THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Актуальность

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка.

Целью моей работы по самообразованию было:

Повышение профессионального уровня. Внедрение методики обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста в практику.

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

1 Изучение условий создания благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.

Расширение представлений о развитии личности ребёнка, его коммуникативных способностях. Ознакомление с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации. Формирование умений и навыков практического использования методов и приёмов развития коммуникативной деятельности детей, направленных на: пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважения и взаимодоверия; создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности; развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей; обучение искусству общения в различных формах и ситуациях. Апробирование методов проведения целенаправленной работы с семьёй.

В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу:

программа теоретического курса «Основы коммуникации» (институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им.Рауля Валенберга);

Программа практического курса «Азбука общения» Шипицына Л.М.;

- «Ступени общения: от года до семи лет». Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. М.,1992;

- «Общение детей в детском саду и в семье» Репина Т.А., Стерхина Р.Б. М.,1990»

- «Учимся общаться с ребёнком. Руководство для воспитателя детского сада» Петровский В.А, Виноградова А.М, Кларина Л.М. М.,1993;

- «Психогимнастика» Чистякова М.И, М.,1990.

Свою систему работы веду по трем направлениям: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.

Работа с детьми:

В этом году провела с детьми такие мероприятия:

Раздел программы «Языки общения»

Игра-имитация «Послушай и угадай»

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Подвижная игра «Весёлый хоровод»

Раздел программы «Тайна моего «Я»»

Упражнение «Обезьянка»

Сюжетно-ролевая игра «Забавные гномики»

Этюд по стихотворению Е.Юдина «Вот такой малыш»

Раздел программы «Как мы видим друг друга»

Игра-драматизация «Мишка-отгадчик»

НОД «Кого можно назвать другом?»

Чтение стихов и рассказов о дружбе

Сюжетно-ролевая игра «В гостях»

Раздел программы «Фантазия характеров»

Обыгрывание стихотворения А.Кузнецовой «Подружки»

Подвижная игра «Нам не тесно»

Игра-драматизация «Девочка чумазая»

Раздел программы «Умение владеть собой»

Упражнение «Отдыхаем»

Игра «Соседи»

Чтение стихотворения И.Демьянова «Трусов Федя»

Дидактическая игра «Таня простудилась»

Также я проводила работу с родителями

Подготовила консультации для родителей «Учимся общаться с ребёнком», «Развитие коммуникативных навыков у детей»

Выставка «Как научить малыша играть»(папка передвижка)

Данные мероприятия помогли установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Родители стали более открытыми для общения.

Работа с педагогами : выступление на семинаре с презентацией на тему «Формирование навыков общения у дошкольников»

Вывод: Осуществляя работу по теме самообразования, к концу учебного года мне удалось снизить детскую конфликтность, научить детей налаживать дружеские взаимоотношения, создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе, обогатить опыт детей в умении выражать свои эмоции, понимать состояния других людей.

Работа в этом направлении будет продолжена и на следующий год.

Форма отчета по самообразованию учителя регулируется самой школой (учебным заведением). Так, в зависимости от региона или территории форма отчета по самообразованию учителя может меняться, однако в основном она имеет общие черты. Отчет учителя по самообразованию не только систематизирует работу за определенный промежуток, но и фиксирует достижения, позволяет выполнять работу над ошибками и вносить коррективы в занятия по творческим направлениям. В современный быстрый 21 век такая форма работы позволяет выявить те необходимые устройства, который нужны для эффективного усвоения информации учениками. Имеется ввиду интерактивные доски, электронные учебники, реактивы или приборы для природных наук.

ВНИМАНИЕ ДИРЕКТОРАМ ШКОЛ!!!

У вас есть возможность повысить свою ИКТ-грамотность и при этом сэкономить время! Приглашаем пройти дистанционное обучение в

по программе

. На курсе вы узнаете:

  • как выстроить работу с учетом современных технологий;
  • как подружиться с компьютером и электронными системами, знания которых требует профстандарт;
  • как быстро и просто составить электронное портфолио;

…и многое другое.

По итогам вашей учебы оформим удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Записывайтесь на обучение

.

Как формировать отчет о проделанной работе по теме самообразования

Отчет по самообразованию педагога формируется по завершении работы над проработанной темой. Идеальный вариант - это 1 учебный год. Не исключено, что эту форму контроля следует оформлять и по завершении четвертей. Как написать данную форму отчета, если вам дана некая свобода действий. Прежде всего, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Опишите тему, над которой вы работали: что вы планировали (цели, задания, результаты) и то, что в итоги было сделано.
  • Впишите мероприятия и формы деятельности (дополнительные занятия, конкурсы, кружки, экскурсии, открытые уроки) и количество учеников, что принимали в нем участие.
  • Опишите результаты работы, которых вы достигли и не достигли. Преимущества и недостатки данных мероприятий.
  • Планы на следующий учебный год и сроки их реализации

Даже если вы будете оформлять документ по заданной схеме, приведенные выше шаги не будут кардинально отличаться. Будьте внимательны и сосредоточены при процессе.

Структура отчета по теме самообразования

Как написать отчет по самообразованию учителя, - таким вопросом задается каждый сотрудник школы. Есть два варианта: начальство предоставляет вам образец, которому вы должны следовать. Вы сами находите информацию по этому вопросу в интернете. По всей территории РФ форма отчета по теме самообразования, как правило, может быть следующая:

  • Презентация в Power Point
  • Доклад или реферат
  • Статья в журнал
  • Методическое пособие
  • Научно-техническая разработка

Каждая из этих форм имеет свои недостатки и преимущества. К разным категориям учителей руководством школы могут выдвигаться требования к форме. Тот, кто принимает отчет по самообразованию, как правило, директор школы, может вносить коррективы в конечный результат. Естественно, в своем отчете перед вышестоящими органами он описывает общую картину на основании отчетов педагогов по самообразованию за учебный год. Это способствует выделению денег не только на необходимые предметы для учеников, но и предметы для учителей. Так, к учителям первой категории могут выдвигаться требования по предоставлению отчета в форме презентации, доклада/реферата или в формате стандартного документа А4. Как правило, форма отчета по теме самообразования учителя в формате стандартного документа А4 должна быть оформлена соответствующим образом:

  • 14 шрифт Times New Roman,
  • форматирование по ширине,
  • интервал 10 пт,
  • множитель 1,15

Отчет о проделанной работе по самообразованию учителя может содержать фото учеников как в классе, так и вне школы. Естественно, по этическим правилам фото детей не должны передаваться третьим лицам, распространятся на просторах интернета и распространяться в целях коммерции. Нарушение этих правил следует административная и уголовная ответственность.

Такая форма будет использоваться, так сказать, для общего пользования. К учителям высшей категории - статья в журнал, методическое пособие или разработка. Для такой формы также существуют свои требования. Руководством школы эта форму отчетности может оплачивать дополнительно. Статья в журнале, методическое пособие или разработка, как правило, подлежит широкому обобщению для того, чтобы и другие работники педагогической сферы смогли воспользоваться разработками учителя.

Отчет учителя по теме самообразования: скачать форму

Иногда предоставляемую форму сужают только до документа отчетности в виде документа А4. В этом случае лучше всего напечатать таблицу с графами: этапы, содержание деятельности, сроки, подведение итогов. Вот форма отчета по самообразованию:

В этом примере описана работа в течение 1 года, где четко распланировано задания учителя и подведение итогов. Как видим, это чистовой вариант. Давайте подробнее рассмотрим его этапы:

  1. Поиск и составление списка литературы по самообразованию. Сюда можно включать литературу не только по вашему профилю, но и литературу по педагогике и книги об опыте учителей.
  2. Изучения состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики. Среди самой передовой литературы можно назвать онлайн-ресурсы (журналы, газеты и др. источники информации): «Первое сентября», «Педсовет», «Педагогическая периодика», «Учитель», «Учительская газета», "Педагогика искусства".
  3. Проектирование собственного педагогического поиска. Здесь, учитель, как творческий человек, может использовать свою фантазию и наработки: от планирования урока до планирования длительных экскурсий, к примеру, по Золотому кольцу России.
  4. Опытно-экспериментальная проверка. Если, допустим, учитель истории разработал урок-дискуссию, то можно ввести его вместо обычных уроков. Далее, если детям понравится, можно вводить его план и проводить 1 раз в неделю.
  5. Рефлексия, то есть оформление результатов. Этот этап важен прежде всего для руководства школы.

Еще один пример отчета по самообразованию представляет собой более развернутую форму:

Шаг к большому успеху через самообразование

Отчет по плану самообразования может стать вашем маленьким шагом на пути к большим наградам, таким как

  • почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»
  • почетная грамота Правительства Российской Федерации в области образования
  • почётное звание «Народный учитель Российской Федерации»

и т.д. «Человек велик трудом» говорит наша русская пословица, что значит то, что человек приобретает славу и почет только своей работе. Любовь детей, уважение коллег, одобрение начальством возможно только благодаря рвению, организации труда и неутомимой работе. Вашим большим плюсом станет изучение литературы на иностранных языках и применение опыта учителей других стран. Несмотря на различия в образовательных системах России и стран западной Европы, обмен опытом является неотъемлемой составляющей развития науки педагогики.

По шаблону отчета о работе над темой самообразования может быть составлена и итог работы для родительского собрания. На родительском собрании можно поименно назвать учеников, отличившихся в том или ином мероприятии. Это способствует дальнейшему развитию задатков учеников: творческих способностей, наклонностей к точным предметам, любовь к природе и природным наукам и т.д.

Записка о самообразовании от первого лица

В школах распространена форма записки о самообразовании, где отчет подается от первого лица и подробным указанием педагогического стажа и квалификации. Несмотря на то, что это отчет за год по теме самообразования воспитателя, именно такой вид формы отчета по самообразованию характерен для учителей высшей категории.

Класс и организация работы по самообразованию

Организация работы по самообразованию педагогов существенно зависит от класса, где работает педагог. Отчет по самообразованию учителя начальной школы должен базироваться на разработке и планировании физических активностей как на территории школы, так и вне её. К примеру, в школе можно делать физкультминутку, а за её пределами малышам нужно резвиться в парке. Отчет учителя средних классов важен тем, что помимо обычных уроков нужно постепенно внедрять классные занятия, способствовать сплочению коллектива, планировать творческие выступления. Отчет по плану самообразования учителя старших классов должен преследовать цель профориентации ученика, выявлению его предрасположенностей к тому или иному виду деятельности. Один из самых популярных способов для этого - это тесты на профориентацию, тип темперамента, определения уровня интеллекта.

Роль отчета о работе по теме самообразования

Самоанализ плана самообразования – один из процессов, совершаемых только учителем по собственной инициативе. Согласно Федеральному закону работники педагогической сферы имеют право получение дополнительного профессионального образования только 1 раз в 3 года. Однако благодаря индивидуальной методической работе учителя - отчете по самообразованию уже сейчас можно выявить недостатки в своей работе. Их можно исправить путем получения консультаций с работниками педагогической сферы, общения с коллегами или вебинаров. Форма отчетности по теме самообразования способствует координации работе всего учебного заведения, распределения рабочих часов психолога, встречам детей с ветеранами, зарождению школьных традиций и праздников. Если педагогу не предоставили образец отчета по самообразованию учителя, то это сигнал о проверке для учителя. В этом случае хотят произвести мониторинг способности человека обращать внимание на детали, развить привычку сидеть над кропотливой и трудоемкой работе.

Как молодому педагогу написать отчет по самообразованию?

План самообразования учителя - настоящая головная боль для молодого учителя. Человеку, который только что пришел из вуза, не доверят вести свой предмет. Как правило, это обычная процедура, ведь директор школы должен проверить выпускника на профпригодность, убедиться, что он любит свой предмет и детей. Задание руководства по написанию отчета, и поиск ответа на вопрос как писать отчет по самообразованию учителя проверит стрессоустойчивость педагога. Поиск информации - одно из золотых правил классного руководителя. Дети не воспринимают рутину, поэтому так важно находить новые решения для проведения классного часа, поездок и мероприятий.

Ошибки в отчете по самообразованию учителя

Если отчет учителя по самообразованию составлен неверно, это может привести к негативным последствиям. В первый раз учителю сделают замечание, во второй раз - выговор, третий раз - увольнение. Чтобы этого избегать, учителю настоятельно рекомендуется фиксировать всю активность с помощью блокнота, в крайних случаях - диктофона. Как написать отчет по теме самообразования, чтобы к нему не придралось начальство? Есть несколько секретов

  • Во-первых, кратко, но существенно прописывайте итоги и выводы из проделанной работы. Это шанс не повторить промашки, которые были допущены и качественный показатель для начальства.
  • Используйте как можно больше нововведений и новшеств. Не бойтесь проявлять ваш творческий потенциал. Дети в любом возрасте любят креативную работу. Довольные дети - довольные родители, и ваш авторитет в глазах директора.

Как сделать отчет по самообразованию учителя, чтоб успеть в срок? Сделать это дома, если есть такая возможность. В тишине и спокойствии вы можете сосредоточиться на этой работе. Отчет педагога по теме самообразования - это не просто бумажная работа, а лицевая сторона работы педагога.

Отчет и квалификация школы

Отчет по теме самообразовании педагогов влияет на квалификацию учебного заведения. Так, если учителю удалось привить любовь к иностранным языкам, то это, в свою очередь, принесет победы на олимпиадах по этому предмету. В свою очередь это может привести к получению статуса гимназии или лицея или школы с углубленным изучением иностранных языков. Такое решение Районо может способствовать повышению окладов учителей.

Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги. И во всём остальном также стараемся идти в ногу со временем. Узнавая новое, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим других и учимся сами.

На страницах этого раздела собраны готовые планы, отчёты и программы по самообразованию. Они содержат актуальный и перспективный опыт Ваших коллег по данному вопросу. Уверены, что он будет полезен и Вам.

Строим своё самообразование, используя положительный опыт коллег.

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 2559 .
Все разделы | Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию

Педагогический совет «Самообразование - основа успешной работы педагога» с применением АМО-технологии Цель : выявление влияния самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагога Задачи : 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к самоанализу и саморазвитию в процессе организации методической работы 2. Показать...

План по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3–4 лет» Воспитатель : Сальвассер Кристина Евгеньевна Сроки : 2019-2020уч/год Вид работы : практический Актуальность : Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее...

Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию - План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Публикация «План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста...» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШУМЯЧСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ «СОЛНЫШКО» План по самообразованию воспитателя Богатыревой Ирины Александровны По теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Шумячи 2018 –...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Самообразование «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки» В рамках темы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников» выбрала для себя тему по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки». Реализуется с детьми средней группы(4-5 лет. «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию...

План работы по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности» Цель: Изучить способы, методы и приёмы для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет; повышение компетенции по вопросам...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры». Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи. Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: - научить детей различать основные...

Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию - Самообразование на тему «Роль загадки в воспитании детей дошкольного возраста»

"Не мыслят надобно учить,а учить мыслить."-говорил Эммануил Кант. Цель:выяснить,какую роль играют загадки в воспитании дошкольника,объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей. Задачи: -научить детей отличать загадки от других произведений; -сформировать навыки...

План по самообразованию педагога 1 категории «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4–5» План по самообразованию педагога 1 категории по теме «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5" Цели и задачи работы:1.Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество,...

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО "Средняя школа №17 г.Бобруйска"

В.В.Евдокимова

03.09.2015

ПОЛОЖЕНИЕ

о самообразовании педагогов

ГУО «Средняя школа №17 г.Бобруйска»

  1. Общие положения

Самообразование - это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Суть самообразования заключается в овладении педагогом техникой и культурой умственного труда, умении оптимально решать проблемы, самостоятельно работать над собственным профессионализмом для повышения результативности педагогической деятельности, проявляющейся в качественных изменениях личностного развития обучающихся.

Самообразование - это специально организованная самостоятельная систематическая деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно значимых целей, удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной компетенции.

2. Цели самообразования

Самообразование является основой повышения профессионального уровня педагога. Основными общими целями самообразовательного процесса учителя являются:

  • повышение уровня психолого-педагогического образования;
  • углубление теоретических знаний по преподаваемым дисциплинам;
  • повышение уровня методического мастерства;
  • поиск путей, способствующих повышению качества образования;
  • оптимизация форм и методов обучения;
  • повышения культурного уровня и эрудиции учителя;
  • реализация творческого потенциала.

В процессе работы учителя по самообразованию цели и задачи конкретизируются в зависимости от избранной темы и этапа.

3. Содержание работы по самообразованию и критерии выбора направления самообразования

Индивидуальная самообразовательная деятельность позволяет учителю определять содержание и методы работы в зависимости от его индивидуальных особенностей, методических запросов и конкретных условий деятельности. Однако формирование каждым учителем содержания самообразования зависит от той проблемы, над которой работает педагогический коллектив учреждения образования, методическое объединение и индивидуальной проблемы в работе учителя.

4. Алгоритм организации самообразовательной деятельности педагога:

1) самодиагностика, проблемный анализ профессиональной деятельности, фиксация проблем и их причин;

2) осознанное принятие решения о необходимости профессионального развития, самоопределение на основе анализа педагогической деятельности, профессиональных потребностей, мотивов, целей;

3) актуализация проблемного поля самообразования;

4) определение стратегии и тактики саморазвития, выбор темы, разработка плана, отбор форм и методов работы над темой;

5) реализация плана самообразования; накопление и систематизация как теоретического, так и практического материала по теме;

6) демонстрация наработанного материала (презентеция, приглашение в творческую лабораторию, выставка, отчет, серия открытых уроков, публикации в периодической педагогической печати);

7) корректировка хода выполнения плана, его содержания (при необходимости);

8) самоанализ и самооценка в процессе и по итогам выполнения плана;

9) определение путей творческого роста: выбор новой темы самообразования, постановка целей, формулировка задач, выбор направлений деятельности.

5. Этапы работы над темой и сроки реализации

Этапы работы по самообразованию:

  • диагностико-теоретический;
  • практический;
  • обобщающий.

Срок работы над темой по самообразованию - до 3-х лет.

6. Оформление материалов по самообразованию

Материалы по самообразованию оформляются в отдельной папке либо являются одним из разделов портфолио.

Разделы папки по самообразованию:

  1. Титульный лист
  2. Планирование работы по самообразованию:
    • перспективный план (на 3 года);
    • индивидуальный план на текущий учебный год.
  3. Теоретическая часть (представляет собой не ксерокопии разных статей из журналов и других источников, а систематизированный учителем материал с преломлением через свой предмет: реферат, доклад или выступление на МО, педсовете по данной проблеме).
  4. Изучение эффективного педагогического опыта (включает разработки разных учителей по данной теме или проблеме с указанием автора);
  5. Практическая часть (личные методические разработки учителя в рамках темы самообразования, оформленные соответствующим образом: титульный лист и т.д.)
  6. Творческий отчет по теме самообразования.

6. Формы работы над самообразованием

Наиболее эффективными формами работы по самообразованию являются консультации, беседы, открытые уроки и мероприятия, проблемные семинары, семинары-практикумы, круглые столы, методические диалоги, панорамы опыта, презентации.

Индивидуальные формы работы:

  • работа с литературой;
  • изучение эффективного педагогического опыта;
  • анализ собственной деятельности и др.
  1. Формы подведения итогов работы по самообразованию

Формами подведения итогов работы над темой по самообразования являются:

  • создание списка информационных источников;
  • выступление с сообщениями;
  • лекции;
  • дискуссии;
  • открытые уроки и их обсуждение;
  • выставки разработок уроков и внеклассных мероприятий;
  • фестивали педагогического мастерства;
  • творческий отчет;
  • презентация;
  • самоанализ педагогической деятельности.
  1. Контроль за работой по самообразованию

Участниками административного контроля за самообразованием является директор школы, его заместители по учебной и воспитательной работе. Администрация учреждения образования контролирует своевременный выбор темы работы, составление перспективного и индивидуального планов. Руководители методических объединений учителей-предметников наблюдают за этапами выполнения планов.

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

совета государственного

учреждения образования

«Средняя школа №17 г.Бобруйска»

Протокол № 1

03.09.2015

Перспективный план по самообразованию

на 20_- 20_ г.г.

Ф.И.О. учителя ________________________________________________

Педагогический стаж ___________________________________________

Образование __________________________________________________

(указать учреждение образования, год окончания)

(указать категорию, год присвоения)

Курсы повышения квалификации (указать тему, где проходили, дату):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Тема самообразования

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Когда начата работа над темой

______________________________________________________________

Когда планируется завершить работу над темой

______________________________________________________________

Цель самообразования:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Чей опыт планируется изучить по данной теме, творческое сотрудничество по теме

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Этапы работы

Содержание работы

Сроки выполнения

Практический выход

Диагностико-теоретический

Практический этап

Обобщающий этап

Индивидуальный план по самообразованию

на ______/_____ учебный год

учителя ______________________________________________________

______________________________________________________________

Задачи:

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

Отчёт ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Примерное определение и формулировка задач на каждом этапе работы по самообразованию

Первый год работы над темой самообразования

(диагностико-теоретический этап)

Задачи:

  • проанализировать результаты педагогической деятельности и выявить проблемы;
  • определить тему самообразования на основе самодиагностики;
  • спланировать деятельность по самообразованию;
  • изучить и систематизировать теоретический материал по теме самообразования;
  • проанализировать практический опыт работы коллег по заявленной проблеме;
  • разработать критерии, определяющие эффективность деятельности по самообразованию;
  • апробировать на практике отдельные методические приёмы и т.д.;
  • систематизировать теоретический материал (в форме реферата);
  • подготовить отчёт;

Второй год работы над темой самообразования

(практический этап)

Задачи:

  • продолжить освоение отдельных приёмов и стратегий технологии…
  • адаптировать теоретический материал к конкретной ситуации (классу, предмету);
  • разработать конспекты занятий и провести их;
  • разработать опросники и провести диагностику результативности работы учащихся;
  • осуществлять творческое сотрудничество с коллегами, которые работают по этой теме;
  • подготовить отчёт;
  • принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).

Третий год работы над темой самообразования

(обобщающий этап)

Задачи:

  • создать собственные наработки в русле выбранной темы;
  • разработать и провести открытые уроки;
  • систематизировать материалы по теме самообразования;
  • провести итоговую диагностику результативности работы учащихся;
  • дать оценку эффективности применения …
  • подготовить итоговый отчёт по теме самообразования с выводами и рекомендациями для других учителей;
  • принять участие в методических мероприятиях, связанных с темой самообразования (мастер-класс, семинары, конференции и др.).

Отчёт о проделанной работе по самообразованию

  • обоснование выбора темы;
  • цель и задачи работы над темой, сроки;
  • анализ состояния вопроса по информационным источникам имеющегося опыта по решению проблемы;
  • какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях;
  • какой предполагается результат и форма его представления.

Сведения о посещении уроков и методических мероприятий коллег

Дата

Тема

Место проведения

Форма проведения

Примечание

Учет выступлений по теме самообразования

Дата

Тема

Где заслушивалось выступление

Примечание

Анализ результативности по итогам самодиагностики учителя

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии эффективности самообразования

  1. Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер.
  2. Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент).
  3. Имеет место научная обоснованность плана.
  4. Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении.
  5. Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда.
  6. Наблюдается положительная динамика результатов деятельности учащихся.
  7. Очевиден интерес учителя к продолжению самообразования.
  8. Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны педагогического совета.
  9. Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач.
  10. Формируется социальная (способность брать на себя ответственность за деятельность других), психологическая (понимание роли самообразования) компетентности.
  11. Развивается способность использования в своей работе информационных технологий.

Формы и методы руководства самообразованием учителей со стороны администрации учреждения образования:

  1. Вынесение на педагогические советы, заседания методического совета, методических объединений учителей-предметников вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений учителей по вопросам обмена опытом.
  2. Индивидуальные беседы руководителей школ с учителями об основных направлениях самообразования.
  3. Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.
  4. Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров и др.
  5. Подведение итогов самообразовательной деятельности учителя, определение задач и содержания на новый учебный год.

АНКЕТА

для выявления способности учителя к саморазвитию

Отвечая на «опросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соот- ветствующие вашему мнению: 5 - да: 4 скорее да, чем нет: 3 - и да, и нет: 2 - скорее нет: I - нет.

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для своего развития.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я положительно отношусь к продвижению по службе.

16. Я выписываю газеты.

17. Я выписываю методическую литературу.

Препятствующие факторы

1. Собственная инерция.

2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей.

4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему.

5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие информации о себе.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

8. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы

1. Школьная методическая работа.

2. Обучение на курсах.

3. Пример и влияние коллег.

4. Пример и влияние руководителей.

5. Организация труда в школе.

6. Внимание к моей проблеме руководителей,

7. Доверие.

8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

9. Занятие самообразованием.

10. Интерес к работе.

11 Возрастающая ответственность.

12. Возможность получения признания в коллективе.

Примерный план самоанализа

профессиональной деятельности педагогов

1.Формальные характеристики : преподаваемые учебные предметы; классы, в которых работает педагог; профессиональная категория; педагогический стаж.

2. Общая характеристика плана самообразования за прошедший период: полнота реализации содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели.

3. Анализ профессионально-педагогической результативности:

Личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторских дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы, развитие личностно-профессиональных компетенций и др.);

Достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сплочённость ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и др.).

4 . Профессионально-педагогическая подготовка:

Курсовое повышение квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;

Участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, общешкольных и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном совершенствовании; полнота реализации темы самообразования;

Знакомство с адресами эффективного педагогического опыта и изучение опыта работы коллег по актуальным для данного педагога проблемам;

Работа с научно-методической, справочной литературой;

Значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;

Влияние условий, созданных в учреждении образования, на самосовершенствование профессионализма педагога (наличие методического кабинета, справочно-методической литературы, учебного кабинета; положительный морально-психологический климат в коллективе; уровень управленческой культуры членов администрации и др.);

Влияние личностно-профессионального развития на качество образовательного процесса.

5. Анализ профессионально-педагогической деятельности:

Осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приёмы, средства);

Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одарёнными детьми, с претендентами на получение медалей;

Оказание дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);

Участие в общешкольных и внешкольных учебно-методических мероприятиях;

Деятельность по совершенствованию работы учебного кабинета;

Руководство процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество, ведение мастер-класса и др.).

6. Вывод: какие результаты достигнуты и что этому способствовало.

7. Определение перспектив дальнейшего саморазвития: цели, задачи, направления и содержание деятельности.

На основании индивидуальной программы определяется тема самообразования на конкретный период времени, разрабатывается план действий. Основные задачи «обрастают» конкретным содержанием, также механизмами, методами и средствами их реализации.

В 2015-2016 учебном году я взяла тему по самообразованию: .

Актуальность: События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Проблема: Можно ли повысить мотивацию дошкольников 5-6 лет в воспитании патриотических чувств?

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.
  2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
  3. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
  4. Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
  5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

  1. Н.Ф. Виноградова «Наша Родина» . М., Просвещение, 2002
  2. А.Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
  3. Е.И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» . М., Просвещение, 2007.
  4. Е.Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Е.К. Ривина «Государственная символика России М., Просвещение, 2005.
  6. Р.И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) : М., Просвещение, 2007.
  7. Л.В. Логинова «Что может герб нам рассказать» : М., Просвещение, 2007.
  8. Л.А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2007.
  9. Г.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) : М., Просвещение, 2007.

В течение 2014-2015 учебного года я подробно изучала тему по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду» .

Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому.

Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни.

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество.

Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания.

Изучение темы начала с раздела: «Патриотическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду» . Изучила книгу А.Д. Жарикова «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001. Я подготовила для родителей папку-передвижку. В которой подробно говорится о патриотическом воспитание в ДОУ. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

В октябре продолжила изучение темы с раздела: «Принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду» . Изучила статью из методической литературы по теме «Нравстенно – патриотическое воспитание детей» М., Просвещение, 2007. По данному вопросу я проводила консультацию с родителями. Я подробно изучила принципы патриотического воспитания: Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие» , озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения» , включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду) .

В ноябре продолжила изучение темы с раздела: «Актуальность создания благоприятной развивающей среды по патриотическому воспитанию» . Изучение начала со статьи Л.А. Кодрикинского «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2006.

В группе был пополнен по возрасту детей (5-6 лет) уголок по патриотическому воспитанию: «Моя Родина – Россия» !, где дети могут наглядно познакомиться с родной страной, родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы. Также была оформлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.

На основе наглядного материала, бесед, игр я познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с достопримечательностями столицы нашей Родины, с городами.

Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

В декабре – январе изучение темы продолжила: «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет» . Изучила книгу Е.Ю. Александровой и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007. В течение двух месяцев осуществила подборку дидактических игр по патриотическому воспитанию: «Военные профессии» , «Собери флаг» , «Гости города» . «Птицы нашего края» и многие другие. Были сделаны игры своими руками: «Лото «Служу России!» , «Русские узоры» , «Достопримечательности г.Балашова» , «Путешествие по Балашову» , так же были оформлены крупномасштабные макеты: «Мой детский сад» , «Пешеходная зона Балашова. Центр» , «Железнодорожный вокзал» . В группе проходил проект: «Мой любимый город Балашов» . Где итоговым мероприятием было посещение «Краеведческого музея» .

В качестве наглядного материала во время НОД, бесед, досугов использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям

В феврале продолжила изучение темы с раздела: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства» . Я продолжила изучать методическую литературу. Во время НОД и самостоятельной творческой деятельности по рисованию и аппликации дети изображали Российский флаг, рассказывая, где его можно увидеть, рисовали родные места города Балашова, кремль в Москве, изготавливали открытки к праздникам: 23 февраля, 9 мая.

В марте продолжила изучение темы с раздела: «Наша малая Родина – город Балашов» , при изучение данного раздела я воспользовалась сайтом: http: //www. bfsgu. ru/. Была оформлена презентация и показана детям: «По улицам нашего города» . Изучением данного сайта послужило создание альбомов «История нашего города» , «Современный Балашов» . «Достопримечательности нашего города» , «Красная книга Саратовской области» , «Природа нашего края» .

В апреле-мае я закончила изучение темы разделом: «Роль родителей в формировании патриотических чувств у детей» . Изучила методическую литературу по теме «Нравственно – патриотическое воспитание детей» , г. Волгоград: Учитель, 2007. Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально –положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Итогом данной работы было проведено анкетирование родителей, в котором родители отвечали на вопросы по патриотическому воспитанию в семье. В результате подведение итогов по анкетам были сделаны выводы: большинство родителей уделяют время и рассказывают детям о малой родине, о России, читают книги о войне, о героях, посещают достопримечательности нашего города и культурно-досуговые места: «Краеведческий музей» , «Дом купца Дьякова» , «Детскую библиотеку» .

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Выводы:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
  • У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  • Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

Перспективы на 2017-2018 учебный год:

  1. Продолжить работу

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама