THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В начале 70-х годов Некрасов работал над циклом поэм, посвященных судьбам декабристов: «Дедушка» (1870 г.), «Русские женщины», состоящие из двух частей: «Княгиня Трубецкая» (1871 г.) и «Княгиня М. Н. Волконская» (1872 г.). На первый взгляд обращение к декабристской тематике может показаться нехарактерным для Некрасова с его равнодушием к историческим сюжетам. Однако, как писал Н. Л. Степанов: «Это (...) не просто обращение к прошлому, а к революционным страницам истории, – напоминание о первой попытке революции в России и о её самоотверженных героических деятелях»515 .

Как известно, сюжетной основой «Дедушки» является рассказ о приезде в усадьбу к своему сыну старика-декабриста, освободившегося из Сибири по манифесту 1856 г. Прототипом героя поэмы считается известный декабрист, бывший генерал-майор, князь Сергей Григорьевич Волконский (1788 – 1865 гг.)516 . Летом 1857 года С. Г. Волконский посетил Костромскую губернию. 13 августа 1857 года губернатор Московской губернии направил своему костромскому коллеге, генерал-майору А. Ф. Войцех, особое отношение об учреждении надзора за С. Г. Волконским, выехавшим в имение дочери в Буйском уезде. В отношении говорилось: «Возвращенный из Сибири политический преступник Сергей Волконский, проживающий в удельном селе Алексеевском Московского уезда, 8 числа сего месяца выехал Костромской губернии Буйского уезда в село Леонтьево к дочери своей г. Молчановой. О сем я имею честь сообщить Вашему Превосходительству для надлежащего с Вашей стороны распоряжения»517 .

Упомянутая в отношении госпожа Молчанова – это дочь С. Г. и М. Н. Волконских, Елена Сергеевна Волконская (1835 – 1916 гг.), в первом замужестве Молчанова. В августе 1857 года С. Г. Волконский посетил семью дочери, жившую в селе Леонтьеве в Буйском уезде (ныне – д. Леонтьево в Сусанинском районе). К этому времени его дочь уже овдовела, её первый муж Дмитрий Васильевич Молчанов, служивший чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири Н. Н. Муравьёве-Амурском, скончался в 1856 г.518 В 1854 году у Елены Сергеевны родился сын, названный в честь деда Сережейа . Таким образом, главная сюжетная линия поэмы «Дедушка» о том, что в усадьбу к внуку приезжает из Сибири дед, явно взята Некрасовым из жизни – из поездки С. Г. Волконского в Леонтьево.

О поездке С. Г. Волконского в Костромскую губернию Некрасов мог узнать от сына С. Г. Волконского – своего старого знакомого князя М. С. Волконского (1832 – 1902 гг.), с которым он часто ездил из Петербурга на зимнюю охоту.

По справедливому мнению Ю. В. Лебедева, одним из основных источников поэм «Дедушка» и «Княгиня Волконская» послужила книга С. В. Максимова «Сибирь и каторга», опубликованная в некрасовских «Отечественных записках» в 1868-1869 годах. Ю. В. Лебедев пишет: «...в момент работы поэта над первыми двумя поэмами декабристского цикла наиболее достоверными источниками, которыми он располагал, были сведения из третьей части книги Максимова “Сибирь и каторга” – “Государственные преступники”. Эта часть была опубликована в сентябрьском и октябрьском номерах “Отечественных записок” за 1869 год и содержала подробные описания ссылки и сибирской жизни декабристов. (...) Максимов посетил не только все места ссылки декабристов, но и был в известном Тарбагатае, рассказ о котором явился идейным зерном поэмы Некрасова “Дедушка”» 519 .

Некрасов и «Хождение в народ»

Как известно, в 1874 году члены революционных молодежных кружков предприняли попытку поднять крестьянские массы на восстание, вошедшую в историю как «хождение в народ». «Хождение в народ» не миновало Ярославскую и Костромскую губернии. В августе 1874 года в Чудовской Луке Некрасов написал стихотворение, связанное с одним из эпизодов «хождения» – «Горе старого Наума». Более всего «Горе старого Наума» известно по его отрывку, не связанному прямо с основной частью стихотворения, где поэт мечтает о будущем Волги:

Иных времен, иных картин

Провижу я начало

В случайной жизни берегов

Моей реки любимой:

Освобожденный от оков,

Народ неутомимый

Созреет, густо заселит

Прибрежные пустыни;


Наука воды углубит:

По гладкой их равнине

Суда-гиганты побегут

Несчетною толпою,

И будет вечен бодрый труд

Над вечною рекою... (II, 384).

О «Горе старого Наума» много писали, но оно, кажется, так и не стало объектом исторического изучения. Ведь Некрасов не случайно дал ему подзаголовок – «Волжская быль». Герой стихотворения – богатый крестьянин Наум, владелец паточного завода и постоялого двора. Считается, что прототипом Наума послужил бывший крепостной крестьянин Никита Петрович Понизовкин, получивший в 1849 году от помещика вольную и поселившийся неподалеку от Грешнева. Н. П. Понизовкин был старообрядец, относившийся, как полагают, к согласию странников520 . Взлёт этого человека поражает: уже в 1850 году он стал купцом II гильдии, в 1863 г. – I гильдии521 . На берегу Волги, неподалеку от Грешнева, вырос целый промышленный городок – Понизовкино (после революции переименованный в «Красный Профинтерн»). Карьера Понизовкина развивалась на глазах Некрасова, возможно, что он знавал его лично. Разумеется, заводчик Н. П. Понизовкин был для поэта заклятым врагом, народным угнетателем, пауком.

Наум живет неподалеку от Николо-Бабаевского монастыря и Больших Солей. В стихотворении сказано:

Вблизи – «Бабайский» монастырь,

Село «Большие Соли»,

Недалеко и Кострома (II, 382).

В «Горе старого Наума» Некрасов, насколько это было можно, показал эпизод «хождения в народ». Молодой человек и девушка пропагандировали среди крестьян Ярославской губернии. Они выдавали себя за крестьян и были соответственно одеты. Уже в самом начале их миссию едва не постиг провал. Девушка-пропагандистка курила, и как-то она села покурить, причем не где-нибудь в закутке, а на крыльце дома, где они остановились, на глазах у людей. Вид курящей крестьянской девки не мог не потрясти очевидцевб . О молодых людях пошли слухи, вскоре дошедшие до тех, до кого надо, и только обстоятельства спасли пропагандистов от немедленного ареста.

Этих молодых людей звали Павел Семенович Троицкий и Мария Эдуардовна Гейштор. П. С. Троицкий был сыном священника из с. Балахты под Красноярском. Окончив Томскую духовную семинарию, он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Мария Эдуардовна (Мария-Юзефа) Гейштор (1855 – 1922 гг.), литовка по отцу и полька по матери, родилась в Минске. По отцу она принадлежала к литовскому дворянскому роду. Её отец и старший брат за участие в восстании 1863 года были сосланы в Сибирь, мать последовала за мужем в Сибирь, где и умерла. Детство и юность Марии-Юзефы прошли в Сибири. В 1873 году она приехала в Петербург, где стала готовиться к поступлению на медицинские женские курсы и вступила в кружок студентов-сибиряков в Медико-хирургической академии. В мае 1874 года Троицкий и Гейштор вышли из Рыбинска и двинулись параллельно Волге, занимаясь пропагандой. Случай с курением Марии Эдуардовны произошел в Костромском уезде, где-то вблизи Больших Солей. Узнав, что их товарищ в Рыбинске арестован, Троицкий и Гейштор вернулись в Петербург, где и были арестованы. Марию Эдуардовну вскоре выслали в Костромскую губернию. Какое-то время она находилась в костромской тюрьме на ул. Русиной, затем по распоряжению губернатора её отправили в г. Кологрив. Вскоре из Кологрива её отвезли в Ярославль и посадили в тюрьму. Всего в тюрьмах Мария Эдуардовна просидела четыре года (два года в ярославской и два – в Петропавловской крепости), после чего прошла по процессу «193-х». Вместе с ней судили и её будущего мужа, И. И. Добровольского, с которым она познакомилась в ярославской тюрьме. На процессе Мария Эдуардовна была оправдана, а И. И. Добровольский получил 9 лет каторги. Однако ему удалось бежать, и они уехали в Швейцарию, где Мария Эдуардовна окончила медицинский факультет Женевского университета. В 1905 году после амнистии супруги вернулись в Россию. Мария Эдуардовна была активным членом Политического Красного Креста, во время I Мировой войны работала в госпитале. Она дожила до революции и умерла в декабре 1922 года под Москвой в местечке Старые Горки близ станции Болшево522 .

В последние годы

В конце 60-х годов Некрасову не было еще и пятидесяти лет. Он был богат, слава его росла. Расставшись с Полиной Лефрен, поэт вскоре познакомился с Прасковьей Николаевной Мейшен. Происходившая из мещан Прасковья Николаевна родилась в Ярославле. Совсем молодой она вышла замуж за пожилого губернского механика В. И. Мейшена, но очень вскоре, в начале 1867 года, овдовела. Летом 1867 года Прасковья Николаевна сблизилась с Некрасовым, в октябре того же года она переехала с ним в Петербург и поселилась в его квартире на Литейном. Примерно через год они расстались, и Прасковья Николаевна вернулась в Ярославль. Через какое-то время она вторично вышла замуж за дворянина Волкова, прожила с ним десять лет и вновь овдовела523 .

Весной 1870 года Некрасов встретил «молодую, обаятельную и жизнерадостную девушку Феклушу Викторову. Красивая и скромная, добрая и сердечная, веселая певунья и хохотушка, она горячо полюбила поэта и навсегда вошла в его жизнь. Некрасову было тогда 48 лет, ей – 23»524 . Ничего достоверного о её происхождении, откуда она была родом и при каких обстоятельствах познакомилась с поэтом, неизвестно. Ясно только, что Фекла Анисимовна Викторова (1847 – 1915 гг.) была «простого звания»525 . Как и подобает демократу и народолюбцу, Некрасов переименовал свою подругу, заменив её простонародное имя-отчество на изысканно-благозвучное Зинаида Николаевна (отчество Некрасов образовал от своего имени)в . В этом «переименовании» нельзя не увидеть проявления старой помещичьей традиции давать приближенным крепостным слугам или фаворитам «благородных» имен (вспомним, как мать Татьяны Лариной в «Евгении Онегине» звала Селиной дворовую девку Акульку). Зинаида Николаевна поселилась в бывшей «панаевской половине» его квартиры на Литейном, которая после смерти И. И. Панаева и отъезда Авдотьи Яковлевны стала частью квартиры поэта. Официально она числилась как домоправительница.

Выше уже писалось, что с начала 60-х годов Некрасов часто ездил на охоту в Новгородскую губернию, с 1868 года он регулярно охотился в районе Чудова. Весной 1871 года Некрасов приобрел возле д. Лука у помещиков Владимировых небольшую помещичью усадьбу, находившуюся в одной версте от железнодорожной станции Чудово (ныне г. Чудово в Новгородской области), отчего за ней закрепилось название Чудовская Лука. Новое поместье поэта на реке Кересть состояло из двухэтажного деревянного дома с флигелем, службами, конюшней. В усадьбе был парк с аллеями из старинных лип и дубов. Поместье включало в себя 162 десятины земли526 . В Чудовской Луке на псарне содержались охотничьи собаки Некрасова, которых, когда поэт ехал в Карабиху, доставляли туда527 .

До покупки Чудовской Луки Некрасов летом обычно жил в Карабихе. Начиная с 1871 г., поэт регулярно стал заезжать и в Чудовскую Луку: он приезжал сюда в 1871, 1872, 1873, 1875, 1875 и 1876 гг. В окрестностях своей новой усадьбы Некрасов много охотился, в частности, на медведей. Авторитет Некрасова как охотника и слава его собак были уже настолько велики, что летом 1873 года гончих из Чудовской Луки просил у поэта брат царя великий князь Николай Николаевичг 528 .

Из Чудовской Луки летом 1875 года Некрасов в последний раз приехал в Карабиху, с Зинаидой Николаевной посетил Грешнево, побывал в Абакумцеве на могилах родителей, и навестил в д. Орлово своего старого спутника по охоте Кузьму Ефимовича Солнышкова529 .

В 1875 году Некрасов уже болел тяжелым недугом, вскоре сведшим его в могилу, – раком прямой кишки. Страдая от болей, он писал в Карабихе большую сатиру «Современники», где издевательски изобразил ряд реальных представителей высшей бюрократии и промышленников, часть из которых лично знавал по Английскому клубу. Одним из героев «Современников» Некрасов сделал знаменитого В. А. Кокорева, выведя его под именем Саввы Антихристова. Василий Александрович Кокорев (1817 – 1889 гг.), уроженец г. Солигалича, старообрядец поморского толка, представлял собой ярчайшую фигуру молодого русского капитализма. Достаточно сказать, что он был учредителем ряда акционерных обществ: Общества Волго-Донской железной дороги, Волго-Каспийского пароходства «Кавказ и Меркурий», Общества Уральской железной дороги, Бакинского нефтяного общества. В. А. Кокорев являлся также учредителем Волжско-Камского банка и создателем первого в России нефтеперегонного завода, открывшегося в 1859 году около Баку (его заслуги в этой области высоко ценил Д. И. Менделеев). Разумеется, В. А. Кокорев не был ангелом. Современные исследователи пишут о нём: «...перед нами предстаёт очень противоречивый, сложный, отнюдь не отвлечённый облик не только крупного российского дельца и капиталиста, но и незаурядной личности, широтой своих воззрений и инициатив опередивший людей своего круга, и вместе с тем являвшегося типичнейшим представителем своего сословия, своего времени»530 .

Летом 1876 года больной поэт в последний раз приехал в Чудовскую Луку. Всё усиливающаяся болезнь причиняла ему мучительные страдания, временами наводя его на мысль о самоубийстве531 .

Стихотворения, написанные в последний период жизни Некрасова, во время тяжелой болезни, составили цикл «Последние песни». На склоне лет в творчестве поэтов обычно преобладают философские мотивы. Некрасов же и со смертного одра продолжал обличать и звать Русь к топору. Одним из главных в цикле было стихотворение «Сеятелям», наиболее известное по строкам:

Русский народ... (II, 401).

В. Е. Евгеньев-Максимов писал: «...главный смысл этого стихотворения – приветствие, обращенное к борцам за освобождение народа»532 . Фактически Некрасов призывал «сеять» идеи Чернышевского и Добролюбова.

Цикл «Последние песни» был опубликован в январском номере «Отечественных записок» за 1877 год и вызвал шквал откликов. 3 февраля 1877 года на студенческом вечере под Адресом к поэту поставили свои подписи 395 человек, в основном студенты Петербургского университета и Медико-хирургической академии. Через несколько дней трое представителей студенчества вручили его больному поэту. В Адресе говорилось, что русская молодёжь несёт в своих сердцах «могучую, святую любовь к народу», а Некрасов, «певец народа, певец его горя и страданий», своею поэзией «зажигает эту могучую любовь к народу и воспламеняет ненавистью к его притеснителям». Завершался Адрес словами: «Из уст в уста передавая дорогие нам имена, не забудем мы и твоего имени и вручим его исцеленному и прозревшему народу, чтобы знал он и того, чьих много добрых семян упало на почву народного счастья. Знай же, что ты не одинок, что взлелеет и взрастит семена эти всей душой тебя любящая учащаяся молодёжь русская»533 .

Жизнь уходила, надо было подводить итоги и отдавать последние долги. 13 января 1877 года Некрасов составил официальное завещание. С завещанием поэта связана одна загадка. В его тексте особо оговорено: «Капитала в денежных бумагах он, завещатель, вовсе не имеет» (XII, 100). Коснувшись отсутствия у Некрасова «капитала в денежных бумагах», В. В. Жданов писал: «Это вызвало некоторое удивление современников, считавших состояние Некрасова в последние годы жизни очень значительным»534 . Исследователь, в частности, ссылается на запись в дневнике Е. А. Штакеншнейдер от 19 октября 1880 г., где говорится, что Некрасов завещал «нигилистам» «пятьсот тысяч»535 . Комментируя запись Е. А. Штакеншнейдер, В. В. Жданов пишет: «...слухи о завещании денег ходили, и даже называлась определенная сумма; может быть, здесь и надо искать объяснение загадки, куда девались деньги (...). Не пошли ли эти деньги на поддержку революционно-народнической организации, на революционную пропаганду?»536 .

Мог ли Некрасов пожертвовать крупную сумму денег на революционные цели? Ответ на этот вопрос может быть только утвердительным. Наверняка, поэт и раньше помогал революционерам. Перед смертью же бездетный Некрасов мог завещать им большую часть своего состояния. Для него это был естественный и логичный поступок, в каком-то отношении подводивший итог всей его жизни.

Скорее всего, Некрасов завещал свои деньги организации революционных народников – «Земле и воле», возникшей в конце 1876 г. Вряд ли капитал поэта пошёл только на революционную пропаганду. Мы вправе полагать, что его употребили и на ряд громких актов террора последующих лет.

Весной 1877 года Некрасов сделал важный шаг: он обвенчался с Зинаидой Николаевной. Всю свою жизнь поэт старался не вводить отношения с женщинами в законные рамки. Только опасение за судьбу Зинаиды Николаевны заставило его переступить через неприязнь к брачным узам. Он решился обвенчаться только накануне предстоящей ему операции, исход которой нельзя было предсказать. Некрасов находился уже в таком плохом состоянии, что ни о каком венчании в церкви не могло быть и речи. По подсказке митрополита Петербургского Исидора обратились к военному духовенству, располагающему переносными церквями-палатками. В столовой некрасовской квартиры установили подобную палатку537 . 4 апреля 1877 года Некрасова обвенчал иерей адмиралтейского собора святого Спиридона о. Михаил Кутневич538 . В решающий момент «больного взяли под руки и три раза обвели вокруг аналоя, полуживого от страданий. Очевидцы запомнили, что он был босой и в длинной рубахе»539 .

Через неделю после венчания Некрасов лёг на операционный стол. Его оперировал приглашенный из Вены светило европейской медицины хирург Бильрот. После операции, состоявшейся 12 апреля 1877 года на квартире поэта, Некрасов прожил еще несколько месяцев.

15 декабря 1877 года А. А. Буткевич писала Ф. А. Некрасову в Карабиху: «У нас всё по-старому, брат всё в одном положении, только встаёт с постели не три раза в день, а два и не может долго сидеть. Вообще положение его тяжкое, а смотреть на него – легче самому в гроб ложиться»540 .

Кончина и похороны поэта

Некрасов скончался 27 декабря 1877 года, в 8 часов 50 минут вечера. На следующий день в столовой его квартиры был выставлен гроб, у которого по традиции вплоть до похорон читали Псалтырь. В последующие дни в доме на Литейном побывало множество людей. В частности, 29 декабря квартиру покойного посетил великий князь Сергей Александрович (сын императора Александра II)д . Разумеется, после революции никогда не писали о том, что память Некрасова почтил сын царя.

Примечательно, что Некрасов не захотел быть похороненным на Литераторских мостках Волкова кладбища, к тому времени ставшим традиционным местом упокоения деятелей искусства, или, например, в Абакумцеве рядом с родителями. Согласно завещанию от 13 января 1877 г., он определил местом своего погребения кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря (XII, 100). Можно уверенно предположить, что его выбор был обусловлен тем, что это кладбище носило «аристократический замкнутый характер»542 . Барин вновь победил в Некрасове демократа, тщеславие оказалось сильнее желания быть погребенным на одном погосте с Белинским и Добролюбовым. В окружении Некрасова известие о выборе им места погребения вызвало неоднозначную оценкуе .

С 60-х гг. XIX века в Петербурге и Москве появилась традиция, когда похороны писателей или общественных деятелей, хоть как-нибудь «пострадавших» за свои убеждения, превращались, по сути, в политические демонстрации. Состоявшиеся 30 декабря 1877 года похороны Некрасова стали одним из наиболее ярких подобных примеров. Члены «Земли и воли» даже дважды едва не довели дело на них до стрельбы: в первый раз, когда, придя на похороны с венком «От социалистов», они окружили несущих его вооруженным кольцом, второй раз – во время выступления у могилы Г. В. Плеханова. В обоих случаях землевольцы заранее условились защищать и венок и Плеханова с оружием в руках544 . Таким образом, народники готовы устроить на похоронах любимого поэта побоище.

Отпевание Некрасова состоялось в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря. Эта обитель у Обводного канала была возведена трудами уроженки Костромского края игумении Феофании (Готовцевой)* .

О похоронах Некрасова в советское время писалось немало, однако один их важный эпизод обычно замалчивался. Речь идёт о «Слове», с которым у гроба поэта выступил уроженец Костромского края, профессор Петербургского университета, протоиерей Михаил Горчаков** .

Почему именно о. Михаилу довелось произнести надгробное слово, сделал ли он это по своей инициативе или по чьей-то просьбе, состоял ли он в личном знакомстве с покойным, нам неизвестно.

После завершения отпевания и пения «Со святыми упокой» в переполненном людьми соборе о. Михаил Горчаков произнёс слово о почившем. В частности, он сказал: «Покойный был носитель и выразитель страданий и горя русского народа. В его стихах изливаются страдальческие думы и чувства не одного какого-либо класса народа, не одного состояния или звания, не одного какого-либо кружка (как некоторые стараются полагать), но думы и чувства всех и каждого из нас, беду и горе испытавших без различия звания, состояния, положения, возраста и пола. Никакой кружок людей, входящий в состав русского народа, не должен, не имеет права считать покойного своим только поэтом, принадлежащим исключительно к одному кружку. Нет, покойный – дорог всем русским; он наш общий, наш народный поэт. (…) Как истинно народный поэт и как член православной русской Церкви, покойный знал, где изливается русское горе, где находит облегчение, отраду и спасение изнывающее от бед русское сердце. Он сознавал и понимал значение и положение великой народной святыни русской, нашей отечественной православной Церкви. (…) Он с волнением, с покаянием просит прощения и любви…

Ты, почивший, просишь прощения и любви? Но тебе воздаются почести, небывалые у нас, достойные и тебя, и воздающих их тебе. Они воздаются тебе мыслящим классом и нашим юным поколением, на котором почивают надежды отечества в ближайшей его будущности. Почести тебе от отечества будут вырастать с течением времен в глуби веков, по мере развития в народе сознания постигающих, но страдальческих дум и чувств, художественным выразителем которых ты был в течение нескольких десятилетий.

Ты просишь прощения и любви? – Твои страдания искупили тебя. Твоя любовь к другим покрывает тебя. Православная церковь памятует слова Спасителя: “Кто возлюбил много, тому много и простится”; “Претерпевший до конца будет спасен”. Церковь как общество всегда хранит веру в неувядающую свою будущность, которая представлялась тебе в своих поэтических видениях, и с православным русским народом никогда не перестанет петь тебе вечную память. Аминь»547 .

Судьба «Слова» о. Михаила Горчакова сложилась необычно. Произнесенное в присутствии многочисленных представителей культурной и общественной элиты столицы, оно не было целиком опубликовано ни в дореволюционное, ни тем более в советское время. Причиной этого являлась необычная трактовка творчества Некрасова, при котором впервые говорилось о православных мотивах в его поэзии.

В 1881 году на могиле Некрасова в Воскресенском Новодевичьем монастыре встал памятник со скульптурным изображением поэта (скульптор М. Чижов, архитектор В. Шрейбер). На памятнике были высечены строки из стихотворения «Сеятелям», которое справедливо считают политическим завещанием поэта:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

Ниже находилась фраза из Адреса петербургского студенчества 1877 г.: «Из уст в уста передавая дорогие имена, не забудем мы и твоего имени и вручим его исцеленному и просветлевшему народу, чтобы знал он и того, чьих много добрых семян упало на почву народного счастья» (одно слово на памятнике было изменено: вместо «прозревшему народу» – «просветлевшему народу» – Н. З.)549 .

Год написания: 1870

Жанр произведения: поэма

Главные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист

Очень коротко основную мысль стихотворения Некрасова поможет понять краткое содержание поэмы «Дедушка» для читательского дневника.

Сюжет

Мальчик Саша находит в кабинете отца портрет юного генерала и пытается допытаться у родителей кто он такой. Но они говорят, что он пока мал, чтобы это понять. Спустя время в доме случается большой переполох - все ждут прибытия деда. С его возвращением в семье поселяется радость.

Саша привязывается к дедушке. Он оказывается удивительным человеком, который буквально всё умеет и всё знает. Дед рассказывает внуку много историй о нелёгкой жизни народа, о восстании и лишь мельком о своём в нём участии.

Понять значимость противоборства декабристов, вес принесённых в жертву судеб, карьер и жизней Саша сможет лишь когда подрастёт. Дед надеется, что привьёт мальчишке желание учиться и понимать цену и причины происходящего в его родной стране.

Вывод (моё мнение)

Нужно помнить и уважать прошлое, учить историю своей Родины.

Стихотворение Н. Некрасова «Дедушка» посвящено декабристам, русским дворянским революционерам, боровшимся против крепостного права и самодержавия.

По приказу царя декабристов сослали в глухое село, на бесплодную землю, обрекая их на голод, медленную и мучительную смерть, а декабристы благодаря труду жили и продолжали отстаивать свои идеи. Читая произведение, мы узнаем, как тяжела была жизнь крепостных, как жестоко помещики относились к крестьянам; крестьяне были бесправными, помещик обращался с ними, как со своей собственностью. Мы видим всю тяжесть крепостного труда, убеждаемся в справедливости борьбы декабристов. В этом стихотворении немало сказано о роли труда:

Чудо я, Саша, видал:
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол,
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел -
Едут туда комиссары.
Глядь - уж деревня стоит.
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит…
Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад —
Воля и труд человека
Дивные дивы творят!..

Благодаря труду ссыльные имели жилище и питание, сохранили свое здоровье. Труд у декабристов был средством борьбы с самодержавием.

Дедушка дает Саше советы: любить родину, родную природу, мужика-труженика; бороться с угнетателями; учиться всему полезному для человека; с юных лет готовиться к борьбе за счастье бедных; уметь наблюдать окружающую жизнь трудового народа, понимать ее, уважать трудового человека, ненавидеть жадность, тупость; дорожить честью, быть разумным и терпеливым в борьбе за лучшие идеалы; знать хорошо науки, особенно историю и географию, науки, помогающие познать свою родину. Для характеристики образа Саши нужно прочитать отдельные места из нескольких глав. Саша — мальчик любознательный, настойчивый, послушный, выполняет советы дедушки.

В строках «мои и труд человека дивные дивы творят» можно увидеть подчеркивается влияние труда на развитие нравственных качеств характера и взглядов декабристов. Дедушка преклоняется перед разумом, успокаивает крестьян, сообщая о близкой свободе. Труд убеждал декабристов в правоте их борьбы. Декабристы на своем опыте убедились, что труд, свободный от помещичьего гнета, приносит большую радость.

Произведение учит тому, что молодое поколение должно учиться, уметь работать, любить труд в сельском хозяйстве, любить родину.

Общее заключение о теме, идее и основной мысли поэмы Н.А.Некрасова «Дедушка» можно сделать такое:

В истории освобождения народа от самодержавия борьба декабристов имела важное значение. Декабристы были патриотами своей родины, боролись за облегчение жизни крестьян-тружеников, за свободный труд. Труд, которым занимались декабристы в ссылке, давал им силы и стойкость в борьбе с царизмом. Труд сельскохозяйственный облегчал жизнь ссыльных, помогал удовлетворить потребности в питании и сохранить здоровье, укреплял духовные силы. Но полностью труд стал свободным только при Советской власти.

Дедушка - главный герой поэмы Николая Некрасова «Дедушка», дедушка Саши, старый декабрист. Современники угадывали в нем образ Волконского. Это статный, мудрый мужчина, передающий «заповедное слово» как наследство подрастающему поколению. Саша впервые увидел дедушку на портрете в мундире генерала. Однако ни отец, ни мать не захотели рассказывать ему печальную историю жизни деда. Вскоре таинственный дедушка приехал к ним в гости, и они с Сашей быстро подружились.

Дедушка часто рассказывал ему о своей жизни в какой-то глуши за Байкалом, о том, что раньше тяжело было народу жить, но в подробности не вдавался, а лишь говорил: «Вырастешь, Саша, узнаешь». Это был высокий и стройный человек с мудрыми глазами и седой бородой. По натуре дедушка был прост и непритязателен. Он ни дня не сидел без работы, а все время был чем-нибудь занят. Он часто пел песни, смысл которых был пока неясен Саше, но он надеялся вырасти и все узнать.

В поэме Некрасова дедушка окружен ореолом святости. Он словно мученик, выбравшийся из сибирского села Тарбагатай. Описывая это село, он берет за основу реальные факты. Он рассказывает о жизни крестьян, о вольных землях, рисует утопическую страну изобилия, где раньше все жили в мире и согласии. После общения с дедушкой у Саши появился интерес к учебе. Когда ему было десять, он уже мог кое-что рассказать об истории и быте русского народа. Дедушка к тому времени все чаще хворал и понимал, что Саша вскоре узнает о восстании декабристов и его трагическом прошлом.

Урок литературы в 6-м классе на тему:

Историческая поэма «Дедушка» Н. А. Некрасов.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с исторической поэмой; рассказать о судьбе декабристов в Сибири; показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа в эпоху крепостного права.

2.формировать умение анализировать произведение и формулировать выводы и предположения после прочтения.

3.Воспитывать осознанное отношение уч-ся к историческому прошлому страны.

Ход урока.

  1. Организация класса
  2. Повторение изученного.

Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках?

Вспомните и назовите известные вам произведения Н. А. Некрасова (Стих-е Крестьянские дети, «На Волге», «Дед Мазай и зайцы», поэма «Мороз, красный нос», «Железная дорога»)

Какова тема стих-я «Железная дорога?» (каторжного труда рабочих)

Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к крестьянину, человеку труда.

  1. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним произведением Некрасова, написанное в 1870 году, с исторической поэмой «Дедушка».

VI. Изучение нового материала

Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

Определение слова «поэма» (слайд № 2)

А) Выявление уровня первичного восприятия поэмы.

Каков сюжет поэмы?

О каких лирических героях идёт речь? (мальчик Саша, дедушк а) (слайд №3)

Что в тексте сказано о мальчике? (он живёт с папой и мамой, показан в процессе взросления от 3 до 10 лет)

Что говорится о дедушке в начале поэмы? (см. главы 1-4)

(в кабинете у отца висит его портрет, о нём никто и ничего не знает, всё плачут, когда о нём заходит речь, в ожидании деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица, у деда на груди большой крест (исследователи считают, что этот крест был переплавлен из его кандалов), нога у него стёрта (может от кандалов), рука ранена (наверное от выстрела), автор называет его «таинственный дед».)

Так, кто же этот, «таинственный дед?» (декабрист)

Прочитайте первые 2 абзаца статьи К. И. Чуковского на стр. 237

Кто такие декабристы? (слайд № 4)

( Декабристами называют людей, участвовавших в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года в Петербурге. В большей части своей декабристы были дворянами, хорошо образованными, многие были военными. Они действительно хотели изменить Россию. Они боролись за отмену крепостного права, отмену царской власти и создание конституции. Общество декабристов образовалось после Отечественной войны 1812 года.)

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы.

Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. Более 100 декабристов были сосланы в Сибирь, многие были приговорены к казни через повешение.

Зачем нам нужно знать о декабристаз, о декабрьскои восстании в произведении? (эта наша история, понимать этот тип людей, знать их жизнь)

Кто такой Сергей Григорьевич Волконский? (отчасти является прототипом героя поэмы) (слайд № 5)

С.Г. Волконский – герой Отечественной войны 1812 года, декабрист. Князь. В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды. За участие в восстании, в 1826 году арестован и приговорён к смертной казни, затем приговор был заменен на 20 лет каторжных работ в Сибири. В 1856 году был объявлен манифест об освобождении всех каторжников и ему разрешили вернуться в Европейскую Россию. За 5 дней до его ареста, Мария Раевская (Волконская) родила ему сына и вскоре отправляется в след за мужем.

О подвиге Марии Волконской, о ее решении разделить участь с мужем и следовать за ним в Сибирь на каторгу и ссылку известно, наверное, каждому человеку, умеющему читать по-русски. "Вид его кандалов, так взволновал и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала сначала его кандалы, а потом и его самого" - приехав после разлуки в Нерчинские рудники, вспоминала Мария Волконская.

Скажите, звучит ли рассказ о декабристах, о восстании в произведении? (непонятно, звучит приглушённо).

Что происходит в поэме после того, как приехал дед? (через отдельные события идёт узнавание внуком характера деда)

Сейчас мы с вами по событиям, по разговорам, которые представлены в поэме, попытаемся выяснить характер деда и тот нелёгкий период времени. (запись в тетради) - 5 глава

1) «С дедушкой Саша сдружился,

Вечно гуляют вдвоём,

Ходят лугами, лесами,

Рвут васильки среди нив».

2) Описание деда:

«Дедушка древен годами,

Но ещё бодр и красив,

Зубы у дедушки целы,

Поступь, осанка тверда,

Кудри пушисты и белы,

Как серебро голова,

Строен, высокого роста,..

3) Речь «апостольски проста»

4) «Рад я, что вижу картину

Милую с детства глазам.

Глянь-ка на эту равнину –

И полюби её сам!»

5) Рассуждает о крестьянском хозяйстве, что только тогда «Будет и в песне отрада,/ Вместо унынья и мук», когда будет большое хозяйство.

6) «Дедушка хвалит природу,

Гладит крестьянских ребят».

«Первое дело у деда

Потолковать с мужиком:

«Скоро вам будет нетрудно,

Будете вольный народ!» - Как Вы понимаете эти строки? (верит в перемены)

Слайд № 13. Главы 9-1 1.

Опишите жизнь крестьян в деревне Тарбагатый

а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю.

б) приехали через год комиссары – уже выстроена деревня, мельница.

в) ещё через год приехали – крестьяне с бесплодной

земли собирают урожай и т.д.

Так за 50 лет «вырос огромный посад».

– Для чего дед рассказывает о жизни крестьян? (Нацеливает Сашу, что свободный трудолюбивый человек нигде не пропадёт. Говорит, что «Воля и труд человека/ Дивные дивы творят». И если в семье устроен быт, здоровы дети – значит, это счастливая семья. И крестьяне могут быть счастливы, могут жить богато.)

(Образ этого измождённого человека противопоставляется сытой вольготной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое придётся сделать, чтобы добиться такой жизни для крестьян. Человек не должен гнушаться никакой работы. Труд украшает человека.)

О каких народных бедствиях рассказывает дед в 13 главе?

(Вспоминает крестьянскую свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения» у барина. Он разлучил молодожёнов и всех наказал. Дед говорит, что нет души у помещиков. Жалеет крестьян, обвиняет сильных мира сего в самодурстве)

Зачитайте эпизод встречи с солдатом. Глава 16-17.

Что рассказывает дед о службе в армии в его время? (Рассказывает о том, какая муштра была в армии, рукоприкладство, нецензурщина в обращении к младшему по званию, Учит внука, что нужно дорожить честью,)

Прочитайте эпизод о жизни на каторге от слов «…. Глухо, безлюдно….» до слов « Медленно – медленно таишь…» (глава 20)

О чём вспоминает дедушка? (Вспоминает о той страшной жизни. Нет геройства. Обыкновенный человек)

Чем заканчивается произведение? Как понимает Саша отношение деда к жизни, к людям, к истории России?

Вывод: На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или иначе они связаны с декабристами, с восстанием.
Интересуется он и о том, как дед жил в Сибири.

VI. Подведение итогов (слайд № 14)

  1. С каким произведением Н. А. Некрасова мы познакомились на уроке?
  2. Какова основная мысль поэмы?

VII. Домашнее задание (слайд № 15)


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама