THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Если говорить о зомби, то поневоле возникают ассоциации с ожившими мертвецами из американских «страшилок». Однако зомби - это не только персонажи из фильмов ужасов, но и вполне реальные люди, полностью утратившие контроль над своими поступками и целиком подчиняющиеся «хозяину».

Они не чувствуют боли, не знают жалости и страха. Они готовы целыми днями работать на плантациях и вступать в схватку не на жизнь, а на смерть по первому приказу. Из этой статьи вы узнаете, как обычных людей превращают в зомби и на что способен живой человек с «выключенным» мозгом.

Традиция, родом из Африки

Какие ассоциации у вас вызывает , практикуемая африканскими (и не только ими)? Правильно, первое, что приходит на ум - это изготовление куклы, которую нужно истыкать иголками, дабы отомстить своему врагу. Но практики вуду гораздо сложнее и обширнее, в распоряжении колдунов есть методы не только уничтожения, но и порабощения. Одной из таких методик является превращение человека в зомби.

Африканским шаманам известен рецепт психотропного напитка, оказывающего галлюциногенное воздействие и временно парализующего жертву. Опоив человека (как правило, врага, захваченного в плен), колдун помещает его в герметичный ящик. Жертва тем временем впадает в состояние , перестает даже дышать. Ящик закапывают в землю на несколько дней.

Недостаток кислорода и влияние сильнодействующего психотропного напитка разрушают клетки мозга. Через несколько дней жертву выпускают из импровизированного «гроба». Но человек уже превратился в «зомби» - безвольного раба, готового выполнять любые распоряжения своего хозяина.

Зомби в современном варианте

Руководители религиозных сект тоже используют различные методики, позволяющие им влиять на своих «прихожан» и внушать им ложные идеи. Конечно, их методы воздействия далеки от практик африканских шаманов. Тем не менее, результат примерно одинаков - жертва готова перевести на счет сектантов свои сбережения, отдать жилплощадь и вообще выполнять любую работу на благо «хозяина».

Сектанты нередко используют психотропные вещества, подавляющие способность человека критически рассуждать и трезво оценивать свои поступки. Ими искусственно создается «атмосфера братства и всеобщей любви». Специально подобранная музыка и применяемые лидерами вербальные техники лишь усиливают желаемый эффект.

Посещение собраний, организуемых сектой, превращается для человека в наркотик. И однажды жертва узнает, что за удовольствие надо платить. Со временем сумма «взносов» и «пожертвований» неуклонно растет, ведь сектантам нужно удовлетворять свои аппетиты.

Как защитить себя и своих близких от негативного влияния подобного рода манипуляторов? На этот счет есть только одна рекомендация - критически оценивать все происходящие события и не полагаться на чужое мнение. В этом мире очень мало людей, готовых организовывать бесплатные «кружки развития», «группы самосовершенствования» (словом, секты) исключительно чтобы помочь своему ближнему.

Из телевизионных фильмов вы уже знаете все до мелочей. Существование человека превращается в ежедневную борьбу за выживание. Придется запасаться водой, едой, медикаментами и оружием. Причем в этом случае револьверы и винтовки никогда не будут лишними. Если люди хотят выжить, они должны бежать прочь от густонаселенных районов. В идеале необходимо найти тайный бункер, защищающий от нашествия блуждающей и вечно голодной орды. Легионы зомби увеличивают свои ряды с космической скоростью. Они охотятся за любым человеком, встретившимся им на пути разрушенной цивилизации. Так описывают зомби-апокалипсис телевизионные проекты.

К счастью для нас, с биологической точки зрения нашествие зараженной нечисти на планету невозможно, и вот почему.

1. Погодные условия: ад

В условиях тропических широт в августе месяце наступает невыносимая духота. С другой стороны, январь в северных широтах может сойти за морозильную камеру. Оставаться на открытом воздухе без защиты в экстремальных условиях просто не реально. Неумолимая погода Земли ухудшает условия существования гниющей плоти. Высокая жара и влажность обеспечивают размножение насекомых и бактерий. Раскаленный воздух пустыни превратит зомби в шелуху за несколько часов. Зимой даже малейший удар заставит костную систему ходячего мертвеца полностью разрушиться под действием собственного веса. И мы еще не упомянули об ультрафиолетовом излучении, ураганах, проливных дождях с градом и метелях!

2. Центральная нервная система: сбой

Наши организмы - это сложные механизмы, где каждая система взаимосвязана друг с другом. Мышцы, сухожилия, скелет и внутренние органы управляются мозгом. Когда один элемент отлаженной системы дает сбой, все идет наперекосяк. В реальной жизни человек рискует быть практически обездвиженным. Этот факт делает загадочным многочисленные истории о современных зомби, которые могут передвигаться со скоростью метеора, даже потеряв половину плоти. Они движутся, несмотря ни на что, их не смущает отсутствие мозгов, сломанные кости, атрофированные мышцы, гниение внутренних органов. Ну а так как многие экранные зомби страдают от обширных черепно-мозговых ран, их центральная нервная система должна быть полностью парализована.

3. Иммунитет: отсутствует

Вирусы, грибки и бактерии преследуют человечество с самого начала мира. Они сокращают продолжительность жизни и делают нас несчастными. В последнее время мир узнал своих самых опасных биологических врагов: оспу и ВИЧ. Только иммунная система заставляет нас оставаться на плаву и противостоять нашествию микроскопических оккупантов. Люди, имеющие ослабленный иммунитет, неизбежно сталкиваются с проблемами. У зомби полностью отсутствует иммунитет, поэтому любые бактерии, проникнув внутрь них, мгновенно съедят изнутри.

4. Метаболизм: кризис

Люди поглощают пищу, поэтому преобразуют химическую энергию в деятельность. Так мы живем и дышим. Метаболизм поддерживает эти процессы. Этот термин всеобъемлющий, он охватывает все химические реакции, происходящие в теле. В теории зомби питаются человеческими мозгами, ведь им тоже нужно как-то функционировать. Только существует одна проблема: эти существа не живые, именно поэтому не имеют никаких метаболических возможностей. Поэтому если у зомби отсутствуют обменные процессы, они не смогут трансформировать вкусные мозги в энергию.

5. Хищные стаи стервятников: реальная угроза

В природе существует слишком много стервятников и животных, питающихся падалью - гиены, волки, медведи, койоты, лисы и стаи злобных одичавших собак. Если бы нагрянул зомби-апокалипсис, оставшиеся в живых люди, опасались бы не только ходячих монстров, но и голодных диких хищников. Даже мелкие животные крысы, еноты и опоссумы будут с удовольствием выходить на охоту. Они опасаются лишь здоровых людей. Но стоит им почуять запах падали, как они тут же ринутся в атаку. Так что же ожидает ходячих мертвецов при встрече со стервятниками? Ответ напрашивается сам собой.

6. Сенсорные органы пришли в негодность

Зрение, вкус, осязание, слух, обоняние - все органы чувств являются ключом к нашему выживанию. Без этих пяти возможностей человек будет бродить по свету, поглощать ядовитые растения, биться головами о дверные проемы, проливать кипяток на тело. Но так как зомби переживают постоянный процесс распада, непонятно, как они умудряются оставаться зрячими и выполняют какие-либо из жизненно важных действий с целью полакомиться человеческими мозгами. Когда запускается процесс гниения, сразу же страдают глаза. Развалившиеся мягкие ткани оставили бы зомби слепцами. Затем деформируются слуховые перепонки. Как же глухой и слепой монстр может охотиться на своих жертв?

7. Распространение вируса: под сомнением

Природа разработала некоторые ужасающие способы распространения микробов. Взять, к примеру, птичий грипп или корь, которая распространяется посредством кашля и чихания. 90 процентов людей, вступающих в контакт с инфицированным человеком, заболевают. Но как же распространяют инфекцию ходячие мертвецы? Все, что нам показывают в фильмах ужасов, совершенно неэффективно. Каким-то образом труп должен захватить человека, а затем нанести разящий укус. Ну а если у существа отсутствуют некоторые конечности, это слишком жестокое предложение. Для того чтобы настигнуть и укусить жертву, необходимо затратить колоссальную энергию. А, как мы уже знаем, внутренние ресурсы у зомби отсутствуют. Ну и, наконец: неужели вы и вправду думаете, что здоровый бдительный человек не сможет справиться с разлагающимся трупом при тесном физическом контакте? Холоднокровные и медленные зомби всегда будут проигрывать в схватке с теплокровными «собратьями».

8. Раны: никогда не заживают

До изобретения антибиотиков простые ссадины и порезы могли бы стать для человека роковыми. Если на порез проникала грязь и микробы, они мгновенно распространялись во внутренние ткани. Но теперь мы хорошо знаем, что такое личная гигиена и первая медицинская помощь. Мы знакомы с мылом, йодом и зеленкой. К тому же, наши ткани имеют уникальную способность к регенерации и восстановлению. К счастью, эти возможности полностью закрыты для зомби. Их раны, вне зависимости от глубины поражения, никогда не заживают. Представьте, что будет с листом бумаги, от которого каждый день отрезают кусок. Рано или поздно его не станет.

9. Пищеварительная система: зияющие дыры

Желудок человека - это мышечный мешок, который за один прием пищи может быть наполнен примерно 850 граммами еды и питья. Разумеется, если есть больше на регулярной основе, можно растянуть этот внутренний орган. А теперь представьте, что станет с желудком монстра, который готов пичкать себя человеческими мозгами без передышки. К тому же, если у зомби не функционируют некоторые системы, тогда пища может просто падать в никуда. Об этом позаботятся зияющие дыры по маршруту пищевод - кишечник. Ну а что же будет, если в кишечнике станет скапливаться непереваренный обед? Представьте сами.

10. Зубы: изношены

Зубная эмаль является самым твердым веществом в наших телах. Эта жесткая оболочка помогает нам жевать пищу. Но без надлежащего стоматологического ухода зубы быстро приходят в негодность. Зомби никогда не чистят зубы, их десны гниют, а эмалевые трещины быстро превращаются в дыры. Никто не поставит им протезы. В конце концов усилия, направленные на укус, видятся совершенно бессмысленными. Только в фильмах зубы мертвецов выглядят грозным оружием.

Заключение

Итак, мы выяснили, что на сегодняшний день ни один вирус, ни одна грибковая инфекция или радиационная утечка не приведет к зомби-апокалипсису с биологической точки зрения. А это значит, мы будем избавлены от побега от цепких лап сотен обезумевших монстров. Они не представляют реальной угрозы для человечества.

Для начала нужно решить, каковы же все такие признаки зомби. Вероятно, самый большой признак, как известно, быть в буквальном смысле мертвым, не имеет ничего общего с реальными медицинскими параллелями, поэтому ограничимся только теми болезнями, которые делают людей похожими на живых мертвецов. Сюда можно отнести разложение и мертвую плоть, трансоподобное состояние, которое лишает человека любых когнитивных функций, неспособность общаться другими способами, кроме как стонами и мычанием, медленная шаркающая походка и желание попробовать человеческие мозги или хотя бы укусить кого-то.

Есть ли одна такая болезнь, включающая все эти признаки? Нет. Но есть целая куча болезней, имеющая некоторые из этих признаков и это достаточно страшно.

Сонная болезнь

Страшно то, что до сих пор нет вакцин или способов предотвратить распространение инфекции, если человека укусила муха цеце. Даже доступные сейчас методы лечения приносят мало пользы. Меларсопрол – одно из доступных средств лечения, но ему уже больше пятидесяти лет и оно содержит достаточно мышьяка, чтобы убить одного из двадцати человек, к которым применяют это средство. И если даже человек выживает после этого, все равно остается риск того, что он снова подхватит эту болезнь.

Около 50000-70000 человек умирают от сонной болезни каждый год, хотя эта цифра может быть гораздо большей. В Уганде каждый третий житель подвержен риску подхватить эту болезнь, таким образом, около шести миллионов людей находятся под постоянной угрозой заражения. Так что каждый год мы имеем около 50000 образцов живых мертвецов, хотя в таком состоянии они остаются не так долго.

Бешенство

Нет такой болезни, психической или физиологической, которая заставляет людей есть других людей, по крайней мере, медицине таких болезней не известно. (Каннибализм не считается психическим заболеванием, а скорее частью какого-то душевного расстройства). Есть определенные культурно-специфичные психические состояния, психоз вендиго, встречающееся среди коренных жителей Америки. Это один из лучших примеров того, что люди думают, что они становятся каннибалами, вот и все.

Хотя бешенство при определенных условиях может напоминать некоторые состояния, как у зомби, когда они испытывают желание есть человеческие мозги. Вирус бешенства вызывает сильное воспаление или опухоль мозга, оно почти всегда передается при укусах от зараженных животных. Около 55 тысяч людей умирают ежегодно от бешенства, большая часть этих смертей происходит в Африке и Азии. И хотя вакцины от бешенства существуют, их нужно давать до появления симптомов, чтобы пациент выжил.

Опять же, симптомы бешенства очень напоминают симптомы зомби: полный или частичный паралич, нарушение психической деятельности, смятение и странное поведение, одержимость и, в конце концов, исступление. Могут проявляться не все симптомы, но можно легко определить у пациента бешенство, если он не может ясно мыслить и общаться, у него затрудненная походка и он проявляет агрессивную одержимость, которая принимает форму нападений на людей.

Хотя такой похожий на зомби пациент возможен с медицинской точки зрения, на самом деле это не реально. Передача бешенства от человека к человеку - очень редкое явление и чаще всего имеет место из-за недостаточно полного обследования перед пересадкой органов.

Некроз

Тот, кто знаком с греческими корнями, уже знает, в чем тут дело: некроз – это смерть, а именно определенных групп клеток организма до полной смерти человека. Технически это нельзя назвать болезнью, скорее, это состояние, вызываемое множеством различных причин. Рак, отравление, ранение и инфекция могут быть возможными причинами преждевременной смерти клеток.

Если мы хотим буквально описать живых мертвецов, то пациент с омертвелыми тканями может быть ближайшим эквивалентом зомби. В конце концов, пациент, страдающий некрозом, технически наполовину мертв, хотя все еще остается живым во многих других важных частях организма (мозг, сердце и остальные жизненные органы), которые мы ассоциируем с жизнью.

Если это вызвано наружными причинами, некроз вызывает серию событий, которые могут привести даже к большим негативным влияниям помимо пораженного участка. Мертвые клетки перестают посылать сигналы нервной системе, омертвелые клетки могут выделять опасные химические вещества, наносящие вред соседним здоровым клеткам. Если оболочка лизосомы внутри клетки повреждена, могут быть выделяться энзимы, которые также вредят клеткам вокруг.

Эта цепная реакция может вызвать распространение некроза (а если он распространяется на довольно большой участок, то это уже гангрена) и, в конце концов, исход может быть фатальным. Единственный способ, который может помочь в данной ситуации – это удаление омертвевших частей тела. Если омертвевший участок слишком большой, то может понадобиться ампутация.

Положительное в этой ситуации то, что некроз не заразен, то есть он никак не может стать причиной вспышки вируса зомби .

Нацистская система в 1938-1939 годах – времени пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде – еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход. Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса – до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой. То есть она удобна для хозяев.

Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса. Что это за способы превращения личности в биомассу?

Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.
Одно из любимых занятий эсэсовцев – заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал, жидовская морда!».
(Чем это отличается от «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?)

Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.
Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или «капо» (помощники СС из числа заключенных), впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать – в обмен на те или иные услуги.
(Абсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов – полный аналог).

Правило 3. Введи коллективную ответственность.
Коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. Но в условиях, когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.

Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других. Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.

(Принцип групповой ответственности… Когда «все виноваты», или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения).
Это три «предварительных правила». Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.

Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит. Для этого: создай непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать и заставь людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.
Группу чешских заключенных уничтожили так. На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион. Потом обратно – в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев – снова в карьер и т.п. В живых не осталось никого. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью.
«Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми… Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить мне и таким, как я». (курсивом в кавычках – цитаты Б.Беттельхейма).

Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании – опоздаешь в туалет. Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) – не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы. Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца.
(Авторитарным родителям и организациям очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде «от тебя ничего не зависит», «ну и чего вы добились», «так было и будет всегда»).

Правило 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.
Беттельхейм описывает такую ситуацию. Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что «не заметила» происходящего. Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит «молодцы!». Потому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено». А у заключенных усиливается стыд, чувство бессилия и, одновременно, они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру.
(В семьях, где процветает насилие, нередка ситуация, когда кто-либо из родственников все видит и понимает, но делает вид, что ничего не видит и не знает. Например, мать, ребенок которой подвергается сексуальному насилию со стороны отца/отчима… В тоталитарных государствах правило «все знаем, но делаем вид…»- важнейшее условие их существования)

Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.
«Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни. Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение».

Беттельхейм приводит такую, очень наглядную, историю о «последней черте». Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний. Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился – или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий.
Результат реализации всех правил:

«Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение – такие заключенные становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…».

Процесс превращения в таких зомби был прост и нагляден. Сначала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движения, все, что он делал, определялось давлением со стороны надзирателей. Они автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности. Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать. Затем они начинали смотреть только перед собой. И тогда наступала смерть.

В зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состоянию, когда они могли принять все, что угодно, все, что исходило извне. «Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой – в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему». Там, где нет собственного отношения, начинается зомби.

Готовясь к публичной лекции по психологии личности, я просматривал выдержки из книги психоаналитика Бруно Беттельгейма «Просвещенное сердце». В ней он описывает свой опыт узника концлагерей Дахау и Бухенвальда, в которых он был в 1938–1939 годах, а также опыт других людей, столкнувшихся с системой уничтожения человеческого достоинства позднее, когда нацисты «раскрылись» на полную мощь. Делал пометки, выписки, и в итоге получилась эта статья.

Меня интересовал психологический аспект того, что творилось в концентрационных лагерях. Как нацистская система ломала личности, как личности противостояли системе и чудовищно деструктивному психологическому полю, какие стратегии использовали и как они деформировались. В конце концов, личность – это и есть наши стратегии адаптации к существующему вокруг миру, и от того, какой он, этот мир, во многом (но не во всем) зависит то, какие мы. - пишет Илья Латыпов.

Итак, начнем…
Нацистская система в 1938–1939 годах – времени пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде – еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход. Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса – до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой. То есть она удобна для хозяев.

Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса. Что это за способы превращения личности в биомассу?

Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.
Одно из любимых занятий эсэсовцев – заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал, жидовская морда!».

(Чем это отличается от «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?)

Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.
Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или «капо» (помощники СС из числа заключенных), впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать – в обмен на те или иные услуги.

(Абсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов – полный аналог).

Правило 3. Введи коллективную ответственность.
Коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. Но в условиях,когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.

Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других. Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.

(Принцип групповой ответственности… Когда «все виноваты», или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения).

Это три «предварительных правила». Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.

Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит.
Для этого: создай непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать и заставь людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.

Группу чешских заключенных уничтожили так. На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион. Потом обратно – в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев – снова в карьер и т.п. В живых не осталось никого. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью.

«Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми… Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить мне и таким, как я».
Б. Беттельхейм

Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании – опоздаешь в туалет. Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) – не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы. Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца.

(Авторитарным родителям и организациям очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде «от тебя ничего не зависит», «ну и чего вы добились», «так было и будет всегда»).

Правило 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.
Беттельхейм описывает такую ситуацию. Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что «не заметила» происходящего. Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит «молодцы!». Потому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено». А у заключенных усиливается стыд, чувство бессилия и, одновременно, они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру.

(В семьях, где процветает насилие, нередка ситуация, когда кто-либо из родственников все видит и понимает, но делает вид, что ничего не видит и не знает. Например, мать, ребенок которой подвергается сексуальному насилию со стороны отца/отчима… В тоталитарных государствах правило «все знаем, но делаем вид…»- важнейшее условие их существования)

Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.
«Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни. Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение».
Б. Беттельхейм

Беттельхейм приводит такую, очень наглядную, историю о «последней черте». Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний. Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился – или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий.

Результат реализации всех правил:
«Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение – такие заключенные становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…».
Б. Беттельхейм

Процесс превращения в таких зомби был прост и нагляден. Сначала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движения, все, что он делал, определялось давлением со стороны надзирателей. Они автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности. Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать. Затем они начинали смотреть только перед собой. И тогда наступала смерть.

В зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состоянию, когда они могли принять все, что угодно, все, что исходило извне. «Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой – в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему». Там, где нет собственного отношения, начинается зомби.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама