THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Гулько Виктория
План-конспект по коррекции отсутствия звука [Й]

Подготовительный этап.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА Й

1. "Заборчик ". Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2. "Слоник" . Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника».

3. "Заборчик-Слоник". Чередовать 2 предыдущих упражнения.

4. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

5. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

6. «Горка» . Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Й

Способ 1. Путем отраженного (за взрослым) и сопряженного (вместе со взрослым) проговаривания звука Й.

Способ 2. От мягкого глухого звука X" с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем.

Способ 3. Пусть ребенок вслед за вами произносит звукосочетания [аиа], [она], [уиа]. На звук [и] нужно делать нажим языком, последний гласный произносить с ударением, резко и отрывисто, широко открывая рот. Этим последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ладонь, «попадая» в нее выдохом. Несмотря на то что звук [и] произносится с нажимом, он должен быть максимально коротким.

Между гласными вместо [и] будет проскальзывать звук [и]. Но, когда вы будете произносить эти сочетания вслух для ребенка, вы должны произносить именно звук [и], а не [и]. Скажите ребенку, что он должен повторять ваши звукосочетания быстрее, чем вы и с нажимом.

Затем пусть ребенок быстро произносит слоги [аиа - аиа - аиа - аиа] - между гласными будет отчетливо слышаться звук [и].

Обратите на него внимание ребенка и как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «визжит пила»).

Способ 4. Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:

за-за-за зя-зя-зя йа-йа-йа.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й

1) Произношение изолированного звука [й] . _Больно, щипет! - Йййй!

2) Автоматизация звука [й] в слогах

Повтори слоги.

йа-йа-йа - йа-йа, йа-йа - йа-йа-йа

йо-йо-йо - йо-йо, йо-йо - йо-йо-йо

йу-йу-йу - йу-йу, йу-йу - йу-йу-йу

йэ-йэ-йэ - йэ-йэ, йэ-йэ - йэ-йэ-йэ

3) Автоматизация звука [й] в словах

Йод, йогурт, майка, мойка, сарай, попугай, май, чай, чайник,

зайка, змейка, стойка, сойка, пей, шей, дай, мой, бой, рой, край,

твой, ручей, соловей, тайга, лайка, сайка, двойка, тройка, чайка,

байка, бойня, буйвол, струйка, стройка, каравай, койка, скамей-

ка, копейка, хозяйка, клей, змей, урожай, минтай, Китай, при-

бой, ковбой, покой, иней, воробей, музей, хоккей, Тимофей,

низкий, дикий, тихий, высокий, звонкий, ветхий, новый, умный,

тёмный, край, трамвай, муравей, фуфайка, гайка, рейка, шайка.

4) Автоматизация звука [й] в словах с двумя звуками.

Яйца, яркий, ясный, Япония, сияние, обояние, Майя, южный,

юный, юркий, Евсей, Евгений, едкий, ежовый, фойе, наёмный,

5) Автоматизация звука [й] в словосочетаниях

горячий чай

маленький попугай

моё платье

колючий ёжик

спелое яблоко

зелёная хвоя

маленькая Яна

белая акация

голодная гиена

кожаный пояс

раненый боец

обойный клей

едет еле-еле

моё шитьё

своё жильё

поём втроём серый зайка

высокие ели.

6) Автоматизация звука [й] в предложениях

Чётко произносить чистоговорки.

Я-я-я - Яна - ягодка моя.

Я-я-я - Яков едет на маяк.

Я-я-я - всё умею делать я.

Я-я-я - с малышом гуляю я.

Ё-ё-ё - Зоя под баян поёт.

Ё-ё-ё - глажу с бабушкой бельё.

Ю-ю-ю - Майе ягоды даю.

Ю-ю-ю - вместе с мамой куклам шью.

Ю-ю-ю - с папой песни я пою.

Е-е-е - Яков едет на коне.

Е-е-е - помогаю всем в семье.

Ой-ой-ой - зайке холодно зимой.

Автоматизация звука [й] в связной речи

Скороговорки. Сидит ёж у ёлки. У ежа иголки.

Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.

Мы ели, ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Ящерка на ялике яблоки на ярмарку в ящике везла.

Публикации по теме:

План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Цель: закрепить правильное произношение звука «С». Задачи: 1. Закрепление правильной артикуляции звука «С»; 2. Закрепление правильного.

План-конспект занятия коррекции и контроля знаний по английскому языку первого года обучения «Моя семья» Тема: «My family». Цель: Обобщение и систематизация умений и навыков

Звук Ю-(йу) обозначает два звука: - в начале слова -после гласного звука; -после Ь(мягкого) знака

  • 5. Послушай и повтори аю играют читают отвечают помогают рисуют танцуют гуляют вытирают
  • 6. Измени глаголы по образцу Я читаю Я рисую Я пою Я танцую Я встаю Я работаю Они читают Они … Они … Они… Они … Они …
  • 7. Собери слово из слогов но ша по ла сто мор Ю ный ра мо
  • 8. Составь словосочетания Вытирают Читают Помогают Выполняют Рисуют задание бабушке Пыль красками журнал
  • 9. Вставь глаголы в предложения. Я громко… песню о дружбе. Они …пыль с подоконников. Ребята … на учас(т)ке. Девочки…бальный танец. Одноклассники … в шахматы. Слова: играют, работают, пою, исполняют, вытирают
  • 10. Выделяй голосом логическое ударение Неслышно с неба льются Весенние лучи. Прислушайся: смеются, Звенят, поют ручьи.
  • Прочитай текст Я встаю рано утром. Хватаю полотенце и бегу на речку. Снимаю рубашку, прыгаю в прохладную воду. Плаваю, ныряю. Потом вылезаю, вытираю тело полотенцем. Быстро иду домой.
  • Прочитай стихотворение -Дождик, дождик, Что ты льёшь, Погулять нам не даёшь! -Я водою дождевою Землю мою, Мою, мою! Мою крышу и забор, Мою улицу и двор.
  • 13. Поздравь маму с 8 Марта. Дорогая мамочка! Поздравляю тебя с Международным женским днём. Желаю быть здоровой, красивой и любимой. Целую. Юра.
  • 14. Южно-Африканская Республика Южная Корея Южный Судан Назови страны на букву Ю
  • 15. Назови города на букву Ю Южа Южно-Уральск Юрга Юрмала
  • 16. Юнко Юрок Юхина Желтоголовая Назови птиц на букву Ю
  • 17. Назови слова на букву Ю
  • 18. Отгадай имена по первым буквам
  • 19. Дополни предложения 1. По парку шёл … . 2.Кокосовое дерево вырастили… 3.В магазине продавали красивые … . Слова: юннаты, юноша
  • 20. Дополни предложения 4. помогал матросам на корабле. 5.Киргизы живут в … 6. учились в военном училище. Слова: юнкера, юрта, юнга
  • Прочитай стихотворение на букву Ю На самом краешке стола Крутилась юркая юла. Крути, малыш, юлу свою, Она всегда на букву Ю.
  • Прочитай. Правильно говори звук Ю Юра к Юле в гости пришёл, Юлой они играли хорошо, Букву Ю они узнали, Всем о букве рассказали.
  • 23. Однажды букве Ю стали задавать вопросы, а она на них отвечала: Чем ты любишь играть? - Юлой. Что ты любишь носить? - Юбку. Где ты хочешь жить? - На юге. Кем ты хочешь стать? -Юнгой. Какие планеты ты знаешь? - Юпитер. Ответь на вопросы вместе с буквой Ю
  • 24. Отгадай загадку Я в июне и июле, Чтобы не случилось вдруг Вместе с мамой уезжаю. А куда? На …
  • 25. Отгадай загадку Ребятам весело со мной, На ножке я кружусь одной. Пока верчусь, я не тужу, Кружу-жужжу, Жужжу-кружу.
  • 26. Отгадай загадки Одежды не шью, А ткань всегда тку. Летом вырастают, а осенью опадают.
  • 27. Назови существительные в единственном и множественном числе Вьюга- вьюг… Вьюнок-вьюнк… Каюта-кают… Юнга-юнг… Юра-Юр… Юноша –юнош…
  • 28. Ответь на вопросы -Когда бывает вьюга? -Когда улетают птицы?
  • 29. -Когда возвращаются птицы? -Где растёт вьюн? Ответь на вопросы
  • 30. -Где живёт рыба вьюн? -Когда видны на небе звёзды? Ответь на вопросы
  • 31. Отгадай слова, а потом букву Эту букву носят леди, Любят белые медведи, А настанут холода - Птицы улетят туда. Юкола Юг Юбка
  • 32. Послушай, поставь ударение в словах. Подбери слова к ритмам Юнга Юпитер Юля Юноша Юркий
  • Прочитай скороговорки  Юлил, юлил-и выюлил.  Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была. Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

  • Предисловие

    Й в Краснодаре и Москве.

    Й и дифференциации звуков Л"-Й

    Й Й Л"-Й.

    Л" и Й,

    Характеристика звука Й

    Артикуляция звука Й

    При произношении звука Й:

    губы

    кончик языка упирается в нижние резцы;

    спинка языка

    мягкое небо

    Звук Й [j ]

    нисходящая йотация: май , май ка

    а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, я, ё, ю,е - так называемая восходящая йотация :

    Характеристика звука Й

    согласный

    среднеязычный (средненебный)

    сонорный (звонкий)


    Нарушение произношения звука Й

    Йотацизм -

    а) отсутствие звука;

    б) искажение звука (в практике встречается крайне редко).

    Парайотацизм - замена звуками И, Л",3", X"

    при нисходящей йотации: при восходящей йотации:

    Подготовительные артикуляционные упражнения

    «Улыбка» с сомкнутыми губами.

    «Улыбка» с разомкнутыми губами.

    «Лопатка».

    «Накажем непослушный язык».

    «Киска сердится».

    Постановка звука Й

    (После устранения дефектов произношения свистящих, шипящих и соноров Р, Л, Р", Л").

    I способ - по подражанию :

    а) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й;

    б) от мягкого глухого звука X" с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;

    в) от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением:

    иа-иа-иа - иа-иа-иа - йа-йа-йа

    ио-ио-ио - ио-ио-ио - йо-йо-йо

    иу-иу-иу - иу-иу-иу - йу-йу-йу

    иэ-иэ-иэ - иэ-иэ-иэ - йэ-йэ-йэ

    II способ - механический , используется в трудных случаях.

    Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З : ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:

    за-за-за ® зя-зя-зя ® йа-йа-йа

    АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й, как правило, начинается с восходящей йотации.

    Занятие 1

    Занятие 2

    Занятие 3

    Занятие 4

    1. Артикуляционная и пальчиковая разминка, упражнения для профилактики нарушений зрения.

    Занятие 5

    Занятие 6

    Занятие 7

    Занятие 8

    Занятие 9

    Занятие 10

    Занятие 11

    Занятие 12

    Заучивание скороговорки

    Андрей - воробей!

    Не гоняй голубей!

    Гоняй галочек

    Из-под палочек.


    клей

    7. Игра «Путаница» -преобразование деформированной фразы.

    Андрей, дверь, открой -

    Андрей, открой дверь.

    Анатолий, попугай, покупать, не -

    Анатолий, не покупай попугая.

    Евгений, голуби, гонять, не -

    Евгений, не гоняй голубей.

    Василий, песня, пой, звонкая -

    рассказ, Андрей, интересный, прочитай -

    Тимофей, мелодия, отгадай, весёлая -

    буря, окна, Юрий, после, настежь, открой -

    Китай, Аркадий, в, на, каникулы, побывай -

    8. Игра «Телеграф» - деление слов на слоги с помощью хлопков (см. полные имена из упражнения 3) .

    9. Игра «Эхо» - выделение ударного слога (см. слова из упражнения 3).

    10. Повторение скороговорки (упражнение 5).

    11. Аппликация из геометрических форм «Воробей».


    Образец:

    Занятие 13

    Занятие 14

    Занятие 15

    Занятие 16

    Занятие 17

    Занятие 18

    Занятие 19

    Занятие 20

    Занятие 21

    Составление схем этих слов.

    7. Выделение из стихотворения И.А. Бунина слов с мягким звуком Л":

    лес, зеленеет, колокольчики, зелёной, долинах

    8. Игра «Эхо» - выделение в этих словах ударного слога.

    9. Спряжение в настоящем времени:

    Слушать до рассвета пение соловья в лесной чаще.

    10. Изменение признаков по образцу (образование сравнительной степени прилагательных):

    зелёный лес - ещё зеленее

    кудрявый лес - ещё кудрявее

    тёмный лес - ещё темнее

    дремучий лес - ещё дремучее

    холодная погода - ещё холоднее

    свежий ветер - ещё свежее

    тёплая весна - ещё теплее

    длинный пояс - ещё длиннее

    светлая юбка - ещё светлее

    глупый ягнёнок - ещё глупее

    новая майка - ещё новее

    милый зайка - ещё милее

    белый зайка - ещё белее

    умный олень - ещё умнее

    храбрый мальчик - ещё храбрее

    фиолетовый колокольчик - ещё фиолетовее

    пугливый цыплёнок - ещё пугливее

    11. Счёт -2 « 20:

    иллюстрация к стихотворению

    12. Рисование иллюстрации к стихотворению о весне И.А. Бунина (из упражнения 2) .

    ВЕСНА

    Уж верба вся пушистая

    Раскинулась кругом;

    Опять весна душистая

    Повеяла крылом.

    А.А. Фет

    ЖАВОРОНОК

    На солнце темный лес зардел.

    В долине пар белеет тонкий.

    И песню раннюю запел

    В лазури жаворонок звонкий.

    Поет, на солнышке сверкая:

    - Весна пришла к нам молодая,

    Я здесь пою приход весны!

    В. А. Жуковский

    КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

    Спи, дитя мое, усни!

    Сладкий сон к себе мани:

    В няньки я тебе взяла

    Ветер, солнце и орла.

    Улетел орел домой;

    Солнце скрылось под водой;

    Ветер после трех ночей

    Мчится к матери своей...

    А.Н. Майков

    Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора -

    Весь день стоит как бы хрустальный,

    И лучезарны вечера...

    Где бодрый серп гулял и падал колос,

    Теперь уж пусто все - простор везде,

    Лишь паутины тонкий волос

    Блестит на праздной борозде.

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

    Но далеко еще до первых зимних бурь -

    И льется чистая и теплая лазурь

    На отдыхающее поле...

    Ф.И. Тютчев

    Сторона моя родимая,

    Велики твои страдания,

    Но есть мощь неодолимая,

    И полны мы упования:

    Не пойдет волной обратною

    Волга-матушка раздольная,

    И стезею благодатною

    Русь помчится вольная!

    Н.П. Огарев

    ДЕТСТВО

    Вот моя деревня;

    Вот мой дом родной;

    Вот качусь я в санках

    По горе крутой...

    И.З. Суриков

    СТЕПЬ

    Едешь, едешь - степь да небо,

    Точно нет им края.

    И стоит вверху, над степью,

    Тишина немая...

    И.З. Суриков

    * * *

    Поет зима - аукает,

    Мохнатый лес баюкает

    Стозвоном сосняка.

    Кругом с тоской глубокою

    Плывут в страну далекую

    Седые облака...

    С.А. Есенин

    ЧЕРЕМУХА

    Черемуха душистая

    С весною расцвела

    И ветки золотистые,

    Что кудри, завила.

    Кругом роса медвяная

    Сползает по коре,

    Под нею зелень пряная

    Сияет в серебре.

    С.А. Есенин

    КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

    Спи, младенец мой прекрасный,

    Баюшки-баю.

    Тихо светит месяц ясный

    В колыбель твою.

    Стану сказывать я сказки,

    Песенку спою;

    Ты ж дремли, закрывши глазки,

    Баюшки-баю...

    М. Ю. Лермонтов

    ПАРУС

    Белеет парус одинокий

    В тумане моря голубом -

    Что ищет он в стране далекой?

    Что кинул он в краю родном?

    Играют волны, ветер свищет,

    И мачта гнется и скрипит;

    Увы! - он счастия не ищет

    И не от счастия бежит!

    Под ним струя светлей лазури,

    Над ним луч солнца золотой...

    А он, мятежный, просит бури,

    Как будто в бурях есть покой!

    М.Ю. Лермонтов

    ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя;

    То, как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя;

    То по кровле обветшалой

    Вдруг соломой зашумит,

    То, как путник запоздалый,

    К нам в окошко постучит!

    А.С. Пушкин

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса -

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса.

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца луч, и первые морозы,

    И отдаленные седой зимы угрозы...

    А.С. Пушкин


    См.: Коноваленко В.Д„ Коноваленко С.В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика». - М., 1998.

    См: Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет». - М., 1998.

    Коррекция произношения звука Й.

    Индивидуальная работа с детьми дошкольного и
    младшего школьного возраста.
    - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

    В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы постановки, автоматизации и дифференциации со звуком Л".

    Предназначается для логопедов ДОУ, школ и медицинских учреждений.

    Предисловие................................................................................................................................ 4

    Характеристика звука Й............................................................................................................ 5

    Занятие 1.................................................................................................................................... 7

    Занятие 2.................................................................................................................................... 9

    Занятие 3................................................................................................................................. 11

    Занятие 4................................................................................................................................. 13

    Занятие 5................................................................................................................................. 14

    Занятие 6................................................................................................................................. 16

    Занятие 7................................................................................................................................. 18

    Занятие 8................................................................................................................................. 20

    Занятие 9................................................................................................................................. 22

    Занятие 10............................................................................................................................... 25

    Занятие 11............................................................................................................................... 26

    Занятие 12............................................................................................................................... 29

    Занятие 13............................................................................................................................... 31

    Занятие 14............................................................................................................................... 34

    Занятие 15............................................................................................................................... 37

    Занятие 16............................................................................................................................... 39

    2. Дифференциация звуков Л" - Й......................................................................................... 42

    Занятие 17............................................................................................................................... 42

    Занятие 18............................................................................................................................... 43

    Занятие 19............................................................................................................................... 46

    Занятие 20............................................................................................................................... 48

    Занятие 21............................................................................................................................... 50

    Отрывки из стихов русских поэтов....................................................................................... 53

    Предисловие

    В брошюре изложен опыт работы логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции произношения звука Й в Краснодаре и Москве.

    В пособии излагаются индивидуальные занятия по автоматизации звука Й и дифференциации звуков Л"-Й с использованием лексико-грамматического материала, развивающего речь ребенка.

    Работа по коррекции произношения звука Й рассчитана на 21 занятие: из них 16 по автоматизации звука Й и 5 - по дифференциации звуков Л"-Й.

    При работе с данным пособием необходимо иметь набор предметных картинок на звуки Л" и Й, а также сюжетные картинки на эти звуки из пособия: Т.Б. Филичева, Т.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста».

    Характеристика звука Й

    Артикуляция звука Й

    При произношении звука Й:

    губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад;

    кончик языка упирается в нижние резцы;

    спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель;

    мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость;

    Звук Й [j ] врусской фонетической системе употребляется в двух значениях:

    1) неслоговый мягкий звук - так называемая нисходящая йотация: май , май ка

    2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е - так называемая восходящая йотация :

    Характеристика звука Й

    согласный

    среднеязычный (средненебный)

    сонорный (звонкий)

    Антипенко Н.Е.
    учитель-логопед, ГБОУцо №1602

    Постановка и автоматизация звука [Й] для индивидуальных занятий.

    Эта проблема затронута мной, в связи с дефицитом материала по этому дефекту. Он редко встречающийся, но к сожалению существующий.

    Постановка звука [Й].

    Цель: Постановка звука [Й].

    1. Коррекционно-обучающая

    Поставить звук [Й] путём создания артикуляционной позиции

    Учить давать полный ответ на поставленный вопрос

    2. Развивающая

    Развивать память

    Развивать мышление

    Развивать моторику (речевую, мелкую моторику пальцев рук)

    Подготовительный этап:

    Будем учиться произносить один интересный звук, напоминающий звук «пилы». Сначала необходимо произносить звук [И], но кончик языка упирается за нижние зубы. Губы в улыбке. Затем произнося его длительно, поднимаем широкий кончик языка к альвеолам (за верхние зубы) – резко и отрывисто, т.е. произносим [и-и-и-и-ий]. Вот мы и услышим другой звук, похожий на «визг пилы».

    Автоматизация звука [Й]:

    Закрепляем звук в более лёгких позициях, затем в более сложных.

    Начинаем с закрепления в слогах (по подражанию, по картинкам). Обязательно, используются различные игровые приёмы (подключая зрительные и тактильные анализаторы). В заключение сообщите ребёнку, какой звук он научился произносить ([Й]).

    Слова ребёнок должен повторять вслед за Вами или произносить по картинке.

    Пока механически. Причем Мила сама может пальцем или щеткой отодвигать язык за нижние зубы, ставить язык мостом и говорить "й" довольно чисто. Т.е. артикуляционную позицию понимает(но не удерживает). Но без помощи никак. Язык не слушается, убегает в межзубное положение.

    1 ЭТАП. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА Й

    1. "Заборчик". Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

    2. "Слоник". Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника».

    3. "Заборчик-Слоник". Чередовать 2 предыдущих упражнения.

    4. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.



    5. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 - 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

    6. «Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.


    I способ - по подражанию :
    а) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й;
    б) от мягкого глухого звука X" с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;
    в) от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением:
    иа-иа-иа - иа-иа-иа - йа-йа-йа
    ио-ио-ио - ио-ио-ио - йо-йо-йо
    иу-иу-иу - иу-иу-иу - йу-йу-йу
    иэ-иэ-иэ - иэ-иэ-иэ - йэ-йэ-йэ
    II способ - механический , используется в трудных случаях.
    Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З : ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:
    за-за-за ® зя-зя-зя ® йа-йа-йа
    АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й, как правило, начинается с восходящей йотации.
    Занятие 1
    Артикуляционная и пальчиковая разминка.
    2. Произнесение звука Й (многократное).
    3. Произнесение с ускорением сочетаний звуков:
    иа-иа-иа аиа-аиа-аиа
    ио-ио-ио оио-оио-оио
    иу-иу-иу уиу-уиу-уиу
    иэ-иэ-иэ эиэ-эиэ-эиэ
    4. Произнесение звукосочетаний с изменением ритмического рисунка:
    йа-йа-йа - йа-йа йа-йа - йа-йа-йа
    йо-йо-йо - йо-йо йо-йо - йо-йо-йо
    йу-йу-йу - йу-йу йу-йу - йу-йу-йу
    йэ-йэ-йэ - йэ-йэ йэ-йэ - йэ-йэ-йэ
    5. Произнесение звукосочетаний (дифтонгов) и слов:
    я-я-я [йа-йа-йа ]- яма е-е-е [йэ-йэ-йэ ]- ем
    я-я-я [йа-йа-йа ]- ява е-е-е [йэ-йэ-йэ ] - ехать
    я-я-я [йа-йа-йа ]- Яков е-е-е [йэ-йэ-йэ ]- егерь
    я-я-я [йа-йа-йа ]- як ё-ё-ё [йо-йо-йо ]- ёж
    я-я-я [йа-йа-йа ]- Яна ё-ё-ё [йо-йо-йо ]- ёлка
    я-я-я [йа-йа-йа ]- яхта ё-ё-ё [йо-йо-йо ] - ёрш
    я-я-я [йа-йа-йа ] - ягода ё-ё-ё [йо-йо-йо ]- ёмкость
    я-я-я [йа-йа-йа ]- яблоко ю-ю-ю [йу-йу-йу ]- юбка
    я-я-я [йа-йа-йа ]- яхонт ю-ю-ю [йу-йу-йу ]- юг
    я-я-я [йа-йа-йа ]- якорь ю-ю-ю [йу-йу-йу ]- юный
    я-я-я [йа-йа-йа ]- яйца ю-ю-ю [йу-йу-йу ]- юнга
    я-я-я [йа-йа-йа ]- ястреб ю-ю-ю [йу-йу-йу ]- юность
    я-я-я [йа-йа-йа ] - ящик я-я-я [йа-йа-йа ] - ящерица
    ю-ю-ю [йу-йу-йу ] - юмор ю-ю-ю [йу-йу-йу ] - юрта

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама