ЗВУК Ш
Логопедический стишок № 1
К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
ЗВУК Л
Логопедический стишок №2
Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.
ЗВУК Р
Логопедический стишок №3
Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
– подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!
ЗВУКИ С, Ц
Логопедический стишок №4
Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных: С - З Ш - Ж Р - Л Г - К
Логопедический стишок №5
СЫ - ЗЫ СЫ - ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ - ЗЕ СЕ - ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ - ЛИ РИ - ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША - ЖА ША - ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.
ЩЕ-ЧЕ ЩЕ - ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ - ШИ ЖИ - ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ - СУ ЗУ - СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА - РА ЛА - РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.
Чередование согласных П - Б:
ПУ - БУ - ПУ - БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА - БА ПА - БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ - БЫ ПЫ - БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ - БЕ ПЕ - БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.
Чередование согласных Т - Д:
ТЫ - ДЫ ТЫ - ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ - ДЕ ТЕ - ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ - ДУ ТУ - ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ - ДИ ТИ - ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.
Логопедический стишок №6
Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов –
Эта каша-то из слов!
Логопедический стишок №7
Любит буква «Р» тигрёнка –
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку –
Лучше всех её… молчит.
Логопедический стишок №8
Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить –
«Р» поможет мне учить.
Логопедический стишок №9
На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
Логопедический стишок №10
Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)
Логопедический стишок №11
Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.
Логопедический стишок №12
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.
Логопедический стишок №13
Вчерашний град
Повредил виноград.
Логопедический стишок №14
Редиску в окрошку
Режет Серёжка.
Логопедический стишок №15
А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.
Логопедический стишок №16
Тигр и рысь - родня для киски,
Репа, редька - для редиски.
Логопедический стишок №17
Артур на портрете
В бордовом берете.
Логопедический стишок №18
У крысы в норке
Сырные корки.
Логопедический стишок №19
Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.
Логопедический стишок №20
Рожь яровая –
Культура зерновая.
Логопедический стишок №21
У принцессы у Арины
На кровати три перины.
Логопедический стишок №22
Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.
Логопедический стишок №23
Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.
Логопедический стишок №24
Прорубь в пруду –
Рыбачить приду.
Логопедический стишок №25
Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка - топором.
Логопедический стишок №26
Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».
Логопедический стишок №27
Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.
Логопедический стишок №28
Радиоконструктор
Придумал репродуктор.
Логопедический стишок №29
Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!
Логопедический стишок №30
На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.
Логопедический стишок №31
Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.
Логопедический стишок №32
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.
Логопедический стишок №33
Приобрёл Артур
В Европу тур.
Логопедический стишок №34
Прохор и Варвара –
Прекрасная пара.
Логопедический стишок №35
Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.
Логопедический стишок №36
А в руках у детворы
Разноцветные шары.
Логопедический стишок №37
Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!
Логопедический стишок №38
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.
Логопедический стишок №39
Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.
Логопедический стишок №40
Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.
Логопедический стишок №41
Ананасы на сосне
Света видела во сне.
Логопедический стишок №42
Логопедический стишок №43
Гусь искупался,
Но сух остался.
Логопедический стишок №44
В саду средь ветвей
Свистит соловей.
Логопедический стишок №45
Я старалась, я старалась –
За посылку расписалась.
Логопедический стишок №46
С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.
Логопедический стишок №47
Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию, **
По согласованию. (По А. Усачёву)
Логопедический стишок №48
Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.
Логопедический стишок №49
Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.
Логопедический стишок №50
Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.
Логопедический стишок №51
С липкой липы липкий мёд
Пчёлка лакомкам даёт.
Логопедический стишок №52
На Земле корабли приземляются,
На Луне луноход прилуняется.
Логопедический стишок №53
Съел Филимон
С улыбкой лимон.
Логопедический стишок №54
Коля и две Оли
В поле лук пололи.
Логопедический стишок №55
В палисаднике у Лили
Лейкой лилии полили.
Логопедический стишок №56
Колючки для верблюда –
Любимое блюдо.
Логопедический стишок №57
Улитка открыла калитку. (Л, Р)
Манят просторы улитку.
Логопедический стишок №58
Улитка – пирамидка (Л, Р)
Ползёт не прытко.
Логопедический стишок №59
У крокодилёнка родители – (Л, Р)
Крокодители.
Логопедический стишок №60
Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р)
Дружно ёлку наряжаем.
Логопедический стишок №61
Серебрятся в небе крылья (Л, Р)
Самолётов эскадрильи.
Логопедический стишок №62
Ушла гроза за горизонт –
Закрыла Зоя сразу зонт.
Логопедический стишок №63
Наказала коза козла,
Ради пользы, а не со зла. (по В. Бахревскому)
Логопедический стишок №64
Женя Жанну обожает,
Женя Жанне подражает.
Логопедический стишок №65
Чем же, Женя, ёж на ужа похож?
А в уже и еже есть по букве «Ж»!
Логопедический стишок №66
Женя Жанне удружил:
Жвачку трижды одолжил.
Логопедический стишок №67
Мужа жена
Обожать должна.
Логопедический стишок №68
У Дашиной кошки
В шёрстке блошки.
Логопедический стишок №69
Маша - малышка,
У Маши пустышка.
Логопедический стишок №70
Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках – пряж[ш]ки.
Логопедический стишок №71
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот сюда спешит!
Шмыг - и в школе ни души. (Т. Крюкова)
Логопедический стишок №72
Шерсть в кудряшках (Ш, Р)
У… барашка.
Логопедический стишок №73
В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)
Шестилеток школа ждёт.
Логопедический стишок №74
Хороши игрушки Лёши: (Ш, Р, Л)
Чебурашка, мишка, лошадь.
Логопедический стишок №75
Мышка в подполе шуршит, (Ш, Ж)
Кошка мышку сторожит.
Логопедический стишок №76
Я щепки и чурку
Подброшу в печурку.
Логопедический стишок №77
Рыбачку вот на крючок
Есть отличный червячок.
Логопедический стишок №78
Нас «огорчили»
Перчики чили.
Логопедический стишок №79
Плачет Дина, плачет Дина.
В чём причина? В чём причина?
Мамочкину дочку
Ущипнули в щёчку.
Логопедический стишок №80
Дал водички на чаёк
Нам журчащий ручеёк.
Логопедический стишок №81
Калачи из печи
Очень-очень горячи.
Логопедический стишок №82
Необычно, непривычно:
Получил внучок «отлично»!
Логопедический стишок №83
Четыре Анюточки
Прокричали суточки.
Прокричали суточки,
Не устав ни чуточки.
Логопедический стишок №84
Ученик ворчит беззвучно –
Ах, учителю как скучно.
Логопедический стишок №85
Увеличили зрачки
Очень новые очки.
Логопедический стишок №86
Пчёлка на цветочке,
Цветочек в горшочке.
Цветочки пахучие,
Пчёлка кусучая.
Логопедический стишок №87
Блинчик на тарелочке
Для Любочки девочки.
Логопедический стишок №88
На пиджачке значок,
На значке жучок.
Логопедический стишок №89
Сверчок в ночи
Сверчит у печи.
Логопедический стишок №90
Грибочки на пенёчке,
Огурчики в бочке.
Логопедический стишок №91
На веточке птички,
В лесочке лисички.
Логопедический стишок №92
В стаканчике водичка,
В коробочке спичка.
Логопедический стишок №93
На ёлочке иголочки,
На булочке корочки.
Логопедический стишок №94
Ключики в замочке,
В ботиночке шнурочки.
Логопедический стишок №95
Уголёчки в печке,
А песочек в речке.
Логопедический стишок №96
Часики точные,
Яблочки сочные.
Логопедический стишок №97
Мячик прыгучий,
Цветочек пахучий.
Логопедический стишок №98
Тучка мрачная,
Крылечко дачное.
Логопедический стишок №99
Дружочек закадычный.
Логопедический стишок №100
На чайничке крышечка, (Ч, Ш)
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.
10 условий успеха
Перед тем как начинать учить с малышом полезные стихи, обязательно нужно запомнить 10 правил, которые помогут справиться с задачей. Общение с ребенком имеет свои особенности, и подарить крохе хорошую речь удается лишь тем родителям, которые с готовностью обретают нужные знания. Первые занятия должны занимать не более 2-3 минут. Постепенно увеличивайте продолжительность урока (максимально — до 15-20 минут). Количество занятий – 2-3 раза в день. Специалисты советуют проводить их после завтрака и после дневного сна. Занимайтесь понемногу, но часто – выполнение одного и того же упражнения формирует навык. Чтобы малыш не утратил интереса к стишку, можете незначительно менять текст. Учите дитя в специально отведенном месте, где ничего не отвлекает, подкрепляйте объяснения наглядным материалом и собственным примером. Игровая форма занятий обязательна. Чтобы заинтересовать чадо, используйте мимику, жесты (покажи, как ворона летает, как кошечка умывается), шутки, смех, тематические уроки (о временах года, животных, погоде и т. д.). По большому счету, любой стишок можно превратить в логопедическую распевку. Если малыш сам вспомнит какое-то из упражнений, поддержите его инициативу. Хвалите ученика даже за небольшие достижения. Акцентируйте внимание на том, что ребенок делает правильно, а не на ошибках. Будьте союзником маленького члена семьи. Если у него упорно что-то не получается, улыбнитесь и вместе выясните, «почему язычок такой непослушный» и как это исправить. Не заставляйте ребенка заниматься. Отмените урок, если сын или доченька чувствует себя недостаточно хорошо. А если исчезло желание учиться, найдите, в чем причина потери интереса, и устраните ее. Не отчаивайтесь, если результаты не видны. Поговорите с логопедом, чтобы понять, в чем ваша недоработка.
«Лечебные» стихотворения
Для детей 4-5 лет подойдут следующие логопедические стишки.
Еж с ежонком и ежихой Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума: У ежей иголок тьма!
Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дома Дедушке седому.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет — может миска приползет?..
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.
Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка Появилась у стола.
— Опоздала я немножко, Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье, Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье: «Просьба ноги вытирать!»
— Кра! — кричит ворона. — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи! Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана! У тебя ведь нет кармана!
— Как! — подпрыгнула ворона И моргнула удивленно.
— Чтож вы раньше не сказали?! Каррраул! Карррман укрррали!
К Чебурашке в чашку Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка Вытащил букашку,
Положил букашку Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
Чистая и четкая речь ребенка - результат заботы его родителей. Чтобы у малыша не было проблем с произношением определенных звуков, можно проводить логопедические занятия дома. Для детей 4-5 лет (а также младше или постарше) обычно подбирают логопедические стишки, которые дают возможность превратить упражнения в веселую занимательную игру.
Логопедические стишки - это рифмованные предложения для автоматизации произношения сложных звуков и пополнения словарного запаса. Озвучивание таких рифмовок заставляет работать артикуляционный аппарат, память, воображение. К сожалению, эти упражнения не могут полностью заменить занятий с участием специалиста. Но их выполнение настолько улучшает ситуацию, что ребенку будет намного легче общаться с логопедом, и количество занятий существенно сократится.
10 условий успеха
Перед тем как начинать учить с малышом полезные стихи, обязательно нужно запомнить 10 правил, которые помогут справиться с задачей. Общение с ребенком имеет свои особенности, и подарить крохе хорошую речь удается лишь тем родителям, которые с готовностью обретают нужные знания.
- Первые занятия должны занимать не более 2-3 минут. Постепенно увеличивайте продолжительность урока (максимально - до 15-20 минут).
- Количество занятий - 2-3 раза в день. Специалисты советуют проводить их после завтрака и после дневного сна.
- Занимайтесь понемногу, но часто - выполнение одного и того же упражнения формирует навык. Чтобы малыш не утратил интереса к стишку, можете незначительно менять текст.
- Учите дитя в специально отведенном месте, где ничего не отвлекает, подкрепляйте объяснения наглядным материалом и собственным примером.
- Игровая форма занятий обязательна. Чтобы заинтересовать чадо, используйте мимику, жесты (покажи, как ворона летает, как кошечка умывается), шутки, смех, тематические уроки (о временах года, животных, погоде и т. д.). По большому счету, любой стишок можно превратить в логопедическую распевку. Если малыш сам вспомнит какое-то из упражнений, поддержите его инициативу.
- Хвалите ученика даже за небольшие достижения.
- Акцентируйте внимание на том, что ребенок делает правильно, а не на ошибках.
- Будьте союзником маленького члена семьи. Если у него упорно что-то не получается, улыбнитесь и вместе выясните, «почему язычок такой непослушный» и как это исправить.
- Не заставляйте ребенка заниматься. Отмените урок, если сын или доченька чувствует себя недостаточно хорошо. А если исчезло желание учиться, найдите, в чем причина потери интереса, и устраните ее.
- Не отчаивайтесь, если результаты не видны. Поговорите с логопедом, чтобы понять, в чем ваша недоработка.
«Лечебные» стихотворения
Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!
*****************
Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дома
Дедушке седому.
*****************
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?..
*****************
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.
*****************
Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
- Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
«Просьба ноги вытирать!»
*****************
Кра! - кричит ворона. - Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
- Как! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно. -
Чтож вы раньше не сказали?!
Каррраул! Карррман укрррали!
*****************
К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
*****************
Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!
*****************
Чтобы ядро из ореха добыть,
Нужно его скорлупу раскусить.
*****************
Лески в силках, силки - в лесках,
В силках - ласки, в лесках - лиски.
*****************
С осины осенней
Слетел лист последний.
*****************
Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.
Логопедические стишки для детей 5-6 лет можно использовать такие же, как и для малышей 4-5-летнего возраста. Но их необходимо дополнить упражнениями, включающими чередование звуков.
сы — зы сы — зы стало скучно без козы.
се — зе се — зе я нарвал травы козе.
ри — ли ри — ли прилетели журавли.
ша — жа ша — жа мы нашли в траве ежа.
*****************
ще-че ще — че грязь у мишки на плече.
жи — ши жи — ши как конфетки хороши.
зу — су зу — су не пускают в дом лису.
ла — ра ла — ра на горе стоит гора.
*****************
Пу — бу — пу — бу сидит филин на дубу,
па — ба па — ба а под дубом есть изба.
пы — бы пы — бы курьи ножки у избы,
пе — бе пе — бе та изба идёт к тебе.
*****************
Ты — ды ты — ды я нашёл твои следы.
те — де те — де только нет тебя нигде.
ту — ду ту — ду а я с дудочкой иду.
ти — ди ти — ди поскорее приходи.
Логопедические стишки для детей 3-4 лет - самые простые.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на бpюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потpёшь?».
*****************
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
*****************
На чайничке крышечка,
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.
*****************
Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках — пряжки.
*****************
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но всё мышке было мало.
*****************
Злые крысы грызли крышу,
Но пришёл котёнок рыжий.
Крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
*****************
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.
*****************
Ехал Гpека чеpез pеку,
Видит Гpека: в pеке — pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку «цап»!
*****************
Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию,
По согласованию.
*****************
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел…
А вот белка не бела —
Белой даже не была.
Логопедический стишок № 1
К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
Звук Л
Логопедический стишок №2
Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.
Звук Р
Логопедический стишок №3
Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!
Звуки С Ц
Логопедический стишок №4
Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!
С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных: С - З Ш - Ж Р - Л Г - К
Логопедический стишок №5
СЫ - ЗЫ СЫ - ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ - ЗЕ СЕ - ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ - ЛИ РИ - ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША - ЖА ША - ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.
ЩЕ-ЧЕ ЩЕ - ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ - ШИ ЖИ - ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ - СУ ЗУ - СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА - РА ЛА - РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.
Чередование согласных П - Б:
ПУ - БУ - ПУ - БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА - БА ПА - БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ - БЫ ПЫ - БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ - БЕ ПЕ - БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.
Чередование согласных Т - Д:
ТЫ - ДЫ ТЫ - ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ - ДЕ ТЕ - ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ - ДУ ТУ - ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ - ДИ ТИ - ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.
Логопедический стишок №6
Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов -
Эта каша-то из слов!
Логопедический стишок №7
Любит буква «Р» тигрёнка -
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку -
Лучше всех её… молчит.
Логопедический стишок №8
Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить -
«Р» поможет мне учить.
Логопедический стишок №9
На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
Логопедический стишок №10
Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)
Логопедический стишок №11
Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.
Логопедический стишок №12
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.
Логопедический стишок №13
Вчерашний град
Повредил виноград.
Логопедический стишок №14
Редиску в окрошку
Режет Серёжка.
Логопедический стишок №15
А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.
Логопедический стишок №16
Тигр и рысь - родня для киски,
Репа, редька - для редиски.
Логопедический стишок №17
Артур на портрете
В бордовом берете.
Логопедический стишок №18
У крысы в норке
Сырные корки.
Логопедический стишок №19
Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.
Логопедический стишок №20
Рожь яровая -
Культура зерновая.
Логопедический стишок №21
У принцессы у Арины
На кровати три перины.
Логопедический стишок №22
Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.
Логопедический стишок №23
Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.
Логопедический стишок №24
Прорубь в пруду –
Рыбачить приду.
Логопедический стишок №25
Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка - топором.
Логопедический стишок №26
Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».
Логопедический стишок №27
Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.
Логопедический стишок №28
Радиоконструктор
Придумал репродуктор.
Логопедический стишок №29
Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!
Логопедический стишок №30
На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.
Логопедический стишок №31
Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.
Логопедический стишок №32
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.
Логопедический стишок №33
Приобрёл Артур
В Европу тур.
Логопедический стишок №34
Прохор и Варвара –
Прекрасная пара.
Логопедический стишок №35
Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.
Логопедический стишок №36
А в руках у детворы
Разноцветные шары.
Логопедический стишок №37
Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!
Логопедический стишок №38
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.
Логопедический стишок №39
Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.
Логопедический стишок №40
Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.
Логопедический стишок №41
Ананасы на сосне
Света видела во сне.
Логопедический стишок №42
Логопедический стишок №43
Гусь искупался,
Но сух остался.
Логопедический стишок №44
В саду средь ветвей
Свистит соловей.
Логопедический стишок №45
Я старалась, я старалась -
За посылку расписалась.
Логопедический стишок №46
С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.
Логопедический стишок №47
Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию, **
По согласованию. (По А. Усачёву)
Логопедический стишок №48
Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.
Логопедический стишок №49
Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.
Логопедический стишок №50
Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Логопедические стишки для детей 4- 5 лет самый эффективный способ избавления вашего малыша от различных дефектов речи и произношения, которые советуют использовать логопеды. Логопедические занятия и упражнения для детей в домашних условиях - это систематическое общение с ребенком, с использованием игровой формы. Если вы заинтересуете своего малыша, вы сможете упражняться с ним, используя такие игры: -артикуляционная гимнастика -пальчиковые игры (полезны для развития мелкой моторики); -занятия на развитие слуха, логоритмика и игры на звукоподрожание (стихи с движениями); -разучивать стихи для развития речи и расширение словарного запаса. Самая важная и в то же время трудная задача - это заинтересовать ребенка. Ведь усидчивость у маленького ребенка пока очень мала. Но, к слову, необязательно малыша усаживать, можно проводить занятия с ним когда он играет или вы делаете с ним какие-либо повседневные дела, на прогулке и так далее. Обязательное требование - это проведение занятий с ребенком в игровой форме. Таким образом, внимание ребенка и усвоение материала будут сконцентрированы на занятиях, ведь маленькие дети часто упрямятся если вы пытаетесь заставить их что-либо сделать, а вот игра другое дело. Используя игровые приемы в занятиях, вы избежите капризов и истерик. Советы перед началом логопедических занятий: Первоначально длительность занятий не должна превышать более 5 минут, затем постепенно необходимо увеличить время до 15–20 минут. Ребенку должны нравиться такие занятия-игры, не настаивайте на них и не заставляйте. Выполняя систематически, но кратковременно какое-либо упражнение вы сформируете у ребенка стойкий навык. Смейтесь, не стесняйтесь похохотать от души вместе с малышом, не ругайте и не будьте чрезмерно строги с ним. Чтобы ваш ребенок смог разговаривать четко и грамотно, а также смог выражать собственные мысли и чувства, он должен иметь хороший словарный запас. Словарный запас вашего малыша в 4–5 лет состоит из: -Пассивной составляющей (та категория слов, которые малыш понимает). -Активной составляющей (та категория слов, которыми малыш пользуется при разговоре). Изначально, активная составляющего словарного запаса у ребенка мала, однако, с течением времени слова из пассивной составляющей словарного запаса ребенок перенимает в активный. Отсюда следует, что чем больше пассивная составляющая словаря вашего малыша, тем лучше. С целью увеличения словарного запаса читайте вместе книги, разглядывайте картинки, комментируйте свои действия и героев книги, а также разучивайте различные типы стишков и скороговорок. К Чебурашке в чашку Шлепнулась букашка, Добрый Чебурашка Вытащил букашку, Положил букашку Сохнуть на бумажку. Высохла букашка, Поднялась с бумажки И снова чебурахнулась В чашку к Чебурашке. Лунный свет голубой Спать ослу не давал, Сел осел на валун И зевал и зевал… И случайно осел проглотил вдруг луну, Улыбнулся, вздохнул – И спокойно уснул. Лы-лы-лы забивали мы голы Лу-лу-лу возле окон на полу Ла-ла-ла не заметили стекла Лу-лу-лу мы не били по стеклу Ла-ла-ла только нет в окне стекла. Мышка весело жила, На пуху в углу спала, Ела мышка хлеб и сало, Но все мышке было мало. Веник пол подметал, Веник очень устал, Он чихнул, он зевнул, И тихонько лег под стул. Злые крысы Грызли крышу, Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали И от страха там дрожали. Хрюша – поросенок Хрюкает спросонок: Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк! – подавайте мне урюк! Поросенок Хрюша, До того, как покушать, Ты возьми-ка мыло, Да умой-ка рыло! Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап! Забрели к нам в детский сад Десять маленьких цыплят. Завела их с улицы Пестренькая курица. Миленькая курица, ты ошиблась улицей, Это детский сад. Но не для цыплят! Автор стихов Т. Ляхович С чередованием парных согласных: С - З Ш - Ж Р - Л Г - К СЫ - ЗЫ СЫ - ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ СЕ - ЗЕ СЕ - ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д. РИ - ЛИ РИ - ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д. ША - ЖА ША - ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д. ЩЕ-ЧЕ ЩЕ - ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д. ЖИ - ШИ ЖИ - ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д. ЗУ - СУ ЗУ - СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д. ЛА - РА ЛА - РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д. Чередование согласных П - Б: ПУ - БУ - ПУ - БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ, ПА - БА ПА - БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА. ПЫ - БЫ ПЫ - БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ, ПЕ - БЕ ПЕ - БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ. Чередование согласных Т - Д: ТЫ - ДЫ ТЫ - ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ. ТЕ - ДЕ ТЕ - ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ. ТУ - ДУ ТУ - ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ. ТИ - ДИ ТИ - ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ. Не понять никак нам Дашу, Ведь во рту у Даши каша. Но не гречка и не плов - Эта каша-то из слов! Мы расселись по порядку, Дружно делаем зарядку, Не ногами, не руками, А своими. язычками. Еж с ежонком и ежихой Собирают ежевику. Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться. Призадумалась кума: У ежей иголок тьма! Дождик, дождик не дожди, Дождик, дождик подожди. Дай дойти до дому Дедушке седому. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Кушать хочется, но лень ворочаться. Вот лежит себе и ждет - может миска приползет. Чижик в клеточке сидел, Чижик в клетке громко пел: Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу. Я в походе был В барабан я бил. Волк в долине выл. Я веревки вил. Малыш был очень мил. Он руки с мылом мыл. Кирочки, Кирюшки, Девочки и мальчики! Берегите на морозе Носики и пальчики! Варежки - на ручки, Валенки - на ножки! Мчатся санки и коньки По ледяной дорожке! Щечки - словно яблочки, На носу - снежинки, Девочки и мальчики Скачут, как пружинки! У мышки в норке крошки и корки. В кладовке у мышки кусочки коврижки. У мышки-норушки шкварки в кружке. У мышки в кадушке грибочки волнушки. В миске у мышки остатки закваски, А в погребочке сырки и колбаски. В кастрюльке - галушки, в духовке - ватрушки. Кисель - в бутылке, монетки - в копилке. На столике - плошки, вилки и ложки. На этажерке - книжки о кошке. В шкафчике мышки - рубашки, штанишки. На вешалке - шапки, на коврике - тапки. У мышки на полке - нитки, иголки, А около печки - спички и свечки. На двери - крючочки, цепочки, замочки. Запасов у мышки - большие излишки! Шел Шишига по шоссе, Шел шуpша штанами. Шаг шагнет, шепнет: Ошибка, Шевельнет ушами. Понравилось? Поделись новостью с друзьями.)