На правах рукописи
ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА РУССКИХ БАШКОРТОСТАНА
(конец XIX – середина XX в.)
Специальность 07.00.07. – этнография, этнология и антропология
на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Ижевск – 2016
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук.
Научный руководитель: – доктор филологических наук, кандидат исторических наук, доцент (г. Уфа). |
|
Официальные оппоненты: Данилко Елена Сергеевна – доктор исторических наук, профессор РАН, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, заведующий Этнографическим научно-образовательным центром (г. Москва). |
|
Шагапова Гулькай Рахимьяновна – кандидат исторических наук, доцент, Нефтекамский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет», кафедра общегуманитарных дисциплин Гуманитарного факультета, доцент (г. Нефтекамск). |
|
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Пермский научный центр Уральского отделения Российской академии наук» (г. Пермь). |
|
Объект исследования – русское сельское население Республики Башкортостан.
Предмет исследования ‒ этнография детства русских Башкортостана. В настоящем исследовании этнографическими методами изучаются обряды, обычаи, связанные с рождением и воспитанием детей в традиционном обществе, а также одежда, питание, предметы быта, игрушки, игры, фольклор, детские болезни и недуги, народные способы избавления от них.
Территориальные рамки исследования – Республика Башкортостан, которая в прошлом относилась к Уфимской губернии (обр. 1865 г.) и Башкирской АССР (1919). Особенно подробно изучались русские селения Белокатайского, Бирского, Дуванского, Дюртюлинского, Зилаирского, Караидельского, Краснокамского, Кугарчинского, Мечетлинского районов, в которых живут русские – выходцы из северных, южных и центральных губерний России.
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX (завершение формирования ареалов расселения русского населения в Башкирии; наличие опубликованных сведений о мире детства) до середины XX в. (прерывание родинных традиций после открытия роддомов, утрата института повитух, повсеместный отказ от обычаев, связанных с религией и общинным воспитанием). В отдельных случаях хронология расширена до начала XXI в. (2010– 2014 гг.) для выявления динамики традиций.
Степень изученности проблемы. Этнография детства стала предметом исследования большого ряда зарубежных и российских авторов. Обобщая корпус разнообразных источников, можно выделить три этапа в развитии этого научного направления за рубежом, в России и Башкортостане.
1. Становление этнографии детства как самостоятельного предмета исследования в последней четверти XIX – начале XX в. Сведения об этнографии детства в России накапливались вместе с общей фактологией. В. С. Касимовский, описывая в 1860-х – 1870-х гг. особенности быта и культуры русского населения Златоустовского уезда Уфимской губернии, фиксировал также сведения о детях. Н. А. Гурвич в «Памятной книжке» за 1883 г. в разделе «Народные примеры и поверья в Уфимской губернии» опубликовал очерк Р. Г. Игнатьева, в котором привел сведения о запретах для беременных , обычаях, связанных с родами, «детским местом», о роли повитухи и т. п.. Сведения о мире детства имеются в воспоминаниях врача-терапевта, профессора Д. И. Татаринова (1877, г. Белорецк – 1956, г. Уфа), сочинениях известного русского писателя уроженца Т. Аксакова (1791, Уфа – 1859, Москва), литературных произведениях выходца из Златоустовского уезда Николая Палло (1922–2013).
На рубеже XIX и XX в. началось формирование этнографии детства как самостоятельного научного направления. При этом менялись исследовательские подходы, определившие становление этнографии детства как многодисциплинарного научного направления. Первый, наиболее ранний, подход исследователи называют педиатрическим . Он характеризуется «медико-антропологическими исследованиями» «телесно-физиологической» стороны детства (акушерство , детские болезни, физическое воспитание и пр.), датируется последней четвертью XIX в. Его представителями были Е. А. Покровский, В. Ф. Демич, Г. Попов. Врачи ставили перед собой задачу – через изучение мира детства и просвещение народа улучшить состояние его быта. Е. А. Покровский (1834–1895) – русский педиатр, психолог, организатор и редактор психолого-педагогического журнала «Вестник воспитания», изучал физическое воспитание народов. Попутно собирал детские вещи и принадлежности со всей России: колыбели, каталки, куклы, одежду, а также рецепты детской еды, детские игры. В Европе в это же время пользовалась популярностью книга немецкого антрополога, этнографа и гинеколога Германа Генриха Плосса (1819–1885), посвященная этнографической, антропологической, культурно-исторической характеристике женщины .
Второй путь изучения мира детства – собственно этнографический , ознаменован появлением в России в 1904 г. «Программы для собирания сведений о родинных и крестинных обрядах у русских крестьян и инородцев» В. Н. Харузиной (1866–1931). В творчестве В. Н. Харузиной впервые мир детства стал предметом специального исследования. Существенный вклад в изучение проблемы внесли один из основателей российской этнографии Н. Н. Харузин (1865–1900) и этнограф, краевед, музейный деятель В. В. Богданов (1868–1949). В Белебеевском уезде Уфимской губернии в мае 1904 г. работал известный этнограф Д. К. Зеленин. Посетив староверческое село Усень-Иваново, он выявил, с одной стороны, консервативность системы воспитания детей, а с другой – неотвратимое влияние социальных перемен. Информация о детях, участвующих в проведении народных праздников и забав, содержится в губернской прессе.
Третий путь – фольклористический – наметился на рубеже XIX и XX вв. благодаря В. П. Шейну (1826–1900), который впервые выделил детский фольклор в самостоятельный раздел. В 1920-е гг. фольклористы Г. С. Виноградов («крестный отец новой науки») и О. Н. Капица мир детства определили в особую субкультуру со своей структурой, языком, традициями.
Таким образом, в конце XIX – начале XX в. сформировались подходы к изучению мира детства – с точки зрения медицины, этнографии и фольклористики. Впоследствии они расширялись усилиями психологов, языковедов, педагогов, социологов, религиоведов, философов, культурологов, дефектологов , представителей других дисциплин.
2. «Детская этнография» / «этнография детства» в 1920-е – 1980-е гг. В СССР развитие этнографии детства (как и в целом этнологической науки) было возможным в рамках исторического материализма, классового подхода, необходимости формирования «нового» человека. Воспитание детей изучалось на примере эвенков, кетов, хантов, чувашей, эстонцев, народов Дагестана . Круг изучаемых народов и проблем расширялся. Описывались обычаи и обряды детского цикла, проводились исследования семьи и семейного быта разных народов СССР. Характеризовались глубокие преобразования взаимоотношений в советской семье. Организовались региональные исследования этнографии детства русских, в том числе методами полевой этнографии.
Существенный вклад в этнографию детства в России внес И. С. Кон (1928–2011). Его называют «родоначальником» отечественного направления этнографии детства. Много материалов по этнографии детства изложил И. С. Кон, будучи ответственным редактором серийного издания «Этнография детства». В этих книгах впервые собраны и сопоставлены способы социализации ребенка в ряде азиатских культур, изучены способы ухода за младенцами, трудовое и половое воспитание, формы поощрения и наказания, отношения между родителями и детьми. Сборники имеют ценность этнографическую, культурологическую, педагогическую, психологическую.
Янв 2016 14
13 января 2016 г. на заседании Президиума РАН были утверждены результаты выборов на присвоение почетного звания "Профессор РАН". Теперь у нас 12 историков и 10 филологов, докторов наук в возрасте до 50 лет имеют это новое звание. Они представляют ведущие научные институты и центры, вузы и регионы страны. Отделение историко-филологических наук поздравляет всех с присвоением этого почетного звания.
Профессора РАН
- Березович Елена Львовна доктор филологических наук, ФГАОУ ВПО Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
- Бурлак Светлана Анатольевна доктор филологических наук, ФГБУН Институт востоковедения РАН
- Гринцер Николай Павлович доктор филологических наук, ФГБОУ ВПО Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Данилко Елена Сергеевна доктор исторических наук, ФГБУН Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН
- Десницкий Андрей Сергеевич доктор филологических наук, ФГБУН Институт востоковедения РАН
- Загребин Алексей Егорович доктор исторических наук, ФГБУН Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН
- Казаковская Виктория Виладиевна доктор филологических наук, ФБУН Институт лингвистических исследований РАН
- Коробов Дмитрий Сергеевич доктор исторических наук, ФГБУН Институт археологии РАН
- Кривошапкин Андрей Иннокентьевич доктор исторических наук, ФГБУН Институт археологии и этнографии СО РАН
- Липкин Михаил Аркадьевич доктор исторических наук, ФГБУН Институт всеобщей истории РАН
- Люстров Михаил Юрьевич доктор филологических наук, ФГБУН Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
- Панченко Александр Александрович доктор филологических наук, ФГБУН Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
- Полонский Вадим Владимирович доктор филологических наук, ФГБУН Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
- Савинов Дмитрий Михайлович доктор филологических наук, ФГБУН Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН
- Соловьев Кирилл Андреевич доктор исторических наук, ФГБУН Институт российской истории РАН
- Стефанович Петр Сергеевич доктор исторических наук, НИУ Высшая школа экономики
- Усачев Андрей Сергеевич доктор исторических наук, Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета
- Успенский Федор Борисович доктор филологических наук, ФГБУН Институт славяноведения РАН
- Хаванова Ольга Владимировна доктор исторических наук, ФГБУН Институт славяноведения РАН
- Христофоров Игорь Анатольевич доктор исторических наук, НИУ Высшая школа экономики
- Черных Александр Васильевич доктор исторических наук, ФГБУН Пермский научный центр УрО РАН
Алексеева Елена Вениаминовна доктор исторических наук, ФГБУН Институт истории и археологии УрО РАН
Научные интересы:
история и культура старообрядчества, антропология религии, этнокультурные процессы в Урало-Поволжье, визуальная антропология, антропология города
Эл. почта : [email protected]
В 1996 г. окончила кафедру археологии исторического факультета Башкирского государственного университета. С 1996 г. по 2003 г. работала в Центре этнологических исследований с музеем археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН. В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Старообрядчество на Южном Урале: историко-этнографическое исследование». В 2007 г. закончила докторантуру в Институте этнологии и антропологии РАН и защитила докторскую диссертацию на тему «Механизмы самосохранения русских и финно-угорских старообрядческих общин Урало-Поволжья». Автор более ста научных публикаций и около десяти визуально-антропологических фильмов. Входит в состав Международной Комиссии по исследованиям старообрядчества при Конгрессе славистов.
С 2005 по 2009 г. была Исполнительным директором Ассоциации этнографов и антропологов России.
Исполнительный директор Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник». В 2013 г. была членом отборочной комиссии Международного фестиваля визуальной антропологии и медиа в г. Чикаго США (SVA Film & Media Festival in Chicago) и членом жюри Международного фестиваля документальных фильмов «Астра» в г. Сибиу, Румыния (Astra Film Festival Sibiu International Festival of Documentary Film).
Работала редактором-аналитиком цикла передач о народах России «Россия – любовь моя» на телеканале «Культура», проводит кинолекторий «Культура старообрядчества» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и кинолекторий по визуальной антропологии «Камера-посредник» в кинотеатре «Звезда».
Избранные публикации:
«Святск, потому что святое место…»: повествования о селении, которого не стало // О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России XX-XXI вв. (к изучению биографического и религиозного нарратива). М.: Индрик, 2012. С. 329-362.
Воспоминания о Шефе // Кузеев Раиль Гумерович. Ученый. Творец. Гражданин. Сборник статей. Уфа: ГУП РБ УПК, 2012. – С. 138-144.
«Смиренный архиепископ Аркадий…»: некоторые страницы из истории Беловодской иерархии // Судьба старообрядчества в ХХ – начале ХХI вв.: история и современность. Сборник научных трудов и материалов. Киев-Винница, 2011. Вып.5. – С. 369-391.
Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья / ред. Е.А.Ягафова. Самара: ПГСГА, 2010. 264 с. с цвет.илл. Коллективная монография.
Межконфессиональные взаимодействия в Урало-Поволжье: старообрядчество среди «инородцев» // Традиционная культура. 2010. № 3. С. 72-80.
Маленький провинциальный город в современной России (по материалам полевых исследований в г. Давлеканово Республики Башкортостан) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 216. М., 2010.
Татары в этнически смешанных поселениях Урало-Поволжья: особенности межкультурных взаимодействий // Этнографическое обозрение. 2010. № 6. С. 54-65.
Взаимосвязь фольклорной традиции с адаптационными процессами в современном старообрядчестве (на примере эсхатологических и утопических преданий) // Этнографическое обозрение. 2007. № 4.
Замкнутый социум в современном мире: проблемы самосохранения старообрядческих общин Южного Урала // Религиозные практики в современной России: Сборник статей. М., 2006.
The Old Believers’ Tradition and the Changing World // 15 Years after. Program of the 2004 conference of the International Study of Religion in Eastern and Central Europe Association 9-11 December 2004. Pázmány Péter Catolic University. Budapest-Piliscsaba.
Старообрядчество на Южном Урале: очерки истории и традиционной культуры. Уфа, 2002. 225 с., илл, карт.
Этнографические фильмы:
«Домашнее масло», 25 мин., 2012 г. (в соавт. С Е.Александровым)
«Андрей из Михалкино», 25 мин., 2010 г.. (в соавт. С Е.Александровым)
«Семиогненная стрела», 60 мин., 2009 г. (в соавт. С Е.Александровым)
«В руце лета», 45 мин., 2005 г. (в соавт. С Е.Александровым)
«Остров Веры», 13 мин., 2005 г. (в соавт. С Е.Александровым)
«Учук», 25 мин., 2004 г.
«Кумыс из башкирской лошади…», 18 мин., 2003 г.
Данилко Елена Сергеевна – специалист по истории и культуре старообрядчества, народов Урало-Поволжья, визуальной антропологии, доктор исторических наук, профессор, заведующий Этнографическим научно-образовательным центром Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, член редколлегии журнала «Вестник Чувашского государственного университета.
В 1996 г. окончила исторический факультет Башкирского государственного университета, в 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Старообрядчество на Южном Урале: историко-этнографическое исследование». С 1996 по 2003 г. работала в Центре этнологических исследований Уфимского научного центра РАН. В 2007 г. окончила очную докторантуру Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН и защитила докторскую диссертацию по теме «Механизмы самосохранения русских и финно-угорских старообрядческих общин Урало-Поволжья». С 2005 по 2009 г. была исполнительным директором Ассоциации этнографов и антропологов России. В настоящее время руководит Этнографическим научно-образовательным центром Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Автор более ста научных публикаций и около десяти визуально-антропологических фильмов. Входит в состав Международной комиссии по исследованиям старообрядчества при Конгрессе славистов. Исполнительный директор Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник». В 2013 г. была членом отборочной комиссии Международного фестиваля визуальной антропологии в г. Чикаго (SVA Film and Media Festival in Chicago) и членом жюри Международного фестиваля документальных фильмов «Астра» в г. Сибиу, Румыния (Astra Film Festival of Documentary Film). Работала редактором-аналитиком цикла передач о народах России «Россия – любовь моя» на телеканале «Культура».
Область научных интересов: история и культура старообрядчества, народов Урало-Поволжья, визуальная антропология
Основные публикации
- Народы России / Е. С. Данилко. М.: РОСМЭН, 2015. 80 с. : ил. (Моя Россия).
- Башкиры /отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е. С. Данилко; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т этнологии им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН; Ин-т истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. М.: Наука, 2015. 662 с. (Народы и Культуры).
- Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья: монография / Е. А. Ягафова, Е. С. Данилко, Г. А. Корнишина, Т. Л. Молотова, Р. Р. Садиков; под ред. д-ра ист. наук. Е. А. Ягафовой. Самара: ПГСГА, 2010. 264 с.: цв.ил.
- Старообрядчество на Южном Урале: очерки истории и традиционной культуры. Уфа, 2002. 225 с., илл, карт.
- Старая вера по-чувашски: книжная традиция и повседневные практики одной старообрядческой общины // Этнографическое обозрение. 2015. № 5. С. 19-32.
- Старообрядческие общины в Чернобыльской зоне: история села Святск // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 230/231. С. 55-71.
- «Святск, потому что святое место…»: повествования о селении, которого не стало // О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России XX-XXI вв. (к изучению биографического и религиозного нарратива). М.: Индрик, 2012-2013. С. 329-362.
- Татары в этнически смешанных поселениях Урало-Поволжья: особенности межкультурных взаимодействий // Этнографическое обозрение. 2010. № 6. С. 54-65.
- Межконфессиональные взаимодействия в Урало-Поволжье: старообрядчество среди «инородцев» // Традиционная культура. 2010. № 3. С. 72-80.
- Маленький провинциальный город в современной России (по материалам полевых исследований в г. Давлеканово Республики Башкортостан) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 216. М., 2010. 24 с.
- Взаимосвязь фольклорной традиции с адаптационными процессами в современном старообрядчестве (на примере эсхатологических и утопических преданий) // Этнографическое обозрение. 2007. № 4. С.43-53.
- Историческая память в устных преданиях зюздинских и язьвинских коми-пермяков // Этнографическое обозрение (онлайн). 2007. № 2.
- Социальные механизмы сохранения традиционных ценностей (на примере старообрядческой общины г. Миасса Челябинской обл.) // Этнографическое обозрение. 2006. № 4. С.98-108.