THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Почему Колизей носит такое имя? Как он менялся на протяжении веков? И, самое главное, какие тайны хранит достопримечательность Италии номер один?

"Внимание, ведутся строительные работы"

Для того, чтобы построить , римлянам понадобилось немногим более пяти лет: с 75 до 80 г. н.э. Колизей был и остается одним из самых грандиозных строений : только на возведение внешних стен были использованы более 100 000 кубических метров травертина (известкового туфа). Результат был "colossale" (колоссальным): амфитеатр, протяженностью 189 метров, шириной 156 метров и высотой 48 метров, был способен вместить от 50 до 70 тысяч зрителей на общей внутренней площади в 24 000 квадратных метров.

Арена. Входов в амфитеатр было всего 80, арена, где велись бои, имела эллиптическую форму, с длиной осей около 80 и 50 метров и, вероятно, была покрыта деревянными балками.

Один день в Колизее

Распорядок дня в амфитеатре был предопределен и строг. Вечером перед предстоящим сражением "editor", то есть тот, который организовывал игры, предлагал гладиаторам ужин, который был открыт для общественности: это делалось для того, чтобы толпа могла поближе рассмотреть участников поединков. На следующее утро бойцы открывали день "парадом" в амфитеатре, в богатых доспехах и при полном вооружении. Затем начинались бои между животными или между животными и людьми.

Смертельный обед

Обеденные часы в Колизее были зарезервированы для казней приговоренных к смерти: людей сжигали на кострах, распинали или отдавали на съедение диким зверям. Все это проходило в формате лайв-шоу.

Гвоздь программы

Самым ожидаемым было шоу, проходящее в послеобеденное время - дуэли между гладиаторами: Munera. Согласно распространенному толкованию, гладиаторы выходили на поле колонной, становились перед императором и выкрикивали: "Ave caesar, morituri te salutant". На самом деле, Цезаря приветствовали очень редко.

Тайна имени

В начале он назывался Амфитеатр Флавиев (Anfiteatro Flavio), потому что был построен императорами Веспасианом и Титом из династии Флавиев. Название "Колизей" появилось только в средние века: самая популярная теория гласит, что имя "Колоссео" амфитеатр получил из-за того, что он был построен рядом с "Колоссом" Нерона, статуей, которая находилась в нескольких метрах от амфитеатра. Другие говорят, что название происходит от его расположения, потому что амфитеатр был построен на холме, где когда-то стоял храм Изиды (Collis Isei).

О происхождении названия "Колизея" ходит и интересная легенда: когда-то на месте Колизея существовал языческий храм, где поклонялись дьяволу. И в конце каждой церемонии священники спрашивали последователей: COLIS EUM? (Ты его любишь? В смысле, дьявола).

Противосолнечное покрытие и бронь мест

В особо жаркие солнечные дни Колизей покрывали завесой из около 80 треугольными кусками парусины, которые были протянуты через 320 кабелей поддержки. Причину легко понять: завеса защищала от солнечных ожогов зрителей во время дневных шоу.

Места в Колизее было строго зарезервированы. На верхних рядах располагались деревянные скамейки, предназначенные для населения, в то время как места для привилегированных гостей были отделаны мрамором. Каждый желающий мог принять участие в шоу, вход был свободен, однако менять места, присвоенные каждому из посетителей, не разрешалось. Сенаторы Рима сидели в первом ряду вместе с весталками, за ними располагались воины (equites), на чердаках были зарезервированы места для рабов и иностранцев.

Первый лифт в истории и декорации для "спектакля"

Одним из первых примеров рабочих систем лифтов была система, функционирующая в Колизее. Арена и подвальные помещения были фактически связаны лифтами.

Подвальные помещения состояли из чередующихся коридоров. В одних содержались наборы декораций для боев, которые, благодаря системе тросов, поднимались на арену, в других содержались животные и готовящиеся к бою гладиаторы.

Декорации устанавливали на арене заранее. Гладиаторы и животные же поднимались на арену непосредственно в момент начала боя на первом прототипе лифта. Благодаря этим системам подъема из подземного пространства, шоу приобретало более захватывающий характер: воины и дикие звери появлялись на арене как будто из ниоткуда.

Колизей дал жизнь многим историческим достопримечательностям Рима

Мраморный фасад и некоторые внутренние части Колизея были использованы для строительства и различных гражданских зданий Рима, таких как, к примеру, Палаццо Барберини. Находившийся в состоянии запустения в течение длительного времени, амфитеатр фактически использовался римлянами в качестве источника строительных материалов. Так продолжалось вплоть до 18-го века, когда вдруг возникла любовь к древним руинам Рима. Предполагается, что от Колизея осталась лишь одна третья часть того, что было при оригинальной конструкции.

В тринадцатом веке внутри амфитеатра даже был построен палаццо римской семьи Франджипане, а позже и другие гражданские дома.

Колизей повредили и многочисленные землетрясения. Так, в 851 году землетрясение спровоцировало обрушение двух рядов арок на южной стороне и амфитеатр принял знакомый нам асимметричный аспект.

Колизей и бассейн

Внутри амфитеатра одно время проводили и бои в воде, "Naumachie": это были шоу, в которых гладиаторы (или осужденные) воспроизводили известные морские сражения из римской имперской истории.

В бассейне также проводили мирное водное шоу, в котором участвовали женщины.

По словам Мартина Креппера, профессора гражданской и экологической инженерии в Университете Эдинбурга, вода текла через серию внутренних колодцев и труб под трибунами. Для заполнения всей арены была необходимо около 7 часов.

Страшный и ужасный

Во времена гладиаторских боев Колизей приобрел зловещую репутацию, да такую, что считался одним из семи ворот ада (еще бы, на арене погибли десятки тысяч людей). Говорят, что в Колизее даже проводились дьявольские обряды, для которых использовалась кровь погибших на арене. В средние века, затем, шайки бандитов использовали арену, чтобы хоронить жертв. А в XVI веке сюда стремились волшебники и колдуны, которые, использовали для колдовства траву с магической силой, выросшую среди крови и руин.

Джунгли Колизея

В течение нескольких десятилетий ботаники изучают растения, выросшие спонтанно внутри Колизея. Речь идет о более 350 различных видах растений, укоренившихся среди развалин - некоторые из них абсолютно экзотического происхождения и их рост поддерживается уникальным микроклиматом амфитеатра.

Колизей и Голливуд

Колизей был съемочной площадкой для множества фильмов, но фильм, принесший ему еще большую известность во всем мире, "Гладиатор", не был снят внутри амфитеатра. Серия нерешенных вопросов подтолкнула режиссера Ридли Скотта снимать сцены гладиаторской борьбы в римском амфитеатре Эль-Джем в Тунисе и бутафорском Колизее, специально построенном для съемок на Мальте. Чтобы построить амфитеатр потребовалось всего 19 недель, но структура была сделана из дерева и лишь частично: большая часть была воссоздана на компьютере в пост-продакшн.

Происхождение названия

Официально римская арена называлась Амфитеатр Флавиев. Привычное для нас название «Колизей» достопримечательность получила только в VIII веке от латинского слова «colosseus», что в переводе означает «громадный, колоссальный». Распространённое мнение, что название происходит от стоявшей неподалеку колоссальной 36-метровой статуи Нерона, является ошибочным.

Предыстория постройки Колизея

Чтобы понять причины постройки Колизея необходимо разобраться в ситуации, сложившейся в течении десятилетия, которое предшествовало началу строительства. Римский Великий пожар 64 года нашей эры расчистил в городе обширные территории, в том числе и долину трёх холмов (Целий, Палатин и Эсквилин), где и расположен амфитеатр. Император Нерон, воспользовавшись пожаром, захватил огромную часть освободившейся земли для строительства дворцового комплекса, размеры которого до сих пор остаются рекордными для всех монарших резиденций, когда-либо построенных на территории Европы. По разным данным, дворцовый комплекс Нерона располагался на площади от 40 до 120 гектаров и так поражал своим великолепием, что впоследствии получил название «Золотой дом Нерона». Для его строительства император сильно увеличил налоги. Деспотия и произвол Нерона, вместе с полным отстранением от управления империей, привели к государственному заговору. Сложилась редкая ситуация, когда император сумел настроить против себя сразу все социальные слои древнеримского общества. Понимая, что судьба его решена, Нерон покончил жизнь самоубийством.

Новый император Веспасиан, будучи тонким политиком и прагматиком, понимал насколько важно заполучить поддержку римской толпы. Рецепт был прост - нужно обеспечить «хлеба и зрелищ». Там где был расположен дворцовый комплекс для Нерона Веспасиан решает построить огромное сооружение для населения Рима. Символичность очевидна. Выбор пал на проект постройки нового грандиозного амфитеатра. Особенно важно реализовать задуманную идею было в связи с желанием Веспасиана стать основателем императорской династии Флавиев. Амфитеатр должен был стать семейным монументом на века.

Финансирование постройки

Расточительный Нерон разорил казну, поэтому Веспасиан должен был как можно быстрее найти финансовые средства для строительства. В это самое время, к огромному несчастью для себя, иудеи подняли восстание против римского господства. Веспасиан и его сын Тит воспользовались представленной возможностью, чтобы жестко подавить бунт, а заодно и разграбить Иерусалим. Особенно богатой добычей стал религиозный комплекс города под названием «Храмовая гора», главной достопримечательностью которой на тот момент являлся Второй Иерусалимский Храм. 30 тысяч пленников были проданы в качестве рабов, а ещё 100 тысяч отправлены в Рим для наиболее тяжёлых работ по добыче камня в карьере и его транспортировке к месту строительства Колизея. Получается, что предыстория Колизея такая же кровавая и жестокая, как и события, происходившие в последствии на его арене.

Конечно же, почувствовали на себе грандиозную постройку величайшего из римских сооружения и простые граждане. В империи подняли старые и ввели новые налоги. Был введён даже налог на туалеты, благодаря которому и появилось выражение «Деньги не пахнут». Именно так ответил Веспасиан своему сыну Титу, когда тот поставил под сомнение моральный аспект нового налога.

Строительство и архитектура Колизея

Колизей - самый грандиозный античный амфитеатр. Его размеры:

  • длина наружного эллипса - 524 метров;
  • большая ось - 187 метров;
  • малая ось - 155 метров;
  • длина арены (также эллиптической формы) - 85 метров;
  • ширина арены - 53 метров;
  • высота стен - 48 метров;
  • толщина фундамента - 13 метров.

Строительство Колизея, начатое в 72 году во время правления Веспасиана, было закончено и освящено при его сыне императоре Тите в 80 году . В этот исторический период в Риме проживало более одного миллиона жителей. Амфитеатр должен был быть достаточно большой, чтобы вмещать 50 тысяч зрителей и одновременно прочный, чтобы выдерживать вес собственной тяжести. Решение этой задачи наглядно продемонстрировал гений римской архитектурной мысли. Многие инженерные решения, который были использованы при постройке Колизея, стали революционными.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Инженерная идея амфитеатра проста и гениальна. Каркас сооружения представляет собой прочную конструкцию пересекающихся радиальных (отходящих от арены во все стороны) и концентрических (окружающих арену) стен. Всего было возведено 80 постепенно повышающихся радиальных и 7 концентрических стен. Над ними находились ряды для зрителей.


Внешняя концентрическая стена амфитеатра включает четыре яруса, первые три из которых насчитывают по 80 арок семиметровой высоты. В оформлении первого яруса используются декоративные полуколонны тосканского ордера, второго яруса - ионического, третьего - коринфского. Последний четвёртый ярус представляет собой сплошную стену (без арок) с небольшими прямоугольными окнами. В простенках между окон были размещены бронзовые щиты, а в арочных проёмах второго и третьего этажа установлены статуи.


Использование арок, особенностью которых является возможность сократить вес всего сооружения, было единственно верным и возможным инженерным решением для столь высоких стен. Другим преимуществом арочных конструкций была их однотипность, что серьёзно упрощало постройку всего сооружения. Арочные секции создавались отдельно, и только затем собирались вместе как конструктор.

Строительные материалы

Несущие радиальные и концентрические стены амфитеатра выложены из природного известняка, известного как травертин. Его добывали вблизи Тиволи (35 км от Рима). Исследователи полагают, что на этапе добычи, доставки и первичной обработки травертина трудились те самые 100 тысяч пленников, захваченных в результате подавления иудейского восстания. Затем камень попадал в руки римских мастеров. Качество их обработки, как и уровень строительства в целом, просто потрясают. Обратите внимание на то, как точно огромные камни прилегают друг к другу.

Все блоки из травертина были соединены друг с другом железными скобами, которые извлекли в Средние века, что сильно ослабило конструкцию всего сооружения. Подсчитано, что на скобы, стягивающие стены, было потрачено 300 тонн металла. Сейчас на их месте в сохранившихся стенах зияют сквозные дыры.

Кроме травертина, используемого для несущих радиальных и концентрических стен, при постройке Колизея римские инженеры широко применяли вулканический туф, кирпич и бетон, преимуществом которых была относительная лёгкость. Например, блоки из туфа предназначались для верхних ярусов амфитеатра, а бетон и кирпич хорошо подходили для перегородок и перекрытий внутри сооружения.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Входы в Колизей

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее, используется при строительстве стадионов и по сей день - множество входов расположены равномерно по всему периметру сооружения. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5.

Всего Колизей насчитывал 80 входов, из которых 4 были предназначены для сенаторов и членов магистрата, 14 - для всадников, 52 - для всех других социальных категорий. Входы для всадников назывались южный, северный, западный и восточный, тогда как другие 76 имели свой порядковый номер (от I до LXXVI). Если хорошо присмотреться, некоторые из них можно увидеть даже сегодня. Каждый зритель в зависимости от социального статуса получал билет (табел), где указывалось не только его место, но и каким входом он должен воспользоваться.

Чем важнее был человек, тем проще ему было добраться до своего места. Кроме того, коридоры и лестницы амфитеатра были спланированы таким образом, чтобы люди разных сословий не сталкивалась друг с другом. Такая хорошо продуманная система практически исключала давку.

Места для зрителей


Римский Колизей мог вместить одновременно до 50 000 человек. Зрители рассаживались в строгом соответствии с социальной иерархией. Нижний ряд, или подиум, был предназначен для сенаторов и членов магистрата. Здесь же, хотя и на небольшом возвышении, находилась ложа императора. За подиумом располагался ярус для всадников, а затем ярус с местами для тех, кто обладал статусом гражданина в Римской империи. Следующий ярус - для плебса и женщин. Последним был стоячий ярус для рабов и не знатных иностранцев. Получается, что Колизей представлял собой модель римского общества в миниатюре.

Арена и гипогей

На арену вели два входа: «Ворота Триумфа» (лат. Porta Triumphalis), через которые гладиаторы и звери выходили на арену и возвращались обратно с победой, и «Ворота Либитины» (лат. Porta Libitinaria), названные так в честь богини смерти и погребения, и куда уносили мёртвых или раненных.

Со временем желание более величественных зрелищ на арене Колизея только увеличивалось. Чтобы римская толпа постоянно была счастливой и податливой в управлении, требовались постоянные новшества. Уже спустя 5 лет после открытия арена была полностью реконструирована Домицианом, вторым сыном Веспасиана. Домициан создал под ареной подземный комплекс невиданного масштаба - гипогей. Он представлял собой ряд технических и хозяйственных помещений со сложной системой специальных ходов и помостов (лифтов) для поднятия на арену гладиаторов и зверей. Всего было 60 люков и 30 помостов.


Благодаря уникальной функциональности гипогея арена Колизея могла видоизменяться в зависимости от сценария. Здесь разворачивались настоящие театрализованные действия, целью которых было преподнести смерть и убийство ещё более красочной и яркой. Возводились декорации, имитирующие природу или сооружения. Участники шоу, особенно если это было массовое шоу, появлялись в самый неожиданный момент в крайне важных местах, чем могли серьёзно изменить диспозицию сражающихся сторон на арене. Гипогей поднял игры на более высокий уровень. Сегодня эта часть Колизея единственная, которая практически не пострадала от времени.

Веларий (навес)

В жаркие и дождливые дни над амфитеатром натягивался веларий (навес из парусины), который крепился на 240 деревянных мачтах, установленных в каменные стойки-консоли верхнего четвёртого яруса внешней стены. Управляли навесом несколько тысяч специально обученных матросов, ранее служившие на флоте. К сожалению, подробной информации, каким именно способом функционировал навес и как его натягивали, не сохранилось.


История функционирования Колизея

Первый ремонт, как показали исследования археологов, был сделан после пожара в период правления императора Антонина Пия (138–161). В 217 году в результате попадания молнии в верхний этаж Колизея, бóльшая часть амфитеатра выгорела. В 222 году на арене возобновили проведение игр, однако полностью реконструкция сооружения была закончена лишь в 240 году при императоре Гордиане III и по такому случаю выпустили юбилейную монету.

В 248 году император Филипп организовал в Колизее грандиозные празднования тысячелетия Рима. В 262 году амфитеатр смог относительно успешно пережить сильное землетрясение. Вторая половина IV века ознаменовалась постепенным закатом гладиаторских игр под влиянием распространения христианства:

  • в 357 году император Константин II запретил римским военным после окончания службы добровольно поступать в гладиаторские школы;
  • в 365 году император Валентиниан запретил судьям приговаривать преступников к смерти на арене;
  • в 399 были закрыты все гладиаторские школы.

Поводом к окончательному запрету гладиаторских боёв послужил случай, описанный епископом Феодоритом Киррским. В 404 году христианский монах из Малой Азии по имени Телемах выскочил на арену и бросился к сражающимся гладиаторам, пытаясь разнять их. Это благочестивое рвение стоило ему жизни: разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала монаха. Однако жертва Телемаха была не напрасной: под впечатлением его мученической смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры.

Захват Рима готами (410 год) привёл к разграблению амфитеатра, с которого были сняты бронзовые украшения и декоративные элементы. Последние игры (включали только травлю диких животных) провёл Флавий Аниций Максим в 523 году. Начиная с VI века, Колизей под влиянием природных стихий стал стремительно приходить в упадок, его арена зарастала деревьями и травой, а под трибунами находили убежище дикие животные.

В период Средневековья, все знания о назначении амфитеатра были утеряны. Люди начали представлять себе, что грандиозное сооружение являлось храмом Бога Солнца. В специальных брошюрах для паломников, которые посещали Рим, Колизей описывали как круглый храм, посвящённый различным богам, и когда-то покрытый куполом из бронзы или меди. Постепенно всё пространство внутри амфитеатра стало застраиваться домами мелких мастеров и ремесленников. Также в Средние века была популярна легенда, что влиятельная семья Франджипани (Frangipani) спрятала в Колизее свои сокровища.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме стало причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на античную достопримечательность начали смотреть как на место добычи строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали использовать для строительства новых зданий. Многие римские особняки, дворцы и храмы были построены из мрамора и травертина добытого на руинах Колизея.

Так, в XV и XVI столетиях Папа Павел II использовал камень из Колизея для постройки так называемого Венецианского дворца, кардинал Риарио - Дворца Канцелярии, а Павел III - Паллацо Фарнезе. Известно, что Сикст V намеревался воспользоваться Колизеем для обустройства суконной фабрики, а Климент IX и вовсе на короткий период времени превратил его в завод для добывания селитры. Несмотря на такое потребительское отношение значительная часть амфитеатра всё же уцелела, хотя и в крайне обезображенном состоянии.


Современные архитектурные исследования Колизея начались примерно в 1720 году, когда Карло Фонтана сделал осмотр амфитеатра и изучил его геометрические пропорции. В это время первый ярус сооружения уже был полностью погребён под землёй и мусором, накопленным за многие столетия.

Первым Папой Римским, принявшим Колизей под свою защиту, был Бенедикт XIV (понтифик с 1740 по 1758 годы). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагрённое кровью многих христианских мучеников, и приказал установить посреди арены громадный крест и ряд алтарей в память об истязаниях, шествии на Голгофу и крёстной смерти Спасителя. Он же (Бенедикт XIV) поставил точку в многовековом «ограблении» Колизея, запретив использовать сооружение в качестве каменоломни.

В 1804 году Карло Феа, археолог и хранитель древностей, осмотрев памятник архитектуры, составил меморандум, в котором отметил важность немедленных восстановительных работ из-за опасности обрушения стен. Уже через год начались раскопки и тщательное обследование амфитеатра для реконструкции, которой руководил архитектор Кампорези. В течение всего времени вплоть до 1939 года вся территория Колизея постепенно очищалась от мусора и многовековых наслоений грунта. Также были укреплены внешние стены и расчищена арена.

Во второй половине XX века положение Колизея ухудшилось из-за просачивания дождевой воды, атмосферного загрязнения (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрации от интенсивного движения городского транспорта. Исследователи считают, что с VI по XXI век Колизей утратил две трети своего первоначального «объёма». Конечно же, главную роль в разрушении сыграли сами жители Рима, использовавшие длительное время заброшенную арену в качестве источника травертина для строительства новых сооружений.

Зрелища на арене Колизея

На арене амфитеатра публике предлагались такие увеселительные зрелища, как бои гладиаторов, травля диких животных, убийство осуждённых преступников и реконструкция морских битв. Торжества в честь открытия Колизея, организованные императором Титом в 80 году, продолжались ровно 100 дней. За это время в боях приняло участие около 5000 гладиаторов и 6000 диких зверей. Из них 2000 гладиаторов и 5000 животных были убиты.

Раненые в бою люди и животные теряли много крови и чтобы настил арены не становился скользким, его посыпали слоем сухого песка, который хорошо впитывал кровь. Такой песок, пропитанный кровью, называли «харена», от которого и пошло слово «арена».


Вопреки мнению о том, что якобы в Колизее казнили христиан в огромных масштабах, существует другое - что всё это не более, чем удачная пропаганда католической церкви, которая в своё время остро нуждалась в создании образов страданий и мученичеств. Конечно, отдельные казни христиан на арене происходили, однако их количество принято считать преднамеренно завышенным.

Традиционно действие на арене Колизея начинали утром с представления калек и клоунов, которые развлекали публику ненастоящими боями без кровопролития. Также иногда выступали и женщины в состязаниях по стрельбе и владению оружием. Затем проходила травля диких животных. К обеду начинались казни. Убийцы, разбойники, поджигатели и расхитители храмов приговаривались римским правосудием к самой жестокой и позорной смерти на арене. В лучшем случае им давали оружие и у них был призрачный шанс против гладиатора, в худшем - отдавали на растерзание животным. Со временем такие казни превратились в настоящие театральные представления. На арене устанавливали декорации, а преступников наряжали в соответствующие костюмы.

- вечернее освещение и уникальная подсветка добавляют необыкновенной фактуры и таинственности архитектурным шедеврам - 3 часа, 29 евро

- сыры, прошутто, пицца, вино, выпечка и другие деликатесы итальянской кулинарии - 4 часа, 65 евро

Бои гладиаторов

Происхождение гладиаторских игр до сих пор остаётся предметом дискуссий. Есть версия, что корнями они уходят в этрусский обычай жертвоприношений во время похорон знатного человека, когда в жертву приносили воина, побеждённого в схватке, чтобы умилостивить дух покойника. Историки полагают, что первые гладиаторские игры были проведены в 246 году до нашей эры Маркусом и Децимусом Брут в честь их умершего отца, Юния Брута, в качестве подарка для мёртвых.

Гладиаторами становились осуждённые на смерть преступники, военнопленные, или рабы, которых специально покупали для этой цели и обучали. Профессиональными гладиаторами были и свободные люди, которые добровольно вызывались участвовать в играх, в надежде заработать деньги или обрести славу. Заключая первый договор, гладиатор (если прежде он был свободным человеком) получал одноразовую плату. При каждом повторном продлении контракта сумма значительно повышалась.


Гладиаторы проходили обучение в специальных школах–казармах, изначально принадлежащих частным гражданам, но позже ставших собственностью императора, чтобы предотвратить образование частных армий. Так, император Домициан построил около Колизея четыре подобных казармы для гладиаторов. К ним примыкали: тренировочные помещения, госпиталь для раненых, морг для убитых и склад с оружием и продовольствием.

Известно, что на арену выходили даже отдельные римские императоры. Так, историк Элий Лампридий в начале V века пишет об императоре Коммоде: «Он сражался как гладиатор и с такой радостью получал гладиаторские имена-прозвища, словно они давались в награду за триумфы. Он всегда выступал в гладиаторских играх и приказывал вносить сообщения о всяком своём выступлении в официальные исторические документы. Говорят, что на арене он сражался 735 раз». Также любили «поиграться» в гладиаторов императоры Тит и Адриан.

Археологами были расшифрованы несколько надписей, найденных на камнях Колизея под ареной. Одна из них говорит, что «гладиатор Фламма четыре раза получал деревянный меч, но предпочёл остаться гладиатором». Вручение деревянного меча после боя означало, что гладиатору даруется свобода, от которой он вправе отказаться.

Сценарии гладиаторских боёв были различны. Участники сражались как один на один, так и отрядами на выживание сильнейших. Самым зрелищным и кровожадным был групповой бой по принципу «каждый сам за себя», который завершался, когда в живых оставался только один из гладиаторов.


В размахе гладиаторских боёв рекорд принадлежит Траяну. Он организовал игры продолжительностью 123 дня, в которых приняло участие 10 тысяч гладиаторов. Всего за годы правления Траяна на арене погибло 40 000 человек.

Образ жизни гладиаторов был близок к военному: проживание в казармах, жёсткая дисциплина и ежедневные тренировки. За неподчинение и несоблюдение правил гладиаторы сурово карались. Для тех, кто хорошо сражались и побеждали, существовали особые привилегии: специальный рацион и установленный режим дня, позволяющий поддерживать хорошую физическую форму. За победы нередко в качестве вознаграждения гладиаторам приводили наложниц. Денежное вознаграждение за успешные бои поступало в распоряжение школы. В суровых буднях и бесконечных играх со смертью гладиаторы, однако, не были обделены женским вниманием и любовью. К сильным мужественным воинам пылало страстью множество женщин, в числе которых было немало знатных особ.

Также в Риме были специализированные школы, в которых обучали сражаться с дикими животными, разным изощрённым трюкам и способам их убийства для увеселения зрителей. Эта категория воинов именовалась venatores. Они были ниже рангом, чем гладиаторы.

Травля диких зверей


Первое упоминание о травле диких зверей в Риме относится к 185 году до нашей эры. Скорее всего, новое развлечение было заимствованно во время Пунической войны с карфагенянами, у которых существовал обычай выставлять беглых рабов на бой против диких животных.

Для травли на арене Колизея в Рим привозили диких зверей со всех концов империи. Ценились не только хищники, такие как львы, пантеры и гепарды, но и экзотические не агрессивные животные (например, зебры). Разнообразие зверей в первую очередь было проявлением имперского могущества. Со временем, травли привели к ужасным последствиям - некоторые виды попросту вымерли (слоны в северной Африке, гиппопотамы в Нубии, львы в Месопотамии).


За день до травли животных выставляли в специальном месте для осмотра публики. В Риме это был виварий рядом с портом. Затем зверей перевозили и размещали в помещениях гипогея (под ареной амфитеатра), где они ждали своего часа, чтобы по специальному помосту эффектно подняться на поверхность арены. В некоторых представлениях животные сражались друг с другом, например, лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были неравны: львы ставились против оленей.

Однако большинство звериных травль проходило с участием человека. Это был либо обученный «охотник» (лат. venatores), вооружённый копьём или мечом и защищённый кожаными доспехами, либо «бестиарий» (осуждённый преступник, которого приговорили к сражению с хищным зверем). Преступник, как правило, был вооружён только кинжалом, чтобы его вероятность выжить на арене сводилась к минимуму. Обычно представление заканчивалось выступлением прирученных животных, специально обученных выполнять трюки, аналогично современным выступлениям в цирке.

Своеобразный рекорд кровопролития при травле, как и в гладиаторских боях, принадлежит императора Траяну. В честь его победы над жителями Балкан в Колизее было затравлено около 11 тысяч различных зверей (слонов, гиппопотамов, тигров, лошадей, львов, жирафов, зебр и многих других).

Травля зверей, единственное кровавое действие эпохи Древнего Рима, которое продолжалось ещё долгое время после падения империи, хотя и совершенно в других масштабах. Принято считать, что бои быков корнями уходят именно в звериную травлю.

Навмахии (морские сражения)

Навмахии (греч. Ναυμαχία) представляли собой реконструкцию известных морских сражений, в которых участниками, как правило, были осуждённые к смерти преступники, реже - гладиаторы. Для реконструкций требовалась полная водонепроницаемость арены и обеспечение глубины около двух метров. Навмахии были слишком затратны, так как корабли и вся морская амуниция обходились крайне дорого, однако и публичный эффект от их проведения был колоссальным.


Первая реконструкция морского сражения в истории Рима была профинансирована Юлием Цезарем, который пожелал отпраздновать свою триумфальную военную победу в Египте грандиозным представлением. Навмахия Цезаря прошла во временном озере, выкопанном на Марсовом поле, где воссоздали битву между египтянами и финикийцами. В представлении были задействованы 16 галер и 2 тысячи гладиаторов.

Впервые навмахии в Колизее были поставлены сразу же после открытия. В основном они реконструировали известные исторические сражения, такие как победа греков над персами в морском сражении при Саламине или поражение спартанцев в Эгейском море в Коринфской войне.

Колизей сегодня

Пережив все невзгоды, Колизей давно стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов Италии. В 2007 году амфитеатр был признан одним из семи новых чудес света. В октябре 2013 года начались реставрационные работы, которые будут проходить в три этапа. В рамках этого проекта на первом этапе будут отслеживать динамические вибрации, которым подвергается сооружение, находясь в непосредственной близости от линии метро и автомобильной дороги. Второй этап будет посвящён восстановлению внутренней зоны Колизея и более комплексной реставрации подземных помещений под ареной. В реставрационные работы на третьем этапе также будет включено строительство туристического центра обслуживания.

Фотогалерея















Покупка билетов в Колизей

В течение всего дня перед входом в Колизей бурлит длиннющая очередь, в которой можно легко отстоять несколько часов. Поэтому билеты лучше покупать одним из следующих способов:

1) дело в том, что Колизей, Форум и Палатин имеют общий билет. Таким образом, покупая практически без очереди билет на Форум, вы спокойно идёте в Колизей, который расположен относительно близко. Срок действия билета - 2 дня (каждую достопримечательность можно посетить только один раз). Цена билета - 12 евро.

2) можно заранее купить электронный билет на сайте rome-museum.com (доступна русскоязычная версия сайта). Такой билет также является комплексным (кроме Колизея, включает посещение Палатина и Форума). Единственное неудобство электронного билета в том, что необходимо указать дату посещения, а значит ваш визит будет зависеть от погоды. Срок действия билета также 2 дня, однако стоимость включает комиссию за продажу и составляет 16 евро. Также можно приобрести билет с аудио-гидом за 21 евро. В качестве аудио-гида выдают айподы с аудио- и видеороликами. После оплаты вы получите письмо на e-mail с уведомлением о покупке. Сам электронный билет придёт в следующем письме спустя день-два после оплаты. Внимание! Полученный электронный билет нужно обязательно распечатать! Вариант с его показом на экране телефона не пройдёт. Затем, когда будете на месте (у Колизея) нужно обменять электронный билет на стандартный билет.

Важно! В начале 2014 администрация Колизея заявила про запуск специального приложения для телефонов, с помощью которого можно будет покупать билеты, однако подробностями мы пока не располагаем. Если они вам известны, будем благодарны за предоставленную информацию в комментариях.

- вы погрузитесь в «живой» Рим и познакомитесь с его историей, легендами и главными достопримечательностями - 2 часа, 20 евро

- прекрасные и романтичные уголки Вечного города вдали от шумных туристических маршрутов - 2 часа, 30 евро

- искусство, красота, история и религиозная культура Италии в шедеврах ватиканских музеев - 3 часа, 38 евро

график работы

с 02.01 до 15.02 - Колизей открыт с 8:30 до 16:30
с 16.02 до 15.03 - Колизей открыт с 8:30 до 17:00
с 16.03 до 31.03 - Колизей открыт с 8:30 до 17:30
с 01.04 до 31.08 - Колизей открыт с 8:30 до 19:15
с 01.09 до 30.09 - Колизей открыт с 8:30 до 19:00
с 01.10 до 31.10 - Колизей открыт с 8:30 до 18:30
с 01.11 до 31.12 - Колизей открыт с 8:30 до 16:30

Колизей – наиболее узнаваемая достопримечательность Рима. Его контуры часто изображают на открытках, а вот увидеть другие ракурсы и даже побродить внутри смогут только те, кто посетят столицу Италии. Без малого два тысячелетия этот амфитеатр собирает зрителей и туристов у своих стен. Название «Колизей» на латыни означает «огромный», «колоссальный». Таким он представлялся древним римлянам, но и сегодня его величие трудно приуменьшить. Кроме немалых размеров, впечатляет историческое и культурное значение Колизея.

Исторические факты

Император Веспасиан (9-79 гг. н.э.), основатель династии Флавиев, отличался большой любовью к архитектуре. В период его правления было восстановлено много древних храмов и построены новые величественные сооружения. В 72 г. он решил увековечить свою династию и поручил строителям построить самый большой амфитеатр среди существовавших на тот момент.

Строительство очень широко развернулось у границы Форума. Чтобы поскорее завершить работы, была привлечена огромная армия рабочих. В ней находилось около 100 000 человек, большинство из которых были пленными или рабами. Всего за 8 лет римский Колизей в Италии был завершен и полностью удовлетворил ожидания императора.















Несколько веков амфитеатр оставался важнейшим сооружением для римлян. Оно являлось постоянным напоминанием о создателе, до середины VIII века люди называли его не Колизеем, а амфитеатром Флавиев. На арене регулярно проводились импровизированные представления, бои между гладиаторами и хищными животными. Позже на арене начали проводить казни первых христиан. Такая слава привела к запустению Колизея. Император Константин I запретил проводить развлекательные мероприятия на сцене с кровавой историей. На несколько веков он пришел в запустение и использовался только как памятное место, где лишали жизни первых христианских мучеников.

До начала XVIII века никто не обращал внимания на техническое состояние Колизея. Он постепенно разрушался, перекрытия прогнили, а отдельные камни жители разбирали для строительства собственных домов. Часть постройки навсегда исчезла с лица земли. Только в XIX веке служители католической церкви решили приступить к реставрации Колизея, чтобы сохранить хотя бы внешние очертания древнего памятника истории для потомков.

Понадобилось несколько десятилетий, а также знания в областях истории, архитектуры и искусства, чтобы амфитеатр обрел тот облик, который видят туристы сейчас.

Как устроен Колизей

Ученые предполагают, что современный Колизей – это лишь треть того, который красовался в Риме несколько веков тому назад. Во время многочисленных представлений на трибунах могли сидеть 50 000 зрителей и оставалось еще 18 000 стоячих мест.

Чтобы сделать конструкцию легче, а значит уменьшить нагрузку на фундамент, в стенах было сооружено 240 огромных арочных проемов, которые располагались в 3 яруса. Внутри арки выполнены из овального кирпича, обмазанного бетоном, а снаружи отделаны травертином. Длина стен составляет 524 м при ширине 156 м и высоте 57 м. Терракотовые кирпичи впервые были использованы именно при строительстве Колизея. На всю конструкцию потребовался почти миллион единиц кирпича.

Позже над трибунами соорудили еще один сплошной ярус. В его стенах сохранились отверстия для палок, поддерживавших тент. Так было удобнее защищаться от палящего солнца или дождя. Есть и детали, назначение которых пока не удалось разгадать. Так, небольшие столбики на мостовой могли служить ограничителями для толпы или основанием для еще одного тента.

Вдоль стен располагались внутренние помещения Колизея. В сводчатых галереях могли находиться торговцы и места для отдыха зрителей. Хотя арок в ярусах очень много, каждая из них уникальна. Отличается угол к солнцу и внутреннее оформление.

В первом ярусе располагалось 76 проходов для горожан. У каждого из них есть собственная римская нумерация. Множество арок позволяло ускорить передвижение зрителей и уменьшить давку в проходах. Даже большая толпа полностью размещалась или покидала Колизей всего за 5-10 минут.

Отдельного внимания заслуживают опоры, каждая из которых отличается по стилю оформления. Они придавали амфитеатру дополнительную легкость. Колонны первого яруса выглядят самыми тяжелыми, это дорические каменные изваяния. Во втором ярусе представлены ионические колонны из бетона, а третий ярус украшают легкие коринфские опоры с лепниной в виде листьев. Предполагается, что под арками верхних ярусов устанавливали скульптуры, но обнаружить остатки хотя бы одной из них пока не удалось.

Сама арена имеет овальную форму, что лишало сражающихся возможности укрыться в углу от острого копья или клинка. Пол был дощатым, это позволяло быстро заменить покрытие или залить воду для морского сражения. Клетки для пленников и хищников появились значительно позже. Под сценой была оборудована подземная поворотная система и другие коммуникации. Деревянные перекрытия не дошли до нашего времени, зато разрушения открыли возможность хорошо изучить подземный план.

Долгие годы туристы могли осматривать Колизей только по ночам, однако со временем ученые загорелись желанием увеличить его популярность. После долгих реконструкций были разработаны комплексные экскурсионные туры для всех желающих ближе узнать древнейшее сооружение.

Величие римского Колизея

Именно здесь с трибун кричали фразу «Хлеба и зрелищ». Столетиями зрители радовались кровавым представлениям, решая судьбу животных или людей. В репертуаре Колизея была богатая программа побоищ и поединков. Первые протестующие против жестоких представлений появились в начале V в., однако большинство продолжало наслаждаться жестокими представлениями. Однажды зрители даже забили камнями монаха Телемаха, в ответ на его протесты против кровопролития.

С 521 года бои и схватки с животными были прекращены. Популярность Колизея осталась в прошлом, однако великое сооружение продолжало оставаться символом Римской Империи. Говорили, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим.

Информация для туристов

Несколько лет назад попасть в Колизей можно было в любое время суток. Это развязывало руки некоторым злоумышленникам, и затрудняло контроль за сохранностью памятника. С тех пор охрана увеличена и установлен следующий режим работы:

  • 9:00-19:00 (с апреля по октябрь);
  • 9:00-16:00 (с ноября по март).

По вечерам вокруг Колизея включается отличная иллюминация, так что побродить в окрестностях амфитеатра интересно и в сумерках.

Чтобы попасть внутрь Колизея, необходимо оплатить 12 евро. Детям, студентам и пенсионерам предоставляются скидки. За билетами с утра выстраивается большая очередь, поэтому целесообразно покупать их заранее в специальных кассах или на официальном сайте: www.the-colosseum.net .

Как добраться

Чтобы увидеть Колизей, нужно приехать на площадь Колизея в Риме. Проделать путь можно на метро, трамвае №3 или автобусе маршрутов №60, 85, 175, 271, 850. Остановка называется так же, как и сама достопримечательность.

Солнечный Колизей

Император Веспасиан, взошедший на трон Римской Империи в 69 году н.э., тратил колоссальные средства на восстановление культовых сооружений (таких как, например, Капитолий). Но в 72 году он решил взяться за более амбициозный проект и поручил лучшим строителям региона возвести амфитеатр Флавиев, который навеки оставил бы след его династии в мировой культуре. У Веспасиана был и скрытый мотив. Основу Колизея заложили на месте озера возле Золотого Дома Нерона – предшественника и врага нового правителя. Такое строительство полностью стирало следы его существования с карты Рима.

По оценкам историков, в строительстве амфитеатра приняли участие около 100 тысяч рабочих, большую часть из которых составляли военнопленные и рабы. После восьми лет изнурительной и безостановочной работы Колизей был полностью завершен и одобрен императором.

Первые столетия своего существования строение действительно занимало огромное место в жизни римлян и всегда напоминало им о его основателе, так как вплоть до VIII называлось амфитеатром Флавиев. Здесь регулярно проводились гладиаторские бои, сражения животных и праздничные представления. Кроме развлекательных мероприятий, тут осуществлялись и казни, которые послужили поводом к прекращению использования Колизея императором Константином I. На протяжении всех Средних веков это культовое сооружение либо вовсе игнорировалось властями, либо использовалось как памятное место в честь ранних христиан, погибших мученической смертью. Всё это привело к тому, что вплоть до XVIII века никто не задумывался о необходимости реконструкции и реставрации Колизея, и многие его части были безвозвратно уничтожены.

В конце XIX века католическая церковь решила возобновить работы вокруг амфитеатра, чтобы сохранить как можно больше уцелевших элементов. Благодаря этому изменению отношения к памятнику, Колизей стал привлекать внимание историков, архитекторов и искусствоведов, которые за несколько десятилетий смогли превратить некогда забытую всеми постройку в символ европейской цивилизации.

В 2007 году организация New Open World Corporation провела конкурс, в ходе которого жители всего мира смогли принять участие в голосовании и выбрать те сооружения, которые, по их мнению, достойны звания Новых семи чудес света. Первое место занял Колизей, который стал единственной достопримечательностью в списке, представляющей наследие европейской культуры.

Ночная панорама Колизея

Устройство и архитектура Колизея


По примерным оценкам учёных, современный Колизей представляет собой лишь одну треть изначальной постройки, но даже этот факт ничуть не умаляет величия сооружения. В начале нашей эры, когда в Колизей стекались все жители Рима, чтобы посмотреть очередной гладиаторский бой или театральное представление, вокруг арены на местах для сидения могли спокойно разместиться 50 тысяч зрителей, а еще до 18 тысяч могли смотреть представления стоя. В наши дни вместимость Колизея значительно меньше, но это не мешает тысячам гостей приходить в знаковое место.

Гениальное решение, значительно облегчившее конструкцию: 240 огромных арок в три яруса, снаружи облицованных травертином, окружают бетонно-кирпичный эллипс, длина стен которого равна 524 м, ширина – 156 м, высота – 57 м. Это был переворот в мировом строительстве: изобретение бетона и кирпича из терракоты. Для здания Колизея его потребовалось около 1 млн штук.

Панорамный вид

Четвертый сплошной ярус был достроен позже. В наши дни на его карнизе можно увидеть отверстия, куда вставляли опоры для быстрой растяжки огромного тента над ареной и амфитеатром. Он защищал зрителей от дождя и палящего солнца. На мостовой Колизея можно увидеть столбики, предназначение которых до сих пор вызывает споры. По одной версии, к ним дополнительно крепились канаты тента, по другой - 5 оставшихся тумб служили в качестве турникетов для сдерживания и упорядочивания толпы.

Внутри древнего амфитеатра располагались сводчатые галереи - места отдыха зрителей и бойкой торговли. На первый взгляд «дырявых» арок так много, что они напоминают многочисленные соты в улье пчел, но при этом среди них нет однообразия. Каждая оказывается немного под другим углом и к солнцу, и к зрителю, поэтому на арки по-разному падают тени. Обратите внимание - они однородны, но не ординарны!


Первый ярус Колизея содержит 76 пролетов, через которые можно было войти в амфитеатр. Над ними и сегодня можно увидеть римские цифры нумерации входов. Такое нетипично большое количество арок позволило существенно увеличить пропускную способность амфитеатра - в случае необходимости зрители могли покинуть Колизей за 5-10 минут. Зданий с подобной архитектурной организацией нет нигде в мире и сегодня!

Еще одной интересной задумкой для облегчения конструкции Колизея являлись опоры разного стиля, которые, помимо защиты от обрушения, делали сооружение выглядеть более воздушным. В первом ярусе, самом тяжелом, сделанном из камня, стоят полуколонны дорического ордера, во втором (бетонном) - ионические, а на третьем - коринфские, с нарядными, украшенными листвой, капителями.

Считалось, что проемы второго и третьего ярусов были украшены статуями из белого мрамора. Однако ни одной из них не было найдено, что стало причиной споров историков - существовали ли они на самом деле или были только в проекте.

Верхний ярус Колизея

Эллиптическая форма арены не давала ни гладиаторам, ни обреченным животным шанса укрыться от кровопролития, забившись в угол. Пол арены был вымощен досками, которые легко снимались, когда надо было залить водой место представления морских боев. Камеры для рабов, клетки для животных и другие служебные помещения были устроены позднее, в подвале под ареной, так же как и сложнейшая система поворотной сцены и прочих приспособлений, создававших спецэффекты во время спектаклей. Большая часть внутреннего убранства не сохранилась. Однако вопреки разрушениям можно хорошенько рассмотреть устройство помещений под ареной. Возможно, животных, гладиаторов и кулисы поднимали на арену грузовыми лифтами.

Любопытно, что долгое время туристы посещали амфитеатр исключительно ночью, чтобы любоваться красивейшей подсветкой здания. Но учёные захотели вернуть историческую славу Колизею и разработали увлекательные экскурсионные туры. Гиды пытаются своими рассказами максимально погрузить слушателей в атмосферу былых времён, когда только закладывался фундамент амфитеатра Флавиев, тем самым позволяя увидеть нечто большее, чем древние руины.

Хлеба и зрелищ!


Кадр из сериала "Спартак"

Panem et circenses, «хлеба и зрелищ» - так веками звучал девиз грандиозного амфитеатра в центре города! Люди хотели не только быть сытыми: они жаждали развлечений. И Колизей обеспечивал им обильную программу из смертельных поединков и кровавых побоищ.

Первый официально зафиксированный протест против жестоких представлений на арене датируется 404 г. н.э., когда монах Телемах с криком вскочил со своего места на трибуне, требуя отменить бой. Разъяренные зрители забили его камнями. Последние гладиаторские бои и травля зверей были устроены в 523 г., после чего Колизей пришел в упадок. В VII в. один монах написал: «Пока стоит Колизей, стоит и Рим. Падет Колизей - и Рим падет вместе с ним».

Видео: Ария – Колизей

График работы и стоимость билетов

Ещё совсем недавно подход к Колизею был открыт круглые сутки. Но власти итальянской столицы поняли, что это может негативно сказаться на состоянии постройки и поспешили установить охрану. Теперь амфитеатр открыт только для дневных посещений с 9:00 до 19:00 в летнее время (апрель-октябрь) и с 9:00 до 16:00 в зимнее (ноябрь-март). Но не стоит отчаиваться, если в светлое время суток вам не удалось попасть сюда, ведь на этот случай градостроители украсили внешние стены прекрасной иллюминацией, которая является изюминкой ночного Рима.

В году предусмотрено лишь два выходных дня, когда туристы не могут посетить достопримечательность – 25 декабря и 1 января.

Вход и экскурсионная программа обойдутся в 12€ для взрослого посетителя и в 7€ для ребенка (+2€ за выставочные мероприятия). Школьники, студенты и пенсионеры имеют возможность приобрести льготный билет, но для этого надо иметь с собой соответствующие документы. Сама покупка может оказаться немного проблематичной. Дело в том, что большинство туристов решают оплатить вход у самих стен Колизея, из-за чего уже к 10:00 выстраиваются длинные очереди к кассам.

Если вы хотите сэкономить свои время и деньги – закажите билеты на сайте комплекса или же приобретите их в местах предварительной продажи. В последнем случае вы сможете обзавестись документом, позволяющим посетить сразу несколько достопримечательностей.

Заказ через Интернет – www.pierreci.it (сервис доступен на итальянском и английском языках) и www.ticketdic.it (доступен на итальянском, английском и французском языках) - 10,50€, 12,50€ (с выставкой). Билет единый - с музеем Палатина, Римским Форумом - действует в течение суток с момента покупки.

Телефон информационного центра: 399 67 700.


Как добраться до Колизея

Чаще всего международные авиарейсы приземляются в аэропорт Leonardo da Vinci, который все итальянцы называют Фьюмичино. Он расположен в 20 км от самого Рима, но это маленькое расстояние не так уж просто преодолеть, учитывая интенсивность дорожного движения по направлению к столице Италии.

Очень часто туристы едут из аэропорта в город на поезде, который отправляется от одного из терминалов. Стоимость билета составляет 14 евро, а поездка занимает около 35 минут. Но в этом случае стоит учитывать, что вы доберётесь лишь до городского вокзала, от которого придётся ехать к отелю на другом виде транспорта.

Если же вы едете большой компанией, логичнее всего будет взять такси возле стен аэропорта. Это белые автомобили с подписью «Comune di Roma», которые являются собственностью города, а значит, имеют фиксированные тарифы. Минимальная стоимость поездки составляет 40€, а далее зависит от расположения отеля.


Кроме того, несколько автобусных компаний осуществляют регулярные рейсы от аэропорта к различным частям города. Стоимость поездки на таком транспорте может варьироваться от 9€ до 20€, поэтому стоит заранее ознакомиться с прайсом на сайте интересующей компании.

После того как вы наконец-то окажетесь в Риме, добраться до Колизея не составит большого труда. Величественный амфитеатр находится на одноименной станции метро Colosseo в самом центре города. Стоимость билета составляет 1€ и даёт возможность передвигаться подземным транспортом на протяжении 75 минут.

Номера автобусов, идущих до Колизея: 60, 75, 81, 85, 117, 175, 271, 571, 673, 810, 850. Также ходит трамвай №3.

Адрес: Piazza del Colosseo.

Октябрь 11, 2018

Приезжая в Вечный город, туристы со всего мира стремятся посетить самое величественное сооружение, являющееся олицетворением былого величия Империи. Говорят, что Колизей в Риме обладает неимоверно сильной притягательной энергетикой. Когда-то здесь проводились постановки известных исторических сражений и драмы, основанные на классической мифологии, травля диких животных и охота на них, сражения гладиаторов и казни христиан, а пролитая кровь приводила к неистовому ликованию развлекающейся толпы, обнажая самые низменные человеческие инстинкты.

Различные путеводители по Риму предоставляют достаточно много информации об этом грандиозном памятнике античной архитектуры. Однако некоторые интересные факты, связанные с его двухтысячелетней историей, остаются без должного внимания.

Факт № 1: Колизей построили иудеи

Этот исторический факт подтверждает латинская надпись, высеченная на мраморной плите, найденной в 1813 году: «Imp(erator) Caes(ar) Vespasianus Aug(ustus) amphitheatrum novum ex manubis fiery iussit» , что на современном итальянском звучит примерно так: «Император Веспасиан Цезарь Август возвел новый амфитеатр доходами от добычи». Здесь подразумеваются исторические события Первой еврейско-римской войны, произошедшие в 70 году н. э., когда Иерусалим был осажден и захвачен будущим императором Титом Веспасианом, а десятки тысяч пленников отправлены в Рим в качестве рабов. На каменных карьерах в Тиволи они добывали травертин для строительства Колизея и под руководством римских архитекторов и инженеров возводили его стены.

Факт № 2: Грандиозное сооружение возвели за 8 лет

Начинавший строительство в 70 – 72 годах Тит Флавий Веспасиан (9 – 79 гг.) успел увидеть только первые три яруса, а верхний уровень был завершен его сыном Титом. Об этом свидетельствуют документальные записи древнеримского государственного деятеля греческого происхождения Диона Кассия (155 – 235 гг. н.э.). В одной из записей его трудов в 80-ти томах, охватывающих более чем тысячелетнюю историю Рима, довольно подробно описываются инаугурационные игры 80 года.

Это интересно!

Арена (латин. Harena) – в переводе означает «песок». Площадка, на которой разворачивались баталии, обычно покрывали слоем песка, так как он быстро впитывал пролитую кровь, а чтобы она не так бросалась в глаза, песок заранее окрашивали в красный цвет.

Факт № 3: Название амфитеатра связано с поклонением дьяволу

Всем известно, что Колизей в Риме имеет официальное название – Амфитеатр Флавиев, названный так по родовому имени трех императоров Веспасиана, Тита и Домициана. Об этом извещает установленная на его стенах плита.



Считается, что более распространенное – «Колизей» – происходит от латинского «Colosaeus» и связано с колоссальной бронзовой статуей Нерона. Веспесиан, уничтожая Золотой Дом Нерона – Domus Aurea , тем не менее, не пожелал разрушить колоссальных размеров изваяние предшественника, отлитое по подобию Колосса Родосского в Греции. В монументе заменили только голову, дополнив ее солнечной короной, как у бога Солнца – Гелиоса. Воздвигнутая на новый постамент императором Адрианом в 126 году скульптура, на протяжении последующих столетий располагалась неподалеку от амфитеатра Флавиев и, по мнению многих историков, впоследствии дала название этому величественному сооружению.




Сегодня ничего не осталось от колосса Нерона, за исключением остатков пьедестала недалеко от Колизея. Возможно, статуя была разрушена в 410 году во время разграбления Рима или при одном из землетрясений.



И хотя последнее, документально подтвержденное упоминание о статуе зафиксировано в Хронографии 354 года, некоторые факты допускают, что она все еще существовала и в средневековье.

Это интересно!

Датируемая VIII веком известная пророческая эпиграмма римско-католического монаха Святого Беде Достопочтенного (672 – 735), прославляющая символическое значение статуи, гласит: «Quamdiu stat Colisæus, stat et Roma; quando cadet colisæus, cadet et Roma; quando cadet Roma, cadet et mundus», что в переводе звучит примерно как «До тех пор, как Колосс стоит – будет и Рим; когда Колосс падет – падет и Рим; когда Рим падет – падет весь мир». В этой цитате «colisaeus» неправильно соотносят с Амфитеатром Флавиев.



Однако существует и менее распространенная версия происхождения названия, о которой знают не все. Так, в середине XIV века Armannino Guidice из Болоньи утверждал, что Колизей в Риме, долгое время занимавший одно из центральных мест в языческом мире идолопоклонничества, являлся сердцем некоторых сект магии и средоточием поклонников дьявола. Согласно его интерпретации, в основе появления названия лежит латинская фраза, которую задавали при входе в средневековые руины амфитеатра – «Colis Eum ?» , то есть «Вы служите ему?», имея в виду дьявола.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама