В любой экосистеме есть компоненты, из которых она состоит. Сейчас нам предстоит с вами работа по выявлению этих компонентов.
- Каждая группа будет исследовать компонент, внимательно читайте инструкцию.
Группа №1.
ВОДА
Инструкция:
Узнайте, какая вода нужна для аквариума. Для этого:
1. Рассмотрите образцы воды.я
2.Заполните таблицу.
|
3.Прочитайте:
На многих водопроводных станциях в воду добавляют большое количество хлора – газа, который убивает вредных микробов. Опасен хлор и для рыб. Поэтому в водопроводную воду пускать рыб нельзя. Она должна отстояться 2-3 суток.
4.Сделайте вывод. 5.Дайте ответ по плану.
5.Дайте ответ по плану.
План ответа
Мы сравнили образцы воды из водопровода и из аквариума и определили, что (прочитай из таблицы)
Из дополнительной статьи мы узнали ________________
и сделали вывод: для поддержания экосистемы аквариума нужна (подготовленная/ неподготовленная) вода. (Слайд 9)
Группа №2.
(коричневый конверт)
ПОЧВА (грунт)
Инструкция:
1.Прочитайте статью о грунте.
ГРУНТ.
Грунт
– почва, образующая дно водоёма.
Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения.
Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы.
Грунт – это крупный песок или камешки. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума.
2.Обсудите в группе, какого размера должен быть грунт для аквариума.
3.Сделайте вывод и дайте ответ по плану.
План ответа:
Мы узнали, что почва в аквариуме называется ____________. Для дна используют ______________
Перед помещением в аквариум, грунт нужно_______
и уложить на дно аквариума слоем в несколько сантиметров. (Слайд 10, 11)
Группа №3.
Свет.
1.Прочтите текст.
В аквариуме, который сильно освещён и содержит мало растений, он быстро
зарастает водорослями и требует постоянной очистки.
Если же аквариум поместить в тёмное место, то растения погибнут и рыбы погибнут. Что же надо делать, что бы
аквариум не зарастал водорослями?
План ответа:
Мы пришли к выводу, что аквариум нужно искусственно _________________, например _______________ дневного света. (Слайд 11)
Группа №4.
Кислород.
1.Прочтите текст.
Кислород нужен для дыхания растений и животных. Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Ясно, что чем дальше от поверхности, тем меньше кислорода в воде. Как можно сделать так что бы кислорода в аквариуме было достаточно?
2.Обсудите в группе и дайте ответ по плану.
План ответа:
Мы пришли к выводу, что: нужен дополнительный источник ___________________. Например, компрессор. (Слайд 11)
В процессе исследования заполняется таблица.
Компоненты экосистемы | Аквариум – ЭКОСИСТЕМА? | Участие человека | Выводы |
1.Воду отстоять. |
|||
2.Промыть средних размеров грунт. |
|||
3.Использовать лампу и компрессор. |
|||
+ |
1. Напиши, какие неживые части экосистемы и "профессии" живых организмов мы находим в аквариуме.
1 - грунт - гонрые породы, 2 - вода, 3 - растения - производители, 4 - рачки - потребители, 5 - рыбки - потребители, 6 - улитки - разрушители, 7 - микробы - разрушители.
2. Заполни таблицу.
3. Составь план текста из учебника.
Аквариумные растения. Рыбы. Моллюски. Раки и черепахи.
4. Рассмотри рисунки. Подумай, почему так нельзя содержать рыбок. Исправь условия их жизни с помощью цветных карандашей. Назови правила аквариумиста.
1) Должна быть вода в аквариуме. Надо дорисовать растения. Рыбок слишком много в аквариуме.
2) Аквариум должен быть недоступен для других домашних животных.
5. Определи, в каких частях света находится родина аквариумных рыб. Подпиши названия рыб.
Проверяем умение понимать текст
Прочитай текст "Аквариум - маленькая искусственная экосистема" на стр. 75-77 учебника. Выполни задания.
А. Учимся понимать текст и находить факты.
1. Чему главным образом посвящен текст? Выбери только один ответ и отметь его.
Обитателям аквариума.
2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором рассказывается, какую роль играют сомики в аквариуме. Отметь его.
Сомики - настоящие "мусорщики": они плавают около дна и очищают аквариум от остатков пищи.
3. Какие аквариумные рыбы дышат атмосферным воздухом? Выбери только один ответ и отметь его.
4. Напиши, каких животных содержат в аквариумах.
Рыбок, раков, черепах, улиток.
5. Напиши, в какой стране из карася вывели золотую рыбку.
6. О каких из изображенных ни рисунке раб говорится в тексте? Обведи их.
Б. Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы.
7. Почему золотых рыбок содержат в более холодной воде? Выбери только один ответ и отметь его.
Потому что они родом из умеренного климата.
8. Почему в аквариуме поселяют улиток-катушек? Выбери только один ответ и отметь его.
Они счищают водоросли со стекла.
9. Почему в этом тексте из всех обитателей экосистемы аквариума описываются в основном рыбы?
Человек приобретает аквариум, чтобы разводить рыбок, поэтому он должен иметь о них информацию.
10. Напиши, почему золотых рыбок не содержат вместе с гуппи и меченосцами. Выбери только один ответ и отметь его.
Они предпочитают более холодную воду.
11. Напиши, почему раков и черепах не содержат вместе с рыбами.
Раки и черепахи едят рыбок, подгрызают растения.
12. Напиши, почему не все растения в аквариумах правильно называть водорослями.
Т.к. в аквариумах могут расти и цветковые растения.
Учимся понимать главную мысль текста.
Чтобы завести аквариум, нужно знать о его обитателях.
14. Если бы в тексте был еще один абзац, о чем бы в нем рассказывалось?
О питании рыбок или о приборах, которые нужны для ухода за обитателями аквариума.
15. Какой из заголовков наиболее подходит ко всему тексту? Выбери только один ответ и отметь его.
Кто населяет аквариум?
16. Какое предложение лучше всего помогает понять основную мысль текста? Выбери только один ответ и отметь его.
Если ты всерьез захочешь сделать свою маленькую искусственную экосистему, то найди книгу об аквариумах и внимательно прочитай ее.
Разделы: Начальная школа
Класс: 3
Вид урока: комбинированный урок
Цели урока:
- познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума;
- проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы поля;
- развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей;
- научить учащихся поддерживать экосистему аквариума;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- схема экосистемы поля, аквариума;
- иллюстрации (аквариумные рыбки, животные, растения);
- учебник – тетрадь для 3 класса "Обитатели Земли" часть 1 (авт.кол-в. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);
- медиапроектор;
- карточки с тестом.
Базовые понятия урока:
- экосистема,
- цепь питания,
- три "профессии",
- аквариум,
- растения аквариума,
- животные аквариума,
- значение аквариумов.
Определение понятий урока:
Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
Цепь питания – последовательность видов организмов, каждый следующий из которых ест предыдущего.
Три профессии:
- Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ.
- Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества.
- Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.
Аквариум – сосуд с водой, населённый водными обитателями.
План урока:
Этапы урока |
Виды и формы работы |
1. Орг. момент | Приветствие |
2. Проверка знаний учащихся | Блиц-опрос Тест “Экосистема поля” Развитие навыков самоконтроля |
3. Проблемная ситуация и актуализация знаний (выход на тему урока) | Блиц-опрос Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей |
4. Совместное открытие знаний | Эвристическая беседа с опорой на личный опыт
детей. Объяснение нового материала. Работа с учебником. Сообщения детей. |
5. Физкультминутка | Комплекс упражнений |
6. Этап закрепления изученного | Обучение способам самостоятельного
применения знаний
Работа с учебником |
7. Подведение итогов | Рефлексия. Составление модели “Экосистема аквариума” |
8. Домашнее задание | Дифференциация |
9. Релаксация | Просмотр видеофильма |
ХОД УРОКА
Слайд 1
1. Блиц-опрос
2. Тест “Экосистема поля”
Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест “Экосистема поля” (листы с тестами на партах )
- Поле – это…
- природная экосистема;
- искусственная экосистема.
- Культурные растения – это…
- одуванчик, вьюнок, осот;
- подсолнечник, лён, рис.
- Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это…
- сорняки;
- яркие цветы.
- Биологическая борьба – это способ защиты с использованием…
- ядохимикатов;
- живых помощников.
Проверьте свою работу.
Подведём итог:
Каковы главные отличия полей от природных экосистем? (Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта экосистема искусственная )
Какие “профессии” в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (разрушителей -(внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями; производители; потребители -собирает урожай )
Молодцы! Тему “Экосистема поля” вы усвоили
хорошо.
1. Блиц-опрос
Учитель | Дети | ||||||||||||||||||
- Вспомним ещё раз основные понятия темы | На доске выстраивают схему (по мере
получения ответов на вопросы
)
|
||||||||||||||||||
- Что такое экосистема? | ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. | ||||||||||||||||||
- Назовите составные части экосистемы? | |||||||||||||||||||
- Какие “профессии” живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут? | Нужны “производители” (“кормильцы”), потребители (“едоки”), разрушители (“мусорщики”) | ||||||||||||||||||
- Что такое искусственная экосистема? | Экосистема, созданная человеком. | ||||||||||||||||||
- Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно? |
2. Постановка проблемы
Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.
Попробуем определить тему и задачи урока. Отгадайте загадку.
Этот дом не деревянный, щелчок
Не из камня этот дом. щелчок
Он прозрачный, щелчок
Он стеклянный, щелчок
Нет и номера на нём … щелчок
И жильцы в нём не простые, щелчок
Не простые, золотые. щелчок
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы.
- Совместное открытие знаний
1. Эвристическая беседа
- Наша помощница – Лена попробовала создать искусственную экосистему, но у неё возникли проблемы. Помогите ей разрешить эти проблемы. | Рассматривают рисунок. |
- Какую экосистему создала Лена? | Лена создала экосистему – аквариум. |
- Какая она – природная или искусственная? Почему? | Аквариум - это искусственная экосистема, потому что её создаёт человек. |
- Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать? | - У Лены в аквариуме нет растений -производителей. Они насыщают воду кислородом. |
- Какие компоненты экосистемы мы находим в аквариуме? | Живые и неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва, живые организмы (производители, потребители, разрушители). |
2. Объяснение нового материала.
Слайд 9 (Просмотр презентации)
В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.
Слайд 10 - С чего же начать? (С подготовки грунта.)
Слайд 11 - С подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.
Слайд 12 Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям.
Слайд 13 Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия.
Слайд 14 Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, пушистый мириофиллю, ротала, роголистник, кабомба, пистия.
Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы – различные бактерии, простейшие, микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим восстановление среды обитания.
Слайд 15 Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоём и более крупных обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип ), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип ). Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных.
В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.
Слайд 16 В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, Слайд 17 меченосцев, Слайд 18 сомиков, пецилий, лимий, Слайд 19гирардинусов.
Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно-американских светящихся рыбок неонов, светлячков и других.
Слайд 20 В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась, горчак, мелкие особи щиповки, карпа, линя.
Слайд 21 А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов, Слайд 22 львиноголовок.
Слайд 23 В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток.
У кого из вас есть аквариум с его обитателями?
Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб?
Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете.
3. Работа с учебником
Рассмотрите рисунок в задании 2 на стр.72.
Найдите составные части экосистемы: неживые части экосистемы аквариума и “профессии” живых организмов. (Рассматривают рисунок: 1 – грунт;2 – вода;3 – водоросли-производители;4 – рачки-потребители;5 – рыбы – потребители;6 – улитки- разрушители;7 – микробы-разрушители )
4. Сообщения учащихся
Некоторые ребята подготовили сообщения об обитателях аквариума. Послушаем их.
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление изученного материала.
1. Беседа
Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком )
Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки)
2. Выполнение задания 4 на стр.76.
Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных рыбок. )
Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений. )
Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно купить аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум )
Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, например, породы золотых рыбок – малая плотность их посадки, то есть на каждую рыбку длиной 5 см должно приходиться не менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер пятилитровой банки и рыбки (5см) )
3. Выполнение задания 5 на стр.76.
Ребята, вам нужно определить, в каких частях света находится родина аквариумных рыб, затем подписать названия рыб.
Слайд 24, щелчок
Сомик родился в Южной Америке (Бразилия, Уругвай).
Слайд 25, щелчок
Меченосец – в Северной Америке (Южная Мексика, Гватемала).
Слайд 26, щелчок
Родина гуппи – Южная Америка (Гайана, Венесуэла).
Слайд 27, щелчок
Родина скалярии – Южная Америка.
Слайд 28, щелчок
Барбус родился в Южной Азии (Индия).
Слайд 29, щелчок
Родиной львиноголовки является Китай.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нём присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ. )
Моделирование на доске (2 аквариума: тепловодный, холодноводный)
Что нового узнали на уроке?
Что запомнилось?
О чём хотели бы ещё поговорить на уроках окружающего мира?
- Домашнее задание.
2. Письменное задание: ответить на вопросы 10, 11, 12, 13 в учебнике на стр.77
3. Подготовить сообщения о живых обитателях экосистемы аквариум (по желанию )
- Релаксация
Видеофрагмент “Коралловый рай”
Учитель: Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, который обречен влачить жалкое существование во имя удовлетворения прихотей его обладателя. Оба эти утверждения верны, потому что, с одной стороны, никогда не удастся в точности скопировать все детали природных водоемов, а с другой - благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме. Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу, понаблюдаем за обитателями аквариума в их естественной среде обитания – коралловых рифах и порадуемся нашей чудесной природе.
Спасибо за работу!