THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной,
Темна твоя дорога странник, Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара, Остаток юности губя,
Мы не единого удара Не отклонили от себя.

Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия - Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. "Мои первые впечатления - царскосельские, - писала она в позднейшей автобиографической заметке, - зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"". В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 - 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 - 1910 гг. - на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

25 апреля 1910 г. "за Днепром в деревенской церкви" она обвенчалась с Н. С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал ее стихотворение "На руке его много блестящих колец..." в издававшемся им в Париже журнале "Сириус". На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока.
В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени ("Июль 1914", "Молитва" и др.). Сборник "Белая стая", вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенностн, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив: "Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России".

После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в "своем краю глухом и грешном". В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", оба - 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы "великой земной любви" окрашиваются настроениями мистического ожидания "жениха", а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в "вечный" план. В 1922 г. М. С. Шагинян писала, отмечая глубинное свойство дарования поэта: "Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи".

С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 г. увидел свет небольшой сборник "Из шести книг", а два следующих - в 1960-е годы ("Стихотворения", 1961; "Бег времени", 1965).

Начиная с середины 1920-х годов Ахматова много занимается архитектурой старого Петербурга, изучением жизни и творчества А. С. Пушкина, что отвечало ее художественным устремлениям к классической ясности и гармоничности поэтического стиля, а также было связано с осмыслением проблемы "поэт и власть". В Ахматовой, несмотря на жестокость времени, неистребимо жил дух высокой классики, определяя и ее творческую манеру, и стиль жизненного поведения.

В трагические 1930 - 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со "стомилльонным народом": "Мы ни единого удара не отклонили от себя". Произведения Ахматовой этого периода - поэма "Реквием" (1935? в СССР опубликована в 1987 г.), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал "ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо". "Отсюда, - замечал критик, - выход в историю, в жизнь народа, отсюда - особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела..." Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе... Скрещиваются разновременные повествовательные планы, "чужое слово" уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь "вечные" образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы. Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения - "Поэмы без героя" (1940 - 65), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом.

Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание. В 1964 г. она стала лауреатом международной премии "Этна-Таормина", в 1965 г. - обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.

5 марта 1966 г. Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.

Уже после ее смерти, в 1987, во время Перестройки, был опубликован трагический и религиозный цикл "Реквием", написанный в 1935 - 1943 (дополнен 1957 - 1961).

Анна Андреевна Ахматова

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей безслёзней,
Надменнее и проще нас.

После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором - остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в Европу. Многие ее знакомые благополучно покинули родину, спасаясь от голода и предстоящих репрессий. У Ахматовой также была возможность вместе с сыном уехать за границу. Сразу после революции во Франции оказался ее супруг, поэт Николай Гумилев, и, воспользовавшись этим, Ахматова могла беспрепятственно уехать.

Николай Гумилёв

Но она отказалась от такой возможности, хотя и предполагала, что отныне жизнь в мятежной России обещает превратиться в настоящий кошмар. Вплоть до начала массовых репрессий поэтессе неоднократно предлагали покинуть страну, но каждый раз она отказывалась от столь заманчивой перспективы. В 1922 году, когда стало ясно, что границы закрыты, а внутри страны начались гонения на неугодных власти людей, Ахматова пишет стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…», исполненное патриотизма.

Действительно, эта поэтесса неоднократно признавалась, что не представляет своей жизни вдали от родины. Именно по этой причине она поставила на кон собственную литературную карьеру и даже жизнь ради возможности остаться в любимом Петербурге. Даже во время блокады она ни разу не пожалела о своем решении, хотя балансировала между жизнью и смертью. Что же касается самого стихотворения, то оно появилось на свет после того, как поэтесса пережила личную драму, связанную с арестом и расстрелом ее бывшего супруга Николая Гумилева.

Последнее фото Николая Гумилёва без ретуши

Но даже этот факт не остановил Ахматову, которая не хотела становиться предательницей родины, считая, что это единственное, чего никто не сможет у нее отнять.

Поэтесса не питает иллюзий по поводу новой власти, отмечая: «Их грубой лести я не внемлю, им песен я своих не дам». То есть, оставаясь в СССР, Ахматова осознанно выбирает путь оппозиции и отказывается писать стихи, которые бы восхваляли построение нового общества. При этом автор с огромным сочувствием относится к эмигрантам, которые проявили малодушие и вынуждены были уехать из России. Обращаясь к ним, поэтесса отмечает: «темна дорога твоя, странник, полынью пахнет хлеб чужой». Ахматова прекрасно осознает, что на родине ее поджидает гораздо больше опасностей и невзгод, чем в чужом краю. Но принятое решение позволяет ей с гордостью заявить: «Мы не единого удара не отклонили от себя». Поэтесса предвидит, что пройдут годы, и события начала 20 века получат объективную историческую оценку. Каждому воздастся по заслугам, и в этом Ахматова не сомневается . Но ей не хочется ждать, пока время расставит все по своим местам. Поэтому она выносит вердикт всем тем, кто не предал Россию и разделил ее судьбу: «Но в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас». Действительно, испытания заставили вчерашних аристократов стать более жесткими и даже жестокими. Но никому не удалось сломить их дух, их гордыню. А та простота, о которой говорит поэтесса, связана с новыми условиями жизни, когда быть богатым становится не просто зазорно, но и опасно для жизни.

Революционные события в России переполошили всю страну. Количество эмигрантов, которые начали в срочном порядке покидать русские земли, увеличивалось с каждым днем. Возможность выезда за границу была и Анны Ахматовой. Она могла спокойно отправиться вслед за своим супругом Николаем Гумилевым, который в то время находился во Франции. Однако, поэтесса отказалась от такого шанса. Она неоднократно утверждала, что желает остаться в родном и милом сердцу Петербурге.

Конечно, Анна Андреевна осознавала, что в скором времени жизнь в России превратиться в сплошной ад. Но, это не остановило ее и не подтолкнуло на принятие неверного решения.

И вот, границы закрыты. Теперь, внутри страны начинаются гонения и аресты. Тяжело приходится и поэтессе, ведь она не принимает политики управляющей партии, выступая с оппозиционными лозунгами и предложениями.

В это время Ахматова создает свое стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Причиной появления данной работы стало ужасное событие – арест и расстрел супруга Ахматовой – Николая Гумилева.

Собравшись духом, поэтесса остается верна и предана родной земле. Она не поддерживает тех людей, которые трусливо покинули территорию России и спрятались за ее пределами. Более того, она относится к ним с огромнейшим сочувствием, называя малодушными. Дорогу таких беглых странников Ахматова называет темною. А хлеб на территории чужой страны описывает с приторным запахом полыни.

Конечно, Анна Андреевна осознает, что эмигранты избавляют себя от трудностей и проблем, которые навалились на плечи русскому народу. Но, это не останавливает и не огорчает ее. Она истинная патриотка своей родины и ей не страшны репрессии и гонения. Она, как и остальные преданные жители, примет любой удар судьбы. Под такими тяжкими ударами люди становились жесткими, и даже жестокими.

Однако никто не смог сломить их сильный дух, их веру в прекрасную Россию и в родную землю. Оставшиеся граждане превратились в простых людей, которые до самого конца отстаивали свои взгляды и суждения.

В 1922 году Ахматова окончательно решает не уезжать из России, оставаясь в стране, несмотря на крайне тяжёлую ситуацию и полыхающие по Отчизне пожары. В год принятия решения оставаться и пишется стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю». В нём видны причины и переживания поэтессы, принявшей решение и поставившей на кон не только собственное счастье, но и жизнь.

Фон стихотворения

Что произошло между революцией и 1922 годом в жизни автора строк? За границей оказался муж, русский офицер Николай Гумилёв, в Европу уехало много друзья и коллег по литературному цеху. Анна Андреевна также могла до 1922 года покинуть СССР – дорога до этого момента была открыта.

Ахматова принимает тяжёлое решение остаться, не обращая внимание на начало гонений среди творческой интеллигенции и членов семей белогвардейцев. Вместе с тем, Анна понимает эмигрантов, глядя на них с чувством жалости:

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.

Горечь выбора

По мнению поэтессы, чужой хлеб может пахнуть только полынью, дорога того, кто покинул Родину темна, он ходит по ней, как заключённый по камере. Автор строк предпочитает есть полынь вместо хлеба, но оставаться на своей земле. Она не хочет оторваться от корней и стать странником.

Важно обратить внимание на два момента, без которых анализ строк будет поверхностным. Во-первых, до 22 года Ахматова могла уехать без препятствий , во-вторых, поэтесса не была поклонником Советской власти .

Это открывает нам очевидные вещи – выбор Анны добровольный и остаётся она в России не ради идеалов социализма. При этом автор строк понимает, что оставаясь в СССР она просто губит остаток молодости и принимает на себя все удары, которые валятся на новую-старую страну:

Пряник или соль

Анна Андреевна не видит себя вне Родины, понимая под словом «Родина» не власть, а саму землю русскую. Поэтесса готова перенести всё, что уготовано ей судьбой, но не готова поменять временное лучшее, сахарный пряник изгнания, на соль русской земли.

Даже много лет спустя Анна Андреевна ни разу не сожалела о своём выборе, хотя в СССР она долго не писала, её не публиковали, про неё забыли. Принимая решение остаться на Родине, Ахматова понимала, на что она себя обрекает, но и знала, что от этого получит. Обречение на десятилетия презрения – это ничто за право ходить по родной земле и дышать тем воздухом, которым дышали наши деды и прадеды.

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю» - это яркий образец настоящего патриотизма, когда любовь в Родине перевешивает унижения, оскорбления и даже возможную смерть. Заметим, что речь идёт о настоящем патриотизме, а не о его бульварно-искусственном собрате, вскормленном золотой грудью гнилого тела властолюбия.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама