THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В одной деревне жили-были два мужика: один богатый, а другой бедный. У богатого мужика всего вдоволь, а у бедного - детей много, а всего добра один гусь. И дошло дело до того, что нечем стало бедняку детей кормить. Что тут станешь делать?

Думал-думал, как быть, чем детей накормить, и надумал:

Жарь, хозяйка, гуся!

Зажарила хозяйка гуся, поставила на стол, а хлеба нет ни крошки.

Говорит мужик:

Ну как станем без хлеба есть, надолго ли нам гуся хватит? Лучше отнесу его барину, хлеба у него попрошу.

Ступай, муженек, ступай, - говорит жена, - может, хоть полмешка муки даст.

Пришел мужик к барину:

Принес тебе гуська, не побрезгуй принять, а мне хоть немного муки дай - детей нечем кормить.

Ну ладно, - барин говорит. - Умел ты гуся подарить, сумей его разделить промеж нас без обиды.

Разделишь без обиды - дам муки, а не сумеешь - выпороть прикажу.

А семья у того барина: сам с женой, два сына да две дочери - всего шестеро. Попросил мужик нож и стал гуся делить. Сперва отрезал голову, подает барину:

Ты всему дому голова - так вот тебе гусиная голова.

Отрезал гузку, барыне подает:

Тебе дома сидеть, за домом глядеть - вот тебе гузка.

Отрезал лапки, подает сыновьям:

Вот вам по ножке - топтать отцовские дорожки.

А дочерям по крылышкам дал:

Вам с отцом, с матерью не век жить - вырастете, полетите прочь, свое гнездо вить.

Остальное себе взял:

А мужик сер да глуп - мне глодать хлуп.

Засмеялся барин:

Хорошо, мужик, гуся разделил и сам в обиде не остался!

Поднес стаканчик вина и велел дать два мешка муки бедному мужику.

Услыхал про то богатый мужик, позавидовал бедняку. Зажарил пять жирных гусей, принес барину, сам кланяется:

Не побрезгуй, ваша милость, принять за поклон от меня пять кормлённых гусей!

Спасибо, братец, спасибо! Сумел ты гусей подарить, сумей свой подарок промеж нас без обиды разделить. Коли разделишь без обиды - награжу, а не сумеешь разделить - велю на конюшне выпороть.

Стоит богатый мужик, прикидывает и так и сяк - никак ему пять гусей между шестью человеками не разделить.

Позвал барин бедняка:

Можешь ли пять гусей промеж нас без обиды разделить?

А чего не разделить! - отвечает бедный мужик.

Подает одного гуся барину с барыней:

Вас двое - вот вам гусь. Теперь вас стало трое.

Другого гуся двум сыновьям подал:

И вас теперь трое стало.

Третьего подает двум дочерям:

И вас стало трое.

Двух остальных гусей себе взял:

И нас стало трое. Никому не обидно.

Барин рассмеялся:

Ну, молодец, мужик! Знал, как надо разделить, и себя не забыл!

Поднес ему стаканчик вина, велел дать воз муки, а богатого мужика на конюшню послал, велел выпороть.

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику:

Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?

Мужик говорит:

Я разделю.

Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:

Ты всему дому голова - тебе голову.

Потом отрезал задок, подает барыне.

Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок.

Потом отрезал лапки и подает сыновьям.

Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские дорожки.

А дочерям дал крылья.

Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!

И взял всего гуся.

Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.

Барин говорит:

Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочки - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?

Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.

Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

Бедный мужик взял одного гуся дал барину с барыней и говорит:

Вот вас трое с гусем.

Одного дал сыновьям:

И вас, - говорит, - трое.

Одного дал дочерям:

И вас трое.

А себе взял двух гусей.

(Русская народная сказка)

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок?

Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Мужик – частый герой русских народных сказок. Этот персонаж встречается и в сказках о животных («Вершки и корешки)», и в бытовых («Про нужду», «Барин и мужик»), и в волшебных («Иван, мужицкий сын»). Есть особая категория произведений, смыкающаяся с былинами и легендами. Яркий пример такой сказки – «Никита Кожемяка».

Мужик в русских народных сказках

Образ крестьянского мужика в народных сказках

Каким бы ни был жанр произведения, образ мужика имеет характерные черты:

  • Относительная бедность . Мужик не обязательно совсем уж неимущий. Он может быть и вполне зажиточным. Но в любом случае он беднее попа, барина или купца, не говоря уж о царе. При этом бедность обычно является достоинством. Точнее, это качество свойственно положительному персонажу. Если в сказке фигурируют два мужика, богатый и бедный, симпатии рассказчика будут на стороне второго.
  • Бесправие . Мужик, даже богатый, находится в самом низу социальной лестницы. Все для него власть, перед всеми он бессилен.
  • Необразованность . Мужик знает лишь то, что вокруг него – свою деревню и ближайший город, куда ездит на ярмарки. Остальное знакомо ему лишь понаслышке, часто – в искаженном виде. Он наивен и часто становится жертвой злой шутки или обмана.

Но мужик не зря стал одним из ключевых персонажей народной сказки. Свое ущемленное положение он компенсирует личными качествами.

  • Природный ум . Пусть мужик необразован, зато он обладает практической сметкой и здравым смыслом. И уже поэтому может одержать верх в споре и с попом, и с царем, и с помещиком. В «Вершках и корешках» мужик не может справиться с глупым, но сильным и жадным медведем, поэтому обманывает его.
  • Справедливость . Даже пытаясь выбраться из сложного положения, мужик не обманывает обездоленных и не обижает слабых. Жертвами его шуток, пускай иногда и злых, становятся лишь те, кто заслуживают такого отношения. В сказке «Про нужду» мужик ворует у барина лошадей. Но барин богат не потому, что много работал. Он бездельник, наживающийся на чужом труде, при этом глупый и равнодушный. И крестьянин не просто увел тройку, он показал барину, что такое нужда – то есть поставил его в положение, равное своему.
  • Трудолюбие . В народных сказках, особенно бытовых, много внимания уделяется нелегкому крестьянскому труду. Мужик работает от рассвета до заката, без жалоб и упреков.
  • Щедрость и милосердие . Разделить с нуждающимся последнюю краюху хлеба, отдать обездоленному последнюю рубаку – распространенный сюжетный ход в русских народных сказках. Главному герою, попавшему в нелегкую ситуацию, зачастую помогает бедный крестьянин, а не боярин или поп. Завязкой сказки «Иван, мужицкий сын» служит именно такой сюжет: крестьянин бескорыстно помогает раненому орлу, выхаживает его.

При этом народная сказка не идеализирует мужика. Часто крестьянин трусоват, опаслив – это следствие его тяжелой жизни. Во многих сказках исключительная бедность мужика объясняется его же глупостью и непрактичностью. Ярко выраженная особенность характера этого персонажа – наивная мечта о мгновенном богатстве без особых усилий. Классический пример – сказка «По щучьему велению». Емеля был ленив и глуп, но поймал волшебную щуку, и его жизнь изменилась. Он стал богат, умен, красив, практически всемогущ и женился на царевне. Для людей, тяжело трудившихся изо дня в день, такая мечта о волшебном помощнике, который просто подарит счастье, была единственным способом скрасить нелегкую жизнь.

Но все эти недостатки лишь делают персонаж человечнее. Мужик в сказках – соль земли, тот, на ком держится государство, пусть и сказочное. И когда приходит беда, он встает грудью на защиту отечества. Мужик делает это без радости – он миролюбив и не любит воевать. Но и врагу спуску не даст. Никита Кожемяка, Илья Муромец – выходцы из крестьянского сословия. Нам, современникам, народная сказка может казаться слишком простой, наивной, даже в чем-то нелепой. Но она всегда искренняя. Именно так видели мир люди, жившие много веков назад. Русский мужик внешне скромен. Это не герой в сияющих доспехах. Но он живет, борется и побеждает – так, как может.

О сказке

Русская народная сказка «Как мужик гусей делил»

На Руси принято недолюбливать тех, кто живет лучше. Особенно, если это начальник, зажиточный сосед или, как в этой детской сказке – барин. Но из любого правила есть исключения. Случается, так, что хозяин поместья, а иногда и крепостных – это не жестокий и противный глупец, а приятный, сообразительный человек, не лишенный чувства юмора.

В этой детской истории описан как раз такой. У него большая и дружная семья, и он справедлив. Мужик, здесь, как и в большинстве русских народных книг, умный, и находчивый. А вот другой главный герой, тоже Барин, не такой положительный, он прижимистый, считает, что денег много не бывает и постоянно хочет улучшить свое благосостояние, но не за счет своих оригинальных идей, а за счет задумки мужика.

Краткое содержание текста

В одной деревне настали голодные времена, но мудрый Мужик не желал мириться с печальной действительностью. Он решил попросить немного средств к существованию, у барина. Но, чтобы не идти к нему с пустыми руками, он посчитал нужным взять с собой небольшой откат – жареного гуся.

Барин поблагодарил его за подобный подарок и посетовал на то, что птица одна, а семейство у него большое. А Крестьянин не растерялся и стал делить подношение. Главе клана он выделил голову, он же “голова”, его жене – “задок”, она всегда следует за мужем, их сыновьям – ножки, они “топчут дорожки” отцовского поместья, дочерям крылышки, ведь они улетят из домашнего гнезда. Себе же он пожаловал остатки, т.е. всего остального гуся. Хозяин не разгневался из-за такого разделения, даже наоборот, он оценил смекалку мужика и помимо мяса наградил его еще и деньгами.

Об этом узнал жадный сосед Барина. Он захотел тоже получить легких денег, и, конечно же, ему понадобилось намного большая сумма, чем получил Мужик. Коварный мещанин пожарил аж пять гусиных тушек и оправился на поклон. Ему также предложили разделить подарки. Но он не смог придумать, как сделать это правильно. Пришлось звать более сведущего в этом вопросе человека – Мужика. Он предложил разделить гуся таким образом, чтобы у всех получилось аж по три гуся, из пяти возможных. Из Сыновей, Дочерей и Родителей вместе с гусем вышли трио, а находчивому работнику досталось две полноценные птицы, да еще и вознаграждение от Барина.

Прочитав эту поучительную детскую сказку можно сделать ряд простых выводов:

— Сообразительный и целеустремленный трудяга никогда не останется не удел, т.к. всегда заработает на жизнь благодаря практически врожденной смекалке;

— Жадность – это все-таки порок, вне зависимости от социального статуса;

— Богатый не всегда значит прижимистая и резко отрицательная личность, иногда это справедливый и дальновидный персонаж;

— Бывают моменты, когда из ничего можно создать внушительное состояние;

— Бедность – не показатель образованности или характера человека;

— Если действовать по справедливости – хорошо будет не только отдельно взятому человеку, но и окружающим.

В общем “Как мужик гусей делил” – сказка о том, что в любом обществе есть хорошие люди и не очень, и та социальна ниша, которую занимает человек, далеко не всегда определяет масштаб личности и ее моральные ценности.

Читайте русскую народную сказку «Как мужик гусей делил» онлайн бесплатно и без регистрации.

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику:

Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?

Мужик говорит:

Я разделю.

Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:

Ты всему дому голова - тебе голову.

Потом отрезал задок, подает барыне.

Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок.

Потом отрезал лапки и подает сыновьям.

Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские дорожки.

А дочерям дал крылья.

Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!

И взял всего гуся.

Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.

Барин говорит:

Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочки - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?

Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.

Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

Бедный мужик взял одного гуся дал барину с барыней и говорит:

Вот вас трое с гусем.

Одного дал сыновьям:

И вас, - говорит, - трое.

Одного дал дочерям:

И вас трое.

А себе взял двух гусей:

Вот, - говорит, - и нас трое с гусями, всё поровну.

Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.

Читаем, смотрим и слушаем детские сказки:

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама