THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Конкурсное задание Критерии оценивания (баллы) Максимальная оценка по каждому критерию оценивания – 10 баллов
Проведение урока 1. Организационный момент учебного занятия: · подготовка обучающихся к началу занятия, включение в деловой ритм; · подготовленность оборудования, технического оснащения урока и т.п.
2. Целеполагание: · ясность и четкость постановки цели и задач; · взаимосвязь поставленной цели (задачи) с изученным ранее материалом; · взаимодействие учителя с обучающимися на этапе постановки цели и задач (обсуждение или декларация).
3. Доведение до обучающихся типа и формы занятия: доведение до обучающихся целесообразности выбора типа и формы занятия, учет их реакции и точки зрения на предложение учителя (например, диспут, защита проекта, урок-исследование, заочное путешествие, лабораторная работа, конференция, общественный смотр знаний, коллоквиум, традиционный урок и т.д.)
4. Мотивация обучающихся на занятии: · целенаправленно создание атмосферы заинтересованности при изучении темы; · ориентация обучающихся на удовлетворение личностно-ориентированных потребностей в пределах занятия
5. Организация учебной деятельности обучающихся а) характер учебных заданий, вопросов, упражнений: проблемный, исследовательский, репродуктивный, по образцу (в зависимости от задач); б) соотнесение речевой активности обучающихся и учителя в ходе занятия (в зависимости от типа урока)
6. Психолого-педагогический аспект занятия; стиль общения в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик»: · преобладание положительных эмоций учителя и обучающихся; · гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса; · взаимодействие в освоении учебного материала в позициях «учитель-ученик», «ученик-ученик», «группа-группа»
7. Методика, технология преподавания (через призму результативности учебных достижений обучающихся): · традиционные методы преподавания; · собственные оригинальные методические приемы; · использование инновационных педагогических технологий; · оправданность выбора методов, форм и способов обучения
8. Отбор и реализация содержания занятия: · соответствие содержания поставленным целям и задачам: научность, доступность, наглядность, необычность, новизна, занимательность учебного материала; · достаточность и содержательная целесообразность объема учебного материала
Осуществление самоанализа урока 9. Аргументированность выбора содержания, средств и методов обучения на уроке (методический и психолого-педагогический аспект).
Максимально 90 баллов

ПОЛОЖЕНИЕ О РАЙОННОМ (отборочном) ЭТАПЕ КОНКУРСА СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ЗА НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ»

Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения в Кировском районе Санкт-Петербурга районного (отборочного) этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в 2018 году (далее - Конкурс).

1.2. Санкт-Петербургский (городской) этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в 2018 году (далее - Конкурс) проводится Комитетом по образованию совместно с Санкт-Петербургским Епархиальным управлением Русской Православной Церкви. Районный (отборочный) этап конкурса организуется и проводится ИМЦ Кировского района Санкт-Петербурга.

1.3. Конкурс направлен на:

Стимулирование творчества педагогов и воспитателей;

Расширение духовно-просветительской и гражданско-патриотической работы среди детей и молодежи;

Организацию всех видов групповой и индивидуальной деятельности по духовно-нравственному воспитанию;

Повышение качества обучения и воспитания учащихся;

Внедрение инновационных разработок в сфере образования, содействующих развитию личности гражданина России.

1.4. Отбор работ проводится по номинациям:

«Лучшая инновационная разработка года»;

«Лучшее педагогическое исследование года»;

«Лучший издательский проект года»;

«Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»;



«Лучшая методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»;

«За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения».

Цели и задачи Конкурса

2.1. Цели Конкурса;

Стимулирование творчества педагогических работников образовательных учреждений Кировского района Санкт-Петербурга и поощрения их за многолетнее высокое качество духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи, за внедрение инновационных разработок в сферу образования, содействующих духовно-нравственному развитию детей и молодежи;

Выявление и распространение лучших систем воспитания, обучения и внеучебной работы с детьми и молодежью.

2.2. Задачи Конкурса:

Обобщение имеющейся практики гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания и обучения детей и молодежи;

Отбор и внедрение наиболее эффективных методик гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания и обучения; формирование базы данных об имеющемся эффективном опыте образовательной деятельности;

Отбор лучших работ для участия в городском этапе Конкурса.

Участники Конкурса

3.1. В Конкурсе могут принять участие коллективы авторов (не более 5 человек) и руководители организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам. Возможно участие отдельных педагогических работников ОУ Кировского района Санкт-Петербурга.

3.2. Работы победителей и лауреатов Конкурса предыдущих лет не могут представляться на Конкурс повторно.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. (Слайд №2)


Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: (щелчок)
анализировать свои действия;
(щелчок)
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
(щелчок)
отличаться мобильностью;
(щелчок)
быть способны к сотрудничеству;
(щелчок)
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.


В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? (Слайд №3)
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.


Какие требования предъявляются к современному уроку: (Слайд №4)
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
(щелчок)
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
(щелчок)
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
(щелчок)
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
(щелчок)
вывод делают сами учащиеся;
(щелчок)
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
(щелчок)
времясбережение и здоровьесбережение;
(щелчок)
в центре внимания урока - дети;
(щелчок)
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
(щелчок)


При планировании урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники: (Слайд №5)

(щелчок)
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
(щелчок)
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
(щелчок)
деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
(щелчок)
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
(щелчок)
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).


Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.


(Слайд №6) (щелчок)

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ещё до недавнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями стандартов упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и декламировать.

(Слайд №7) (щелчок)

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.


(Слайд №8) (щелчок)

При планировании уроков, также необходимо обращать внимание на дидактические требования к современному уроку: четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом: (щелчок)
требований к результатам освоения основной образовательной программы;
(щелчок)
требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
(щелчок)
требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

(Слайд №9) (щелчок)
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
(щелчок)
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
(щелчок)
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
(щелчок)
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
(щелчок)
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
(щелчок)
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.


При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. (Слайд №10) Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. (щелчок) Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях.

(Слайд №11)

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

(Слайд №12)

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
(щелчок)

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: (щелчок)
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.

(щелчок)
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
(щелчок)
предъявить противоречивые факты, теории;
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.


Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы. (Слайд №13)
таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.
(Слайд №14)


Список литературы:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

Михайлова Е.С.

учитель начальных классов

Цель: определить основные особенности современного урока и условия его успешного проведения.

Форма проведения: технология деятельностного метода.

Для проведения педсовета участники делятся на 4 группы так, чтобы в группе были учителя, преподающие разные предметы.

Вступление

Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, привычным, каждый элемент которого регламентирован, с точным объёмом учебного материала, постоянными ритуалами и правилами Современный урок - это урок свободный, характеристики которого рождаются по велению времени и благодаря усилиям педагога.

Сегодня этот урок малоизучен, его технологии только апробируются.

Почему же появилась необходимость нового урока, новых технологий, нового подхода к ученику и содержанию обучения?

Тема сегодняшнего педсовета “Критерии эффективности современного урока”. Тема эта стоит всё острее, т.к. меняются требования общества к жизни, к себе, к учителю, смещаются приоритетные ценности, т.е. всё то, от чего зависит будущее этого самого общества.

Сегодняшний педсовет мне хочется начать словами человека, который считается ярым реакционером и консерватором, человека, которого ненавидели вольнодумцы всех времён – словами обер-прокурора Синода Константина Петровича Победоносцева. В самом конце XIX века он написал, на мой взгляд, блестящую работу о школе, работу, которая никогда не была опубликована, работу, которая вскрывает многие проблемы школы современной, и саму её суть.

“Учитель есть самая сущность школы и без учителя никакая школа немыслима, учитель должен быть создан для школы.

Учитель и его инструмент – урок – вот основа старой и новой концепции школы. Именно в наши руки отдан великий инструмент обучения – урок.

Учитель должен помнить “…что он делает великое дело, которое нельзя делать с небрежением”.

Сегодня современный урок имеет несколько иные приоритеты в своих признаках, целях и задачах, потому что у общества иные требования к ученику.

Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы.

Надобно приобрести задатки действительного знания и вынести из школы и желание и способность дальше воспитывать его в себе,- написал ещё в XIX веке К.П. Победоносцев

В связи с этим во главу угла на уроке встаёт индивидуальность ученика, осмысленность и осознанность его действия на уроке, наличие равенства учителя и ученика. И даже больше - главным на уроке стал ученик, а учитель только организатор его процесса познания. Сегодня наша задача не вложить любыми способами учебный материал в голову ученика, а научить его находить знания, выработать у него устойчивую мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений.

В конце XIX века Константин Петрович Победоносцев сказал: Обычно у нас, к сожалению, только внешнее: “ум ученика представляется как бы комодом со множеством ящиков и уголков, которые требуется все наполнить фактами, предполагается, что они останутся в уме навсегда и что каждое помещение служит их хранилищем, из которого можно извлечь когда угодно нужное знание. Но пройдёт немного времени и все эти знания пропадут бесследно, потому что знание было механическое, а не жизненное”.

И всё-таки - урок – это такая форма организации процесса обучения, в которой получение информации является главным. Практически все наши методики нацелены на усвоение содержания обучения. Но усваивается только то, чем ученик овладевает как субъект (делатель) учебной деятельности, действуя осмысленно и осознанно.

А значит, ученик должен каждый урок понимать, что он будет делать и зачем ему это надо.

И опять обратимся к словам обер-прокурора: “Мы склонны приписывать действенную силу методике обучения. Но применение той или другой методики может иметь лишь одно механическое действие, если ученик не понимает, зачем ему тот или другой урок”.

Заставить ученика учиться можно лишь тогда, когда он начинает понимать, для чего он учится: в этом смысле настоящее учение состоит в том, что ученик приводится к знанию. Для этого добрый учитель обращается к двум душевным качествам, на которых утверждается любое знание: к любознательности и к наблюдательности.

Повторюсь, поскольку сейчас ученик стал субъектом урока крайне важна осознанность его действий.

Осознанность действий начинается на уроке с этапа выбора целей.

А поэтому ученику лучше проявить инициативу уже при определении целей и задач урока, плана действий на уроке.

К сожалению, сейчас ценности в содержании образования уходят на дальний план и очень часто оказываются оторваны от системы жизненных ценностей. А ученик в нашем понимании просто обязан их усваивать и считать важным то, что таковым для него не является.

Очень часто мы на уроке говорим “вы должны”, “вы обязаны”. Вам необходимо,… а это воспринимается как посягательство на личность и вызывает сопротивление.

Учителям предлагается определить причины нежелания учиться и пути преодоления их (на работу дается 10 минут, а затем каждая группа предлагает итоги своей работы).

Отсюда же и другая беда… Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов, среди поступающих в школу только 50% хотят учиться, а к новому году мы теряем ещё 20% желающих. Почему не хотят? Мы скажем:

Неинтересно… Можно допустить ещё одно предположение: не хотят учиться так, как мы предлагаем…

Что же делать?

Сделать учебную ситуацию мотивированной, т.е. надо минимизировать основные причины нежелания учиться и активизировать желание учиться.

Почему современный ученик не хочет учиться?

Перегрузка – одна из самых важных причин нежелания учиться: и действительно объем информации всё возрастает.

Парадокс в том, что никто и никогда не подсчитывал: а достаточно ли отведённого по учебному плану времени для усвоения заданного в учебнике материала?

Последние расчёты показали чудовищную перегрузку почти по всем предметам.

И ученику остается только защищаться и он защищается как может: списывает, обманывает, быстро забывает, просто не учит – это всё формы защиты. Да мы ещё по нескольку параграфов задаем от старания… Важную роль в желании учиться играет:

1. Физиологическая безопасность:

  • проветренный класс,
  • хорошее освещение,
  • достаточная кубатура,
  • сытость,
  • выспавшиеся,
  • здоровые.

2. Психологическая безопасность:

  • потребность в принятии,
  • уменьшение страха и стресса.

По данным исследований, у 60% учащихся ведущим мотивом прихода в школу является мотив страха. Ребята учатся не потому, что хотят учиться, а во избежание множества неприятностей. Много страхов из-за неудовлетворительной оценки. И здесь поможет технология положительной обратной связи. При оценке знаний + - - -+.

Другой наш бич – инфантильность детей.

Эрозия внимания, хроническая рассеянность и гиперактивность – всё это проявление определённой инфантильности сегодняшних детей.

Циклы внимания представляют последовательность: 90-110 минут активной деятельности, 10-20 минут снижение внимания. Бесполезно нагружать класс, если большинство учащихся на минимуме внимания, особенно на уроках повторения, обобщения, закрепления.

Задания учителям: определить основные особенности урока, которые необходимо учитывать при его подготовке (на работу дается 10 минут, а затем каждая группа предлагает итоги своей работы).

Что же делать? Всеми доступными способами поддерживать внимание ученика.

Для поддержания внимания мотивированными должны быть все действия учащихся на уроке, соблюдение принципа контрастности… в звуках, движениях, эмоциях…

Отсутствие мотивов учения приводит к равнодушию ученика на уроке, полному отсутствию внимания…

Охотнее всего мы делаем то, к чему чувствуем свою готовность, это нормальное человеческое чувство – проявить себя в том, к чему мы чувствуем себя готовыми. Утверждают, что есть такие виды деятельности, которые учащийся вообще никогда не сможет усвоить (творческие, спортивные действия.)

Учёные считают, в ходе учебного процесса в мозгу учащегося происходит интуитивное сопоставление его возможностей и требований учебного предмета. В случае положительного для себя сигнала возникает потребность учения и работает учебная мотивация. В случае отрицательного сигнала учащийся стремится избежать изучения данного предмета, предвосхищая возможность неприятных ощущений. Таким образом на уроке материал должен быть построен так, чтобы удовлетворять разные виды восприятия:

  • кинестетики,
  • визуалы,

разным видам способностей:

  • рациональные,
  • эмоциональные,
  • интуитивные,
  • деятельностные.

Главной задачей обновляющейся современной школы является не столько приобретение прочных базовых знаний, сколько обучение механизмам самоорганизации собственной деятельности, поиску и добыванию знаний. Без мотивации действий мы не сможем добиться нужного результата, а психологи всё чаще говорят о Мотивационном кризисе.

Почему? Колоссальная избыточность материала.

Отсутствие уверенности в собственной психологической безопасности.

Есть “кнут”, мало “пряников”.

В классе сидят дети с разными способностями.

Сегодня учитель вынужден значительное время уделять пробуждению желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, нам необходимо научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного материала. Как это сделать?

Задание: определить способы убеждения актуальности знаний по предмету.

При подготовке к уроку необходимо понимать, что показать актуальность и важность знаний можно следующими способами:

  • возбудить интерес,
  • пробудить желание,
  • побудить к действию,
  • придумать изюминку урока,
  • урок должен удивлять.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход.

Инициативная активность

Сегодня обычно грустно шутят, что у учащихся есть один выбор: быть или не быть… физически на уроке. Прийти в школу, донести своё бренное тело до парты, порадовать коллектив своим присутствием или остаться дома и порадовать самого себя.

Главное здесь – создание условий для свободных, самостоятельных, ответственных и инициативных действий учащихся: Надо давать возможность проявлять:

Быстроту, гибкость переключения с одного способа действий на другой,

Способность действовать с полной затратой усилий,

Способность доводить начатое до конца,

Способность удерживать отдаленную цель.

Вопрос учителям.

Как это сделать?:

Соревнование,

Проблемность,

Смена деятельности,

Парадоксальность заданий,

Физминутки.

Соблюдение принципа контрастности.

Поощрение.

Обращение к личному жизненному опыту.)

Дифференциация материала и способов действия в соответствии со способностями учащихся.

Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы, быть автором своей жизни. И способствовать этому должен урок… А вот тут масса возможностей для творчества учителя…

Что же является основой, базой проектирования современного учебного процесса и как его составляющей – урока?

Основные компоненты урока:

2. Организационно-практический Как?

3. Контрольно-оценочный Что в итоге?

Цель – это результат, к которому надо прийти, усвоение знаний, умений, навыков. Если учитель ставит перед собой цель урока, не посвящая в неё учеников, он превращает их в материал. Средство достижения своих целей, а они не всегда совпадают с целями учеников.

Методов и форм работы очень много и мы их используем. Важно другое… Необходимо максимальное разнообразие заданий, видов деятельности, средств, источников, даже языка представления (научный, графический, символический, образный и т.д.)

Необходимо, чтобы каждый имел возможность высказаться, используя разные формы предъявления наработанного: озвучивание, афиширование, акцентирование, репортаж, информация о сделанной работе… Использовать надо всё, что помогает не упустить главное, интересное на уроке.

Вопрос учителям.

Как победить негативное отношение ученика перед отметкой?

Что в итоге? 60% учеников испытывают страх перед отметкой.

Отметка – количественное выражение оценки усилий и результата деятельности человека в балл, в которых зафиксирован достигнутый им уровень по отношению к стандарту. Оценка – качественная словесная характеристика, комментарий о том, что удалось, а что – нет.

Оценка…для чего? Не только ведь для наказания или поощрения… А для:

  • диагностики,
  • констатации,
  • стимулирования а также функция,
  • регулятивная (воспитательный процесс со стороны родителей).

Нужно отметить, что молчаливая цифра мало что может сказать родителям, однако может вызвать гневную реакцию, если не соответствует их ожиданиям.

Поэтому - самое важное сейчас - самооценка учащихся…

Как её организовать:

  • взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка,
  • самостоятельный выбор заданий по уровню сложности,
  • сопоставление индивидуальных ответов,
  • работа под копирку,
  • работа без ошибок, но с отметкой,
  • работа без отметки, но с ошибками,
  • работа без отметки и без ошибок, только с пометами учителя

Оценка 5 (отлично)

    методическая грамотная разработка обучающих, воспитательных и развивающих задач урока;

    отличные знания по предмету преподавания;

    создание на уроке эмоциональной творческой атмосферы;

    применение различных форма и методов обучения;

    применение поисковой или частично-поисковой ситуации, которая моделируется с учётом возраста и уровня развития учащихся;

    активное участие учащихся в овладении учебным материалом;

    систематическая работа со всеми учащимися; умение держать в поле зрения весь класс; отличная дисциплина;

    оптимальное сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся, дифференцированный подход к учащимся;

    отличное владение педагогическим рисунком на доске;

    на уроке грамотно и чётко формулируются студентом вопросы к учащимся по композиции, колориту, форме, сюжетному и образному решению;

    достаточное количество оценок их аргументация (например, за работу по композиции, за ответы на заданные учителем вопросы, за тоновое и цветовое решение натюрморта и т.д.);

    в конце урока проводится просмотр и анализ детских рисунков;

    были решены задачи на развитие художественно-образного, логического, пространственного мышления детей;

    урок имеет определённую, последовательно реализовываемую дидактическую цель, характеризуется логическим, психологическим и организационным единством;

    соблюдение педагогической этики и такта, грамотная речь;

    практикант умеет правильно распределить время урока.

Оценка 4 (хорошо)

    урок проведён на хорошем методическом уровне, отвечает основным требованиям, предъявляемым к отличному уроку, но имеет некоторые недостатки, например:

    практикант не проявил необходимого умения в управлении классом;

    в процессе ведения урока допущена несоразмерность его этапов;

    недостаточно стимулировалась активность учащихся;

    построение урока не вполне соответствовало его теме и типу;

    в изложении учебного материала допускались неточности;

    на уроке используются определённые методы и приёмы в достаточном количестве;

    наглядный методический материал представлен в полной мере;

    блоки задач обучающие, развивающие и воспитывающие, разработаны достаточно грамотно и решены в ходе урока;

    вопросы студентом ставятся грамотно и хорошо формулируются;

    создана эмоционально-творческая атмосфера на уроке;

    решены задачи на развитие логического и художественно-образного мышления;

    педагогическим рисунком владеет свободно и уверенно;

    цель урока достигнута, дисциплина хорошая.

Оценка 3 (удовлетворительно)

    практикант затрудняется в самостоятельном проведении;

    поставленная цель и задачи решены недостаточно грамотно;

    грубых ошибок по структуре урока нет;

    допущены ошибки в изложении учебного материала;

    не достаточно разработаны блоки задач: познавательные, развивающие и воспитывающие;

    на уроке применяются разнообразные средства обучения, но практикант не владеет методикой их использования достаточно свободно, нарушает требования к применению технических, наглядных и иных средств обучения, не умеет работать с классной доской;

    студент слабо формулирует вопросы по композиции, цветовому решению, передаче формы, пространства, сюжету и образному решению;

    имеются недостатки в педагогическом пояснительном рисовании;

    дисциплина учащихся удовлетворительная;

    на уроке недостаточно сочетается индивидуальная и коллективная работа, практикант, работая с одним учеником или группой учащихся, оставляет без внимания класс;

    практикант во время ведения урока не проявляет методической инициативы и не может выйти за рамки конспекта урока;

    на уроке имеют место речевые ошибки, не всегда поправляются ответы учащихся, содержащие их.

Оценка 2 (неудовлетворительно)

    практикант допускает ошибки в изложении учебного материала, намеченная дидактическая цель урока не достигнута;

    допущены серьёзные ошибки методического характера;

    задачи на развитие художественно-образного, логического и пространственного мышления детей не решены;

    учащиеся не усвоили материал урока;

    испытывает затруднения при вербальном воспроизведении основного теоретического материала урока, демонстрации практических приемов деятельности, формируемых на уроке;

    студент не может формулировать вопросы;

    на уроке не решаются воспитательные задачи;

    не умеет управлять классом, поддерживать рабочую атмосферу, дисциплину и порядок;

    практикант не готов к проведению урока.

МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Рассмотрим один из наиболее сложных для студента профессиональных вопросов: проведение методического анализа урока изобразительного искусства .

Проблема урока - его содержание, построение, организация и методика работы на уроке - определяется тем, что в повышении эффективности каждого урока методика видит повышение качества обучения и воспитания ребенка в целом. На сегодня существует несколько различных вариантов схем анализа уроков, но все эти схемы являются более общедидактическими, чем частнометодическими. Поясним свою мысль: урок изобразительного искусства отличается от всех других уроков содержательной стороной, т.е. при проведении урока изобразительного искусства важными являются предметно-художественные требования. При этом нельзя определить, какие из них (общедидактические или специфически-художественные) важнее. Например, если учитель неверно подобрал систему заданий, подводящих детей к осознанию той или иной закономерности, никакие дидактические приемы, реализованные на уроке (организация мотивации, сотрудничество и т.п.) не компенсируют эту методическую ошибку.

С другой стороны, сама по себе логика построения знакомства детей с художественным понятием или способом действий определяет и цель, и виды действий учащихся по достижению этой цели, и уровень достижения цели. Если система заданий выстроена учителем таким образом, что она играет роль «подведения» ребенка к осознанию и принятию учебной задачи (что обеспечивает и мотивацию деятельности в целом), а затем - эта же система заданий играет роль «организатора» деятельности детей по достижению учебной задачи, по ходу дела реализуя и самоконтроль, и сотрудничество детей и учителя, и развивающий аспект, то в этом случае она реализует и воспитательный аспект, поскольку обеспечивает каждому ребенку содержательную познавательную деятельность на уроке.

Однако, как показывают наши наблюдения, в массовую школу такие взгляды на современный урок изобразительного искусства внедряются слабо. В большинстве школ, к сожалению, критериями оценки уроков изобразительного искусства по-прежнему являются количество рисунков и поделок, объем работ, выполненных учащимися, правильные и быстрые ответы детей на вопросы, которые задает учитель, разнообразие средств наглядности, дидактических игр и форм обучения, которые часто носят только внешний характер.

Практика показывает, что умение проводить методический анализ урока является важнейшим методическим умением педагога. Умение проводить методический анализ как своего урока, так и урока коллеги - сложная, но необходимая часть процесса профессионального становления и совершенствования педагога. Без проведения методического самоанализа обучающая деятельность педагога теряет всякий смысл, становится «неуправляемой», ибо «не ведает, что творит» такой педагог. Без формирования умения проводить методический анализ урока коллеги (не в виде: «Мне понравилось, было много наглядности, дети хорошо отвечают», а в виде анализа внешней и внутренней структуры занятия, соотнесения целей и методов, соответствия смыслу развивающего обучения и т.п.) не формируются обобщенные методические умения педагога - умение видеть за внешней формой внутреннее содержание, педагогическая и методическая рефлексия, методическое чутье и методическая интуиция.

Таким образом, процесс методического анализа урока можно представить в виде двух важных составляющих: умения проводить самоанализ урока и умения проводить анализ урока коллеги.

Самоанализ полезно реализовывать на практике постоянно (педагог, который не проводит самоанализ после каждого своего урока, не будет расти как профессионал!). Для проведения самоанализа необходимо сравнить логику запланированных действий (конспект урока) с логикой прове­дения реального урока. В современных условиях идеальным вариантом является просмотр видеозаписи урока после его проведения и сравнение реальной ситуации с планом урока. В обычной практике можно провести самоанализ, ориентируясь на такие вопросы самому себе:

Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему?

Что я не смог(ла) учесть при планировании урока такое, что заставило меня отступить от запланированных действий?

Достиг ли урок запланированной цели? Как это можно определить? (по ответам или действиям детей при подведении итога, по успешности выполнения намеченных заданий, по интересу детей и их желанию выполнять задания...)

Или не достиг? Почему мне это кажется? Чего же тогда я все- таки достиг(ла)? Какую часть урока удалось реализовать? (Очень важный момент самоанализа, поскольку разработка следующего урока должна строиться на основе этого итога, достигнутого на предыдущем уроке).

Какие моменты урока оказались для меня неожиданными? Чего я не смог(ла) учесть? И в следующий раз это надо учесть просто на всякий случай! Такой неожиданностью, «ломающей» урок, может оказаться совершенно простая, но непредусмотренная педагогом вещь. Например, студентка-практикантка потерпел фиаско на уроке, не догадавшись заранее проверить карандаши в коробке - в коробках детей оказалось много не заточенных карандашей, и масса времени ушла на их заточку, что, конечно, нарушило план урока. Такие «случайности» педагог обязан предусмотреть, всегда имея запас раздаточного материала и инструментов, точилки, клей, кисти, краски, бумагу и т.п.

На какие вопросы или ответы детей я не смог(ла) отреагировать? Вполне реально, если ребенок задает неожиданный вопрос, на который педагог не может сходу ответить. Это не катастрофа. Не следует впадать в панику или отыгрываться на ребенке («Не задавай посторонних вопросов! Умный какой!»). Следует спокойно ответить: «Вася, ты знаешь, я, пожалуй, не готова сегодня ответить на твой вопрос. Дай мне день-другой, и я постараюсь найти ответ». Только не забудьте потом действительно вернуться к вопросу.

Очень трудным для молодого педагога является умение отслеживать свои речевые ошибки, неточности, недочеты, неудачно сформулированные вопросы. Реально, в состоянии волнения и нервного напряжения, на уроке это заметить практически невозможно. Нужен достаточно большой педагогический опыт и профессиональная адаптация педагога, чтобы он научился разводить позиции ведущего урок и параллельно его отслеживаю щего (умение слушать и контролировать себя на уроке формируется годами практики и самоанализа). На первых порах полезно приглашать кого-то на урок и просить его вести протокол урока, чтобы потом вместе его проанализировать. Мы всегда рекомендуем своим студентам пользоваться этим приемом на учебной практике. Можно поставить в классе магнитофон, а затем, прослушивая его, провести самоанализ. В любом случае полезно сочетать эти две формы самонаблюдения, поскольку привычные человеку речевые формы не «режут ему слух», и он иногда сам не замечает неадекватность своих фраз, - здесь и поможет «сторонний взгляд».

По мере приобретения методического мастерства педагог учится принимать участие в методическом анализе урока коллеги. Приобретенный на этапе обучения самоанализу опыт окажется в этом случае неоценимым подспорьем.

Студенты приобщаются и к анализу уроков, проводимых сокурсниками, учителями-методистами изобразительного искусства. Их работа облегчается предложенными примерными образцами (схемами) анализа, перечнем критериев. Мы предлагаем примерные структуры анализа урока , которые включали следующие вопросы:

Приведем возможную последовательность вопросов, обсуждение которых и составляет собственно методический анализ урока изобразительного искусства:

    Какова тема (содержание) и цель (методическая задача) урока?

    Соответствует ли логика построения урока его цели? Имеется в виду соответствие последовательности подобранных педагогом учебных заданий цели урока. Для ответа на этот вопрос педагог, анализирующий урок, должен уметь адекватно определять цель каждого задания и их взаимосвязь. При анализе заданий проводится также анализ их функций в организации познавательной и изобразительной деятельности детей - какие задания преобладали: тренировочные, репродуктивные, частично-поисковые или творческие?

    Умеет ли учитель оценить место и значение данного урока в решении основной задачи: гармоничного развития творчески активной личности учащегося и формирования эстетического отношения к действительности?

    Создан ли оптимальный эмоциональный и морально-психологический климат, доверительные и уважительные отношения?

    Какова внутренняя структура урока: использована ли проблемная ситуация, или урок построен на преимущественном использовании объяснительно-иллюстративного догматического метода? Какая деятельность детей преобладала: подражательная, воспроизводящая или поисковая (продуктивная)?

    Грамотно ли педагог использовал терминологию, насколько четко и логично ставил вопросы? Как реагировал на ответы детей? Какие приемы организации помощи использовал?

    Как урок спланирован и выдержан по времени? Целесообразно ли распределены виды деятельности детей, учтены ли требования здоровьесбережения?

    Как учтены индивидуальные особенности детей в классе? Как организована индивидуализация работы детей?

    Соответствует ли отобранные методы, приёмы обучения содержанию учебного материала и в достаточной ли мере студент-практикант (учитель) владеет ими?

    Какие формы и средства организации учебной деятельности использованы педагогом (как сочетаются фронтальные, групповые и индивидуальные формы; какова наглядность, ее эстетическое оформление и её действенность при формировании понятий и способов действий)?

    Удовлетворительна ли оснащённость урока современными наглядными, учебными средствами обучения?

    Удалось ли педагогу установить контакт со всеми детьми в классе (обратная связь)? Какими приемами педагог осуществлял коррекцию их действий, создавал ситуацию успеха, реализовывал сотрудничество между детьми, педагога и детей?

    Каков уровень и качество усвоения знаний, овладения практическими умениями?

    Воспользовался ли студент-практикант (учитель) воспитательными и развивающими возможностями урока и каким образом?

    Какова степень активности и сознательности учащихся на уроке?

    Какие моменты урока показались особенно удачными? Не совсем удачными?

Реально приобретение умения грамотно проводить методический анализ урока изобразительного искусства возможно только в практической деятельности самоанализа и участия в анализе уроков коллег в хорошей «команде». Как прием, формирующий это умение, может быть рекомендован «учебный» анализ планов-конспектов занятий. Этот разбор, проводимый на практических занятиях по методике обучения изобразительному искусству, может стать хорошим «тренировочным полигоном» для будущих педагогов.

Существенное влияние в развитии профессиональной подготовки будущих учителей имеет умение теоретически обосновать свои действия при обсуждении и анализе уроков, который осуществляется по разработанной нами схеме, объединяющей в себе дидактический, психологический и методический аспекты обучения. Здесь очень важна правильная оценка практикантом своей работы, умение самостоятельно анализировать свои возможности, давать самооценку проделанной работе, что важно в формировании необходимых будущему специалисту качеств. Поэтому не случайно большинство практикантов на заключительной конференции по практике отмечают, что анализ уроков был для них часто более важным, чем сами уроки, так как после их анализа становилось особенно очевидным, какой шаг сделан вперёд, а над чем ещё необходимо работать.

Деятельность учителя очень многообразна. Основой его работы является урок. Именно в педагогическом процессе полнее всего раскрывается личность учителя, и реализуются его права, обязанности и возможности. Поэтому урок должен быть основным объектом изучения.

Анализ уроков затруднений обычно не вызывает. Анализ и обобщение опыта лучших учителей и студентов не может являться основной задачей практики студентов 4 курса, а только средством для повышения качества их пробных уроков.

План изучения уроков студентами 4-5 курсов должен предусматривать примерно следующее:

    Уроки по всем предметам в своём классе: содержание уроков, учащиеся и их отношение к учебным предметам и преподавателям, влияние преподавателей на учащихся, применение лучших методов и приёмов преподавания и пр.

    Постановка преподавания изобразительного искусства в школе (учебное оборудование, наличие научной и детской литературы по данному предмету в библиотеке, работа методического объединения, материалы педагогического кабинета и пр.).

    Изучение рабочих планов учителей, конспектов уроков и тому подобной документации по изобразительному искусству.

    Посещение и разбор до пробных уроков трёх-четырёх показательных уроков по изобразительному искусству, каждый из ко­торых должен разрешать определённую задачу (как излагать новый материал, как проводить беседу, как опрашивать учащихся и другие важные вопросы).

    Посещение и разбор трёх-четырёх показательных уроков учителей в период пробных уроков для показа студентам наиболее рационального разрешения тех задач, с которыми на пробных уроках студенты не справляются. Перед каждым таким уроком учителя задача ставится самой практикой, пробными уроками студентов и их пожеланиями. Учитель, или методист, на уроке показывает то, что менее всего удаётся студентам.

    Посещение и разбор пробных уроков студентов, которые обычно дают интересный материал и учат многому.

    Посещение и разбор уроков мастеров-педагогов школ города.

    Посещение заседаний школьного совета, методического объединения и методических кабинетов города по анализу уроков.

В связи с тем, что урок является сложным педагогическим процессом, необходимо по определённой системе воспитывать у студентов соответствующие навыки анализа и оценки его, начиная с отдельных вопросов. Под руководством групповых методистов студенты тщательно «отрабатывают» всю методику изучения уроков, постепенно переходя от одного вопроса к другому.

Практика, проводимая в МПГУ показала, что такое обучение студентов должно осуществляться в два этапа.

Сначала урок расчленяется по его ходу на отдельные части. Например, в наиболее распространённом типе урока можно выделить следующие части: подготовка учителя и учащихся к уроку, начало урока, проверка домашних заданий, изложение нового материала, практическая работа, задание на дом, закрепление нового материала, окончание урока. Каждый тип урока имеет свою структуру, поэтому перечисленные вопросы могут изменяться и дополняться.

Студенту поручается определённый вопрос (часть урока), который он исследует в течение некоторого времени на общем фоне урока, причём основой изучения каждой части урока должна быть работа учителя и учащихся в целом. Результаты своего анализа студент должен сообщать на разборе уроков.

С приобретением студентом соответствующего навыка изучения порученной ему части урока методист выделяет какую-либо другую часть. Распределять и менять части урока надо сразу всей группе по такому плану, чтобы к окончанию первого этапа студенты овладели навыками анализа всех частей урока. Первый этап заканчивается изучением каждым студентом всего хода урока с сообщением результатов при его разборе.

Несмотря на то, что студенты наблюдают урок по его ходу частями, приобретая соответствующие навыки в их анализе, основным объектом изучения является, конечно, содержание урока. В этих случаях каждая отдельная часть урока разбирается на общем фоне, исходя из содержания.

Обращается особое внимание студентов на зависимость построения урока от его содержания, на связь организации урока и его частей с содержанием.

Для анализа урока в целом каждый раз по очереди выделяется из группы студентов так называемый «официальный оппонент». Он даёт общий анализ урока, включая и содержание. Каждый же студент сообщает результат своего изучения порученной ему части урока.

Поэтому, хотя наблюдаемый урок для его изучения распреде­ляется на части и как бы разрывается, при подведении итогов он рассматривается как нечто целое.

Переход ко второму этапу осуществляется примерно к концу проведения студентами половины пробных уроков, когда они владеют необходимыми умениями и навыками, предусмотренными первым этапом.

На втором этапе изучения уроков студентам даются вопросы синтетического характера, как например, содержание урока, ме­тоды и приёмы его проведения, применение на уроке принципов дидактики, качество знаний учащихся, поведение учащихся на уроке, учитель как руководитель и творческая личность на уроке, образовательно-воспитательное значение урока, его результаты и т.п. Студенты должны приобрести навык изучения урока по всем вопросам второго этапа, распределение и чередование которых среди практикантов проводится организованно и планомернопо примеру первого этапа.

На втором этапе студенты приобретают соответствующие умения для изучения всех синтезирующих вопросов и урока в целом с последующим сообщением результатов при его разборе.

Конечно, изучение частей урока, законченное студентами на первом этапе, углубляется и на втором.

Если на первом этапе больше уделяется внимания анализу, то на втором - синтезу.

На выпускном курсе аналитическое и синтетическое изучение уроков дополняется подробным их психологическим анализом, которое на четвёртом курсе осуществляется только в общих чертах. Изучение уроков на выпускном курсе предусматривает все вопросы специального предмета, педагогики, психологии и методики в их единстве и проводится более основательно.

Для более последовательного и углублённого изучения урока мы составили для студентов 4 курса следующую памятку, которая может оказать им необходимую помощь.

Общие положения

1.1. Цель конкурса:

стимулирование педагогического творчества и поддержание инновационных процессов в системе образования Кировского района;

1.2. Задачи конкурса:

Выявление творчески работающих педагогов Кировского района;

Выявление новых образовательных технологий, инновационных методов обучения и воспитания;

Развитие новых форм профессионального взаимодействия;

Распространение передового педагогического опыта победителей, лауреатов и дипломантов конкурса.

Условия конкурса

2.1. К участию в конкурсе допускаются учителя всех видов ОУ Кировского района Санкт-Петербурга, независимо от профессионального стажа и квалификации.

2.2. Конкурс проводится внутри предметно-методических объединений педагогов района. По решению оргкомитета конкурс может быть проведен по направлениям или циклам предметов.

2.3. Конкурс считается состоявшимся и проводится, если заявлено не менее 5 участников от МО.

2.4. Сроки проведения конкурса:

· прием заявок - с 16 января по 31 января 2017 года (включительно). Заявки принимают методисты районных методических объединений;

· открытые уроки проводятся в период с 1 февраля 2017 года по 15 марта 2017 года по графику, согласованному с методистом соответствующего методического объединения и утвержденному оргкомитетом;

Сроки могут быть изменены ввиду непредвиденных обстоятельств (карантин, болезнь педагога и др.).

2.5. Требования к содержанию материалов конкурса.

На конкурс предоставляются следующие материалы:

· заявка на участие в конкурсе «Лучший урок» (Приложение 1);

· фотография (размер не менее 10x15 см, в печатном и цифровом виде в формате jpg. размер не менее 3 Мп);

· после проведения урока конкурсант предоставляет методическую разработку урока не более 10 страниц печатного текста (текст формата А-4 в текстовом редакторе Word, 14 шрифт, Times New Roman, межстрочный интервал – 1, отступ 1.25, поля 2,5 см). Разработка может содержать таблицы, схемы, фото, рисунки, диаграммы (screenshot).

Все материалы представляются в электронном (CD-диск) и печатном виде.

Порядок проведения конкурса

3.1. Для проведения конкурса создается экспертное жюри в каждой номинации (далее жюри). В состав жюри входят методисты ИМЦ, учителя высшей квалификационной категории района, опытные учителя – победители ПНП «Образование», победители и лауреаты профессиональных конкурсов для педагогов.

3.2. Экспертное жюри конкурса посещает открытые уроки конкурсантов и проводит их экспертизу.

3.3. Экспертиза открытого урока проводится по критериям (приложение 2);

3.4. По результатам экспертизы жюри формирует рейтинг учителей в каждой номинации;

3.6. Победители, лауреаты и дипломанты конкурса награждаются дипломами.

Приложение 1

Заявка на участие в конкурсе «Лучший открытый урок»

Директор ОУ_________________(_______________)

Дата________________

Приложение 2

Критерии оценивания открытого урока

Конкурсное задание Критерии оценивания (баллы) Максимальная оценка по каждому критерию оценивания – 10 баллов
Проведение урока 1. Организационный момент учебного занятия: · подготовка обучающихся к началу занятия, включение в деловой ритм; · подготовленность оборудования, технического оснащения урока и т.п.
2. Целеполагание: · ясность и четкость постановки цели и задач; · взаимосвязь поставленной цели (задачи) с изученным ранее материалом; · взаимодействие учителя с обучающимися на этапе постановки цели и задач (обсуждение или декларация).
3. Доведение до обучающихся типа и формы занятия: доведение до обучающихся целесообразности выбора типа и формы занятия, учет их реакции и точки зрения на предложение учителя (например, диспут, защита проекта, урок-исследование, заочное путешествие, лабораторная работа, конференция, общественный смотр знаний, коллоквиум, традиционный урок и т.д.)
4. Мотивация обучающихся на занятии: · целенаправленно создание атмосферы заинтересованности при изучении темы; · ориентация обучающихся на удовлетворение личностно-ориентированных потребностей в пределах занятия
5. Организация учебной деятельности обучающихся а) характер учебных заданий, вопросов, упражнений: проблемный, исследовательский, репродуктивный, по образцу (в зависимости от задач); б) соотнесение речевой активности обучающихся и учителя в ходе занятия (в зависимости от типа урока)
6. Психолого-педагогический аспект занятия; стиль общения в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик»: · преобладание положительных эмоций учителя и обучающихся; · гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса; · взаимодействие в освоении учебного материала в позициях «учитель-ученик», «ученик-ученик», «группа-группа»
7. Методика, технология преподавания (через призму результативности учебных достижений обучающихся): · традиционные методы преподавания; · собственные оригинальные методические приемы; · использование инновационных педагогических технологий; · оправданность выбора методов, форм и способов обучения
8. Отбор и реализация содержания занятия: · соответствие содержания поставленным целям и задачам: научность, доступность, наглядность, необычность, новизна, занимательность учебного материала; · достаточность и содержательная целесообразность объема учебного материала
Осуществление самоанализа урока 9. Аргументированность выбора содержания, средств и методов обучения на уроке (методический и психолого-педагогический аспект).
Максимально 90 баллов
| следующая лекция ==>

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама