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

Активно играют

Отвечают на вопросы педагога

Дети настроены на общение.

Развита координация движения

II . Поиск, решение задачи, проблемы

А вы знаете, какая она бывает и откуда берётся? Вам хочется узнать, какая бывает энергия и где она прячется?

В группе у вас тоже есть энергия. Тогда попробуем её найти?

Слушают и говорят правильные ответы.

Умение слушать и отвечать не торопясь.

III. Планирование деятельности.

Совместное обсуждение решения задачи, проблемы.

В.: Нашими помощниками будут «карты-схемы»

В.: Для вас на столах приготовлены «карты-схемы», которые вам помогут запомнить, а потом рассказать о том, что вы сегодня узнаете.

На «картах-схемах» есть экраны: 3 наверху, 3 посередине, 3 внизу.

Но «карт - схем» всего 3.

Как поступить, чтобы всем можно было работать с ними?

В.: Вы сможете разделиться на пары? Я сосчитаю до трёх, а вы найдите себе пару. Договоритесь между собой, кто из вас будет капитаном.

Возьмитесь за руки и произнесём девиз:

Вместе не скучно,

Вместе не тесно,

Вместе всегда и везде интересно.

В.: Капитаны, готовы на поиски энергии в группе.

В.: Дома я нашла провод с лампочкой и выключателем. Как вы думаете, лампочка загорится, если включить выключатель? Почему?

В.: Что поможет лампе работать?

В.: Подумайте и скажите, как называется такая энергия? (электрическая)

Стимулирует мыслительные процессы детей, используя наглядные средства.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Вовлечение детей в поисковую деятельность.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Внимательно слушают.

Практикуются в осуществлении выбора

Дети реагируют на действия педагога.

Умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;

умеет подчиняться разным правилам

IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

(практическая работа)

Педагог выключает свет.

В.: Где прячется электрическая энергия в вашей группе? (в проводах)

В. Для чего ещё нужна электрическая энергия? Что ещё может работать от электрической энергии? (Электричка, электромобиль, метро, троллейбус, трамвай)

В.: Получается, что электрическая энергия помогает работать всем электроприборам, транспорту.

Вот мы и нашли 1 энергию в нашей группе – электрическую.

В.: Как вы считаете, каким знаком можно обозначить электрическую энергию? (Ответы детей)

В.: Вспомните, что появляется во время грозы? Кто видел на электрическом щитке знак-предупреждение?

Почему это знак-предупреждение? (Опасность!)

В.: Компьютер, покажи знак электрической энергии.

  • Слайд 1 (символ электрической энергии).

В.: Почему мы в группе в облегченной одежде? (Потому что тепло, греют батареи.)

В.: Почему они греют? (Ответы детей)

В.: Для чего используют ещё батареи? (Сушить вещи)

В.: Как вы думаете, в батарее живёт энергия? Как можно назвать такую энергию?

В.: Энергия в батареях называется тепловой энергией. Мы с вами в группе нашли 2 энергию – тепловую!

В.: Где ещё можно встретить тепловую энергию? (Паровоз, пароход, утюг)

Каким знаком вы предлагаете обозначить тепловую энергию? (Варианты детей)

В.: Компьютер, как ты обозначишь знаком тепловую энергию?

  • Слайд 2 (символ- знак тепловой энергии (батарея).

В.: Этим знаком обозначим тепловую энергию.

В.: В каждой группе так много игрушек и даже есть машины, они сейчас движутся?

В.: «Капитаны», возьмите по 1 машинке и встаньте напротив своих помощников.

Заставьте их работать, приведите их в движение, чтобы они поехали.

«Помощники капитанов» 1,2,3 – Машины в гараж увези!

В.: Объясните, почему машинки поехали, заработали?

В.: Как вы думаете, как такая энергия называется?

В.: Мы им дали энергию. Эта энергия называется механической. Вот и третью энергию нашли, которая есть в вашей группе!

Каким знаком можно обозначить механическую энергию? (Ответы детей)

В.: Компьютер, помоги нам, обозначить знаком механическую энергию?

  • Слайд 3 (тележка)

В.: Мы с вами в группе нашли три формы энергии, напомните какие …. (Электрическая, тепловая и механическая)

Физминутка

В.: Внимание, задание: «Найдите карточки, обозначающие формы энергии и наклейте их на верхний ряд. Сколько вам нужно найти карточек?» (три)

В.: Вы помните, что работаете в команде. Сможете договориться, кто какие действия выполняет: 1 ищет нужную карточку, другой наклеивает на нужные экраны.

В.: Я считаю до 3-х. Кто определился с обязанностями может приступать к заполнению «карты-схемы».

В.: Проверим, правильно ли вы заполнили экраны?

  • Слайд 4 (верхний ряд)

В.: И всё-таки, откуда появляется энергия? Как вы считаете? (Ответы детей)

В.: То, от чего энергия появляется – это и есть источник. Вы хотите узнать, какие бывают источники?

В.: В природе есть много источников энергии. Попробуем их найти?

Вот мельница. Как мельницу привести в движение и заставить работать? (варианты детей)

В.: Мы подули, создали ветер. Ветер является источником энергии.

В.: Каким знаком можно обозначить «ветер»? (варианты детей)

В.: Компьютер, помоги нам, обозначить знаком– ветер?

  • Слайд 5 (ветер)

В.: Издавна энергию ветра люди использовали для облегчения своего труда. Придумали ветряную мельницу, чтобы перемалывать зерно в муку.

Вы видели когда-нибудь ветряную мельницу? Хотите увидеть?

  • Показ видеоролика «Ветряная мельница и ветряки».

В.: Мы увидели ветряную мельницу. Сейчас используют ветряки для получения электрической энергии.

В.: С помощью такой станции можно обеспечить электрической энергией небольшой город, например, как наш город Богданович.

В.: С помощью чего ёще можно заставить мельницу работать? (варианты детей)

Опыт с водой.

В.: Вода привела в движение мельницу?

Вода – источник энергии.

В.: Каким знаком вы предлагаете обозначить– воду?(варианты детей)

В.: Компьютер, помоги нам, обозначить знаком источник энергии – воду?

  • Слайд 6 (вода)

В.: В старину, если не было ветра, то на помощь приходила вода, чтобы перемолоть зерно в муку. А сейчас воду используют в гидроэлектростанциях для получения электрической энергии.

Вы видели водяную мельницу или настоящую гидроэлектростанцию? Хотите увидеть?

Показ видеоролика «Водяная мельница», «Гидроэлектростанци

В.: Со временем узнали, что Земля в себе хранит много полезных ископаемых, которые могут являться источником получения энергии.

В.: Что заставит воду нагреться? (огонь). Из чего можно получить огонь? (дрова, газ).

Что заставит настоящую машину поехать?(бензин)

А вы знаете, что бензин получают из нефти?

Газ, уголь, нефть – источники энергии. На карте принято обозначать полезные ископаемые.

  • Слайд 7

Уголь, - нефть, - газ.

В.: Все источники могут когда-то закончиться: ветер перестаёт дуть, вода пересохнуть полезные ископаемые закончатся.

В.: Люди постоянно ищут возможности найти такую энергию, которая как источник энергии будет безопасной для здоровья людей и живой природы. Человек уже придумал интересную батарею, которая вырабатывает электрическую энергию. Кто знает, как называется эта батарея? (солнечная)

Что является источником солнечной батареи? (солнце)

В.: Правильно. Это солнечные батареи, которые используют на Земле и даже в космосе для работы на космической станции.

Солнце является главным источником энергии на Земле. Ведь без Солнца не было бы жизни! Вы знаете Фиксиков? Хотите услышать, что они вам расскажут о солнечной батарее?

  • Видеоролик Фиксики - о солнечной батарее.

В.: Сколько источников энергии мы нашли? Назовите, какие?

В.: Теперь вы знаете 4 источника энергии, которые приводят в движение и помогают приносить энергию в наши дома.

В.: Как вы считаете, где нужно расположить главный источник энергии? (в центре)

  • Слайд 8 (солнце)

В.: Тогда в нижнем ряду расположите другие источники энергии, которые мы сейчас узнали на «настольном компьютере». Команды, готовы к выполнению задания!

В.: Проверим, правильно ли вы заполнили экраны.

  • Слайд 9 (4 источника энергии)

В.: В ваших «картах-схемах» остались не заполненные экраны.

В.: Вспомните, как использовали энергию воды и ветра раньше. Найдите карточку, с ветряными и водяными мельницами. Приклейте её в левую среднюю клетку.

В.: Вспомните, как используют энергию воды и ветра сейчас. Приклейте её в правую среднюю клетку.

В.: Все экраны заполнены?

В.: Сравним наши «карты-схемы» с компьютером.

  • Слайд 10

Теперь вы знаете, какая энергия прячется у вас в группе? Какая?

Теперь вы знаете, какие источники энергии есть в природе? Какие?

Задает вопросы.

Организует деятельность детей;

Вовлекает в игровую деятельность.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Беседа с наводящими вопросами

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Задает вопросы

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Вовлекает в совместную деятельность

Педагог предлагает детям в свою «карту-схему» добавить «карточки-символы»

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Задает вопросы

Осуществляет показ, сопровождая словесной инструкцией;

Показ видеоролика

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Показ видеоролика

Предоставляет возможность задавать вопросы

Предоставляет возможность задавать вопросы

Показ видеоролика

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Стремится высказывать свои мысли.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Выражают собственные суждения

Выполняют действия заданные педагогом

Отвечают на вопросы

Располагают карточки в определенном порядке

Отвечают на заданные вопросы

Просматривают видеоролик

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Дети выкладывают на «картах-схемах» картинки.

Отвечают на вопросы

Расширение активного словарного запаса.

Умение измерять предметы условными мерками.

Умение достаточно хорошо владеть устной речью.

Умение выражать свои мысли и желания

Умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Умение участвовать в совместной деятельности;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Умение использовать речь для выражения своих мыслей

овладевает познавательно-исследовательской деятельностью

Умение принимать собственные решения, опираясь на свои знания

V . Рефлексия, анализ.

В.: Что сегодня вам помогло запомнить разные формы энергии? (опыты, фильмы, «карты-схемы»)

В.: Помашите рукой, у кого получилось работать вместе с напарником под девизом:

Вместе не скучно,

Вместе не тесно,

Вместе всегда и везде интересно?

В.: Мне очень было с вами интересно искать в группе энергию. Теперь вы знаете, что можно создать свои «карты-схемы». Спасибо вам ребята за увлекательное приключение.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Проявляют заинтересованность.

Выражают собственные мысли.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение делать выводы.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама