THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Способность создавать образы развивается прежде всего в игре и творчестве. Также влияет на неё качество воспроизведенных образов, которые получает ребенок, – мультфильмов, книжных иллюстраций, игр и игрушек.

КОМПЬЮТЕР И ТЕЛЕВИЗОР

Дошкольники обычно используют компьютер для игры или обучения. Отмечу, что гораздо полезнее научить ребенка играть в обычные – сюжетные, настольные, подвижные – игры, поскольку именно в такой деятельности происходит развитие. Во втором случае, когда родители хотят поскорее приобщить ребенка к современным технологиям и новым способам обучения, они ограничивают его возможности получать необходимую информацию с помощью органов чувств. Ребёнок познает в движении, опирается на осязательный и двигательный образ предмета, в том числе – и при зрительном восприятии. Поэтому обучение малышей за компьютером не создает благоприятных условий для развития интеллекта. Для ребенка-дошкольника основой развития является обобщение чувственного опыта.

Телевизор прочно занимает лидирующую позицию в списке предметов, считающихся необходимыми для ребенка (как вариант – заменяется демонстрацией мультиков или фильмов на компьютере). Бытует мнение, что просмотр мультфильмов
развивает фантазию. К сожалению, это дает обратный эффект.

Если принять во внимание, что в одну секунду на экране мелькает 24 кадра, то за десятиминутный мультфильм получится огромное число – более четырнадцати тысяч. А многие современные анимационные серии длятся намного дольше десяти минут.

…за короткий промежуток времени мозг получает невероятное количество рисованных образов, не успевая критически обрабатывать поступающую информацию. Так эти образы приобретают характер прочно усвоенных шаблонов. Даже если родители стремятся «уравновесить» восприятие ребенка, давая ему рассматривать книги или картины, показать десятки тысяч рисованных образов в день невозможно.

В 1997 году в Петербурге был проведен интересный эксперимент. Ученикам начальной школы было предложено сделать два рисунка: на первом их просили изобразить любой сказочный персонаж, на втором – персонаж, ставший героем популярного мультфильма. В первом случае рисунки детей были разнообразны и представляли множество авторских индивидуальных образов, нарисованных в собственной манере и без стеснения. Во втором – все без исключения дети пытались скопировать мультипликационное изображение. Рисунки выглядели как многократно повторенная копия. Часто дети отказывались от рисования, ссылаясь на неумение, и даже расстраивались, плакали и боялись, что «не получится похоже».

Рисованный образ усваивается памятью целиком и не дает возможности творчески осмыслить или переработать информацию. Взрослые, подумав, подтверждают, что мультипликационный образ вытесняет все другие, даже если до или после просмотра мультфильма они видели разные интерпретации. Если провести маленький эксперимент среди знакомых, смотревших в детстве советский мультик о Винни-Пухе, то на просьбу нарисовать медвежонка Винни с большой вероятностью можно получить один результат – копию мультипликационного персонажа.

Способность генерировать собственные идеи при этом ухудшается. Дети, много смотрящие телевизор, обычно не умеют вести сюжетно-ролевую игру, у них недостаточно развита фантазия. При рисовании они просят дать им определенное задание – что именно изображать и как. Придумать картинку им сложно. Для этих детей характерно использование шаблонов, срисовывание чужих изображений, попытки копировать мультипликационную стилистику.

Просмотр телевизора – ненормальный, нефизиологичный для нашего зрения процесс. При обыкновенном рассматривании глаза совершают множество движений, многократно «обводя» объект. Обработка впечатлений тоже происходит иначе: в наблюдении за реальным объектом глаза действуют одновременно с другими органами чувств, и образ получается многогранным. При восприятии образов с экрана ребенок не может установить взаимосвязи между отдельными картинками, что стимулирует отрывочное мышление, приучает к пассивному восприятию, приводит к разобщению различных функций (в просмотре мультфильмов участвуют зрение и слух).

Нужно помнить, что в детском возрасте зрительное восприятие очень зависимо от работы кинестетического и осязательного каналов, а при просмотре телевизора они бездействуют. К тому же лет до семи ребенок активно усваивает сенсорные эталоны, а телевизионные образы часто очень далеки от реализма. Поэтому для полноценного развития психических функций в дошкольном, а особенно в раннем детстве больше времени нужно уделять не телевизору, а творческой деятельности – рисованию, лепке, марионеточным спектаклям, играм с пальчиковыми и рисованными куклами, теневым представлениям. Работа с трехмерными материалами стимулирует кинестетический канал восприятия.

КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Хотя рассматривание книжных иллюстраций влияет на образное мышление несравнимо меньше телевизионных или компьютерных изображений, важно помнить, что любой рисунок для ребенка – это эстетический эталон. Любимые книги вызывают у ребенка эмоции, с которыми книжные образы легко усваиваются как шаблоны.

Маленьким детям важна не информация, а отношение взрослого, невербальное общение. Поэтому сказки им лучше не читать, а рассказывать или хотя бы рассказывать почаще – чтобы видеть их эмоции и развивать воображение. При рассказывании один и тот же персонаж может принимать в фантазии ребенка любые очертания, а на картинке, сопровождающей текст, он остается без изменений.

Основная задача иллюстрации – помогать ребенку воспринимать текст, а не создавать образы, противоречащие содержанию или упрощающие его. Часто авторская трактовка иллюстратора не соответствует стилю или контексту произведения. Иногда пониманию препятствуют приемы художественной выразительности – сложные ракурсы, деформация предмета, схематизм.

Конечно, для ребенка важно видеть художественное, детально продуманное изображение. С другой стороны, оно мешает творить собственные образы, вызываемые текстом. Поэтому при выборе книг для чтения лучше идти на компромисс: чередовать иллюстрированные произведения и книги без картинок. И помнить – чем младше ребенок, тем реалистичнее должна быть иллюстрация.
Осторожно следует относиться к изображениям в страшных сказках или иллюстрациям напряженных моментов в тексте. Если ребенок слушает сказку или читает текст, он всякий раз заново строит образ неприятного персонажа и «уничтожает» его, побеждая испуг. Он владеет этими образами и может их преобразовывать по своему усмотрению. Если же персонаж изображен в книге, образ становится статичным – он не исчезает и не трансформируется, и страх ребенка остается непобежденным. Запечатленный в сознании жуткий образ может развиваться вплоть до навязчивых иллюзий или фобий. Нередки случаи, когда дети пытаются физически уничтожить страшную картинку – например, вырывают страницу книги или закрашивают изображение. Поэтому любые пугающие моменты лучше не показывать, а проговаривать.

В настоящее время довольно много книг для детей иллюстрируется при помощи примитивной компьютерной графики, без должного мастерства и художественного вкуса. Они наполнены шаблонными, бесхарактерными, халтурно проработанными образами.
Все чаще вместо иллюстраций используется набор отдельных картинок, предлагаемых базой изображений, и эти картинки в пределах одной страницы могут не сочетаться по стилю или цветовой гамме.

При выборе книг для маленького ребенка нужно учитывать, что любое изображение воспринимается им как образец. Подобные «рисунки» разрушают в детях чувство прекрасного…

КАРТИНКИ-КОМИКСЫ

Образы в комиксах обычно схематичны и гротескны. И действие иллюстрируется специфически – показываются отдельные кадры, связь между которыми читателю нужно устанавливать самостоятельно. Для маленького ребенка это нехорошо, поскольку он привыкает получать обрывочную информацию и очень легко усваивает стилизованные изображения. В результате дети часто отказываются от создания своих образов и постоянно воспроизводят засевшие в памяти образцы.

ИГРУШКИ

Дети отождествляют себя с вымышленными персонажами и сказочными героями, но намного сильнее отождествление происходит в игре, поэтому любимая игрушка становится другом и «зеркалом» маленького ребенка. Дети прочно запоминают образ того, с чем играют, и даже проецируют качества игрушки на собственное поведение. При выборе игрушек стоит обращать внимание на несколько важных моментов.

1. Главное достоинство игрушки в том, что она позволяет ребенку манипулировать ею, а не манипулирует им самим. Детальная, подробная, хорошо продуманная взрослыми игрушка часто слишком привязана к определенной игровой ситуации и не оставляет ребенку свободы и возможности управлять игрой. Кукла-парикмахер с расческой в руке предназначена для небольшого числа игровых сценариев. А один и тот же кубик часто служит детям и домиком, и машинкой, и пирожным для куклы. То есть чем меньше определена игрушка сама по себе, тем больше определений она получает в игре. В этом смысле хороши антропософские игрушки – они создают ясные образы человека или животного, но не «застывают» в отдельном сюжете.

2. Желательно, чтобы образ, который символизирует игрушка, был спокойным и позитивным. Игрушки, застывшие в определенной эмоции (даже восторженной), навязывают свой сюжет. Страшные образы необходимы детям в сказках и фантазиях, но в виде игрушечных монстров и оскаливших пасти зверей оказывают скорее разрушительное воздействие. Если ребенок использует чудовищ в фантазиях, обычно он их уничтожает и побеждает свои страхи. Когда страшные игрушечные персонажи участвуют в ежедневных играх, он свыкается с ними, перенимает их «настроение». Довольно часты случаи детских фобий, обусловленных тем, что в детской спальне стояла какая-нибудь большая мягкая игрушка в виде хищного зверя. Дошкольное детство – возраст коллекционирования эталонов восприятия, развития эстетического вкуса, и постоянное эмоциональное общение со страшным не приносит здесь пользу.

Ребёнку лучше самому творить игру и «наделять» страшными качествами и вредным характером любую игрушку, которая потом сможет «избавиться» от злых чар и снова стать доброй зверушкой.

3. Для самых маленьких детей (период младенчества и раннего детства) желательно покупать игрушки из натуральных материалов. Также стоит следить, чтобы образ был цельным и узнаваемым. Игрушки-трансформеры, животные непонятного происхождения, гибридные существа на этом этапе только мешают ребенку приобщиться к реальности, которая для него и так нова и интересна. Чем младше ребенок, тем больше свободы ему необходимо в игре с предметом. Малышам полезно играть с природными материалами – шишками, палочками, песком. Примерно с года до трех лет ребенку важно максимально испробовать возможности материалов, которые попадают ему в руки. И чем шире выбор действий, тем лучше развивается его мышление.

Кроме игрушек, в поле зрения ребенка ежедневно попадает множество бытовых предметов. Иногда взрослые стремятся построить для малыша особый мир, заполняя его комнату кукольными, игрушечными, нереальными образами. Детская мебель, обои, текстиль, посуда пестрят изображениями мультипликационных персонажей. Покупая детские вещи, нужно помнить, что в эстетической изоляции дети не могут познавать окружающий мир и полноценно развиваться. К сожалению, современная индустрия не всегда отвечает требованиям хорошего вкуса, и идущие за ней взрослые мешают естественному развитию зрительного восприятия и формированию нормальных сенсорных эталонов…

Дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе воображения;

Улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти ;

Начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

1) вопросы, которые ставятся ребенком с целью получить помощь (т.е. мотивом их являются стремление ребенка приобщить взрослого к соучастию в разнообразной деятельности самого ребенка);

2) вопросы, выражающие желание получить подкрепление (эмоциональное сопереживание, оценку, согласие);

3) вопросы, выражающие стремление детей к знанию, или познавательные вопросы : а) вопросы, связанные с овладением правилами поведения; б) вопросы познавательные в собственном смысле слова.

Причинами возникновения познавательных вопросов являются:

1. Встреча с новым, неизвестным объектом, который ребенок не может понять, найти место в своем прошлом опыте.

2. При нарушении сложившихся представлений, когда возникают противоречия между тем, что ребенок видит или узнает, и его прошлым опытом, имеющимися знаниями.

3. Если новое представление совпадает со сформированными только по некоторым признакам, а по остальным различается.

Постановка вопроса говорит об осознании проблемной ситуации.

В 3 - 4 года вопросы не имеют еще познавательной направленности. Дети часто даже не дослушав ответа, убегают или, получив ответ, вновь повторяют свой вопрос. Вопросы типа «Кто? Что? Какой? Для чего?» носят цепной характер - это форма активного общения со взрослыми. В 4 - 5 лет - вопросы типа «Почему? Зачем?» носят уже познавательный характер , но еще бессистемны, беспорядочны и разнообразны, уже не связаны с непосредственным восприятием. Ребенок еще не пытается обобщить полученные знания, как-то их связать. В 5 - 7 лет вопросы «Почему? Зачем?» более разнообразны по содержанию, ребенок ждет ответа, выражает сомнения, возражает. Дети уже сопоставляют полученные от взрослых ответы с тем, что им известно, они сравнивают, выражают сомнения, вступают в спор.

Значение первой формы мышления, наглядно-действенной, в том, что некоторые ошибки, которые были допущены в развитии ребенка, негативно отражаются на его дальнейшем умственном развитии. Таким образом, наглядно-действенное мышление для маленького человека, вступающего в этот мир, – исходный пункт, который в дальнейшем даст мозгу развиваться и перейти на другие, более сложные формы мышления.

Когда начинает формироваться?

Важно. Наглядно-действенная форма мышления активно формируется у детей самого раннего и младшего дошкольного возраста.

Этот процесс стартует, когда ребенок еще не может самостоятельно ничего планировать. Первые «симптомы» этой формы мышления можно наблюдать даже у семимесячных малышей. Об уровне его развития у малыша до трехлетнего возраста дает информацию период, когда ребенок решет задачи, связанные с предметами и игрушками.

В три года ребенок уже может что-то планировать. Пусть это пока и не самые смелые и уверенные планы. Из кубиков и фрагментов конструктора он уже может строить разные конструкции – от домиков до самолетов. Разбирает на частички свои игрушки, чтобы узнать из чего они, «наводит порядок» в домашних шкафах.

Именно так, с наглядно-действительного мышления, и начинается сложный, но познавательный путь длиною в жизнь.

Особенности развития

У дошкольников

У дошколят впереди логики логического мышления – «мышление руками».

  1. Сначала ребенок может понять окончательную цель.
  2. Затем начинает анализировать конкретные условия поставленных задач.
  3. И только потом сопоставляет условия задачи с целью, которую нужно достичь.

Так и выстраивается вся цепочка мелких решений, которые приведут к достижению финальной цели.

В раннем возрасте

Важно. Особенность мышления в четыре-пять лет – это совершенная его нестабильность. Вроде ребенок хочет проанализировать все, что видит вокруг себя, сравнивает предметы друг с другом и уже может сделать вывод о их взаимосвязях. Но его суждения о предметах – просто их перечисление.

Дети младшего возраста зачастую действуют неадекватно и не могут критически относиться к себе и своим действиям. Они понимают только конечную цель (вынуть конфету из высокой вазы, поймать игрушечную рыбку), но они пока не осознают, как решить эти задачи. Как только ребенок заговорит, все изменится.

У школьников младших и средних классов

Этот переходный возраст – из детства в юность – важный и сложный этап в развитии ребенка. Возрастают физические возможности: движения и действия более уверенные и разнообразные. Все больше нужны содержательные контакты с ровесниками. В этом возрасте дети общаются по разным вопросам и круг этих вопросов гораздо шире, чем у малышей.

У подростков

С возрастом накапливается жизненный опыт. Подростки рассуждают и способны делать выводы. Они считают себя взрослым. У ребят появляются собственные решения, не всегда правильные и адекватные. На этом этапе родителям хорошо уделять внимание на развитие мышления, не забывая при этом о психологическом климате.

Методы диагностики


Погрузить ребенка в творчество – главное и верное родительское решение. Творческие люди всегда в поиске нового. Заметить творческие задатки у ребенка можно в самом раннем возрасте. Главное, любить, развивать и наблюдать. И вот что можно увидеть:

  • яркие эмоции на игрушки;
  • неподдельный интерес к людям;
  • острое желание подражать, повторять за кем-либо услышанные слова и действия.

Для оценки творческих способностей детей в психологии используется ряд критериев – это, к примеру:

  • гибкость;
  • оригинальность;
  • творческие идеи и решения.

Как это развивать?

В зависимости от возраста и предпочтений самого ребенка следует выбирать и методы развития . В три года это может быть пирамидка и другие сборно-разборные игрушки.

  1. Для начала взрослый человек демонстрирует процесс их разборки и сборки.
  2. Затем ребенок повторяет эти процедуры.
  3. Далее задачи становятся сложнее. Например, берется пирамидка с кольцами разных форм, размеров и цветов.

В старшем дошкольном возрасте для развития мышления можно использовать такие методы:

  • Наблюдать за природой с дальнейшим описанием увиденного.
  • Проводить сравнение предметов разных размеров и форм.
  • Собирать пазлы, мозаику, периодически усложняя задачи.
  • Рисовать.
  • Лепить (глина, пластилин).
  • Ходить в музеи, посещать выставки.
  • Создавать поделки из природных материалов, картона, цветной бумаги.

Взрослые должны принимать активное участие во всех этих процессах. Любое из перечисленных занятий не должно быть ребенку в тягость. Почувствовали утомленность ребенка рекомендуется переключить его внимание, хвалить мотивируя его на выполнение все более сложных задач.

У малышей с ЗПР

Если ЗПР имеет церебрально-органическое происхождение, то, как правило, страдают все виды процесса мышления. Но наглядно-действенное бывает менее затронутым. Это связано с тем, что при подобных формах развития замедлено:


  1. формирование локомоторных функций;
  2. зрительно-моторной координации;
  3. наблюдается низкий уровень способности анализа, сравнения и обобщения свойств явлений и предметов.

Такие особенные дети могут рассказать лишь о поверхностных, несущественных качествах, и то не полно и точно. У детей с ЗПР образное мышление появляется позже полутора - двух лет (больше о том, что такое образное мышление, зачем оно нужно, читайте

Образное мышление считается основополагающим, и даже можно сказать, что оно является главным среди остальных типов мышления у детей дошкольного возраста. Именно от образного мышления будет зависеть уровень подготовленности ребенка к поступлению в первый класс, освоение им школьной программы. Для того, чтобы ваш малыш умел проявлять фантазию и смекалку, необходимо как можно больше с ним заниматься. Как же это сделать? По какой методике работать? Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете в нашей статье.

Необходимость развития образного мышления

Развитие образного мышления у дошкольников как младшего, так и старшего возраста крайне необходимо для того, чтобы:

  • научить ребенка находить решения каких-либо задач, использовать различные образы для наглядного представления той или иной ситуации;
  • привить малышу любовь и тягу к прекрасному, а именно, к искусству, литературе, музыке;
  • развить умение визуализировать рассказ другого человека, представляя его в картинках.
улучшить образное мышление у детей можно при помощи развивающих игр

Способы развития наглядно-образного мышления

Мышление у дошкольников обычно формируется в следующем «направлении»: восприятие информации переходит в наглядно-действенное мышление, а затем в наглядно-образное и логическое, то есть вначале ребенок пытается понять ту или иную ситуацию, потом прокручивает у себя в голове вероятные действия, далее представляет, и только потом пытается объяснить, почему происходит так, а не иначе. Развитие каждого из этих типов мышления пригодится малышу при обучении в школе, поможет ему лучше воспринимать и усваивать школьные предметы, а особенно технические, например, физику или геометрию. Существует несколько основных способов и упражнений, благодаря которым, можно помочь ребенку развить в себе эти навыки. Давайте рассмотрим каждое из них более детально.

Основные методы

Самыми эффективными способами развития образного мышления у дошкольников являются:

  • прогулки на природе с примечанием чего-то интересного и особенного, происходящего вокруг вас в данный момент времени;
  • экскурсии в различные музеи, на выставки;
  • путешествия по городам с изучением местных достопримечательностей;
  • игры с мозаикой и пазлами как простыми, так и сложными;
  • рисование с натуры или по описанию какого-либо объекта;
  • создание абстрактных рисунков, например, нарисовать то, что нельзя увидеть - мелодию, мысль, вкус, радость, грусть, восторг;
  • занятия с пластилином, глиной, гипсом;
  • сравнение предметов различных по форме, размеру, цвету;
  • поделки из цветного картона, бумаги, фольги, дерева;
  • рисование с использованием различных материалов: акварели, карандашей, масляных мелков, гуаши.

Занятия по развитию необходимо выстраивать по следующей схеме:

  • покажите ребенку как вы справились с тем или иным заданием, например, нарисовали, слепили, увидели;
  • поясните свои действия;
  • попробуйте разбить занятия на самостоятельную работу и совместную;
  • предложите малышу выполнить задания без использования примера.

Занятие с дошкольником должно проводиться в тихой и спокойной обстановке, мотивируя ребенка на достижение необходимого результата. Всегда хвалите малыша и подбадривайте его.

Упражнения

Для того, чтобы развить у ребенка наглядно-образное мышление, необходимо использовать различные упражнения, проводимые в игровой форме. Далее мы рассмотрим самые результативные и популярные из них.

«Угадай, что это»

Для проведения этого задания вам понадобятся следующие предметы:

  • коробка;
  • небольшой мячик;
  • кукла;
  • машинка;
  • кубик;
  • собачка;
  • зайчик.

Взрослый берет коробочку и говорит малышу: «Давай узнаем, что в ней лежит». Затем показывает ребенку все игрушки по очереди и просит его их запомнить. Педагог накрывает мячик, кубик, куклу, зайчика и собачку тряпочкой или салфеткой и начинает описывать какой-то один предмет, попросив ребенка угадать то, о чем он говорит. Например, «Круглый, катится, прыгает, его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет». Если малыш не смог угадать, то взрослому необходимо еще раз показать данную игрушку и повторить упражнение. После правильного ответа, ребенку необходимо описать выбранный им предмет. Такое действие следует проводить с каждой игрушкой. Это упражнение прекрасно тренирует память, внимательность и образное мышление.

«Кто где живет?»

Для этого упражнения необходимо подготовить несколько картинок с животными и местами их обитания, например, медведь - берлога, зайка - норка, птичка - гнездышко, бобер - плотина. Покажите ребенку данные изображения, объясните суть задания и попросите запомнить, где живет какое-то определенное животное. Затем спросите: «Кто где живет?», показывая картинки поочередно. Такое задание формирует зрительную память и расширяет кругозор.

«Ищем мячик»

Для выполнения этого задания необходимо подготовить 5 резиновых мячей разных размеров и цветов: красные и красные с белой полоской (маленький и большой), зеленый с белой полоской (маленький и большой), 1 большой синий.

Педагог показывает ребенку каждый мячик поочередно и просит их запомнить. Затем мячи накрывают тряпочкой. После этого один из мячей описывается в виде простого рассказа, например, «Петя пришел во двор с большим красным мячом - найди тот мяч, который принес Петя». Взрослый убирает тряпочку и дает ребенку время на обдумывание. После того, как малыш сделал свой выбор, его просят объяснить почему он поступил так, а не иначе. Это упражнение тренирует зрительную память и развивает логическое мышление.

«Угадай и нарисуй»

Для правильного выполнения этого задания необходимо подготовить альбом или листок бумаги, карандаши и интересные загадки о чем-либо. Педагог загадывает ребенку какое-то слово, это может быть животное, что-то съедобное, а затем просит отгадать. Если малыш правильно отвечает на вопрос, то взрослый просит его изобразить на листе бумаги тот предмет, который был загадан. Такое упражнение отлично тренирует воображение, развивает фантазию и образное мышление.

рисование помогает развить образное мышление

«Найди половинку»

Для проведения игры «Найди половинку» необходимо напечатать несколько картинок с различными изображениями и разрезать их пополам. Например, это может быть гриб, машина, геометрические фигуры. Педагог раскладывает на столе в хаотичном порядке данные изображения и просит малыша найти их половинку. Это задание тренирует внимательность, сообразительность и наглядное представление о чем-либо.

«Что у них общего?»

Простое логическое задание «Что у них общего?» проводится с целью формирования у ребенка зрительной памяти, логического и образного мышления. Педагог должен подготовить несколько предметов, которые имеют что-то общее, например, кукла, мишка, мячик, машинка - это игрушки или самолет, автомобиль, пароход, поезд - это техника. Таким образом, ребенок учится классифицировать предметы, определяя их в одну группу на основе каких-либо общих признаков.

«Нарисуй картинку»

Для проведения данного упражнения понадобятся: несколько карточек с изображением птиц, млекопитающих, рыб, а также 3 конверта и карандаши. Педагог говорит: «Мои картинки кто-то перепутал - помоги мне разобрать их». Затем ребенок должен разложить карточки по 3 конвертам, причем так, чтобы в них оказались картинки, имеющие что-то общее между собой. После того, как малыш выполняет это задание, взрослый просит его изобразить на каждом конверте то, что в нем лежит. Эта игра формирует зрительную память, учит ребенка быть внимательным и наглядно мыслить.

«Где круг, а где овал?»

Взрослый называет ребенку различные предметы круглой и овальной формы, а затем спрашивает, что из перечисленного можно назвать кругом, а что овалом. Например, «Яблоко -круглое, а яйцо - овальное», «Какой формы апельсин, дыня, лимон?». Такое упражнение тренирует пространственное мышление и учит малыша думать.

«Что можно есть, а что нельзя?»

Для проведения данной игры необходимо заготовить несколько картинок, на которых будут изображены съедобные и несъедобные предметы, например, машина, дудочка, колбаса, морковь, ручка. Педагог показывает ребенку поочередно картинки и просит сказать, что из них можно есть, а что нет. Это задание развивает у ребенка сообразительность, внимательность и скорость мышления.

«Что может быть только внизу, а что только наверху?»

Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, что может быть только наверху, а что внизу. Например, «Посмотри наверх, что ты там видишь? - правильно, люстру» или «Посмотри вниз, что там? - верно, ковер». По аналогии, педагог просит малыша привести подобные примеры. Это упражнение развивает смекалку, воображение и образное мышление.

«Что бывает только сладким?»

Преподаватель просит малыша называть ребенку только то, что может быть только сладким в следующем формате: «Я называю сладкие продукты, а если я скажу неправильно, то ты говоришь стоп». Например, малина, конфета, сахар, дыня, лимон. Ребенок должен сказать: «Стоп!» при слове «лимон». Такое упражнение тренирует скорость мышления и внимательность.

«Скорее отвечай»

Для проведения этого задания вам пригодится небольшой мячик. Итак, вы встаете и говорите малышу: «Я буду называть различные цвета, а когда брошу тебе мяч, то ты должен назвать какой-нибудь предмет такого оттенка быстро, не задумываясь». Например, желтый, ребенок начинает искать в комнате что-то желтого цвета. Также использовать можно не только оттенки, но и материалы, из которых сделаны предметы, к примеру, деревянный, пластмассовый. Эта игра развивает наглядно-образное мышление, внимание и сообразительность.

Преподаватель просит малыша найти два похожих предмета и рассказать об их общих чертах. К примеру, вы говорите: «Трава-огурец». Что у них общего? Ребенок должен ответить: «Они зеленые» или же «Солнце-лимон» - они круглые и желтые. Это упражнение формирует зрительное представление о разнообразных предметах, зрительное мышления и память.

«Убери лишнее»

Взрослый называет несколько слов, например, «чашка, машина, цветок, одуванчик, роза, клевер, василек» и просит ребенка убрать лишние из них. Малыш должен ответить, что сюда не подходят чашка и машина, так как все остальное - это цветы. Обязательно просите ребенка обосновать свой выбор, то есть по каком принципу он провел группировку тех или иных предметов. Данное упражнение развивает логическое мышление, смекалку и усидчивость.

«Какой это звук?»

Преподаватель просит ребенка назвать повторяющийся звук. Это упражнение на внимательность и сообразительность. К примеру, вы говорите: «ши-ши-ши - у меня карандаши или но-но-но - вот на дереве гнездо», затем спрашиваете: «Какой звук повторялся?». Малыш должен ответить: «Ш» или «Н».

Занятия по развитию образного мышления необходимо проводить регулярно для закрепления полученных знаний. Ведь, чем чаще вы будете заниматься со своим ребенком, тем быстрее появится первый результат. В нашей статье вы познакомились с достаточно простыми упражнениями, которые можно с легкостью выполнять в домашних условиях. Главное, запаситесь терпением, и тогда у вас все получится.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и , лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный .

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, », «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, . Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их и ).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или , и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – и . Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по .

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама