THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Страницы истории

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛООИЧА РОМАНОВА

Л.А. Муравьева, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

Царствование Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) было самым длительным в XVII в. и составило 31 год.

Создав новую команду, правительство Алексея Михайловича приступило к реформам. Первостепенные вопросы, оставшиеся в наследство от предыдущего царствования, включали в себя проблемы земельной собственности, положение крестьян, совершенствование налоговой системы. Сложность ситуации состояла в том, что общество еще пребывало в стадии становления и формирования сословной системы. Первыми свои сословные интересы в социально-экономической и политической областях начали осознавать дворяне, о чем свидетельствуют их многочисленные челобитные. Среднее и мелкое дворянство оспаривало права представителей крупной аристократии на владение крестьянами и земельной собственностью. Городское население все больше проявляло обеспокоенность отсутствием определения своего правового положения на занятие торгово-промышленной деятельностью. Гости и лучшие торговые люди завалили царя и правительство челобитными с просьбой ограничить привилегии иностранных купцов на российском рынке. Суммируя все общественные настроения, правительство начало осуществлять первые реформаторские шаги. Оно отменило привилегии иностранных торговых людей и тарханные грамоты, что затронуло интересы многих монастырей.

Первые экономические мероприятия были крайне неудачны. Для стабилизации финансов страны нужно было отладить систему налоговых сборов. Главным источником налоговых поступлений в казну было городское население - черные тяглецы, народ. Но увеличивать налоги с ремесленников, купцов и горожан до бесконечности было невозможно, игнорируя содержание их челобитных

с нуждами, просьбами и требованиями. Правительство нашло другой путь. Первое преобразование состояло в сокращении расходов на содержание государственного аппарата. В результате было сокращено число «царских служителей», казенное жалованье резко сократилось у служилых людей по прибору, у чиновников оно уменьшилось наполовину. Доходы чиновников (дьяков и подьячих), обитавших на Ивановской площади в Кремле, издавна состояли из казенного жалованья и кормления от дел (частных просительских доходов). К числу кормлений относились «почесть» и «поминки» в виде денег или различных подношений (пироги, сахар и т.д.). Таковы были дозволенные формы поощрения труда чиновников. Взятки - «посулы» всегда строго осуждались и запрещались. Уменьшение жалованья привело к резкому увеличению кормлений отдел. На иждивение просителей переводились судебные органы и городские гарнизоны. Нововведения породили вакханалию лихоимства, вымогательств и притеснений, перед которыми померкла обычная московская волокита. Население бурно выражало недовольство такой реформой.

Вторым роковым шагом нового правительства явилось стремление собрать с населения недоимки налогов за предыдущие годы, возложив финансовую ответственность на провинциальное чиновничество. Очередная неудача заставила правительство перенести центр тяжести сбора с прямых налогов на косвенные. Вместо прямых налогов (стрелецких и ямских денег) ввели единый налог на соль в размере двух гривен с пуда. На соль яицкую и астраханскую, которая использовалась при засолке рыбы, налог составил одну гривну с пуда в соответствии с указом от 7 февраля 1646 г. Инициативу введения высокого единого налога приписывали гостю Василию Шорину . Попытка достичь все-

ДАЙДЖЕСТШШНСЫ

общности и безличности обложения провалилась. Цены на соль увеличились в 6 раз, ее потребление резко сократилось. Сгнили большие запасы рыбы, торговцы понесли колоссальные убытки. Население выражало недовольство, так как основной рацион питания простых людей составляла дешевая соленая рыба, которой теперь почти не стало или она была ему недоётупна. Введение новой пошлины на соль вызвало народные бунты по всей России. Усмирять население пришлось в течение года. Налог, не оправдавший надежды правительства, был отменен 10 декабря 1647 г. Волна народных бунтов, прокатившаяся по России, заставила отменить соляной налог. Такая чисто буржуазная мера налогообложения, как введение акциза на товар первой необходимости, разошлась с реальной жизнью. Та же участь постигла и отмену тарханов. В 1647 и 1648 гг. англичане вновь добились беспошлинного провоза товаров в Москву

Неудачей также закончилась попытка осуществления посадской реформы в городах. Ее проведение началось с Владимира. Стольник П.Т. Тра-ханиотов быстро и толково исполнил царский приказ. В короткий срок в город были возвращены закладчики церковных и светских владений в количестве 287 человек, что составляло две трети посадского населения. Была увеличена городская территория за счет земель некоторых вотчинников и помещиков, расширены права посадского населения. С петицией о проведении у них городского посадского строения к стольнику обратились жители Суздаля. Документы подтверждают явное стремление горожан к установлению городского самоуправления и судопроизводства, подтверждение своих сословных прав на занятие торговлей и ремеслом. К сожалению, удачное начинание не переросло во всеобъемлющую городскую реформу, а носило локальный, эпизодический характер.

Чаша народного гнева переполнилась летом 1648 г. Прибывшие в Москву на смотр провинциальные дворяне восполняли нехватку денег продажей винных запасов, чем нарушали государственную винную монополию. Действия дворян привели к их столкновению с администрацией. В переполненном приезжими городе поднялись цены на продукты, что усилило недовольство населения нерешенностью вопроса с закладами, ростом налогов и злоупотреблениями чиновников. Все попытки народа обратиться с челобитьем к царю или царице встречали жестокий отпор со стороны охраны. Но настал момент, когда стрельцы, также недовольные своим положением, отказались выгнать народ из Кремля и присоединились к восставшим. Началось разграбление домов и усадеб самых ненавистных администраторов. Глава финансово-

го ведомства и проводник соляного налога Наза-рий Чистов был убит.

Город на некоторое время оказался во власти черных тяглых людей и стрельцов. Выплата жалованья стрельцам обеспечила постепенный переход вооруженной силы на сторону царя. Сложнее обстояло дело с дворянами. Историк П.П. Смирнов аргументированно доказывал, что в событиях лета 1648 г. имел место союз московских черных людей и поместной армии в лице служилых людей по отечеству - дворян и детей боярских. За ними если не прямо, то косвенно стояла группировка крупной аристократии, находящаяся в оппозиции к правительству Морозова. Поскольку дворянам не спешили выплачивать обещанное жалованье, то они стали требовать созыва Земского собора. Во избежание дальнейшего обострения ситуации Б.И. Морозова отстранили от дел и выслали на Белое озеро. Новое правительство возглавил князь Я.К. Черкасский, ставший распределителем финансов страны как глава приказов Большой казны, Стрелецкого и Иноземного. Так у власти вновь оказалась группировка родовитой аристократии. Но борьба продолжалась. Проводником интересов партии Морозова на Земском соборе 1 сентября 1648 г. был сам царь Алексей Михайлович, приобретший большой политический и управленческий опыт, умело идущий на компромиссы и собирающий силы для новой борьбы. Новое аристократическое правительство опиралось на провинциальное дворянство и частично на стрельцов. Партия Алексея Михайловича, за которой стоял Морозов, главную ставку делала на посад, стрельцов и духовенство. Царь исподволь начал готовить возвращение своего любимца. Заплатив дворянам и детям боярским по 14 и 8 руб., он отправился на богомолье в Троице-Серьгиев монастырь, где встретился с Морозовым. После обсуждения программы дальнейших действий Морозов занял место в свите царя и был представлен народу.

Основными спорными вопросами политических группировок оставались крестьянский и земельный вопросы. Аристократия предлагала решать проблему малоземелья помещиков исключительно за счет церковного землевладения на основе его частичной конфискации и создания Монастырского приказа. Своего апогея борьба группировок на Земском соборе достигла при обсуждении петиций о проведении посадской реформы. Глава правительства Черкасский резко поспорил с Морозовым, присутствующим на заседании Собора, и самовольно покинул царский дворец. Он был арестован и отстранен от своих постов. Теперь распорядителем финансовых потоков и главой стрельцов стал тесть царя И.Д. Милославский. На самом

ДАЙДЖЕСТ-ФШНШ

деле новый глава правительства был ширмой Б.И. Морозова, который официально государственных постов не занимал, но сосредоточил в своих руках все руководящие и направляющие функции. Секуляризация церковных земель не состоялась. Для предотвращения дворянских выступлений из казны выделили 124 529 руб. на уплату их жалованья и на заседании Земского собора отменили урочные лета . Противники Морозова предприняли попытку нового переворота, но выступление не состоялось. Царь не стал подвергать опале главных зачинщиков борьбы, так как среди них было немало царских родственников и представителей высокородной аристократии. С мелкими участниками заговора обошлись сурово: двоих казнили, двум вырвали язык, 35 человек высекли. Спустя полгода несколько сот стрельцов без видимых причин выслали в Сибирь. Городские восстания 1648 г. оказали решающее влияние на дальнейший ход реформ и развитие страны.

Перемены во внутренней жизни государства в 1640-1660-х гг. были, прежде всего, связаны с проведением законодательной реформы. Необходимость создания нового свода законов государства диктовалась рядом причин.

Во-первых, наличием множества частных указов, появившихся за 100 лет со времени последнего Судебника 1550 г. Новые указы хранились в приказах и записывались в «Указных книгах». К середине XVII в. ощущалась острая необходимость в сведении всех действующих правовых актов и норм в единый свод. Но требовалось не механическое их перечисление, а строгая и логическая систематизация и кодификация с учетом происшедших изменений в жизни общества после Смутного времени. В отличие от Судебника Ивана Грозного Соборное Уложение должно было содержать не только статьи уголовного, но и государственного, и гражданского права.

Во-вторых, Соляным бунтом в Москве и рядом народных восстаний, прокатившимся по многим городам в стране.

В-третьих, многочисленными просьбами и челобитными представителей различных сословных групп от дворян до посадских людей о созыве Земского собора для составления необходимого свода законов.

Указом царя была создана комиссия для проведения подготовительных работ по составлению Уложения во главе с 47-летним князем Никитой Ивановичем Одоевским, восемь лет состоявшим членом Боярской думы и возглавившим созданный царем Специальный приказ. Аристократический состав комиссии уравновешивался выборными представителями от сословий. Предварительно

рассылались инструкции с определением представительства от каждой курии. Выборные люди съехались на Собор из 130 (если не более) городов. Среди выборных насчитывалось до 150 служилых и до 100 тяглых людей. Дума и Освященный собор участвовали в полном составе. Московских дворян и придворных чинов было представлено сравнительно мало, так как от них также потребовались выборные люди, а не поголовное участие, как прежде. В целом провинциальное дворянство и посадское население городов численно преобладало над московскими выборными лицами и представителями администрации .

Составление, редактирование и обсуждение проекта Уложения проходило «по палатам» с октября 1648 по январь 1649 г. Соборное Уложение как свод законов охватывало все сферы государственной жизни. Оно базировалось на старых русских законах с использованием достижений византийского и литовского права. Непосредственно источниковую базу составили: Судебник 1550 г. и Стоглав 1551 г., царские указы в приказных книгах, приговоры Боярской думы, церковно-юриди-ческое пособие «Кормчая книга», Литовский Статут - кодекс законов Великого княжества Литовского в редакции 1588 г. Ряд новых статей был составлен по челобитным участников Земского собора, в которых нашел отражение антагонизм между посадом в целом и высшей чиновной бюрократией, крупными землевладельцами. В дальнейшем Соборное Уложение дополнялось так называемыми «новоуказными делами».

Подлинный текст Соборного Уложения сохранился до наших дней в Государственном архиве. Это огромный свиток длиной в 309 метров, весом в 12 фунтов, написанный четырьмя думными дьяками, оставившими свои скрепы по склейкам на оборотной стороне. Здесь же имеются подписи 315 участников Собора. Материал сведен в 25 глав и 967 статей. Новый кодекс законов был издан типографским способом гигантским по тем временам тиражом в 2000 (1200 по некоторым документам) экземпляров и распространен по всему государству, чтобы «всякие дела делать по тому Уложению». Предыдущие Судебники и отдельные указы не тиражировались, что создавало благоприятные условия для замалчивания и произвольного толкования законов дьяками и судьями . Печатное Уложение поступило в продажу по цене в 26 алтын с полуденьгой. Оно стало первым печатным памятником права в России.

Соборное Уложение как первый в истории России систематизированный закон содержал в себе материал, относящийся ко многим отраслям права того времени. В силу этого обстоятельства име-

v,; ,С"-5 ■ "; V:v; .... ; ; - 51125Ш005

ем дело не просто с кодексом, а со сводом законов, отличающимся большим объемом, целенаправленностью и сложной структурой. Первые и последние главы рассматриваемого документа охватывают отношения, связанные с положением церкви, высшей государственной власти и установленным порядком управление В специальной статье определялся статус главы государства - царя, самодержавного и наследного монарха, что в перспективе подготавливало переход к абсолютизму. Впервые в русском законодательстве специальная статья содержала положение об уголовно-правовой защите лич-. ности монарха. При этом подчеркивается, что даже преступный умысел в отношении царя карается смертной казнью. За царское бесчестье вырывали язык. В целом законы были жестоки и суровы. Фальшивомонетчикам заливали горло раскаленным свинцом и оловом. Но самым страшным преступлением с точки зрения законодателей XVII в. считалось «богохульство». Эти правовые нормы рассматривались раньше, чем покушение на честь и здоровье царя. Хула на церковь и Бога каралась сожжением на костре. Смерть грозила всякому, кто.мешал служению литургии. Все эти меры стояли на страже чести и достоинства церкви. Но некоторые пункты Уложения вызывали сильное недовольство церковников. Привыкшее к судебным привилегиям духовенство было крайне недовольно учреждением особого Монастырского приказа, на который возлагался суд в отношении духовенства. Церковные иерархи лишались возможности приобретать вотчины или получать их в дар монастырям от мирских людей. Патриарх Никон называл Уложение не иначе как «беззаконной книгой», а Н.И. Одоевского «новым Лютером». Началась упорная борьба. В 1677 г. Монастырский приказ был упразднен. Пока духовная власть в этом вопросе одолела светскую.

Новый законодательный свод содержал комплекс норм, регулировавших важнейшие социальные и административные вопросы. XVI и XVII главы посвящались земельным отношениям. Устанавливалось, что вотчинами имеют право владеть только служилые люди и гости. Так, собственность на землю становилась привилегией дворянства и верхушки купечества. В интересах дворянства сглаживалась разница между условным владением поместьем и наследственным вотчиной. Отныне поместье менялось на вотчину и наоборот. Разрешалось даже продавать поместье. Правовой статус поместья и вотчины сближался, а связь между службой и землевладением утрачивалась. К концу XVII в. устанавливалась практика обмена поместий на денежные оклады, что представляло собой скрытую форму фактической купли-продажи по-

местий. Допускалась сдача поместий за деньги. Такое положение способствовало экономическому и политическому сближению дворянства и боярства, постепенной консолидации феодалов в рамках единого «дворянского» класса-сословия с едиными для его членов правами и привилегиями. Окончательное стирание граней двух форм земельной собственности произошло в XVIII в. указом Петра I «О единонаследии» 1714 г. и соответствующими указами Анны Иоанновны.

Глава «О посадских людях» содержала комплекс мер, получивших в литературе название посадской реформы. Посадское население обособлялось и прикреплялось к посаду, превращаясь в замкнутое сословие. Все жители посада должны были нести тягло. Из посада нельзя было уйти не только члену общины, но и его детям, братьям, племянникам. Посадским людям нельзя было сменить место жительства или род занятий. От посадского тягла нельзя было укрыться даже с помощью военной службы. Только третий сын посадского человека мог стать стрельцом. Закладничество за светским или духовным феодалом сурово наказывалось поркой или ссылкой в Сибирь. Но и в посад нельзя войти никому постороннему. Защита интересов посадских людей сочеталась с их прикреплением к посаду, подобно крепостнической зависимости крестьян. Верховным владельцем для жителей посада выступал царь, поэтому они именовали себя «государевы посадские люди». Соборное Уложение подвело черту почти столетней борьбы государства и посадского населения с «белыми слободами». Под ними понимались городские усадьбы, принадлежавшие церкви или светским феодалам, жители которых не платили налогов и не работали на город. «Белые слободы» постоянно пополнялись выходцами из черного посада, что сокращало число тяглецов государственной казны и усиливало уровень налогового бремени на посадских людей. Свободные от тягла «белые слободы» безвозмездно прикреплялись к государевым посадам, т.е. ликвидировались, а бежавшие в них посадские люди возвращались в тягло. Соборное Уложение закрепило за посадским населением ряд привилегий. Посадские общины получали исключительное право на занятие торговлей и промышленностью. Всем людям, купившим торгово-про-мышленные заведения, предписывалось немедленно продать их посадским людям. Крестьянам, привозившим в город сельскохозяйственные продукты, разрешалось торговать ими только с возов в гостиных дворах. Это положение, с одной стороны, ограждало посадских людей от конкуренции, а с другой, способствовало консервации социальной структуры российского общества.

ДйНДЖЕСТ-вИЯЦЙСЫ

По-новому регулировался и крестьянский вопрос. XI глава отменяла установленные «урочные лета», розыск беглецов становился бессрочным, а за их укрывательство устанавливался штраф 10 руб. за каждый год, сумма эквивалентная 20-кратному чрезвычайному (запросному) сбору с крестьянского двора, взимавшемуся во время войны. Тем самым завершилось юридическое оформление крепостного права, устанавливалась наследственность владения крепостными и право распоряжаться их имуществом, крестьяне окончательно прикреплялись к земле. Крепостная зависимость внесла изменения и в структуру крестьянского сословия. Это выразилось в значительном увеличении прослойки зависимых крестьян за счет «черных» и дворцовых и стирания граней между их различными категориями. Хотя определенные различия еще оставались. Владельческие крестьяне могли принадлежать одному лицу или учреждению. Админист-ративно-фискальные и судебно-полицейские функции в отношении помещичьих крестьян осуществлял помещик через приказчика. Частный владелец (помещик) мог их продать, обменять, передать по наследству. Дворцовые крестьяне, принадлежащие царской семье, могли изменить владельца только в результате пожалования. Монастырские, церковные и патриаршие крестьяне не подлежали отчуждению. Черносошные крестьяне сохранились лишь в Поморье и Сибири. Они были лично свободны и располагали правом отчуждения земли - продажи, заклада, передачи по наследству. В самом низу социальной лестницы стояли холопы и кабальные люди. Они не имели личных и имущественных прав, хотя фактически все чаще превращались в пашенных людей и зачислялись в тягло. Правовое положение крепостных крестьян и холопов было очень близким.

Нововведения, зафиксированные в Соборном Уложении, с одной стороны, упрощали социальную структуру, с другой - способствовали усилению корпоративной замкнутости и становлению четкой сословной организации. Окончательно сословная система сформировалась и получила законодательное оформление во второй половине XVIII в. Уложение 1649 г. включало юридическое понятие «вольные люди». К концу XVII в. из них набирались наемные работные люди на мануфактуры и стройки. Благодаря «вольным людям», в России постепенно складывался рынок рабочей силы - необходимый элемент капиталистического развития. Это понятие было уничтожено в петровскую эпоху, породившую новое явление - крепостной пролетариат.

Соборное Уложение включало в себя нормы, касающиеся всех отраслей права, существующие и

в наши дни: судебное право, гражданское и уголовное, систему преступлений и наказаний, семейное право. Немало статей Уложения охраняли многочисленные объекты хозяйствования населения. Развитие товарно-денежных отношений, формирование новых типов и форм собственности, количественный рост гражданских сделок заставляло законодателей с большой определенностью выделять гражданско-правовые отношения, регулируемые специальными нормами. Это вызвало более углубленное развитие вещного, обязательного и наследственного права. Субъектами гражданского права выступали как коллективные, так и частные (физические) лица, юридические права которых постепенно расширялись. Перенесение ответственности по обязательствам с одного субъекта (отца) на другого (сына) способствовало осознанию субъектом права своего статуса. По сравнению с предыдущим периодом наблюдалось возрастание правоспособности женщины. Вдова наделялась по закону целым комплексом правомочий. Существенные изменения произошли в сфере и порядке наследования женщинами недвижимого имущества. Основным способом приобретения прав собственности на имущество, в частности на землю, оставался договор, который появился в таком качестве ранее института пожалования. Обязательное право развивалось по линии постепенной замены личностной ответственности по договорам имущественной ответственностью должника. Переход обязательств на имущество оказался связанным с вопросом об их переходе по наследству. В Соборном Уложении впервые в русском праве упоминается институт сервитутов, т.е. ограничение права собственности одного субъекта в интересах права пользования другого. В законе упоминаются личные и вещные сервитуты. Появление серви-тутного права свидетельствовало об увеличении числа индивидуальных собственников и столкновении их интересов, о появлении представлений о праве частной собственности, которое продолжало подвергаться значительным ограничениям.

Некоторые статьи Соборного Уложения содержали механизмы регулирования кредитных отношений. Главное внимание было направлено на недопущение распространения так называемого «кровавого резоимства», т.е. взимания чудовищно высоких процентов при краткосрочных ссудах, которые в конце XVI в. достигали от 48 до 120% годовых. Соборное Уложение запрещало всякое «резоимство». Лишь с крайне недобросовестного должника разрешалось брать вдвое и только в том случае, если он не раскается в своем проступке на суде. Ссуда предоставлялась на 15 лет с возможной отсрочкой платежа до 3 лет . Поручительство

; - . ;Г:. - ■* ч; ^^ f _ - л, /т^чттж "

выступало основной формой обеспечения ссудных альных внутри- и межсословных противоречий,

обязательств. Процедура получения совокупного Непоследовательность действий реформаторов

долга предусматривала следующую последователь- вместо стабилизации общества привела к новым

ность: сначала уплата государственного долга, за- волнениям и недовольствам. Реформы, проводи-

тем иностранцам, и в последнюю очередь русским мые напролом, разбивались о русское сознание и

людям. Должника (за исключением государевых менталитет и отвергались народом. Активная часть

служилых людей) ¡разрешалось ставить на «правеж» населения требовала решения кардинальных воп-

на целый месяц. Непогашение долга после этой росов жизни страны при участии «Земли» на Засе-

процедуры приводило к оценке движимого и не- даниях Земских соборов. С 1649 г. взаимоотноше-

движимого имущества и уплаты долга. Вотчины ния власти и общества регламентировались зако-

могли состоять в закладе до 40 лет. Если должнику нами Соборного Уложения, принятие которого

совсем было нечем платить, он должен был свой было одним из главнейших достижений эпохи

долг отработать из расчета 5 руб. в год для мужчи- Алексея Михайловича. Уложение около 200 лет

ны и 2 руб. в год для женщины. У стрельцов и «де- играло роль Всероссийского правового кодекса,

тей боярских» долг удерживался из государева де- Безуспешные попытки создания нового Уложения

нежного жалованья по 4 руб. в год, а они служили предпринимались при Петре I и Екатерине II.

за одно хлебное жалованье. Должники-дворяне, Вплоть до 1832 г, когда при Николае I был состав-

имеющие долг 100 руб. в месяц, могли выставить лен «Полный свод законов Российской империи»,

за себя своих крестьян, живущих «за чужим тяг- Соборное Уложение оставалось единственным сво-

лом». Долги умершего ответчика переходили к дом законов государства, жене й детям или другим родственникам, которые

наследовали имущество. Во всех случаях действо- Литература

вал механизм правопреемственности ссудной за- i. Выьиегородцев В. И. Царь Алексей Михайлович

долженности . Многие из указанных положений и патриарх Никон // Великие государственные

нашли свое дальнейшее развитие в Торговом и деятели России. - М., 1996. - С. 195.

Новоторговом уставах. Соборное Уложение стало 2. Там же. - С. 223.

последним словом московского права, полным 3 Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. -

сводом всего накопившегося в канцеляриях зако- м 1993 __ q 357

нодательного запаса. 4 Летенко A.B. Российские хозяйственные ре-

* * * формы. История и уроки. - М., 2004. - С. 23.

5. Соборное Уложение 1649 года. Текст. Коммен-

Таким образом, на первом этапе реформиро- тарии. - JI., 1987. - С. 61.

вания новое правительство уделяло главное вни- 6. Очерки истории российской экономической

мание укреплению финансов, разрешению соци- мысли. - М., 2003. - С. 263.

Усиление самовластья

При Алексее Михайловиче продолжалось укрепление самодержавной, ничем не ограниченной власти царя, во второй половине 17 в. земские соборы не созывались, зато достигла расцвета приказная система управления, интенсивно шел процесс его бюрократизации. Особую роль играл учрежденный в 1654 Тайный приказ, подчиненный непосредственно Алексею Михайловичу и позволявший ему руководить другими центральными и местными учреждениями. Важные изменения происходили в социальной сфере: шел процесс сближения поместья и вотчины, началось разложение системы «служилого города». Правительство Алексея Михайловича поддерживало интересы российского купечества, Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) Уставы защищали купцов от иностранных конкурентов. Отражением новых тенденций в русской жизни стало приглашение на службу в Россию иностранных специалистов, создание полков «иноземного строя».

Реформы Алексея Михайловича

Во второй половине 17 в. начинается трансформация всей системы русской традиционной культуры, возникает светская литература, в т. ч. поэзия, зарождается светская живопись, при дворе устраиваются первые «комедийные действа». Кризис традиционализма охватывает и сферу идеологии. Алексей Михайлович - один из инициаторов церковной реформы, проводимой с 1652 патриархом Никоном. В 1666-67 церковный собор проклял «староверие» и обязал «градские власти» сжигать всякого, кто «возложит хулу на Господа Бога». Несмотря на личные симпатии к протопопу Аввакуму, Алексей Михайлович занял бескомпромиссную позицию в борьбе со старообрядчеством: в 1676 была разгромлена староверческая цитадель - Соловецкий монастырь. Непомерное честолюбие патриарха Никона и его откровенные притязания на светскую власть привели к конфликту с царем, закончившегося низложением Никона. Проявлениями кризиса в социальной сфере стали жестоко подавленный Алексеем Михайловичем бунт в Москве 1662 и казачье восстание под предводительством С.Т. Разина, с трудом подавленное правительством. Алексей Михайлович сам участвовал во внешнеполитических переговорах и военных походах (1654-1656). В 1654 произошло объединение Украины с Россией, а начавшаяся после этого война с Речью Посполитой (1654-1667) завершилась подписанием Андрусовского перемирия и закреплением России на Левобережной Украине. Но попытки выйти к берегам Балтийского моря (русско-шведская война 1656-58) не привели к успеху.

Человек переходного времени, Алексей Михайлович был достаточно образован, первым из русских царей нарушил традицию и стал собственноручно подписывать документы. Ему приписывается и ряд литературных сочинений, в т. ч. «Послание на Соловки», «Повесть о преставлении патриарха Иосифа», «Урядник сокольничья пути» и др.

От первого брака с М.И. Милославской (1648) Алексей Михайлович имел 13 детей (в т. ч. цари Федор Алексеевич и Иван V, царевна Софья Алексеевна), от второго брака с Н.К. Нарышкиной (1671 г.) - 3 детей (в т. ч. царь Петр I).

Культура и быт. Церковный раскол

Раскол произошел из-за внешней атрибутики, но он принял формы крайнего противостояния. Им были затронуты и мировоззренческие факторы. Многие русские историки (в том числе - С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др.) изображали раскол как конфликт, затронувший только сферу обрядности. Л. Тихомиров, С. Платонов, Б. Башилов считали, что этот взгляд не отражает всей глубины раскола, ставшего тяжелейшим испытанием для народного самосознания.

Наиболее влиятельными из церковных традиционалистов были Иван Неронов, Аввакум Петров, Стефан Вонифатьев (имевший возможность стать патриархом вместо Никона, но отказавшийся от выдвижения своей кандидатуры), Андрей Денисов, Спиридон Потемкин. Это были даровитые и умные люди, далекие от религиозного фанатизма. К примеру, Потемкин знал пять иностранных языков, Аввакум был талантливым писателем, новатором по стилю и принципам литературного изображения. Интересно, что первые импульсы реформирования пошли именно из этой группировки, к которой, кстати, с 1645 по 1652 год принадлежал и Никон. Вопрос об исправлении накопившихся за века ошибок в богослужебных текстах впервые был поставлен в стенах Троицко - Сергиевой лавры

После того, как дело переписки книг оказалось у приезжих, сторонники старины выступили под флагом «хранителей древнего благочестия». Сказалась приобретенная в Смутное время непримиримость к любому покушению на старорусскую православную традицию. Исправление церковных текстов по греческим образцам вольно или невольно ставило под сомнение канон русских православных святых. Реформа Никона зачеркивала решения Стоглавого собора 1551 года, закрепившего приверженность «старине», бросала тень на традицию школы Сергия Радонежского, делавшей акцент на особый характер русского православия, его отличие от византийского. С точки зрения исторических фактов, были правы Аввакум и его товарищи: не русские, а греки отступили от традиций первых христиан, пересмотрев в ХП веке обрядовые нормы. Что касается исправления священных книг, то у греков погрешностей и ошибок встречалось не меньше, чем у русских.

Войдя в унию с католичеством в 1439 году, греки, по мнению русских, потеряли право на первенство в православном мире. Еще Иван Грозный выразил общую для русских позицию: «Греки нам не Евангелие. У нас не греческая, а русская вера». Благочестие греков на Руси ставилось под большое сомнение.

Никон после отстранения московских правщиков священных текстов пригласил не только киевлян, но и иностранцев, среди которых выделялись Паисий Лигарид и Арсений Грек. Показательно, что Арсений Грек трижды менял вероисповедание, одно время он был даже мусульманином, а Лигарид за симпатии к католичеству был отлучен, константинопольским патриархом от православной Церкви. Никону удалось привлечь на свою сторону некоторых представителей высшего клира русской православной церкви: Дмитрия Ростовского, Илариона Рязанского, Павла Сарского и др. Симеон Полоцкий, его ученики Сильвестр Медведев и Карион Истомин объявляли духовный багаж Руси не имеющим особой ценности. Отрицалась вся сумма привычных идей и обиходных аксиом, в незыблемости которых было уверено все русское население. Русская культура объявлялась отсталой, на вооружение брались европейские стандарты.

Полемика между староверами и никонианами вылилась в настоящую идеологическую войну. Аввакум и его соратники старались действовать силой логики. Их противники, бывало, прибегали к прямым подлогам (каким было, к примеру, пресловутое «Соборное деяние на еретика Мартина»). Возможность компромисса была мизерной - столь сильный накал приобрела полемика. Кроме того, победа никонианам была фактически гарантирована: за ними стояла государственная власть. Царь Алексей, несмотря на его истовую религиозность, не препятствовал Никону в сломе прежнего церковного уклада. По косвенным данным, за реформой скрывался прицел Алексея встать во главе всего православного мира. Старообрядцы восприняли Алексея как вероотступника, что подтверждает характеристика, данная царю протопопом Аввакумом: «Отеческое откиня, странное противоборство возлюбиша, извратишася».

Многими простыми людьми отказ от прежних обрядов переживался как национальная и личная катастрофа. Было непонятно, чем оказался плох привычный уклад, освященный временем. В 1667 году соловецкие монахи подали челобитную Алексею Михайловичу, в которой сквозило явное недоумение: «Учат нас новой вере, якоже мордву или черемису… неведомо для чего». Настроения людей выразились в словах Аввакума: «Выпросил у бога светлую Росию сатана да же очервленит ю кровлю мученическою». Старообрядцы опирались на мнение народа, приводя в споре с никонианами аргумент: «Глас народа - глас божий». В ответ на это один из лидеров новообрядчества Карион Истомин усмехался: «Мужик верещит».

Реформа проводилась с элитарных позиций, сбрасывала со счетов народный дух православия. Никониане ставку делали на «внешнюю мудрость», представляли суть полемики как конфликт между знанием и невежеством. Староверы же старались доказать, что в конфликт вошли интеллект и дух. Для них главным было нравственное совершенство. Аввакум говорил, что в нравственном смысле все равны - «от царя до псаря». С элитарностью, избранничеством был связан и отказ от старорусских образцов священных текстов в пользу греческих, что затрудняло для рядовых верующих доступ к истине. В дониконианской же культуре царила демократичность. На Руси никогда не ценили отвлеченного знания, видя в науке путь к правде. Исправление древнерусских книг по иноземным меркам в глазах традиционалистов выглядело пренебрежением «мужичьей» культурой.

Реформа проводилась с помощью насилия. Никон был склонен к бескомпромиссности и прямолинейности. Он стремился поднять церковь над светской властью и основать в России своеобразный царепапизм - только в национальном варианте. Строптивость Никона приводила к странным выходкам в его поведении: он отказался от патриаршества, а затем заявил о своем возвращении: «сшел я с престола никем не гоним, теперь пришел на престол никем не званный». И царю, и клиру надоели капризы Никона - он был лишен патриаршества. Но к моменту отречения Никон успел внести в проведение реформы дух крайнего радикализма. Она проводилась деспотичными, жесткими, грубыми методами. Старые богослужебные книги отбирались и сжигались. Происходили целые побоища из-за книг. Миряне и монахи тайком уносили их в тайгу и тундру, уходя от преследований. Люди говорили: «По этим книгам столько русских праведниками и Божьими угодниками стали, а теперь они ни во что считаются». Оппозиция реформе проявилась повсеместно: во Владимире, Нижнем Новгороде, Муроме и т.д. Из Соловецкого монастыря раскол распространился по всему Северу. Протест против поспешных новшеств охватил многие слои населения. «Огнем, да кнутом, да виселицей хотят веру утвердить! - возмущался Аввакум. - Которые Апостолы научили так? Не знаю! Мой Христос не приказал нашим Апостолам так учить, еже бы огнем, да кнутом, да виселицей в веру приводить». Сущность дониконовского понимания христианства на Руси заключалась в том, что нельзя заставить людей веровать силой.

До раскола Русь была духовно единой. Разница в образовании, в быте между различными слоями русского общества была количественной, а не качественной. Раскол произошел в тот нелегкий момент, когда страна столкнулась с проблемой выработки подходов к культурным связям с Европой. Реформа готовила почву для распространения пренебрежительных настроений к национальным обычаям и формам организации быта.

Следствием раскола стала определенная путаница в народном мироощущении. Старообрядцы воспринимали историю как «вечность в настоящем», т.е. как поток времени, в котором каждый имеет свое четко обозначенное место и несет ответственность за все им содеянное. Идея Страшного суда для старообрядцев имела не мифологический, а глубоко нравственный смысл. Для новообрядцев же идея Страшного суда перестала учитываться в исторических прогнозах, стала предметом риторических упражнений. Мироощущение новообрядцев было меньше связано с вечностью, больше- с земными нуждами. Они в определенной степени эмансипировались, восприняли мотив быстротечности времени, у них появилось больше материального практицизма, желания совладать со временем для достижения быстрых практических результатов.

В борьбе против старообрядцев официальная церковь вынуждена была обращаться за содействием к государству, волей-неволей сделав шаги в сторону подчинения светской власти. Алексей Михайлович этим воспользовался, а его сын Петр окончательно расправился с самостоятельностью православной церкви. Петровский абсолютизм на том и строился, что он освободил государственную власть от всех религиозно-нравственных норм.

Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 году по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников. Они проявляли исключительную духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, когда люди горели целыми родами и общинами.

Оставшиеся старообрядцы внесли своеобразную струю в русскую духовно-культурную мысль, многое сделали для сохранения старины. Они были более грамотными, чем никониане. Старообрядчество продолжило древнерусскую духовную традицию, предписывающую постоянный поиск истины и напряженный нравственный тонус. Раскол ударил по этой традиции, когда после падения престижа официальной церкви светская власть установила контроль над системой образования. Наметилась подмена главных целей образования: вместо человека - носителя высшего духовного начала стали готовить человека, выполняющего узкий круг определенных функций.

царь романов филарет политика

Реформы Алексея Михайловича

Во второй половинœе XVII в. начинается трансформация всœей системы русской традиционной культуры, возникает светская литература, в т. ч. поэзия, зарождается светская живопись, при дворе устраиваются первые ʼʼкомедийные действаʼʼ. Кризис традиционализма охватывает и сферу идеологии.

Алексей Михайлович - один из инициаторов церковной реформы, проводимой с 1652 года патриархом Никоном. В 1666-67 годах церковный собор проклял ʼʼстаровериеʼʼ и обязал ʼʼградские властиʼʼ сжигать всякого, кто ʼʼвозложит хулу на Господа Богаʼʼ. Несмотря на личные симпатии к протопопу Аввакуму, Алексей Михайлович занял бескомпромиссную позицию в борьбе со старообрядчеством: в 1676ᴦ. была разгромлена староверческая цитадель - Соловецкий монастырь. Непомерное честолюбие патриарха Никона и его откровенные притязания на светскую власть привели к конфликту с царем, закончившегося низложением Никона. ( Cм. Д.Л. Мордовцев Великий раскол).

Проявлениями кризиса в социальной сфере стали жестоко подавленный Алексеем Михайловичем бунт в Москве 1662ᴦ. и казачье восстание под предводительством Степана Разина, с трудом подавленное правительством.

Алексей Михайлович сам участвовал во внешнеполитических переговорах и военных походах (1654-1656).

Освободительное движение на Украинœе в конце 40-х годов возглавил Богдан Хмельницкий. В ходе военных действий против Польши Хмельницкий вел переговоры с Москвой, прося принять Украину в русское подданство. Только так можно было избежать опасности полного поглощения Украины Польшей или Турцией.

В феврале 1651 года на Земском соборе в Москве было заявлено о готовности принять Украину в русское подданство. 1 октября 1653 года Земский собор принял решение присоединить Украину к России и объявить войну Польше. 8 января 1654 года в Переяславле собралась большая Рада, которая решила принять подданство России.

Война России и Польши 1654-1667 годов вскоре приобрела общеевропейское значение. В нее оказались втянутыми Швеция, Османская империя и зависимые от нее государства - Молдавия и Крым.

Вначале русские войска достигли большого успеха, заняли Смоленск, Витебск, Минск, Ковно, а на Украинœе совместно с отрядами Богдана Хмельницкого освободили западноукраинские земли вплоть до Львова.

Но тут в войну вступила Швеция, которая в короткий срок оккупировала значительную часть Польши. В этих условиях Россия заключила перемирие с Польшей и начала войну со Швецией (1656-1658гг). Целью России была не только защита завоеваний на Украинœе и в Белоруссии, но и борьба за выход к Балтийскому морю. Русские войска пробились к Риге и начали ее осаду. Русско-шведская война дала возможность Польше оправиться от поражения и вытеснить шведов со своей территории. И Польша, и Россия заключили мир со Швецией и начали между собой затяжную войну за Украину.

В 1667 году было заключено Андрусовское перемирие на тринадцать с половиной лет, по которому за Россией закреплялся Смоленск и Левобережная Украина. Киев переходил к России на 2 года.

В 1686 году был заключен мир, подтвердивший условия Андрусовского перемирия. Киев остался за Россией.

Человек переходного времени, Алексей Михайлович был достаточно образован, первым из русских царей нарушил традицию и стал собственноручно подписывать документы. Ему приписывается и ряд литературных сочинœений, в т. ч. ʼʼПослание на Соловкиʼʼ, ʼʼПовесть о преставлении патриарха Иосифаʼʼ, ʼʼУрядник сокольничья путиʼʼ и др.

14. Современники называли XVII век ʼʼбунташнымʼʼ временем и действительно, в предшествовавшей истории феодально крепостнической России не было такого количества антифеодальных выступлении, как в XVII столетии.

Крупнейшими из них в серединœе и второй половинœе этого века были городские восстания 1648-1650 гᴦ., ʼʼмедный бунтʼʼ 1662 ᴦ., крестьянская война под предводительством Степана Разина 1670 - 1671 гᴦ. Особое место занимает ʼʼрасколʼʼ. Он начался как религиозное движение, нашедшее позже отклик в народных массах.

Городские восстания 1648-1650 гᴦ. были направлены против бояр и правительственной администрации, а также против верхушки посадских людей. Общественное недовольство усиливалось крайней продажностью государственного аппарата. Посадские люди вынуждены были давать воеводам и приказным людям взятки, ʼʼпосулыʼʼ. Ремесленников в городах заставляли бесплатно работать на воевод и дьяков.

Главными движущими силами этих восстаний были молодшие посадские люди и стрельцы. Восстания были городскими по преимуществу, но в некоторых районах охватили и деревню.

Волнения в городах начались уже в последние годы царствования Михаила Романова, но вылились в форму восстаний при его сыне и преемнике Алексее Михайловиче. В первые годы его царствования фактическим правителœем государства был царский воспитатель (ʼʼдядькаʼʼ) - боярин Борис Иванович Морозов. В своей финансовой политике Морозов опирался на купцов, с которыми был тесно связан общими торговыми операциями, так как его обширные вотчины поставляли поташ, смолу и другие продукты для экспорта за границу. В поисках новых средств для пополнения царской казны правительство по совету думного дьяка Н. Чистого в 1646 ᴦ. заменило прямые налоги налогом на соль, подорожавшую тотчас же почти втрое. Известно, что подобный налог (габель) и во Франции вызывал в том же XVII в. большие народные волнения.

Ненавистный соляной налог был отменен в декабре 1647 ᴦ., но вместо доходов, поступавших в казну от продажи соли, правительство возобновило сбор прямых налогов - стрелœецких и ямских денег, требуя уплаты их за два года.

Волнения начались в Москве в первых числах июня 1648 ᴦ. Во время крестного хода большая толпа посадских людей окружила царя и пыталась передать ему челобитье с жалобой на насилия бояр и приказных людей. Стража разогнала челобитчиков. Но на следующий день к посадским людям примкнули стрельцы и другие ратные люди. Восставшие ворвались в Кремль, кроме того, они разгромили дворы некоторых бояр, стрелœецких начальников, купцов и приказных людей. Думный дьяк Чистой был убит в своем доме. Восставшие вынудили правительство выдать Л. Плещеева, ведавшего московским городским управлением, и Плещеев был всœенародно казнен на площади как преступник. Восставшие требовали выдачи и Морозова, но царь тайно отправил его в почетную ссылку в один из северных монастырей. ʼʼПосадские люди всœею Москвоюʼʼ, поддержанные стрельцами и холопами, заставили царя выйти на площадь перед Кремлевским дворцом и дать клятвенное обещание выполнить их требования.

Московское восстание нашло широкий отклик в других городах. Там ходили слухи, что в Москве ʼʼсильных побивают ослопьем да каменьемʼʼ. Восстания охватили ряд северных и южных городов -Великий Устюг, Чердынь, Козлов, Курск, Воронеж и др.
Размещено на реф.рф
В южных городах, где посадское населœение было немногочисленным, восстания возглавили стрельцы. К ним иногда присоединялись крестьяне близлежащих деревень. На Севере главная роль принадлежала посадским людям и черносошным крестьянам. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, уже городские восстания 1648 ᴦ. были тесно связаны с движением крестьян. На это указывает и челобитье посадских людей, поданное царю Алексею во время московского восстания: ʼʼВесь народ во всœем Московском государстве и в его порубежных областях от такой неправды в шатость приходит, вследствие чего большая буря подымается в твоем царском стольном городе Москве и в иных многих местах, в городах и в уездахʼʼ.

Ссылка на восстание в порубежных местах позволяет предположить, что восставшие, возможно, были осведомлены об успехах освободительного движения на Украинœе под предводительством Богдана Хмельницкого, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ началось весною того же 1648 ᴦ.

15. Эпоха великих преобразований - так иначе называют годы правления сына Алексея Романова и второй супруги его Натальи Нарышкиной, первого императора Российского Петра I Великого.

Какой же досталась Россия Петру? Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объёму продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсœе неграмотных людей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед крайне важно стью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделœение труда -- основа сложившегося и развивающегося всœероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половинœе XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, всœе более отчетливо оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия. Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.

XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было крайне важно. Это было время накопления сил русского народа, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. По моему мнению, реформы Петра были подготовлены всœей предшествующей историей народа, можно сказать, что они "требовались самим народом". Подготавливалось преобразование вообще, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ при мирном ходе дел могло продлиться не один ряд поколений. Реформы, как бы они ни были исполнены Петром, они были его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.

Все петровские преобразования можно поделить на три этапа:

· первый (1699-1709\10гᴦ.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.

· второй (1710\11-1718\19гᴦ.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота͵ учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербурᴦ.

· третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.

Реформы Алексея Михайловича - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реформы Алексея Михайловича" 2017, 2018.

Алексей Михайлович Романов — второй государь из семьи Романовых и сын первого царя великой династии. Он принял престол в шестнадцать лет. Во время его царствования в стране происходили народные бунты, раскол церкви, воссоединение с Украиной и другие кардинальные преобразования. Алексей Михайлович реформы проводил с учетом вывода страны из трудного положения.

Тишайший

У Алексея Романова было прозвище Тишайший. Многие историки объясняют это тем, что у царя был кроткий нрав. Он умел слушать собеседника и никогда ни на кого не повышал голос.

Более «придирчивые» специалисты нашли другое объяснение. Они отталкиваются от старинного постулата «покой и тишина». Своим сыновьям Алексей Михайлович оставил в наследство крепкое сильное государство, которого боялись страны-соседи.

Царь с европейскими взглядами

Алексей Романов всегда отличался от династии Рюриковичей и своего отца. Его воспитывал дядька (как тогда называли) Борис Морозов. С самого детства Алексею Михайловичу он прививал европейские традиции. К примеру, даже наряд молодому царевичу заказывали в Германии и Англии.

Еще с детства царь увлекался чтением иностранных газет: немецких, английских, французских. Их специально переводили для него на русский язык. Для того чтобы царевич был в курсе самых последних новостей, была учреждена бесперебойная почтовая линия с Ригой.

Алексею Михайловичу удалось внести изменения в дворцовый церемониал. Безусловно, копируя европейскую модель. Он сам начал подписывать дипломатические документы. Ранее этого никогда не делалось.

Усиление самовластья

Алексей Михайлович Романов реформы вводил самые «революционные». Как внутренние, так и внешние политические решения привели к процветанию державы. Второй правитель из рода Романовых правил страной более чем удачно.

17 век назвали самым бунтарным. Человек с «нравом кротким» вряд ли бы мог справиться с подобными ситуациями. Алексей Михайлович правил жестко.

В государственных вопросах он должен был опираться на чье-то весомое мнение, поскольку в возрасте шестнадцати лет руководить целой державой было сложно. Ему попался неудачный советник — корыстолюбивый Борис Морозов.

Практически всю власть он сосредоточил в своих руках. Он брал непомерные взятки и поборы, настроив против себя практически все сословия Москвы. Именно Морозов ввел налог на соль. Вместо пяти копеек пуд соли начали продавать по две гривны. Поэтому в 1648 году вспыхнуло одно из самых крупных восстаний — соляной бунт.

Восстания и бунты

Алексей Михайлович реформы проводил в среде постоянных народных восстаний. Отголоски соляного бунта прослеживались даже в самых небольших селах державы.

В 1650 году вспыхнуло новое восстание в Пскове и Новгороде. Все скупали хлеб, чтобы уплатить долги за перебежавших в Россию крестьян, которые жили на территориях, отошедших по Столбовецкому миру к Швеции.

Надвигающийся голод в России блекнул перед казацкой вольницей, которая переросла в Крестьянскую войну 1670—1671 годов.

Внутренняя политика

Внутренние реформы Алексея Михайловича были направлены на укрепление власти царя, при этом учитывались взгляды и интересы сословий.

В 1649 году царь принял один из важных юридических документов: Соборное уложение. Благодаря этому постановлению можно было говорить о семейном, гражданском, уголовном правах, а также о фактическом судопроизводстве в стране.

После ряда проведенных реформ изменилось положение сословий. Русские купцы стали более юридически защищенными от произвола наместников. Также в торговом деле они были наравне с торговцами-иностранцами.

Каждый дворянин мог единолично или наследственно быть владельцем земли.

В результате принятых реформ укрепилось самодержавие, а управление государством стало более централизованным.

Внешняя политика

Алексей Михайлович реформы проводил и внешние. Один из глобальных вопросов: присоединение Украины. Левобережной ее частью руководил Богдан Хмельницкий. Он не раз предлагал объединение. Осенью 1653 года было принято окончательное решение о принятии Украины в состав России. Именно это решение стало причиной развязки войны с Речью Посполитой.

Военная кампания вызвала ухудшение отношений со Швецией. Это государство не одобряло политику царя Алексея и препятствовало усилению России. Поэтому Швеция закрыла выход к Балтийскому морю.

Отношения со Швецией ухудшились, и в 1656 году русская армия сразу же взяла крупные города, в том числе и Ригу. Однако в 1658 году Россия сдала позиции из-за осложнившейся ситуации на украинских землях.

Новая война с Польшей закончилась в 1667 году Андрусовским перемирием. Согласно ему, в состав России отошли Черниговские, Смоленские земли и левобережная часть Украины.

Какие реформы провел Алексей Михайлович?

Царь проводил кардинальные реформы как внутри своей страны, так и за ее пределами. Однозначно можно сказать, что Алексей Михайлович Романов был мудрым политиком, который достигал поставленной цели.

Последний царь Московской Руси смог вернуть Смоленск, Северный земли, Чернигов, Стародуб в состав России. Алексей Михайлович присоединил Украину, часть Сибири, основав новые города: Нерчинск, Селенгинск, Иркутск, Охотстк. Одно из успешных дел - был открыт проход между Азией и Америкой в 1648 году.

Денежная реформа

В обороте государства находились серебряные копейки, полушки и деньги. Крупного номинала в России тогда не было. Это значительно усложняло осуществление больших сделок. Из-за этого торговля медленно развивалась. Поэтому экономические реформы Алексей Михайлович решил проводить немедля.

Во время всего правления царя шли войны. Несмотря на это, активно осуществлялась внешняя политика. К России присоединились территории современной Украины и Белоруссии. В обращении этих стран были другие монеты — медные и серебряные, которые чеканили на круглом кружке. А в России использовались деньги, которые делали на расплющенной проволоке. Позже к российскому государству присоединилась территория Речи Посполитой.

Все эти факторы привели к необходимости чеканить новые монеты, приближенные к европейским стандартам.

Еще одна важная причина провести денежную реформу — нехватка денег в казне. Шла война, и страну захватила эпидемия чумы 1654-1655 годов.

В 1654 году царь отдал приказ чеканить рубли. На одной стороне должно было быть изображение двуглавого орла с короной на голове, а внизу надпись — «рубль», «лета 7162». На другой стороне — царь-всадник на коне с надписью «Божиею милостию великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя России».

Постепенно вводили новые монеты: полтинник, полуполтинник, гривну, алтын и грошевик. Алтын и грошевик делали из медной проволоки, на первой была надпись «алтын», а на второй - «4 денги».

В Москве даже создали Новый московский английский денежный двор для чеканки новых монет.

Население сначала неохотно использовало новые деньги. Власти вводили ограничение на прием монет. Впоследствии медные деньги начали обесцениваться. Это привело к тому, что крестьяне отказывались продавать зерно, а купцы — товары за медные деньги. Так появился Медный бунт в 1662 году.

В результате восстания отменили реформу, денежные дворы стали закрывать. Медную копейку стали выкупать по курсу сто медных монет за одну серебряную. В итоге медные монеты постепенно вышли из обращения.

Современные историки утверждают, что задумка провести денежную реформу была правильной. Однако нехватка знаний привело к провалу и восстаниям. Позже Петр І проведет аналогичную более успешную реформу, используя другие методы.

Военная реформа

Военная реформа Алексея Михайловича проводилась с 1648 года по 1654 год. В армии увеличились лучшие части старого строя. Появилась элитная московская конница, пушкари и стрельцы.

Реформа армии Алексея Михайловича предполагала массовое создание полков нового строя. После окончания Тридцатилетней войны появилось много безработных военных. Они пригодились в России.

Сформировался Первый выборный полк солдатского строя под предводительством полковника Аггея Шепелева. В их состав добавили поляков, венгров, литовцев.

Вскоре сформировали Второй выборный полк — дворцовый. Им руководил полковник Яков Колюбакин.

В процессе принятия военной реформы с 1648 года по 1654 год в количественном составе увеличились такие части армии, как пушкари, московские стрельцы, элитная конница Государева полка. Создались полки нового строя: солдаты, драгуны, гусары, рейтары. Отдельно приглашались на службу иностранные военные.

Реформа таможенного обложения

Таможенная реформа Алексея Михайловича была необходимостью в России. Система налогообложения во время его правления была упорядочена.

В 1655 году создали специальный орган — Счетная палата. Специалисты этой палаты контролировали фискальную деятельность приказов и исполнение доходной части казны.

Главные косвенные налоги — торговые пошлины. Они взимались при любой передвижении или продажи товара. В казну шли сборы с публичных бань, с изготовления и продажи пива, водки, меда.

Таможенная пошлина была заменена единой рублевой пошлиной. Ее размер составлял 5 % от стоимости товара, с соли — 10 %, с рыбы — особая пошлина.

Иностранцы должны были платить по 6 % от стоимости товара во внутренних таможнях.

Алексей Михайлович реформы проводил грамотно. Был принят документ «Соборное уложение». Благодаря этим мерам начала развиваться торговля, совершенствовалось таможенное обложение, а также были отменены привилегии иностранцам в вопросе торговли.

Церковная реформа

Об Алексее Михайловиче можно кратко сказать: монарх, который пекся о благоустройстве державы. Иногда в монолитной стране с единоличной властью принимались неправильные шаги, которые приводили к плачевным последствиям. Яркий пример — никоновские реформы. Именно они привели к расколу церкви и образованию старообрядчества. Это одна из самых кровавых страниц в России.

Причина церковной реформы Алексея Михайловича - воссоединить патриархальную церковь Московской Руси с Византийской. По указы царя были изменены многие культовые обряды, исправлены богослужебные книги и иконы.

Непринятие народов церковных новшеств привело к восстанию под названием «Соловецкое сидение». Оно продолжалось восемь лет. Все мятежники были жестоко наказаны.

Семья царя

В политике каждого государя средневековой России важную роль играет вопрос наследования.

Алексей Михайлович был женат дважды. Он отец 16 детей. Его первая супруга Мария Милославская прожила с ним 19 лет. В браке у них родилось 13 детей.

Вторая жена Наталья Нарышкина подарила царю троих детей. Вместе они прожили пять лет.

Алексей Михайлович Романов реформы проводил как внутренние, так и внешние для успешного развития русского государства. Хотя многие его действия до сих пор считаются неоднозначными.

Итоги правления царя

За двадцать лет царствования русский царь сделал многое. В годы его правления совершалось много восстаний, бунтов, войн. Несмотря на это, политика Алексея Михайловича была направлена на укрепление России на мировой арене. Ниже представлены эпохальные события, которые произошли в период правления царя.

Внутренняя политика:

  1. Деятельность Земских соборов была прекращена
  2. Судебник от 1550 года заменили Соборным уложением 1649 года. Согласно этому документу, крестьяне навсегда были закреплены за своими хозяевами.
  3. Алексей Михайлович создал Приказ тайных дел. Это способствовало тому, что в стране укрепился абсолютизм.

Внешняя политика:

  1. Воссоединение с Украиной, возвращение русских земель.
  2. Освоение Сибири, строительство новых городов.
  3. Успешные войны с Речью Посполитой и Швецией. В результате — возвращение Смоленска и русских земель.

Актуальность работы заключается в том, что реформы Алексея Михайловича остались малоисследованными и не до конца поясняют происходившие в тот век события. Дело в том что реформы второго царя из династии Романовых стали основной базой для петровских реформ начала 18 века. Они оказали немалое влияние как на будущие реформы Петра I так и на развитие государства вцелом.

Работа содержит 1 файл

Муниципальное образовательное учреждение Лицей Гуманитарных Наук

Научная работа по теме:

Реформы царя Алексея Михайловича

Руководитель:

Тау Татьяна Анатолиевна

Исполнитель:

Гонзуревский Иван Антонович

<Саратов2009>

Введение

Актуальность работы заключается в том, что реформы Алексея Михайловича остались малоисследованными и не до конца поясняют происходившие в тот век события. Дело в том что реформы второго царя из династии Романовых стали основной базой для петровских реформ начала 18 века. Они оказали немалое влияние как на будущие реформы Петра I так и на развитие государства вцелом.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) - второй русский царь из династии Романовых, сын царя Михаила Федоровича и царицы Евдокии Стрешнёвой. В шесть лет молодой царевич получил в наставники дядьку Бориса Морозова, который начал учить его грамоте и другим наукам. Так как Борис Морозов привил молодому царевичу любовь к иностранному, то это очень быстро сказалось на реформаторской деятельности Алексея Михайловича. Ему было всего 16 лет, когда в 1645 году умер его отец, и Алексей Михайлович принял корону Российского государства. Царевич Алексей был очень образованным для своего времени человеком, так как много читал и изучал. Несколько православных книг, прочитанных Алексеем в детстве развили, ему любовь к церковным обрядам и церемониям. Он был глубоко религиозным человеком и по этому исполнял все обряды и посты. На протяжении всего царствования на царя оказывали воздействие лица, которым он верил и считал их поступки правильными. Также Алексей прислушивался к представителям русской православной церкви в отношении развития религиозных реформ. Одним из них был новгородский митрополит Никон, который в последствии стал русским патриархом и имел очень большое влияние на царя. Не даром время правления Алексея Михайловича и его потомков называется “бунташный век”. В это время Россия стояла на пороге реформ и преобразований, необходимых для ее дальнейшего развития. В ходе правления Алексея Михайловича произошло несколько войн, которые привели как к территориальным приобретениям так и потерям таковых. C 1654-1667 Россия почти одновременно вела войну с Польшей а за тем со Швецией. Алексей Михайлович умер в 1676 году оставив Россию подготовленной для дальнейших преобразований его потомков.

Церковная реформа

Главным событием семнадцатого века в религиозной жизни русского государства стал раскол православной церкви, как следствие деятельности реформ Никона и его сподвижников из “ревнителей древнего благочестия” по введению единых обрядов и служб, искоренение ересей, переписывание книг на латынь и само ведение служб на том же языке. Никон называл эти реформы “церковным исправлением” и брал за образец греческие службы и книги. Потребность в церковной реформе назрела к началу 50-х годов из-за пошатнувшегося положения веры на Руси. Это произошло в долгие годы смуты, войн и раздоров, в результате которых человеческая жизнь перестала цениться, многие обычаи и обряды были забыты, да и сами священники перестали выполнять свои обязанности и заботились не о поддержании православных традиций, а о самих себе.

Церковная реформа была призвана перестроить церковные обряды по новогреческим, близким к католицизму канонам. Несмотря на необходимость реформ, многие не захотели принимать новые церковные каноны и повсюду прошли массовые недовольства. Оппозицию патриарху возглавил его бывший друг и соратник протопоп Аввакум, который настаивал на сохранении исконных православных обычаев. Люди которые поддерживали Аввакума называли себя “боголюбцами”. Они обвиняли Никона в незаконном занятии патриаршего престола, в том что он хочет править самодержавно, устранив царя. Также поводом для обвинений Никона стали привизенные им книги- старые греческие и новые, печатавшиеся в католической Италии. Московский патриарх также руководил постройкой своего монастыря -резиденции, который он гордо именовал Новым Иерусалимом. Как и отец первого русского царя Михаила Федоровича патриарх Филарет, Никон получил титул “Великого государя”. Но в 1666 году Никон на Церковном Соборе был осужден за свое стремление поставить духовную власть над царской, но его “церковные исправления ” были приняты. Официальная дата церковного раскола 1667 год, когда царь Алексей Михайлович созвал большой собор, на котором был осужден лидер “боголюбцев” протопоп Аввакум и некоторые его сподвижники, которые были сосланы в Пустозёрск. Сторонников Аввакума подвергали преследованиям, а наиболее ревностные последователи были казнены или сосланы в Сибирь и другие места. Раскол привел к появлению старообрядцев, которые не хотели принимать новые церковные правила и бежали на окраины русского государства.

Военные реформы Алексея Михайловича

Полки “нового строя”

Во время правления Алексея Михайловича у России было три важнейших напраления во внешней политике. Одно из них состояло в возвращении выхода к Балтийскому морю, потерянному в результате заключения Столбовского мира в 1617 году. Другим направлением во внешней политике было западное. Главной задачей этого направления было воссоединеие с двумя, близкикими к русскому, народами – украинцами и белорусами. На пути решения этой задачи стояла Речь Посполитая, так как украинский и белорусский народы находились под её властью.

Для решения этих и других внешнеполитических задач нужна была армия. К середине XVII века у России небыло регулярных армий так как стрелецкое войско в мирное время не оттачивало свои боевые навыки, а занималось ремеслами, земледелием и торговлей и, получая от этого прибыль, оно не стремилось воевать. Боеспособность такого войска была весьма низкой, вследствие чего большинство воин которые вела Россия чаще всего заканчивались поражениями. Всё это толкало Алексея Михайловича на создание более боеспособного войска. Он обратил внимание на воинские части, формирование которых началось в 30-е годы XVII, по образцу армий Западной Европы. Были образованы полки солдатские, драгунские и рейтарские. Поначалу они набирались из беспоместных дворян, стрельцов, казаков, «вольных людей», при этом командующие посты занимали, как правило, иностранцы. Со второй половины XVII в. полки нового строя стали комплектоваться из даточных людей на пожизненную службу. Рейтары набирались в основном из детей бояр или дворян, за службу получавших жалование, а иногда и поместья. Командный состав более чем наполовину состоял из русских дворян. В мирное время часть полков могли распустить. К концу XVII в. полки нового строя составляли почти половину русской армии. . В конце XVII - начале XVIII веков эти полки были использованы для формирования регулярной русской армии. В 1631 в Москве было сформировано 2 солдатских полка, а во время русско-польской войны 1632-34 ещё 6 солдатских, 1 рейтарский и 1 драгунский. В 1681 было 33 солдатских (61 тыс. чел.) и 25 драгунских и рейтарских (29 тыс. чел.) полков. Эти полки оказались намного боеспособнее стрелецких войск и показали царю необходимость полного перефомирования русской армии. Полки иноземного строя хорошо проявили себя во время русско-польской и русско-шведской войн и во многом способствовали победам русской армии на обеих фронтах. Большой выгоды из этих побед российское правительство и царь не сумели извлечь из-за отказов отдавать требуемые земли проигравшими странами.

Первый русский корабль "Орел"

К середине 17 века у России не было флота и поэтому многие торговые пути проходившие по морю были незащищенными как и купцы других государств, которые проходили по ним. После утраты выхода к Балтийскому морю и неудачных попыток возвращения в ходе русско-шведской войны Финского залива русское правительство принимает решение усилить торговые связи со странами востока, которые хотели заключать торговые договоры с Россией. Но для охраны иностранных купцов от морских разбойников требовались военные суда, которых у Российского государства не было. Предпосылками к постройке военного корабля послужило желание персидских правителей усилить торговые отношения с русскими купцами. До этого для военных целей при необходимости использовались различные парусно-гребные суда, на которых русские люди вели морской промысел и торговлю с заморскими странами. После заключения соглашения с Персией (Ираном) о провозе персидского шелка-сырца через Россию на западноевропейские рынки царское правительство решило создать военную флотилию на Хвалынском (Каспийское) море для охраны судоходства.

В 1664 году персидский шах Аббас II усилил торговые отношения с Россией и дал исключительные привилегия русским купцам. Через три года шах просил у России дозволить особой армянской кампании, состоящей из персидских подданных, производить торг шелком-сырцом через Россию. Разрешение было получено, и при этом русские брали на себя охрану провозимых товаров за особую плату. Конечно, это вызвало необходимость завести военные суда для плавания по Волге и Каспийскому морю, а потом 19 июня 1667 года начата постройка военного корабля в селе Дединове и главное наблюдение поручено боярину Ордын-Нащекину. Для этого в селе в 1667 году началось строительство небольшой верфи, предназначенной для постройки военных судов. Строить корабли тогда на Руси не могли, и поэтому было необходимо приглашение иностранных мастеров. По поручению царя из Голландии и других европейских стран было приглашено несколько корабельных мастеров для найма на русскую службу. В числе приглашенных были полковник Ван-Буковец, который должен был стать непосредственным руководителем и организатором постройки судов, капитан и кормщик Бутлер, а также корабельные мастера Гельт, Ван-ден-Стрек и Минстер. В помощь им из числа "свободных людей" окрестных сел и деревень выделялись тридцать плотников, четыре кузнеца и четыре пушкаря. Первоначально намечалось построить один корабль, бот, яхту и две шлюпки. 14 ноября 1667 года состоялась закладка корабля, которому было присвоено имя "Орел" , названный так в честь Российского герба. 19 мая следующего года он уже был спущен на воду, но из-за задержек в поставках материалов и нехватки специалистов он смог выйти в первое плавание лишь летом 1669 года. "Орел" представлял собой тип морского двухпалубного трехмачтового парусного корабля длиной 25 м, шириной 6,5 м и осадкой 1,5 м. Вооружение судна должны были составлять 22 пушки, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты. На корабле было 20 иностранцев, и к ним прибавилось в Казани 35 нижегородских стрельцов для охраны во время пути. Вскоре после спуска главного корабля, на воду были также спущены яхта, бот и две шлюпки. Капитаном первого русского военного корабля "Орел" Д. Бутлером были составлены "34 статьи арти-кульные" - "Корабельного строя письмо" для регламентации службы на корабле и действий в бою. Эти статьи были, по существу, первым русским корабельным уставом. Вместе с построенными в Дединове другими судами корабль перешел сначала в Нижний Новгород, а оттуда вниз по Волге в Астрахань. Там через год он был захвачен возглавляемыми Степаном Разиным восставшими крестьянами. По сохранившимся документам, "Орел" простоял в бездействии в протоке Кутум близ одной из астраханских слобод и пришел в полную негодность к плаванию.

Денежная реформа 1654-1663 годов

Войны России с Речью Посполитой за Украину (1654-1667 гг.), со Швецией (1654-1658 гг.) были затяжными, многочисленные сражения то на Шведских, то на Польских территориях не всегда приносили победы русским армиям. Переговоры о заключении мира затягивались, война продолжалась. Длительное ведение боевых действии на два фронта приводило к подорожанию хлеба и нехватке многих продуктов. Кроме военных расходов, с объединением Украины по властью России связана еще одна причина денежной реформы: на Украине ходила польская монета, а для единства государства требовалось единство денежной системы.

Чтобы пополнить казну, которую опустошали войны, правительство решило ввести в использование крупные денежные номиналы для увеличения прибыли. После последней денежной реформы Елены Глинской на территории централизованного русского государства ходила единая монета, но вид русских денег был архаичен (проволочная техника, ручная чеканка, краткость изобразительных средств, скудный номинальный ряд). Все это было связано и с недостатком собственного сырья так как Россия была полностью зависима от европейских поставок серебра. Также в России было плохо развито монетное дело потому что либо не хватало техники способной чеканить монеты либо эта техника была устаревшей. Иностранные серебряные монеты, которые назывались талерами были товаром, который обменивали на экспортные мех, овес и д.р. В последствие эти монеты переплавлялись для чеканки русских монет. В ходе денежной реформы, которая началась в 1654 году было принято решение о внедрении неполнценного рубля. Рисунки талеров сбивались и специальными молотовыми снарядами чеканились рубли. Попытка чеканить из меди полтинники неувенчалась успехом так как медь менее ковкий металл и поэтому снаряды быстро ломались. Кроме серебряных неполноценных рублей, были введены так же полуполтины, стоимость которых равнялась 16 копеекам. Новые монеты, лишенные внутренней стоимости, были встречены отрицательно, особенно на Украине и в Белоруссии, где острее всего правительству требовалось их внедрить. Кроме этого, московскому денежному двору не удалось освоить производство крупных монет. Молотовые снаряды катастрофически быстро выходили из строя из-за их низкого качества. Благодаря всему этому протцесс перечеканки талеров в неполноценные рубли пришлось остановить. В продолжение реформы в 1655 г. вместо рублевиков появился в монетном обращении талер с двумя надчеканами, курс которого был 64 копейки. После введения этих денег у правительства возникли опасения, что иностранцы будут их подделывать, поэтому им запретили пользоваться этими деньгами на внутреннем рынке. Кроме талеров с надчеканками было принято решение выпустить медные монеты, курс которых был приравнен к серебряным. Медь получила более широкое распространение так как она закупалась у шведов в большом количестве. В 1656 г. началась русско-шведская война, в ходе которой Россия получила непосредственный доступ к меди. В изобилии меди таилась следующая проблема: огромное количество медных копеек породило инфляцию.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама