THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Используя обществоведческие знания, подтвердите тремя аргументами значение социализации для стабильности социальных отношений.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Общество - это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность - переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах - называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.

Социальная структура придаёт нашему групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своём сознании определённые факты нашего опыта, называя их, например, «семья», «церковь», «квартал» (в смысле района проживания)...

Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето ещё одна группа заканчивает университет. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Всё время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из неё. И всё же, хотя конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация - это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

Социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определённое русло. Поступив в университет, вы чувствуете себя сначала как-то неловко, потому что ещё не вписались в новое окружение. Традиции и обычаи университета - это социальная структура, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством.

Использование статичной структурной терминологии для описания и анализа социальной жизни не должно скрывать от нас динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры. Университет - это не некий устойчивый организм, который после своего создания продолжает непрерывно и однообразно функционировать. Вся социальная упорядоченность должна постоянно создаваться и воспроизводиться путём переплетения и стабилизации социальных отношений. Поэтому организованная социальная жизнь всегда претерпевает модификации и изменения.

Пояснение.

1) ответ на первый вопрос:

Переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах;

2) ответ на второй вопрос:

Университет, семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община, нация.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Какие три функции социальной структуры названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная группа».

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указаны следующие функции:

Придаёт нашему групповому опыту целенаправленность и организованность;

Даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна;

Ограничивает наше поведение и направляет наши действия в определённое русло.

2) дано объяснение понятию, например:

Социальная группа - совокупность людей, объединенных совместной деятельностью, интересами или иным социально значимым признаком.

Функции могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами динамизм социальной структуры.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) с начала истории США в страну прибывало значительное число эмигрантов - менялась этническая структура общества;

2) в результате экономического кризиса в государстве Х. значительное число людей потеряли работу;

3) в условиях постиндустриального общества возросла потребность в получении людьми профессионального образования; соответственно, сократилась доля неквалифицированных работников.

Могут быть приведены другие примеры

Пояснение.

Могут быть приведены следующие аргументы:

1) в процессе социализации сохраняются и передаются достижения культуры;

2) в процессе социализации усваиваются социальные нормы, минимизируется отклоняющееся поведение;

3) в процессе социализации усваиваются приёмы хозяйственной деятельности, взаимодействия и коммуникации в процессе труда.

Могут быть приведены другие аргументы

Задания в формате ЕГЭ по теме «Социальная сфера общества». Тип С5 – С7.

Задания С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «………..»? привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о «…………».

Перечень понятий: .социальная дифференциация , страта, социальная стратификация, каста, сословие, класс, социальная мобильность, социальные лифты (каналы мобильности), маргиналы, люмпены, социальная общность, социальная группа, социальная структура общества, молодежь, молодежная субкультура, род, племя, народность, нация, этнос, менталитет. этническое самосознание, глобализация , интеграция, межнациональный конфликт, сепаратизм, национальная политика, конфликт, социальный конфликт, социальные взаимодействия, социальная норма, ценности. социальный контроль, санкции, отклоняющееся (девиантное) поведение, делинквентное поведение, преступность, социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, авторитет . Престиж, социализация, социальная адаптация, семья, брак, социальный институт, институциализация, демографическая политика, миграция, депопуляция, урбанизация, социальное государство, социальная политика

2. Раскройте с помощью примеров социализирующее влияние на человека любых трех социальных институтов. В ответе называйте социальный институт и указывайте содержание его влияния.

3.В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.


4. Укажите три фактора, влияющие на социальную мобильность.

5. Назовите два признака отклоняющегося поведения

6. Раскройте на трех примерах многообразие выделения социальных групп.

Назовите три разновидности ролевых конфликтов и проиллюстрируйте каждую из них соответствующим примером. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс социализации индивида..

9. Проанализируйте ситуацию.

После окончания института молодой человек К. устроился менеджером в коммерческий банк . Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни К.: он женился а дочери владельца банка.

Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии

В конце XIX в. в России многие крестьяне, разоряясь, переезжали в город, и устраивались на неквалифицированные работы на заводы и фабрики. Жизнь в городе была для них неуютной, поскольку они, перестав быть крестьянами, по сути, так и не стали горожанами, пролетариями. К какому типу социальных групп можно отнести данных людей? Назовите два признака, которыми обладает эта социальная группа. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять. Назовите три любые причины объединения людей в группы. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию. Перечислите три черты, характеризующие образование как социальный институт. По мнению социологов, конформизм и девиация неразрывно связаны и представляют собой два вида поведения, всегда представленные в любой системе. Используя обществоведческие знания, приведите три примера, подтверждающие этот тезис. Назовите три тенденции развития социальной структуры современного российского общества. Используя обществоведческие знания, укажите проявления отклоняющегося поведения. Приведите три примера негативного отклоняющегося поведения. Приведите три любых вида социальных норм, каждый из которых проиллюстрируйте конкретным примером. Приведите три критерия, на основании которых возможно осуществление социальной дифференциации, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером. Приведите три любые особенности молодежи как социальной группы, каждую из них проиллюстрировав конкретным примером.

Материалы для учащихся по теме «Социализация индивида»

из открытого банка заданий ЕГЭ по обществознанию

2. В ходе социологического опроса, проводившегося в 2005 году, предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «В каком возрасте начинается старость?» Полученные данные представлены в таблице:

Старость начинается в возрасте

Число выбравших это мнение (в %)

25 – 39 лет

Затрудняюсь ответить

Среднее значение возраста старости

Какой вывод можно сделать на основании приведенных в таблице данных?

1) Четвертая часть опрошенных женщин считает, что старость наступает в возрасте от 25 до 54 лет.

2) Средние оценки возраста наступления старости у мужчин и женщин существенно расходятся.

3) Менее 1/3 опрошенных мужчин считают, что старость наступает в диапазоне 40 – 59 лет.

4) Большинство опрошенных (независимо от пола) оценивают наступление старости в диапазоне 65 – 90 лет.

3. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты (отдельно по ответам разных социальных групп) представлены в таблице. Сделайте три вывода о том, как принадлежность респондентов к разным социальным группам влияет на их представления о приоритетах молодого возраста.

Вариант ответа

Пожить в свое удовольствие (% от числа опрошенных)

Сделать карьеру, получить хорошую работу (% от числа опрошенных)

Создать семью и родить детей (% от числа опрошенных)

ПОЛ РЕСПОНДЕНТА

55 и старше


4. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?».

Полученные результаты представлены в виде диаграммы.

Какой вывод можно сделать на основании диаграммы?

1) Респонденты в возрасте 18-24 лет считают, что в молодости жизнь в свое удовольствие предпочтительнее, чем создание семьи.

2) Респонденты в возрасте 25-39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в свое удовольствие, и сделать карьеру.

3) Респонденты в возрасте 40-54 лет считают, что в молодости создание семьи предпочтительнее, чем карьера.

4) Респонденты в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное – сделать карьеру.

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный контроль корректирует __________(1) индивидов, тем самым создавая условия для сохранения социальной стабильности. Методы контроля зависят от применяемых __________(2) и подразделяются на жесткие и мягкие, прямые и косвенные.

__________(3) или самоконтроль индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя свое поведение, согласовывая его с общепринятыми __________(4). В процессе __________(5) они усваиваются настолько прочно, что, нарушая их, человек испытывает чувство вины. Некоторые поступки человек совершает, исходя не из личных эмоций или представлений, а на основе чувства __________(6). Индивид как бы заставляет себя действовать согласно предписанным нормам, зачастую поступая вопреки своим желаниям, интересам и целям».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

внутренний контроль

обязанность

поведение

стратификация

социализация

внешний контроль

7. В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.

8. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация – это процесс усвоения общественных норм и ценностей.

Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Учёные опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?». Результаты опроса представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные гистограммы и выберите верное утверждение.

И мужчины, и женщины считают главной причиной снижения воспитательного потенциала семьи увеличение количества неполных семей.

Меньшая доля мужчин, по сравнению с женщинами, указывают в качестве причины снижения воспитательного потенциала семьи отсутствие у родителей необходимых знаний.

Одинаковая доля опрошенных мужчин и женщин рассматривают вмешательство родственников в воспитание детей как причину снижения воспитательного потенциала семьи.

Женщины в большей степени, чем мужчины, связывают снижение воспитательного потенциала семьи с плохими отношениями между родителями.

10. Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.

11 . В 2009 году ВЦИОМ провел исследование, в ходе которого выяснялось владение россиянами различными навыками и умениями.

Результаты опроса представлены в таблице.

Умение пользоваться компьютером

Умение пользоваться видеокамерой

Умение

готовить обед

Умение

шить

пожилые люди, старше 60

молодёжь от 18 до 24 лет

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

пожилые люди с трудом справляются с приготовлением обеда и шитьём

значительнее всего молодёжь превосходит пожилых в умении пользоваться компьютером

пожилые люди лучше владеют компьютером, чем видеокамерой

молодёжь предпочитает покупать одежду в магазине

12. Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Какую роль семья играет в жизни человека?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Какой вывод можно сделать на основании приведённых данных?

Треть опрошенных отрицают ценность семьи в современном обществе.

Одинаковые доли отвечавших считают, что в современном обществе ценность семьи уменьшилась и что семья помогает карьере.

Мнение, что в современном обществе ценность семьи уменьшилась, популярнее, чем мнение, что семья помогает во многих вопросах.

Четверть опрошенных считают, что семья дает материальную поддержку.

13. Верны ли следующие суждения о социализации?

14. Социализацией личности называется

Начало формы

Конец формы

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

17. «Юность-весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)

18.«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. Гельвеций).

19. «Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». (А.Н. Толстой)

20.«Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными»

Функционирование общества - это его постоянное самовос­производство, устойчивый процесс воссоздания базовых элемен­тов, структур, функциональных связей, определяющих качествен­ную определенность социетальной системы. Для обозначения про­цесса самовоспроизводства социальной системы используется тер­мин «аутопойезис» (в переводе с греческого - самотворение, са­мопорождение), предложенный чилийским биологом У. Матура-ной.

Аутопойетические системы - это такие системы, которые обла­дают способностью воспроизводить свои основные компоненты, обеспечивать их связанность, упорядоченность, поддерживая тем самым собственную идентичность. Однако это не исключает измене­ний внутри системы, появления новых элементов, новых зависимо­стей и связей, переструктурирования нормативного порядка и т.д. Аутопойетические процессы впервые были описаны в живых сис­темах. Приведем пример описания клетки, который позволит лучше понять суть аутопойезиса: «Клетка - это сложнейшая система, со­стоящая в среднем из 105 макромолекул. За полное время жизни данной клетки все макромолекулы возобновляются приблизитель­но 104 раза. При этом в течение всего процесса клетка сохраняет свои отличительные свойства, связанность и относительную неза­висимость. Она воспроизводит мириады компонент, но все же не производит ничего, кроме самой себя. Сохранение единства и це­лостности, в то время как сами компоненты непрерывно или пери­одически распадаются и возникают, создаются и уничтожаются, производятся и потребляются, и называется самовоспроизведени­ем (или аутопойезисом)»*.

Позднее аутопойетическими стали называть и социальные сис­темы, поскольку они в отличие от неживой природы обладают спо­собностью живых организмов «воспроизводить мириады компонент, но все же не воспроизводить ничего, кроме самой себя». Данный методологический подход позволил воспринимать общество не как застывшее структурное образование, а как динамическую систему, существующую благодаря постоянному развитию аутопойетичес-ких процессов.

* Цит. по: Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. - М., 1998, с. 19.

Рассматривая общество как аутопойетическую систему, подчер­кнем следующие его основные свойства:

    общество обладает способностью воспроизводить себя как целостность. Это объективное свойство системы: хотя оно проявляется в действиях людей, вступающих в различные социальные взаимодействия, связи и отношения, оно не определяется желанием и волей конкретного человека;

    воспроизводя себя, общество не только сохраняет свою це­- лостность, но и изменяется. В обществе постоянно идут про-­ цессы обновления структурных связей, базовых элементов, ценностно-нормативного порядка и т.д.;

    самовоспроизводство - это не воссоздание общества в аб­- солютно неизменном виде, а поддержание его самотожде­- ственности, т.е. сохранение общих принципов организации, которые определяют качественное отличие общества от всех других социальных систем, позволяют проводить его разли- чение с окружающей средой;

    самовоспроизводство общества осуществляется только на ос-­ нове развития метаболических процессов, т.е. постоянного взаимодействия общества и его окружающей среды.

Условно процесс самовоспроизводства общества можно пред­ставить в виде постоянной цепочки различных фаз, определяющих состояние системы (см. рис. 2).

Фаза динамического равновесия - это воспроизводство индиви­дами всех основных структурных элементов и функциональных свя­зей общества-системы. Взаимодействуя, люди ориентируются на статусно-ролевые предписания (воспроизводится статусно-ролевой уровень общества, см. рис. 1), благодаря этому обеспечивается бес­перебойная работа социальных институтов, организаций, групп (воспроизводится институциональный уровень системы), а также соблюдаются культурные, правовые нормы (воспроизводится со-циетальный уровень системы). Равновесие системы всегда относи­тельно, потому что поведение реальных людей всегда многообраз­нее ролевых предписаний, но возникающие отклонения либо не мешают целостности системы, либо быстро подавляются, напри-

мер, институциональными механизмами санкций. Именно этим обусловлено динамическое равновесие системы.

Фаза нарушения равновесия - это появление рассогласований, сбоев в работе общества-системы: увеличение числа случаев, несо­ответствия поведения ролевым предписаниям, снижение эффек­тивности санкций, нарушение нормативного порядка. Рассогласо­вание внутренних функциональных связей чревато серьезными по­следствиями для системы, поэтому она должна активизироваться с целью подавить дисфункциональные явления и тем самым обрести равновесие.

Фаза нового динамического равновесия - это восстановленное, относительно устойчивое состояние системы. Отличие его от пре­дыдущего динамического равновесия может варьировать от прак­тически незаметного до радикального. В первом случае обычно го­ворят о собственно функционировании, воспроизводстве системы, во втором - об ее изменении, преобразовании.

Главным возмутителем спокойствия системы является человек, способный своими действиями разрушать сложившиеся институ­циональные связи, делать неэффективным нормативный порядок. Вот почему основной проблемой функционирования общества-систе­ мы является подчинение своей логике действий человека.

Прежде всего для этого необходимо, чтобы поведение людей соответствовало статусным предписаниям, чтобы они исполняли роли, определяемые системой.

Для решения этой задачи используются механизмы социализа­ ции - именно в ходе социализации индивиды учатся исполнять предписываемые обществом роли, узнают о значимых культурных образцах поведения, вырабатывают ценностные ориентации, что обеспечивает постоянное воспроизводство сложившихся соци­альных связей.

Общество-система в целях поддержания своего динамического равновесия стремится направить поведение индивидов в рамки ста­тусно-ролевых отношений. Для этого, как уже говорилось, суще­ствуют различные уровни регуляции и контроля социальных взаи­модействий: групповые нормы, институциональные требования, регулирующее воздействие культуры, государственное принужде­ние. Они дополняют процесс научения статусно-ролевому поведе­нию внешним воздействием, принуждением к выполнению норма­тивных предписаний.

Однако в реальной жизни всегда есть девианты, т.е. люди, дей­ствующие не по правилам системы. При определенных обстоятель­ствах (возникновение новых ценностей, нарастание неудовлетво­ренности в обстановке экономического кризиса и т.п.) девиация может обрести угрожающие для системы масштабы. В этом случае

главным стабилизирующим фактором общества-системы становят­ся механизмы второго уровня - механизмы институализации, ко­торые проявляются в двух основных формах: самозащита, т.е. пре­дохранение уже сложившегося института или общности от са­моразрушения, способного произойти, если поведение индивидов перестает соответствовать институциональным или групповым нор­мам и правилам, и создание новых институтов, новых групп, орга­низаций, позволяющих упорядочить новые виды социальных взаи­модействий.

Процесс создания новых структурных образований может раз­виваться «снизу», т.е. в виде постепенного появления всех основ­ных институциональных атрибутов - устойчивых статусно-ролевых взаимодействий, нормативных правил, внутреннего социального контроля за выполнением этих правил. Благодаря этому отноше­ния, имевшие ранее спорадический, случайный характер, стано­вятся устойчивыми, формальными и дают рождение новым соци­альным организациям и институтам.

Так, в конце 80-х - начале 90-х гг. в СССР возникают на волне недовольства масс народные (национальные) фронты. Первона­чально аморфные, лишенные четкой ориентации, они постепенно обретали черты устойчивых организаций и дали начало многим по­литическим партиям молодых государств, образовавшихся после распада СССР.

Создание новых структурных образований возможно и «сверху», т.е. параметры новой институциональной структуры задаются в виде законов, указов, принимаемых политической элитой. Как правило, такие решения принимаются по мере осознания усиливающегося недовольства народных масс и нарастающей угрозы расширения зоны девиантного поведения. Осуществляется как бы упреждаю­щий удар, т.е. массам предлагаются готовые нормативные отноше­ния, задается алгоритм их будущей деятельности.

Типичный пример институализации «сверху» - структурные рефор­мы, т.е. рационально разработанные параметры новых социальных образований, которые еще предстоит операционализировать в виде конкретных статусно-ролевых взаимодействий. Такой вид институ­ализации является как бы упреждающим, канализирующим возмож­ные, но еще не проявившиеся в полной мере виды взаимодействия. В силу этого она возможна только благодаря властной поддержке, так как требует элементов принуждения, без которых освоение ин­дивидами новых ролей может сильно растянуться во времени или вообще не произойти. Поэтому единственным реальным провод­ником структурных реформ в обществе является государство, об­ладающее для этого необходимыми ресурсами.

В какой бы форме ни осуществлялась институализация, она не­избежно завершается появлением на втором уровне общества-сис­темы новых социальных организаций или институтов. Это может

вызвать неадекватную реакцию системы как целого - ведь могут возникнуть структуры-«монстры», не соответствующие логике со-циетального уровня общества-системы.

Так, Первая Государственная дума (1905 г.) не вписывалась в логи­ку нормативного порядка абсолютной монархии - ее появление требовало изменений, перераспределения функций между государ­ственными институтами; император должен был отдать часть своих полномочий новому государственному образованию, претендовав­шему на роль парламента.

Появление в СССР во второй половине 80-х гг. многих политичес­ких партий потребовало отмены конституционной нормы о руково­дящей роли КПСС; профессионализация в США в XIX в. государ­ственного управления потребовала ограничения правила «системы добычи», согласно которому каждый новый президент приводил с собой свою команду и практически обновлял весь государствен­ный аппарат.

Структуры-«монстры», возникающие стихийно или создающи­еся государством, требуют переструктурирования нормативного про­странства, что может быть очень болезненным для общества: изме­нение норм всегда затрагивает интересы определенных групп, не­избежно происходит столкновение сил, утрачивающих свои по­зиции в социальном пространстве, и сил, расширяющих зоны сво­его влияния. Борьба между ними может спровоцировать резкое на­растание вненормативного, девиантного поведения.

Общество-система не может позволить правящей элите или дру­гим группам, опираясь на насилие, по своему усмотрению, исходя лишь из собственных представлений и интересов, переустраивать социальные взаимодействия. Благодаря третьему виду механизмов функционирования общества - легитимации результаты социализа­ции и институализации постоянно сравниваются с общеприняты­ми ценностными образцами культуры данного общества, нормами права. В результате осуществляется своего рода «выбраковка» тех новообразований, которые не соответствуют доминирующей сис­теме ценностей, устоявшимся правовым нормам.

Например, невозможно ввести монархическую форму правления там, где монархия в массовом сознании не воспринимается как цен­ность; невозможно утвердить принципы правового государства там, где народу неизвестны иные образцы поведения, кроме беспре­кословного подчинения царю-батюшке и т.д.

Механизмы легитимации обусловлены культурой, которая, как уже отмечалось, является своеобразным генетическим кодом об­щества, влияющим на поведение множества индивидов и позволя­ющим каждому из них формировать в своем сознании однотипные образы окружающего мира и тем самым достигать согласия по ос­новным вопросам социального порядка. Нормы, не соответствую­щие ценностным образцам культуры общества, не приживаются

или остаются фикцией, зафиксированной на бумаге. Любым изме­нениям в обществе практически всегда предшествуют сдвиги в цен­ностных ориентациях значительной части населения.

Трудности радикального реформирования определяются имен­но глубиной противоречия между исторически сложившейся и ус­военной массами культурой поведения, мышления, восприятия и предлагаемыми, еще непривычными, типами социальных взаимо­действий. В сознании людей должны произойти серьезные измене­ния, чтобы они приняли новую систему норм, правил, пересмот­рели свои ценностные ориентации.

Ценностный раскол населения, религиозный или идеологичес­кий, делает общество крайне уязвимым, механизмы легитимации в нем перестают выполнять интегрирующую функцию. Сторонники разных религиозных взглядов и идеологических концепций могут поддерживать несовместимые институциональные образования, выступать за установление в стране взаимоисключающих структур, организаций и т.п.

Так, приверженцам либеральной системы ценностей институт част­ной собственности представляется естественным и крайне необ­ходимым, а представители коммунистической идеологии видят в нем источник неравенства и выступают за его отмену.

Единственным «страхующим механизмом», способным предот­вратить распад общества, может быть государство, которое берет на себя задачу подавления отклоняющегося поведения, используя для этого находящиеся в его арсенале средства, включая примене­ние прямого насилия. Однако эти средства могут дать правящей элите лишь кратковременный шанс на осуществление своего гос­подства - власть сама должна обладать легитимностью, пользо­ваться доверием населения, в противном случае она обречена (под­робнее о легитимации политической власти см. раздел X, гл. XXVII). Механизмы легитимации универсальны, поскольку регулируют все институты, в том числе и институты политической власти.

Механизмы функционирования общества представляют собой аутопойетические процессы, при помощи которых система воспро­изводит себя в постоянном развитии: социализация обеспечивает воспроизводство ранее сложившихся структурных элементов и вза­имосвязей, институализация - появление в системе новых струк­турных образований, легитимация - интеграцию ноовообразова-ний в единый ценностно-нормативный порядок, поддерживая це­лостность системы.

Указанные механизмы объективны, они развиваются в любой социальной системе, обеспечивая ее воспроизводство. Но они про­являются только в конкретных действиях людей, социальных Ак­торов.

Механизмы функционирования общества - это процессы, состоя­ щие из множества событий или практик, в которых в той или иной мере и форме участвует все население страны и главным итогом ко­ торых является воспроизводство общества.

Функционирование общества – это его постоянное воспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать – значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой.

Для обозначения процесса самовоспроизводства социальной системы используется термин «аутопойезис» (в переводе с греческого – самотворение, самопорождение), предложенный чилийским биологом У. Матураной.

Аутопойетические системы – это такие системы, которые обладают способностью воспроизводить свои основные компоненты, обеспечивать их связанность, упорядоченность, поддерживая тем самым собственную идентичность. Однако это не исключает изменений внутри системы, появления новых элементов, новых зависимостей, переструктурирования нормативного порядка и т.д.

Рассматривая общество как аутопойетическую систему, подчеркнем следующие его основные свойства:

Общество обладает способностью воспроизводить себя как целостность. Это объективное свойство системы, т.к. оно не определяется желанием и волей конкретного человека;

Воспроизводя себя, общество не только сохраняет свою целостность, но и изменяется;

Самовоспроизводство общества не воссоздает его в абсолютно неизменном виде, а лишь поддерживает самотождественность общества, т.е. сохранение общих принципов организации, отличной от всех других социальных систем;

Самовоспроизводство общества осуществляется только на основе развития метаболических процессов, т.е. постоянного взаимодействия общества и его окружающей среды.

Условно процесс самовоспроизводства общества можно представить в виде постоянной цепочки различных фаз, определяющих состояние системы.

ДИНАМИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ НОВОЕ

РАВНОВЕСИЕ РАВНОВЕСИЯ ДИНАМИЧЕСКОЕ

РАВНОВЕСИЕ

Фаза динамического равновесия – это воспроизводство индивидами всех основных структурных элементов и функциональных связей общества-системы. Взаимодействуя, люди ориентируются на статусно-ролевые предписания, благодаря этому обеспечивается бесперебойная работа социальных институтов, организаций, групп (воспроизводится институциональный уровень системы ), а также соблюдаются культурные, правовые нормы (воспроизводится социетальный уровень системы ). Равновесие системы всегда относительно, потому что поведение реальных людей всегда многообразнее ролевых предписаний, но возникающие отклонения либо не мешают целостности системы, либо быстро подавляются, например, институциональными механизмами санкций. Именно этим обусловлено динамическое равновесие системы.



Фаза нарушения равновесия – это появление рассогласований, сбоев в работе общества-системы: увеличение числа случаев несоответствия поведения ролевым предписаниям, снижение эффективности санкций, нарушение нормативного порядка. Рассогласование внутренних функциональных связей чревато серьезными последствиями для системы, поэтому она должна активизироваться с целью подавить дисфункциональные явления и тем самым обрести равновесие.

Фаза нового динамического равновесия – это восстановленное, относительно устойчивое состояние системы. Отличие его от предыдущего динамического равновесия может варьировать от практически незаметного до радикального. В первом случае говорят о собственно функционировании, воспроизводстве системы, во втором – об ее изменении, преобразовании.

Рассмотрим теперь непосредственно механизмы , с помощью которых осуществляется функционирование общества. Так как главным возмутителем спокойствия системы является человек, то и первым механизмом функционирования общества выступают механизмы социализации . Именно в ходе социализации индивиды учатся исполнять предписываемые обществом роли, узнают о значимых культурных образцах поведения, вырабатывают ценностные ориентации, что обеспечивает постоянное воспроизводство сложившихся социальных связей.

Однако в реальной жизни всегда есть девианты, т.е. люди, действующие не по правилам системы. При определенных обстоятельствах (возникновение новых ценностей, нарастание неудовлетворенности в обстановке экономического кризиса и т.п.) девиация может обрести угрожающие для системы масштабы. В этом случае главным стабилизирующим фактором общества-системы становятся механизмы второго уровня – механизмы институализации, которые проявляются в двух основных формах: самозащита , т.е. предохранение уже сложившегося института или общности от саморазрушения, способного произойти в результате ненормативного поведения индивидов, и создание новых институтов , новых групп, организаций, позволяющих упорядочить новые виды социальных взаимодействий.

Появление новых организаций или институтов может вызвать неадекватную реакцию системы как целого – ведь могут возникнуть структуры-«монстры», не соответствующие логике социетальногоуровня общества-системы. Так, например, Первая Государственная дума (1905 г.) не вписывалась в логику нормативного порядка абсолютной монархии в России. Ее появление требовало изменений и перераспределения функций между государственными институтами; император должен был отдать часть своих полномочий новому государственному образованию, претендовавшему на роль парламента.

Структуры – «монстры», возникающие стихийно или создающиеся государством, требуют переструктурирования нормативного пространства, что может быть очень болезненным для общества: изменение норм всегда затрагивает интересы определенных групп, неизбежно происходит столкновение сил, расширяющих зоны своего влияния. Борьба между ними может спровоцировать резкое нарастание вненормативного, девиантного поведения.

Общество-система не может позволить правящей элите или другим группам, опираясь на насилие, по своему усмотрению переустраивать социальные взаимодействия. Благодаря третьему виду механизмов функционирования общества – легитимации результаты социализации и институализации постоянно сравниваются с общепринятыми ценностными образцами культуры данного общества, нормами права. В результате происходит «выбраковка» тех новообразований, которые не соответствуют доминирующей системе ценностей, устоявшимся правовым нормам.

Механизмы легитимации обусловлены культурой, которая является своеобразным генетическим кодом общества, влияющим на поведение множества индивидов. Любым изменениям в обществе практически всегда предшествуют сдвиги в ценностных ориентациях значительной части населения . Ценностный раскол населения, религиозный или идеологический, делает общество крайне уязвимым, механизмы легитимации в нем перестают выполнять интегрирующую функцию.

Единственным «страхующим механизмом» , способным преодолеть распад общества, может быть государство , которое берет на себя задачу подавления отклоняющегося поведения, используя для этого находящиеся в его арсенале средства, включая применение прямого насилия. Однако эти средства могут дать правящей элите лишь кратковременный шанс на осуществление своего господства – власть сама должна обладать легитимностью, пользоваться доверием населения, в противном случае она обречена. Механизмы легитимации универсальны, поскольку регулируют все институты, в том числе и институты политической власти.

Механизмы функционирования общества представляют собой аутопойетические процессы , при помощи которых система воспроизводит себя в постоянном развитии: социализация обеспечивает воспроизводство ранее сложившихся структурных элементов и взаимосвязей, институализация – появление в системе новых структурных образований, легитимация – интеграцию новообразований в единый ценностно-нормативный порядок, поддерживая целостность системы.

Указанные механизмы объективны, они развиваются в любой социальной системе, обеспечивая ее воспроизводство. Но они проявляются только в конкретных действиях людей, социальных Акторов.

Механизмы функционирования общества – это процессы, состоящие из множества событий или практик, в которых в той или иной мере и форме участвует все население страны и главным итогом которых является воспроизводство общества.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама