THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Представляю Вашему вниманию дианостический кейс психологический методик по определению уровня готовности детей подготовительных групп к обучению в школе. Данные методики проводятся в ДОУ, где образовательная программа разработана на примерной основной образовательной программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная диагностика в соответствии ФГОС ДОО проводится только с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательная сфера.

Познавательная сфера отвечает за реализацию позиции, особенно характерной для дошкольного возраст, которую можно обозначить с помощью вопроса, часто задаваемого детьми: «Что это такое?». Для того чтобы ответить на него, ребенок использует такие процессы, как мышление, восприятие, память, внимание, воображение.

  • Мышление – это процесс решения той или иной задачи, который связан с познанием скрытых свойств и отношений. В дошкольном возрасте необходимо проанализировать уровень развития наглядно – образного (как доминирующего) и словесно – логического мышления (которое появляется в концу данного периода).
  • Восприятие – это процесс построения образа объекта при непосредственном контакте с объектом. О наивысшем уровне его развития в дошкольном образе свидетельствует успешность решения перцептивных задач, связанных с действием моделирования.
  • Память – это процесс сохранения и воспроизведения полученных раннее впечатлений (или информации). В дошкольном возрасте она носит в основном непосредственный характер, но к концу этого периода начинается развитие опосредствованной памяти.
  • Внимание – это способность психики сосредотачиваться на предмете деятельности. Она включает в себя такие показатели: распределение внимания (способность одновременно удерживать несколько целей), переключение внимания (способность быстро менять цели, то есть переходить от выполнения одной задачи к другой), устойчивость внимания (способность концентрироваться на выполнение деятельности).
  • Воображение – это процесс построения нового образа и отнесение его к другой реальности. Для анализа воображения используются следующие показатели: гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем (определяется количество образов, которые может создать ребенок); оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи (другими словами – это показатель, отражающий способность ребенка использовать такие действия воображения, как опредмечивание и включение); разработанность (уровень детализации образа). Говоря о разработанности образа, необходимо учитывать не просто количество деталей, но и их отнесенность к «реальности образа», функциональность. Поэтому если ребенок нарисовал большое количество элементов, но не может объяснить их значение, нельзя говорить о высокой разработанности образа.

Пиктограмма (А.Р. Лурия)

Цель методики.

Методика направлена на диагностику развития произвольного опосредованного запоминания, а так же словесно-логического мышления, распределения внимания .

С этой целью испытуемым предлагается 12 слов и выражений, которые необходимо запомнить. Инструкция звучит следующим образом :

«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты нарисуй то, что поможет потом тебе их вспомнить в конце занятия. Рисовать можно только картинки, а не буквы. Листочек только один, поэтому расположи рисунки так, чтобы все они на нем уместились».

Качество рисунка не имеет значения. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Однако экспериментатор должен поинтересоваться у испытуемого, каким образом приведенное изображение поможет ему вспомнить то или иное слово. Объяснения ребенка помогут оценить степень адекватности его ассоциаций. После окончания работы следует пронумеровать рисунки. Проверка результатов осуществляется спустя 20-30 минут: испытуемому предъявляют его рисунки, а он старается воспроизвести слова или словосочетания.

Набор слов:

  • Веселый праздник
  • Вкусный ужин
  • Строгая воспитательница
  • Тяжелая работа
  • Теплый ветер
  • Болезнь
  • Обман
  • Расставание
  • Развитие
  • Слепой мальчик
  • Страх
  • Веселая компания

Анализ методики осуществляется по пяти показателям.

  1. Количество правильно воспроизведенных слов говорит об уровне развития опосредованной памяти. Поэтому в протоколе обязательно отмечаются воспроизводимые слова.

В норме дети 5 лет без искажений могут воспроизвести 5-6 слов из 10; дети

6 лет –7-8 слов из 12, 7 лет –9-10 слов из 12 . Как правило, часть слов дошкольники искажают на смысловом уровне (трудная работа – тяжелая работа). С учетом таких ошибок можно привести следующие нормы: для детей 5 лет – 7 слов из 10,

6 лет – 9-10 слов из 12, 7 лет – 10-11 слов из 12.

  1. Уровень развития мышления. Слова, включенные в набор для запоминания, различаются по степени конкретности. Например, «развитие», «сомнение», справедливость» - весьма абстрактные понятия, которые предполагают особый способ изображения. Поэтому на основании полученных рисунков делается вывод о преобладании конкретных (характерных при доминировании наглядно-образного мышления) или абстрактных образов, то есть обобщенных (при соответствующем уровне развития словесно – логического мышления).

Ярким показателем конкретности мышления является наличие на рисунках людей . При наличии выраженного образного мышления ассоциации могут быть достаточно оригинальными и одновременно позволяющими испытуемому вспомнить нужное слово или словосочетание.

  1. Уровень развития воображения на основании параметра гибкости и разработанности.

Показатель гибкости определяется на основании того, сколько различных образов создал испытуемый. Несмотря на то, что все слова, предлагаемые ребенку для опосредствованного запоминания разные, можно встретить рисунки на которых они обозначаются одинаково.

Показатель разработанности определяется степенью детализированности изображения . При этом нужно помнить о том, что деталь должна быть функциональной, то есть направленной на установление адекватной ассоциации с образом и словом.

Повышенная детализация рисунков, явно не раскрывающая специфику образа (или представление нескольких образов изображений для обозначения одного слова), может свидетельствовать не только о развитии воображения, сколько о слабости памяти, либо об общей неуверенности ребенка. Если в методике «Десять слов» испытуемый показал нормальный результат, то, скорее всего, речь идет о эмоциональной напряженности, тревожности.

  1. Уровень развития внимания. Устойчивость (концентрация) внимания отражается на качестве рисунков. Если качество изображения постепенно падает, то это свидетельствует об истощаемости внимания . То, как ребенок располагает рисунки, говорит о распределении внимания. Если он разбрасывает изображения хаотично, сильно варьируя размер, сталкиваясь с проблемой нехватки места, то это говорит о низком уровне развития внимания. Причиной этого может быт быть повышенный уровень тревожности. Однако в случае, когда рисунки тщательно отгораживаются друг от друга и нумеруются. То есть отмечается подчеркнутая организация работы, то речь может идти о высоком уровне концентрации внимания на фоне повышенной тревожности.
  2. Реакция испытуемого на те или иные слова. Ребенок может эмоционально реагировать на те или иные слова и словосочетания, поскольку они могут затрагивать значимые для него сферы жизни. Это отражается не только на характере используемых для запоминания ассоциаций, сколько на характере изображений. Изображения эмоционально окрашенных слов будут выделяться на фоне остальных рисунков.

Низкий уровень – 0 – 6 слов;

Средний уровень – 7 – 8 слов;

Высокий уровень – 9 – 12 слов.

Методика «Десять слов» (А.Р. Лурия)

Цель методики.

Эта методика предназначена для диагностики произвольной непостредственной памяти.

Особенности проведения методики.

Методика организована следующим образом. Экспериментатор называет 10 слов, между которыми отсутствует очевидная смысловая связь и предлагает испытуемому в произвольном порядке воспроизвести слова. Процедура повторяется пять раз, причем весь список читается заново. В регистрационный лист заносятся названные слова, подписываются лишние слова.

Набор слов:

  • Самолет
  • Чайник
  • Бабочка
  • Ноги
  • Свеча
  • Тачка
  • Бревно
  • Журнал
  • Машина
  • Волк

Интерпретация результатов методики.

По результатам проведения методики строится кривая запоминания, где по оси абсцисс отмечается номер серии, а по оси ординат – количество воспроизведенных испытуемым слов. Очевидно, что кривая при хорошем состоянии памяти идет вверх .

Количество воспроизведенных с первого раза слов показывает объем памяти, а число повторений, необходимых для запоминания всего ряда, говорит о скорости запоминания.

Для детей дошкольного возраста называние 8 –9 слов по результатам пяти серий считается нормальным результатом . Если же ребенок называет много слов, а затем с каждым разом все меньше, то в этом случае нельзя говорить об ограниченном объеме памяти, поскольку здесь речь идет о внимании, в частности о высокой степени его истощаемости.

Кривая запоминания также может носить пилообразный характер , что говорит о слабой устойчивости внимания . Воспроизведение одного и того же количества слов в разных сериях или называние других слов может свидетельствовать о наличии органических дисфункций мозга.

Эта методика позволяет также оценить объем внимания. Фактически количество воспроизводимых слов отражает количество информации, которое удерживает ребенок в единицу времени.

Низкий уровень – 0 – 6 слов;

Средний уровень – 7 – 9 слов;

Высокий уровень – 10 слов.

Методика «Шифровка»

Цель методики.

Методика предназначена для оценки переключения, устойчивости, распределения и объема внимания.

Особенности проведения методики.

На листе бумаге с которым работает ребенок, изображены различные фигуры, расположенные в несколько рядов. Над фигурами нарисован «ключ» - набор фигур, представленных на листе, внутри которых изображены дополнительные элементы. Экспериментатор обращает внимание ребенка на «ключ» и предлагает воспроизвести его на пяти первых фигурах. После этого он просит испытуемого продолжить выполнять задание в быстром темпе. Время работы – 2 минуты.

Интерпретация результатов.

Данная методика позволяет оценить следующие свойства внимания: способность ребенка концентрироваться на выполнении задания (устойчивость внимания) и умение переходить от одного задания к другому. О слабости концентрации внимания говорят пропуски фигур и большое количество ошибок. О степени переключения внимания свидетельствует количество заполненных фигур, то есть скорость обработки определенного объема информации.

За каждую правильно заполненную фигуру испытуемый получает 1 балл.

Норма: 6 лет – 35 баллов, 7 лет – 45 баллов.

Количество ошибок говорит о степени концентрации внимания. Показатель переключения внимания отражается в количестве правильно заполненных фигур. В 6 лет – 2 (при 37 заполненных фигурах), в 7 лет – 1 ошибка (при 45 заполненных фигурах).

0 – 23 – низкий уровень,

24 – 36 – средний уровень,

37 – 45 – высокий уровень.

Результаты считаются по формуле:

S = 0.5*N – 2.8*n

Где S – показатель переключения и распределения внимания

N – количество геометрических фигур. Просмотренных и помеченных соответствующими значками в течение 2 минут.

n – количество ошибок, допущенных во время заполнения задания. Ошибками считаются неправильно поставленные значки и пропущенные.

S 0,15 – высокий уровень;

0.1 S 0,15 – средний уровень;

S 0.09 – низкий уровень.

Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко)

Цель методики.

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Особенности проведения методики.

В качестве материала детям дается по 10 фигур и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так, чтобы получилась картинка.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: « Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Интерпретация методики.

  • 0 – 2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.
  • 3 – 4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.
  • 5 – 7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.
  • 8 – 9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенным сюжетом.
  • 10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

Низкий уровень – от 0 до 2 баллов.

Средний уровень – от 3 до 7 баллов.

Высокий уровень – от 8 до 10 баллов.

Методика «Перцептивное моделирование»

(В.В Холмовская)

Цель методики.

Развитие восприятия. Методика направлена на исследование одного из важнейших перцептивных действий – моделирования, которое позволяет выстроить сложную форму из отдельных сенсорных эталонов.

Особенности проведения методики.

Экспериментатор предлагает ребенку выбрать из набора деталей те, которые позволяют сконструировать фигуру определенной формы. Из 15 заданий первые три являются вводными, и поэтому не оцениваются. На примере работы с этими рисунками детям объясняют :

«Фигуры пробных задач разделены пунктирными линиями на части, что помогает соотнести их с изображенными ниже деталями, найди идентичные, чтобы получить такое же изображение. На остальных страницах образцы даны в нерасчлененном виде. Теперь ты сам должен разделить их самостоятельно».

В первых четырех заданиях для составления фигуры используются две части, в следующих четырех – три и в следующих четырех – четыре.

Интерпретация результатов.

Задание считается выполненным, если ребенок правильно выбрал все необходимые части. Каждая задача оценивается определенным количеством баллов – чем сложнее задача, тем более высокий балл. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно.

Максимальное количество очков – 36.

задачи

Правильные

детали

Количество

баллов

2, 5

2, 4

2, 4

2, 5

1, 4, 5

2, 4, 5

1, 2, 4

2, 4, 5

1, 2, 4, 5

1, 2, 4, 5

1, 2, 3, 5

1, 2, 5, 6

К семи годам дети, обладающие высоким уровнем развития восприятия, способны решить все задачи, что соответствует 36 баллам. Условно выделяется три уровня развития восприятия:

Низкий 0 – 8 баллов;

Средний 8 – 25 баллов;

Высокий 25 – 36 баллов.

Методика «Прогрессивные матрицы» (Дж. Равена)

Цель методики.

Развитие мышления. Исследует мыслительные операции (словесно-логическое и наглядно-образное мышление).

Особенности проведения методики.

Ребенку предлагается такая инструкция: « Смотри, здесь нарисована большая картинка (показать), из нее как будто вынули кусочек, получилась как будто дырочка (показать), а ниже нарисованы заплатки (показать). Посмотри, какую из этих заплаток надо сюда (показать) положить, чтобы этой дырочки не было видно, чтобы ее не стало, чтобы рисунок совпал, чтобы картинка получилась правильная. Покажи пальчиком эту заплатку». Далее выполняются все две серии заданий, состоящие из 12 заданий. Ответы вносятся в протокол.

Интерпретация методики.

За каждый правильный ответ испытуемому начисляется 1 балл. Если ребенок неправильно выполнил первые пять заданий, то выполнение методики прекращается, поскольку считается, что испытуемый не понял принцип решения.

Ответы ребенка сравниваются с ключом правильных ответов.

Серия А

Серия В

Низкий уровень – 0 – 10 баллов;

Средний уровень – 11 – 21 балл;

Высокий уровень – 22 – 24 балла.

Мотивационно – потребностная сфера.

При анализе мотивационно – потребностной сферы интересуют мотивы, актуализированные у ребенка. Если к началу дошкольного возраста все значимые сферы развития являются фактически рядоположенными, то к его концу на первый план должен выходить социальный мотив, являющийся одним из критериев готовности к школе ребенка. С этой целью используется

Методика «Три желания» (А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых)

Цель методики.

Данная методика предназначена для оценки развития мотивационно – потребностной сферы.

Особенности проведения методики.

Для проведения методики экспериментатор заранее на листе бумаги рисует цветок с тремя лепестками. Затем дает испытуемому следующую инструкцию: «Представь себе, что это волшебный цветок. На каждом лепестке можно написать заветное желание». Экспериментатор вписывает ответы в лепестки.

Интерпретация методики.

При анализе ответов ребенка, прежде всего, необходимо определить общую направленность его желаний: ориентированность на себя или на других людей. Если все желания отражают эгоцентрическую направленность ребенка, то это свидетельствует о недостаточном развитии мотивационно-потребностной сферы. Однако если все желания направлены на других, то это также не является показателем благополучного развития (скорее всего ребенок боится выразить собственное желание). Еще одним неблагоприятным показателем развития является отказ от желаний или называние в качестве желаний установленных педагогом норм и правил.

Очевидно, что наиболее значимые желания высказываются в первую очередь, поэтому необходимо оценивать порядок называния желаний. В дошкольном возрасте большинство желаний должно быть связано с ведущей, игровой деятельностью.

При анализе ответов определяются их категории, которые представляют ту или иную значимую для ребенка сферу. Это могут быть:

  • материальная сфера (например, игрушки),
  • сфера общения (например, поближе познакомится с кем-то из сверстников),
  • учебная сфера (например, желание повысить успеваемость),
  • семейная сфера (например, сходить с папой в зоопарк).

Общий проективный характер методики позволяет актуализировать наиболее напряженные для ребенка сферы, в рамках которых сосредоточены его потребности. Напряжение может проявляться в желаниях содержащих агрессию («хочу избить обидчика»), тревожность («хочу, чтобы меня не пугали»), нехватку эмоционального тепла («хочу киску»)

Эмоционально – личностная сфера.

Основной показатель эмоционально – личностной сферы является самооценка ребенка, его личностные особенности и представления о значимых социальных сферах (о семье и детском саде).

Для диагностики этой сферы используются следующие методики:

  • «Лесенка»
  • «Цветовой тест Люшера»
  • «Тест Тэммл – Дорки – Амен»

Тест Теммл - Дорки – Амен.

Цель методики.

Выявление уровня тревожности у детей.

Описание методики.

Ребенку предлагается следующая инструкция: «Художник нарисовал картинки, но забыл нарисовать лицо. Посмотри, что здесь происходит, и скажи (или покажи), какое бы ты подставил личико - веселое или грустное?»

Ответы ребенка заносятся в Бланк ответов. При этом можно использовать любой вариант шифровки. Например: «+» - веселое, «-» - грустное или «1» - веселое, «2» - грустное и пр. Дети не обязаны объяснять, почему они выбирают то или иное лицо. Даже если ребенок выбирает веселое личико для картинки, на которой на мальчика (девочку) замахиваются стулом, - не возражайте. Предупредите детей, что в этом задании нет правильных или неправильных ответов, и каждый решает так, как ему хочется. Следите, чтобы другие дети не мешали ребенку подсказками. Нельзя объяснять ребенку то, что происходит на картинке, нельзя «подводить» его к ответу.

Можно лишь периодически просить ребенка, чтобы он внимательнее смотрел на то, что происходит на картинке.

Интерпретация результатов.

Обработка теста происходит путем суммирования количества грустных лиц, выбранных ребенком. Полученный результат характеризует уровень его тревожности. Для вычисления индекса тревожности в процентах следует сумму отрицательных выборов разделить на 14 и умножить на 100:

ИТ = (отрицательные лица / 14) * 100

ИТ – число эмоционально – негативных выборов.

В зависимости от величины индекса тревожности дети подразделяются на три группы:

Высокий уровень – ИТ 50

Средний уровень – 20 ИТ 50

Низкий уровень – ИТ 20

Цветовой тест Люшера.

Цель методики.

Позволяет исследовать, насколько комфортно ребенок чувствует себя дома, в детском саду и выявить эмоциональные установки школьников по отношению к предстоящему школьному обучению.

Описание методики.

Цветовые карточки выкладываются перед ребенком. В ряд (один или два) карточки раскладывать нельзя, так как в этом случае из-за эффекта сочетания искажается восприятие цвета. Карточки надо разбросать на листе в случайном порядке.

Ребенку дается следующая инструкция:

«На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Покажи этот цвет пальцем». Задайте следующий вопрос: «На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение дома в выходные дни?»

У дошкольников спрашивают об их настроении в ситуации, когда они:

1) утром идут в детский сад;

2) находятся дома в выходные дни;

3) думают, что скоро в школу.

Номера выбранных цветов заносятся в Бланк ответов.

Продолжение инструкции

«А теперь будем выбирать цвета заново. Сейчас из разложенных перед тобой цветов выбери тот, который тебе больше всего нравится, кажется красивее». Выбранный цвет уберите из поля зрения ребенка. Далее предложите ребенку произвести аналогичный выбор среди оставшихся цветов и так далее до конца. Последовательность предпочтения цветов записывается в Бланке ответов.

Иногда среди оставшихся 2-3 цветов ребенок не может выбрать лучший, так как все они ему не нравятся. Тогда надо изменить инструкцию и спросить: «Какой из этих цветов самый плохой, хуже всех?» Ответы записываются в «обратном порядке», начиная с последнего цвета.

Интерпретация методики.

Результаты вносятся в таблицу, по которой видно, настроение ребенка в определенных ситуациях («дома», детский сад», «школа»), предпочитаемые цвета ребенка, соотнесение персонажей и цвета по отношению к ребенку.

Чем выше испытуемый располагает себя (ассоциирует себя с наиболее предпочитаемым цветом), тем выше его самооценка.

Особо следует отметить положение родителей и других родственников по отношению к ребенку. Понятно, что отстраненность персонажа (отдаленность от ребенка) говорит о неблагоприятной ситуации в их отношениях.

Отдельно необходимо отметить те случаи, когда ребенок обозначает себя и какого-либо из персонажей одним цветом, обычно одного из родителей. Ребенок хочет быть похожим на этого человека.

Интерпретация цветовых выборов.

Синий цвет.

Выбирают чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети с хорошим эстетическим развитием. Имеют потребность в глубоком личностном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Если эта потребность не удовлетворяется, то все равно еще долго сохраняется как позитивный эмоциональный настрой ребенка.

Зеленый цвет.

Предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.

Дома – необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьезное отношение к их желаниям и достижениям, чтобы взрослые не обращались с ними как с маленькими.

Школа – стремятся получать только пятерки, хотят быть отличниками, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями. Добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим.

Красный цвет.

Предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Они обычно оптимистичны, шумны и веселы. Часто сдержаны.

Желтый цвет.

Предпочитают мечтательные дети. Полные надежд, но не готовые активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию.

Дом и школа – вызывают у ребенка положительные и светлые чувства.

Фиолетовый цвет.

Предпочитаю дети, у которых присутствуют инфантильные установки

Школа – ребенок еще не чувствует ответственности ученика и хочет ходить в школу, в основном, для того, чтобы играть и общаться с другими детьми. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят. Но если появляются трудности отношение к школе резко меняется.

Дома – родители продолжают общаться с ребенком как с маленьким, умиляются его капризам и строят отношения с ним по принципу гиперопеки.

Коричневый цвет.

Предпочитают тревожные дети, которые часто испытывают эмоциональный и физический дискомфорт, неприятные болезненные отношения (меня тошнит, болит голова), страх.

Дома, школа, детский сад – плохо себя чувствует в этих ситуациях. Боится дома, школы и все что с ними связано.

Черный цвет.

Предпочтение этому цвету отражает негативное отношение к себе и к о всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Если выбирает в качестве основного любимого цвета, то ребенок видимо смирился с той отрицательной оценкой, которую часто получает от окружающих.

Школа, детский сад – ненавидят все, что связанно с ними и открыто говорят об этом.

Дома – состояние открытой конфронтации с родителями.

Серый цвет.

Предпочтение серого связано с инертность и безразличием. Серое отношение к д/с, школе выражено пассивным неприятием и равнодушием.

Дома – дети представлены сами себе, брошены, какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых отсутствует.

Дома

Д /сад

Школа

Красный

Желтый

Зеленый

Фиолетов

Синий

Коричн.

Серый

Черный

Методика «Лесенка»

Цель методики.

Изучить особенности самооценки.

Особенности проведения методики.

Ребенку предлагают: «Посмотри на эту лесенку. Тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньках выше стоят хорошие дети (показывают), чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньки – самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама, папа, воспитательница?

Ребенку предлагается листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить правильно ли ребенок понял вашу инструкцию.

Интерпретация методики.

Первая ступень – низкая самооценка,

Вторая ступенька – заниженная самооценка,

Третья ступенька – адекватная самооценка,

Четвертая ступенька – завышенная самооценка,

Пятая ступенька – высокая самооценка.

Психологическое обследование детей

По программе А.Н.Веракса

«Готовность детей к школе»

Предварительный просмотр:

Результаты психологического обследования.

Фамилия, имя ребенка____________________________ Возраст____________

Группа ________________________ Дата обследования ___________________

Методика «Пиктограмма»

Понятие

Что нарисовано

Объяснение

Воспроизведение

Веселый праздник

Вкусный ужин

Строгая воспитательница

Тяжелая работа

Теплый ветер

Болезнь

Обман

Расставание

Развитие

Слепой мальчик

Страх

Веселая компания

Методика «Матрицы Равена»

Серии

балл

всего

Серия А

Серия В

Методика «10 слов»

Кол-во

слов

дом

лес

кот

игла

брат

ночь

мост

окно

конь

стол

Доп-я

Кривая запоминания

Перед поступлением ребенка в 1-й класс проводится диагностика его школьной зрелости. Цель - определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:

ь физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения;

ь психическую готовность к школе - соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;

ь социальную готовность к школе - развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т.д., правил поведения, коммуникативных умений);

ь дидактическую готовность к школе - готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т.д.).

На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей.

Во-первых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается - все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.

Во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь одни из них могут быть развиты хорошо, а другие не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные "слабые места" могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.

В-третьих, диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна учителю: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.

Для определения уровня готовности детей к школе используются различные диагностики:

ь Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.

ь Методика Джекобсона по определению объема памяти.

ь Методика Бурдона по определению концентрации и распределения внимания.

ь Методика Бурдона, выявляющая уровень развития операции систематизации.

ь Методика Бурдона по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать.

ь Методика Бурдона по определению мыслительных способностей детей 6 лет. И многие другие.

Нами использовались такие методические диагностики, как:

1. Диагностика готовности детей к школе Керна-Иерасека.

Форма проведения: групповая.

Оборудование: листы бумаги, подготовленные карточки, ручки, цветные карандаши.

Цель: определить готовность ребенка к обучению в школе (общей осведомленности).

Инструкция.

Методика состоит из трех заданий:

1. Срисовывание письменных букв.

2. Срисовывание группы точек.

3. Рисование мужской фигуры.

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

А. Копирование фразы "Ей дан чай"

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную письменными буквами. Если ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши также.

3 балла - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

5 балл - каракули.

Б. Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.

Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же точки вот здесь" (показать где).

1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо

незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

2 балла - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

4 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.

5 баллов - каракули.

В. Рисунок человека

Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)". Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

При оценке рисунка человека учитывается:

Наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;

Наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;

Способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

1 балл - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища.

2 балла - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.

3 балла - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".

5 баллов - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

Если общая сумма баллов:

1-6 - высокий уровень

7-11 - средний уровень

12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика)

Результаты представлены в Таблице №1.

2. Диагностика эмоционального состояния первоклассника.

Форма проведения: групповая.

Оборудование: подготовленные бланки, цветные карандаши.

Цель: выявить эмоциональное состояние ребенка "по дороге в школу", "на уроке", "по дороге домой".

Детям объясняются значение цвета для определения своего эмоционального состояния.

ь Красный - хорошее, веселое, испытываю удовольствие, желаю проделывать это снова и снова.

ь Зеленый - бывает веселое настроение, но бывает и грустное, иногда испытываю желание не делать этого.

ь Синий - настроение плохое, испытываю желание не делать этого.

Результаты представлены в таблице №2.

3. Диагностика социальной готовности ребенка к школе (Игра "Рукавичка").

Форма проведения: в парах.

Оборудование: одинаковые, не раскрашенные рукавички, один набор цветных карандашей.

Цель: определить готовность детей работать в паре, уметь договариваться.

Инструкция.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с одинаковым в каждой паре, но не раскрашенным, орнаментом. Количество пар рукавичек равно количеству пар участников игры. Экспериментатор произвольно раскидывает рукавички по помещению. Дети разбредаются по залу. Берут рукавичку, потом отыскивают свою пару (игрока с такой же точно рукавичкой), вместе садятся за парту и с помощью цветных карандашей стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаково рукавички. Экспериментатор наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Результаты представлены в таблице №3.


Скачать бесплатно в.pdf

Одной из главных тенденций последних лет стало обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования, обязательным условием чего является выработка стойкой мотивации к обучению у воспитанников ДОУ и малышей, воспитываемых в семьях.

Современные методики диагностики готовности ребенка к школе позволяют оценить способность восприятия дошкольником стандартизованного программного материала по трем показателем:

  • интеллектуальный уровень;
  • эмоционально-волевая готовность;
  • социально-психологическая готовность - личное желание ребенка пополнить ряды школьников.

Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Проведение диагностических мероприятий, целью которых является определение готовности дошкольника к переходу на новую ступень обучения, не может быть успешным без понимания ответственным специалистом особенностей психологического развития малышей данной возрастной категории.

Понятие «психологической готовности» к школьному обучению сложилось в отечественной педагогике относительно недавно, но разделение данного понятия на три составляющие - интеллектуальную, социальную и эмоциональную готовность - уже стало общепризнанным.

Таблицу диагностики психологической готовности ребенка к школе
Скачать в.docx

Компоненты психологической готовности к школьному обучению

Особенности
Личностная готовность Сформированность личной позиции дошкольника по вопросам школьного обучения оценивается по трем критериям:
  1. Отношения с взрослыми (родителями, членами семьи, близкими). Педагогу-психологу на этапе тестирования важно оценить способности воспитанника по восприятию условных учебных ситуации, налаживанию связей в коллективе для достижения поставленных целей - качеств, позволяющих принять взрослого в роли учителя.
  2. Взаимоотношения со сверстниками. Одной из главных особенностей в общении детей старшего дошкольного возраста становится появление акцента соревновательности, определяющего разные способности детей по освоению конкретных видов деятельности. В условии скорого перехода к системе оценивания ребенку очень важно осознать свои сильные и слабые стороны для налаживания уверенного взаимодействия со сверстниками.
  3. Отношение к самому себе. К концу дошкольного этапа обучения у ребенка должна сформироваться адекватная оценка собственных знаний и умений - это способствует .
К показателям личной готовности также следует отнести изменение предпочтений воспитанников к типам занятий (письмо и счет вызывают больший интерес, чем рисование и музыкальная деятельность), их организации (заинтересованность в участии в классных занятиях), пересмотр отношения к дисциплинарным нормам и поощрениям (готовность выполнять требования учителя на протяжении урока, стремиться к хорошим оценкам), появление ощущения морального долга (получение удовольствия от решения сложной интеллектуальной задачи, оказания помощи другу).
Интеллектуальная готовность Данный показатель предполагает наличие у старшего дошкольника определенного объема знаний и умений, необходимого для понимания программы начальной школы, и базовых умений в сфере учебной деятельности. От выпускников ДОУ требуется:
  • освоение разных уровней владения родным языком;
  • наличие навыков аналитического мышления;
  • умение ориентироваться на заданные требования при выполнении простых заданий;
  • отказ от фантазийного восприятия действительности в пользу рационализма;
  • способность к логическому запоминанию информации;
  • адекватное восприятие разговорной речи;
  • должный уровень развития двигательных и зрительных координаций;
  • наличие начальных знаний по школьным дисциплинам - математике, чтению, письму .
Социальная готовность Переход на школьную ступень обучения для многих детей совпадает с кризисом 6-7 лет, вызванным несогласием со своей социальной ролью, желанием получить большую самостоятельность и занять более взрослую позицию. Социальная готовность в первую очередь выражается в появлении желания посещать школу, а также способности налаживать взаимоотношения с одноклассниками, педагогами.

При тестировании получение достоверных данных возможно только при условии, что диагностика психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школе будет проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям. В ходе комплексной оценки психологического состояния дошкольника следует проверить такие способности:

  • Умение определять цель предстоящей деятельности.
  • Способность к рассуждению, построению логических высказываний.
  • Овладение основными операциями логического мышления.
  • Выработка адекватного отношения ко всем выполняемым видам учебной деятельности.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Таким образом, может быть выполнена посредством небольшого собеседования, в ходе которого дошкольнику предлагается ответить на ряд простых вопросов:

  1. Как тебя зовут? (Фамилию можно засчитывать за правильный ответ).
  2. Как зовут твоих маму и папу?
  3. Сколько тебе лет?
  4. Как называется город (населенный пункт), в котором ты живешь?
  5. Назови свой домашний адрес.
  6. Каких ты знаешь домашних и диких животных? (Дошкольник должен назвать как минимум двух домашних и диких животных).
  7. В какое время года на деревьях появляются листья? В какое время года листва опадает?
  8. В какое время дня ты просыпаешься? Как называется то время дня, когда ты идешь спать?
  9. Какие столовые приборы ты знаешь? (Следует назвать как минимум три).
  10. Какими предметами одежды ты пользуешься? (Следует назвать как минимум три).

Беседа является базовой формы диагностики готовности к школьному обучению. В современной педагогической практике более распространено применение сложных тестов, позволяющих выявить показатели по каждому отдельному компоненту психологического состояния, при необходимости - разработать систему коррекционных мер. К наиболее популярным методикам тестирования относятся следующие:

  • Определение состояния кратковременной памяти (методика А.Р. Лурия). Дошкольнику зачитывают десять односложных слов, не связанных между собой, и предлагают воспроизвести услышанное.
  • Определение объема памяти (методика Джекобсона), основанная на способности к повтору ряда чисел.
  • Тест на определение концентрации внимания. Воспитаннику дают заполненный бланк, на котором нарисованы разные геометрические фигуры, и предлагают отметить крестиком названные.
  • Методика по определению способностей классифицировать предметы (распределение карточек с картинками по группам - животные, транспорт, овощи, цветы, люди).
  • Тест на определение мыслительных способностей . В ходе тестирования перед ребенком выкладывается ряд из 5 картинок. Дошкольнику нужно выбрать, какая картинка является лишней.
  • Методика для выявления развития образного мышления (следует собрать простой пазл из 3-5 частей).
  • Тестирование на знание цветов (необходимо называть цвета, изображенные на демонстрируемых педагогом карточках).
  • Проверка качества звукопроизношения, в ходе которой ребенку необходимо повторить за взрослым слова, содержащие свистящие, шипящие, небные и сонорные звуки.
  • Оценка шаблонного повторения движений. Воспитаннику предлагается воспроизвести простые фигуры, узоры, написанные на тетрадном листе в клеточку.
  • Методика Керна – Йерасека, направленная на оценку уровня развития тонкой моторики руки.

Педагог-психолог, ответственный за проведение тестирования, может использовать комплекс из нескольких методик и беседы для определения КПГ - коэффициента психологического готовности дошкольника к школе.

Диагностика эмоциональной готовности ребенка к школе

Эмоционально-волевая готовность является одной из базовых предпосылок для успешного освоения программного материала в начальной школе. Эта категория проявляется в умении сосредотачиваться, контролировать свои действия и управлять эмоциями, «играть по правилам» и преодолевать собственное «не могу».

Диагностика эмоционально-волевой готовности ребенка к школе осуществляется посредством проведения простых тестов:

1. Способность копировать сложные образцы (методика Н.И. Гуткиной «Домик»).

Ребенку предлагается на чистом листе бумаги воспроизвести домик в точности, как на образце. В случае неправильного копирования деталей их следует не стирать, а рисовать правильный вариант сверху.

Данная методика иллюстрирует уровень произвольного внимания, тонкой моторики кисти и координации движений.

2. Графический диктант (методика Д. Б. Эльконина).

Перед началом выполнения задания следует вспомнить с ребенком, какая рука левая, а какая - правая. После воспитаннику выдается тетрадный лист в клеточку и карандаш. Малыш должен проводить линии под диктовку взрослого.

Точность воспроизведения узоров, количество клеточек в которых не должно превышать 12-15, позволяет определить способность к ориентации в пространстве и готовности к выполнению рекомендаций взрослого.

3. Определение уровня саморегуляции.

В ходе теста ребенку предлагается писать палочки по образцу в течение нескольких минут, придерживаясь простых правил: писать через клеточку, не выходить за границы поля, соблюдать заданную последовательность (например, I-II- III-I...).

Диагностика социальной готовности ребенка к школе

Наличие мотивации дошкольника к обучению в школе очень важно, поскольку даже при наличии выдающихся интеллектуальных способностей нежелание учиться может привести к очень . Диагностика социальной готовности ребенка к обучению в школе проводится в ходе беседы, подразумевающей формулировку воспитанников полных, четких и емких ответов на следующие вопросы:

  1. Ты хочешь стать первоклассником?
  2. Зачем нужно учиться в школе?
  3. Что делают дети во время уроков?
  4. Как нужно вести себя на уроках?
  5. Что такое домашнее задание? Почему его нужно выполнять?
  6. Когда дети приходят из школы домой, что они делают?
  7. Когда ты пойдешь в школу, что измениться в твоей жизни?

В ходе беседы педагог-психолог может задавать дополнительные вопросы, чтобы убедиться, что ребенок верно понял содержание. При условии, что дошкольник правильно ответил на половину вопросов, он может считаться полностью готовым к школе.

Диагностика готовности ребенка к школе

(Н.Я.Кушнир).

Понятие «готовность к школе» в возрастной и педагогической психологии довольно распространено, что обусловлено несколь­кими вариантами вступления детей в школьную жизнь (с шести или семи лет), а также отбором дошкольников в гимназию, лицей, профильные и специализированные классы. В связи с этим возникла проблема разработки показателей, критериев го­товности ребенка к школе и, как следствие, диагностических методик, тестов, которые позволяют установить степень его го­товности, прогнозировать развитие в процессе обучения.

Нами определены два подхода к изучению этого вопроса (см. схему 2). Первый подход можно назвать педагогическим, сог­ласно которому готовность к школе определяют по наличию у детей 6 - 7 лет учебных навыков (умение читать, считать, писать, рассказывать).

Однако использование для диагностики только предметных тестов, проверочных заданий, диагностических методик дает од­ностороннюю информацию о ребенке. Не решенными остаются вопросы, связанные с его актуальным и потенциальным психи­ческим развитием, соответствием психологическому возрасту, возможным отставанием или опережением. В связи с этим педагогический подход не имеет прогностической валидности: он не позволяет прогнозировать качество, темп, особенности усво­ения знаний конкретным ребенком в детском саду или начальной школе.

Психологический подход к проблеме готовности к школе нельзя назвать универсальным. Тем не менее при большом раз­нообразии диагностических средств, используемых психологами для определения готовности к школе, существует общее теоре­тическое представление, которое заключается в том, что готов­ность к школе - результат общего психического развития ре­бенка на протяжении его дошкольной жизни.

Психологами разработано множество специальных тестов, проб, методик для определения готовности детей к обучению в школе. Исследователи выделяют разные стороны психического развития в качестве самых важных показателей такой готовнос­ти.

Обобщая эмпирические данные по проблеме психологичес­кой готовности в отечественной психологии, специалисты выде­ляют четыре параметра (аффективно-потребностная, произ­вольная, интеллектуальная и речевая готовность), на основе ко­торых создаются диагностические методики, разрабатываются задания, пробы и т. д.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Анализ диагностических средств изучения психологической готовности к школе шести-семилетних детей позволил выделить следующие параметры: уровень развития мотивационной, интеллектуальной, произвольной, речевой готовности, сформированное необходимых предпосылок учебной деятельности.

Одним из методов получения информации об уровне разви­тия детей 6 - 7 лет при приеме в шкоду может быть экспресс-диагностика, основная цель которой заключается в том, чтобы определить, какие дети нуждаются в проведении коррекцион-но-развивающей работы.

    «Тест в картинках» помогает определить предпочитаемый вид деятельности

    Методика «Нарисуй самого себя» помогает определить уровень сформированное образных представлений (групповой тест).

    Тест «Кубики» помогает определить уровень наглядно-образного мышления

    Методика «Классификация» помогает выявить уровень сформированности понятий посредством операции классификации

    Методика «Третий подходящий» помогает определить уровень сформированности понятий

    Тест «Правая - левая рука» выявляет способность ребенка к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других

    Методика Пьерона-Рузера помогает определить уровень сформированности саморегуляции и обучаемости (групповой тест)

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕМИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

    Методика «Тест в картинках» помогает определить пред­почитаемый вид деятельности.

    Тест «Персонификация мотивов» выявляет наиболее зна­чимые мотивы для обучения в школе

    Методика «Выбери фигуру» помогает определить уровень сформированности наглядно-образного мышления

    Методики для определения уровня словесно-логического мышления

4.1. Классификация. Психолог говорит ребенку: «Из пяти слов выбери то, которое считаешь лишним»

4.2. Аналогии.

    Тест «Правая - левая рука» помогает определить спо­собность к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других людей

    «Тест Куглера» помогает определить уровень развития аналитико-синтетической деятельности

    Тест «Шифровка» Векслера помогает определить уровень развития саморегуляции, обучаемости (групповое тестирование)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ШЕСТИ СЕМИ ЛЕТ

Задание 1 «Нарисуй кружочки» выявляет умение запоми­нать, руководствоваться инструкцией при выполнении задания.

Задание 2 «Графический диктант» выявляет умение следо­вать указаниям психолога, помогает самостоятельно решать пос­тавленную задачу

Задание 3 «Четыре правила» выявляет способность ребенка планировать свои действия согласно правилу, осуществлять са­моконтроль

Задание 4 «Кодирование» помогает определить уровень обу­чаемости, саморегуляции

Задание 5 «Палочка и крестик» помогает определить уровень саморегуляции

Задание 6 «Дорисуй фигуру» помогает определить уровень восприятия

Задание 7 «Найди слова» (тест Мюнстерберга) помогает оп­ределить уровень устойчивости и избирательности внимания

Задание 8 «Поиск образцов» помогает определить особен­ности избирательности внимания

Задание 9 «Узнавание фигур» (тест Бернштейна) помогает выявить особенности образной памяти

Задание 10 «Девять геометрических фигур» помогает опре­делить особенности образной памяти

Задание 11 «Парные связи» помогает определить уровень произвольного запоминания с использованием приема функци­ональных связей

Задание 12 «Пиктограмма» выявляет способность к ассоци­ативному зрительно-словесному запоминанию

Разделы: Школьная психологическая служба

Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.

Инструкция. "Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл "слова".

Набор слов: веселый мальчик, вкусный обед, строгая воспитательница, сложная работа, холодно, простуда, обман, дружба, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.

Самое непохожее

Инструкция. Одну из фигур(любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку и просят: "Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая - только одна." указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: "Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?" Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.

Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному параметру (например, большой и маленький синий квадрат), спросить: "Чем эти фигурки отличаются друг от друга?". Так же можно помочь выделить и другие признаки - цвет и форму.

Последовательные картинки

Инструкция. "Посмотри эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? А теперь расположи карточки так, чтобы получился связный рассказ".

Если ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь вопросами: "Кто изображен? Что они делают?" и т.д. Убедившись, что ребенок понял общее содержание картинок, предложите разложить их по порядку: "Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается". В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать ребенку. После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в рассказе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы что бы пожарные потушили пожар, а потом он возник, или чтобы сначала собака стащила курицу, а потом она опять оказалась в корзинке. Если ребенок самостоятельно ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

Графический диктант.

После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: "Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает дверь. Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева на право длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия).Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. Вот я, не отрывая руки провожу линию на три клетки налево - к окну (на доске соответствующая линия). Все поняли как надо рисовать?".

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы - две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнять инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

По прошествии времени, отведенного для самостоятельного узора, проверяющий говорит: "Теперь поставьте карандаш на следующую тоску. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит: "Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клеточки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор".

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: "Поставьте карандаш на самую последнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одну клетку вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент собирают у детей листки. Общее время проведение методики обычно составляет около 15 минут.

Тесты школьной мотивации

Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.

  1. Ты хочешь идти в школу?
  2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
  3. Чем тебе больше всего нравиться заниматься в детском саду (дома)? Почему?
  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  5. Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?
  6. Какие у тебя любимые книжки?
  7. Почему ты хочешь идти в школу?
  8. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
  9. Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?
  10. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
  11. Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?
  12. В игре в школу что у нас будет длиннее - урок или перемена?

Тест Лесенка

Покажите ребенку лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых тебе детей. На трех верхних ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше ("хорошие", "очень хорошие", "самые хорошие") А на трех нижних ступеньках - плохие. Чем ниже, тем хуже ("плохие", "очень плохие", "самые плохие"). На средней ступеньке дети не плохие и нехорошие. На какую ступеньку ты поместишь себя? Почему?

Затем задайте ребенку вопрос: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь какой ты на самом деле и каким хотел бы быть". После этого спросите: "На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)".

Анализ результатов.

Пиктограмма

Методика для исследования опосредованной памяти, образного мышления. Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.

Проведение теста. Взрослый читает слово, а ребенок рисует. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунок, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относиться. Через 20-30 минут после окончания рисования детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки. Вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова "разлука" ребенок говорит "расставание" или вместо "вкусный ужин" - "сладкий ужин", это ошибкой не считается.

Для детей 6-7 лет нормой будет воспроизведение 10-12 слов из 12. О развитии образного мышления говорит характер рисунков, а именно: связь их с темой, отражение сути предмета.

Уровни выполнения:

  • Ниже среднего уровня - рисунки мало связаны с с темой, либо эта связь поверхностная (но слово "холодно" ребенок рисует дерево и объясняет, что ему тоже холодно).
  • Средний уровень - адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов (например, развитие).
  • Высокий уровень - рисунки отражают суть данного предмета. Например, для "вкусного ужина" может быть нарисован или торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой.

Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало несвязанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае это является показателем хорошей механической памяти, которая компенсирует недостаточный уровень развития мышления.

Самое непохожее

Л.А. Вагнер

Позволяет изучить мышление и восприятие детей.

Проведение теста. Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур:

  • 2 синих круга (маленький и большой) 2 красных круга (маленький и большой),
  • 2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).

Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентируются на весе эти параметры при выборе фигурки.

Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе "самой непохожей" фигурки и которые он назвал.

  • Ниже среднего - преобладание выбора по одному признаку без называния признака.
  • Средний уровень - преобладание выбора по двум признакам и называние одного.
  • Высокий уровень - преобладание выбора по трем признакам и называние одного - двух.

Последовательные картинки

Методика направлена на изучение словесно-логического мышления. Ребенку предлагается серия картинок (5-8), в которых рассказывается о каком-то событии. Используются последовательные картинки теста Д. Векслера: Соня, Пожар, Пикник.

Проведение теста. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются картинки.

Анализ результатов. При анализе результатов учитывают, прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

Ребенок должен расположить не только в логической, но и в "житейской" последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.

Уровни выполнения:

  • Ниже среднего уровня - картинки раскладываются в случайном порядке, и по ним составляется рассказ.
  • Средний уровень - картинки раскладываются и описываются, следуя житейской логике.
  • Высокий уровень - дети раскладывают и описывают картинки, следуя логике изображенного содержания.

Графический диктант.

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Методика проводиться следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками (см. рис.). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.

Обработка результатов.

Результаты выполнения тренировочного узора не оценивается. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производиться по следующей шкале:

  • Точное воспроизведение узора - 4 балла неровность линий, "дрожащая" линия, "грязь" и т.п. не учитывается и не снижается оценка).
  • Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 3 балла.
  • Воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла.
  • Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл.
  • Отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.
  • За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале.
  • Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну - за выполнение диктанта, другую - за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4 .

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 7.

Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводиться итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

Тест-опросник на определение сформированности "внутренней позиции школьника".

Учитываются ответы на вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.

При сформированной "внутренней позиции школьника" ответы на вопросы будут такими.

№ 1 - Хочу идти в школу.

№ 2 - Не хочет еще на год остаться в детском саду (дома).

№ 3 - Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)

№ 4 - Люблю, когда мне читают книги.

№ 5 - Сам прошу чтобы мне прочитали.

№ 10 - Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

№ 11 - Хочу быть учеником.

№ 12 - Пусть будет длиннее урок.

Тест Лесенка

В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком: колеблется ли он, раздумывает, аргументирует свой выбор, задает вопросы и т.д.

Если ребенок не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что мама (другой взрослый) оценивает его так же, аргументируя свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: "Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама сказала", то можно предположить, что у него неадекватно завышенная самооценка.

О высокой самооценке можно говорить, если после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступеньку, называя свои недостатки и упоминая совершенные промахи, объясняет их внешними, не зависящими ото него. Причинами и считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: "Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный".

Если, обдумав задание, он ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия ссылаясь на реальные ситуации и достижения, что оценка взрослого такая же либо ниже, то можно говорить об адекватной самооценке.

Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: "Мама так сказала", то это свидетельствует о заниженной самооценке.

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он не понял задание либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задание, на все вопросы отвечает "Не знаю.".

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям 4-5 лет: они не видят своих ошибок, на могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка 6-7 лет становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях, привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка может быть завышенной.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как свидетельство неблагополучного эмоционального развития личности.

Литература.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под ред. Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой Ярославль, Академия развития 2006 г.)

2. Справочник психолога начальной школы. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Издание 4-е. Ростов-на-Дону "ФЕНИКС" 2006 г.

3. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. М.Н. Ильина Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск. Питер 2004 г.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама