THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Демонстрационный вариант 2016 года Вариант 1

1. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются

1) революцией 2) прогрессом 3) эволюцией 4) реформами

2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в...

1) самореализации 2) самосохранении 3) дыхании 4) питании

3. Страна А оказала гуманитарную помощь стране Z, пострадавшей во время наводнения. Взаимодействие каких сфер общества иллюстрирует данный пример?

1) политической и экономической 2) экономической и социальной

3) экономической и духовной 4) политической и социальной

4. Верны ли следующие суждения о личности и обществе?

А. Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях - подавляя и развивая ее. Б. Между развитием личности и общества существует прямая зависимость.

5. Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.

1) элитарная 2) народная 3) доминирующая 4) массовая

6. Верны ли следующие суждения о системе образования в РФ?

А. Наличие основного общего образования даёт возможность человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования.

Б. Наличие среднего общего образования позволяет человеку поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7 . Фирма Z занимается охраной частных лиц и предприятий. К труду как фактору производства фирмы относятся(-ится)...

1) средства связи 2) клиенты фирмы 3) здание фирмы 4) штат сотрудников

8 . Экономическая сфера общества помимо производства, обмена, потребления материальных благ включает

1) создание духовных ценностей 2) обмен культурными достижениями

3) распределение материальных благ 4) сохранение традиций и обычаев

9. В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс

1) приватизации 2) национализации 3) монополизации 4) стандартизации

10. Верны ли следующие суждения об экономическом выборе?

А. В основе экономического выбора чаще всего лежит желание субъекта как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности. Б. Проблема экономического выбора обусловлена ограниченностью экономических ресурсов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11. Национальная принадлежность человека является характеристикой его

1) прирожденного статуса 2) социальной роли

3) достигаемого статуса 4) общественного престижа

12. В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье

1) патриархальной 2) демократической 3) неполной 4) партнёрской

13. Верны ли следующие суждения об этносах? А. Племена, народности, нации - это виды этносов.

Б. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и гражданства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

14. Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является

1) либеральным 2) демократическим 3) революционным 4) авторитарным

15. Отличительным признаком федеративного государства является 1) избрание высших органов государственной власти 2) верховенство исполнительной власти 3) наличие органов местного управления 4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти

16. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Для правового государства характерно наличие развитого гражданского общества.

Б. Главным отличием правового государства является разветвлённая система законодательства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. Механизм государственного принуждения, действующий в отношении правонарушителей, - это

1) дееспособность 2) правоотношение 3) правовое сознание 4) юридическая ответственность

18. В совместном ведении РФ и её субъектов находится(-ятся)

1) управление федеральной государственной собственностью 2) общие вопросы воспитания, образования, науки 3) судоустройство, прокуратура 4) государственные награды и почётные звания РФ

19. Василий заключил договор на строительство дачного домика, но работники строительной фирмы нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

1) административного права 2) трудового права 3) уголовного права 4) гражданского права

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

20. Верны ли следующие суждения об органах власти РФ?

А. Правоохранительные органы РФ формируются путём всенародных выборов на основе равного и прямого избирательного права. Б. Судебные органы РФ входят в систему исполнительной власти РФ.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

21. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия: 1) тайное голосование граждан; 2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого−либо решения, закона; 3) голосование за кандидатов на государственные должности; 4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане.

22. Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

23. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A) С начала 2000-х гг. в стране Z проводятся политические реформы. (Б) Отрадно, что в ходе реформ появились новые политические партии, стали свободно действовать средства массовой информации. (B) Социологические опросы показали, что большинство граждан поддерживают политический курс правительства.

Определите, какие положения текста: 1) отражают факты; 2) выражают мнения.

24. Социологи провели опрос совершеннолетних граждан города Z. Им задавали вопрос: «Какой из способов разрешения социальных конфликтов наиболее эффективный? ». Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

1) Примерно половина респондентов считает, что посредничество государства наиболее эффективно для разрешения конфликта.

2) Абсолютное большинство - 97% не считают уступку эффективным средством разрешения конфликтов.

3) Отказ всех конфликтующих сторон от взаимных претензий считают менее эффективным, чем длительное противоборство в конфликте.

4) Только 3% респондентов верят в то, что уступки одной из сторон могут помочь в разрешении социального конфликта.

5) Самым эффективным способом разрешения социальных конфликтов опрошенные считают отказ от взаимных претензий.

25. Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов решали обществоведческую задачу: «15-летний Иван учится в 9 классе. Он хочет поработать в свободное от учёбы время. Вправе ли он заключить трудовой договор?» Результаты выполнения задачи (в % от числа решавших задачу) приведены в таблице.

Результаты выполнения задачи, представленные в таблице, были проанализированы администрацией школы. Какие из приведённых ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной по результатам выполнения работы?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Обучающиеся не поняли смысла задания.

2) Девятиклассникам не нравятся уроки обществознания.

3) В обоих классах необходимо выделить дополнительное время для изучения соответствующих статей Трудового кодекса.

4) Большинство обучающихся обоих классов готовы совмещать учёбу с работой.

5) Значительные доли обучающихся обоих классов не знают правил заключения трудового договора с несовершеннолетними работниками.

Культура - это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа - это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.

С давних времен существовали два подхода к окружающему миру - теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.

Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его. то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, - рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, - я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, - что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой...».

26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

28 . Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.

29 . Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура - это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».

30 . В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста.

31. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.

Демонстрационный вариант 2016 года Вариант 2

Часть 1.

1 . Отличительной тенденцией развития современного общества является

2 . Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к области

3 . Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как

4 . Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.

Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества.

5. Что относится к видам искусства?

6 . Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.

Б. В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

7 . В рыночной экономике, в отличие от командной

  1. свободно продаются и покупаются ресурсы производства
  2. устанавливается твердый курс официальной валюты
  3. ведущие позиции занимает государственная собственность
  4. складываются хозяйственные пропорции

8 . К косвенным налогам относится

9 . В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд рублей,

А расходы 357 млрд рублей. Эти данные свидетельствуют о

10 . Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.

Б. Частная собственность является основой командной экономики.

11 . И класс, и нация

  1. обладают суверенитетом
  2. являются элементом социальной структуры
  3. характеризуются определенным местом в системе производства
  4. осуществляют публичную власть

12 . В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют:

13 . Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?

А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.

Б. Человек в семье выполняет различные роли.

14 . Отличительным признаком политической партии является

  1. объединение людей с общими интересами
  2. создание разветвленной организации
  3. право законодательной инициативы
  4. стремление участвовать в осуществлении политической власти

15 . По Конституции СССР 1924 г. на Всероссийский съезд советов выдвигался один делегат от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских. Этот факт показывает, что выборы были

1) неравными

3) непрямыми

2) ограниченными

4) многостепенными

16 . Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля.

Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.

17 . Что относится к социальным правам человека?

18 . Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является

19 . Гражданин поливал на балконе цветы и уронил горшок с цветком на капот стоявшего перед домом автомобиля. Нормы какой отрасли права регулируют отношения гражданина с владельцем автомобиля?

1) конституционного права

3) гражданского права

2) административного права

4) финансового права

20 . Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

А. Исполнение правовых норм является свободным выбором граждан.

Б. Правовые нормы исходят от государства.

21 . В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

  1. является областью духовной культуры
  2. использует художественные образы
  3. требует точности и обоснованности утверждений
  4. создает духовные ценности

22. Установите соответствие между типами социальных структур и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

23. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

24. В ходе социологического опроса совершеннолетним жителям страны Z предлагалось ответить на вопрос: «Необходимо ли ввести специальные уроки этики в школе?» Полученные результаты представлены в диаграмме.

Какой вывод можно сделать на основании диаграммы?

1) Большинство опрошенных независимо от образования считает, что необходимости в специальных уроках этики нет.
2) Доля тех, кто полагает, что уроки этики необходимы только в младших классах, одинакова среди респондентов со средним и высшим образованием.
3) Среди респондентов с высшим образованием мнение, что необходимости в специальных уроках нет, наименее популярно.
4) Доля тех, кто полагает, что уроки этики необходимы во всех классах среди респондентов со средним образованием выше, чем среди респондентов с высшим образованием.

25. В стране Z в ходе социологических опросов (2006 и 2012 гг.) респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Приходилось ли Вам, Вашей семье отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денег?». Полученные результаты представлены в таблице.

Варианты ответа

% от числа опрошенных

2006 г.

2012 г.

Постоянно

Время от времени

Очень редко

Никогда

В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) соответствует информации, содержащейся в таблице?

1) Большинство опрошенных предпочитают не обращаться в медицинские учреждения.
2) Опрошенные не уделяют должного внимания своему здоровью.
3) Можно предположить, что материальное положение опрошенных ухудшилось.
4) В стране Z серьёзно нарушаются права человека.

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

Гражданское общество

Гражданское общество - это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать, по нему и не заметить.

Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я - член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» - очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.

В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеке. Существует широкое движение за гражданские права.

Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.

По материалам энциклопедии для школьников

26 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

27 . Какие две функции гражданского общества названы в тексте?

28 . Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений.

29 . Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример.

30 . Некоторые ученые считают, что полноценное функционирование гражданского общества возможно - только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения.

31 . В тексте приведено утверждение: «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Демонстрационный вариант 2016 года Вариант 3

Часть 1.

1. Какая сфера общественной жизни регулирует отношения власти, организацию управления обществом? 1) духовная 2) политическая 3) экономическая 4) социальная

2. Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в

1) самореализации 2) пище 3) творчестве 4) общении

3. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует её как

1) личность 2) администратора 3) интеллигентного человека 4) профессионала

4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе.

Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Право человека иметь собственное мнение, любые убеждения и следовать им называется

1) патриотизмом 2) свободой совести 3) эгоизмом 4) гуманизмом

6. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.

Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Экономическая наука изучает

1) формы государственного правления 2) социальную стратификацию

3) типы семьи в современном обществе 4) способы хозяйствования людей

8. Налоги в виде надбавок к цене товаров и услуг называются

1) косвенными 2) прямыми 3) подоходными 4) поимущественными

9. В каком из перечисленных случаев идёт речь о производстве государством общественных благ?

3) введение новых технических стандартов 4) осуществление денежной эмиссии

10. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. Понятие «полная занятость населения» означает полное отсутствие безработицы.

Б. Безработица является характерной чертой рыночной экономики.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11. Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку?

1) военнослужащие 2) молодёжь 3) консерваторы 4) москвичи

12. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

1) ученик средней школы 2) автомобилист 3) избиратель 4) потребитель

13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

15. Организация объединяет людей, имеющих общие взгляды на общественные проблемы. Она добивается контроля над управлением страной и для этого принимает активное участие в выборах в органы государственной власти. Эта организация является 1) парламентской фракцией 2) политической партией 3) инициативной группой 4) профессиональным союзом

16. Административным проступком является

1) отказ выплачивать алименты 2) выгул собаки на детской площадке

3) отказ уступить место инвалиду в транспорте 4) отказ уплатить арендную плату за съемную квартиру

17. Правонарушением является

1) наложение взыскания начальником на подчинённого 2) разглашение государственной тайны

3) коллекционирование старинных монет 4) нарушение слова, данного другу

18. Сделать и заверить копию аттестата зрелости (документа об окончании средней основной школы), иные справки и документы, обладающие юридической силой, можно у

1) адвоката 2) прокурора 3) судьи районного суда 4) нотариуса

19. Граждане государства участвуют в формировании парламента, выбирая его депутатов. В этом проявляются их права

1) социально-экономические 2) культурные 3) политические 4) человека

20. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие.

Б. Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

21. В приведённом списке указаны черты сходства и черты различия между нормами права и морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия. 1) регулируют жизнь общества 2) принимаются государством 3) формально закреплены 4) устанавливают правила поведения

22. Установите соответствие между примерами правонарушений и видами юридической ответственности, применяемыми в каждом случае: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ

А) 30-летний Павел проехал несколько остановок на автобусе, не оплатив проезд.

Б) Гражданин К. регулярно опаздывает на работу без уважительных причин.

В) В здании, которое занимает фирма «Промтовары», пожарная инспекция обнаружила нарушения правил пожарной безопасности.

Г) Елена заявила работодателю, что увольняется с занимаемой должности, и на следующий день прекратила исполнять свои обязанности.

Д) Из-за своей небрежности Виктор нанес ущерб имуществу фирмы, в которой он работает.

1) административная ответственность

2) дисциплинарная ответственность

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

23. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Принадлежность человека к определённой этнической общности имеет важное значение, показывает духовную связь личности с языком, культурой, менталитетом определённой национальности. (Б) В статье 26 Конституции РФ указано, что каждый человек вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, и никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности. (В) Определение национальности по этнической принадлежности отца или матери неправомерно, это частное дело гражданина, объект его культурных, языковых и бытовых предпочтений.

Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнение

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

24. В странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, потому что они защищают права и законные интересы граждан, в стране Z больше, чем в стране Y.

2) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие профессионалы, в стране Z ниже, чем в стране Y.

3) В стране Z более половины опрошенных доверяют правоохранительным органам, так как уверены в их профессионализме.

4) В стране Y одинаковые доли опрошенных относятся к правоохранительным органам с опасением и не доверяют им.

5) В стране Z большая часть опрошенных, по сравнению со страной Y, испытали трудности при ответе на поставленный вопрос.

25. Статистические службы страны Z изучили динамику продаж бытовой техники в период с 2002 по 2012 г. Результаты изучения (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Результаты исследования, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе исследования информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Предприятия по производству бытовой техники в стране Z активно осваивают выпуск новых моделей.

2) Спрос на бытовые товары в стране Z сократился.

3) Протекционистская политика правительства страны Z способствовала переориентированию потребительского спроса с товаров иностранного производства на товары производства страны Z.

4) Зафиксирован рост продаж новой иностранной бытовой техники.

5) Бытовая техника производства страны Z меньше востребована на рынке, чем техника иностранных производителей.

Прочитайте текст и выполните задания.

Задатки и способности

Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. такими особенностями строения мозга и органов чувств, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны, т.е. на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога.

Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость.

Рассмотрим с этой точки зрения такую воображаемую ситуацию. Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам.

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них

28. Какие три условия автор выделяет в качестве необходимых для развития задатков в способности?

29. Андрей Ф., четырех лет, обладает хорошей музыкальной памятью и способен точно воспроизвести сложную полифоническую мелодию после одного прослушивания. Назовите три сферы деятельности, в которых он может достичь максимального раскрытия своих способностей. Укажите любое социальное условие, которое поможет ему развить свои задатки.

30. Автор отмечает, что на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение (например, хорошая природная пластика важна и для спортсмена, и для актера).

31. «Гениальным человека делает природа, а великим - общество». Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свое мнение.

Демонстрационный вариант 2016 года Вариант 4

1. Учёные-обществоведы определяют общество как...

1) весь мир в многообразии его форм и проявлений 2) неотъемлемую часть природы

3) единство живой и неживой природы 4) обособившуюся от природы часть мира

2. Какой из примеров иллюстрирует межличностный конфликт?

1) Правительство страны объявило о повышении таможенных сборов.

2) Одноклассники поссорились из-за графика дежурства. 3) Сотрудник ГИБДД выписал штраф за превышение скорости. 4) Работник предъявил претензии работодателю по поводу несвоевременной выплаты заработной платы.

3. Екатерина – студентка колледжа. В свободное от учёбы время она активно участвует в деятельности молодежного парламента. Это характеризует её как

1) индивида 2) представителя молодёжи 3) личность 4) товарища

4. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности.

Б. Деятельность предполагает сознательную активность человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. К духовной сфере общества относятся отношения между 1) режиссером кинофильма и актерами

2) зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра 3) зрителем кинотеатра и охранником кинозала 4) директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт

6. Верны ли следующие суждения о морали? А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека. Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Все используемые в производственном процессе природные ресурсы называют

1) производственный капитал 2) труд 3) информация 4) земля

8. В командной экономике, в отличие от рыночной

1) существует конкуренция производителей 2) труд является товаром

3) ресурсы распределяются централизованно 4) установлен налог на прибыль

9. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z ? 1) командному 2) рыночному 3) плановому 4) традиционному

10. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Прямые налоги существуют в виде надбавок к цене определённых товаров.

Б. К прямым налогам относят налог на имущество.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11. К социальной сфере общества относятся отношения между

1) правительствами государств 2) предпринимателями одного государства

3) государством и предпринимателем 4) государством и пенсионером

12. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является 1) патриархальной 2) многодетной 3) неполной 4) малой (нуклеарной)

13. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Все социальные нормы имеют формальный характер. Б. Как правило, социальные нормы фиксируются в нормативных правовых актах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

14. К органам законодательной власти РФ относится

1) Правительство РФ 2) Верховный суд РФ 3) Федеральное Собрание 4) Президент РФ

15. Страна Z - унитарное государство. Это значит, что

1) в регионах страны Z могут существовать собственные правительства 2) в стране Z реализован принцип разделения властей 3) в регионах страны Z есть собственные конституции 4) страна Z разделена на регионы, которые не обладают признаками суверенитета

16. Верны ли следующие суждения о разделении властей? А. Разделение властей на законодательную, судебную, исполнительную способствует правовому ограничению государственной власти.

Б. Судебная власть - самостоятельная и независимая ветвь власти.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. Что из перечисленного относится к признакам правонарушения?

1) задержание сотрудником полиции 2) возбуждение уголовного дела

3) заключение следователя 4) общественная опасность деяния

18. Какой отраслью права регулируется порядок рассмотрения в суде дел о возмещении морального ущерба? 1) уголовно-процессуальным правом 2) конституционным правом

3) административным правом 4) гражданско-процессуальным правом

19. На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили? 1) гражданский проступок 2) дисциплинарный проступок

3) административный проступок 4) уголовное преступление

20. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

21. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) осуществляет сбор налогов; 2) устанавливает цены на основные виды сырья;

3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет;

4) создает правовую базу для развития конкуренции. ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

А) всенародное избрание президента

Б) референдум

В) выборы депутатов парламента

2) представительная

23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обо значено соответствующей буквой.

(А) Закон «Об образовании» был принят в нашей стране в начале 90-х годов. (Б) Предусмотренное им многообразие типов школ способствует более полному учету интересов учащихся. (В) Вместе с тем разрешенное обучение на дому не всегда обеспечивает полноценное образование.

Определите, какие положения текста:1) отражают факты; 2) выражают мнения.

24. В стране Z социологической службой был проведён опрос среди совершеннолетних граждан в возрасте 18-55 лет. Им задавали вопрос: «Знаете ли вы об изменениях в пенсионном законодательстве»?

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе

диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство опрошенных плохо разбираются в изменениях в пенсионном законодательстве.

2) Более трети опрошенных не интересуются вопросам пенсионного обеспечения.

3) Около трети опрошенных высказывают стремление лучше разбираться в вопросах пенсионного законодательства.

4) Половина опрошенных жалуется на чрезмерную частоту изменений в пенсионном законодательстве.

5) Наименьшая доля из числа опрошенных респондентов хорошо разбирается в пенсионном законодательстве.

25. Социологические службы страны Z провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой метод стимулирования трудовой активности работников Вы считаете наиболее эффективным?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Наиболее эффективные методы стимулирования

трудовой активности работников

Мужчины

Женщины

Премирование работников по итогам месяца, года

Организация соревнования работников

Перевод работников на сдельную заработную плату

Возможности профессионального

совершенствования и карьерного роста

Создание комфортных условий труда

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «Дух соревнования» более явно выражен у мужчин, чем у женщин.

2) Материальные методы стимулирования труда являются ведущими для работников.

3) Работники отказываются трудиться в некомфортных условиях.

4) Женщины редко используют возможности своего профессионального и карьерного роста.

5) Мужчины более склонны участвовать во внутренних корпоративных мероприятиях.

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

Социальная структура

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство - это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик - всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%%, а в конце 80-х годов - уже более 20%% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков - людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

28. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте?

Назовите любые три группы.

29. Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.

30. Михаил Н. трудится слесарем станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы некоторых служащих этого предприятия. Можно ли отнести его, с точки зрения автора приведенного текста, к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

31. В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы с таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.


Представляем вашему вниманию раздел по подготовки к ОГЭ по Обществознанию. Данный предмет является третьим по популярности после обязательных и и первым по популярности среди экзаменов на выбор. С удовольствием приводим для Вас самый полезный и необходимый материал по каждому заданию с подробным пояснением и теорией. Уверены, данный раздел поможет Вам сдать экзамен по обществознанию в 9 классе на отлично!

Общая информация об экзамене

ОГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 31 задание.

Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом. Вторая часть - 6 заданий с развернутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 21-25 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему. Для выполнения данных заданий необходимо:

  • выбрать нужную информацию из текста
  • раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения
  • соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса
  • применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций
  • высказать и обосновать собственное мнение.

Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценке работы.

Теория к ОГЭ по Обществознанию

Краткая теория для успешного выполнения заданий (рекомендуется к прочтению перед разборами вариантов).

Пособие содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий Основного государственного экзамена 2016 года.
Автор заданий - ведущий ученый, преподаватель и методист, принимающий непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ.
Назначение пособия - отработка практических навыков учащихся при подготовке к экзамену (в новой форме) в 9 классе по обществознанию.
В книге даны ответы на все варианты тестов. Приведена подробная инструкция по проверке и оценке работ учащихся.
Пособие предназначено для учителей и методистов, использующих тесты для подготовки учащихся к Основному государственному экзамену, а также для самоподготовки и самоконтроля учащихся 9 классов основной школы.

Примеры.
Общество, как и природа,
1) является системой
2) образует биологическую среду обитания человека
3) целенаправленно совершенствуется
4) создает духовные ценности

Овладение социально ценными качествами, выработка собственной позиции отражают процесс становления человека, в первую очередь как
1) индивида
2) личности
3) индивидуальности
4) члена общности

Правительство выступило с предложением ввести налоговые льготы для предприятий малого бизнеса. Этот факт можно рассматривать как пример связи
1) права и политики
2) экономики и предпринимательства
3) политики и науки
4) экономики и политики

СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по выполнению работы
Вариант 1
Часть 1
Часть 2
Вариант 2
Часть 1
Часть 2
Вариант 3
Часть 1
Часть 2
Вариант 4
Часть 1
Часть 2
Вариант 5
Часть 1
Часть 2
Вариант 6
Часть 1
Часть 2
Вариант 7
Часть 1
Часть 2
Вариант 8
Часть 1
Часть 2
Вариант 9
Часть 1
Часть 2
Вариант 10
Часть 1
Часть 2
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ОГЭ 2016, Обществознание, 9 класс, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ОГЭ 2020, Обществознание, 9 класс, 10 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В.
  • ОГЭ 2020, Обществознание, 9 класс, 10 вариантов. Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В.
  • ОГЭ 2019, Обществознание, 9 класс, 32 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л.
  • ОГЭ 2019, Обществознание, 9 класс, 40 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л., Калачёва Е.Н.

На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по обществознанию (9 класс) за 2009 - 2020 годы .

Демонстрационные варианты содержат задания трех типов: задания, где нужно выбрать один из предложенных ответов, задания, где нужно дать краткий ответ, и задания, где нужно дать развернутый ответ. К заданиям первого и второго типов даны правильные ответы, а к заданиям третьего типа дано содержание правильного ответа и критерии оценивания.

В

Сокращено с 6 до 4

Демонстрационные варианты ОГЭ по обществознанию

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по обществознанию представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию за 2018 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию за 2019 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по обществознанию за 2020 год

Шкала пересчёта первичного балла

  • за выполнение экзаменационной работы 2020 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2019 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по обществознанию

В 2014 году в демонстрационном варианте ОГЭ по обществознанию изменена система оценивания задания В5 : оно стало оцениваться не 2, а 1 баллом.

В 2015 в демострационном варианте ОГЭ по обществознанию была изменена структура варианта :

    Вариант стал состоять из двух частей .

    Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.

    Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).

В демострационном варианте ОГЭ 2016 года по обществознанию по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года содержательных изменений не было: был изменен только порядок следования нескольких заданий части 1.

В демострационных вариантах ОГЭ 2017 - 2019 годов по обществознанию по сравнению с демонстрационным вариантом 2016 года изменений не было.

В демострационном варианте ОГЭ 2020 года по обществознанию по сравнению с демонстрационным вариантом 2019 года была усилена аналитическая составляющая КИМ: большинство заданий требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания. В демонстрационном варианте 2020 года по обществознанию

Сокращено с 6 до 4 задание мини-теста по тексту.


по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. Назначение КИМ для ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.

Вместе с тем при разработке КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной модели ОГЭ. Наиболее существенные отличия от КИМ ЕГЭ имеет часть 2 экзаменационной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.

5. Характеристика структуры КИМ

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1-20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 21-25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама