THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В настоящее время опытно-поисковая деятельность педагогов дополнительного образования должна быть сосредоточена на создании особого рода образовательных программ - краткосрочных, реализуемых как в самих учреждениях дополнительного образования детей, так и в условиях все более набирающей силу системы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ.

Наличие в районном образовательном пространстве пакета таких программ - насущное веяние нашего времени. Что это означает практически? По существу современный педагог дополнительного образования, адекватно реагирующий на реформирование системы общего образования в России, должен приобрести относительно новый для себя спектр методико-практических умений и навыков, обеспечивающих ему как минимум способность модифицировать свою многоуровневую (долгосрочную) программу, либо создавать принципиально новую - краткосрочную.

Действительно, осуществляемое ныне интенсивное реформирование российской образовательной системы, переход ее на качественно новые образовательные стандарты сопряжен с умением педагога создавать социально востребованные дополнительные образовательные программы краткосрочного действия. Более легкий вариант прочтения этого государственного задания предполагает целенаправленное преобразование уже имеющихся (многоуровневых) программ в программы краткосрочные, мобильно реагирующие на ситуативно обнаруживающийся социальный заказ. В этой связи мы и провели в предшествующем учебном году в Новосибирской области на базе Чулымского дома детского творчества межрайонный конкурс краткосрочных дополнительных образовательных программ. А сегодня приглашаем вас к участию в региональном конкурсе краткосрочных образовательных программ дополнительного образования детей .

Все вы хорошо знаете, что современные учреждения дополнительного образования детей своей деятельностью создают специфическую образовательную среду, для которой характерна вариативность предоставляемых образовательных услуг, причем вариативность, задаваемая как содержанием программ, так и формой их практической реализации. В педагогически целесообразно организованной среде дополнительного образования гораздо полнее, чем в школьной урочной системе традиционных учебных занятий, реализуется основной принцип маркетингового подхода: образование (услуга) подстраивается под способности и интересы детей (потребителей), на основе чего как раз и должна создаваться творческая, эмоционально привлекательная для детей, подростков и старшеклассников среда, способствующая их креативной самореализации.

Появление школ полного дня также можно рассматривать как одну из специфических форм выполнения социального консолидированного заказа общества учреждениям общего и дополнительного образования. Отличительной особенностью школы такого типа является возможность в рамках одного конкретного образовательного учреждения наиболее масштабно интегрировать дополнительное образование в общее, на системно-целевой основе решать в едином комплексе не только образовательные, но и воспитательные и даже оздоровительные задачи. Краткосрочные дополнительные образовательные программы, реализуемые в модели школы полного дня, обязательно имеют специфику возникающей при этом атмосферы общения, особенности проектируемых задач, учебного содержания, способов оценки прогнозируемых предметных, надпредметных и личностных результатов.

line-height:150%;">· выстроить систему взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей,

line-height:150%;">· сконцентрировать свою деятельность в рамках задач освоения новых образовательных стандартов.

Внеурочная деятельность, впервые введенная в унифицированный стандарт, предъявляет качественно иные требования как к деятельности школы, так и деятельности учреждения дополнительного образования детей. Эти задачи важно особым образом объединить. На наш взгляд, разработка и реализация краткосрочных образовательных программ - оптимальная на сегодняшний день точка соприкосновения двух указанных субъектов - равноправных партнеров - для обеспечения целостного образовательного процесса. 10 академических часов в неделю, запланированные на внеурочную деятельность, дополнительные учебные занятия, могут проводить не только учителя общеобразовательного учреждения, но и другие преподаватели, в том числе и педагоги дополнительного образования. Возникающая, таким образом, межсистемная интеграция может придать новое качество всему образовательному процессу. Но в чем это новое качество будет выражаться? В каких диагностически регистрируемых результатах? Краткие мысли об этой проблеме хотелось бы обнаружить в тексте вашего конкурсного программного материала.

Ключевым, наиболее важным психологическим условием создания нового поколения вариативных краткосрочных дополнительных образовательных программ, с нашей точки зрения, является искреннее стремление творчески работающих педагогов идти в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать свой профессиональный опыт, быть всегда социально востребованными и полезными.

Принимая в расчет обнаруженные нами в межрайонном варианте конкурса наиболее типичные методические ошибки, обратим ваше внимание на следующие обязательные требования к содержанию качественно оформленных краткосрочных дополнительных образовательных программ:

П ояснительная записка в обязательном порядке должна раскрывать:

  • содержательно-смысловую сторону образовательной программы, ее новизну, то есть указание на ведущее социально-педагогическое (либо учебно-дидактическое) противоречие, которое составитель данной краткосрочной образовательной программы попытался в своей опытно-поисковой работе разрешить;
  • цели и задачи образовательной программы, которые представилось возможным реально воплотить в жизнь в рамках установленного краткосрочного периода времени;
  • основные этапы, которые определяют логику системной организации образовательного (учебно-воспитательного) процесса, задают темп движения к проектируемому образовательному (личностному, предметному и надпредметному) результату;
  • ожидаемые, поддающиеся эмпирической (диагностической) проверке результаты;
  • формы и способы интеграции данной краткосрочной образовательной программы в общешкольное образовательное пространство (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.) 11.0pt;line-height:150%;Times New Roman">.

Желательно, чтобы сам конкурсант четко и ясно указал какие требования (в дополнение к общеобязательным, предельно широко ориентированным, по существу дела - открытым - требованиям нового образовательного стандарта) им были взяты за основу при составлении данной краткосрочной программы той или иной предметной направленности. Например, квалификационные требования на какой-либо спортивный разряд, требования определенного уровня всероссийских художественных смотров, фестивалей, конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок и т. п. В системной, методически обоснованной сопряженности таких требований, как ни в какой другой опытно-поисковой работе, обнаруживает себя самое высокое профессиональное мастерство педагога дополнительного образования. Жюри конкурса будет приветствовать такие попытки.

line-height:150%">

line-height:150%">Нельзя, конечно, исключать и возможность использования для нужд частичной модификации предоставляемой на конкурс краткосрочной программы чьей-либо иной, ранее опубликованной образовательной программы. Обязательным моментом в таком случае является указание на первоисточник - работу того автора, который вами был избран для преобразующего методико-поискового действия, при этом следует обязательно определить, что нового, в отличие от данного информационно-методического источника, вы самостоятельно внесли в содержание и текст конкурсной краткосрочной дополнительной образовательной программы.

Говоря об актуальности разработанной вами программно-методической продукции, следует обратить внимание на имеющиеся у вас в наличии условия и предпосылки для ее успешной реализации: материально-технические, организационно-педагогические, информационно-методические и личностно-психологические. Цель программы должна быть сформулирована таким образом, чтобы на ее основе можно было фактически определить и зарегистрировать указанными методами положительные перемены, которые произойдут в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах личности детей за промежуток времени, отведенный вами для реализации данной программы (например, 6, 12, 24, 36, 72 и более учебных часов).

Наконец, сформированное вами тематическое содержание краткосрочной образовательной программы предельно кратко изложите именно в той последовательности, которая соответствует изначально избранной вами структуре учебно-тематического плана. Совокупность ключевых слов, понятий и терминов, включенных в текст, раскрывающий программное содержание каждой из выделенных учебных тем, должна с убедительной силой и полнотой характеризовать сущность рассматриваемого на учебных занятиях раздела учебного курса. Стиль изложения должен быть, по возможности, простым и ясным. Не рекомендуется использование витиеватых фраз, допускающих многозначное толкование, а также употребление пространных предложений со сложной структурой.

Организаторы конкурса приветствуют представление системы иллюстративно-методических приложений к краткосрочной образовательной программе дополнительного образования детей. В ней желательно отразить ваш собственный оригинальный опыт, ваш собственный инструментарий (схемы, алгоритмы, задания, памятки, советы и рекомендации), которые вы лично наработали в ходе практической апробации данной программы.

Предлагаем вам на примере модификации нескольких краткосрочных образовательных программ-победителей проведенного нами межрайонного варианта конкурса краткосрочных образовательных программ поупражняться в выведении их отличительных особенностей от программ многоуровневого (долгосрочного) типа.

line-height:115%;Times New Roman">Приложение line-height:115%;Times New Roman">

Карта основных отличительных особенностей многоуровневой (долгосрочной) образовательной программы от программы краткосрочного типа

text-align:justify">На примере образовательной программы творческого объединения «Золушка» Чулымского ДДТ Новосибирской области (педагог дополнительного образования второй квалификационной категории О. В. Эмурсалиева - дипломант II степени межрайонного конкурса краткосрочных образовательных программ дополнительного образования детей)

Параметры выявления отличительных

особенностей


Переформулировка теоретико-методических идей в

практико-ориентированные вопросы


Многоуровневая (долгосрочная)

образовательная программа


Краткосрочная

образовательная программа


90%;">1. Тематические

90%;">отличия


90%;">Каковы тематические отличия образовательной программы многоуровневого (долгосрочного) типа от программы краткосрочной? Какие темы были исключены, изменены? Что введено нового? И почему?


90%;">Последовательное движение к достижению выдвинутых целевых задач с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся


90%;">Краткосрочная образовательная программа была создана с целью усиленного обучения детей рукоделию. Учебный план был сокращен, были выбраны основные темы: «Вышивка», «Вязание крючком», «Швейное дело», «Красивые вещи своими руками»


90%;">2. Концептуальный психолого-педаго-

90%;">гический подход


90%;">В чем конкретно выражаются изменения в ходе целеполагания? Каким способом цели были переформулированы?


90%;">Ведущая цель многоуровневой (долгосрочной) образовательной программы одна: дети начинают обучение с азов и заканчивают его изготовлением более сложных изделий


90%;">Краткосрочная программа изначально предназначена для детей, уже имеющих некоторые навыки в рукоделии. Обучение по программе завершается изготовлением простейших изделий


90%;">различий


90%;">Чем отличается техника и технология работы в рамках разноуровневой (долгосрочной) программы от краткосрочной?


Text-align:center;line-height:90%;">Различий в технике и технологии между программами нет


90%;">4. Ожидаемые результаты


90%;">В чем заключены существенные отличия ожидаемых результатов по сравниваемым типам образовательных программ?


90%;">По окончании срока реализации данного типа образовательной программы выпускник объединения способен самостоятельно изготовить (сшитое им, либо связанное) изделие, выполненное последовательно, из урока в урок, в соответствии с основополагающей, универсальной технологией


90%;">По окончании срока реализации краткосрочной образовательной программы выпускник может выполнять только относительно несложные швейные и вязаные изделия, соответствующие требованиям к запланированному результату обучения. Но в воспитательном плане он мотивирован на перспективу своего дальнейшего развития в этой предметно-практической сфере деятельности

Романова Ольга Геннадьевна

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

"Центр детского творчества"

Краткосрочная образовательная программа

"Радужные ладошки"

Срок реализации программы: 21 день

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД

"Центр детского творчества" г. Надым

Надым, 2014

Пояснительная записка.

Процесс обучения, развития и воспитания детей непрерывный, он продолжается и с наступлением летних каникул в рамках детского оздоровительного лагеря. Организация детского отдыха удовлетворяет потребность детей в творческой самореализации познавательной активности, общении со сверстниками и интересными людьми, содержательной организации свободного времени. Кружок изобразительного искусства дает возможность детям отдохнуть от школы и в полной мере проявить свою фантазию и творчество.

Летние занятия по изобразительному искусству являются важным звеном в эстетическом воспитании, художественном образовании, нравственном, патриотическом и трудовом воспитании детей и подростков. Они воспитывают культуру мышления и эстетических суждений, целеустремленность, самоконтроль, глубже и ярче проявляются индивидуальные склонности и способности. Кружок организовывается не только для детей, умеющих хорошо рисовать, а для всех кто хочет проявить свою фантазию и кто желает работать с бумагой и красками.

В ребенке нужно в первую очередь ценить его фантазию. Без фантазии не мыслим процесс труда. Интуитивно, повинуясь личному впечатлению, дети отражают в рисунке свой мир. Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Детское воображение и фантазии развивают творческие способности, поможет в развитии творческого воображения - игра, научит анализировать, сочинять, рассказывать.Поэтому основная задача состоит в том, чтобы нацелить ребенка на самостоятельную творческую деятельность, оригинальную, связанную прежде всего с воображением.

Изобразительное творчество способствует всестороннему развитию детей и помогает эффективно использовать время летнего отдыха. Именно этим обусловлена актуальность разработки краткосрочной программы «Радужные ладошки».

Программа имеет общекультурный уровень, основанный на полихудожественном подходе с использованием разнообразных художественных материалов и нетрадиционных техник рисования: монотипия, ниткография, рисование с воском, зубной щеткой, губкой, пальцами и другими материалами; использование игровых приемов на занятии, которые расширяют круг возможностей ребенка, развивают пространственное воображение, познавательный интерес детей. Необычность методов и приемов состоит в том, что дети неумеющие рисовать, быстро и охотно обучаются.

Цель: воспитание творческой личности, способной к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами изобразительногоискусства.

З адачи:

    формирование художественно-творческой активности в процессе изучения основ изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов; учет особенностей региональной культуры и искусства;

    развитие воображения, фантазии, эстетической культуры, познавательных интересов детей, творческой индивидуальности;

    воспитание активного эстетического отношения к действительности, искусству , любви к родному краю.

Образовательный процесс осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода и основных дидактических принципов:

Принцип сознательности и активности

Формирование у воспитанников в процессе обучения сознательного, творческого отношения к заданиям, труду, развитие у них наблюдательности, мышления, внимания, памяти, воображения.

Систематичность и последовательность

Успешная реализация этого принципа во многом определяет эффективность усвоения воспитанниками изучаемого материала, логически связаны между собой.

Доступность и посильность обучения

Изучаемый материал по содержанию и по объему, а задания по методам выполнения должны соответствовать уровню подготовки воспитанников, их возможностям, физическому развитию, т. е. быть посильным для них. Принцип доступности обучения требует постепенного перехода от формирования примитивных умений и навыков к более сложным, от простых – к сложным сведениям, т.е. планомерного расширения и углубления круга знаний, умений и навыков у учащихся.

Наглядность в обучении

Активное использование разнообразных наглядных пособий (иллюстрации, методические пособия, таблицы и т.д.). Понятие наглядности предполагает не только зрительное, но и слуховое, осязательное восприятие.

Связь теории с практикой

Формирование у воспитанников на основе полученных знаний, практических умений и навыков.

Принцип индивидуального подхода

Медленно работающим детям необходимо объяснять и показывать дополнительно. Быстро работающим – предоставляется дополнительный материал.

Особенностью данной программы является то, что дети могут выбирать понравившиеся им задания, используя различные художественные материалы и нетрадиционные техники рисования. Методы и приемы работы с перечисленными материалами, помогут учащимся раскрыться и укрепить уверенность в своих творческих возможностях. Именно нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованости, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к действительности.

Срок реализации программы 21 день. Общее количество часов 12, занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Программа рассчитана на обучение детей младшего и среднего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, принимаются все желающие. Наполняемость в группах 10-12 человек.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

На занятиях используются следующие методы обучения :

    словесные (рассказ, объяснение, беседа);

    наглядные (наглядные пособия, схемы, таблицы, рисунки, модели, просмотр видеоматериалов, показ приемов исполнений, иллюстраций, репродукций картин, наблюдение, работа по образцу);

    практические (выполнение практических работ);

    объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

    активные методы обучения;

    репродуктивный метод обучения используется на стадии освоения правил работы, новых приемов и техник рисования;

    исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся);

    метод проблемного обучения: с целью активизации мыслительной деятельности учащихся на занятиях активно используется проблемное изложение материала, частично-поисковые (эвристические).

В образовательном процессе используются педагогические технологии:

    здоровье сберегающие технологии;

    личностно-ориентированного обучения;

    развивающего обучения;

    дифференцированного обучения;

    самостоятельного поиска решений;

    игровые технологии;

    нетрадиционные техники рисования.

Структура занятия

Каждое занятие имеет определенную структуру:

Организационный момент – 5 минут;

Изучение и объяснение нового материала – 20-25 минут.

Самостоятельная работа учащихся – 50-60 минут (не менее ¾ всего времени занятия отводить на практическую или творческую деятельность).

Подведение итогов работы и завершение занятия – 5-10 минут.

Структурные составляющие занятия могут меняться в зависимости от вида деятельности, какой - либо этап может занимать больше или меньше времени, наполняться различным содержанием, но общий вид всегда сохраняется.

Существенным элементом структуры занятия являются практические задания, благодаря которым закрепляются усваиваемые знания. В практической части занятия, особенно, при ознакомлении с техникой работы над новыми способами изображения, необходимо использовать прием показа способов изображения (способов действия). Немаловажным является пояснение взаимосвязи способа изображения и движения руки.

Ожидаемые результаты обучения - проявление стремления к творчеству и овладению приемами творческой деятельности, участие в конкурсах и выставках.

В результате освоения краткосрочной программы по изобразительному искусству в детском оздоровительном лагере учащиеся должны иметь определенные знания, умения и навыки, которые смогут применить в жизни:

    знание отличительных особенностей видов и жанров изобразительного искусства; элементов теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции, основных средств художественной выразительности;

    умение передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому рисунку; изображать по памяти и по представлению отдельные предметы, человека, животных;

    применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, технические приемы работы различными материалами и работу в нетрадиционной технике.

Детские рисунки в течении смены используются для оформления выставки творческих работ «Мы открываем нашу яркую палитру», посвященную торжественному открытию 1 смены, коллективные рисунки «Отрядная улыбка», «Наш дружный отряд», «Дружба народов», «В государстве Гармония самые дружные ребята» и т.п., «Памяти павших посвящается …..» к 22 июня, выставка поделок «Театральный марафон», выставка посвященная Дню архитектуры «Я построю такой дом». В конце смены оформление итоговой выставки детского изобразительного творчества «Фестивальная палитра».

Оценка творческих работ присходит по следующим критериям:

Раскрытие заданной темы различными способами или вополнение задания;

Оригинальность;

Культура работы в материале;

Аккуратность;

Собственное отношение автора к работе.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Более свободное владение различными художественными и техническими средствами позволяет ребенку самовыразиться.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо помещение желательно с водопроводом. В кабинете должно быть достаточное освещение, ш кольная доска, парты, стулья для детей, репродукции известных художников, наглядные пособия.

Материалы : акварельная бумага, ватман, бумага для пастели, картон, альбом для рисования, акварельные, гуашевые, краски, пастель сухая и масляная, уголь, сангина, тушь, простые, цветные, масляные, акварельные карандаши, восковые мелки, кисти (щетина, белка, колонок, синтетика ), клей, ножницы, свеча, губка, картофель и т.д.

Учебно-тематический план

Задачи:

    овладение учащимися элементарных основ реалистического рисунка;

    ознакомление с основными техническими приемами работы, приемами работы в нетрадиционной технике, с особенностями художественных материалов;

    развитие практических навыков, воображения, творческих способностей, пространственного, ассоциативного мышления, творческой активности;

    формирование эстетического отношения к действительности; воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Организационное занятие

Рисование по памяти и воображению

Рисование на темы

Итого:

К концу смены, учащиеся знают :

технику безопасности на занятиях при работе с художественными материалами, клеем, острыми и колющими предметами;

способы передачи объема и пространства в рисунке (характер светотени различных материалов, тоновые отношения; роль линии и штриха в передаче объема, материала и пространства);

основные свойства цвета: цветовой оттенок, светлота, насыщенность. Их роль в работе цветовыми отношениями;

закономерности построения композиций;

особенности художественных материалов, технику работы ими и нетрадиционными материалами;

К концу смены, учащиеся умеют:

рисовать по памяти и по представлению, передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение;

передавать цвет, объем предмета и его пространственное положение, линейную и воздушную перспективу;

свободно работать карандашом, кистью и нетрадиционными материалами, путем смешивания красок акварели и гуаши получать нужные оттенки;

правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера и пространственного расположения изображаемого.

Содержание программы.

Тема № 1 Организационное занятие.

Теория:

Рассказ о видах изобразительного искусства, о его возможностях и роли в культурной жизни.

Правила техники безопасности при использовании кистей, карандашей, ножниц, клея,красок. Общий план работы, который необходимо освоить.

Формы и методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядно-зрительный, визуальное наблюдение, опрос.

Форма подведения итогов: беседа – опрос с элементами игры.

Тема №2. Рисование по памяти и воображению

Теория:

Содержание раздела направлено на развитие восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании по памяти и по представлению отдельных предметов, пейзажей строится исключительно с помощью цвета. Знакомство с понятиями основные, составные, дополнительные, холодные и теплые цвета, с хроматической и ахроматической цветовой гаммой. Знакомство с опытом мастеров изобразительного искусства, работавших по памяти и воображению.

Практические занятия. Рисование сюжетов и событий из жизни, а также семьи, друзей, пейзажей и т.д. по выбору учащихся.

Использование традиционных и нетрадиционных техник рисования.

коллективная и индивидуальная форма работы. Используются методы: объяснение, познавательная беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций, таблиц, деятельность совместно с педагогом и самостоятельная работа учащихся.

Формы подведения итогов: выставочный просмотр.

Тема №3. Рисование на темы

Теория:

В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми. Работа ведется по памяти, на основе предварительных наблюдений, по воображению. Изучение правил композиции: соответствие изображения формату, соразмерность, взаимная согласованность элементов изображения.

Практические занятия . Рисование на заданную тему включает рисование сюжетов к созданию фантастических образов в рисунках, композиций из различного материала. Использование традиционных и нетрадиционных техник рисования. Основа – акварельная бумага, ватман, картон.

Формы и методы проведения занятий: групповая форма работы: объяснение, познавательная беседа, наблюдение, демонстрация иллюстраций, таблиц, деятельность совместно с педагогом и самостоятельная работа учащихся.

Формы подведения итогов: выставочный просмотр.

Список литературы:

1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов -3-е изд., доп. И перераб. – М.: АГАР, 2000.

2. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учебное пособие/Ю.М. Кирцер. -5-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2003.

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2003.

4. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Эксмо, 2007.

5. Харрисон Х. Рисунок и живопись. Полный курс./ Пер. Е.Зайцевой. – М.: Эксмо, 2005.

6.Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ: пер. с англ. Герасиной О., Давыдовой А. – М.: Астрель, 2005.

7. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2006.

Литература для детей:

1. Уотт Ф. Я умею рисовать/ Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004.

2. Уотт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых/ Пер. с англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмен-Пресс, 2002.

3. Гуашь: шаг за шагом: пер. с англ. – М.: Астрель, 2005.

4. Беррилл Ф.Рисуем пастелью./ Пер. с англ. Н.В. Микелишвили

Материал необходимый для детей на занятиях в изостудии «Радужные ладошки»:

Альбом или папка с бумагой для акварели формат А4;

Акварельные краски;

Баночку для воды;

Кисти (белка № 1,2,3);

Восковые мелки;

Цветные карандаши;

Ножницы;

Простой карандаш(2шт.);

Ластик;

Клей карандаш;

1 лист картона.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» р.п. Дергачи

Саратовской области

Доклад

«Краткосрочные программы дополнительного

образования как фактор повышения

технологической компетенции обучающихся»

Подготовила

методист МУДО «ДДТ» р.п.Дергачи

Жакболеева Ш.Т.

р.п.Дергачи

2017г.

В настоящее время опытно-поисковая деятельность педагогов дополнительного образования должна быть сосредоточена на создании особого рода образовательных программ - краткосрочных, реализуемых как в самих учреждениях дополнительного образования детей, так и в условиях все более набирающей силу системы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ.

Наличие в районном образовательном пространстве пакета таких программ - насущное веяние нашего времени. Что это означает практически? По существу современный педагог дополнительного образования, адекватно реагирующий на реформирование системы общего образования в России, должен приобрести относительно новый для себя спектр методико-практических умений и навыков, обеспечивающих ему как минимум способность модифицировать свою многоуровневую (долгосрочную) программу, либо создавать принципиально новую - краткосрочную.

Действительно, осуществляемое ныне интенсивное реформирование российской образовательной системы, переход ее на качественно новые образовательные стандарты сопряжен с умением педагога создавать социально востребованные дополнительные образовательные программы краткосрочного действия. Более легкий вариант прочтения этого государственного задания предполагает целенаправленное преобразование уже имеющихся (многоуровневых) программ в программы краткосрочные, мобильно реагирующие на ситуативно обнаруживающийся социальный заказ.

Организованная деятельность детей в каникулярный период позволяет сделать дополнительное образование детей непрерывным в течение всего года, ведь образование детей происходит в любой момент их деятельности. Дополнительное образование детей – это не отдых в свободное от учёбы время, а направленный процесс воспитания и обучения ребенка в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса.

Поскольку реализация программ для сельских школьников возможна в организациях отдыха и оздоровления детей или учреждениях дополнительного образования через выездные сессии в каникулярное время, эти программы должны быть краткосрочными и могут реализовываться в очно-заочной форме (включать дистанционное обучение или самостоятельную работу детей).

Очная часть программы может быть направлена на знакомство детей с определенным видом деятельности и формирование мотивации к нему. Затем обучающиеся, например, в дистанционной форме,осваивают теоретический блок и выполняют практические и тестовые задания. Практические задания программы должны быть направлены на создание конкретного продукта, с которым ребенок может участвовать в конкурсе соответствующего направления или применить в дальнейшей деятельности.

Структура и содержание дополнительной общеобразовательной программы.

Структура краткосрочных программ соответствует требованиям к структуре дополнительных общеобразовательных программ.

Дополнительная общеобразовательная программа (далее Программа) – основной документ педагога, который разрабатывается им самостоятельно.

Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы закреплены в следующих документах:

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008);

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Программа должна состоять из нескольких обязательных компонентов:

    Титульный лист программы.

    Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

2.1. Пояснительная записка.

2.2. Цель и задачи программы.

2.3. Содержание программы.

2.4. Планируемые результаты.

2.5. Формы аттестации и их периодичность.

3.К омплекс организационно-педагогических условий:

3.1. Методическое обеспечение.

3.2.Условия реализации программы.

3.3. Календарный график.

3.4. Оценочные материалы.

3.5. Список литературы.

Требования к структурным компонентам Программы:

1. Титульный лист программы содержит: наименование образовательной организации, гриф утверждения Программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название Программы,адресатаПрограммы, срок ее реализации, ФИО, должность автора (авторов) Программы, город и год ее разработки.

    Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

    1. Пояснительная запискаотражает: направленность Программы, ее актуальность и новизну (своевременность и современность предлагаемой программы); отличительные особенности Программы (характерные свойства, отличающие ее от других, основные идеи, которые придают программе своеобразие); адресата Программы (возрастные особенности учащегося, для которого будет актуальным обучение); объем программы (общее количество учебных часов, запланированных на весьпериод обучения, необходимых для ее освоения); срок освоения Программы, режим занятий (периодичность и продолжительность занятий).

      Цель и задачи программы: цель – стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат в виде положительной динамики изменений личностных качеств ребенка или овладение им определенными способами действий; задачи – это алгоритм достижения цели через реализацию обучающей, развивающей и воспитательной функций образования.

      Планируемые результаты совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению.

      Содержание программы: учебный план (содержит название разделов, модулей программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме ); содержание учебного плана (тезисное описание тем, раскрывающих разделы и модули программы, в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме).

      Формы аттестации, их периодичностьразрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения Программы, содержат описание оценки всех трех образовательных результатов.

3. Комплекс организационно-педагогических условий.

3.1. Методическое обеспечение разрабатывается в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и может включать: описание используемых технологий и методик преподавания, дидактический и лекционный материалы, рекомендации по проведению практических работ,разработки игр, бесед, конкурсов, описание походов, экскурсий, описание системы стимулирования учащихся (иерархия почетных званий и наград, используемых педагогом).

3.2.Условия реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы.

3.3. Календарный график – последовательность освоения содержания Программыс указанием форм проведения занятий (аудиторные, дистанционные, самостоятельная работа, внеаудиторные занятия) и сроков аттестации учащихся. Календарный график является обязательным приложением к программе и разрабатывается ежегодно.

3.4. Оценочные материалы, которые представляют пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

3.5. Список литературы и электронных ресурсов включает основную и дополнительную учебную литературу, справочные пособия, ссылки на сайты; должен быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов и учащихся, родителей; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.

Пример краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ (6 – 18 часов), в которых предполагается использование игровых, исследовательских, проектных и пр. методов работы. По рекомендации СОИРО.

Например, краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» .

Примером программы естественнонаучной направленности может стать краткосрочная программа «Экомир».

Примером программы туристско-краеведческой направленности является программа «Люди. События. Факты» , ориентированная на знакомство детей с историей Саратовского края.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Параметры выявления отличительных

особенностей

Переформулировка теоретико-методических идей в

практико-ориентированные вопросы

Многоуровневая (долгосрочная)

образовательная программа

Краткосрочная

образовательная программа

1. Тематические

отличия

Каковы тематические отличия образовательной программы многоуровневого (долгосрочного) типа от программы краткосрочной?

Последовательное движение к достижению выдвинутых целевых задач с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся

Краткосрочная образовательная программа была создается с целью усиленного обучения детей какому либо творчеству.

2. Концептуальный психолого-педаго-

гический подход

В чем конкретно выражаются изменения в ходе целеполагания? Каким способом цели были переформулированы?

Ведущая цель многоуровневой (долгосрочной) образовательной программы одна: дети начинают обучение с азов и заканчивают его изготовлением более сложных изделий

Краткосрочная программа изначально предназначена для детей, уже имеющих некоторые навыки в каком либо творчестве. Обучение по программе завершается изготовлением простейших изделий

3. Ракурс процессуальных методико-технологических

различий

Чем отличается техника и технология работы в рамках разноуровневой (долгосрочной) программы от краткосрочной?

Различий в технике и технологии между программами нет

4. Ожидаемые результаты

В чем заключены существенные отличия ожидаемых результатов по сравниваемым типам образовательных программ?

По окончании срока реализации данного типа образовательной программы выпускник объединения способен самостоятельно изготовить (сшитое им, либо связанное) изделие, выполненное последовательно, из занятия в занятие, в соответствии с основополагающей, универсальной технологией

По окончании срока реализации краткосрочной образовательной программы выпускник может выполнять только относительно несложные творческие работы, соответствующие требованиям к запланированному результату обучения.

Но в воспита-тельном плане он

мотивирован на перспективу своего дальнейшего развития в этой предметно-практической сфере деятельности

Есть огромный плюс в использовании краткосрочных программ, так называемый поисковый режим, где ребенок успевает проявить и раскрыть свои интересы, свое «я». А главное, что детям не успевает надоесть определенный вид деятельности. За непродолжительный период обучающиеся успевают познакомиться и освоить несколько видов творчества. Практика показала, что ребенок, который «знает, умеет, может» охотно и смело включается в более сложные процессы.

Реализация краткосрочных программ позволяет организовать не только отдых и оздоровление детей, но и образовательную деятельность, формирующую качественные параметры у подрастающего поколения, которые позволяют детям в дальнейшей жизни включиться в жизнь социума, достойно трудиться, занять соответствующую социальную нишу. Они способствуют возникновению уникальных образовательных возможностей по формированию нового жизненного опыта у ребенка.

Таким образом, краткосрочные программы дополнительного образования являются фактором повышения технологической компетенции обучающихся, особенно младших школьников.

А для нас, педагогам ДДТ, ключевым, наиболее важным психологическим условием создания нового поколения вариативных краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ, является искреннее стремление творчески работающих педагогов идти в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать свой профессиональный опыт, быть всегда социально востребованными и полезными. https://lysva.biz/uploads/files/2016/10.2016/sbornik_rek.pdf

«Краткосрочная дополнительная образовательная программа профильного отряда «Играя познаем» Возраст детей –7 - 12 лет Срок реализации – 1 месяц...»

Краткосрочная дополнительная образовательная

программа профильного отряда

«Играя познаем»

Возраст детей –7 - 12 лет

Срок реализации – 1 месяц

Составитель:

Горбунова Ольга Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МБОУДОД «ГЦИР»

Тольятти

Паспорт образовательной программы

Название программы Краткосрочная дополнительная образовательная

программа летнего профильного отряда «Играя познаем»

Учреждение, МБОУДОД ЦДОДД «Гуманитарный центр реализующее программу интеллектуального развития» городского округа Тольятти Адрес: 445012, Тольятти, ул. Коммунистическая, 87А, т. 76-98-94, 76-90-56 Составитель программы Горбунова Ольга Юрьевна, педагог дополнительного образования МБОУДОД «ГЦИР Аннотация Программа «Играя познаем» реализуется в летний период.

Она рассчитана на младших школьников и направлена на и формирование их познавательных интересов, укрепление здоровья и организацию досуга в летние каникулы.

Основной идеей, объединяющей как содержание каждого отдельного дня, так и курса в целом, является погружение детей в ситуацию совместной игры, когда выполнение игрового условия, полноценное проживание игры обеспечивает не только удовольствие, но и развитие, совершенствование навыков, качеств, способностей Год разработки 2014 г.

программы Кем и когда утверждена На основании решения педагогического совета. Протокол программа № 4 от 15 мая 2014 г.



Программа принята к На основании решения методического совета. Протокол реализации в новом № 4 от 12.05.2015 г.

учебном году Направленность социально-педагогическая программы Направление (вид) игровая деятельность деятельности Вид программы по авторская степени авторства Охват детей по возрастам 7-12 лет разновозрастные группы Вид программы по предметная способу организации содержания Срок реализации 1 месяц программы Вид программы в учрежденческий зависимости от территориальных особенностей

Рецензенты программы:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткосрочная дополнительная образовательная программа «Играя познам» социальнопедагогической направленности является неотъемлемой частью образовательной программы МБОУДОД «Гуманитарный центр интеллектуального развития» г.о.Тольятти и дает возможность организовать познавательный досуг детей 7-14 лет в летний период на базе школьного лагеря дневного пребывания.

Многие дети посещают летние пришкольные лагеря и площадки. Помимо присмотра, такая площадка должна обеспечивать детей интересной и содержательной деятельностью. В течение учебного года у детей накоплена определенная усталость, снижена мотивация к обучению. Хорошая погода и масса объективных отвлекающих факторов также накладывают определенные ограничения как на отбор содержания работы, так и на характер и методы обучения в целом. Для решения этой проблемы основной формой работы была выбрана игра, которая вместила в себя как образовательное, так и развивающее и воспитательное содержание.

Основной идеей, объединяющей как содержание каждого отдельного дня, так и курса в целом, является погружение детей в ситуацию совместной игры, когда выполнение игрового условия, полноценное проживание игры обеспечивает не только удовольствие, но и развитие, совершенствование навыков, качеств, способностей.

Цель программы - обеспечить содержательный и полезный досуг детей в летнем лагере дневного пребывания.

Задачи работы:

Способствовать развитию ценных качеств личности детей, характеристик 1.

познавательных процессов.

Обучить детей новым играм, в высокой степени способствующим развитию в 2.

досуговой деятельности.

Обеспечить эмоциональный комфорт и интерес детей, занимающихся по программе.

Способствовать актуализации, систематизации, обогащению знаний детей в 4.

некоторых (тематических) областях действительности.

Способствовать формированию дружеских связей, развитию детского коллектива.

Организационные основы программы Программа создана для обеспечения познавательного досуга детей в лагере дневного пребывания. Срок реализации программы – одна лагерная смена (18 дней).

Предполагаются ежедневные занятия с детьми по 2 часа. Таким образом, общее количество часов по программе составляет 36 часов.

Порядок формирования группы: Группа формируется по добровольному принципу из обучающихся разных возрастов, посещающих школьный лагерь дневного пребывания.

Наполняемость группы – до 18 человек.

Возраст обучающихся: от 7 до 12 лет. Предполагается функционирование разновозрастного отряда.

Начало и завершение занятий согласуется с администрацией лагеря дневного пребывания, на базе которого работает отряд.

Режим занятий – пять раз в неделю по 2 часа. Недельная нагрузка на ребенка – 10 часов.

Формы и методы занятий В реализации программы используются различные формы: игра, тренинг, соревнование, викторина, самостоятельная работа, творческая работа и др.

Методы: используются различные методы, которые могут быть условно сгруппированы по источнику познания:

Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, сказка);

Наглядные (примеры, образцы, иллюстрации и демонстрации);

Практические (игры, упражнения, этюды, творческие работы, рисование и др.).

Организационные формы работы: фронтальная (тренинговый формат), в подгруппах.

Планируемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы «Играя познаем» учащиеся должны приобрести следующие знания и умения, получить опыт:

актуализировать, систематизировать, приобрести некоторые знания и представления об эмоциях, этикете, креативности и т.д.;

познакомиться с новыми играми и упражнениями, которыми можно разнообразить свой досуг;

совершенствовать отдельные характеристики познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения;

получить опыт эмоционального общения со сверстниками.

Оценка результатов освоения программы производится в форме включенного педагогического наблюдения на занятиях и анализа результатов игр-соревнований.

Подведение итогов реализации программы Подведение итогов работы по программе и оценка результатов ее освоения производится в следующих формах:

Рефлексивные задания и упражнения на припоминание – чему мы научились, что мы делали.

Выставление самим себе оценок за работу в смене по критериям.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

–  –  –

Раздел 1. Вводные занятия Тема 1.1. Вводные занятия. Знакомство.

Теория. Правила техники безопасности на занятиях.

Практика. Игры на знакомство, запоминание имени, изучение друг друга. Подвижная игра на сплоченность, формирование группы.

Теория. Как мы можем развиваться с помощью игры.

Практика. Викторина «Обо всем на свете», выполнение заданий на скорость мышления.

Раздел 2. Сундук сокровищ Тема 2.

1. Кроссворды и ребусы.

Теория. Правила составления кроссвордов. Правила составления ребусов.

Практика. Командное составление кроссвордов по известным сказкам. Командное составление ребусов о природе родного края. Игра «Красная книга»: составление и презентация кроссворда и ребуса о животном, рассказ о нем (с использованием справочной литературы). Составление книги, подготовка иллюстраций.

Тема 2.2.

Сундук сокровищ: шифрование и кодирование.

Теория. Шифрование и кодирование.

Практика. Игра «Сундук сокровищ»: составление и разгадывание шифров и карт. Поиск сокровищ.

Тема 2.3.

Игры на листе бумаги.

Теория. Правила игр на листе бумаги.

Практика. Обучение и игры «Крестики- нолики», «Морской бой», «Треугольники», «Дострой слово» и т.д. Проведение чемпионатов по этим видам игр.

Тема 2.4.

Приключения Карика и Вали.

Тема 2.5.

Необитаемый остров.

Практика. Командная игра на развитие креативности и общения. Список пяти необходимых вещей – дискуссия. Из чего построить дом, как добыть огонь….

Шифрованное письмо о помощи. «За» и «против» проживания на необитаемом острове – кто больше. Спортивное мини- соревнование.

Раздел 3. Вопрос на засыпку Тема 3.

1. Командные игры-викторины.

Теория. Правила викторин: вопрос-ответ.

Практика. Выполнение заданий, самостоятельное составление заданий (с использованием справочной литературы) по различным темам: русский язык, литературные произведения и герои, правила этикета, математика. Придумываем и инсценируем ситуации. Решаем современные и старинные задачи. Презентация и «обыгрывание» арифметических действий.

Тема 3.2.

Такая занимательная физика.

Теория. Мир вокруг нас.

Практика. Выполнение (по командам) элементарных опытов и объяснение их. Поиск физических явлений и объектов в окружающем. Креативность – как можно было бы применять это явление в хозяйстве будущего.

Тема 3.3.

История и достопримечательности города Тольятти.

Теория. История и достопримечательности города Тольятти.

Практика. Проводится в форме «интеллектуального хоккея» (дети коллективно готовят вопросы, задают на скорость). Составление рейтинга самого известного, красивого, чистого и т.д. места города.

Тема 3.4.

Прогулки с динозаврами.

Теория. Далекое прошлое планеты Земли.

Практика. Несколько человек готовят заранее рассказы и иллюстрации о природе, видах динозавров, вымирании и проч. Слушатели задают вопросы. Игра на креативность «Если совместить клубок (книгу, стол) и динозавра, то получится….». Изготовление динозавра из листа бумаги методом обрывания, выставка.

Тема 3.5.

Вопрос на засыпку.

Теория. Работа в команде.

Практика. Командная игра по формату телепередачи «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы».

Раздел 4. Итоговые занятия Тема 4.

1. Итоговые занятия.

Прощание.

Рефлексивные задания и упражнения на припоминание – чему мы научились, что мы делали. Написание друг другу шифрованных писем с пожеланиями. Выставление самим себе оценок за работу в смене по критериям.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература для педагога:

Афанасьев, С.П. Триста творческих конкурсов. / С.П. Афанасьев, С.В. Коморин. – М. :

Методический центр «Вариант», 1997. – 112 с.

Коваленко, В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, 2.

физкультминуток.. / В.И. Коваленко. – М. : Эксмо, 2007. – 336 с.

Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками / Б.В.

Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. - М. : Владос, 2001. – 215 с.

Майерс, Б. Интеллектуальные игры. Логические игры для детей / Бернар Майерс. – М. :

Эксмо-Пресс, 2013. – 80 с. – (Логические игры).

Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б.П. Никитин – М. :

Просвещение, 1990. – 160 с.

Попова, Е.Н. Вообрази себе: Поиграем – помечтаем: книга для развития воображения. / 6.

Е.Н. Попова, И.Ю. Матюгин, Е.И. Чакаберия. – Волгоград: Учитель, 2001. – 76 с. – (Школа развития памяти и воображения).

Шарыгин, И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы /И. Ф. Шарыгин М. : Дрофа, 2009. - 156 с.

Шаульская, Н.А. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. / 8.

Н.А.Шаульская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 224 с. – (Серия «Здравствуй, школа!»).

Шаульская, Н.А. Вопросы умникам и умницам для начальной школы. / Н.А. Шаульская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 288 с. – (Серия «Здравствуй, школа!»).

Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций./ С.А. Шмаков, Н.Я.

Безбородова. – М. : Новая школа, 1995. – 80 с.

Интернет-ресурсы http://summercamp.ru/index - МетодВики сайт для вожатых.

http://tak-to-ent.net/load/121-1-0-1249 Игры в летнем лагере.

http://www.trepsy.net/ психологические упражнения для тренингов.

Дидактические и наглядные материалы для учащихся:

Подборка книг, картинок, репродукций, иллюстрирующих теоретический материал 1.

Медиапрезентации по темам занятий.

Материалы для проведения викторин и игр-соревнований «Своя игра», «Кто хочет 3.

стать миллионером», «Умники и умницы».

Карточки с заданиями.

Материально-техническое обеспечение

1) Игровая комната, оборудованная столами, стульями, шкафами. Требования к помещению: для реализации программы необходимо достаточно большое помещение.

Пространство будет неоднократно перестраиваться – должна быть возможность сдвинуть парты, выстроить стулья в круг.

2) Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы:

2.1. мультимедийная проекционная установка;

2.2. цифровой фотоаппарат;

2.3. принтер черно-белый, цветной;

2.4. ксерокс;

2.5. магнитофон с записями музыки;

2.6. часы или секундомер.

3) Игровой реквизит для организации игр: настольные игры «Блоки Дьенеша», «Скраблз» и др., счетные палочки, прищепки, мячи разные для игр, клубок ниток, мягкие игрушки.

4) Материалы для творчества детей: акварель, гуашь, пастель, белая и цветная бумага и картон, клей, ватманы, набор карандашей, скотч бумажный, ножницы.

5). Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; бумага разных видов и формата (А1, А2, А3, А4, ватман, ксероксная); клей, ножницы, степлеры; файлы, папки, кнопки, мелки, магниты и др.

6). Сувенирная продукция для награждения лучших игроков, лучших команд в игровых чемпионатах и соревнованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, использованной при составлении программы

1. Афанасьев, С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя. / С.П. Афанасьев. М. : АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2004. – 288 с.

2. Афанасьев, С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. / С.П. Афанасьев, С.В.

Коморин, А.И. Тимонин. – 3-е изд. – Кострома: ООО МЦ "Вариант", 2001. – 223 с.

3. Ах, лето! : Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. / Авт., сост.

С.В. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2003. - 77 с.

4. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебнометодическое пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.

5. Барышникова, Г. Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: настольная книга вожатого. / Г. Б. Барышникова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.

6. Бесова, М. А. Веслые игры для дружного отряда: праздники в загородном лагере / М. А.

Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 160 с. – (После уроков).

7. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Постников А.С.. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/metod/.

8. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство: Сборник статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей. / Сост. Г.С. Суховейко;

Под ред. Л.Н. Игнатьевой; Межрегиональная общественная организация «Содействие детскому отдыху». – М. : ЦГЛ, 2006. – 152 с.

9. Коваленко, В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток.. / В.И. Коваленко. – М. : Эксмо, 2007. – 336 с.

10. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / Сост. Л.И. Трепетунова – Волгоград: Учитель, 2005. – 280 с.

11. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях) / Сост. Е.А. Гурбина – Волгоград: Учитель, 2006. – 197 с.

12. Марфина, С.В. Летний лагерь от А до Я. / С.В.Марфина. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160 с. – (После уроков).

14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» [Электронный ресурс] / Законодательство, судебная практика. Нормы, правила, стандарты России. – Режим доступа: http://www.kodeks.ru/noframe/aids?d&nd=901859071&prev Doc =901909220. педагогическом Директор школы методического совете _ объединения /Е.В. Петрова/ учителей Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 26 о...» УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Заведую щая МБДОУ "ТОГУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2" МБДОУ "ТОГУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2" И.А.Шиповалова ""_20_г. ""20г. Протоко...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский государственный педагогический университет" (ТГПУ) КЗ.А. 03 ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 09.00.13 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬУТРЫ...»

«Б.3.Б.10 "Психология физической культуры" Составитель аннотации: к.пс.н., доцент Бобылев Е.Л. Кафедра психологии Цели изучения Целями освоения дисциплины являются: дисциплины: показать будущим специалистам важность и содержание психологического аспекта в деятельности преподавателя физического в...»


Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю

Педагогического совета МБОУ ДО ДДТ Директор МБОУ ДО ДДТ

Протокол № ____ от ________ 2016г. _________ Л.П. Зорина

Приказ № ________

От «_____» _____ 20 ___ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Палитра»

(Краткосрочная)

Направленность художественная

Уровень ознакомительный

Рассчитана на детей от 5 до 7 лет

Срок реализации (общее количество часов) 1 месяц (16 часов)

ст. Кавказская, 2016 г.

Дополнительная общеобразовательная программа «Палитра» обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Направленность «Палитра» - художественная, направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Палитра» заключается в том, что при обучении детей 5-7 лет рисованию используются современные педагогические технологии. Дети дошкольного возраста только открывают свои способности, вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование – любимое и доступное занятие у детей. Оно выразительно – можно передавать свои желания, восторги, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания; продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается, изображение можно подарить родителям, друзьям или самому любоваться. Чем богаче впечатления ребенка, тем содержательнее его рисунки и активнее стремление приобрести изобразительные навыки, поэтому в программу включены экскурсии, позволяющие любоваться красотой окружающего мира, просмотр видеоматериала и презентаций, рассматривание иллюстраций и репродукций. Чем разнообразнее предлагаемые техники рисования, тем активнее будет развиваться творческий потенциал ребенка и склонность наблюдать и экспериментировать. Поэтому в ходе обучения кисточку с успехом можно заменить кусочком поролона, ватным комочком, шариком скатанной бумаги или фольги и даже пальчиком юного художника. Чудесные рисунки получаются на бумаге, предварительно увлажненной с помощью губки. Педагог поощряет ребенка рисовать по собственному замыслу, фантазируя и экспериментируя с материалом. Ребенок – большой фантазер, поэтому важно обсуждать с ребенком нарисованное. Педагог создает, таким образом, предпосылки для развития способности придумывать. Для возможности демонстрации детских работ педагогом периодически организуются выставки удачных рисунков маленьких художников, оформленных в рамки.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Палитра» заключается в реализации потребности детей дошкольного возраста рисовать. В процессе рисования раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности. Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе рисования создаются благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия произведений изобразительного искусства. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении, строении, величины, цвета, расположения в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма. Эстетические чувства становятся более глубокими, формируется художественный вкус, развивается воображение. Ребенок создает изображения на основе собственной фантазии.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации, развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, потому что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, его свободного творческого самовыражения, предоставляет возможность обогащения внутреннего мира с помощью рисования.

Цель: Создание условий для развития личности ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью.

Задачи:

Обучающие:

- Обучение исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними;

Обучение проявлению инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности;

Развивающие:

Развитие творческих способностей к воплощению разнообразных замыслов в рисовании;

Развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, количестве);

Воспитательные:

Воспитание способности к волевым усилиям, формирование умения доводить начатое дело до конца.

Отличительные особенности программы

Программу «Палитра» отличает то, что она строится с учетом возрастных особенностей всех когнитивных процессов детей дошкольного возраста и на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.

Внимание педагога к возрастным особенностям детей позволяет учитывать интересы, желания, вкусы, предпочтения и настроения детей, что способствует формированию устойчивой мотивации к обучению и общению в коллективе.

Данная программа призвана дать первичные представления об изобразительном искусстве, помочь освоить ребенку основные приемы и навыки рисования карандашом и красками.

Программа отличается от подобных ей подбором и систематизацией материалов по рисованию.

Возраст обучающихся , участвующих в реализации программы 5 - 7 лет.

Количество детей в группе – 8 человек, так как в малой группе детей такого возраста интенсивнее и эффективнее проходит обучение.

Срок реализации программы – программа рассчитана на 1 месяц – 16 часов.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу (30 минут), в течение занятия происходит смена деятельности.

Форма организации занятий – групповая. Формы проведения занятия – комбинированные.

Примерный план проведения занятий:

  1. Объяснение материала занятия: Рассказ педагога по теме занятия.
  2. Упражнения в различных техниках рисования.
  3. Физминутка (желательно соотносящаяся с темой занятия).
  4. Практическая работа по теме занятия (рисование). Гимнастика для кистей рук или пальчиковая гимнастика.
  5. Итог занятия.

Ожидаемый результат обучения по программе

К концу учебного года обучающиеся:

Обучены исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними;

Обучены проявлению инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности;

У них:

Развиты творческие способности к воплощению разнообразных замыслов в рисовании;

Развиты первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, количестве);

Воспитаны способности к волевым усилиям,

Сформировано умение доводить начатое дело до конца.

Этапы педагогического контроля

В начале и конце обучения проводится изучение художественных способностей детей (июнь), на основе которой делается вывод о своеобразии формирования навыков рисования у каждого ребенка.

Сроки

Какие ЗУН контролируются

Форма проведения

Начало июня

Знания о художественных материалах и инструментах.

Знания об основных цветах.

Навыки рисования

Опрос, игры «Чем работал художник», «Радуга», наблюдение за выполнением самостоятельной работы детьми

Конец июня

Знание основных приемов и способов рисования. Умение работать с различными художественными материалами, свободно владеть карандашом. Знание о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, количестве)

Умение исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними (бумага, краски, карандаши…)

Умение работать с различными художественными материалами и инструментами, свободно владеть карандашом и красками, воплощать свои замыслы в рисовании.

Наблюдения, игры, выставка.

Учебно - тематический план:

Тема

Количество часов

Ожившая геометрия.

Трафаретные чудеса.

Маленький фантазер.

Итого:

1.Вводное занятие. Стол художника.

Принадлежности для рисования и техника безопасности при рисовании. За рабочим столом.

2. Первые шаги (линии, спирали, штрихи, мазки)

Техника рисования карандашом: линии, спирали, штрихи, мазки. Техника рисования красками различными способами: «вливание», «тычок», «набрызгивание», «размазывание».

3. Ожившая геометрия.

Все здесь круглое и овальное. Здесь квадратики и прямоугольники живут. Треугольники.

4.Трафаретные чудеса.

Использование шаблона и трафарета в рисовании. Морские обитатели. Животные.

5.Маленький фантазер.

Это пальчики мои. Пузыри рисуют сами. Нитяные картины. Мраморные узоры. Рисуют веревочки. Оттиски.

  1. Итоговое занятие. Наши рисунки.

«Наши рисунки».

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы «Волшебная палитра»

Форма проведения занятий – комбинированное занятие (объяснение материала, упражнение в различных техниках рисования, физминутка, практическая работа (рисование), итог). В программе нет деления на практические и теоретические часы для удобства преподавания.

В дошкольном возрасте основной деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, является игра. Игровые методики создают для дошкольников обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Для освоения программы подобраны такие правила игры, которые обеспечивают её развивающий эффект. Материал игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с возможностями обучающихся. Используются игры на развитие творческого воображения и фантазии. Игры на развитие когнитивных процессов позволяют развивать восприятие, внимание, память, мышление. В процессе реализации программы у детей развиваются творческие способности в изобразительной деятельности, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, его свободного творческого самовыражения, предоставляет возможность обогащения внутреннего мира с помощью рисования. Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе рисования создаются благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия произведений изобразительного искусства. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении, строении, величины, цвета, расположения в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма. Эстетические чувства становятся более глубокими, формируется художественный вкус, развивается воображение. Ребенок создает изображения на основе собственной фантазии. Чем богаче впечатления ребенка, тем содержательнее его рисунки и активнее стремление приобрести изобразительные навыки, поэтому в программу включены экскурсии, позволяющие любоваться красотой окружающего мира, просмотр видеоматериала и презентаций, рассматривание иллюстраций и репродукций. Чем разнообразнее предлагаемые техники рисования, тем активнее будет развиваться творческий потенциал ребенка и склонность наблюдать и экспериментировать. Поэтому в ходе обучения кисточку с успехом можно заменить кусочком поролона, ватным комочком, шариком скатанной бумаги или фольги и даже пальчиком юного художника. Чудесные рисунки получаются на бумаге, предварительно увлажненной с помощью губки. Педагог поощряет ребенка рисовать по собственному замыслу, фантазируя и экспериментируя с материалом. Ребенок – большой фантазер, поэтому важно обсуждать с ребенком нарисованное. Педагог создает, таким образом, предпосылки для развития способности придумывать. Для возможности демонстрации детских работ педагогом периодически организуются выставки удачных рисунков маленьких художников, оформленных в рамки.

Методы организации занятий:

  • Объяснительно – иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Смыслового видения
  • Образного видения
  • Управляемого воображения

Формы организации детей на занятии:

Фронтальная

Индивидуально – фронтальная

Индивидуально-групповая.

Основные формы и приемы обучения: развивающие игры, упражнения творческого характера, наблюдения. Свободное и тематическое рисование. Выставки.

При проведении занятий реализуется принцип личностно – ориентированного обучения. Это значит, что каждый ребенок продвигается вперед своим темпом, а педагог оказывает помощь ребенку для его успешного продвижения.

Условия реализации программы

Методическое оснащение:

  1. Методические папки с информационным и демонстрационным материалом по всем темам программы.
  2. Раздаточный материал для детей по всем темам программы.
  3. Наглядные пособия: иллюстрации, фото, репродукции.
  4. Литература по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте.
  5. Цифровые образовательные ресурсы: http: //www.bankreferatov.ru.doc.html

Материально – техническое обеспечение:

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением, вентиляцией и мягким покрытием. Для занятий необходима мебель для дошкольников (столы и стулья) и магнитная доска.

Для проведения занятий необходимы: ватман, альбомы, простые и цветные карандаши, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, набор кисточек, палитра, ластик, линейка, точилка, салфетка, банка для промывания кисти, подкладка на стол.

Для просмотра мультимедийных материалов ноутбук лил мультимедийная установка.

Виды контроля : вводный, текущий, промежуточный, итоговый.

Формы контроля: для вводного – опрос, игра; для итогового – показ детских достижений.

Список литературы

1.Журнал «Поем, танцуем и рисуем» 2009,

2.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-синтез, 2010.

3. Куцакова Л.В. Учимся играя рисовать – М.: Мой мир, 2008.

Цифровые образовательные ресурсы: http: //www.bankreferatov.ru.doc.html

Http: // сайт/ detskii –sad/risovanie http: // ped -kopilka.ru/obuchenie –malyshei/ uroki - risovanija - uroki - risovanija – dlja- doshkolnikov.html

Календарно - тематический план:

Тема

Количество часов

Дата

Примечание

Вводное занятие. Стол художника.

Стол художника.

Первые шаги (линии, спирали, штрихи, мазки)

Линии, спирали

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама