THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Организованная по инициативе конференция стала первым форумом мирового уровня по истории социальных и гуманитарных наук эпохи «железного занавеса», прошедшим в России. В ходе пленарного заседания, восьми секций и заключительной дискуссии выступили с докладами 42 исследователя из ведущих университетов и исследовательских организаций двенадцати стран мира. В конференции приняли участие ученые представляющие такие гуманитарные науки, как история, экономика, социология, философия, филология, история и философия науки, история и философия искусства, антропология.

На пленарном заседании Дэвид Энгерман (Брандейский университет, США), специалист по интеллектуальной истории и советско-американским отношениям периода «холодной войны», выступил с докладом о влиянии советской и американской экспертизы на ход социально-экономического развития Индии времен Джавахарнала Неру. Пол Эриксон (Уэслианский университет, США) рассказал, как при содействии Фонда Форда тема ценностей становились основным предметом исследования послевоенных социальных наук. Томаш Гланц (Берлинский университет имени Гумбольдта) сделал доклад о ситуации, в которой оказался Пражский лингвистический кружок в начале «холодной войны», и о том, как структурализм и семиотика оказались жертвами сложившейся политической ситуации.

Современные исследователи, уже не столь уверенно, как это было еще двадцать лет назад, говорят о непроницаемости «железного занавеса». И часть докладов конференции была посвящена примерам параллельного развития идей, сотрудничества и трансфера знаний по обе его стороны.

К примеру, на секции «Технократический позитивизм и встречные движения» обсуждались гуманистические течения в американской и русской психологии 50-60-х годов XX века, схожие тенденции в развитии американского и советского среднего образования в конце 1940-х годов. Секция «Научный обмен и взаимодействие» была посвящена роли польских ученых в развитии исследований Третьего мира, значению Финляндии в научной коммуникации Советского Союза и США, различным аспектам взаимодействия Востока и Запада в ходе исследования Арктики и глобальных изменений послевоенного периода.

Современные исследователи, уже не столь уверенно, как это было еще двадцать лет назад, говорят о непроницаемости «железного занавеса».

Вопросы влияния теории игр на экономическую науку, альтернативные западные и советские взгляды на отношения между рациональными агентами и рынками, различные аспекты исследования культуры математической экономики в СССР стали предметами дискуссии участников параллельной секции «Экономическое моделирование на Западе и в СССР».

Отдельная секция была посвящена проблемам анализа повседневной жизни в Советском Союзе глазами американских наблюдателей, научного трансфера и институционализации региональных исследований в России и Западной Европе. На ней обсуждались вопросы состояния славистики в США, Европе и Советском союзе в середине XX века, проблемы изучения Латинской Америки в США на фоне борьбы науки и политики во время «холодной войны».

Впечатляющей оказалась «география» предметов исследований от производства этнографических фактов антропологов в Перу в начале «холодной войны» до историографии народов Волги и Урала. Участники представили различные контексты исследования науки в своих странах: науковедение в Польше и Чехословакии, футурологические и прогностические исследования в Западной и Восточной Европе и общий взгляд на развитие истории науки во время «холодной войны». В режиме skype-конференции с докладом о развитии теории принятия решений в годы «холодной войны» выступил находившийся в Америке известный историк экономической мысли Филипп Мировски (Университет Нотр-Дам, США).

По мнению большинства участников, конференция удачно объединила на одной дискуссионной площадке специалистов разных сфер. Вполне возможно, что на основе завязавшихся контактов представители несхожих ранее исследовательских направлений смогут создать совместные междисциплинарные доклады и новаторские работы.

Анастасия Шалаева, специально для новостной службы портала ВШЭ

13.1 Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.).

13.2 Реформы Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.).

13.3 Правление Л.И. Брежнева (1964-1982 гг.).

13.4 Перестройка 1985-1991 гг.

На послевоенное развитие СССР определяющее влияние оказала «холодная война». Участие в ней вынудило тратить огромные средства на военно-промышленный комплекс, отвлекая от производства товаров народного потребления. На фоне роста потребностей населения дефицит служил причиной нарастающего недовольства. Идеологическая обработка американской пропагандой советского населения, в первую очередь, номенклатуры, привела к убеждению о неэффективности советского строя и необходимости его слома.

13.1 Послевоенное развитие ссср (1945-1953 гг.)

Начало «холодной войны». Окончание Второй мировой войны зафиксировало новую геополитическую реальность. На мировой арене возникли две сверхдержавы – США и СССР. США смогли усилиться за счет превращения в мирового кредитора. Кроме того, на территории Америки боевые действия не велись.

СССР внес решающий вклад в разгром фашизма, чем обеспечил рост своей популярности в мире. Если в 1941 г. СССР имел дипломатические отношения только с 26 странами, то в 1945 г. – с 52. В 1945 г. коммунисты входили в правительства 13 буржуазных государств, включая Францию и Италию. Советская армия представляла собой мощную силу и была самой многочисленной в мире. Политическое влияние СССР распространялось на Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию, Чехословакию, Югославию, а также восточную Германию.

Однако растущее влияние СССР обеспокоило США, начавших против Советского Союза «холодную войну» – противостояние между США и СССР в военно-политической, экономической и идеологической сферах.

«Холодная война» началась 5 марта 1946 г. с «фултонской речи» бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля. Выступая в г. Фултон в присутствии президента США Г. Трумэна, У. Черчилль заявил об угрозе, исходящей со стороны СССР.

В 1947 г. идеи У. Черчилля были развиты в послании президента Г. Трумэна Конгрессу США («доктрина Трумэна»). В них по отношению к СССР были определены две стратегические задачи:

Задача-минимум – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии («доктрина сдерживания социализма»);

Задача-максимум – сделать все, чтобы заставить СССР уйти к своим прежним границам («доктрина отбрасывания социализма»).

В доктрине определялась конкретные мероприятия для выполнения данных задач (программа «холодной войны»):

Оказание экономической помощи странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США («план Маршалла»);

Создание военно-политических союзов во главе с США;

Размещение вдоль советских границ баз США;

Поддержка антисоциалистических сил внутри стран советского блока.

В 1949 г. по инициативе США был создан военно-политический блок НАТО (Организация Североатлантического альянса), куда помимо США вошли Канада, Англия и целый ряд государств Западной Европы. Разрабатывались планы военной агрессии против СССР, атомной бомбардировки советской территории. Лишь успешное испытание в 1949 г. советской атомной бомбы остановило реализацию этих планов.

После того, как западные страны начали в отношении Советского Союза проводить политику «холодной войны», СССР приступил к укреплению и расширению сотрудничества со странами социализма. В 1946-1948 гг. СССР способствовал падению коалиционных правительств «народного фронта» и установлению вместо них коммунистических правлений в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехословакии (в Югославии и Албании коммунисты пришли к власти еще в 1945 г.). В этих странах были проведены реформы по советскому образцу: национализация, коллективизация и т.д.

Навязывание Москвой своей политической воли имело под собой материальную основу. Даже в условиях голода, охватившего в 1946 г. большую часть советской территории, СССР поставил союзникам 2,5 млн. тонн зерна. Странам «социалистического лагеря» предоставлялись льготные кредиты, которые составили за 1945-1952 гг. 3 млрд. долларов.

В 1947 г. образовалось Информационное бюро коммунистических и рабочих партий – Информбюро. Оно су­ществовало до 1956 г. и было призвано координировать действия этих партий для принятия совместных постановлений. СССР стал активно содействовать коммунистическому движению в капиталистических странах, способствовал росту национально-освободительного движения, краху колониальной системы.

Взаимоотношения СССР со странами «социалистического лаге­ря» далеко не всегда складывались легко и просто. Так, в 1948 г. были разорваны отношения Советского Союза и Югославии из-за личных противоречий И.В. Сталина и лидера югославских коммунистов И. Броз Тито.

В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Он стал основным каналом материальной помощи СССР странам социализма. В СЭВ входили Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша. Румыния, СССР, Чехословакия. В 1949 г. в СЭВ вступила Албания, однако с конца 1961 г. в деятельности организации не участвовала. С 1961 г. в деятельности СЭВ по некоторым вопросам принимала участие Югославия.

СССР начал проводить активную политику в Азии. Так, СССР содействовал тому, чтобы в Китае произошла социалистическая революция и была создана Китайская народная республика – КНР (1949 г.).

В 1949 г. разразился первый Берлинский кризис, в результате произошло разделение Германии. В мае 1949 г. на территории западных оккупационных зон была создана Федеративная Республика Германии (ФРГ) со столицей в Бонне. В качестве ответной меры в октябре 1949 г. в советской оккупационной зоне была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).

Первым вооруженным конфликтом «холодной войны» явилась Корейская война (1950-1953). Северную Корею в войне поддержали СССР, который помогал военной техникой, и Китай, который ввел свои войска. На стороне Южной Кореи выступили США, войска которых развернули боевые действия на территории полуострова. В итоге война закончилась окончательным разделом Кореи.

В 1955 г. восточноевропейская часть этих стран была объединена в военно-политический союз – Организацию Варшавского Договора (ОВД). В нее вошли Албания (в 1968 г. вышла из состава), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

Общественно-политическая жизнь. Переход к мирной жизни потребовал реорганизации управления. В сентябре 1945 г. в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен ГКО. В 1946 г. Совет Народных Комиссаров был преобразован в Совет Министров, председателем которого стал И.В. Сталин.

Победа в Великой Отечественной войне породила надежды на ослабление репрессивного режима и улучшение жизни. Поколение советских солдат и офицеров, прошедших суровую школу войны, почувствовавших относительную самостоятельность и значение инициативы, ожидало демократизации общественной жизни. Люди были полны оптимизма, считая, что самое тяжелое осталось позади. Многие крестьяне надеялись на роспуск колхозов. Интеллигенция мечтала о возможности свободного творчества.

Начавшаяся «холодная война» привела к тому, что с 1946 г. произошло ужесточение политического режима. Сталинское руководство принялось «завинчивать гайки», ослабевшие в предшествующие годы. В 1946 г. была арестована большая группа офицеров и генералов. Опале подвергся Г.К. Жуков, назначенный командовать сначала Одесским военный округом, а затем – Уральским.

«Чистке» подвергались бывшие советские военнопленные и угнанные в Германию мирные жители, часть из них оказалась в лагерях. Велась борьба с националистическими движениями на Западной Украине («Украинская повстанческая армия»), в Прибалтике («Лесные братья»)

Летом 1946 г. началась идеологическая кампания против творческой интеллигенции. В ее рамках происходили гонения на журналы «Ленинград», «Звезда», представителей интеллигенции (А. Ахматову, М. Зощенко, С. Эйзенштейна, С. Прокофьева, С. Шостаковича и др.). Их обвиняли в отсутствии патриотизма, заискивании перед Западом, безыдейности творчества.

В 1948 г. началась борьба с «космополитизмом» – мировоззрением, ставящим общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации. Запрещались контакты с иностранцами, браки с ними. В 1948-1952 гг. был организован процесс по делу Еврейского антифашистского комитета.

Целые научные направления, такие, как генетика и кибернетика, были объявлены буржуазными и запрещены, что затормозило развитие данных областей науки в СССР на десятилетия. Планировалось запретить квантовую теорию и теорию относительности, но необходимость иметь атомную бомбу спасла физику.

В конце жизни Сталина (в 1949 г. ему исполнилось 70 лет) обострилась борьба за власть между его соратниками. Одной из группировок (Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев) удалось добиться организации в 1949-1952 гг. «ленинградского дела», в результате которого была уничтожена очень влиятельная «ленинградская группа». В ходе него репрессировали действующих или бывших руководителей Ленинграда, включая председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского (одного из возможных преемников Сталина), председателя Совета Министров РСФСР М.И. Родионова и др.

В 1952-1953 гг. сфабриковано «дело врачей», обвиненных в заговоре с целью убийства Сталина и других советских лидеров.

Несмотря на громкие процессы послевоенного времени, их масштаб был несоизмерим с репрессиями 1937-1938 гг. Реального протеста против существующего режима не было, он продолжал пользоваться массовой поддержкой. В октябре 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП(б), переименовавший партию в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС).

Социально-экономическое развитие. За годы войны была потеряна треть национального богатства СССР. Западная часть страны лежала в руинах. Поэтому главной задачей в области экономики в первые послевоенные годы было восстановление разрушенного войной народного хозяйства и переход к мирному строительству.

Опираться при этом пришлось только на собственные силы. Репарации с побежденной Германии составили всего лишь 4,3 млрд. долларов. От американской помощи СССР по «плану Маршалла» отказался, т.к. она подразумевала потерю части суверенитета. Главными были внутренние источники развития – перераспределение средств из аграрного сектора в промышленность, государственные займы, бесплатный труд военнопленных и заключенных. Использовался и невиданный духовный подъем народа.

Первоочередное внимание по-прежнему уделялось развитию тяжелой промышленности. В короткие сроки была проведена конверсия промышленности – перевод на выпуск мирной продукции. За четвертую пятилетку (1946-1950) было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. К 1947 г. промышленность достигла довоенного уровня, а в 1950 г. превысила его более чем на 70%.

В 1949 г. произведено испытание атомного оружия, в 1953 г. – водородной бомбы.

В области сельского хозяйства первый послевоенный пятилетний план не был выполнен. Рассматривая село как источник для промышленности, руководство страны усилило внеэкономическое принуждение колхозного крестьянства. На него не распространялись социальные льготы, имевшиеся в промышленной сфере, крестьяне не могли покинуть деревню без санкции властей. Укреплялся колхозный строй, ужесточалась трудовая дисциплина, росли непомерные налоги.

Положение дел в сельском хозяйстве осложнилось тем, что в 1946 г. Украину, Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, центральные черноземные области охватила сильная засуха. Начавшийся голод, по некоторым оценкам, привел к гибели 770 тыс. человек.

На рубеже 1940-1950-х гг. для лучшего использования техники и улучшения управляемости сельским хозяйством было проведено укрупнение мелких колхозов. В течение 1950-1953 гг. их число уменьшилось с 255 до 94 тысяч. Крестьяне сселялись на центральные усадьбы, а небольшие деревни ликвидировались.

По мере восстановления заводов в деревню направлялась новая техника, шла электрификация села. Несмотря на принимаемые меры, положение в сельском хозяйстве оставалось тяжелым.

В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные и промышленные товары и проведена денежная реформа в форме деноминации, заключавшаяся в обмене старых денег на новые в основном в соотношении 10:1.

Проводившиеся в пропагандистских целях снижения цен на потребительские товары также ложились дополнительным бременем на крестьянство, т. к. осуществлялись в основном за счет снижения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

«Наука в современном обществе» - В современном мире создана научная инфраструктура. Алфёров Жорес Иванович. Наука в современном мире. Андрей Дмитриевич Сахаров. Цель. Свидетельство о вручении Нобелевской премии М.А. Шолохову. Наука в современном обществе. Научными исследованиями в мире заняты более 5 млн человек. Вывод. Научные факты.

«Научное творчество» - Задачи европейской алхимии. Связь закономерностей мышления. Резерфорд. Элементы объясняемого процесса. Основные ошибки научного мышления. Наука и другие формы знания. Научное творчество. Составляющие диалога. Особенности научного творчества. Задача Вавилонской математики. Протонаука. Древний Египет.

«Предмет науки» - Взаимосвязь, взаимопроникновение различных функций науки. Становление науки как социального института относится к XVII-XVIII вв. Общезначимые черты современной науки. Наука. Теоретическое проникновение в сущность реальных явлений. План изучения новой темы. Социальная функция. Незавершенность науки способствует появлению различных научных школ.

«Наука и знание» - Форма знания. Наука Философия. Два типа истины. Частное познание. Верификация. Н. Коперник. Постпозитивизм. Диалоговая эпистемология. Принцип движения в физике Аристотеля. Научное и ненаучное знание. Фальсификация. Созерцательная эпистемология. Наука и религия. Научная программа Аристотеля. Научное мышление.

«Наука о науке» - Научная дисциплина. Введение Определение История Цель Что изучает науковедение? Что изучают науковеды? Механизм адаптационного торможения. Закон Лотки 3.3. Оценка эффективности труда ученого и научного коллектива. Научное творчество Состояние и проблемы российской науки (семинар). Закон экспоненциального роста.

«Когнитивная наука» - Науки. Закон технико-гуманитарного баланса. Познание понимается как создание и переработка информации. К истории вопроса (символьный этап развития когнитивной науки науке). К истории вопроса (познание в философии). Природа человека в когнитивных науках. Философские и научные программы исследований природы человека.

Всего в теме 27 презентаций

Наибольшую роль играли военно-технические факторы, которые непосредственно сказывались на политике СССР и США. Ни одной из великих держав не удавалось создать абсолютный перевес сил, который стал бы источником уверенности в военной победе в случае прямого конфликта. На начальном периоде «холодной войны» США обладали монополией на ядерное оружие, но не имели более надежных средств его доставки, чем тяжелые бомбардировщики, уязвимые для советских средств противовоздушной обороны. Кроме того, на потенциальных евразийских театрах военных действий СССР имел бы перевес в обычных вооружениях. С появлением у СССР ядерного и термоядерного оружия, а затем и баллистических ракет, хотя по их числу США, вплоть до конца 1960-х гг., имели перевес, территории обеих великих держав стали уязвимыми для ядерных ударов. С достижением количественного равенства (паритета) в стратегических вооружениях соперничество охватило иную сторону -- их качественного совершенствования. Формулы упорядоченного соперничества сложились не сразу. На начальном этапе «холодной войны», хронологические рамки которого определялись периодом 1947--1953 гг., обе стороны исходили из очень высокой степени вероятности военного столкновения друг с другом. И СССР и США стремились как можно быстрее включить в орбиту своего влияния все страны, судьба и выбор которых еще не определились, и как минимум -- помешать расширению сферы влияния оппонента.

Берлинский кризис 1948 г. - Германия и ее столица -- Берлин были поделена на зоны оккупации США, Великобритании, Франции, СССР. После проведения денежной реформы в западной части страны, СССР закрыла сообщение с восточной частью, надеясь решить возникшую проблему путем переговоров, надеясь, что в сложившейся ситуации страны Запада пойдут на уступки в германском вопросе. Однако США категорически исключили переговоры с позиции слабости.

Блокада была прорвана с установлением воздушного моста с Западным Берлином, по которому в город поставлялись продукты питания. Командование войск США в Германии не исключало возникновения прямого военного конфликта, если СССР попытается помешать этим поставкам. Война в Корее, 1950--1953 гг. Второй конфликт, поставивший СССР и США на грань прямого столкновения. Аналогичная тупиковая ситуация сложилась в Индокитае, где Франция, утратившая прямой контроль над Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей, стремилась сохранить у власти во Вьетнаме прозападный диктаторский режим.

Национально-освободительным силам, принявшим коммунистическую ориентацию, оказали помощь Китай и СССР. Французские войска понесли тяжелые поражения. К 1954 г. стало ясно, что ни одна из сторон не способна добиться военного успеха. Карибский кризис 1962 г. и его значение. Наиболее острым конфликтом «холодной войны» был Карибский кризис 1962 г. Победа в 1959 г. на Кубе революционного движения, возглавляемого Ф. Кастро, и выбор им курса на сотрудничество с СССР вызвали беспокойство в Вашингтоне. В Москве, напротив, появление первого союзника в Западном полушарии было встречено как знамение грядущих перемен в пользу СССР в Латинской Америке. Уверенность советских лидеров в том, что США так или иначе попытаются свергнуть режим Ф. Кастро, желание изменить соотношение сил в свою пользу подтолкнули их к размещению на Кубе ракет средней дальности с ядерными боеголовками, способных достичь большинства американских городов. Этот шаг, предпринятый втайне не только от мировой общественности, но и от собственных дипломатов, стал известен правительству США благодаря воздушной разведке. Он был расценен как создающий смертельную угрозу интересам Америки. Ответные меры (введение морской блокады Кубы и подготовка к упреждающим ударам по советским базам на острове) поставили мир на грань ядерной войны. Урегулирование конфликта стало возможным благодаря выдержке и здравомыслию, проявленным президентом США Дж. Кеннеди и советским лидером Н.С. Хрущевым. Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10--11 классов. Второе изда-ние. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово -- PC», 2000

Любой из вышеперечисленных конфликтов, в которые с одной стороны были вовлечены страны Западного блока, а с другой СССР и ее союзники, мог привести к крупным военным действиям. Это было особенно опасно из-за большого количества научных открытий и применения их в военной промышленности.

Холодная война стала явлением, в условиях которого существовали как минимум два поколения человечества, причём в него были втянуты десятки стран непосредственно и едва ли не все страны мира – косвенно. Следовательно, подобное глобальное явление не могло обойтись без не менее глобальных и значимых последствий.

В действительности холодная война оказала влияние практически на все стороны жизни человечества, к тому же её последствия в различных странах имели свои особенности. Если же попытаться выделить некие основные, наиболее общие последствия холодной войны, то нужно упомянуть следующие:

  • разделение мира по идеологическому принципу – с началом холодной войны и образованием военно-политических блоков. Возглавляемых США и СССР, весь мир оказался в состоянии разделения на «своих» и «чужих». Это создавало многочисленные практические сложности, так как ставило немало преград на пути экономического, культурного и иного сотрудничества, но в первую очередь это имело негативные психологические последствия – человечество не чувствовало себя единым целым. Кроме того, постоянно нагнетался страх того, что противостояние может перейти в острую фазу и закончиться мировой войной с использованием ядерного оружия;
  • разделение мира на сферы влияния и борьба за них – фактически вся планета рассматривалась противостоящими сторонами как плацдарм в борьбе друг с другом. Поэтому те или иные регионы мира являлись сферами влияния, за контроль над которыми между сверхдержавами шла ожесточённая борьба на уровне экономической политики, пропаганды, поддержки тех или иных сил в отдельных странах и тайных операций спецслужб. В результате в различных регионах были спровоцированы тяжёлые разногласия, которые после окончания холодной войны привели к многочисленным очагам напряжённости, возникновению локальных вооружённых конфликтов и полномасштабных гражданских войн (судьба Югославии, «горячие точки» на территории бывшего СССР, многочисленные конфликты в Африке и так далее);
  • милитаризация мировой экономики – огромные материальные средства, природные, технические и финансовые ресурсы были направлены в военную промышленность, в гонку вооружений. Помимо того, что это подорвало хозяйственный потенциал многих стран (прежде всего из соцлагеря), это ещё стало и весьма серьёзным фактором последующего возникновения локальных конфликтов и мирового терроризма. После окончания холодной войны осталось большое количество оружия и вооружений, которое через чёрный рынок стало подпитывать «горячие точки» и организации экстремистов;
  • формирование ряда социалистических режимов – окончание холодной войны ознаменовало собой антикоммунистические и антисоциалистические революции во многих странах, прежде всего в Европе. Однако ряд стран сохранили социалистические режимы, причём в довольно консервативном виде. Это является одним из факторов нестабильности современных международных отношений: так, например, для США по-прежнему весьма невыгодно нахождение у их рубежей социалистического государства (Кубы), а КНДР, чей политический режим весьма близок к сталинизму , является раздражителем для Запада, Южной Кореи и Японии ввиду информации о работах по созданию северно-корейского ядерного оружия;
  • холодная война в действительности была не такой уж и «холодной» - дело в том, что холодной войной данное противостояние называлось потому, что дело не дошло до вооружённого конфликта между сверхдержавами и их наиболее мощными союзниками. Но между тем в ряде точек мира состоялись полномасштабные военные конфликты, отчасти спровоцированные действиями сверхдержав, а также с их непосредственным участием в них (война во Вьетнаме, война в Афганистане , целый перечень конфликтов на африканском континенте);
  • холодная война способствовала выходу некоторых стран на лидирующие позиции – по окончании Второй Мировой войны США активно поддерживали экономическое возрождение и развитие Западной Германии и Японии, которые могли быть их союзниками в борьбе против СССР. Советский Союз также оказал определённую помощь Китаю. При этом Китай развивался самостоятельно, но пока остальной мир сосредоточился на противостоянии США и СССР, Китай получил благоприятные условия для преобразований;
  • научно-техническое и технологическое развитие – холодная война стимулировала развитие как фундаментальной науки, так и прикладных технологий, которые изначально спонсировались и развивались для военных целей, а после были перепрофилированы для гражданских нужд и повлияли на рост уровня жизни обычных людей. Классический пример – Интернет, который первоначально появился как система связи американских военных на случай ядерной войны с СССР;
  • формирование однополярной модели мира – фактически победившие в холодной войне США стали единственной сверхдержавой. Опираясь на созданный ими для противостояния СССР военно-политический механизм НАТО, а также на самую мощную военную машину, также появившуюся в ходе гонки вооружений с Советским Союзом, Штаты получили все необходимые механизмы для защиты своих интересов в любой части мира вне зависимости от решений международных организаций и интересов других стран. Особенно ярко это проявилось в так называемом «экспорте демократии», проводимом США с рубежа XX-XXI веков. С одной стороны, это означает доминирование одной страны, с другой, ведёт к нарастанию противоречий и сопротивлению этому доминированию.

Александр Бабицкий

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама