THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

У нашей планеты, в отличии от многих других, есть только один естественный спутник, который можно наблюдать ночами на небосклоне - это, конечно, Луна. Если не брать в расчет Солнце, то именно этот объект является самым ярким, который можно наблюдать с Земли.

Среди остальных спутников планет, спутник планеты Земля занимает пятое место по своей величине. На нем нет ни атмосферы, ни озер и рек. День и ночь сменяют друг друга здесь с периодичностью в две недели, при этом можно наблюдать перепад температуры равный в триста градусов. И она всегда повернута к нам только одной своей стороной, оставляя в загадках свою темную обратную сторону. Этот бледно-голубой объект ночного неба - Луна.

Лунная поверхность покрыта слоем реголита (песочной пыли черного цвета), который достигает на разных участках толщины от нескольких метров до нескольких их десятков. Лунный песок реголит возникает от постоянного падения метеоритов и дробления в состоянии вакуума, не защищенного под воздействием космических лучей.

Поверхность Луны неровная с множеством кратеров различного размера. На Луне есть как равнины, так и целые горы, выстроенные в цепочку, высота гор до 6 километров. есть предположение, что более 900 миллионов лет назад на Луне происходила вулканическая активность, об этом говорят найденные частицы грунта, образование которых могло быть в следствии извержений.

Сама по себе поверхность на Луне очень темная, несмотря на то, что в лунную ночь мы хорошо видим Луну на ночном небе. Лунная поверхность отражает чуть более семи процентов солнечных лучей. Даже с Земли можно наблюдать пятна на ее поверхности, которые по древнему ошибочному суждению, сохранили за собой название "море".

Луна и планета Земля

Луна всегда обращена к планете Земля одной стороной. На этой видимой с Земли стороне большую часть занимают равнинные пространства, которые называют моря. Моря на Луне занимают порядка шестнадцати процентов общей площади и представляют собой гигантские кратеры, которые появились после столкновения с другими космическими телами. Другая скрытая от Земли сторона Луны почти полностью испещрена горными цепями и кратерами от небольших до огромных размеров.

Влияние самого близкого к нам космического объекта Луны распространяется и на Землю. Так, типичным примером служат приливы и отливы морей, которые возникают из-за гравитационного притяжения спутника.

Происхождение Луны

По различным исследованиям между Луной и Землей есть много различий, в первую очередь в химическом составе: на Луне практически нет воды, относительно небольшое содержание летучих элементов, небольшая плотность в сравнении с Землей и маленькое ядро из железа и никеля.

Тем не менее радиометри́ческий анализ, по которому определяют возраст небесных объектов если в составе есть радиоактивный изотоп, показал, что возраст Луны такой же, как и у Земли 4,5 миллиарда лет. Соотношение стабильных изотопов кислорода у двух небесных объектов совпадает, при том, что у всех изученных метеоритов такие соотношения имеют сильные различия. Это говорит о том, что и Луна и Земля в далеком прошлом образовались из одного вещества, находящегося на одинаковом расстоянии от Солнца в до-планетном облаке.

Исходя из общего возраста, сочетания схожих свойств при сильном различии между двумя близкими объектами Солнечной системы выдвигается 3 гипотезы происхождения Луны:

  • 1. Образование и Земли и Луны из одного до-планетного облака

  • 2. Захват гравитацией Земли уже сформированный объект Луну

  • 3. Образование Луны в следствии столкновения с Землей крупного космического объекта по размерам сопоставимого с планетой Марс.

Изучением бледно-голубого спутника Земли Луны занимались еще с глубокой древности. Например, среди греков особо известны размышления Архимеда по ее поводу. Подробно же описал Луну с ее характеристиками и возможными свойствами Галилей. Он увидел на поверхности Луны равнины похожие на "моря", горы и кратеры. А в 1651 году итальянский астроном Джованни Риччоли создал карту Луны, где подробно расписал лунный ландшафт видимой с Земли поверхности и ввел обозначения для многих частях рельефа Луны.

В XX веке интерес к Луне возрос при помощи новых технологических возможностей для исследования спутника Земли. Так 3 февраля 1966 года на поверхность Луны впервые совершил мягкую посадку советский аппарат Луна-9. Следующий аппарат Луна-10 стал первым искусственным спутником Луны, а спустя совсем немного времени 21 июля 1969 года на Луне впервые побывал человек. Наступила череда многих открытий в области селенографии и селенологии, которые совершили советские ученые и их американские коллеги из NASA. Затем к концу XX века интерес к Луне плавно поутих.

(Фотоснимок обратной стороны Луны, приземлившийся аппарат "Чаньэ-4" )

Китайский космический аппарат "Чаньэ-4" 3 января 2019 года успешно сел на поверхность обратной стороны луны, эта сторона постоянно обращенная в сторону от света излучаемого Земли и невидимая с поверхности планеты. Впервые обратная сторона лунной поверхности была сфотографирована советской станцией "Луна-3" 27 октября 1959 года, а спустя более полувека в начале 2019 года китайский аппарат "Чаньэ-4" сел на поверхность обратную от Земли.

Колонизация на Луне
Многие писатели и фантасты наравне с планетой Марс, рассматривают Луну, как объект для будущих колонизаций человеком. Несмотря на то, что это больше похоже на выдумку, американское агентство NASA всерьез задумалась над этим вопросом, поставив задачу разработать программу "Созвездие" по переселению людей на Лунную поверхность со строительством настоящей космической базы на Луне и разработки "межземле-лунных" космических перелетов. Однако, эта программа была приостановлена по решению президента США Барака Обамы из-за высокого финансирования.

Роботы-аватары на Луне
Тем не менее, в 2011 году NASA вновь предложила новую программу, на этот раз под названием "Аватары" по которой требовалось разработать и изготовить на Земле роботов-аватаров, которые затем будут доставлены на спутник Земли Луну с целью дальнейшей имитации проживания в лунных условиях человека с эффектом телеприсутствия. То есть управлять аватаром-роботом будет с Земли человек, полностью облачившись в костюм, который будет имитировать его присутствие на Луне в качестве робота-аватара, находящегося в реальных условиях на лунной поверхности.

Иллюзия большой Луны
Когда Луна находится низко над горизонтом Земли, возникает иллюзия, что ее размеры больше, чем есть на самом деле. При этом реальный угловой размер Луны не меняется, даже, напротив, чем ближе она к горизонту, тем угловой размер немного уменьшается. К сожалению, такой эффект трудно объясним и скорее относится к ошибке зрительного восприятия.

Есть ли времена года на Луне?
И на Земле, и на любой другой планете смена времен года происходит от наклона её оси вращения, при этом интенсивность смены времен года зависит от расположения плоскости орбиты планеты, будь то спутника вокруг Солнца.

Луна же имеет наклон своей оси вращения к плоскости эклиптики 88,5°, практически перпендикулярна. Поэтому на Луне с одной стороны почти вечный день, с другой стороны почти вечная ночь. А значит температура также в каждой части поверхности Луны своя и практически неизменна. При этом речи о смене времен года на Луне скорее не может быть, куда больше от простого отсутствия атмосферы.

Почему собаки лают на Луну?
Однозначного объяснения этому явлению нет, но скорее всего, по мнению некоторых ученых играет страх животного перед эффектом, схожим с Солнечным затмением от которого у многих животных появляется страх. Зрение собак и волков очень слабое и Луну в безоблачную ночь они воспринимают, как Солнце, путая ночь со днем. Слабый лунный свет и сама луна воспринимается ими, как тусклое Солнце и поэтому, видя Луну, они ведут себя также, как и при Солнечном затмении, воют и лают.

Лунный капитализм
В сказочном романе Николая Носова "Незнайка на Луне" Луна представляет собой спутник, возможно, искусственного происхождения, где внутри оказывается целый город - оплот современного капиталистического строя. Что интересно, детский рассказ не сколько кажется фантастическим, сколько социально-политическим не теряющим актуальность и в современное время, интересный и ребенку и взрослому.

Тут нет никакого секрета: периоды обращения Луны вокруг собственной оси и вокруг Земли одинаковы, и по этой причине Луна обращена к Земле все время только одной стороной. Иными словами, Луна «поворачивается» с той же скоростью, что и «пролетает» на нашем небосклоне, поэтому в один и тот же момент времени мы можем наблюдать на её поверхности одну и ту же картину.

При этом не совсем корректно говорить, что мы видим «одну сторону» спутника нашей планеты — фактически с земли видны около 59% поверхности Луны, то есть почти две трети лунного диска. Ту часть Луны, которая не видна наблюдателю с Земли, мы называем обратной стороной Луны .

Впервые обратная сторона Луны была сфотографирована советской лунной станцией «Луна-3» в 1959 году.

Почему говорят, что на Луне есть моря и океаны?

Темные участки поверхности Луны, которые мы можем видеть с Земли, мы привыкли называть «лунными морями». На самом деле, конечно же, эти «моря» не содержат (и никогда не содержали) воды, а звучные названия пришли к нам из древности, когда древние астрономы думали, что Луна, также как и Земля, имеет свои моря и океаны.

На самом деле темные участки поверхности Луны сформировались в результате извержений вулканов и заполнены базальтовыми отложениями, которые с виду значительно темнее, чем окружающие породы.

Лунные горы

А вот горы на Луне есть, причем самые взаправдашние, причем не только горы, но и плато. Внешне они отличаются от лунных «морей» и равнин более светлой окраской.

Лунные горы похожи на земные внешне, но в отличие от них, сформировались не в результате тектонических процессов, а в результате столкновений гигантских метеоритов с лунной поверхностью.

Как выглядела бы поверхность Луны, если бы имела атмосферу и силу гравитации наподобие земной (развертка)

Откуда взялись лунные кратеры

На поверхности Луны мы можем наблюдать кратеры — свидетельства бомбардировки ее поверхности астероидами, кометами и метеоритами. Существует порядка полумиллиона кратеров размером более 1 км.

Из-за отсутствия на Луне атмосферы, воды и значительных геологических процессов лунные кратеры фактически не подвергались изменениям и даже древние кратеры сохранились на ее поверхности. Самый большой кратер на Луне находится на обратной стороне Луны его размеры 2240 км в диаметре и 13 км глубиной.

Что такое реголит?

Поверхность Луны покрыта слоем породы, измельченной до пылеобразного состояния в результате бомбардировки метеоритами в течении миллионов лет. Эта порода называется реголит .

По толщине слой реголита варьируется от 3 метров в районах лунных «океанов» до 20 м. на лунных плато.

Есть ли на Луне вода?

В образцах лунной породы доставленных на Землю астронавтами, участвовавших в миссии «Аполлон» и советскими луноходами, воды обнаружено не было.

Тем не менее, нам известно, что поверхность Луны подвергалась бомбардировке кометами с момента ее формирования, а как известно ядра комет состоят большей частью из льда. Правда, оптимизма это не прибавляет — под действием солнечного излучения атомы воды должны были распасться на атомы водорода и кислорода и из-за слабой гравитации Луны просто улетучиться в открытый космос.

Однако есть и другая точка зрения: в результате картографирования поверхности Луны спутником Clementine, запущенным НАСА в 1994 году, были обнаружены кратеры в полярных районах Луны, которые все время находятся в тени, и в которых могла сохраниться вода в виде льда.

Из-за большой важности наличия воды для будущей колонизации Луны лунные базы планируется размещать именно в приполярных областях нашего спутника.

Внутреннее строение спутника нашей планеты — Луны

Что находится под поверхностью Луны?

Строение Луны, как и строение Земли включает несколько ярко выраженных слоев: кора, мантия и ядро. Такая структура, как полагают, сформировалась сразу после формирования Луны — 4,5 миллиарда лет назад.

Толщина лунной коры составляет, как полагают, 50 км. В толщине лунной мантии случаются луннотрясения, но в отличии от землетрясений, которые вызываются движением тектонических плит, лунотрясения вызваны приливными силами Земли.

Ядро Луны, также как и земное ядро, состоит из железа, но его размер значительно меньше и составляет 350 км в радиусе. Средняя плотность Луны 3.3 г/см3.

Есть ли на Луне атмосфера

Атмосфера на Луне есть — это факт, однако она так сильно разряжена, что ей спокойно можно пренебречь — это тоже факт.

Одним из источников лунной атмосферы являются газы которые выделяются из лунной коры, к таким газам относится газ радон. Другим источником газов в атмосфере Луны являются газы выделяющиеся при бомбардировке поверхности Луны микрометеоритами и солнечным ветром.

Из-за слабого магнитного и гравитационного поля Луны почти все газы из атмосферы улетучиваются в открытый космос.

Откуда появилась Луна?

Существуют несколько теорий, объясняющих формирование Луны. До недавнего времени основным предположением ученых было то, что Луна сформировалась в результате действия центробежных сил на раннем этапе формирования Земли. В результате действия этих сил часть земной коры была отброшена в открытый космос и из этой части и сформировалась Луна.
По причине того, что, как полагают ученые, за всю историю Земли, наша планета никогда не обладала достаточной скоростью вращения для подтверждения этой теории, такая точка зрения на процесс формирования Луны считается на данный момент устаревшей.

Другая теория предполагает, что Луна сформировалась отдельно от Земли, а впоследствии была просто захвачена гравитационным полем Земли.

Третья теория объясняет, что и Земля и Луна были сформированы из единого протопланетного облака и процесс их формирования проходил одновременно.

Хотя вышеприведенные три теории формирования Луны и объясняют ее происхождение, но все они содержат те или иные противоречия. Главенствующей теорией формирования Луны, на сегодняшний день, является теория гигантского столкновения прото-Земли с небесным телом размером с планету .

Луна — спутник Земли или её «младший брат»?

Луна — самый большой спутник в Солнечной системе и по своим размерам она лишь в 4 раза меньше Земли и лишь немногим уступает по размерам Меркурию. В связи с этим, некоторыми учеными пара Земля-Луна рассматривается не как система Планета – Спутник, а как двойная планета, поскольку размер и масса Луны достаточно велики.

Об этом говорить и тот факт, что центр вращение системы Земля – Луна происходит не вокруг центра Земли, а вокруг центра масс обоих небесных тел, который находится на расстоянии 1700 км под поверхностью Земли.

БЕСЕДЫ О ЛУНЕ.

Цель: Продолжать знакомить детей с космосом. Расширить знания о естественном спутнике Земли – Луне. Пополнить словарь детей новыми словами по теме. Воспитывать любознательность, сообразительность, интерес к космосу.

( материал можно использовать на занятиях,во время утренних,вечерних бесед).

Ночь приходит – Она восходит. В небе сияет, Тьму разгоняет. (Луна)

Луна входит в состав солнечной системы. Она все время движется вокруг Земли. За это Луну даже прозвали спутником Земли. Как вы думаете, что означает слово спутник?

(Человек, который вместе с кем-то совершает путь.)

переносное значение

(То, что сопутствует чему-то, появляется вместе с чем-то.)

Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удаляться.Луна гораздо меньше Солнца и меньше Земли. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью.

Дело в том, ребята, что на Луне совсем нет воздуха. А мы с вами знаем, что ветер – это движение воздуха. Если бы на Луне дул ветер, то эти следы… Давайте посмотрим, что с ними произошло бы. Как можно создать ветер? Верно, подуть.(Дети дуют, следы исчезают) . Теперь взглянем на соседний лист. Вследствие того, что на Луне нет ветра, следы космонавтов останутся на ней навсегда.

А еще на поверхности луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле (ставит пластилиновые горы) на макет и глубокие ямы (кратеры). Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты. Давайте попробуем посмотреть, как это происходит.

Опыт:

Воспитатель раздает детям камни и сообщает, что это метеориты. Предлагает воспроизвести процесс падения метеоритов, кидая камни в емкость с “лунной пылью” (песок или мука ). От падения камней образуются ямки.

На Луне нет не только воздуха, но и воды. Подумайте, обитают ли там живые существа? Почему?

Так как Луна притягивает к своей поверхности слабее, чем Земля, то вы свободно смогли бы на Луне поднять вот такой стол (показывает на стол или что-то другое). На Луне вы без лишних усилий, просто подпрыгнув, смогли бы коснуться рукой этого потолка. Также просто оттолкнувшись, смогли бы прыгнуть в длину на 10-20 м (от одной стены комнаты до другой).

Всегда ли мы видим Луну в виде полного круга? А солнце? Задумывались ли вы, почему так происходит? Солнце, как электрическая лампочка, само излучает свет, а Луна лишь отражает свет солнца.

Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием

Через несколько дней мы уже видим Луну вот такой (помещает на фланелеграф изображение следующей лунной фазы). Еще через несколько дней – вот такой (помещает изображение четверти растущей Луны). Если провести вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р, то значит, что сейчас Луна растет.

Утром вижу из окна,
В небе ранняя Луна.
Чтоб ее нам отличить,
Нужно к полукругу
Нам приставить палочку,
Букву Р там получить.

Еще через некоторое время мы видим Луну такой (помещает изображение полной Луны) Такой вид Луны называется полнолунием . Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время примет такой вид (помещает на фланелеграф изображение четверти убывающей Луны) . Затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, примет такой вид (помещает изображение следующей фазы Луны). Останется от Луны лишь серп, похожий на букву С. Говорят, что Луна убывает, стареет.

Плыл по небу Лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква С.
(Г. Сапгир)

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны!

(Р. Алдонина).

Луна – спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Ее можно наблюдать даже невооруженным глазом, а в небольшой бинокль на поверхности Луны можно заметить темные протяженные пятна, которые были названы морями.

Галилей первым обнаружил на Луне горы и равнины. Он выяснил, что моря – это равнины более темного оттенка, чем другие области, которые назвали материками. На материках много кратеров, образовавшихся после падения метеоритов.

Астрономы дали названия лунным хребтам и горным цепям. Как и на Земле, они назвали их Апеннинами, Кавказом, Альпами. На карте Луны появились Океан Бурь, Море Кризисов, Море Спокойствия, Море Дождей. Кратеры получили имена земных ученых: Коперника, Кеплера, Тихо Браге. Объекты на обратной стороне Луны, сфотографированные космическими зондами, получили имена современных ученых и космонавтов.

На Луне нет ни воды, ни воздуха. Днем температура достигает +120 градусов, ночью – мороз -170 градусов.

Луна светит потому, что ее освещает Солнце. С Земли мы видим ее то круглой, то в виде серпа, иногда ее совсем не видно. Мы видим только ту часть, на которую падают солнечные лучи.

Как возникла Луна? Есть три версии, объясняющие происхождение нашего спутника. В ХIХ веке астроном Джордж Дарвин предположил, что Луна и Земля сначала были одной расплавленной массой, которая разорвалась на две части.

Другие ученые выдвинули версию, что первоначально Луна была астероидом, который был захвачен притяжением Земли и стал ее спутником. Отечественные ученые во главе с О.Ю. Шмидтом в середине ХХ века разработали гипотезу, что Луна и Земля образовались из облака мелких частиц.

ЗАГАДКИ.

Над домами у дорожки.

Висит кусок лепешки.

(Луна).

Над бабушкиной избушкой.

Висит хлеба краюшка.

Собака лает,

А достать не может.

(Месяц).

В 1958 году к Луне отправился первый земной аппарат – советский зонд «Луна-1». Он пролетел на расстоянии 6 тысяч километров от поверхности Луны. В сентябре этого же года «Луна-2» совершила жесткую посадку на земной спутник.

«Луна-17» и «Луна-21» доставили на Луну самоходные аппараты – луноходы, которые управлялись с Земли по радио. «Луноход-1» проработал 11 лунных дней (10,5 земных месяцев) и прошел по поверхности Луны около 10 километров, «Луноход-2» преодолел около 37 километров за 5 месяцев. «Луноходы» фотографировали поверхность, брали образцы грунта, изучали его химический состав.

Конечно, самоходные аппараты на Луне – значительное достижение науки. Но человеку хотелось большего – самому ступить на поверхность спутника Земли. В 1962 году американцы начали подготовку к пилотируемому полету на Луну. Американские конструкторы разработали наилучшую траекторию полета к Луне, облет ее и возвращение на Землю. 24 декабря 1968 года космический корабль «Аполлон-8», командиром которого был Фрэнк Борман, достиг орбиты Луны и совершил 10 витков вокруг нее.

В июле 1969 года с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета-носитель «Сатурн-5», которая вывела на околоземную орбиту «Аполлон-11». Командиром корабля был Нейл Армстронг. 19 июля «Аполлон-11» вышел на лунную орбиту. Астронавты Армстронг и Олдрин пересели в лунный модуль «Орел» и начали снижаться. В 21 час по среднеевропейскому времени астронавты прилунились в Море Спокойствия. Олдрин и Армстронг ступили на поверхность Луны. Это было самое дальнее путешествие человека в космосе.

Там, на Луне, на Луне,

На голубом валуне.

Лунные люди смотрят, глаз не сводят,

Как над Луной, над Луной.

Шар голубой, шар земной.

Очень красиво всходит и заходит!

(Ю. Михайлов).

Всего на Луне побывало 12 астронавтов в составе шести экипажей. Они доставили на Землю для изучения более 300 килограммов лунной породы. В последних экспедициях астронавты передвигались по Луне на четырехколесных электромобилях. «Аполлон-17» стал последним пилотируемым земным кораблем, совершившим посадку на Луне

> Луна

Луна - естественный спутник Земли : описание для детей с фото: интересные факты, характеристика, орбита, карта Луны, исследования СССР, Аполлон, Нил Армстронг.

Начать объяснение для детей родители или учителя в школе могут с того, что земной спутник невероятно просто обнаружить. Земля обладает единственной Луной, которая сопровождает нас практически каждую ночь. Лунные фазы управляли человечеством тысячи лет, заставляя подстраиваться (календарный месяц примерно равен времени, за которое Луна проходит смену фаз).

Фазы Луны и ее орбита для многих остаются загадкой. Можно объяснить детям , что Луна всегда показывает нашей планете одно лицо. Дело в том, что для осевого поворота и вокруг планеты необходимо 27.3 дней. Мы замечаем полнолуние, полумесяц и новолуние, потому что спутник отражает солнечный свет. Уровень освещения зависит от расположения спутника по отношению к нам и звезде.

Луна - естественный спутник Земли, но она больше (диаметр – 3475 км) и занимает 27% земного размера (соотношение примерно 1:4). Это намного меньшее соотношение, чем в ситуации с другими лунами и их планетами.

Как появилась Луна - объяснение для детей

Для самых маленьких будет интересно узнать, что существует несколько теорий на этот счет. Но наиболее популярная направлена на столкновение, которое оторвало материал от . Ученые предполагают, что ударный объект имел 10% от земной массы (как ). Куски вращались на орбите, пока не сформировали Луну. В пользу этой мысли говорит и тот факт, что по составу планета и спутник очень похожи. Это могло случиться спустя 95 миллионов лет после образования нашей системы (плюс-минус 32 миллиона).

Это преобладающая теория, но есть также другая, предполагающая, что изначально было две луны, слившиеся в одну при столкновении. Более того, наша планета могла даже перетянуть спутник у .

Внутренняя структура Луны - объяснение для детей

Дети должны знать, что у нашего спутника очень маленькое ядро (всего 1-2% лунной массы) – 680 км в ширину. В основном состоит из железа, но может содержать значительное количество серы и прочих элементов.

Скалистая мантия занимает 1330 км и представлена горными породами, богатыми на железо и магний. Магма извергалась на поверхность сквозь вулканы более миллиарда лет (от 3-4 миллиардов лет назад).

Толщина корки – 70 км. Внешняя часть разломлена и смешана из-за серьезных ударов. Неповрежденный материал начинается примерно с 9.6 км.

Состав поверхности Луны - объяснение для детей

Родители или в школе могут объяснить для самых маленьких детей , что наш спутник – скалистый мир. На нем много кратеров, созданных астероидными падениями миллионы лет назад. Так как там нет погоды, то они сохраняются в первозданном виде.

Состав по массе: кислород (43%), кремний (20%), магний (19%), железо (10%), кальций (3%), алюминий (3%), хром (0.42%), титан (0.18%) и марганец (0.12%).

На лунной поверхности обнаружили следы воды, которая могла появиться из глубины. Также там нашли сотни ям, где остались аппараты, которые пребывают на спутнике уже длительный период времени.

Лунная атмосфера - объяснение для детей

Для самых маленьких будет интересно услышать, что на спутнике есть тонкий атмосферный слой, поэтому пыльный покров на поверхности практически не изменяется веками. Тепло не может задержаться, так что Луна переживает постоянные температурные скачки. Днем на солнечной стороне – 134 °C, а на темной она понижается до -153°C.

Орбитальные характеристики Луны - объяснение для детей

  • Среднее расстояние от Земли: 384 400 км.
  • Наиболее близкий подход к Земле (перигелий): 363 300 км.
  • Наиболее отдаленный от Земли (апогей): 405 500 км.

Орбитальный путь Луны - объяснение для детей

Дети должны знать, что лунное тяготение влияет на нашу планету, создавая подъем и падение уровня моря (приливы и отливы). В меньшей, но все же ощутимой, степени это проявляется в озерах, атмосфере и земной коре.

Вода поднимается и опускается. На стороне, которая повернута к Луне, прилив сильнее. Но и на второй он происходит по инерции, поэтому между этими двумя точками создаются отливы. Луна также замедляет вращение нашей планеты (приливное торможение). Это увеличивает длительность дня на 2.3 миллисекунды каждый век. Энергия поглощается Луной и увеличивает дистанцию между нами. То есть, для самых маленьких важно узнать, что спутник отдаляется каждый год на 3.8 см.

Возможно, именно лунная гравитация стала причиной формирования Земли, как подходящей для жизни планеты. Она смягчила колебания в осевом наклоне, благодаря чему стабильный климат держался миллиарды лет. Но и спутник не оставался в стороне, так как земная гравитация когда-то растягивала его до невероятных форм.

Лунные затмения - объяснение для детей

В период лунного затмения спутник, Солнце и наша планета выстраиваются в ровную линию (или почти). Когда Земля становится между этими объектами, то земная тень падает на спутник, и мы получаем затмение. Оно выпадает только в полнолуние. При солнечном затмении Луна должна стать между нами и звездой. Тогда на Землю попадает лунная тень. Оно происходит только при новолунии.

Времена года - объяснение для детей

Земная ось наклонена по отношению к плоскости эклиптики (воображаемая поверхность орбиты вокруг Солнца). Объяснение для детей не может обойтись без расшифровки этого момента. Северное и южное полушария по очереди указывают на . Это приводит к получению разного количества света и тепла – смена сезонов.

Земная ось наклонена на 23.5 градусов, а лунная – 1.5. Получается, что на спутнике практически не ощущаются времена года. Некоторые участки всегда освещены, а другие вечность живут в тени.

Исследования Луны - объяснение для детей

Древние люди считали, что спутник – огненная чаша или зеркало, отражающее земные моря и поверхность. Но философы знали, что это сфера, вращающаяся вокруг Земли, а лунный свет – всего лишь отражение солнечного. Греки думали, что темные регионы – моря, а яркие – земля.

Галилео Галилей стал первым, кто применил телескопическое наблюдение к спутнику. В 1609 году он описывал его как грубую горную поверхность. И это расходилось с привычным мнением о гладкой Луне.

СРСР отправили первый космический аппарат в 1959 году. Он должен был исследовать лунную поверхность и прислать фотографии дальней стороны. Первые астронавты приземлились в 1969 году. Это одно из самых примечательных достижений НАСА. После они отправили еще 5 успешных миссий (и один Аполлон-13, не попавший на спутник). С их помощью на Землю доставили 382 кг породы для изучения.

Потом наступила длительная пауза, которую в 1990-х годах нарушили роботизированные миссии США Клементина и Лунный Геолог, искавшие воду на лунных полюсах. В 2011 году аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) создал лучшую карту спутника. В 2013 году в лунной истории отметился Китай, закрепив ровер на поверхности.

Но Луну исследуют не только государственные миссии. В 2014 году к спутнику подобралась первая частная миссия. И здесь возникают некоторые разногласия, ведь нет никакой договоренности в том, как можно использовать спутник, и кому принадлежит порода.

Детям понравится изучать Луну, так как это ближайший объект к Земле. Вы можете наблюдать за ней на фото, картинках, рисунках и схемах, предоставленных телескопами и космическими аппаратами. Кроме того, на сайте присутствует описание миссии Аполлон и история первого человека на Луне - Нила Армстронга. Воспользуйтесь картой Луны, чтобы изучить места посадки миссии, а также расположение крупных кратеров и морей. Чтобы разнообразить процесс обучения для детей и школьников любого класса, задействуйте 3D-модель Солнечной системы или примените онлайн телескоп и наблюдайте за Луной в режиме реального времени бесплатно.

Луна — ближайшее к нам космическое тело, самый заметный объект на ночном небе. Не удивительно, что он еще и самый изученный и единственный, на поверхность которого ступала нога человека. Однако нельзя сказать, что о Луне известно все. Часть своих тайн она по-прежнему не раскрыла. Некоторые интересные факты о Луне имеют общепринятое объяснение, но периодически получают альтернативную интерпретацию.

Характеристики ночного светила

Луна - единственная спутница нашей планеты. Она совершает один оборот вокруг Земли примерно за 27,32 суток. При этом орбита спутника имеет несколько вытянутую форму. Среднее расстояние, которое отделяет нас от ночного светила, составляет чуть менее 400 тысяч километров. Самые значительные факты о Луне для детей - это, пожалуй, смена фаз и то, что до нее можно долететь. Взрослые астрономы-любители всех времен и народов интересовались ее происхождением, влиянием на погоду Земли и на судьбы людей.

Легенды о Луне

Спутник Земли - герой многих мифов. Часть из них объясняет появление Луны на небе, другая рассказывает, что стало причиной смены фаз. Почти все народы среди прочих чтили и персонификацию Луны, бога или богиню. В греческой мифологии это была в первую очередь Селена, именем которой впоследствии назвали науку, изучающую спутник Земли (селенология).

Легенды о Луне, объяснявшие, почему она то полная, то превращается в месяц, часто были связаны с трагическими событиями в жизни светила. У балтов Луну за измену прекрасному Солнцу наказал грозный бог-громовержец Перкунас, разрубив ее на части. В Сибири известен миф о том, как ночное светило спустилось на Землю и было поймано злой колдуньей. Солнце попыталось вырвать Луну из рук ведьмы, но в результате она порвалась на две части.

Существовали и многочисленные сюжеты, объяснявшие хорошо заметные пятна на лике светила. У одних народов это человек, сосланный в наказание, у других - зверь, живущий на Луне.

Поразительное совпадение

Множество легенд объясняет и солнечные затмения. Сегодня, перечисляя интересные факты о Луне, ее роль в этом феномене часто опускают как общеизвестную. Тем не менее, именно затмение наглядно демонстрирует один любопытный момент: сочетание расстояния от Солнца до Луны и от ночного светила до Земли и размера Луны будто специально подобраны. Будь воплощение древнегреческой Селены расположено чуть дальше или ближе, или если бы его размер был иным, мы бы либо не знали, что такое полное затмение, либо не имели возможности любоваться солнечной короной. Луна «висит» именно так, чтобы дневное светило периодически полностью помещалось за ней, демонстрируя лишь красивое обрамление.

Более того, удивляют и числовые значения параметров: расстояние от Земли до Луны составляет, как уже отмечалось, примерно 400 тысяч километров, и это в 400 раз меньше, чем до Солнца, причем само ночное светило уступает дневному по размеру тоже в 400 раз. Эти факты о Луне часто используются в качестве доказательства теории ее искусственного происхождения.

Гипотеза

Подобное мнение в 60-х годах прошлого века высказали Михаил Васин и советские ученые. Свою теорию они подкрепляли сведениями о том, что все кратеры, в огромном числе покрывающие поверхность спутника, при разной площади имеют примерно одну и ту же глубину - не больше трех километров. Связано это может быть с наличием твердой структуры, располагающейся под поверхностью ночного светила.

Сегодня в различных статьях в сети гипотеза об искусственном происхождении спутника относится в перечень под названием «Секретные факты о Луне». Однако общепризнанной на данный момент считается теория, предполагающая «земное начало». Согласно ей, примерно 4,5 миллиарда лет назад наша планета столкнулась с космическим объектом, размерами подобным Марсу. Он выбил кусок материи, который впоследствии и стал спутником. В споре, однако, еще не поставлена последняя точка: имеющейся информации пока недостаточно, чтобы уверенно утверждать, что все происходило именно таким образом.

Разноцветная

Один из американских космонавтов, впервые рассматривая Луну из иллюминатора космического корабля, сравнил ее поверхность с песком на грязном пляже. С Земли спутник выглядит не так уныло. Интересные факты о Луне связаны и с ее видимым цветом.

Большую часть времени месяц окрашен в пепельно-серый, но истории известны случаи, когда на небе появлялась голубая Луна. Цвет связан с возникновением дополнительного «фильтра», препятствующего прохождению световых лучей. Такое возможно во время обширных пожаров или извержений вулкана. Крупные по сравнению с молекулами воздуха частички позволяют рассеиваться световым волнам, по своей длине соответствующим синему цвету и его оттенкам. Такой случай был зафиксирован в 1950 году, когда в результате пожара на торфяниках над Альбертом (провинция в Канаде) повисла Луна, окрашенная в голубой.

Два полнолуния

Выражение «голубая Луна» имеет и другое значение. Поскольку ночное светило проходит все фазы меньше чем за 28 дней, иногда на один месяц выпадает два полнолуния. Второе и получило название «голубая Луна». Наблюдается явление чуть реже чем раз в 2,72 года. Ближайшее будет в июле 2015: первое полнолуние — 2 числа, а голубая Луна — 31.

Кровавая

Самое интересное о Луне и ее окраске в наступившем году можно будет узнать, посмотрев на небо 4 апреля и 28 сентября. В эти дни взойдет кровавая Луна. Столь зловещий оттенок спутник приобретает благодаря преломлению лучей Солнца в атмосфере Земли. Свечение Луны, в принципе, всегда представляет собой отраженное излучение дневного светила. Отличие в эти дни в том, что полнолуние совпадает с заходом или восходом Солнца. Красный - тот самый цвет, «одетым» в который предстает перед нами дневное светило, опускаясь за горизонт или поднимаясь над ним.

Дважды отраженный

С излучаемым светом связано еще одно явления, нередкое, но интересное. О Луне всем известно с детства: она последовательно проходит 4 фазы и только в одной из них, в полнолуние, можно любоваться целиком освещенным спутником. Однако бывает и так, что на небе висит месяц, а просматривается и иногда довольно четко весь диск. Это так называемый пепельный свет Луны. Явление возникает либо за некоторое время до новолуния, или вскоре после него. Спутник, освещенный лишь в небольшой своей части, тем не менее виден полностью, так как часть солнечного света сначала рассеивается в земной атмосфере, затем падает на поверхность Луны, а потом снова отражается на нашу планету.

По особенностям пепельного света спутника делаются прогнозы об изменении погодных условий. Возможность предсказаний существует благодаря связи оптического явления с характером облачности на том участке Земли, который в данный момент освещен Солнцем. На европейской территории России яркий пепельный свет, который становится результатом отражения лучей от циклонической деятельности в Атлантике, предвещает выпадение осадков примерно через неделю.

Все дальше и дальше

Оптическими явлениями интересные факты о Луне не исчерпываются. С ее удаленностью от Земли связан еще один любопытный момент. Спутник с каждым годом становится все дальше от нашей планеты. За двенадцать месяцев расстояние увеличивается на 4 см. Удаление спутника - следствие гравитационно-приливного взаимодействия его и нашей планеты. Луна, как известно, вызывает приливы на Земле, причем не только на воде, но и в коре, менее заметные по амплитуде, но с гораздо большей длиной волны. Они, в свою очередь, воздействуют на спутник: из-за некоторых особенностей и нашей планеты вокруг своей оси приливные волны несколько опережают спутник. В результате вся которая заключена в подобных волнах, влияет на движение спутника, притягивая его и заставляя быстрее обращаться вокруг планеты. Это и есть причина изменения ее отдаления от Земли.

Светлая память

Было время, когда ученые из-за отсутствия данных плохо понимали, Неизвестные факты того периода перестали быть тайной благодаря удачным полетам космических аппаратов с астронавтами на борту. Однако изучающим спутник не всегда везло. Часть астронавтов погибла в процессе подготовки полетов. Им на Луне установлен крошечный памятник высотой всего 8 см. К нему прилагается список всех астронавтов, отдавших свою жизнь во имя науки.

Вечность

И этот памятник, и следы астронавтов, ходивших по поверхности Луны, а также фото родных, оставленное одним из членов экипажа, сохранятся на Луне в нетронутом виде многие века. Спутник нашей планеты не имеет атмосферы, там нет ветра и воды. Ничто не может привести к быстрому превращению следов человеческого присутствия в прах.

Ближайшее будущее

НАСА строит амбициозные планы по освоению спутника. В 2010 году появился проект «Аватар», предполагающий создание специальных роботов, оснащенных функцией телеприсутствия человека. Если проект будет реализован, ученым не понадобится лететь на Луну. Для изучения ее особенностей будет достаточно надеть специальный костюм дистанционного присутствия, а все необходимые манипуляции совершит робот, доставленный на спутник.

Вид на Землю

Луна повернута к нам всегда одной и той же стороной. Причина этого в синхронизации движения спутника по орбите и его вращения вокруг Земли. Одно из самых запоминающихся зрелищ, которые увидели американские астронавты, ступившие на поверхность Луны, был вид на Землю. Наша планета занимает значительную часть неба спутника. Причем Земля висит неподвижно, всегда на одном и том же месте, но видна то одна, то другая ее сторона. Со временем в результате все того же гравитационно-приливного взаимодействия вращение нашей планеты вокруг оси синхронизируется с движением Луны по орбите. Спутник «зависнет», перестанет перемещаться по небу, Земля будет «смотреть» на него только одной стороной. Одновременно перестанет увеличиваться расстояние, разделяющее два космических тела.

Таковы 10 интересных фактов о Луне. Список, правда, ими не исчерпывается. Вновь возникший в последние годы интерес к спутнику еще даст свои плоды, и уже имеющиеся факты о Луне, частично упомянутые в статье, пополнятся.

Вероятно, что одним из них станет база на Луне, которую планируется создать для разработки полезных ископаемых, наблюдения за земными процессами и, конечно, за самим спутником.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама