THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ответ Полины в большей степени описывает реалии российской бюрократии, чем исторически сложившиеся правила присваивания названий научным организациям. Все просто.

Институт (лат. institutum - установление, обычай, учреждение) -- любая организация, занимающаяся любой деятельностью. Президент России это институт. Пресса это институт. Государственный Астрономический Институт им. Штернберга (научная организация) -- тоже институт. И даже Московский Авиационный Институт (учебная организация) -- самый настоящий институт. Почти все образовательные институты в России подчинены министерству образования и науки и напрямую им управляются.

Университет (лат. universitas - совокупность, общность) -- комплекс, объединяющий в себе философов, ученых различной специальности и их учеников. Университеты обычно независимы и самоуправляемы, часто закрытые для полиции и представителей власти. Часто университеты, не расположенные в больших городах, становятся "градообразующими предприятиями". В городе Heidelberg, в котором я сейчас живу, на 150 тысяч населения 30 тысяч студентов университета. Обычно именно университеты присваивают ученые степени доктора (в России до недавнего времени это делал специальный орган минобрнауки), тогда как институты могут быть базами для непосредственной работы ученых, например, аспирант университета одновременно является сотрудником института.

Поэтому студенты настоящих, исторически сложившихся университетов, часто не любят, когда их спрашивают, как дела в "институте". Университет это нечто большее, чем институт. Но забюрократизованность российского образования и его подотчетность министерству образования вместо независимости университетов лишают университеты статуса, который университеты обычно имеют в других странах. Например, академик Садовничий, чтобы подольше побыть ректором университета, продал независимость университета Путину -- теперь президент назначает ректора МГУ, а не ученый совет.

Академия (от греч. Ἀκαδήμεια) -- научное сообщество, клуб. Обычно связано с группой научных институтов, лучшие ученые из которых принимаются в академию и получают соответствующий статус академика от других академиков. Академии часто издают научные журналы и могут являться экспертным сообществом. Некоторые академии также ведут образовательную деятельность. При этом академию, в принципе, может основать каждый, но такие академики будут высмеяны (см. РАЕН). До недавнего времени Российская Академия Наук непосредственно управляла большинством научных организаций в России, но после реформы 2013 года потеряла такую возможность, а институты стали управляться чиновниками ФАНО.

Академик Садовничий ничего не продавал - он лишь выплатил проценты за пользование чужим имуществом. Императорский Московский университет изначально принадлежал государству и был создан для его, государства, целей, а не ради каких-то там исследований и наук

Так уж случилось, что, поступив в МАИ, я немножко подумал и решил, что зря я так поступил. И, чтобы как-то исправить ситуацию, решил переводиться на ФИВТ МФТИ. Ну потому что почему бы и нет.

Забегая вперёд, скажу, что попытка оказалась неудачной, и теперь я ожидаю лета, чтобы пойти и зафейлиться ещё раз. Однако не всё так плохо, ибо и стимул развиваться появился, и в процессе я познакомился с парой хороших людей, рассказывая, как всё проходило. И - самое важное - один из них упомянул в разговоре со мной НМУ . Заинтересовавшись, я пошёл гуглить...

НМУ - место очень интересное. Начнём с того, что это универ с занятиями вечером (т.е. вполне можно приходить после занятий в основном институте), и он не требует поступления . Не нужны экзамены, не нужно ЕГЭ. Просто приходишь на лекции. И всё.

Такая свобода компенсируется большой сложностью: если на первых лекциях количество народа зашкаливало, и мест в огромной аудитории не хватало (я писал стоя на первых 2-3 лекциях или сидел где-нибудь в уголке на полу / рюкзаке), то уже к концу года осталось от силы 15-20 человек. В 1 же семестре изучается теория Галуа , геометрия Лобачевского , дискретные группы , расслоения , у нас также была теория категорий , что, насколько я знаю, немалая редкость в общем курсе и совсем немыслимо - в первом семестре. А вообще программа зависит от преподавателей, каждый год она довольно-таки разная.

Где-то встречал интересное утверждение, что НМУ способы освоить лишь студенты вышки, некоторые ученики 57 школы и аспиранты мехмата и физтеха... В любом случае, я пошёл после первого курса, со знаниями матанализа, алгебры, вариационного исчисления, диффуров, тензорного анализа и дифференциальной геометрии, что дало мне определённый плюс.

Второе: там только математика . В 1 семестре проходят 3 курса: геометрия, алгебра, матанализ. Во 2 геометрия заменяется топологией (общей). В общем-то сам университет направлен на выпуск именно профессиональных математиков, и изучается там математика не прикладная, а теоретическая (фундаментальная). Насколько мне известно, подобную по сложности программу можно найти только в ещё одном месте страны - на матфаке ВШЭ , который, собственно, на основе НМУ и был создан. Но стоит отметить, что на матфаке происходит гораздо больше общения между студентами, своеобразная математическая среда, обсуждение сложных вопросов, так что и уровень понимания (а, как следствие, и обучения) там выше.

Также возможные кандидаты: мехмат, физтех. Точно не скажу, ибо не учился ни там, ни там.

Третье: университет негосударственный. То есть, нет аккредитации, нет государственных дипломов. Есть дипломы свои, но их, понятно, примут мало где. Всего лишь в Гарварде , да. И в матинституте им. Стеклова . Понятно, что ценность от всего этого есть больше математику, чем айтишнику, так что единственное, за чем туда айтишнику стоит идти - за хорошим пониманием математики. Ну и, конечно же, за ачивкой.

Впрочем, экзамены там есть. Сдача их совершенно необязательна, ибо на лекции и на всё остальное будут пускать итак. Дают они 3 основных плюса: стипендию (да-да, у негос. вуза есть стипендия!), возможность пользоваться библиотекой и возможность пойти на ин. яз (французский в первую очередь, вроде, есть немецкий). Ну и, опять же, ачивку. Которой можно хвастаться, например, преподавателям математики в основном вузе, получая почёт и уважение.

Об этом стоит отдельно, слово "Независимый университет " известно любому человеку в России, кто хоть что-нибудь знает в математике, и неудивительно, что преподаватели МАИ его тоже знают. Обычно за упоминанием НМУ следуют расспросы, что там изучается, и как там вообще. Одному из преподавателей я показывал листки с задачами, над одной задачей он задумался и спустя пару месяцев (во время сдачи ему экзамена) объявил, что решил её (я немножко переврал, конечно, вряд ли он задумывался над ней серьёзно, иначе решил бы сразу, думаю, ибо она простая) . Он же, кстати, чуть ранее, обнаружив на доске нарисованного (мной) кота, предложил стать моим научным руководителем. Я же обещал подумать и думаю до сих пор.


^дифур не мой

Что НМУ даёт на полном серьёзе, так это так называемую математическую интуицию . Это когда для тебя очевидны теоремы, которые неочевидны другим, легче решать задачи, проще понимать и запоминать теорию... Ты можешь понимать программу НМУ лишь отрывками и сделать всего десяток заданий из всего огромного количества, но уже это апнет твоё понимание математики на новый уровень. По крайней мере, я именно так и делал, однако программа по ТФКП в МАИ пошла сильно-сильно легче по сравнению с программой матана 2 семестра (кстати, сдал на 5 совершенно не готовясь). Причём моим одногруппникам проще не было.

Хеллер , кстати, тоже упоминает:

Сам я иногда читаю всякие книжки по прикладной математике, дабы иметь какой-то выхлоп от математики в виде наличности, и должен сказать, что изучение прикладной математики после начала занятий в НМУ стало чем-то совершенно элементарным и не сложным, что можно почитать на досуге не напрягая особо мозги.

Про преподавателей говорить, наверное, не буду, ибо всё довольно-таки субъективно. Скажу лишь, что я ими восхищён. Прекрасные люди, прекрасные преподаватели, прекрасные математики. Кстати, уважают студентов всерьёз, что бесценно.

Немножко про систему листков. Идея, собственно, такая: после каждой лекции выдаются листки с заданиями, которые нужно выполнить. На семинарах, как правило, коллективного решения задач нет, вместо этого студенты сдают и объясняют листки принимающим, спрашивают непонятные моменты и т.п. При этом никакого строгого распределения нет, например, по алгебре один раз листок был пропущен, а ещё один оказался без лекции. По геометрии ещё до начала лекций появился нулевой листок, чтобы освежить знания (или убедиться, что они есть). Знания, к слову, совсем не школьного уровня (по крайней мере, не среднешкольного), требуют хорошего понимания комплексных чисел , чего в наших современных школах не особо дают, если это не матшколы. Первые задания элементарны (вроде "Докажите, что при перемножении комплексных чисел аргументы складываются, а модули перемножаются "), последние довольно-таки нетривиальны. Ну вот тот самый листок, в общем:

Есть ещё одна любопытная идея, которая нередко встречается: тот материал, что не удастся изложить на лекциях, перенести в листки и предложить доказать самостоятельно. Сложно, да. Но круто.

Помимо НМУ , система листков, насколько мне известно, используется в МГУ и ВШЭ .

Нередко попадаются очень страшные листки, в которые смотришь и понимаешь, что не понимаешь. Вообще не понимаешь, несмотря на прослушанную лекцию. Впрочем, я же не слушал.

На самом деле листки - одна из самых важных вещей, решение задач - единственный способ освоить какую-то область математики, и тут задачи не в стиле "решите 100 интегралов", а самые разные, самой разной сложности, интересные и реально хорошие. Проверяющие тоже вполне адекватны и не требуют ненужной фигни, ты можешь, например, довести теорему до какого-то очевидного итога и не доказывать дальше, ибо бессмысленно и понятно всё итак. Или вообще придумать что-нибудь, что сделает её очевидной, и такое встречается, да. Причём просто решив пару-тройку задач, обнаружишь, что тебе реально стало многое понятнее, и ты теперь разбираешься в теме, причём иногда даже свободно.

Атмосфера там также прекрасная, вообще встречал слова, что НМУ - не университет, а просто клуб по интересам. Например, понимаешь, что тут сидит не одня сотня совершенно незнакомых левых людей, и ты можешь вот здесь спокойно оставить свои вещи, куда-нибудь уйти и не бояться, что что-нибудь куда-нибудь исчезнет. Это круто, очень. Народ собирается самый разный, общались, есть люди уже закончившие универ, есть школьники, есть студенты мехмата, вышки, бауманки, мифи, физтеха. Иногда довольно странное чувство, когда обнаруживаешь, что понимаешь то, что не понимают другие, в том числе, с мехмата и вышки. Совсем непонятно, как может быть такое.

Было 3-4 человека и из МАИ, пообщались (кроме того, где-то в середине года я позвал в НМУ маёвцев, написав в группу, пара человек захотело пойти, но о судьбе их решения мне до сих пор ничего неизвестно), но потом они перестали ходить. Было прикольно узнать, что один из наших преподов закончил МАИ (прикладную математику).

Вообще сложилось мнение, что немалая часть из всех, кто учится на математике, собираются идти в айти, ибо математика в России как-то не очень, увы.

Ещё в этом году у нас появилась

Независимый московский университет был основан десять лет назад на волне попытки что-то сделать с математическим образованием.

Ясно было, что советской системе образования многого недостает, и, не имея сил и возможностей реформировать очень инерционные сложившиеся структуры, группа ведущих математиков страны и мира махнули на эти структуры рукой и сказали, что надо делать свое, очень маленькое, но наидостойнейшего уровня.

Так и получилось, университет страшно маленький У нас есть два факультета, главный из них математический, а второй очень близок к математике.

Университет с самого начала во всех смыслах независим, в том числе, к сожалению, от денег - от государственного финансирования уж точно.

Был период в его истории, когда профессора платили за право у нас преподавать. Десять лет назад, когда он только появился, занятия шли по вечерам в здании одной из математических школ Москвы, 2-й школы. Пускали университет туда даром, но за электричество надо было платить, и профессора скидывались. Сейчас ситуация чуть-чуть лучше: с профессоров мы ничего не берем, а студентам платим стипендию, благодаря некоторым международным фондам.

Фондам этим мы очень благодарны, но дают они немного, и существовать страшно тяжело.

Второй наш благодетель - это город, который в определенный момент нам дал очень симпатичный четырехэтажный недостроенный домишко в арбатских переулках. В этом здании Независимый сосуществует с другим удивительным учреждением - Центром непрерывного математического образования, нашим официальным учредителем (его создание, в свою очередь, было инициировано Независимым университетом). Они занимаются в основном школами, олимпиадами, математическими школами, повышением квалификации учителей, а мы - в основном высшим образованием.

Недостаток административных возможностей привел к тому, что образование вечернее (поскольку мы не даем отсрочки от армии).

Вообще с бумагами туго, даже получение лицензии далось с большим трудом, государственной аккредитации у нас нет, т. е. наш диплом негосударственного образца. Этот диплом признается очень хорошо в ведущих университетах и научных центрах мира, у нас он признается de facto в двух-трех академических институтах, в которых существуют сильные математические лаборатории.

Студенты в основном днем учатся где-то еще, причем большая их часть - на мехмате МГУ.
Из-за вечерности и как бы необязательности отсев очень большой, причем не потому, что мы кого-то гоним.
Мы очень легко принимаем: у нас есть вступительные экзамены, но они необязательны - в сущности они нужны, чтобы получить стипендию в первом семестре. А так, пожалуйста, ходи на лекции, сдавай экзамены.
Текущие экзамены, правда, мы принимаем очень жестко, но при этом создаем все условия, чтобы человек, не сдавший экзамен, мог продолжать учиться.
Несмотря на это, отсев такой, что на первый курс приходят 60 человек, а дипломы через пять лет получают человек 5,т.е. каждый год количество учащихся уменьшается примерно вдвое.

За четыре года надо сдать все экзамены, на пятом курсе человек пишет уже вполне серьезную научную работу - диплом. Дипломная работа, как правило, публикуется в одном из ведущих журналов мира. Потом аспирантура для желающих, в аспирантуру серьезный экзамен, причем внимание обращается не только на умение решать трудные задачи, но и на широту знаний - мы не готовим узких специалистов, для них есть другие аспирантуры.

Мы учим ребят, которые уже с курса третьего сами начинают активную научную работу. Поскольку их очень мало, основной элемент обучения - это личный контакт с преподавателем, есть возможность с каждым из них много возиться.

Уровень ребят, которых мы выпускаем, совершенно поразителен, на семинарах они соображают раза в три быстрее, чем я сам. Иными словами, мы воспроизводим научную элиту в очень узком смысле, по сути это даже не профессора университета, это те люди, которые должны готовить профессоров. И все они активно работающие ученые высочайшего уровня. Это мажорная нота.

Дальше опять минор. После этого происходит естественный процесс - две трети из них оседают в Гарварде, в Принстоне, кое-кто в Париже. Оставшаяся треть преподает у нас и все время ездит, чтобы выжить. Но это уже не проблема университета, это проблема общества.

То, чем мы занимаемся, не есть высшее образование как таковое. Скорее это ниша между занятиями наукой и преподаванием. Почему люди приходят в Независимый - понятно.

Приходят учиться те, кто хочет стать именно ученым в области математики. Приходят преподавать, потому что всегда интересно преподавать человеку, который очень ярок, а таких среди наших студентов большинство, особенно среди тех, кто остается после первого курса.

Наш первый курс составлен из самых сильных студентов МГУ, а уж те, кому доводится до конца доучиться... И работа у нас приятная, свободная и интересная, и человеческие отношения очень хорошие.

В штате университета около 50 профессоров, ни для одного из которых это место работы не является единственным. Многие наши профессора полгода где-то, а полгода здесь. Как сказал один из ведущих наших математиков, если патриотизм у ученого недостаточен, он уезжает в Америку, ну а если он настоящий патриот, то в Западную Европу. Но еще раз повторю: если, приезжая на каникулы в Москву, он читает курс по три раза в неделю, он не менее полезен университету, чем постоянный профессор, и уж куда более, чем человек, правдами и неправдами пытающийся заработать в России.

Потихоньку Независимый превращается в центр математической жизни Москвы, по крайней мере в один из главных ее центров. Есть у нас, например, общеуниверситетский междисциплинарный семинар "Глобус", на его заседания ходит полсотни московских и приезжих математиков. С этого года издаем - международный научный журнал, где печатаются ученые российские, некогда российские и вовсе иностранные.

То, что нам удалось сделать в математике, мне постоянно хочется сделать и по всем прочим теоретическим наукам. Хотелось бы вокруг Независимого университета построить настоящий многопрофильный университет, в то время как сейчас его надо было бы называть Математическим университетом, потому что он достаточно универсален в математике, но никак не больше. Но название менять поздно, слушком уж оно известно в мировых математических кругах. Пытаясь привлечь другие дисциплины, мы говорили с теоретическими физиками, с лингвистами, с другими учеными, которым не нужно дорогое оборудование.

За последние десять лет в различных науках сложились свои традиции выживания. Разные науки и потери понесли разные, скажем, наша теоретическая физика уехала почти целиком. Остались или люди очень пожилые, или люди, которые приезжают на три месяца. Так, во всяком случае, мне говорили физики. И все же дело не так плохо. Я знаю несколько сильных физиков, часто бывающих в России (у каждого из них есть постоянное место работы"там"), и пару хороших работающих семинаров, куда ходит много сильной молодежи.

Поэтому попытки расширить университет удаются только частично. В последнее время мы создали центр лингвистических данных для теоретических лингвистов, лабораторию математических методов в естественных науках, лабораторию распознавания письменной речи. Еще больше, конечно, замыслов.

Чтобы завершить рассказ о Независимом университете, надо честно сказать, что его научная репутация, особенно в международном математическом сообществе, несколько, на мой взгляд, преувеличена. Это им там кажется, что у нас рай вечный и незыблемый. А изнутри я вижу, что само его существование очень хрупко, а уж что с ним дальше будет - этого не знает даже Кристофер Робин.

Михаил Цфасман
www.strana-oz.ru

Этот пост вряд ли будет интересен для большинства моих читателей, но если у вас есть дети склонные к точным наукам, советую его все же прочесть.

Когда я был в Москве, Саша Белавин затащил меня в Независимый московский университет (НМУ). Чтобы туда попасть, нужно доехать до метро Смоленская кольцевая, выйти, повернуть направо, пройти в тени МИДа

по Денежному переулку (правда, хорошее название?),

свернуть в Сивцев Вражек, потом в Большой Власьевский, и - voilá – во дворе большого дома неприметный арбатский особнячок. Три этажа с мезонином.

Саша рассказал мне историю этого университета (он там тоже преподает). Году этак в 1988, в разгар перестройки, когда запрет на инициативу снизу уже ослаб, группа выдающихся математиков (см. мой пост про Арнольда ) решила создать негосударственный математический центр. Цель была такая. Многих сильных математиков с еврейскими фамилиями в то время не брали на работу ни в какие приличные места, типа МГУ или Стекловки. Деньги они зарабатывали в разных шарашках, но, несмотря на мировое признание, не могли добавить к своему имени достойный титул "профессор". Так возник Независимый московский университет и Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО). Через несколько лет исходная проблема решилась сама собой (те, кто хотели, уехали, да и лютый антисемитизм бушевавший ранее в московском математическом истеблишменте, поутих), но центр остался. Люди работают там не за деньги (оплата профессоров чисто символическая, по сути, они работают на общественных началах), а ради благородной идеи:
дать математическое образование высочайшего уровня массам. От третьеклассников, до старшеклассников, от студентов до аспирантов, до докторантов и выше. И идея эта блестяще воплощена в жизнь. Я могу смело сказать, что нигде в мире *такого математического образования - систематического, всеобъемлющего, глубокого, вдохновенного - получить нельзя. Только здесь.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал блестящую карьеру в математике, вам сюда. Для немосквичей они устраивают летние двух-трехмесячные развлекательно математические лагеря.

Сначала предполагалось, что НМУ будет обычным дневным университетом, т.е. будет набирать студентов (которые получат освобождение от армии) и учить их в дневном режиме. Это не получилось, им не дали аккредитацию. Поэтому занятия там начинаются в 3-4 дня, слушатели лекций формально являются студентами/аспирантами в других вузах. Принимают в НМУ всех желающих, никаких вступительных экзаменов. И дают диплом об окончании, который в мире имеет такой же вес (если не больше) как и принстонский или гарвардский диплом. Вот так!

Большинство профессоров НМУ, которые раньше вынуждены были зарабатывать на жизнь черти-где, теперь работают (в первой половине дня) на математическом факультете Высшей школы экономики и получают относительно разумные зарплаты. Математический факультет Высшей школы экономики -новая мекка для московских математиков.

Более подробная информация

Программы занятий студентов 1-ого и 2-ого курсов.

Столовая НМУ.

Занятия для малышей.

Олимпиады для старшеклассников.

Компьютеры - детям.

Набор в детский летний лагерь.

Серьезные дяди в конференц-зале после семинара.

Ректор.

В НМУ функционирует небольшая российско-французская лаборатория (им. Понселе) спонсируемая французским Centre national de la recherche scientifique. Именно сюда приехал из Монпелье (на год) Алеша Замолодчиков, и здесь, вдруг, трагически умер.

Особнячок внутри довольно задрипанный. Математики не банкиры, чего уж там. Но всюду стоят кофейные машины, дают кофе забесплатно. Чтобы дезорганизованные математики-кофеманы не наваливали груды грязных чашек, всюду висят такие плакаты:

У МЦНМО есть свое (совершенно уникальное) издательство.

Они издали на русском книжку о Феликсе Березине, которую несколько лет назад я выпустил в Сингапуре на английском. При издательстве книжный магазин.

Обратите внимание на книжку Звонкина. Это просто чуд0 для малышей.

Этот человек, стоявший в очереди передо мной, купил целую коробку книг.

Я от него не отставал. Набил книгами свой рюкзачок. Арнольд, Табачников и Фукс, Ларкин, и т.д.
Концентрация вот таких бородачей вокруг НМУ зашкаливает.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама