THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ФРАНЦИЯ во второй половине 20-21 в. основные политические события,характерные черты социально-экономического развития .

Положение страны после второй мировой войны. Летом 1944 г. в освобожденной Франции было создано временное правительство во главе с генералом де Голлем, руководителем движения «Сражающаяся Франция».

После окончания войны Франция реально утратила положение великой державы. Она понесла значительные материальные и людские потери. Было утрачено 10 % производительных сил, весь морской флот, 600 тыс. человеческих жизней. После войны начался распад ее колониальной империи.

Прошедшие осенью 1945 г. выборы в Учредительное собрание показали большую популярность левых партий, активно участвовавших в движении Сопротивления. Коммунисты по результатам выборов вышли на первое место, социалисты — на второе. Они вошли в состав правительства, важнейшей задачей которого в послевоенные годы было восстановление экономики. Правящие партии решали эту задачу путем создания государственного сектора. Парламентом были национализированы ведущие банки Франции, предприятия угольной, газовой, электроэнергетической промышленности, а также предприятия других отраслей, если их владельцы сотрудничали с оккупантами. В 1948 г. страна восстановила довоенный уровень промышленного производства, в 1950 г. — сельского хозяйства, с 1949 г. были отменены карточки на хлеб.

В политической области основное внимание французов было привлечено к выработке конституции. Вступление ее в силу в конце 1946 г. открыло в истории Франции период, получивший название Четвертой Республики.

Распад колониальной империи. Одной из проблем, возникших перед страной уже в момент принятия конституции, была колониальная. Согласно конституции Франция обязывалась «не предпринимать никаких войн с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Французская колониальная империя преобразовывалась во Французский Союз, в который наряду со всеми колониями, получавшими теперь внутреннюю автономию, включались и государства, уже вставшие на путь независимости. Среди них были Вьетнам, Камбоджа, Лаос.

Еще более драматическими результатами закончилась вторая колониальная война — в Алжире, которая началась осенью 1954 г. Здесь ситуация была совершенно иная, чем во Вьетнаме. Вьетнам был далеко от США, а Алжир — рядом с Францией. К тому же это была одна из самых старых и богатых французских колоний. Там проживало около 1 млн выходцев из Франции — 10—11 % населения всей страны. Многие французы сжились с мыслью о том, что Алжир — это «своя» французская земля. В 1956 г. Франция была вынуждена признать независимость Марокко и Туниса, вместе с Англией проиграла войну с Егигггом за Суэцкий канал. Сторонники сохранения французской колониальной империи на хотели утратить еще и Алжир. Чтобы не допустить этого, они подняли в 1958 г. мятеж против правительства. Страна оказалась в состоянии глубокого политического и морального кризиса.

В таких условиях снова вспомнили о генерале де Голле, однажды выступившем в качестве спасителя страны. Генерал уже несколько лет не участвовал в политической деятельности, но теперь откликнулся на призыв и 1 июня 1958 г. был назначен главой правительства. На следующий день, прежде чем уйти на бессрочные каникулы, Национальное собрание дало ему чрезвычайные полномочия и поручило разработать новую конституцию. История Четвертой республики во Франции закончилась.

Внутренняя и внешняя политика Ш. де Голля. Генерал де Голль всегда был сторонником сильной исполнительной власти. Эти его взгляды нашли отражение в новой конституции, принятой в 1958 г. Она усиливала власть президента и правительства, сужала полномочия парламента и сохраняла все права граждан, установленные конституцией 1946 г. Осенью того же года были проведены выборы в Национальное собрание. По их результатам относительное большинство мест досталось созданной де Голлем новой партии — «Союз за новую Республику» (позднее она была преобразована в Объединение в поддержку Республики — ОПР). В том же 1958 г. путем всенародного голосования де Голль был избран президентом страны. Последующий период вошел в историю Франции под названием Пятой республики.

Использовав свой авторитет, де Голль добился прекращения в 1962 г. войны в Алжире. В 1966 г. страна вышла из военной организации НАТО, оставшись только в политической системе этого союза. Это уменьшило ее зависимость от США. Такой шаг был компенсирован, с одной стороны, созданием собственных ядерных вооружений, а с другой — улучшением отношений с Советским Союзом. В 1966 г. де Голль побывал в СССР с официальным визитом. Именно в годы президенства де Голля Франция смогла восстановить свое положение великой державы.

Росту престижа Франции в мире содействовали и ее успехи в области экономики. Избавившись после прихода де Голля к власти от угрозы расширения национализированного сектора, владельцы частных предприятий увеличили капиталовложения в производство. Кроме того, правительство поддерживало развитие новейших его отраслей и реконструкцию старых. Сдвиги в области экономики, обеспеченные в основном внедрением в производство достижений НТР, привели к важным переменам в структуре населения. То, что массовое недовольство было не случайным и не рядовым событием, подтвердил референдум, проведенный в 1969 г. по инициативе де Голля. На референдум был вынесен вопрос о реформе системы самоуправления в стране. Де Голль заранее объявил, что в зависимости от его результатов останется на посту президента или покинет его (срок истекал лишь в конце 1972 г.). Однако более половины участников референдума не поддержали президента, который сразу же ушел в отставку. Президентом был избран представитель той же партии, но менее властный в сравнении с де Голлем — Жорж Помп иду. После его смерти в 1974 г. президентом стал лидер независимых республиканцев В. Ж. д" Эстен.

С середины 70-х гг. Франция вступила в полосу экономических и политических трудностей, которые во многом были связаны с мировым экономическим кризисом. Чтобы уменьшить зависимость страны от внешних источников энергии, правительство занялось поисками средств для разработки ресурсосберегающих технологий и развития атомной энергетики, проводило политику «жесткой экономии». Но эти попытки встретили сопротивление со стороны значительной части населения, которое привыкло к тому, что государство во Франции несет большую часть социальных расходов. В таких условиях левые партии — социалисты и коммунисты, которые всегда выступали за повышение роли государства в распределении доходов, получили шанс победить на президентских и парламентских выборах в 1981 г. Так оно и произошло, но для этого левым пришлось перед вторым туром президентских выборов выставить единого кандидата. Так же они объединились и на парламентских выборах. Президентом стал лидер социалистов Франсуа Миттеран. Одновременно было сформировано правительство левых сил, в которое впервые с 1947 г. вошли коммунисты.

Однако левое правительство не долго смогло проводить свою политику, направленную на расширение госсектора в экономике и повышение социальных расходов. Дело в том, что это привело только к ухудшению положения в экономике, поэтому пришлось вернуться к той политике «жесткой экономии», которую левые раньше критиковали. В связи с возникшими разногласиями но этому вопросу коммунисты в 1984 г. вышли из состава правительства. Но это не спасло левых от поражения на парламентских выборах 1986 г. В то же время Ф. Миттерану вновь удалось одержать победу на президентских выборах в 1988 г. Большую роль в этом сыграл его личный авторитет: Франсуа Миттеран в прошлом — участник движения Сопротивления, опытный и интеллигентный политик, умело отстаивавший национальные интересы.

Политическая ситуация во Франции на рубеже 80—90-х гг. характеризовалась неустойчивостью, но постепенно выявлялся рост влияния правых партий. А влияние левых партий, в том числе и социалистов, падало.

Франция в 90-е гг. В 1993 г., объединившись в избирательный блок, правые партии нанесли тяжелое поражение социалистам на парламентских выборах. Некоторое время сформированному ими правительству пришлось сотрудничать с президентом — социалистом Ф. Миттераном. Но в 1995 г. они завоевали и президентский пост. Президентом страны стал лидер политических наследников Ш. де Голля Жак Ширак. Он выступает за освобождение французской экономики и общества в целом от засилья государства, проводит политику, подобную тэтчеризму.

Однако, в отличие от англичан, французы психологически хуже подготовлены к подобным реформам. Поэтому часть населения выступает против курса Ж. Ширака. Неоднозначно воспринимается и его внешняя политика, направленная на укрепление великодержавных позиций Франции. Часть французов осудила проведенные в 1995 г. испытания ядерного оружия и возвращение Франции в 1996 г. в военную организацию НАТО. На парламентских выборах 1997 г. победили социалисты, коммунисты и «зеленые». Кабинет, в который входят и коммунисты, возглавил социалист Л. Жоспен. Началось сосуществование правительства левых сил и президента-неоконсерватора.

Движение Сопротивления оказало огромное влияние на формирование партийно-политической системы в послевоенной Франции. Во Временное правительство вошли ФКП, СФИО, МРП и др. (глава - Ш. де Голль). Были проведены социально-экономические реформы: национализация ряда отраслей промышленности, транспорта, шахт, газо- и электроснабжения; введено страхование, трудовое законодательство, оплачиваемые отпуска. Наказаны военные преступники, коллаборационисты (Петэн, Лаваль и др.).
Выборы в Учредительное собрание. Развернулась борьба вокруг проекта Конституции (1946 г.).

2. Четвертая республика и ее крах.

Конституция Четвертой республики была принята в октябре 1946 г.. Это конституция парламентской республики (органы власти: Национальное собрание, сенат (Совет республики), избираемый парламентом президент). Выборы в Национальное собрание 10 ноября 1946 г. по пропорциональной системе принесли победу ФКП (28% голосов), МРП (26%), СФИО (17%). В мае 1947 г. коммунисты были удалены из правительства.
Многопартийность была одной из причин неустойчивости режима, - за 12 лет сменилось около 15 кабинетов. Другая причина - колониальные войны: во Вьетнаме (1946 - 1954), в Алжире (1954 - 1962).
В 1948 г. промышленное производство было восстановлено. В 50-е гг. наблюдается экономический подъем. Об активном вмешательстве государства в экономику свидетельствовал план модернизации и реконструкции (план Монне). Развиваются наукоемкие отрасли.
Рабочее движение привело к принятию закона о коллективных договорах, повышению зарплаты, введению гарантированного минимума зарплаты (СМИГ).
Во внешней политике Франция вынуждена была следовать в фарватере политики США, в том числе по германской проблеме, участвовала в создании НАТО (1949 г.). План Плевена о создании европейской армии был похоронен Национальным собранием (1954 г.). План Шумана привел к созданию ЕОУС (1951). В 1957 г. Франция стала соучредителем ЕЭС. Война в Алжире расколола общество на сторонников ультраколониализма и неоколониализма. Выборы в парламент 1956 г. привели к поражению правых партий. Формируется правительство "республиканского фронта" (глава Ги Мюлле, СФИО). Правительство провело ряд социальных мероприятий, признало в 1956 г. независимость Туниса и Марокко, но продолжило войну в Алжире, участвовало в агрессии против Египта.
Война в Алжире расколола французское общество на сторонников продолжения войны и сторонников предоставления Алжиру независимости. К началу 1958 г. возник заговор "ультра", требующих "сильной власти", возврата к власти де Голля. 13 мая 1958 г. в Алжире был поднят мятеж. 1 июня Национальное собрание выразило доверие правительству де Голля, предоставив ему чрезвычайные полномочия и дав согласие на разработку новой конституции, после чего прекратило свою деятельность. Это был конец Четвертой республики.

3. Пятая республика в период президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду.

Конституция Пятой республики была принята референдумом в сентябре 1958 г.. На ее основе по мажоритарной системе в два тура прошли выборы в Национальное собрание. Накануне выборов сторонники де Голля создали "Союз в защиту новой республики" (ЮНР), который вместе с "независимыми" получил большинство в Собрании. В декабре де Голль был избран президентом. По Конституции Франция стала президентско-парламентской республикой с широкими полномочиями президента. В 1962 г. президент стал избираться всенародным голосованием. Де Голль превращался в "вождя нации". Был установлен режим его "личной власти".
Выборы 1965 г. - первые прямые всеобщие выборы- принесли де Голлю победу.
Предоставив 14 странам Африки независимость (1960) и прекратив войну в Алжире (1962) де Голль приступил к восстановлению величия Франции путем независимой внешней политики. Де Голль выступил за "Европу отечеств". Были ликвидированы военные базы США, осуществлен выход Франции из НАТО (1966), осуждена агрессия США во Вьетнаме, улучшены отношения с СССР.
Социально-экономической доктриной голлизма стал "третий путь" общественного развития - концепция "ассоциации труда, капитала и кадров".
Осуществлялась широкая программа экономической модернизации путем сочетания жесткой министерской регламентации деятельности госпредприятий и поддержка частного бизнеса, особенно в новых отраслях, вырос госсектор. Реализовывались большие проекты в аэрокосмической промышленности, электронике с участием иностранного капитала. Производительность труда превысила средний западноевропейский уровень. Получила развитие система социального страхования и социального обеспечения. Развивалось социальное партнерство и на уровне предприятий. Внедрялись планы регионального развития. В сельском хозяйстве: сформировалось фермерство, окрепло кооперативное движение, крестьянство получало помощь от государства.
Ломка традиционных структур, государственная регламентация бизнеса, отсталая система образования, недовольство режимом "личной власти" и девальвация франка привели к майским событиям 1968 г. (студенческим выступлениям, всеобщей забастовке солидарности, акциям ультрарадикалов). Эти события показали желание перемен, но без гражданской войны. Одним из итогов "красного мая" было удовлетворение основных требований участников выступлений ("Гренелльский протокол" - увеличение СМИГ на 35%, пособий по безработице и т.д.). Несмотря на победу на выборах 1968 г. голлистовской партии (ЮДР), президент понял необходимость новых реформ - для достижения социального компромисса. Но реформа административного управления и реформа сената не были поддержаны большинством участников референдума. Де Голль ушел в отставку в апреле 1969 г..
Новым президентом был избран сподвижник де Голля Ж. Помпиду. Свой курс он назвал "Преемственность и диалог" (продолжение политики де Голля, но сближение с оппозицией).
Первоначально речь шла о программе "нового отечества", проектах в социальной сфере. Между государственниками - "этатистами" и "автономистами" развернулась борьба. Помпиду вмешался в борьбу. Этатисты взяли верх. Но президент отказался от социальных экспериментов. Происходит переориентация к "восстановлению эффективности рыночных отношений". Совершен поворот к поддержке нескольких мощных корпораций в ведущих научно-технических отраслях.
Во внешней политике продолжается сотрудничество с СССР, но усиливается тенденция к "атлантизму" (при сохранении Франции вне НАТО).

4. Франция в середине 70-х - начале 80-х гг.

Отказ от политики социального партнерства привел к потере ЮДР 4 млн. голосов на выборах 1973 г.. Это было первым открытым кризисом голлизма. Смерть Ж. Помпиду в 1974 г. завершила этот процесс.
В мае 1974 г. президентом был избран Ж.Д"Эстен - лидер группировки "независимых республиканцев" и других мелких партий (СФД). Пост премьер-министра занял Жак Ширак (ОПР). Ширак решил спасти остатки партии голлистов и объединить вокруг себя правые политические силы.
В обстановке экономического кризиса середины 70-х г.г. усиливается процесс "биполяризации" партий, ослабления центристских группировок. На парламентских выборах 1978 г. в борьбе участвовали 4 главных партии - 2 правые (ОПР и СФД) и 2 левые (ФКП и ФСП).
Ж. Д"Эстен выступил с идеей создания передового "либерального общества" без революций, путем реформ. Неоднократно повышалась зарплата, снижен избирательный центр с 20 до 18 лет, разрешены аборты. Правительством Р. Барра проводились антикризисные мероприятия.
Ж. Д"Эстен выступал в поддержку западноевропейской интеграции. Франция в 1979 г. участвовала в выборах в Европарламент. Проводился курс на участие Франции в военных маневрах НАТО. Активизировались отношения с арабскими странами, Ираном, Китаем. Укрепились позиции Франции в Центральной Африке.
Франция участвовала в СБСЕ. Продолжался политический диалог с СССР. Но введение советских войск в Афганистан встретило осуждение. Поддерживалось "двойное решение" НАТО о евроракетах.

5. "Левый эксперимент" 1981 - 1984 гг.

На президентских и парламентских выборах (май - июнь 1981 г.) победу одержали левые силы (ФСП, ФКП, левые радикалы). Президентом стал Франсуа Миттеран (ВСП), правительство возглавил П. Моруа (ФСП). Согласно совместной программе были проведены: национализация местных банков и 9 крупнейших корпораций, повышены минимальная зарплата, семейные пособия, кредиты по уходу за инвалидами и престарелыми и т.п. Оплачиваемый отпуск увеличился до 5 недель. Но сохранялся высокий уровень безработицы. Реформы требовали расходов, росла инфляция. Новое правительство Л. Фабиуса перешло к политике "жесткой экономии" вопреки мнению ФКП (1984 г.). В июле 1984 г. представители ФКП вышли из правительства.

6. Франция во второй половине 80-х - середине 90-х гг.

На парламентских выборах в марте 1986 г. правые партии одержали победу. Правительство возглавил Ж. Ширак. Обнаружились противоречия между правым большинством Национального собрания и сохранившим президентский пост Ф. Миттераном. Добившись вотума доверия правительства, правые партии провели денационализацию ряда корпораций и банков. Активизировались рыночные механизмы в экономике. Это был французский вариант консервативной политики - монетаризма, "политики равенства шансов".
Государственное регулирование социального страхования и социального обеспечения были сохранены - не без активной защиты социальных завоеваний со стороны трудящихся. Президентские выборы весной 1988 г., привели к избранию на очередной срок Ф. Миттерана, а внеочередные парламентские выборы летом 1988 г. - к поражению ОПР и СФД и формированию правительства социалистов в коалиции с буржуазными центристскими группами. Правительство М. Рокара продолжило курс на "жесткую экономику", отказалось от распродажи национализированных предприятий, но и не расширило национализированный сектор экономики. Был восстановлен налог на крупные состояния, сокращены налоги на прибыль.
В мае 1991 г. правительство возглавила Э. Крессон, которой было поручено создать условия для интеграции Франции в ЕС, что ей в полной мере не удалось, а после поражения социалистов на региональных выборах она была заменена П. Береговуа. На парламентских выборах 1993 г. победу одержали правые силы. Пост премьер-министра занял Э. Балладюр (ОПР). Был взят курс на либерализацию экономики, возобновление приватизации, интеграцию в ЕС.
Во внешней политике в начале 80-х проводился курс на интеграцию стран Западной Европы. Укреплялись связи с НАТО (сессия Совета НАТО в 1983 г. в Париже). Отношения с СССР были достаточно прохладными. В середине 80-х президент Миттеран поддержал "перестройку" в СССР. В октябре 1990 г. с СССР был подписан "Договор о согласии и сотрудничестве".
После распада СССР в феврале 1992 г. был заключен "Договор между РФ и Францией". В 1996 г. Франция выделила России кредиты, а Россия согласилась компенсировать французским держателям займов царской России 400 млн. долларов. Франция участвовала в подписании Маастрихтского договора.

7. Франция в конце ХХ века - начале XXI века.

В мае 1995 г. Ж. Ширак выиграл президентские выборы и занял место тяжелобольного Миттерана, не выставившего кандидатуру на переизбрание. Премьер-министром стал А. Жюппэ.
Новое правительство правых сил повело борьбу с инфляцией путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. 15 ноября 1995 г. Жюппе представил парламенту план сокращения дефицита касс социального страхования и дефицита госбюджета как условие для введения единой европейской валюты. Речь шла о росте налогов, уменьшение компенсаций за лечение, замораживание зарплаты в госсекторе.
Ответом стала всеобщая стачка почти всех работников госсектора в декабре 1995 г.. Доверие к правительству сильно упало.
Понимая, что правые силы рискуют проиграть парламентские выборы в 1998 г., Ж. Ширак в апреле 1997 г. решил распустить Национальное собрание и провести досрочные выборы с надеждой на победу. Однако в мае-июне 1997 г. на выборах в Национальное собрание победу одержал "розово-красно-зеленый альянс" (ФСП, ФКП, экологисты + левые радикалы). Крайне правый Национальный фронт Ле Пена набрал более 15% голосов.
Начался новый виток "сосуществования" - правый президент и левое правительство Л. Жоспена (ФСП) (18 социалистов, сторонников умеренных реформ и интегрированной Европы, 3 коммуниста, 3 левых радикала, 1 экологист)
СМИК был увеличен на 4%, пособия для школьников - с 500 до 1600 франков. Начался переход к 35-часовой рабочей неделе. Правительство и местные органы власти расширили занятость в госсекторе, рассчитывая создать 350 тыс. новых рабочих мест за счет мелких служащих, оплачиваемых на уровне СМИК.
Экономическое развитие страны ускорилось. Темпы роста ВВП = 3% в г., инфляция = не более 1%, дефицит госбюджета 3% ВВП, но проблема массовой безработицы остается.
Франция, которая сделала ряд шагов в сторону укрепления отношений с НАТО, не вернулась, однако, в ее военную организацию. Весной-летом 1999 г. Франция участвовала в военной операции НАТО против Югославии.

Тема. Франция после второй мировой войны

Цель : охарактеризовать процесс развития Франции в послевоенные годы, раскрыть основные тенденции экономического, политического и социального развития, показать основные проблемы, стоявшие перед страной, и пути их преодоления; продолжать формировать умения анализировать, обобщать и критически оценивать исторические процессы; воспитывать учащихся в духе патриотизма и национального сознания.

воспитывать заинтересованность историей, уважение к истории других стран, чувство толерантности.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать и уметь: - характеризовать социально-экономическое и по-

литическое развитие Франции во второй половине

XX в. – в начале XXI в.;

Определять особенности внешней политики, называть

причины установления Пятой Республики,

характеризовать деятельность ведущих политиков

Ш. де Голля, Ж. Ширака, Н. Саркози;

Работать с историческими источниками;

Высказывать собственную точку зрения;

Объяснять и применять основные понятия и термины;

Работа в группах.

Оборудование: учебник, хрестоматия, настенная карта «Политическая карта Европы», атлас, картосхема в учебнике.

Основные понятия и термины: Временный режим, Четвертая республика, Пятая республика, голлизм, «Красный май».

Тип урока : комбинированный.

Ход урока.

    ОРГМОМЕНТ.

Для покращення емоційного стану школярів та налаштування на працю можна використовувати прийом з використанням різнокольорових олівців (учень обирає олівець і пояснює, чому саме такий; вчитель розшифровує значення кольору), який дає змогу зрозуміти настрій дитини на цьому уроці.

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Фронтальный опрос.

    Какими были результаты и последствия Второй мировой войны для Великобритании?

    Какая партия победила на первых послевоенных выборах в Великобритании? Почему?

    Охарактеризуйте политику К. Эттли в первые послевоенные годы.

    Назовите причины распада Британской колониальной империи.

    Чем были обусловлены проблемы Великобритании в 1950- 1970-х гг.?

    Как правительство Великобритании стремилось преодолеть «английскую болезнь»?

    В чем суть ольстерской проблемы? Как она была решена?

    Охарактеризуйте внутреннюю политику М. Тэтчер.

    Охарактеризуйте внешнюю политику М. Тэтчер.

    Какими были результаты деятельности М. Тэтчер?

    Чем была обусловлена победа партии лейбористов на выборах 1997 г.?

    Назовите основные мероприятия, осуществленные правительством Т. Блэра во внутренней и внешней политике.

Краткое изложение основных положений лучших рефератов.

Индивидуальные задания по карточкам.

Карточка № 1

    Охарактеризуйте роль М. Тэтчер в истории Великобритании.

    Назовите реформы, проведенные лейбористским правительством К. Эттли.

Карточка № 2

    Охарактеризуйте реформы правительства Т. Блэра.

    Что такое тэтчеризм?

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Беседа.

    Какие факторы определили внешнеполитический курс страны в межвоенный период?

    Почему потерпела поражение попытка Франции организовать коллективную безопасность при участии восточноевропейских стран и СССР?

    Какие политические силы составили основу движения Сопротивления во Франции?

    МОТИВАЦИЯ.

А. Краткая характеристика государственного устройства и формы правления Франции.

Во время Второй мировой войны страна понесла огромные экономические убытки. Используя вопрос, какими методами восстанавливать Францию, в борьбу вступили левые партии (считали, что нужна национализация промышленности) и правые (против национализации). Какой путь был избран?

Б. Набор слов наперед . Метод помогает активизировать познавательную деяльность учащихся, применяется перед работой с исторической информацией.

Педагог называет школьникам виражения или короткий набор слов из научного или научно-популярного текста. Они высказывают предположение о том, где и как эти слова могут быть использованы в содержании учебной темы.

Франция: Ш. де Голль, Временный режим, ФКП, «Рено», движение Сопротивления, Четвертая и Пятая Республики, колониальная империя, Французский союз, госсектор.

    ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

1. Последствия Второй мировой войны. Временный режим.

2. Четвертая республика.

3. Становление Пятой республики. Ш. де Голль.

4. Франция после Ш. де Голля.

5. Отношения Франции с Украиной.

1. Последствия Второй мировой войны. Временный режим.

Рассказ учителя.

Вторая мировая война и оккупация страны нанесли большой урон французской экономике. Хотя человеческие потери и масштабы разрушений были меньшими, чем в годы Первой мировой войны, большинство предприятий не работало (более 60 %), действовала карточная система, не хватало сырьевых и продовольственных ресурсов. Безработица носила массовый характер (около 600 тыс. безработных). Процветали «черный рынок» и спекуляция, цены выросли в шесть раз. Промышленное производство в стране сократилось втрое, а сельскохозяйственное - вдвое. В колониях развернулось мощное национально-освободительное движение: была провозглашена независимость Демократической Республики Вьетнам; в Лаосе и Камбодже разгорелась партизанская борьба; в Сирии и Ливане происходили стычки местного населения с французскими войсками.

Политическая атмосфера характеризовалась огромным влиянием сил движения Сопротивления, бурным ростом демократических и антифашистских сил. Довоенные политические партии сошли с политической арены. Ведущую роль в стране стали играть Французская коммунистическая (ФКП) и Французская социалистическая партии (СФИО), Народно-республиканское движение (МРП). На первых послевоенных выборах в октябре 1945 г. в Учредительное собрание ФКП набрала наибольшее количество голосов и пять ее представителей вошли в правительство, которое возглавил Шарль де Голль. Все три политические партии выступили за создание во Франции парламентской республики. Ш. де Голль, не будучи сторонником ни одной из партий, выступил за создание президентской республики. Эти и другие противоречия заставили Ш. де Голля пойти в отставку (следующие 12 лет он не принимал участия в политической жизни, но пристально следил за ней). Под давлением коммунистов и социалистов в стране восстанавливалось социальное трудовое законодательство времен Народного фронта (40-часовая рабочая неделя, двухнедельный оплачиваемый отпуск и т. п.). Была проведена частичная национализация промышленности (заводы «Рено», пять банков, электростанции и др.) и создан государственный сектор экономики, который вырабатывал 15-20 % промышленной продукции и контролировал 35-40 % капиталовложений. Собственники национализированных предприятий, сотрудничавшие с гитлеровцами, не получали компенсации. На предприятиях, где работало более 50 человек, устанавливался рабочий контроль. На 80 % была увеличена заработная плата, на 80-130 % - пенсии и помощь, создана единая государственная система страхования и т. д.

Вопросы и задания на закрепление.

    Какими были последствия Второй мировой войны для Франции?

    Какие политические силы стали доминирующими в первые послевоенные годы во Франции?

    Охарактеризуйте реформы периода Временного режима.

2.Четвертая республика.

Рассказ учителя.

В 1946 г. была принята конституция Четвертой республики.

Работа с историческим источником «Из Конституции Франции 5. 10. 1958.» на стр. 123 учебника.

Вопросы:

    Какая форма правления установлена во Франции по Конституции Четвертой Республики?

    Почему Конституцию Четвертой Республики считают наиболее демократичной за всю историю Франции?

Задание на закрепление.

Составьте таблицу «Основные события во Франции во времена Четвертой республики».

    Становление Пятой республики. Ш. де Голль.

Работа в группах по методу «петельной дискуссии» по тексту учебника стр. 123 – 124 по вопросам:

1. Объясните выражение: «Алжир убил Четвертую республику».

2. Назовите основные достижения Франции периода президентства Ш. де Голля.

3. Охарактеризуйте внешнеполитический курс Ш. де Голля.

    Ф. Миттеран, тогдашний депутат парламента, о событиях мая 1968 г. заявил следующее: «Молодежь не всегда права, но общество, которое наказывает ее, не право всегда». Прокомментируйте это высказывание, опираясь на полученные знания.

    Проанализируйте лозунги периода «Красного мая» и выскажите свои соображения:

«Порядок - это когда на улицах нет полиции», «Идеология - это болезнь мозга», «Запрещено запрещать», «Превратим Сорбонну в Сталинград», «Ш. де Голль - это А. Гитлер», «Власть отступает - свергнем ее», «Посетите СССР - пока он не посетил вас», «Будьте реалистами - требуйте невозможного», «Провозгласите свои желания действительностью», «Беги вперед, товарищ, за тобой гонится старый мир», «Структуры не выходят на улицы», «Бунт - дело правое» (Мао).

4. Франция после Ш. де Голля.

Составить развернутый план на тему «Франция после Шарля де Голля».

Стр. 124 – 126 учебника.

5. Отношения Франции с Украиной.

Рассказ учителя.

5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

А. Пятиминутное эссе. Метод используется как итог урока, чтобы школьники упорядочили свои мысли, а педагог спланировал следующее занятие.

Учитель ставит перед учащимися два задания:

    Написать небольшое эссе о факте, событии, явлении, понятии, термине, которые изучались в контексте темы.

    Письменно задать один вопрос по проработанной теме.

Б. Составьте таблицу «Особенности развития Франции во времена Четвертой и Пятой республик».

6. ИТОГИ УРОКА

После Второй мировой войны Франция прошла сложный путь развития. Четвертая республика оказалась не той моделью французского государства, которая способствовала бы преодолению проблем и обеспечила развитие страны. Распад французской колониальной империи вызвал кризис Четвертой республики. Определяющая роль в становлении новой модели французского государства принадлежит Ш. де Голлю. Заложенный им фундамент Пятой республики выдержал испытание временем. На сегодня Франция является одной из ведущих стран мира, одной из главных движущих сил европейской интеграции.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Прочитайте текст учебника: § 6-8.

    Подготовьте рефераты на темы «Колониальная война Франции в Индокитае», «Четвертая республика», «Алжир и Четвертая республика», «Шарль де Голль - отец Пятой республики», «Эра Ф. Миттерана», «Французская экономическая модель», «Франция - двигатель европейской интеграции».

Особенности социально-экономического развития.

Завершается структурная перестройка пром ышленности, начинается трансформация структуры экономики, обусловившая переход к постиндустриальному обществу, при сохранении боле высокой, чем в других ведущих странах, занятости в аграрном секторе (14%).

Новые производства, в том числе входящие в информационную сферу, сосредотачиваются на юге страны (авиа-космическая, электронная, биотехнологии), что преодолевает региональную диверсификацию . Высокая конкурентоспособность таких отраслей, как авиакосмическая, производство атомных реакторов, скоростных поездов, генная инженерия .

5-е место в мире по объему производства, 4-е место по объему ВНП (значительно опережает Великобританию).

Особенности:

Высокий удельный вес государственного сектора в экономике (электроэнергетика, транспорт, связь, банковская система);

Значительное присутствие иностранных инвестиций (США, Япония).

Достижения в области социального законодательства обуславливают высокий жизненный уровень и высокое качество жизни (5-недельный трудовой отпуск, пенсионный возраст - с 60 лет, 35-часовая рабочая неделя, бесплатное высшее образование, высокие социальные выплаты – результат президентства Миттерана).

Проблемы:

Проблема функционирования социально-ориентированной рыночной экономики;

Государственного регулирования социально-экономического развития;

Преодоление последствий мирового финансового и экономического кризиса;

Безработица;

Государственный долг;

Дефицит государственного бюджета;

Экология;

Миграция;

Недостатки в сфере профессиональной подготовки и переквалификации;

Высокий уровень налогов (причины – госсектор и социальные программы).

Кризисные явления с конца 90-х – начла 2000- годов. Проблема в необходимости изменения системы государственного регулирования экономики и социальной политики. Однако гражданское общество не желает расставаться с системой социального обеспечения.

Особенности политического развития.

1981-1995 – Миттеран (СФИО – либерал, но большинство в Национальном собрании принадлежало голистам-консерваторам).

1995 – выборы. СФИО и ФСП не могли определиться с кандидатурой (фактический раскол партии из-за сближения с другими партиями, потеря идентичности обусловливает раскол внутри партии). Кандидат от ОПР (голисты-консерваторы) – Жак Ширак. Победа Жака Ширака.

1995-2002-2007 – Жак Ширак (ОПР).

Он так же не имеет устойчивого большинства в Национальном Собрании. К 1997 году уже были достигнуты определенные экономические успехи, но еще не удалось в полном объеме урезать финансирование социальных программ. Ширак предполагал проведение конституционных реформ, но для этого необходимо устойчивое большинство в парламенте, которого, как уже говорилось, не было. Инициирует новые выборы в национальное собрание (надеялся на победу ОПР). Но в 1997 году в результате выборов вместо устойчивого большинства получает устойчивую оппозицию. Но одну конституционную реформу все-таки удалось воплотить в жизнь – сокращение президентского срока (с 7 лет до 5 лет).

2002 год – очередные выборы. Очевидно, что обе партии не могут предложить эффективную программу. Поэтому широко распространена тенденция абсентеизма (из-за недовольства электората ни голистами, ни социалистами). Избиратели все больше начинают поддерживать Ле Пена («Национальный фронт»), фактически фашиста (набирают силу праворадикальные движения). В итоге, самыми мощными кандидатами были: от ОПР – Ширак, от СФИО – Жюспен, от Национального Фронта – Ле Пен. Победу в очередной раз одержал Ширак, но состав парламента социалистический.

2007 год – очередные выборы. Из-за фактического раскола партии социалисты не могли выдвинуть единого кандидата. В конечном счете, была выдвинута кандидатура – Руаяль, женщина-социалист нового поколения политиков. Главный ее конкурент – кандидат от ОПР, Саркози, политик нового поколения консерваторов. Он и одерживает победу (2007).

Существует тенденция роста ксенофобии. Соответственно, набирают силу националистические настроения фашистского толка, увеличивается численность Национального Фронта. Но, с другой стороны, растет радикализм мигрантов, направленный на коренное население.

Франция после освобождения. Социально-политические и экономические последствия немецкой оккупации. Международное положение Франции. Перегруппировка политических сил. Демократизация общественной жизни страны. Генерал де Голль и его доктрина. Формирование новых партий. Деятельность временного правительства. Частная национализация промышленности и банков. Социальные реформы. Выборы в Учредительное собрание. Победа левых партий. Уход де Голля в отставку. Разработка проекта новой конституции. Выборы в Национальное собрание (ноябрь 1946 г.). Образование Четвертой республики.

«Четвертая республика» во Франции

Особенности экономического развития стран в 1940-1950-х гг. Французская система "программирования экономики". Регулирование трудовых отношений. Межпартийная борьба в Четвертой республике. Раскол профсоюзного движения. Правительственный кризис 1947 г. и исключение коммунистов из кабинета. Создание коалиции "третьей силы".

Внешняя политика Четвертой республики. Вступление Франции в НАТО. Участие Франции в европейском интеграционном процессе. План Шумана. Вступление в ЕЭС. Колониальные войны Франции в Индокитае и Алжире. Правительственный кризис 1958 г. Мятеж ультраколониалистов в Алжире. Кризис и падение Четвертой республики.

«Пятая республика». Президентство генерала де Голля (1958-1969 гг.). Разработка и принятие новой конституции. Выборы 1958 г. Появление на политической арене новой партии – "Союз в защиту новой республики". Новая расстановка партийно-политических сил в Национальном собрании. Урегулирование алжирской проблемы. Эвианские соглашения 1962 г.

Модернизация французской экономики. Денежная реформа. Политика "дирижизма". Социальная политика де Голля. Внешнеполитическая доктрина голлизма и ее воплощение в жизнь. Антиамериканизм и европейская политика. Выход Франции из военного аппарата НАТО. Работы по производству и военному испытанию ядерного оружия.

Общественно-политическая жизнь Франции в период правления де Голля. Рост внутренней оппозиции. Образование ФДСЛС (1965 г.). Начало политической карьеры Ф. Миттерана. Социальные конфликты. Студенческие конфликты. Майско-июньские события 1968 г. и их последствия. Референдум 1969 г. и уход де Голля в отставку.

Франция после де Голля . Особенности социально-экономического и политического развития страны в 1970-е гг. Президентство Ж. Помпиду. (1969-1974 гг.). Кризис традиционного голлизма. Складывание биополярной партийной системы. Жискар д′Эстен и "независимые республиканцы". Образование союза левых партий, выработка совместной Программы правительства народного единства. Жан Ширак и создание партии "нового голлизма" - Объединение в поддержку республики (ОПР). Президентство Жискар д′Эстена (1974-1981 гг.). Экономический кризис 1974 г. и его последствия для Франции. Распад союза левых сил. Образование Союза за французскую демократию (СФД). Президентские и парламентские выборы 1981 г. Борьба основных претендентов, их программы и тактика. Победа Ф. Миттерана и левых сил.

Правительства левых сил у власти (1981-1986 гг.). Реформы в социально-экономической сфере. Национализация и ее результаты. Трудности в реформаторской деятельности. Переход к политике "жесткой экономии". Проект создания "общества смешанной экономики". Парламентские выборы 1986 г. – победа правоцентристских сил. Усиление крайне правых группировок. Ле Пен и Национальный фронт. Кабинет Ж. Ширака (1986-1988 гг.). Политика "сосуществования". Неоконсервативные установки в программе Ж. Ширака. Децентрализация и приватизация государственного сектора. Парламентские и президентские выборы 1988 г.

Второе президентство Ф. Миттерана (1988-1995 гг.). Проблемы и трудности в решении глобальной задачи – включения Франции в валютно-экономический союз Европы. Маастрихтский договор и референдум по его ратификации. Внутренняя борьба в ФСП по социальным и политическим вопросам. Частая смена кабинетов (М. Рокар, Э. Крессон, П. Береговуа). Формирование кабинета Э. Балладюра (1993 г.) и проблема нового "сосуществования".

Основные приоритеты внешней политики Франции в период президентства Ф. Миттерана. Проблема единой Европы ("от Атлантики до Урала"). Франко-российские отношения. Франция и США.

Президентские выборы 1995 г., победа Ж. Ширака . Правительство А. Жюппе (1995-1997 гг.). Программа либеральных реформ и трудности с ее осуществлением. Попытка перехода к режиму "жесткой экономии". Внутриполитическая борьба во Франции по поводу реформы социального страхования.

Досрочный роспуск Национального собрания в 1997 г. Победа на выборах левых сил. Кабинет Л. Жоспена – коалиция социалистов, коммунистов и "зеленых". Иммиграционная политика. Программа дальнейшей приватизации. Регулирование рынка труда.

Внешняя политика Ж. Ширака. Возобновление Францией испытания ядерного оружия. Участие в урегулировании региональных конфликтов в Европе. Франко-российские отношения.

Избрание Н. Саркози. Роль Франции во внутренней и внешней политике ЕС в первом десятилетии ХХI века.

Обязательная литература:

Арзаканян М.Ц. Политическая история Франции 20 века. М.: Высшая школа. 2003.

Григорьева Е.М. История Франции. XX век. М.: Дрофа, 2009.

Черников Г.П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции. М. 2002.

Германия во второй половине ХХ – начале XXI в.

Экономическое и политическое положение Германии после II мировой войны. Потсдамские решения в Германии. Союзный контрольный пакет и его функции. Разделение страны на четыре зоны оккупации. Процессы денацификации, демократизации, декартелизации в западных и восточных зонах и особенности этих процессов на Западе и на Востоке. Образование новых партий, сложности с их формированием.

Конфронтация по германскому вопросу в 1946-1948 гг. Экономическая программа Л. Эрхарда и ее осуществление в западных зонах оккупации. Образование Бизонии и Тризонии. Денежная реформа 1948 г. в западных зонах. Берлинский кризис. Движение немецких народных конгрессов в восточной зоне. Принятие боннской конституции и образование ФРГ (май 1949 г.). Образование ГДР в октябре 1949 г.

Федеративная республика Германии (1949-1989 гг.). Первые выборы в бундестаг. Канцлерство К. Аденауера (1949-1963 гг.). Бурный рост экономики в ФРГ в 1950-1960-е гг., причины и социальные последствия. Усиление позиций ФРГ в мировом промышленном производстве. Запрет КПГ в 1956 г.

Внешняя политика К. Аденауера. Ориентация на США. Вступление ФРГ в НАТО (1955 г.). Участие в европейском интеграционном процессе. Установление дипломатических отношений с СССР. Отношения с ГДР. Доктрина Хальштейна.

Перегруппировка политических сил в стране после отставки К. Аденауера в 1963 г. Канцлерство Л. Эрхарда (1963-1966 гг.) и Г. Кизингера (1966-1969 гг.). Неудачный опыт "большой коалиции". Формирование леворадикальных и ультраправых организаций. НДП и ее программа. Новое появление на арене коммунистов (ГКП). Борьба в правящих кругах по вопросам внешнеполитических альтернатив.

Выборы в бундестаг в 1969 г. и образование кабинета В. Брандта (1969-1974 гг.). "Новая восточная политика". Московский договор 1970 г. Подписание соглашений по Западному Берлину. Договоры с Польшей и Чехословакией. Признание ГДР и прием обеих германских государств в ООН. Отставка В. Брандта в 1974 г. Кабинет Г. Шмидта (1974-1982 гг.).

Экономический кризис середины 1970-х гг. и его особенности в ФРГ. Рост разногласий в правительственной коалиции. Экологическое движение. Появление партии "зеленых" на политической арене, ее программа.

Выход партии свободных демократов из коалиции (1982 г.). Выборы в бундестаг в 1983 г. и приход к власти канцлера Г. Коля. "Неоконсервативная программа" Г. Коля. Специальная политика. Развитие экономики ФРГ в 1980-е гг. Внешнеполитический курс ФРГ в 1980-х гг. Взаимоотношения в ГДР. Политика "малых шагов".

Германская демократическая республика (1949-1989 гг.). Образование ГДР. Выборы в Народную палату в октябре 1950 г. Ликвидация поста президента ГДР в 1960 г. СЕПГ в роли единственной правящей партии. Полное завершение национализации промышленности и кооперации сельского хозяйства. Курс на построение социализма. Индустриализация и централизованное планирование. Форсированное развитие тяжелой промышленности. Экономические трудности при осуществлении плановых заданий. Рост социальной напряженности. События 1953 г. в Восточном Берлине. Массовое бегство на Запад. Возведение Берлинской стены в 1961 г.

Усиление диспропорций в развитии народного хозяйства ГДР в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Попытки перехода на интенсивный путь развития экономики. Отставание ГДР в научно-технической области. Трудности с экспортом. Рост внешней задолженности.

Э. Хоннекер во главе СЕПГ (1971 г.) и прекращение экономических реформ. Укрепление командно-административной системы. Политические репрессии. Кризис идеологии и политики СЕПГ.

Перестроечные процессы в СССР и рост оппозиционных настроений в ГДР. Массовое бегство из ГДР летом – осенью 1989 г. Неудачные попытки реформирования СЕПГ и смены ее руководства. Распад СЕПГ и появление Партии демократического социализма (ПДС). Падение Берлинской стены.

Объединение Германии. Экономические, политические и международные аспекты объединения двух германских государств. "Программа из 10 пунктов" по объединению Германии Г. Коля. Трансформация политических партий ГДР. Последние выборы в ГДР в марте 1990 г. Победа "Альянса за Германию". Подписание договора об экономическом, валютном, и социальном союзе двух Германий в июле 1990 г. Юридическое оформление объединения (август 1990 г.). Договор о добрососедстве и сотрудничестве между СССР и Германией в сентябре 1990 г. Ратификация договора об объединении бундестагом. Первые общегерманские выборы в Бундестаг в декабре 1990 г. Победа ХДС. Новый кабинет Г. Коля (1990-1998 гг.).

Объединенная Германия в 1990-е гг. Структурная перестройка промышленности "восточных земель". Трудности перехода к рыночной экономике. Приватизация и ее особенности на востоке Германии. Создание "Опекунского ведомства". "Пакт солидарности". Проблема выплаты финансовых обязательств и долгов бывшей ГДР.

Новая расстановка политических сил в Германии после объединения. Проявление социального недовольства в восточных землях. Усиление экстремистских группировок левого и правого толка. "Новый немецкий расизм". Иммиграционная проблема. Ослабление позиций ХДС на выборах 1994 г. Победа СДПГ на выборах в бундестаг в 1998 г. "Розово-зеленая" коалиция Г. Шредера. Первые разногласия в новом кабинете по вопросам атомной энергетики и иммиграционной проблеме.

Внешнеполитический курс Германии после объединения. Активизация европейской политики ФРГ. Франко-германские отношения – укрепление контактов. Участие бундесвера в миротворческих акциях ООН. Германо-российские отношения.

Обязательная литература:

Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. История Германии. Т. 2. От создания Германской империи до начала XXI века. М.: Книжный дом Университет, 2008.

Патрушев А.И. Германия в ХХ веке. М.: Дрофа, 2006.

Филлитов А.М. Германский вопрос. От раскола к объединению. М. 1993.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама