THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Учителя в России редко обмениваются знаниями. И дело не только в нехватке времени из-за «вала» отчетности и роста нагрузки. Как следствие работы «за закрытыми дверями», соперничества и сверхконтроля со стороны чиновников, в школах сложилась «культура индивидуальности». Рецептам укрепления командного духа учителей и активизации обмена знаниями между ними посвящена статья в новом номере журнала «Вопросы образования»

Видимость коллективного разума

Обмен знаниями между работниками повышает эффективность каждого из них. Организация становится более продуктивной, а, следовательно, и более успешной. Эту простую истину можно видеть в действии где угодно, только не в российских школах.

Между тем, учителям подобный «коллективный разум» весьма помог бы: сэкономил время на поиск информации, позволил бы быстрее найти новые подходы к передаче знаний что, возможно, привело бы к рождению оригинальных идей. В конечном счете качество образования выиграло бы. Корпоративные, «менеджерские» технологии активизации профессиональной дискуссии педагогов рассмотрены в статье группы ученых Высшей школы менеджмента СпбГУ – доцента кафедры организационного поведения и управления персоналом Татьяны Андреевой , старшего преподавателя кафедры государственного и муниципального управления Анастасии Голубевой и аспирантов Анастасии Сергеевой и Ярослава Павлова («Обмен знаниями между учителями средних школ: факторы, влияющие на его интенсивность », журнал «Вопросы образования» № 2 , 2013 г.).

Школы в принципе плохо делятся знаниями и опытом, отмечают авторы в теоретической части статьи. В российских школьных коллективах инструменты обмена успешными методиками и навыками, несомненно, существуют, но не всегда работают.

Так, методические объединения на уровне школы, в рамках которых учителя одной или смежных специальностей должны регулярно обмениваться опытом, нередко «эволюционируют» в средство контроля. Педагогические семинары (районные, городские) и открытые уроки в школе зачастую превращаются в «показательные выступления», за которыми редко можно увидеть ежедневную практику и индивидуальность учителя. В то же время на обычные, рутинные уроки педагоги крайне неохотно приглашают коллег.

Собрания и интернет-дискуссии учителей тоже дают мало пользы в смысле обмена знаниями. Обсуждения в педагогических блогах и форумах часто перерастают в «жалобы на жизнь учителей». Так или иначе, все это, скорее, лишь имитации обмена знаниями, чисто формальный «коллективный разум». Во всяком случае, о плодотворном профессиональном взаимодействии учителей, которое вывело бы школу на новую ступень развития, речи тут нет.

Барьеры и стимуляторы обмена знаниями

  1. Культурные нормы работы – преподавание за закрытыми дверями класса, без прямого взаимодействия с коллегами.
  2. Недостаток времени – из-за увеличения учительской нагрузки и обилия отчетности.
  3. Консерватизм – нежелание принимать инновации.

В условиях «типичной школьной организационной культуры» надо сначала устранить эти барьеры, а потом – повышать мотивацию к обмену знаниями, отмечают эксперты.

Лучше всего учителя профессионально взаимодействуют в школах, для которых характерны следующие особенности:

  1. Организационная культура, благоприятная для обучения и командной работы.
  2. Лидерские качества директора и других управленцев.
  3. Атмосфера доверия в коллективе.

Анкетирование петербургских учителей осенью 2011 года подтвердило эти теоретические положения.

Психологические корни обмена знаниями

Любой поступок, в том числе в профессиональной жизни, вырастает из мотивации. Внутренняя мотивация связана с получением удовольствия от процесса и содержания деятельности, внешняя – с ожидаемыми выгодами, поощрениями и «бонусами» извне.

Укрепить внутреннюю мотивацию к обмену знаниями довольно сложно – разве что создать благоприятную социальную среду. Она подразумевает доверие, признание автономии сотрудника, открытость и свободу от уничижительной критики, поясняют авторы статьи. Внешняя мотивация легче поддается влиянию – тут существуют такие инструменты как премия, повышение по службе, официальное признание и пр.

  • Внутренняя мотивация положительно влияет на активность индивида в обмене знаниями, это «наиболее значимый предиктор поведения».
  • Организационная культура, поддерживающая профессиональный диалог, влияет на поведение учителей, это второй предиктор.
  • Внешняя мотивация лишь косвенно воздействует на обмен знаниями у педагогов – повышает его активность через укрепление внутренней мотивации.
  • Для успешных учительских «мастер-классов» требуются навыки саморефлексии и «экстернализации собственных неявных знаний».

Как развить готовность к обмену знаниями?

Повышать автономию сотрудника, отвечают на этот вопрос авторы статьи.

Это означает предоставление учителю свободы в выборе методов работы и отсутствие жесткого контроля за его решениями и способами выполнения задач.

Однако сегодня, подчеркивают исследователи, в российской школе происходит обратный процесс. Автономность учителя все больше ограничивается возрастающим контролем со стороны проверяющих органов и директора школы. Это мешает работе в целом и обмену знаниями в частности.

Второй алгоритм «оживления» профессионального диалога – создание обратной связи, которая действует через базовую психологическую потребность человека – «потребность в причастности». Обратная связь «подкрепляет желательное поведение» человека, поскольку ближайшее социальное окружение признает его важным. Иными словами, регулярно демонстрируя учителям, что в школе обмен знаниями с коллегами считается ценным, можно косвенно укрепить внутреннюю мотивацию педагогов к взаимодействию, считают авторы работы.

Третий рецепт усиления внутренней мотивации связан с так называемым трансформационным лидерством. Оно предполагает акцент на развитии сотрудников, «креатив» – установку на использование воображения и самостоятельное мышление, создание ясной и оптимистичной картины будущего, а также влияние лидера на сотрудников через попытку быть для них образцом для подражания. По сути, здесь силен элемент корпоративного командообразования – общее видение будущего, творческое взаимодействие и пр.

Наконец, есть и кадровые решения, которые будут благоприятствовать обмену знаниями. Так, например, при найме на работу новых сотрудников имеет смысл учитывать готовность к передаче и восприятию знаний. Впрочем, уточняют авторы, в условиях российских школ с их кадровым дефицитом это, скорее, благое пожелание. Выбор осуществляет, скорее, учитель, чем учебное заведение.

«Коварство» внешней мотивации

Казалось бы, парадокс, но при определенных условиях прямые внешние стимулы способны ослабить внутреннюю мотивацию: «Внутренне мотивированный человек чувствует, что локус контроля его действий смещается с внутреннего удовольствия на внешние условия». Другими словами, идет переход от «Я делаю это, потому что мне это нравится » к «Я делаю это, потому что мне за это платят ».

Учитывая этот потенциальный конфликт между внешними стимулами и внутренней мотивацией, следует действовать «маневренно». Чтобы внешняя мотивация положительно действовала на внутреннюю, нужно, чтобы предлагаемые выгоды были не контролирующими (не направляли поведение), а информирующими. У сотрудника должно быть ощущение, что определенные поступки ценятся, а не насаждаются организацией. В этом случае внутренняя и внешняя мотивации гармонируют.

Директор может поощрять диалог учителей, например, выплачивая им премии постфактум. При этом, уточняют исследователи, такие поощрения должны продвигать именно групповой обмен знаниями, а не выделять индивидуальную инициативу конкретного педагога. Например, при реализации успешных совместных проектов премию должна получить вся группа.

Впрочем, и моральные поощрения – «способность директора выделить и подчеркнуть выгоды совместной работы» – могут сыграть важную роль.

Помочь учителю озвучить его ноу-хау

Для обмена знаниями учителю важно иметь личный опыт и наработанные навыки преподавания. У каждого педагога – свои тактики того, как удерживать внимание класса, как подать ту или иную тему и заинтересовать учеников. Однако проблема в том, считают исследователи, что такие знания – «неявные», и без профессиональной саморефлексии, без их осмысления учителю порой бывает трудно выявить и сформулировать свое ноу-хау.

Одно дело – передача знаний школьникам, и совсем другое – коллегам. Подходы к трансляции своего опыта явно различаются. Тут на помощь приходит андрагогика – методы обучения взрослых. Однако в наставничестве нужно избегать резких контрастов, советуют авторы статьи. Если новичка обучает наиболее квалифицированный сотрудник, им бывает сложно найти общий язык. «Суперпрофи» вечно занят, да и не всегда может объяснить тонкости работы на доступном неофиту языке.

Так или иначе, чтобы пестовать культуру обмена опытом в школах, нужны усилия управленцев. В том числе – и по развитию навыков не только передачи, но и восприятия знаний. Авторы статьи рекомендуют директорам школ проводить для коллектива тренинги по активному слушанию.

Публикация подготовлена в рамках совместного проекта журнала « Вопросы образования » и OPEC.ru

Представлен план-конспект педагогического семинара по данной теме. Владение РС даже на уровне «чайника» открывает перед нами практически безграничные возможности: расширение кругозора, повышение уровня профессиональной компетентности, доступ к интереснейшей информации, причем в непредставимых ранее объемах. Кроме того, современная система оплаты нашего труда активно подталкивает нас «в паутину сети». Мы живем в замечательное время, когда каждый преподаватель, где бы он ни находился, имеет возможность общаться с коллегами из разных регионов. Для этой цели созданы и существуют сотни педагогических сайтов. Семинар отвечает на вопросы: что является продуктивным педагогическим опытом, каковы его признаки, как обобщить свой опыт, где его можно представить, какие ньюансы необходимо при этом учитывать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический семинар по теме:

Дата проведения: 07.04.2014 г.

Место проведения: ГБОУ СПО «ВПТ»

Форма проведения: проблемное лекционно-практическое занятие с использованием групповой работы и элементов информационно-коммуникационной технологии

Цели:

  1. Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
  2. Повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов, развитие умений обобщать педагогический опыт, работать с сетевыми интернет-ресурсами.
  3. Повышение профессионального мастерства педагогов – участников семинара.

3адачи:

  1. Создание условия для профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению поставленных в ходе семинара проблем.
  2. Анализ возможностей использования профессиональных сетевых сообществ для обмена продуктивным педагогическим опытом.
  3. Получение участниками семинара конкретного практического опыта работы с профессиональными сетевыми ресурсами.
  4. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками семинара.

Ожидаемые результаты семинара :

  1. Понимание участниками семинара понятия и форм обобщения продуктивного педагогического опыта.
  2. Практическое освоение участниками семинара навыков работы с сетевыми профессиональными интернет-ресурсами.
  3. Активизация познавательной деятельности участников семинара.
  4. Повышение уровня профессиональной компетентности участников семинара.
  5. Рост мотивации участников семинара к обобщению и распространению продуктивного педагогического опыта.

Оборудование:

  1. РС по количеству участников;
  2. Презентация, выполненная в MSOfficePowerPoint 2007;
  3. Мультимедийный комплекс;
  4. Раздаточный дидактический материал.

План проведения семинара

  1. Организационный момент: распределение участников по рабочим местам, приветствие.
  1. Объявление темы, мотивация её изучения участниками.
  1. Активизация внимания участников – постановка рабочей задачи.
  1. Понятие, формы, способы обобщения продуктивного педагогического опыта.
  1. Знакомство с профессиональными сетевыми ресурсами.
  1. Практическая часть:
  • Самостоятельное знакомство с сетевыми интернет-ресурсами;
  • Регистрация участника сообщества;
  • Размещение собственных методических материалов.
  1. Подведение итогов.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на педагогическом семинаре, тема которого «Распространение педагогического опыта через электронные средства массовой информации».

С компьютером сегодня может комфортно работать любой – было бы желание. Владение РС даже на уровне «чайника» открывает перед нами практически безграничные возможности: расширение кругозора, повышение уровня профессиональной компетентности, доступ к интереснейшей информации, причем в непредставимых ранее объемах.

Кроме того, современная система оплаты нашего труда активно подталкивает нас «в паутину сети». И для того, что бы заработать дополнительные рейтинговые баллы, и для того, что бы иметь возможность аттестоваться на соответствие требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям, мы должны активно распространять свой педагогический опыт.

Как показывает анализ анкетирования, в нашем техникуме по теме «Сетевые сообщества» подавляющее большинство наших преподавателей слышали и про Интернет, и про сетевые сообщества. 25 человек из 57 опрошенных являются активными членами около 40 профессиональных сетевых сообществ. На вопрос анкеты «В каких сообществах Вы бы хотели принять участие?», самым точно сформулированным являлся, пожалуй, ответ «О каких сообществах знаю – в тех участвую, может быть методисты подскажут что-то ещё?».

Именно этому сегодня и посвящен наш семинар.

«Кто ищет – тот всегда найдет» - оптимистично утверждала советская песня. Большинство из присутствующих здесь – советских людей – инстинкт искать и находить требуемое еще должны сохранить. Главное – понять, что мы хотим найти. Самым сложным вопросом анкеты для многих, судя по размытости и аморфности ответов, оказался последний: «В каких формах Вы хотели бы осуществлять участие в сетевых сообществах?». Главная цель любого учительского сетевого сообщества: «себя показать, на других посмотреть», т.е. обменяться актуальным, передовым, продуктивным (как хотите назовите) педагогическим опытом.

Что это такое? Как Вы понимаете этот термин?

В настоящее время насчитывается более сорока определений актуального педагогического опыта. В большинстве случаев речь идет об опыте, который может и не содержать в себе чего-то не известного науке, но основанный на успешном применении научно и практически доказанных принципов и методов, он является образцом для тех педагогов, которые еще не овладели педагогическим мастерством. Такой опыт обладает условной педагогической новизной.

Актуальный педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство педагога, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат.

Обобщение педагогического опыта, безусловно, большая тема отдельного семинара. Мы сегодня коснемся ее конспективно.

Признаки актуального педагогического опыта:

  • высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:
  • сформированность общественной направленности студента, проявляющейся прежде всего в признаках общественной активности;
  • образованность студентов (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков – вычислительных, графических и др.);
  • сформированность у студентов общественно значимых ценностных ориентаций в деятельности, социальных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании;
  • мастерство педагога – наличие необходимых умений в различных видах деятельности; практические навыки в выполнении трудовых операций (их количество, качество, скорость); умение анализировать процесс и результат конкретного труда, самоконтроль, самоанализ проделанной работы; связь теории с практикой, рациональный подход к делу, коррекция в организации труда, высокое качество материальных (вещественных) результатов процесса работы;
  • оптимальность – достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при экономной затрате сил и времени педагогов и студентов;
  • стабильность , длительное его функционирование;
  • возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширения этого опыта до массового уровня;
  • перспективность. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна;
  • научная обоснованность. Передовой, актуальный опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.

Этапы работы педагога над обобщением опыта :

  1. Выбор темы, отбор для методической обработки какой-то определенной части, представляющей наибольший интерес и актуальность. (Формулировка темы: использование чего для чего).
  2. Ознакомление с литературой по избранной теме для теоретического осмысления и сопоставления своего опыта с отраженным в литературе опытом других педагогов по данному вопросу.
  3. Планирование работы по избранной теме.
  4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.
  5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, формулирование методических выводов.
  6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей.

Структура целостного описания опыта

Раздел 1. Информационный (тема опыта, автор, должность, место функционирования опыта, новизна)

Раздел 2. Технологические сведения об опыте.

1. Актуальность опыта.

2. Задачи опыта.

Раздел 3. Сведения о перспективе использования опыта в массовой практике.

  1. Условия, в которых развивается и функционирует опыт.
  2. Теоретико-практические основы опыта.
  3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике.

Раздел 4. Распространение опыта.

Литература.

Приложения.

Формы обобщения педагогического опыта:

Памятка педагогу «Как обобщить свой опыт»

  1. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно выбрать тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь ее сформулировать как можно точнее, конкретнее.
  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, свои наблюдения за развитием обучающихся. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
  3. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
  4. Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для студентов и др.), сопроводив их краткими разъяснениями.
  5. Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  6. Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации и т.п. Лучшей формой является целостное описание опыта.
  7. Набросайте краткий план темы (3 - 4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова уточните план, в нем должна быть основная идея и логика изложения темы.
  8. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.
  9. Главный критерий хорошего опыта – результаты. Заблаговременно определите критерии и показатели результативности вашей опыта, подберите диагностический материал.
  10. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.
  11. При оформлении описания опыта тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегайте повторений. Следите за связанностью и правильностью речи.
  12. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы воспитанников, списки литературы и др.)
  13. Работая над обобщением собственного опыта, обращайтесь за помощью, пользуйтесь консультациями специалистов.

Где можно распространять свой опыт работы?

В вопросе распространения педагогического опыта нам и может помочь компьютер и Интернет.

Мы с Вами живем в замечательное время, когда каждый преподаватель, где бы он ни находился, имеет возможность общаться с коллегами из разных регионов. Для этой цели созданы и существуют сотни педагогических сайтов.

Как не попасть в ловушки, расставленные интернет-мошенниками? Как минимум, проверить, есть ли у данного интернет-ресурса лицензия электронного СМИ. Отсутствие лицензии не свидетельствует о мошенничестве, но снижает ценность публикации для аттестации.

Следующий момент, на который лично я обращаю внимание – отзывы о работе сайта и те проблемы, которые возникли у других пользователей. С этим можно познакомиться на форуме. Конечно, фразу типа «отправил деньги – ничего не получил» искать наивно. Но если задаются конкретные вопросы и на них администрация дает конкретные ответы – это свидетельствует о реальной работе сайта.

Каждый сайт определяет свои правила участия и размещения материалов: это касается технического оформления (Ф.И.О. автора, название, шрифт, поля, оформление ссылок, объем материала). Эту информацию можно найти либо в разделе «Часто задаваемые вопросы», либо в «Правилах размещения материалов». Некоторые сообщества определяют сроки рассмотрения материалов: как правило, 5 – 14 дней. В «Правилах» определяются вопросы эксклюзивности размещаемого материала.

Я хочу познакомить Вас сегодня с теми сетевыми сообществами и сайтами, с которыми «дружу» сама.

Стартовая страница – http://pedsovet.org/

... средство массовой информации , которое создается усилиями самих работников образования, выступающих гражданскими журналистами. Помимо новостей, публикаций, сайт предлагает социальные сервисы - внутреннюю электронную почту, блоги, форумы, консультации и календарь событий.

... ежегодная акция, которая стартует в августе - "Всероссийский интернет-педсовет" и проходит в сети с 2000 года. C сентября 2005 года Всероссийский интернет-педсовет проводится в постоянном режиме.

Сообщество (сообщество «ВИПовцев»), как шутливо называют себя завсегдатаи.

Ваша медиатека Для размещения большинства материалов на сайте предназначена Медиатека - http://pedsovet.org/m/ . Перед тем, как разместить материал, необходимо "авторизоваться" - ввести электронную почту и пароль, указанные при регистрации, в соответствующие поля на странице вверху справа. Все опубликованные вами материалы доступны в вашем личном профиле (вкладка «Материалы») или на странице « Мои материалы » в Медиатеке.

Добавление материала

Добавлять материалы может только зарегистрированный участник, поэтому авторизуйтесь. Перейдите в ту категорию Медиатеки, материал в который вы хотите разместить. В левом углу под списком разделов сайта вы увидите значок «желтый карандашик» и надпись «Разместить». Откроется страница «Центр редактирования – Медиатека» . Вам будет предложено выбрать форму размещения – простую или расширенную. Выбирайте и заполняйте форму. Материал будет сразу же опубликован и вы получите уведомление по электронной почте.

«Плюсы» и «минусы» ресурса

Еще один интересный сайт – Сообщество взаимопомощи учителей Екатерины Пашковой - http://pedsovet.su/

«Плюсы» и «минусы» ресурса

Сообщество Профобразование позиционирует себя как единственный самостоятельный интернет-ресурс для общения и обмена опытом между преподавателями и мастерами начального и среднего профессионального образования, обсуждения вопросов обучения, воспитания, проблем в образовании и обществе.

«Плюсы» и «минусы» ресурса

Персональный мини-сайт Создать свой персональный мини-сайт на сайт очень просто. Достаточно зарегистрироваться и мини-сайт создастся автоматически. На мини-сайте можно разместить свое портфолио. Если у Вас уже есть готовые тексты и фотографии, то это займет не более часа.
И, разумеется, Вы сможете получить Свидетельство о публикации и Сертификат о создании сайта!

Сайт школы, детского сада, класса, кружка...

Группы (сообщества) - основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения. Группа может иметь свои фотоальбомы, опросы, новостную ленту, библиотеку учебно-методических материалов и т.д.

Проект для одарённых детей «Алые паруса»

Библиотека учебно-методических материалоЛаборатория педагогического мастерства

Свидетельства о публикации Можно заказать и другие документы: сертификат о создании сайта, о размещении электронного портфолио, свидетельство на творческие работы учеников, свидетельство о публикации учебных видеоматериалов, свидетельство об окончании Виртуального университета, Сертификат о создании сайта ОУ, класса, кружка...

Академия педагогики - http://pedakademy.ru/

Наукоград - http://nauka-it.ru/

И т.д. и т.п.

Еще один путь распространения своего опыта – педагогические конференции . К счастью, прошло то время, когда на конференцию надо было обязательно приезжать лично – сегодня возможно и заочное участие в конференциях. Ежемесячно проводятся несколько десятков научно-практических конференций для педагогов различной тематики. Министерство образования Волгоградской области осуществляет рассылку приглашений по учебным заведениям, Эльвира Анатольевна, в свою очередь, направляет эти приглашения и информационные письма на почтовый ящик [email protected] . Зайдя на этот почтовый ящик, Вы всегда можете получить свежую и актуальную информацию о проводящихся в области и России мероприятиях.

Практическая часть: регистрация и размещение своего материала на nsportal либо другом ресурсе.

Уважаемые коллеги! У каждого педагога есть свои находки, свои достижения. Поделитесь ими друг с другом. Это как раз та ситуация, когда отдавая другим, становишься богаче сам – во всех смыслах.

Это не сложно, по силам каждому.

Успехов Вам!


В рамках реализации концепции «ТЕМП: масштаб – город Челябинск"

Наши педагоги активно следят за новинками в образовательных технологиях и стремятся "шагать в ногу со временем".

На апрельском педсовете воспитатели разных групп продемонстрировали коллегам свои "открытия" и рассказали о профессиональных "находках". Слушать их было весьма интересно, так как рассказы иллюстрировались наглядным материалом и мультимедийными презентациями.

Лепбук

Наши педагоги познакомились с понятием "лепбук" на апрельском районном семинаре по современным образовательным технологиям и так "заразились" новинкой, что в кратчайшие сроки создали и презентовали перед своими коллегами собственные лепбуки.

Это оригинальное методическое пособие, которое можно использовать не только в детском саду, но и дома. Стимулом для его "рождения" в творческих мыслях педагогов стало введение ФГОС дошкольного образования, который заставляет искать все новые пути и подходы к решению поставленных перед нами задач.

Итак, лепбук - интерактивная папка для детей. Содержание лепбука - это кармашки, систематизирующие в себе информацию и играющие роль классификаторов. Это сравнительно новое средство обучения В переводе с английского "lap" - колени, "book" - книга. Нововведение принадлежит американским учителям. В книжке-раскладушке могут быть кармашки, дверки, окошки, вкладки и подвижные детали, в которых размещаются материалы на одну тему.

На педагогическом совете было представлено сразу два лепбука наших педагогов.

Свой лепбук "Я познаю мир" презентовала воспитатель первой младшей группы № 1 Гущина Марина Александровна. Ранний возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. В эти годы дети приобретают первоначальные знания о жизни через органы чувств. Именно поэтому в лепбуке Гущиной М,А. решено было уделить внимание каждой сенсорной системе.

Начинается книжка с простых заданий. Тематические странички посвященны зрению, тактильному, слуховому, вкусовому восприятиям и осязанию. В зависимости от возраста и развития детей автор предусмотрела возможность изменять наполнение кармашков и усложнять задания,

С помощью лепбука дети вместе с Мариной Александровной учатся различать предметы на ощупь. В шариках насыпаны различные крупы, соль, песок, и детям предлагается потрогать пальцами и угадать, что там спрятано, подобрав нужную картинку.

Есть в лепбуке и волшебные фломастеры. Они учат детей различать запах предметов.

Еще дети учатся описывать предметы, угадывать их по описанию. В этом им помогают имеющиеся в лепбуке – схемы и предметные картинки.

Ребята учатся описывать предметы, угадывать из по описанию. в этом им помогают имеющиеся в лепбуке – схемы, предметные картинки.

Эта книга невероятно интересна не только для детей, но и для взрослых. Очень интересно пощупать резиновые шарики с наполнением из гречки, муки, воды или фасоли или понюхать вкусно и ароматно пахнущие нарисованные фрукты.

Марина Александровна рассказал коллегам о том, как создавать такую книгу и использовать ее в образовательной деятельности.

Еще один лепбук подготовила воспитатель второй младшей группы № 2 Кириллова Елена Анатольевна.

Елена Анатольевна Кириллова уже делилась с педагогами ДОУ тем, как она использует конструктор ЛЕГО на занятиях по математике.

В это раз она познакомила педагогов с новым видом совместной деятельности, изготовлением тематического лэпбука. Елена Анатольевна продемонстрировала своим коллегам самодельную папку с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, карточками.

Это не просто книга или папка – это лепбук, который поможет взрослым и детям в их совместной деятельности Рассмотрев все кармашки, можно узнать историю конструктора, найти схемы построек, загадки, ЛЕГО-раскраски, названия деталей и соединений - всё, всё всё про ЛЕГО…

Интерактивная доска

Еще один помощник современного педагога - интерактивная доска, которая редосталяет массу возможностей.

Ранее мы использовали ИАД в непосредственной образовательной деятельности. Это и познавательное развитие, и развитие речи, очень удобно для формирования элементарных математических представлений, а также конструирования. Как раз конструирование мы активно используем в игре «архитектурное бюро», о которой и шла речь в докладе автора игры - воспитателя средней группы № 11 Цапкиной Екатерины Валентиновны.

Мир профессий – сложная, постоянно развивающаяся система. Если раньше считалось достаточным знакомить детей с профессиями повара, продавца, врача, водителя, то в настоящее время перечень профессий постоянно пополняется, а, значит, возникает необходимость включения знаний о современных профессиях. Под современными профессиями принято понимать профессии, сформировавшиеся за последние десятилетия и отражающие запросы современного общества.

В группе для ознакомления детей с современными профессиями создали «Архитектурное бюро». В рамках этой игры дети знакомятся с такими профессиями как: архитектор, проектировщик, дизайнер, ландшафтный дизайнер. Это достаточно сложные профессии, незнакомые для детей этого возраста, но вместе с тем именно эта загадочность и манит детей, и вызывает у них познавательный интерес.

Ранее ИАД уже использовалось педагогом в непосредственной образовательной деятельности. Это и познавательное развитие, и развитие речи и очень удобная технология для формирования элементарных математических представлений и конструирования. Как раз конструирование и стало основой игры «Архитектурное бюро».

Дети овладели простейшими навыками работы на ИАД. Они рисовали самостоятельно различные фигуры, учились менять их размер, цвет, двигать по рабочей поверхности, поворачивать, копировать. Так они становились строителями, архитекторами, дизайнерами, малярами. Начала проявляться их фантазия, для пропорциональности строений идет вход и математическое мышление.

У ребят быстро формируется самостоя­тельное творческое конструирование. Его показатели: умение со­здавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, данной взрос­лым); находить нестандартные решения, вносить существенные изменения: подбирать материал по цвету, форме, величине в опре­деленном сочетании, соответствующем замыслу. Такая деятельность сопровож­дается яркой описательной речью детей. Причем здесь идет диалогическая форма общения детей со взрослыми и друг с другом, что очень важно для формирования умения слушать друг друга, признавать предложения других и продуктивно сотрудни­чать.

Детки наши очень увлеклись игрой в «Архитектурное бюро», они с энтузиазмом распределяют роли, создают необычайные постройки, оформляют их, изменяют. в результате, наблюдая за детьми, мы видим, как они стали рисовать свои проекты, строить сооружения, здания из различных строительных материалом.

В дальнейших планах педагога - создание интерактивного ателье. В ателье ребята будут знакомиться с работой современного ателье, развивать конструкторские навыки, наглядно-образное, мышление, ориентирование в пространстве, воображение, цветовосприятие, воспитывать чувство стиля и вкуса. Детки будут учиться правильно располагать детали выкройки на ткани, сочетать цвета, создавать новые расцветки и рисунки тканей, подбирать одежду.

Направление ранней профессиональной ориентации детей только набирает обороты в детских дошкольных образовательных учреждениях, но уже получило активное развитие и первые творческие "находки" педагогов.

Честно ответьте себе - а для чего Вы хотите озвучить свои желания?

Стоит ли делиться с окружающими радостными новостями, планами и идеями? Каждый, наверное, в своей жизни испытывал ощущение, когда прямо распирает – так хочется всем рассказать, а как расскажешь – чувствуешь опустошение. Разберёмся, какой информацией и с какими людьми стоит делиться, а что стоит держать при себе.

Сначала отвечу на вопрос, нужно ли вообще озвучивать свои мечты и цели. Однозначно – да! Но здесь есть такой момент.

Т.е. сначала честно ответьте себе - а для чего Вы хотите озвучить свои желания? И Вы поймёте, хотите Вы укрепиться в своём желании, хотите получить поддержку или хотите похвастаться.

По поводу похвастаться – думаю, ясно, что это сразу нарушит все Ваши планы. А вот если Вы реально нуждаетесь в поддержке, то сначала убедитесь, что Вы сами хотя бы процентов на 60 верите в себя. Потому что когда Вы сами не до конца верите, Ваше неверие отражается даже в тех людях, которые, в общем-то, настроены к Вам положительно. И как бы они ни хотели Вас поддержать, они тоже внутри начинают сомневаться, т.к. находятся в резонансе с Вами, и их сомнение усиливает Ваше сомнение.

Поэтому запомните - не надо делиться своими мечтами и целями, пока Вы сами в них не укрепились.

Следующий момент – озвучивать вслух свои желания и планы, именно прозвучивать их голосом – очень хорошо, потому что это есть творение звуком . Изречённое слово совершенно точно влияет на нашу энергетику. И если ещё звучание совпадает с мыслью и чувством, то оно реально обладает творящей силой.

Очень хорошо озвучивать свои желания (когда Вы уже уверены в них) в кругу людей, которые Вас любят и верят в Вас и Ваш путь. Тогда всё, что Вы произнесли, попадает в плодородную почву. Эти люди не будут обсуждать Ваше желание с третьими лицами, не будут сомневаться в его достижимости, а просто порадуются с Вами и поддержат: «Конечно, так и будет!»

Почти уверена, что таких людей немного, если вообще есть. Это не просто друзья, это люди, которые понимают логику Ваших действий и которые способны разделить Ваши радость и вдохновение.

Потому что когда Вы делитесь чем-то сокровенным с человеком, у которого другая вибрация, даже если он поймет это умом, для него всё равно другие вещи значимы. В итоге Ваша энергия прольётся мимо, она не будет оценена так, как надо, и Вы почувствуете себя банкротом после этого диалога.

Особенно часто мы страдаем от подобного в отношениях с пожилыми родителями. Им конечно интересно, что происходит в нашей жизни, о чём мы мечтаем, что нас вдохновляет… Но стоит начать делиться, как вдруг папа своим критическим замечанием или мама резким переключением внимания на другое: «Ох, пирожки у меня сегодня подгорели» - сразу обрубают наш поток, давая понять, что для них это не значимо, и что они совсем не так уверены в успехе и вдохновлены, как мы. Тут-то мы и получаем «граблями в лоб» и остаёмся глотать ртом воздух.

Нужно раз и навсегда усвоить, что наши родители чаще всего не способны поддержать наши мечты и цели.

Потому что при всём желании любить нас и видеть нас счастливыми они предполагают в уме другой путь для достижения нашего счастья. Мы из разных поколений, мы имеем разное устройство и разный опыт и, как следствие, находимся на разных эмоциональных этажах. И эта инаковость, эта непонятность для родителей нашего пути вызывает у них страх и сомнение в том, что у нас получится - а это очень дестабилизирует.

Т.е. делиться можно только с теми, кто разделяет Вашу философию и обладает тем же уровнем «победности», что и Вы.

Я однажды прочла замечательный пример из бизнеса. Если Вы собираетесь с кем-то вести крупный бизнес и делитесь с потенциальным партнёром своими мечтами: «Вот, хотелось бы со временем прикупить нефтяной танкер …», - а партнёр на это Вам отвечает: «Ну, не знаю, как ты это потянешь…» - всё, с этим партнером работать нельзя! Потому что у него другая система координат – для него вдохновляющие Вас мечты и планы выходят за рамки возможного.

Или другой пример – из моего Женского клуба. Участницы в Клубе поддерживают друг друга в Симороне – волшебном преображении любой ситуации силой позитивного видения. Согласитесь, мало кто в обычной жизни поддержал бы человека, который идёт, например, в налоговую с не до конца оформленными документами и, благодаря Симорону, получает свой пакет регистрации ИП. А в Клубе его поймут правильно. Никто не позавидует, что он на халяву получил ИП, никто не будет сокрушаться, что он – «везунчик», потому что все понимают механизм, как это работает.

Отдельно хочу сказать о наших детях.

У наших детей совершенно другая энергетика, другое устройство жизни, а главное - другая жизненная задача. Наша с Вами задача – разрушить тот псевдо-образ, который создан матрицей, и вспомнить себя истинного. А наши дети сразу, изначально знают себя целиком, поэтому их уверенность в себе часто абсолютно непоколебима.

И благодаря этому они могут озвучивать чётко, громко, во все стороны то, что желают, совершенно в этом не сомневаясь. Т.е. для них изложенные выше правила не нужны, если только речь не идёт о хвастовстве.

Мечтайте, верьте и творите свою реальность! опубликовано

Светлана Добровольская

Более 25 педагогов посетили РМО

Как правильно организовать коррекционную работу с детьми в дошкольных образовательных учреждениях говорили 27 апреля на районном семинаре педагогических работников.

Районное методическое объединение воспитателей детских садов на тему: «Организация коррекционно-образовательной работы с детьми в дошкольных образовательных организациях» состоялось на базе Д/С №18 «Ягодка» станицы Новомалороссийской.

С каждым годом число детей с различными нарушениями речи увеличивается, поэтому в работе методического объединения были рассмотрены самые актуальные аспекты и выработаны конкретные решения.

Многообразие своей работы воспитатели, логопеды, психологи, музработники и инструктор по физической культуре представили презентациями, докладами и мастер-классами.

Куда прячутся страхи


"Куда уходят страхи"


"Куда уходят страхи"

Педагог- психолог Светлана Николаевна Овчинникова начала свой мастер-класс с тренинга настроения. Поделилась опытом в использовании психологических приёмов для поднятия эмоционального настроения детей.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха, который может возникнуть в любом возрастном периоде и успешно подвергаются психологическому воздействию. Детские страхи, если к ним правильно относиться, чаще всего исчезают бесследно. Одним из эффективных методов является игровая коррекция.

Игры, которые лечат, увлекательны и очень нравятся детям

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», — писал В. А. Сухомлинский. Это утверждал и В. М. Бехтерев, доказав влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Работая над развитием общей моторики рук, педагоги часто используют игры с палочками, пуговицами, разные мозаики, шнуровки. В детском саду успешно используется современная здоровье сберегающая технология «Криотерапии».


Игры со льдом

Инновационные виды терапии в своей работе использует Ирина Анатольевна Котлярова. Используя нетрадиционные и креативные методы в коррекционно-развивающей работе, она добивается хороших результатов. Одним из любимых — занятия изо терапией(манкографией).


Изо терапия (манкография)


Изо терапия (манкография)

Логоритмика активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Музыкально-игровые упражнения провела музыкальный руководитель Елена Алексеевна Бурлет. Игра прошла интересно, на эмоциональном подъёме.


Логоритмика


Логоритмика

Подводя итоги, Методист Управления дошкольного образования Выселковского района Анна Викторовна Воронцова от имени всех участников методического объединения отметила, что встреча была содержательной, насыщенной и продуктивной! Учитель-логопед РПМПК Майя Омаровна Алёхина поблагодарила организаторов: заведующую дошкольного учреждения Любовь Николаевну Евтушенко и его педагогов за высокий уровень подготовки и проведения мероприятия.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама