THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Их предприимчивость и ошеломительные военные успехи вызывали зависть у главных политических фигур Западной Европы в XII-XIV вв.

Защитники храма

Братство рыцарей-храмовников зародилось в Палестине в первой четверти XII века. Группа французской знати под руководством рыцаря из Шампани Гуго де Пейна и его брата по оружию Годфруа де Сент-Омера в 1118 году обосновалась в Иерусалиме и обязалась мечом и верой защищать безоружных паломников. Хронист Гийом Тирский отметил в своей «Истории деяний в заморских землях», что изначально девять рыцарей стояли у истоков братства. Мотив создания нового духовно-рыцарского объединения был явным: мир в Святой Земле был шатким, экспедиции паломников находились под постоянной угрозой нападения со стороны мусульман.

Король Балдуин II дает приют тамплиерам. (wikipedia.org)

Будущий орден с самого начала формировался как боевая организация государств на Востоке. Иерусалимский король Балдуин II позволил новому братству обосноваться в южном крыле своей резиденции, которая примыкала к храму Гроба Господня (до этого — мечеть аль-Акса). Считалось, что главный штаб рыцарей находился на месте храма царя Соломона. Наименование ордена с латыни (Templum или temple) переводится как «храм».

Постепенно братство рыцарей-храмовников обрастало нужными связями: в 1126 году будущий орден поддержал граф Гуго Шампанский, граф Фульк Анжуйский, а также примерно в это же время на бедных воинов обратил внимание один из главных идеологов движения на Восток — аббат Бернар Клервоский. Во многом, его панегирик «Похвала новому рыцарству» создал тамплиерам образ доблестных защитников христиан и борцов за правое дело.

В конечном счёте, 13 января 1129 году усилиями аббата был созван церковный собор в Труа, на котором римский понтифик Гонорий II дал согласие на формирование нового ордена и утвердил его устав. Чтобы места в новой организации не пустовали, вдохновитель и первый магистр тамплиеров Гуго де Пейен отправился в 1127—1129 годах в поездку по Европе с целью призыва новых добровольцев в ряды защитников храма Гроба Господня.


Тамплиеры. (images.immediate.co.uk)

Структура и устав ордена прекрасно подходил для выполнения его основных функций: оборона границ королевства и расширение подконтрольных крестоносцам территорий, борьба с мусульманскими правителями ближневосточных областей и усмирение местного населения в случае мятежа против власти христиан на Святой Земле.

Тамплиеры стали главной ударной силой Иерусалимского королевства. Даже несмотря на серьёзные поражения от мусульман в 1129 и 1153 гг. под Аскалоном, рыцари Храма слыли отличными воинами, грозными бойцами, которые проводили массу успешных боевых операций. В Святой Земле братство рыцарей-храмовников снискало славу верных слуг Господа и апостольского престола, однако благочестие и дисциплина рыцарей, о которых писали панегиристы и церковники, были, мягко говоря, не на должном уровне.

Миллионеры из монастыря

Алый лапчатый крест на белом полотне — главный символ ордена, который олицетворял верность, служение до крови и борьбу за истинную веру.

Внутренняя организация духовно-рыцарского ордена тамплиеров в целом не отличалась от их коллег по цеху. Как и все члены военно-монашеских организаций, рыцари-храмовники должны были соблюдать устав, вести аскетичный образ жизни, отказаться от мирских благ и посвятить свою жизнь служению Господу и защите интересов папского престола. Бернар Клервоский взывал к тому, чтобы два брата-рыцаря питались из одной миски. Никаких плотских увеселений, громких песен и, боже упаси, шуток и смеха.

Жизнь рыцарей храма Соломона делилась на монастырскую и казарменную. В мирное время братья ордена трудились и ходили на церковные службы. Когда тревожно гудел рог, рыцари перемещались в палаточные лагеря. В боевой обстановке руководство орденом переходило в руки маршала, которого, в свою очередь, выбирал капитул. Туркопол отвечал за вспомогательные части и сержантов, а знаменосец руководил оруженосцами. Храмовники в походах несли все тяготы и лишения службы.

Апостольский престол старался смягчить участь боевых монахов в Святой Земле. Папа Иннокентий II на Пизанском соборе летом 1135 года добился сбора подати в пользу храмовников: все церковные чины (кроме преемника Святого Петра, разумеется) обязаны были платить от 1 марки серебром до 1 марки золотом на содержание ордена. Римский понтифик щедро жаловал рыцарям владения, конфискованные у неугодных ему правителей. Европейские монархи увидели в этом возможность улучшить свою репутацию с помощью богоугодного дела: Людовик VII отменил пошлины и налоги для тамплиеров, подарил им пару мельниц и несколько домов в городе Ла-Рошель. Генрих II Плантагенет, дабы искупить свои грехи, пожаловал ордену Храма около 42 тысяч марок серебром и 500 марок золотом.

Во второй половине XII века образ «бедных рыцарей Христа и храма Соломона» перестал соответствовать реальности. Злоупотребление привилегиями заметно развратило некогда небольшое, но сплоченное братство защитников Храма. Грабежи караванов, спекуляция и даже подкуп (тамплиеров обвиняли в предательстве во время осады Дамаска в 1148 году) — дурная слава преследовала рыцарей до распада их ордена.


Развлечения тамплиеров. (nationalpostcom.files.wordpress.com)

Тамплиеры мощную и эффективную банковскую систему по всему Средневековому Западу, вели бухгалтерскую документацию, занимались перевозкой паломников в Святую Землю, приобретали недвижимость и давали крупные кредиты первым лицам европейских государств. На юге Франции, в Париже и Лондоне дома братьев-храмовников превратились в своеобразные бизнес-центры. Будучи искусными дипломатами, рыцари Храма успешно вели переговоры с противником и решали сложные вопросы с европейской знатью. Не имея достаточно средств, в 1191 году английский король Ричард I Львиное Сердце продал тамплиерам остров Кипр.

После потери контроля над Иерусалимом духовно-рыцарские ордена оставались единственной и влиятельной силой на христианском Ближнем Востоке. Пальма первенства принадлежала тамплиерам.

С Кипра — на костёр

В XIII веке орден Храма находился на пике финансового могущества. Несмотря на потерю главной твердыни в Святой Земле крепости Акры в 1291 году, тамплиеры прекрасно чувствовали себя и в европейских городах. На протяжении ста лет они участвовали в ряде светских и церковных интриг, боролись с императором Фридрихом II Гогенштауфеном и даже пытались отразить монгольское нашествие под Легницей.

В 1293 году пост магистра ордена занял , который грезил о возвращении утраченных земель на Ближнем Востоке. Поиски поддержки привели магистра к римскому папе Клименту V и французскому королю Филиппу IV Красивому. Магистр попал не совсем по адресу. Монарх якобы опасался заговоров, которые творили тамплиеры в Европе. Расправа с орденом была хорошим поводом для государя избавиться от долга и приумножить количество денежных средств в казне. Храмовники крепко обосновались во Франции и организовали целую ростовщическую сеть с жёсткими органами контроля за должниками.

Филипп IV в начале XIV века стал инициатором знаменитого « » римских пап. Таким образом монарх имел защиту «анти-папы», которая развязала ему руки по отношению к рыцарям-храмовникам.

Сожжение тамплиеров. (wikipedia.org)

В 1307 году именем Святой инквизиции начинаются повальные аресты французских храмовников. Церковный суд рассмотрел показания свидетелей, которые видели в рыцарях слуг дьявола и извращенцев. Жестокие казни и пытки продолжались около года, пока верховный понтифик не приостановил деятельность инквизиции. Но французский король и его сторонники надавили на папу и продолжили расправы над орденом. Многие члены духовно-рыцарского братства сознавались в грехах, имущество тамплиеров подлежало конфискации практически по всей Европе. В 1314 году магистр ордена Жак де Моле был казнён. Братья-рыцари, которые успели уйти от преследования, смогли обосноваться в Шотландии и Португалии. Таков был конец, пожалуй, самого влиятельного и могущественного духовно-рыцарского ордена в Западной Европе.

Сложная тема — отчего исчез, погиб орден Тамплиеров. Я не обладаю достаточными знаниями в истории ордена Тамплиеров, поэтому поставил целью составить обзор пользяюсь разными источниками из Интернета.

Орден Тамплиеров был создан после 1-го Крестового похода в Палестину. Считается, что создали его для защиты паломников в Иерусалим (хотя это показушная цель). Был признан официально католической церковью в 1128 г. на Соборе в Труа. Устав военно — монашеского Ордена написал Бернар Клервосский. Он же стал и инициатором 2 Крестового похода. Все первые храмовники участвовали в крестовом походе, т.е. несли веру совсем не гуманным способом — мечом и копьем.

Очень много сегодня говорят о тайнах и загадках самого мистического монашеского братства - ордене тамплиеров. До сих пор неизвестно, каким образом «бедное рыцарство Христово и храма Соломонова» (такое официальное название было у ордена тамплиеров) стало обладателем несметных богатств и крупнейшим европейским землевладельцем. Например, основываясь на исторические факты, исследователи утверждают, что орден Тамплиеров был намного богаче любого правителя Западной Европы.

Кроме того, основанный в 1118 году за 50 лет орден Тамплиеров стал самой влиятельнейшей и могущественной организацией в Европе. Тамплиеры финансировали строительство соборов, строили дороги, стали международными банкирами. Есть также сведения, что тамплиеры плавали в Америку — намного раньше Колумба.

Чем занимался орден Тамплиеров в Европе

Орден тамплиеров быстро разросся, владел землями во всех странах Западной Европы, особенно много во Франции, Каталонии, Италии. Также:

  • Они имели множество привилегий от Папы Римского и от сюзеренов.
  • Тамплиеры придумали безналичный способ перевода денег, при котором золото теперь уже не нужно было возить с собой, но можно было получать его по заемным письмам у казначеев в приоратах. А так как эти приораты словно паутина охватывали весь тогдашний христианский мир. Ни один другой светский ростовщик не смог оказать клиентам подобную услугу, а вот храмовникам это было легко. Кроме того, именно они придумали и систему чеков и аккредитивов на предъявителя, и ввели в обиход такое понятие, как «текущий счет».
  • Тамплиеры выдавали денежные ссуды государям, причем под залог доходных земель, а то и государственных сокровищ!
  • Нанесли французским королям удар невиданной прежде силы: отчеканили и стали хранить у себя в Тампле эталонный золотой ливр. Так что теперь любая, отличавшаяся от него, золотая монета объявлялась фальшивой и не принималась ими в расчетах!
  • Строили и охраняли дороги. Взяв с собой чек, паломник мог не перевозить с собой деньги, а обменять их в любой прецептории (комтурии) храмовников, это делало бессмысленным нападение разбойников с целью грабежа.
  • Создали свой флот, получили монополию на перевозки по Средиземному морю, отлично зарабатывая на этом.

Особенно сильым влияние ордена Тамплиеров было во Франции. Там же и был положен конец этой организации. Тамплиеры сосредоточили большие богатства. Французский король Филипп IV не был обременен моральными качествами, но звался Красивый, задумал покончить с орденом. Филипп Красивый шибко задолжах Ордену. Многие источники пишут, что именно так король решил избавиться от долга — уничтожить кредитную организацию.

Действия короля Фипиппа IV

Только ли затея Филиппа Красивого погубила рыцарей-храмовников или были и другие причины, слабости внутри их организации, нам трудно судить. Архив ордена Тамплиеров, как и их золотые запасы, по официальной версии изчезли. Король Франции от ордена избавился, но богатства их не нашел. Возможно Филипп IV, будучи современником событий, увидел что-то еще, например, внутренние расприи в Ордене, противостояние каких-то сил, борящихся за власть и влияние , и воспользовался ситуацией.

Тамплиеры — члены Ордена «Бедных рыцарей храма Соломона» — изначально девять бедных рыцарей, выбравших своей целью защиту паломников в пути на Святую землю. Само название «тамплиеры» происходит от французского слова «храм» («тампль»), так же известны как рыцари-храмовники.

Рождение и расцвет Ордена Тамплиеров

Датой основания ордена принято считать 1119 год, когда французский дворянин по имени Гуго де Пейн и восемь его родственников решили учредить свой Орден. Своей целью дворяне выбрали защиту паломников, которые после окончания Первого Крестового похода и взятия Иерусалима хлынули на Святую землю.

В те времена огромное количество народа странствовали по земле Палестины в поисках христианских святынь. Места, по которым проходили паломники, кишели разнообразными лихими людьми: от банд разбойников до жаждущих мести мусульман.

Нужно ли говорить, что путь безопасным не был. Количество паломников все увеличивалось, а вот численность рыцарей, способных наводить хоть какой-то порядок в неспокойных землях Палестины, постепенно уменьшалось. Никакие обещания наград и земельных наделов не могли удержать уставших от похода рыцарей на чужой земле. Рыцари рвались домой: к своим семьям и родовым замкам. Паломники, которые и без того каждый день подвергались грабежам и убийствам, оставались совсем без защиты.

Девять первых членов Ордена Тамплиеров оказались бедны настолько, что на двоих рыцарей у них приходилась всего одна лошадь. Впоследствии, в память об этом, Орден изготовил печать, на которой были изображены два всадника верхом на одной лошади.

Десять лет Орден влачил жалкое и безызвестное существование. До тех пор, пока король Иерусалима Балдуин II не решил, что пришло время для Второго Крестового похода, объясняя его наглостью со стороны мусульман, которые участили атаки на королевство.

Вместе со своими соратниками де Пейн объехал почти всю Европу, убеждая королей присоединиться к Походу. И настолько преуспел в этом, что по личной просьбе Папы Римского, вместе со своими рыцарями-тамплиерами, присутствовал на Великом Церковном Соборе в городе Труа во Франции. Результатом его пламенной речи стала полная поддержка Ордена Церковью и написание Устава. Также отцы Церкви повелели носить рыцарям Ордена белые с черным одежды с красным крестом. Это изображение стало первым прототипом боевого знамени Ордена Тамплиеров.

Постепенно число рыцарей Ордена увеличивалось за счет приема новых сторонников. Благодаря своей славе воинов Христа и защитников слабых Тамплиеры получали немало пожертвований не только от феодалов и европейских королей, но и от простого люда.

При всем растущем богатстве, влиянии и военной мощи, Орден продолжал следовать своей первоначальной миссии. Рыцари-храмовники строили и поддерживали специальные укрепления на всем пути следования паломников. Грамотное расположение укреплений помогало защищать обширные территории относительно малыми силами.

На содержание войск и замков на Святой земле требовались огромные суммы. И даже пожертвований от европейских монархов все равно не хватало. Стараясь увеличить приток денег, Орден начал предоставлять паломникам и торговцам финансовые услуги, а также услуги по хранению имущества. Со временем это привело к формированию подобия современной банковской системы, пользоваться которой не гнушался король Франции. В течение двадцати пяти лет казначеи Ордена состояли на должности министра финансов, что фактически равносильно управлению страной.

Так, девять бедных рыцарей превратились в самый влиятельный и богатый рыцарский орден Европы.

Падение Ордена

После падения Святого Королевства позиция Ордена пошатнулась. При том, что рыцари обладали все той же мощью и средствами — исчезла цель, которой они служили. Многие обвиняли членов Ордена в отступничестве и винили в падении Иерусалима. Хотя именно благодаря рыцарям-храмовникам Иерусалимское королевство смогло продержаться так долго, со всех сторон окруженное врагами.

Не устраивало возросшее влияние Тамплиеров и французского короля Филиппа, который видел в Ордене угрозу для своей короны. Используя показания о преступлениях против Веры изгнанного члена Ордена как предлог, Филипп начал следствие против рыцарей-храмовников.

13 октября 1307 года почти все члены Ордена были схвачены и арестованы. Все имущество было конфисковано в пользу казны и Церкви.

Вот некоторые из обвинений, которые выдвинула Святая Инквизиция:

  • поклонение идолам;
  • члены Ордена поклонялись коту, который приходил на собрания;
  • искажение формулы мессы;
  • все богатства Ордена происходят от поклонения идолам;
  • почитание идолов как Бога и Спасителя.

В 1310 году, после судебных разбирательств, охвативших всю Европу, на костре были сожжены 54 рыцаря-тамплиера, которые и под пытками не признали обвинений. В 1312 году папским указом Орден Храма был упразднен.

Так закончил свою историю Орден Бедных рыцарей Храма Соломона, оставив после себя легенды о чести, славе, богатстве и предательстве.

После первого крестового похода девять рыцарей-монахов отправились в Святую землю с тайной миссией. В 1118 году они прибыли в Иерусалим и поселились недалеко от того места, где, по легенде, когда-то стоял знаменитый храм царя Соломона. Рыцари получили прозвище тамплиеров, или храмовников (по-французски > - >). Это была организация, быстро становящаяся могущественной, и вдобавок окружённая для непосвящённых людей плотной завесой таинственности. Похоже, что даже само создание ордена поначалу таилось в полной тайне. Его основали в 1118 или 1119 году - даже дата точно неизвестна - девять французских рыцарей, среди которых был и некий Гуго де Пейн из Шампани. Чтобы объяснить властям цель своего присутствия в Иерусалиме, тамплиеры объявили, что будут охранять дороги, по которым тысячи христианских паломников устремились в Палестину и Сирию. Однако в военных действиях рыцари не участвовали, существенную помощь в защите пилигримов из Европы оказать также не могли. Чем же занимались храмовники на древней земле? Девять лет они хранили о новом рыцарском братстве полное молчание, во всяком случае, о тамплиерах не сообщает в эти годы ни одна из хроник. Но известно, что в 1127 году рыцари вернулись из Святой земли на родину (в город Труа), где и объявили о себе.

В следующем году орден и его устав были официально признаны на церковном Соборе, проходившем в городе Труа, центре Шампани. Заседание проходило под строгой охраной. Ни слова из обсуждавшегося не было вынесено за стены монастыря. Известен лишь результат столь представительного собрания: иерархами церкви был официально утверждён новый военно-католический Орден тамплиеров. Ему предоставлялись весьма обширные привилегии. Первым магистром (руководителем) ордена был избран Гуго де Пейн.

Резиденция храмовников была поначалу в самом Иерусалиме. Король Балдуин отвёл им место в ограде храма царя Соломона, откуда и пошло название ордена. Официально он назывался так - >. Рыцари Храма выбрали своей покровительницей Кроткую Матерь Божию. Вступая в орден, они торжественно клялись >.

Орден Храма с самого начала был двойственным: с одной стороны рыцарский, а с другой - монашеский. Даже на его печати была изображена лошадь с двумя всадниками в седле. По историческому факту есть ещё одна версия: Хуго де Пейн (великий магистр ордена) и другой рыцарь по имени Готфрид Сент-Омер имели поначалу одну боевую лошадь на двоих. По этой причине и как символ бедности, на гербе ордена изображались два рыцаря, едущих на одной лошади. И ещё одна версия такого изображения на печати: говорило о бедности и братстве.

Носили храмовники простой белый плащ с красным крестом на груди. Знамя ордена было полосатое, белое с чёрным, поэтому называлось Босеан - на старофранцузском языке это слово означает пегую лошадь; на знамени были крест и надпись-девиз: >.

Орден храма быстро стал мощной, хорошо организованной и дисциплинированной организацией. В её основе лежал принцип - >. Подчинялись рыцари лишь своему магистру и Папе Римскому.

Таинственная жизнь тамплиеров.

Слава о новом рыцарском ордене, члены которого воевали с неверными, охраняли паловников и торговые караваны, искусно лечили раны, быстро разнеслась по всей Европе. Орден, исповедующий бедность, быстро стал богатеть. Каждый, вступающий в него, безвозмездно приносил в дар братству своё состояние. Ордену дарили земли французские и английские короли; уже в 1130 году у тамплиеров были владения во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии. Ещё десять лет спустя к этому добавились владения в Италии, Австрии, Германии, Венгрии.

В 12 веке вместе с обширными землями, замками, крепостями тамплиеры вели торговые операции, владели портами, верфями, имели собственный мощный флот. Великие магистры, случалось, ссужали деньгами самих королей; и всё больше и больше храмовники забывали о том, что устав предполагает бедность и отказ ото всех земных радостей, запрещает любые светские удовольствия, даже смех и пение.

Хотя некоторые положения в уставе ордена вызывали удивление у многих, отступали от христианских догм, а иногда и просто противоречили им. Так, в одном из пунктов указывалось, что члены ордена могут не пребывать в обители, хотя для членов других монашеских сообществ постоянное присутствие было обязательным. Рыцарям-тамплиерам разрешалось исповедоваться только капелланам, принадлежащим к Ордену Храма, а это означало, что деятельность его членов была не подотчётна и не подконтрольна католическому духовенству. Орден имел право заниматься коммерческой деятельностью и владел собственностью (земельными угодьями и людьми, обрабатывающими их). Тамплиеров освободили от власти местных феодалов и даже от уплаты церковных налогов. Конечно, всё это вызывало множество вопросов. Почему столь малочисленное сообщество было выделено среди множества подобных? Что такого особенного совершили девять рыцарей за десять лет пребывания в Святой Земле, удостоившись такой награды? Кто был тайным покровителем рыцарей?

Считается, что за всей деятельностью Ордена Тамплиеров стоял могущественный католический лидер Бернар Клервосский, настоятель монастыря в Клерво. Он и был инициатором создания ордена и его тайным координатором. Исследователь тамплиеров Луи Шарпантье указывает, что именно по поручению Бернара Клервосского в Иерусалим отправились > и > монахи. Историкам вряд ли удасться точно узнать о находках тамплиеров. Но Шарпантье утверждает, что рыцари-монахи не столько занимались военными действиями, сколько собирали древние манускрипты, а основной целью их приезда был Заветный Ковчег Соломона, таящий ключ к тайным знаниям. Его-то и доставили храмовники в Европу. И именно Заветный Ковчег стал тем > и >, который прошли рыцари.

За время существования Ордена Храма число его членов возросло до сотни тысяч. Ему оказывали поддержку известнейшие аристократические семейства Европы. Организация тамплиеров отличалась жёсткостью и беспрекословным подчинением рядовых членов высшему руководству. Тамплиеры были разделены на воинов-монахов, участвовавших во всех конфликтах католической церкви, и тех, кто занимался хозяйственной деятельностью.

> деятельность тамплиеров заслуживает особого внимания. Командорства рыцарей-монахов находились во всех европейских странах. Они стали крупнейшими центрами образования и ремёсел. Особенно покровительствовали тамплиеры строительству. С началом их деятельности удивительным образом совпадает возведение в Европе крупнейших готических храмов: в Шартре, Париже, Бурже, Реймсе, Амьене, Тулузе, Суассоне и других городах.

Готический храм - очень сложное архитектурное сооружение, возведение которого требует обширнейших знаний. В Европе же после трёхсотлетних варварских войн почти не осталось мастеров, способных сделать каменную кладку, отремонтировать крышу. Воины-монахи свозили в казну ордена не только награбленные сокровища сарацинов, но и бесценные греческие, египетские, арабские манускрипты. Многие рукописи считались церковью еретическими, но храмовники бережно их сохраняли. И именно через библиотеки и школы тамплиеров европейцы восполняли утраченные знания.

В боях с > рыцари Храма проявляли вероломство, особенную жестокость, вызывая ненависть мусульман. Не случайно, разгромив в 1187 году войско короля иерусалимского, Салах ад-Дин весьма милостиво обошёлся со всеми пленными христианскими рыцарями, за исключением тамплиеров.

Впрочем, и после этого поражения, потрясшего Иерусалимское королевство, орден Храма ещё долго владел крупными поместьями в Святой земле и продолжал увеличивать свои богатства и славу - и добрую, и зловещую.

Храмовники воевали с мусульманами в Святой земле, а в Европе учреждали одно командорство за другим. Они вмешивались в дела государств, выступали в роли третейских судей, разрешая конфликты между монархами.

Рыцарям храма были знакомы бухгалтерский учёт и принцип двойной записи, чековые расчёты и сложные проценты; во всём христианском мире не было более опытных и честных экономистов. Вдобавок они поощряли развитие науки.

Значительной была благотворительная деятельность тамплиеров. Устав приписывал им трижды в неделю кормить бедных в своих домах.

3. Как закончилась история Ордена.

Тамплиеры с успехом занимались и коммерческой деятельностью. Ростовщичество, торговля, земельные и денежные пожертвования сделали их крупнейшими собственниками в Европе и на Ближнем Востоке и кредиторами почти всех королевских дворов. Влияние их росло из года в год, но особенно усилилось, когда великие магистры свернули свою деятельность на Востоке после падения Иерусалима под ударами турок, а освободившиеся средства направили в Европу.

И тут орден, достигший своего могущества, неожиданно прекращает существование. Почему? В этом заключается ещё одна тайна, которой окутана история Ордена тамплиеров.

Конечно, косвенной причиной этого послужил конфликт между королём Франции Филиппом 4 Красивым и магистрами Ордена Храма. Только во Франции у тамплиеров было около 2000 командорств, которые владели более чем 2 миллионами гектаров земли, не подлежащих налогообложению. А если добавить ещё и прекрасно налаженную хозяйственную деятельность да накопленные за столетия сокровища, собственный флот и порты! Конечно же, у разорившегося Филиппа 4 возникало страстное желание заполучить богатства тамплиеров, пополнить ими собственную казну, да к тому же это привело бы к устранению сильного соперника, влиявшего на европейскую политику. 12 сентября 1307 года был разослан указ Филиппа 4 всем губернаторам Франции, предписывающий в один день арестовать всех храмовников. Всё братство, включая Великого магистра, обвинялось в ереси, отказе от христианской веры, поклонении идолам.

Конечно, тамплиеры знали о готовящихся репрессиях, наверняка > предупредили их о дате. Но почему, столь могущественные рыцари-монахи не оказали сопротивления и не скрылись? Это ещё одна тайна тамплиеров. Климент v, ставший главой Католической церкви с помощью французского короля, поддержал его действия и послал подобные указы в Испанию, Португалию, Англию. Тысячи тамплиеров были брошены за решётку. Власти, добиваясь признания в ереси, применяли к ним пытки. Рыцари Ордена Храма всегда отличались стойкостью и непреклонностью и тайны ордена не выдали.

Начались казни: время от времени по приказу короля рыцарей небольшими группами сжигали на кострах в самом Париже или других городах королевства. Не дожидаясь конца следствия, Папа Римский Климент v объявил о роспуске ордена и его запрете по всему христианскому миру.

Сокровища тамплиеров не стали достоянием ни французского короля, ни Папы Римского. Говорили, что последний Великий магистр ордена Жак де Моле точно знал о дате предстоящего разгрома, но специально не стал покидать Францию. За день до ареста он, чтобы усыпить бдительность Филиппа, даже прибыл ко двору для участия в траурной процессии по случаю смерти жены брата короля. Великий магистр ордена Жак де Моле провёл в темнице пять с половиной лет, подвергаясь изощрённым пыткам. Наконец настал день, когда он, босой, в жёлтом колпаке еретика, в последний раз прошёл по Парижу, сопровождаемый стражей и монахами. На одном из островков Сены уже был разложен костёр.

Великого магистра рыцарского братства сожгли на костре 18 марта 1313 года. Последними его словами были проклятия - королю Франции Филлипу, Папе Римскому Клименту v и Гийому де Ногарэ, военачальнику, арестовавшему Великого магистра и лично пытавшего его. Проклятие оказалось пророческим: в течение года один за другим умерли все трое.

Но и сам орден храмовников перестал существовать. Переходили к короне их замки и земли, конфисковались корабли. Многое из имущества тамплиеров передавалось госпитальерам, вечным соперникам; отошёл к ним и сам замок Тампль в Париже.

Только в Португалии и Испании, боровшихся с арабами, монархи не дали тамплиеров в обиду: братья-рыцари нужны были им как мощная союзная военная сила. Правда, чтобы формально выполнить всё же запрет Папы Римского, учреждены были новые рыцарские ордена, которым переходили и имущество храмовников, и они сами. Нетронутыми были владения храмовников, сохранившиеся на острове Кипр.

Загадки Храмовников.

Немногое осталось от Ордена, некогда могущественного и влиятельного.

Филиппу, желавшему заполучить богатства тамплиеров, досталась пустая сокровищница. Вместе с казной исчезли боевое знамя, священные сосуды и реликвии, старинные рукописи. Бесследно пропали и богатства во всех командорствах Ордена Храма во Франции. Судьба сокровищ тамплиеров затерялась в веках.

Зато остались загадки, на которые не нашлось ответа. И надо сказать, они и по сей день волнуют воображение многих людей.

Загадочными стали верования храмовников, есть даже специальные исследования на этот счёт - и достаточно научные, и полные мистики. Выдвинуты, например, предположения: что же, всё-таки, олицетворял собой идол Бафомет, которому будто бы поклонялись рыцари Храма - вполне возможно, что в верованиях рыцарей, традиции и атрибуты которых они создавали десятилетиями, причудливым образом смешались ненависть к > и. к самому Папе Римскому.

Ведь ни что не ценили Храмовники столь высоко, как абсолютную независимость и власть над всем и всеми. Настолько они уверовали в своё могущество, что как раз по этой причине и были разгромлены так легко и быстро.

Но помимо мистики и теологии, есть у храмовников загадки и более материального плана.

И за многие века, начиная с 1307 года, не переводились желающие найти и казну ордена, и его архив.

Обнаружатся ли они когда-нибудь? Ведь теперь для историков архивы ордена, пожалуй, не менее драгоценны, чем все собранные за века тамплиерами сокровища.

О том же, что учённые и по сей день не теряют надежды, свидетельствует гипотеза, выдвинутая не так давно французским исследователем Жаном де Майе. Она хоть и кажется на первый взгляд неожиданной и неправдоподобной, однако все звенья её выстраиваются довольно стройной цепочкой.

Учёный обратил внимание на одну странность, связанную с орденом Храма. Дело в том, что был он настолько могущественным, что и свою собственную монету чеканил. Однако почему-то не из золота, как все другие, кто имел на это право, а из серебра.

Ещё одна странность: среди тех морских портов, которыми владели тамплиеры, есть один - Ля-Рошель, - назначение которого не очень понятно: лежит он в стороне от всех торговых морских путей того времени. А между тем крепость-порт Ла-Рошель защищали сильные стены, вели туда семь дорог из разных мест Франции.

А вдобавок к этим странностям нашлось и любопытное свидетельство о том, что в ночь накануне арестов выехали из Парижа три крытые повозки, сопровождаемые сильным конвоем. Груз должен бал прибыть в один из портов, принадлежащих ордену, где его дожидались корабли.

Сопоставляя все эти факты, французский учёный и предположил: задолго до Колумба. тамплиеры плавали в Америку, и именно для этой цели служил им порт Ля-Рошель. В повозках же, вывезенных из Парижа, вероятнее всего находились сокровища и архив Ордена.

Вы спросите, а где подтверждения? Есть и они. Ведь уже знаем, что монеты храмовники чеканили из серебра, а оно хлынуло в Европу большим потоком именно из Америки и только после того, как корабли европейцев регулярно стали плавать через океан.

Другое подтверждение нашлось в национальном архиве Франции: одна из древних грамот скреплена печатью ордена, на котором можно рассмотреть. изображение человека в уборе из перьев, какие носят индейцы.

В принципе ничего нет невероятного в том, что корабли храмовников способны были плавать в Америку,- ведь викинги отправлялись туда на гораздо менее совершенных кораблях за века до основания ордена. Именно на судах храмовников, между прочим, впервые в Европе появился компас. А если храмовники и в самом деле нашли путь в Новый Свет, вряд ли стали бы афишировать такое открытие - ведь загадочность, таинственность сопоставляли самую суть ордена.

Хотя могущество Ордена было подорвано, его символику продолжали использовать. Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров белым полотнищем с красным восьмиугольным крестом.

Недавно в Шотландии была обнаружена старинная часовня Росслин. Возможно, часовня является хранилищем несметных сокровищ рыцарей тамплиеров. Мы не знаем, что ждёт исследователей внутри таинственного замка могущественных рыцарей. С полной уверенностью можно сказать лишь, что древняя часовня рыцарей Храмовников и в наши дни, как и тысячи лет назад, остаётся символом истинной веры и беззаветного служения своему делу.

Имя тамплиеров окутано ореолом слухов и тайн. Через шестьсот лет после гибели орден превратился в своеобразный бренд, доходами от которого кормится целая индустрия. Оккультисты доказывают, что рыцари нашли в подвалах Храма Соломона Святой Грааль и стали обладателями тайного знания. Кладоискатели спорят, куда же канули несметные сокровища тамплиеров. А некие «осведомленные источники» намекают, что могущественная организация не погибла, а законспирировалась и образовала «теневое правительство», которое до сих пор правит миром.

Как же было на самом деле? В 1119 г. в Иерусалиме, сообщает средневековый историк Вильгельм Тирский, «дворяне из рыцарского рода, христиане, которые посвятили жизнь Богу, обязали себя служением ему. Пои их правилам, жить нужно было без имущества, соблюдать обет целомудрия и послушания. Первыми из наставников были Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер. Ни у кого из них не было постоянного места жительства, король дал им приют в южном крыле своего дворца, неподалеку от Храма Господня».

За двадцать лет до этого события, в 1099 г., в результате Первого крестового похода было основано Иерусалимское королевство. В городе было относительно спокойно, но в его окрестностях бродили толпы головорезов, убивавших христианских паломников сотнями. Король Балдуин II не имел мощной армии, и горстка рыцарей вызвалась обеспечивать безопасность паломников, прибывающих в Святую Землю. Первоначально этих смельчаков было всего девять, все французы. Они назвали свой орден «Бедные рыцари Xpиста и Храма Соломона», но неофициально их называли тамплиерами, или храмовниками («храм» по-французски temple - «тампль»).

В отличие от членов монашеских орденов, тамплиеры были военными, могли носить оружие и проливать кровь. В остальном они давали обычные монашеские обеты: не стяжательства, целомудрия и послушания. На печати ордена изображены два всадника, сидящие на одной лошади. Утверждают, что сначала рыцари были так бедны, что имели только одного коня на двоих. Когда период нищеты миновал, изображение стали трактовать как символ единства духовного начала и воинского долга, а также отсутствия у рыцарей гордыни (ибо гордый человек никогда не сядет так на лошадь).

Вскоре Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер отправились во Францию, где занялись пропагандой идей ордена и вербовкой сторонников, прежде всего среди юношей аристократии, и дворянства. Им начали жертвовать земли, доходы, денежные суммы. В орден вступали десятки людей. Идеологически начинание поддержал святой Бернард Клервоский - крупный духовный лидер той эпохи. Он был родственником одного из первых тамплиеров - Андре де Монбара. Сначала святой Бернард написал хвалебный трактат «Слава новому рыцарству», а затем сочинил латинский устав ордена, насчитывающий 72 статьи. По предложению Бернара цветом одежды тамплиеров был выбран белый, позднее они стали нашивать на одежду красные кресты, как и все участники Крестовых походов.

В январе 1128 г. по инициативе святого Бернарда был созван собор в Труа, на котором папа Гонорий II утвердил орден, его устав и назначил Гуго де Пейна первым Великим магистром. Первоначально орден делился на два сословия: братья-шевалье (рыцари из благородных семей) и братья-сержанты (оруженосцы, Лажи, солдаты и др.). Рыцарям запрещалось отступать в бою, пока над полем реял хоть один христианский флаг, участвовать в междоусобицах, проливая кровь единоверцев. Каждый воин мог иметь не более трех коней. Также не допускались излишества в одежде, праздные разговоры, игры в кости и шахматы.

Братья коротко стриглись, не брили бород, спали в общей комнате (дортуаре), где всю ночь горел огонь. Мясо разрешалось вкушать дважды в неделю для поддержания сил. Охотиться было позволено только на львов, которые во множестве водились в Палестине и представляли реальную угрозу. Членами ордена не могли быть женщины. Женатые мужчины допускались на временную службу, но без права ношения белых одежд. Постепенно в составе ордена было выделено еще одно сословие - священники, которые не могли проливать кровь. Великий магистр имел практически неограниченную власть. Вся организация ордена была идеальной для военного времени. В отличие от чисто монашеских орденов, тамплиеры имели определенную земную миссию - защиту Святой Земли от неверных. Для этого требовались немалые средства, добывание которых стало основной задачей западноевропейских командорств ордена.

На протяжении XII и XIII веков они вели активную хозяйственную деятельность: собирали пошлины, заключали сделки, получали ренты. Кто-то жертвовал им амбар или луг под покос, а кто-то замок или целое графство. Основой благосостояния и могущества тамплиеров стали три документа. Папская булла Omne datum optimum от 29 марта 1139 г. даровала им автономию от местных светских и духовных властей. Фактически храмовники подчинялись напрямую только римскому папе. Булла Milites Templi от 9 января 1144 г. давала индульгенцию (искупление грехов) всем жертвующим на орден. Булла Milicia Dei от 7 апреля 1145 г. разрешила тамплиерам строить особенные орденские церкви, в которые сразу устремились толпы верующих.

Тамплиеры известны своей банковской деятельностью. Вначале это было вызвало необходимостью снизить риски паломников в Святую Землю. Чтобы не путешествовать с наличными ценностями, человек мог сдать деньги в кассу тамплиеров в Париже или Лондоне, а получить в Иерусалиме, предъявив чек. Причем сумму он получал конвертированной в местную валюту! Затем орден начал давать деньги в долг под довольно низкий процент - 10%). Ставка самых популярных ломбардских банкиров составляла 24%, а еврейских - 40%.

Конкуренцию ломбардцам и евреям тамплиеры не составляли, потому что, опасаясь обвинений в ростовщичестве, выдавали ссуды прежде всего на паломничества и выкуп пленных христиан. Они были хорошими экономистами. В 1204 г. брат ордена Эймар стал казначеем французского короля Филиппа II Августа, в 1263 г. ту же должность при дворе Людовика IX занял брат Амори де Ла-Рош. В массовом сознании слово «тамплиеры» прочно ассоциировалось с честными и отважными воинами, идущими на смерть за веру. Так, восьмой Великий магистр Одо де Сент-Аман попал в плен к султану Саладину в битве при Шатле и умер в плену. Он отказался быть выкупленным, заявив: «Тамплиер может предоставить в качестве выкупа только свой пояс и боевой кинжал».

Ситуация изменилась после первых серьезных неудач крестоносцев на Святой Земле. В 1187 г. в битве при Хаттине погибло около 17 тысяч христианских воинов, в том числе костяк ордена тамплиеров. 230 тамплиеров были взяты в плен, подвергнуты пыткам и казнены. После битвы при Хаттине армия Саладина вошла в Иерусалим, его жители стали заложниками мусульман. В Европе был распущен слух, что тамплиеры отказались выкупить пленников и 16 тысяч христиан по их вине стали рабами.

Потеряв Иерусалим, государство крестоносцев продолжало сопротивляться еще сто лет. Новой штаб-квартирой ордена стала Акра. В 1291 г. Акра пала под ударами арабов. В городе было около 900 тамплиеров, которые героически оборонялись. Их последним оплотом стала башня, под которую разъяренный султан велел подвести мину. Почти все защитники Акры погибли при взрыве под обломками и, в том числе Великий магистр Гийом де Боже.

После 200 лет тяжелой борьбы Европа потеряла Святую Землю, а орден храма - свое боеспособное ядро; сотни профессиональных воинов, подчиненных жесткой дисциплине. Выжившие тамплиеры эвакуировались на дружественный остров Кипр. В1293 г. последним, 23-м Великим магистром был избран Жак де Моле - немолодой человек и не очень гибкий политик. Свою миссию он по прежнему видел в отвоевании Гроба Господня у неверных и несколько раз предлагал папе дорогостоящие проекты новых экспедиций в Палестину.

Жак де Моле не чувствовал, что политическая ситуация изменилась, Европа потеряла интерес к Крестовым походам, а враги и завистники ордена усилились и искали способа прибрать к рукам его богатства. Катастрофа разразилась в пятницу, 13 октября 1307 г. Король Франции Филипп IV Красивый, самый могущественный монарх Европы, не потерпел существования на своей территории неподконтрольной ему военизированной структуры. В ходе беспрецедентной даже по (Сегодняшним меркам карательной операции в один день были схвачены все тамплиеры во Франции и многие - в других странах. Под давлением Филиппа IV операцию поддержал папа Климент V). Начался долгий процесс над членами орденам с применением самых чудовищных пыток.

Королевская пропаганда не жалела черных красок, доказывая, что именно грехи тамплиеров привели к потере Святой Земли. Под пытками братья, которыми во Франции были в основном ветераны новобранцы или «хозяйственники», признавались, что при вступлении в орден отрекались от Христа, плевали на крест, предавались содомии и поклонялись некому идолу Бафомету в виде человеческой головы с белой бородой. Как только пытки прекращались, узники отказывались от нелепых показаний. За семь лет процесса было устроено несколько публичных сожжений особенно несговорчивых храмовников в назидание другим.

Так, 12 мая 1310 г. пятьдесят четыре тамплиера были казнены в предместье Парижа. Несмотря на это, многие братья и руководство ордена приняли решение до конца защищать свою честь. Тогда 22 мая 1312 г. папа Климент V издал буллу Vox in excelso о роспуске ордена Храма. Его имущество было конфисковано и передано ордену госпитальеров. 18 марта 1314 г. на костер возвели двух измученных семилетним заключением стариков - Жака де Моле и приора Нормандии Жоффруа де Шарне. 0ни приняли смерть с достоинством и мужеством.

Охваченный языками пламени великий магистр в последний момент прокричал: «Папа Климент! Король Филипп! Не пройдет и года, как я призову вас на Суд Божий. Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!» Проклятие сбылось, и это послужило дополнительным аргументом в пользу легенды о магии тамплиеров. Папа умер уже через 33 дня после казни. у него начались колики в животе, предположительно дизентерия, от которой лекари прописали ему пить толченые изумруды. В результате 20 апреля камни окончательно разорвали ему кишки.

Короля Филиппа смерть настигла 29 ноября: на охоте с ним случился инсульт, и он упал с лошади. Парализованного короля принесли в замок, где он вскоре скончался. В течение следующих 14 лет умерли все его сыновья, получившие прозвище «проклятых королей». Династия Капетингов, правившая Францией с 987 г., пресеклась.

К большому разочарованию инициаторов разгрома тамплиеров, сокровища ордена так и не нашли. Их до сих пор ищут в подземельях рыцарских замков всей Европы, вплоть до Украины и Латвии. Существуют самые разные версии: от той, что богатства ушли на строительство знаменитых готических соборов, до той, что их нашли и вывезли в Аргентину нацисты во время Второй мировой войны. Из романа в роман кочует сюжет о 15 загадочных галерах, которые вышли в пятницу, 13-го из порта Ла-Рошель и исчезли в Атлантике.

Некоторые исследователи утверждают, что тамплиеры пытались совместить несовместимое - рыцарскую честь и финансовую деятельность, а потому, естественно, обанкротились. Ведь у действительно богатой корпорации всегда нашлись бы влиятельные защитники.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама