THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Нестандартные уроки» - Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении. Нестандартные уроки восполняют проблемы репродуктивных методов. Изменения, происходящие в образовании: Основные подходы: Конаржевский Ю.А. Н.И. Субботин, 2009 год.

«Самоанализ урока» - Какие были продуманны запасные ходы для непредвиденных ситуаций. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока. Методы обучения. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи. Самоанализ урока. Виды уроков. Как соотносятся между собой на уроке целевой, содержательный и технологический компоненты?

«Задачи занятия» - Требования к постановке задач занятия: Цель: оказание помощи педагогам в конструировании задач учебного занятия с учетом общих требований, возрастных особенностей детей. Обучающие (направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков). Способностей и задатков ребенка).

«Анализ урока в школе» - Урок-игра. Анализ урока. Какая общая оценка урока. Какое настроение. Краткий, комплексный, аспектный. 12. Сформировать умение осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию… Сформировать умение воспроизводить полученные знания. Урок проверки и оценки знаний. Урок-конференция. Урок коллективного анализа к/р.

«Я иду на урок» - Do you speak English? Литература. От моего дома до школы 5 км. У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том. Звенит звонок на урок. Я прихожу в школу. Алгебра. Русский язык. Мы учим параграфы и слушаем объяснения учителя. История. Изо. Расписание. Путь вычисляется по формуле S = V · t.

«Урок знаний» - Нетрадиционные формы урока: Структура и типология современного урока. Типы и виды уроков по м.И. Махмутову: Комбинированный урок. Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района. Классические типы урока: На нем решается несколько дидактических задач. Структура урока формирования умений и навыков:

Всего в теме 30 презентаций

Критерии эффективности современного урока.

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

Резко возросла информированность детей;

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

Несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

Ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения - ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

Применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

Создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Как подготовить современный урок

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Урок как целостная система

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Критерии эффективности современного урока

ЦЕЛЬ: ВЫДЕЛИТЬ ВЕДУЩИЕ КРИТЕРИИ АНАЛИЗА УРОКА

  • Обучение через открытие
  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  • Развитие личности
  • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
  • Демократичность, открытость
  • Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  • Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно - поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Критерии эффективности урока

Выделяют 2 цели:

3 группа - у

5 группа -

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПРИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ

«…дети не должны наполняться знаниями механически мы должны научить их добывать знания, научить их учиться…»Путин В.В.

Удобство этой схемы, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей на разных уровнях, анализировать урок в аспекте системно-деятельностного подхода.

Реакция на действия ученика

  1. Понятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку.

Выявляет отношение (позитивное или негативное) учащегося к уроку, настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, прогнозирование его.

  1. Похвала, одобрение или порицание ответа учащегося, его поведение - одобрительное покачивание головой. Слова: “Так …”, “Продолжай …”.
  1. Шутки, использование юмора.

Доброжелательны, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбление.

  1. Принятие, отвержение или использование ответов, высказывание ученика.

Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений учащегося.

Учитель. Самостоятельные действия.

Реакция на действия ученика

  1. Оценка ответа, работы школьника.
  1. Вопросы учителя.

Характер вопроса, обращенность, форма.

  1. Рассказ учителя.

Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников.

  1. Распоряжения, указания, приказы.
  1. Критика, замечания.

Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение учащегося, объяснение, почему учитель этого требует

  1. Пауза, молчание.

Цель, продолжительность, результативность.

Ученик.. Действия, побуждаемые учителем

  1. Ответ на вопрос учителя.

Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей.

  1. Реакция на шутки учителя.
  1. Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя
  1. Реакция на замечания учителя
  1. Реакция на оценку

Самостоятельные действия.

  1. Разговор с учителем по собственной инициативе.

Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом на уроке. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога.

  1. Вопросы задаваемы учителю.
  1. Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя. Форма, манера обращения детей друг к другу.
  1. Форма выражения своего отношения к уроку и учителя.
  1. Молчание или замешательство ученика, чем вызвано. Продолжительность.
  1. Другие формы поведения высказываний взрослых и детей.

Вариант 2

Критерии эффективности проведения урока при системно - деятельностном подходе:

Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

Использование проблемных творческих заданий;

Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

При задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

В системно - деятельностном обучении ребенку отводиться роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности:

  • целеполагание
  • планирование
  • организация
  • реализация целей
  • анализ результатов деятельности.

В деятельности целеполагания воспитывается:

  • свобода
  • целеустремленность
  • достоинство
  • честь
  • гордость
  • самостоятельность

При планировании воспитывается:

  • самостоятельность
  • творчество
  • созидание
  • инициатива
  • организованность

На этапе реализации целей:

  • трудолюбие
  • мастерство
  • исполнительность
  • дисциплинированность
  • активность

На этапе анализа, формируются:

  • отношения
  • честность
  • критерии оценки
  • совесть
  • ответственность, долг.
  • Критерии эффективности проведения урока при системно - деятельностном подходе:
  • - наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
  • - использование проблемных творческих заданий;
  • - применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • - создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  • - обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
  • - стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • - оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
  • - отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
  • - при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
  • Системно-деятельностный подход предлагает следующие типы уроков (5 групп уроков), которые распределяет по целеполаганию.
  • 1 группа - уроки «открытия» новых знаний.
  • Выделяют 2 цели:
  • А) деятельностная: работает на метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
  • Б) содержательная - расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
  • 2 группа - урок отработки умений и рефлексии.
  • А) деятельностная цель: - формирование способностей к рефлексии корреционно -контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД.
  • Б) содержательная цель: - закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов
  • 3 группа - уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)
  • А) деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
  • Б) содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий.
  • Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.
  • 4 группа - уроки развивающего контроля.
  • А) деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.
  • Б) содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
  • 5 группа - - урок - исследования (урок творчества)
  • А) деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.
  • Б) содержательная цель: - Проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
  • Технологическая карта урока.

ЛИСТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

1

Критерии и показатели

Степень выраженности

Комментарии

Критерий 1. Качество целей

1.1

Соответствие целей образовательным результатами темы, зафиксированным в рабочей программе

1.2

Соответствие целей трем группам образовательных результатов (личностным, метапредметным, предметным)

1.3

Соответствие целей возрастным особенностям обучающихся

1.4

Соответствие целей индивидуальным особенностям обучающихся

2

2.1

Соответствие содержания урока ФГОС НОО, ООО, СОО

2.2

Соответствие содержания урока его целям

3

Критерий 3. Качество форм, методов и технологий обучения

3.1

Соответствие методов обучения целям урока

3.2

Соответствие используемых педагогических технологий целям урока

3.3

3.4

Доля самостоятельной работы обучающихся на уроке

4

4.1

Достаточность информационно-образовательной среды для достижения целей урока

5

5.1

Степень достижения личностных результатов

5.2

Степень достижения метапредметных результатов

5.3

Степень достижения предметных результатов

ИТОГО :

Примечания.

1. В графе «Степень выраженности» целесообразно использовать балльную оценку, например, 0-3, 0-5 или 0-10. При этом чем меньше балл - тем меньше выражен оцениваемый показатель, и, наоборот, чем больше балл - тем в большей степени выражен оцениваемый показатель.

2. На данном этапе перехода на ФГОС общего образования нецелесообразно подсчитывать количество баллов в целом за урок с тем, чтобы сделать вывод о его качестве. Это объясняется тем, что можно формально получить достаточное количество баллов (более 80%) и при этом напрочь забыть про какую-либо группу образовательных результатов.

Выставленные Вами баллы по выбранной Вами шкале должны стать ориентиром для педагога для приведения урока в эффективный инструмент достижения новых образовательных результатов в соответствии с требованиям ФГОС начального общего, основного общего или среднего общего образования.

КОММЕНТАРИИ К ТАБЛИЦЕ

(ЛИСТУ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО УРОКА)

Целевой компонент - системообразующая часть урока, под которую подбираются все необходимые для ее достижения содержание, формы, методы, ресурсы и пр.

Целевой компонент - это планируемый результат конкретного этапа урока.

Критерий 1. Качество целей

Показатель 1.1. Соответствие целей образовательным результатам темы, зафиксированным в рабочей программе

При планировании целей урока нужно помнить, что они формулируются в строгом соответствии с образовательными результатами темы , предусмотренными в рабочей программе. При этом очевидно, что рабочая программа должна быть составлена в соответствии с требованиями ФГОС как по содержанию, так и по структуре.

Показатель 1.2. Соответствие целей трем группам образовательных результатов (личностным, метапредметным, предметным)

Целевой компонент должен отражать три группы образовательных результатов - личностные, метапредметные, предметные.

При формулировке триединой дидактической цели урока (ТДЦ), несмотря на созвучность обучающей, воспитательной и развивающей целей с предметными, личностными и метапредметными результатами, следует помнить, что однозначного соответствия между ними нет:

обучающая цель ≠ предметные результаты

воспитательная цель ≠ личностные результаты

развивающая цель ≠ метапредметные результаты

Например, достижение такого метапредметного результата, как «умение аргументировать» на этапе его формирования может быть отнесено к обучающей цели, а его дальнейшее развитие осуществляется в рамках развивающей цели.

Вместе с тем в условиях введения ФГОС общего образования в целевом блоке вполне разумно формулировать не традиционную триединую дидактическую цель, а цели, связанные с достижением трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Показатель 1.3. Соответствие целей возрастным особенностям обучающихся

Очевидно, что урок должен соответствовать возрастным особенностям детей младшего школьного, подросткового или старшего школьного возраста, т.е. при проектировании и оценке современного урока нужно учитывать требования ФГОС начального общего, ФГОС основного общего или ФГОС среднего общего образования в целом и возраст учащихся (класс) в частности.

В связи с этим педагогам важно знать психолого-педагогические особенности детей конкретного возраста.

Показатель 1.4. Соответствие целей индивидуальным особенностям обучающихся

ФГОС общего образования предполагают максимальную индивидуализацию образовательного процесса вплоть до проектирования индивидуальных образовательных программ обучающихся (подробно об этом можно прочитать во ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СПО).

В связи с этим нужно помнить об уровнях образовательных результатов и учитывать их при проектировании целей урока.

При этом образовательные результаты могут быть запланированы на различных уровнях (по Б. Блуму) (см. таблицу).

Таблица. Уровни образовательных результатов

Воспроизведение

воспроизводит конкретные факты

воспроизводит абстрактные понятия, закономерности, теории, концепции

воспроизводит методы, процедуры, способы действий, техники

воспроизводит технологии

воспроизводит знания об общем и отличном в процессах и явлениях, о причинах и следствиях, о взаимной обусловленности, о влиянии определенного фактора на систему и процесс и т.п.

воспроизводит обобщенные характеристики предмета или явления, информацию о связях элементов системы и о самих элементов

воспроизводит оценки событий, явлений, персоналий и т.п. и основания для этих оценок

Понимание

Выполняя задание, обучающийся:

воспроизводит объяснение, перефразируя, используя реперные точки, останавливаясь на отдельных фрагментах.

приводит объяснение с изменением формы представления (графический, аналитический и т.п.)

объясняет, детализируя или обобщая (на примере известной последовательности)

объясняет с заданной точки зрения (объяснение этого явления или процесса с заданной точки зрения не должны быть заранее известны ученику)

Применение

Выполняя задание, обучающийся:

применяет знания, опираясь на заданный алгоритм деятельности

демонстрирует или описывает явления (или процессы) в заданных условиях; приводит примеры (аналогичные, разъясняющие)

объясняет или совершает действия, комбинируя известные факты, понятия, технологии и т.п.

восстанавливает известный алгоритм на основе конкретных действий, совершенных по нему

перебирает алгоритмы из числа известных (опробованных на своем опыте) и выбирает подходящий

Анализ

Выполняя задание, обучающийся:

вычленяет главные и второстепенные признаки или характеристики

находит соответствия или несоответствия; указывает и исправляет ошибки, связанные с нарушением алгоритма, в рассуждениях, действиях

проверяет гипотезу с помощью эксперимента, наблюдения

выделяет признаки по заданным критериям

относит аргументы к тезисам

сопоставляет объекты по заданным критериям и делает вывод о сходствах и различиях; проводит сравнительный анализ объектов (явлений)

структурирует признаки объектов (явлений) по заданным основаниям

выявляет причинно-следственные связи

отбирает по заданным критериям алгоритм из числа известных для применения в конкретной ситуации

выделяет параметры для проведения оценки объекта на основе анализа этого объекта или группы схожих объектов

Синтез

Выполняя задание, обучающийся:

делает вывод на основе явных посылок, делает вывод на основе неявных посылок

аргументирует высказывание; доказывает (разрабатывает систему аргументов)

делает вывод по заданному критерию на основе сравнительного анализа

выявляет и называет причины события, явления и т.п. (возможные причины \ наиболее вероятные причины)

создает структуру, модель по заданным условиям

строит схему, алгоритм действия

исправляет или восстанавливает неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

делает прогноз изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора

выявляет и называет возможные последствия заданной причины (совокупности причин)

Оценка

Выполняя задание, обучающийся:

выбирает подходящую оценку из представленных ему

оценивает по заданным критериям

оценивает по критериям, самостоятельно сформулированным в соответствии с заданием

делает вероятностное заключение на основе анализа

дает оценку системы

Названные уровни принято объединять в следующие группы:

I уровень - репродуктивный (воспроизведение знаний);

II уровень - конструктивный (понимание и применение знаний в знакомой ситуации);

III уровень - творческий (применение знаний в измененной ситуации (анализ, синтез, оценка).

Кроме того, при планировании целей нужно учитывать наличие (отсутствие) в классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Критерий 2. Качество содержания

Показатель 2.1. Соответствие содержания урока ФГОС НОО, ООО, СОО

Содержание учебного материала - содержательная основа каждого этапа урока.

Содержание учебного материала должно обязательно соответствовать содержанию соответствующего стандарта.

Точнее, все содержание, заложенное во ФГОС начального общего, основного общего или среднего общего образования должно быть изучено на уроках.

Но при этом педагог вправе включать в содержание урока дополнительный материал на углубление, расширение содержания материала стандарта в соответствии с рабочей программой.

Показатель 2.2. Соответствие содержания урока его целям

Содержание учебного материала конкретного урока должно находиться в соответствии с планируемыми результатами, сформулированными в его целевом компоненте.

Критерий 3. Качество форм, методов и технологий обучения

Показатель 3.1. Соответствие методов обучения целям урока

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных образовательных задач.

Методы обучения должны находиться в соответствии с целями (планируемыми образовательными результатами) урока.

При выборе методов обучения нужно помнить о том, что современный урок предполагает его нацеленность на формирование и развитие у обучающихся не только когнитивных (знаниевых) образовательных результатов, но и деятельностных (умения, навыки, компетенции).

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И. Перовский):

Словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);

Наглядные (показ, демонстрация и пр.);

Практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я. Лернера - М.Н. Скаткина:

Объяснительно-иллюстративный метод,

Репродуктивный метод,

Метод проблемного изложения,

Частично-поисковый,

Эвристический, метод,

Исследовательский метод.

Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.).

Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет - решают сходные задачи, составляют планы и т.д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода.

Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.

Продуктивные методы обучения. Важнейшее требование к высшей школе - формирование качеств продуктивной личности. Анализ основных видов продуктивной деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п., т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем.

Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В разрешении проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии):

Создание проблемной ситуации;

Анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

Решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

Проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной познавательной деятельности. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному, известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач (или одной задачи).

Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить. Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: "Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить".

Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.

Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.

Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением.

В свете сказанного выше о продуктивных методах можно отметить следующие достоинства проблемного обучения:

Проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;

Проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

Проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;

Проблемное обучение делает учебный материал более доказательным;

Проблемное обучение делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

Проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;

Проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

Проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы;

Проблемное обучение формирует творческую личность.

Уточним, что продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо чтобы они уже имели некоторый «стартовый» запас знаний. Создать этот запас можно только с помощью репродуктивных методов.

По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

Показатель 3.2. Соответствие используемых педагогических технологий целям урока

Педагогические технологии, используемые на уроке, должны быть направлены на достижение соответствующих уровню образования (начального, основного, среднего общего) образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных).

Одним из основополагающих принципов реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является принцип открытости.

Глобальной целью открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества. По мнению Т.М. Ковалевой, под открытым образованием в настоящее время понимается такой взгляд и такой тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом.

Открытое образование обеспечивает доступность образовательных услуг любому желающему без анализа его исходного уровня знаний, а также свободу выбора места, времени и темпа обучения в ритме, удобном для обучающегося.

В условиях открытого образования существует серьезная опасность, связанная с тем, что взрослые могут стать диктаторами по отношению к детям при выборе образовательных услуг (взрослым всегда кажется, что они знают точно, что нужно детям). В связи с этим педагогам и родителям важно уметь принимать точку зрения детей как заказчиков образовательных услуг, которые понимают, зачем они получают образование: « non scholae , sed vitae discimus » (не для школы, а для жизни мы учимся).

В условиях открытого образования целесообразно использовать группу специальных технологий, которые имеют общее название - технологии открытого образования.

Педагогические технологии открытого образования предписывают:

Изменение процедур взаимодействия педагога и ученика;

Отказ педагогов от приоритетного применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения;

Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся;

Наличие учебно-методических материалов, помогающих им в процессе самостоятельной деятельности;

Освоение педагогами роли тьютора.

Таблица. Деятельность учащегося и педагога в условиях традиционного и открытого образования

Традиционное образование

Открытое образование

1. Цели и содержание деятельности определяются педагогическими работниками

1. Обучающийся после консультации с тьютором (преподавателем-консультантом) самостоятельно определяет цели и содержание деятельности в соответствии со своими потребностями и интересами

2. Сроки реализации программ, выполнения различных видов деятельности устанавливаются без участия в этом обучающихся

2. Обучающийся сам определяет временные рамки выбранной деятельности (в рамках возможных)

3. Место занятий строго регламентировано, указывается в расписании занятий

3. Обучающийся сам определяет базу для выбранной деятельности с учетом возможных вариантов

4. Последовательность обучения определяется программой или преподавателем

4. Обучающийся совместно с тьютором разрабатывает рабочий план и график занятий

5. Скорость обучения диктуется программой, преподавателем и группой

5. Обучающийся и тьютор договариваются о темпе обучения, удобном для конкретного обучающегося

6. Преподаватель обеспечивает поддержку преимущественно с помощью фронтальных лекционных занятий

6. Тьюторы и обучающиеся договариваются о форме поддержки (в т.ч. очные занятия, дистанционные занятия, индивидуальные и групповые консультации)

7. Обучающийся занимается, посещая лекционные и практические занятия или изучая необходимую литературу

7. Обучение осуществляется с помощью специальных материалов, которые обязательно включают цели, собственно содержание деятельности, способы самооценки и другую информацию для самостоятельной работы

Наиболее представленными в научно-методической литературе педагогическими технологиями открытого образования являются метод проектов (в некоторых источниках ее название - технология проектной деятельности), технология учебно-исследовательской деятельности, образовательное путешествие, дебаты и др.

В рамках образовательной деятельности использование технологий открытого образования выдвигает на первый план самостоятельную деятельность учащихся , которые в ходе дискуссий, с учетом собственного опыта учатся принимать решения. В результате такого обучения происходит «присвоение знаний» - проживание и переживание образовательных событий, соотнесение с имеющимся личностным опытом и, как результат, принятие в систему ценностей.

При использовании технологий открытого образования обучение ведется на основе индивидуальных траекторий, при этом образовательное единство класса не нарушается.

Для организации индивидуальных траекторий обучения проектируется особая среда отношений «учитель-ученик» . При этом функция педагога изменяется с ведущей на консультирующую, сопровождающую (тьюторскую).

Используя технологии открытого образования, педагог создает такие условия, при которых учащийся самостоятельно определяет маршрут, выбирает формы организации учебной деятельности, самостоятельно конструирует свои знания в соответствии с целью обучения .

Показатель 3.3. Соответствие форм организации образовательного процесса целям урока

Формы организации познавательной деятельности - система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и общеклассной (фронтальной) работы.

В последнее время все более популярными становятся сетевые формы организации образовательного процесса

Формы организации познавательной деятельности должны находиться в соответствии с планируемыми личностными и метапредметными результатами урока.

Показатель 3.4. Доля самостоятельной работы обучающихся на уроке

В основе Стандартов лежит системно-деятельностный подход.

В соответствии с системно-деятельностным подходом должна измениться деятельность участников образовательного процесса. Если при традиционном («зуновском») подходе учитель транслирует информацию ученику, то при реализации системно-деятельностного подхода роль учителя заключается в организации деятельности учащихся в инновационной образовательной среде, а роль учащегося - в поиске, выборе, анализе, систематизации и презентации информации.

Организация образовательного процесса на основе системно-деятельностнoго подхода будет способствовать переходу от «информационно-трансляционной» школы к «деятельностной» школе . При этом у выпускников начальной школы должны быть сформированы первичные навыки самостоятельного поиска знаний, у выпускников основной школы - навыки самостоятельной навигации учащихся по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач, у учащихся старшей школы - навыки применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

Реализация системно-деятельностного подхода должна обеспечивать постепенное формирование «самости» обучающихся.

Деятельность педагога

Деятельность

обучающегося (воспитанника)

Анализ

Самоанализ

Планирование

Самопланирование

Организация

Самоорганизация

Контроль

Самоконтроль

Оценка

Самооценка

В этой ситуации уместно говорить о самоменеджменте обучающихся как их компетентности разрешения проблем.

При этом компетентность разрешения проблем (самоменеджмент) «нарастает» по мере «продвижения» обучающихся по ступеням обучения.

В нижеприведенной таблице показано развитие самоменеджмента обучающихся в разрезе c ледующих аспектов:

1. Идентификация (определение) проблем,

2. Целеполагание и планирование деятельности,

3. Применение технологий (способов деятельности),

4. Планирование ресурсов,

5. Оценка деятельности,

6. Оценка результата (продукта деятельности),

7. Оценка собственного продвижения (рефлексия).

Аспект

1 ступень

(начальное общее образование)

2 ступень

(основное

общее образование)

3 ступень

(среднее

общее образование)

1. Идентификация (определение) проблем

Видит заданную учителем проблемную ситуацию как новую, для разрешения которой необходим поиск новых способов действия

Обосновывает желаемую ситуацию;

Анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией;

Указывает некоторые вероятные причины существования проблемы

Определяет и формулирует проблему;

Проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования)

2. Целеполагание и планирование деятельности

Определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи

Ставит задачи, адекватные заданной цели;

Самостоятельно планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки

Указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обосновывает достижимость поставленной цели;

Ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы

3. Применение технологий (способов деятельности)

Корректно воспроизводит технологию по инструкции (действует по инструкции)

Выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности

Применяет известную или описанную в инструкции технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) и составляет план действий

4. Планирование ресурсов

Называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности

Планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи

Проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи

5. Оценка деятельности

Выполняет по заданному алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности

Самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль и оценку своей деятельности

Обоснованно предлагает или отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля

6. Оценка результата (продукта деятельности)

Сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта. Делает вывод о соответствии полученного продукта замыслу;

Оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом

Оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям

Предлагает способ убедиться достижении поставленной цели и показателей достижения цели

7. Оценка собственного продвижения (рефлексия)

Указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности

Указывает причины успехов и неудач в деятельности. Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задач, и предлагает пути их преодоления или избегания в дальнейшей деятельности

Аргументирует возможность использовать полученные при решении задачи ресурсы (знания, умения и опыт) в других видах деятельности

Критерий 4. Качество ресурсного обеспечения

Показатель 4.1. Достаточность информационно-образовательной среды для достижения целей урока

При оценке по данному показателю важно не оценивать все многообразие используемых ресурсов (или имеющихся в школе или в кабинете), а именно оценить их на предмет достаточности для достижения целей этого конкретного урока.

Критерий 5. Качество образовательных результатов

Реальные результаты - это образовательные результаты (предметные знания, умения, навыки; опыт, y ниверсальные учебные действия), которые должны находиться в соответствии с планируемыми результатами урока, зафиксированными в целевом компоненте.

Образовательные результаты в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования представлены тремя основными группами (блоками):

а) личностные результаты , включающие ценностные ориентации, мировоззренческие установки, отношения, личностные качества, во многом определяющие направленность личности;

б) метапредметные результаты , объединяющие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие инструментальную основу учебной деятельности школьника;

в) предметные результаты , отражающие специфику освоения учебного содержания конкретной дисциплины, предмета в деятельностной форме (преобладание предметных умений, сочетание различных видов деятельности ученика).

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) говорится следующее.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Таким образом, в Законе указаны следующие виды образовательных результатов:

Знания;

Умения;

Навыки;

Опыт;

Ценностные установки;

Компетенции.

К перечисленным результатам следует добавить новый образовательный результат «универсальные учебные действия».

Прочтение названий этих видов образовательных результатов наводит на естественную мысль о том, что некоторые из них (знания, умения, навыки) педагогам хорошо известны, а также понятны способы их достижения и способы измерения.

Другие результаты (деятельностные) - универсальные учебные действия, компетенции - как раз и являются теми новыми видами образовательных результатов, обязательное достижение которых предусмотрено федеральными государственными стандартами общего образования.

Рассмотрим более подробно все виды образовательных результатов и дадим определение соответствующих понятий.

Таблица. Виды и сущность образовательных результатов

п / п

Вид

образовательного результата

Сущность

Знания

Наиболее поверхностный уровень усвоения информации, который предполагает усвоения определенной суммы фактов, правил, формул, дат, определений и пр.

По своей сути, знания - это информированность .

Умения

Более глубокий уровень усвоения информации, сочетание информации и действия .

Навыки

Умения, доведенные до автоматизма . Достигается путем многократного повторения действий.

Опыт

Итог взаимодействия человека с объективным миром.

Ценностные

установки

Включают информированность и практический опыт.

Универсальные учебные действия

Освоенные компоненты учебной деятельности , которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Повышение уровня освоения универсальных учебных действий связано с усложнением учебной задачи, переносом.

Компетенции

Актуализированная в образовательной деятельности система ценностей, знаний, умений и навыков, способные адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем .

Повышение уровня освоения компетенций связано с усложнением деятельности по составу, с повышением уровня субъектности.

Напомним, что в случае классификации по психологическому уровню выделяют следующие образовательные результаты: знание - узнавание, знание - воспроизведение, знание - понимание, знание - применение (близко к умениям, знание - автоматические действия (близко к навыкам), знания - отношение и знание - потребность (близко к ценностным установкам).

Общими требованиями к формулировке образовательных результатов являются:

- однозначность: формулировка планируемого образовательного результата не может содержать фраз, имеющих двоякое толкование.

- конкретность: формулировка планируемого образовательного результата не может содержать фраз, требующих детализации или конкретизации,

- завершенность: формулировка планируемого образовательного результата должна описывать сам результат, а не процесс (недопустимы формулировки «углубление знаний», «совершенствование умений» и т.п.),

- диагностичность: формулировка планируемого образовательного результата должна позволять однозначно представлять деятельность/ситуацию, которая будет задана для проверки достижения обучающимися указанного результата,

- прозрачность: образовательный результат должен быть сформулирован с расчетом на одинаковое понимание всеми участниками образовательного процесса.

Кроме того, образовательные результаты должны поддаваться измерению педагогическими средствами.

Названные требования относятся ко всем группам образовательных результатов - личностных, метапредметных и предметных.

Показатель 5.1. Степень достижения личностных результатов

Оценивается в соответствии с целевым блоком в части личностных результатов.

Показатель 5.2. Степень достижения метапредметных результатов

Оценивается в соответствии с целевым блоком в части метапредметных результатов.

Показатель 5.3. Степень достижения предметных результатов

Оценивается в соответствии с целевым блоком в части предметных результатов.

Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы?

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;

быть способными к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку :
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.

При планировании урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники:
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ещё до недавнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями стандартов упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и декламировать.

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

При планировании уроков, также необходимо обращать внимание на дидактические требования к современному уроку: четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
требований к результатам освоения основной образовательной программы;

требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

Традиционные задания

Перечислите отличия растений от животных.

Задания в учебниках ФГОС

Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?

Традиционные задания

Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Задания в учебниках ФГОС

Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?

Традиционные задания

Определите площадь прямоугольника.

Задания в учебниках ФГОС

Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
предъявить противоречивые факты, теории;
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.


Список литературы:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

3. Современные технологии в проведении урока в начальной школе с учетом ФГОС.

4. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. (Слайд №2)


Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: (щелчок)
анализировать свои действия;
(щелчок)
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
(щелчок)
отличаться мобильностью;
(щелчок)
быть способны к сотрудничеству;
(щелчок)
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.


В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? (Слайд №3)
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.


Какие требования предъявляются к современному уроку: (Слайд №4)
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
(щелчок)
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
(щелчок)
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
(щелчок)
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
(щелчок)
вывод делают сами учащиеся;
(щелчок)
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
(щелчок)
времясбережение и здоровьесбережение;
(щелчок)
в центре внимания урока - дети;
(щелчок)
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
(щелчок)


При планировании урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники: (Слайд №5)

(щелчок)
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
(щелчок)
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
(щелчок)
деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
(щелчок)
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
(щелчок)
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).


Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.


(Слайд №6) (щелчок)

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ещё до недавнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями стандартов упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и декламировать.

(Слайд №7) (щелчок)

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.


(Слайд №8) (щелчок)

При планировании уроков, также необходимо обращать внимание на дидактические требования к современному уроку: четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом: (щелчок)
требований к результатам освоения основной образовательной программы;
(щелчок)
требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
(щелчок)
требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

(Слайд №9) (щелчок)
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
(щелчок)
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
(щелчок)
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
(щелчок)
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
(щелчок)
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
(щелчок)
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.


При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. (Слайд №10) Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. (щелчок) Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях.

(Слайд №11)

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

(Слайд №12)

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
(щелчок)

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: (щелчок)
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.

(щелчок)
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
(щелчок)
предъявить противоречивые факты, теории;
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.


Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы. (Слайд №13)
таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.
(Слайд №14)


Список литературы:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

Михайлова Е.С.

учитель начальных классов

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама